Научная статья на тему 'Реализация межпредметной интеграции при обучении физике'

Реализация межпредметной интеграции при обучении физике Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODERN INTELLECTUAL EDUCATION / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / MATHEMATICAL METHODS / ПРОФИЛИЗАЦИЯ / PROFILING

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Ломакина Елена Сергеевна

Сформулированы требования к учебному материалу по физике: обучение физике должно быть взаимосвязано со специальными дисциплинами и базироваться на рассмотрении конкретных процессов и явлений, относящихся к профессиональной деятельности будущего специалиста. Преподаватели физики должны иметь ясное представление о специальности, которой обучаются студенты и тому, какие именно знания физики и навыки могут понадобиться будущим специалистам в их практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF CROSS-CURRICULUM INTEGRATION WHEN TEACHING PHYSICS

The requirements for training materials on Physics are the following: physics classes must be interconnected with subspecialties and based on the examination of specific processes and phenomena related to the profession of the future specialists. Physics teachers should have a clear understanding of the profession, the students are going to have, and of knowledge and skills the future professionals may need in their practice.

Текст научной работы на тему «Реализация межпредметной интеграции при обучении физике»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

СЕКЦИЯ «ГЕОФИЗИКА»

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Ломакина Елена Сергеевна

канд. пед. наук,

доц. Национального минерально-сырьевого университета «Горный»,

РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: smilll@mail.ru

IMPLEMENTATION OF CROSS-CURRICULUM INTEGRATION WHEN TEACHING PHYSICS

Elena Lomakina

candidate of Science, assistant professor of National Mineral Resources University (Mining University),

Russia, Saint-Petersburg

АННОТАЦИЯ

Сформулированы требования к учебному материалу по физике: обучение физике должно быть взаимосвязано со специальными дисциплинами и базироваться на рассмотрении конкретных процессов и явлений, относящихся к профессиональной деятельности будущего специалиста. Преподаватели физики должны иметь ясное представление о специальности, которой обучаются студенты и тому, какие именно знания физики и навыки могут понадобиться будущим специалистам в их практической деятельности.

ABSTRACT

The requirements for training materials on Physics are the following: physics classes must be interconnected with subspecialties and based on the examination of specific processes and phenomena related to the profession of the future specialists. Physics teachers should have a clear understanding of the profession, the students are going to have, and of knowledge and skills the future professionals may need in their practice.

Ключевые слова: современное интеллектуальное образование; математические методы; профилизация.

Keywords: modern intellectual education; mathematical methods; profiling.

Одним из наиболее перспективных образовательных направлений является реализация межпредметной интеграции в обучении. Почему мы так считаем?

Экстенсивный путь развития образования во многом себя исчерпал. Нельзя до бесконечности обогащать запас конкретных знаний. Сегодня требуется другое: современное и интеллектуальное образование. Студенты в стенах вуза должны максимально подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Им придется работать в сфере современных технологий и техники, а здесь изменения происходят очень быстро.

Междисциплинарный подход к обучению может быть реализован и посредством самостоятельного приобретения студентом знаний из разных дисциплин и использованием их при решении профессиональных задач [3, с. 35], но в контексте этой статьи мы обращаем внимание на следующее: обучение физике должно быть взаимосвязано со специальными дисциплинами и базироваться на рассмотрении конкретных процессов и явлений, относящихся к профессиональной деятельности будущего специалиста. Преподаватели должны иметь ясное представление, какие знания физики будут востребованы специалистом в его практической деятельности: для успешного изучения геофизики преподаватели должны быть знакомы с современными применяемыми геофизическими методами для поисков, разведки и разработки месторождений нефти и газа.

На занятиях по математике обучение математическим методам, применяемым в физике, следует проводить на конкретных примерах. Такой подход позволяет сделать изложение более понятным и убедительным, так как конкретные примеры и ограничения, вытекающие из самой постановки физической задачи, более доступны

пониманию студентов, чем громоздкие и многочисленные условия и оговорки, необходимость которых (при абстрактном рассмотрении) совсем не очевидна.

Геофизические методы поисков и разведки полезных ископаемых основаны на изучении различных естественных (геомагнитных, гравитационных, электромагнитных, геотермических, ядерно-физических полей и упругих колебаний) и искусственно созданных физических полей (электрогенераторами, взрывами и невзрывными источниками, источниками ионизирующих излучений), изменения которых определяются неоднородностью состава, строения, изменчивостью свойств земной коры и происходящими в ней процессами. Измерения параметров этих полей ведутся на поверхности Земли, в воздухе и под землёй.

К геофизическим полям относятся:

1. Тепловое поле Земли.

2. Поле силы тяжести.

3. Магнитное поле Земли.

4. Электромагнитное поле Земли.

Все названные естественные (природные) и искусственные (техногенные) геофизические поля являются неуправляемыми, т. е. они существуют помимо воли исследователей, использующих их для решения тех или иных задач по изучению оболочек Земли, в том числе и с экологическими целями. Специально для геофизических исследований Земли, поисков и разведки полезных ископаемых, решения инженерных, технических и экологических задач, широко используются управляемые поля.

Понятие поле используется в физике для обозначения совокупности значений некоторой физической величины, заданной в каждой точке пространства или его области. Если каждой точке М пространства V поставлено в соответствие определенное значение некоторой скалярной величины и (М), то говорят, что в пространстве V определено скалярное поле этой величины. Например, температура воздуха в разных точках пространства образует поле температур, атмосферное давление - поле давлений, а значение потенциала точечного заряда в разных точках пространства - поле электростатического потенциала.

Поскольку каждая точка М поля определяется своими координатами х, у, z, то задание скалярного поля эквивалентно заданию некоторой скалярной функции и (х, у, z). Эта функция, помимо координат точки, может зависеть и от других скалярных аргументов, например, времени t.

Скалярное поле вида и(М) = и(х, у, х) называется стационарным, а скалярное поле вида и(М) = и(х, у, х, /) — нестационарным. В дальнейшем мы будем рассматривать только стационарные поля, а функцию и(х, у, х) считать дифференцируемой и имеющей непрерывные частные производные до второго порядка включительно.

Пусть скалярное поле и(М) имеет в точке М0 значение и0. Предположим, что при перемещении Д8 по направлению вектора 8 мы приходим из точки М0 в точку М, где скалярное поле имеет значение и. При этом перемещении приращение скалярного поля Аи = и — и0. Предел отношения приращения Ди к численному

значению перемещения ДS обозначается ди / дБ и называется производной скалярного поля и(М) в точке Мо по направлению 8:

Значение этой производной существенно зависит от выбора направления 8, и ее ни в коем случае нельзя путать с обычной частной производной по скалярному параметру 5".

Производная скалярного поля и(М) в точке М0 по направлению 8 равна скорости изменения скалярного поля в указанной точке по направлению S и является величиной скалярной (это видно из формулы (1)).

Чтобы выяснить зависимость производной ди / дБ от направления дифференцирования 8, рассмотрим те точки поля, в которых и(М) принимает одинаковые значения. Совокупность таких точек образует некоторую поверхность, которая называется поверхностью уровня или эквипотенциальной поверхностью. Уравнения поверхностей уровня имеют вид:

На рис. 1 изображено сечение плоскостью чертежа нескольких поверхностей уровня, соответствующих значениям скалярного поля и(М), равным и0 —Аи , и0 и и0 +Аи . Например, в поле точечного электрического заряда или заряженного шара поверхностями уровня электростатического потенциала являются концентрические сферы, а в поле заряженных длинной нити или бесконечного цилиндра -коаксиальные цилиндры.

ди Аи — = пш-

дБ аб ^о АБ

(1)

и(х, у, х)=С, C =

СибАК Естественные и математические науки в современном мире www.sibacmlo_№4 (39). 2016г

Пусть единичный вектор нормали n к поверхности уровня и0 , направленный в сторону возрастания скалярного поля, проходит, как показано на рис. 1, а любое другое направление задано вектором S. Выразим производные по направлению du / dS и du / dn и учтем, что

Л

и(Мп) = u(Ms), u(Ms) - и(Мо) = hu и MM„ = MM cos(n, S). Тогда имеем:

_ди_ Ит u(Ms)-u(M0) — _ u(Mnu(M0)

dS MM M0MS ' дп MoMn M0M„

или в более компактной форме

du Am du Au — = lim -, — = lim -,

dS M0Ms MM dn MM MM

откуда с учетом предыдущих замечаний видно, что

du du ,

— = — cos(n, S) (2)

dS dn

Если ввести вектор (ди/дп) п и единичный вектор сг = Ъ

ди ди

направления 8, то ди / можно представить в виде — = — (п. сг).

Вектор —п, направленный в данной точке Мо по нормали

дп

к поверхности уровня в сторону возрастания скалярного поля и численно равный производной скалярного поля в точке Мо по нормали, называется градиентом скалярного поля (термин «градиент» происходит от латинского слова gradiens — шагающий) и обозначается

ди

^аа и = — п.

дп

Следовательно, выражение (2) можно переписать в виде

ди Л

— = и ■ а = и\ совСп, Б) = ^ас1х и (3)

дБ

где: 5 - единичный вектор направления 8.

Таким образом, производная скалярного поля и по направлению 8 равна проекции вектора grad и на направление 8. Из выражения (3) следует, что направление вектора grad и - это направление наиболее быстрого возрастания скалярного поля и, а направление - п -направление наиболее быстрого убывания этого поля. В направлениях г, касательных к поверхностям уровня, значение скалярного поля не изменяется: ди/дт = 0 (рис. 1).

Зависимость значения производных ди / дБ от направления 8 можно изобразить с помощью геометрического построения. Выберем на поверхности уровня и точку М0 и проведем из этой точки вектор grad и. Опишем шаровую поверхность, проходящую через точку М0; диаметр этой поверхности М0Ы = |ягаа ы| (рис. 2). Если 8 —

произвольное направление, то

— = и-(т = \ ^ас1 и I совСп, Б) = М0Ж совСп, Б) = М0М, дБ

где: учтено, что ZNMMo=л/2.

Рисунок 1. Поверхности уровня

Рисунок 2. Геометрическое построение

Если ввести прямоугольную декартову систему координат х, у, х с ортами ех,еу и е7, то, согласно выражению (3), получим:

ди ди , ди

и = ^Т , 8гаау и = —, Бгааг ы = —.

дх у ду д2

Отсюда:

ди ди ди | , | (диV ( ди^2 ( диУ

^=дхех +дУеу+&е, |ёгаЙи| = 1д~х) Чду) +(д2)

В качестве примера рассмотрим скалярное поле, образованное модулями радиусов-векторов всех точек пространства и (М) = |г|,

. . 12 2 2 где |г| = г^х + у + 2 .

Определим grad|r|:

,I | дг дг дг §ГаЙ1Г =^Г ех ^ е у ^ е х =

2 У

д* * ду у дг 2 2^хГ+уУУГ+7 х 2^ХХГ+уУГ+1

-е, +

22

2^х2 + у2 + 22

■е =

хех + уе + хе2 г

ф2 + у2 + 22

■ = тт = г

Таким образом, grad|r|=r0 — единичный вектор, направленный по радиусу-вектору г.

г

Этот пример дает возможность вычислять градиенты любых функций, зависящих от численного значения радиуса-вектора г. Например, если u = /(г), то

согласно правилу дифференцирования сложной функции [1, с. 8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тепловое поле Земли cвязано с тепловой энергией горных пород и его можно оценивать по температуре пород. Источниками тепла Земли являются:

1. Гравитационная дифференциация на ранних этапах развития Земли.

2. Радиоактивный распад в верхних оболочках Земли (урана, тория, калия и др.)

3. Химические реакции в недрах Земли с выделение тепла.

4. Трение оболочек Земли в результате приливных и отливных явлений со стороны Луны.

5. Бомбардировка поверхности Земли кометами, при падении которых разогреваются верхние оболочки Земли.

Тепловое поле существует за счет неравномерного нагревания вещества Земли - горных пород, вод и воздуха, в результате чего возникает пространственная неравномерность распределения температуры. Источниками термического поля являются внутренние и внешние процессы.

Тепловой поток, поднимающийся из недр Земли, позволяет судить не только о строении, но и о возрасте Земли. Тепловой поток мы можем наблюдать только на поверхности планеты. Он зависит от температурного градиента в измеряемой точке и определяется формулой

где: X - теплопроводность горных пород, grad Т - геотермический градиент. Понятно, что для положительного теплового потока температура горных пород должна убывать отсюда знак минус в формуле. Геотермический градиент - это изменение температуры с углублением от поверхности земли на единицу длины.

Все темы общей физики должны усиливаться примерами прикладного характера применительно к специальности. Профили-

ёг

(5)

ц = — Л^раОТ

(6)

зация при этом заключается в выборе приоритетов и в иллюстрациях

применения физики.

Список литературы:

1. Болсун А.И., Гронский В.К., Бейда А.А. Методы математической физики: учеб. пособие. Мн.: Выш. шк., 1988. - 199 с.

2. Кошелева А.О. Педагогическая интеграция как вектор модернизации высшей школы в процессе формирования конкурентоспособности специалистов / А.О. Кошелева, М.А. Архипенко // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». - № 2. Т. 1 - М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 156 с. - С. 20-25.

3. Наумкин Н.И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности в процессе обучения общетехническим дисциплинам Автореф. дис. док. пед. наук. - Москва, 2009. - 69 с.

4. Наумкин Н.И. Междисциплинарная интеграция инженерного образования в процессе формирования у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности / Н.И. Наумкин, Е.П. Грошева // Наука и образование. - 2008. - № 6 (54). - С. 46-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.