Научная статья на тему 'Реализация личностного потенциала студентов в процессе обучения иностранному языку в технических вузах'

Реализация личностного потенциала студентов в процессе обучения иностранному языку в технических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / TECHNICAL UNIVERSITY / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONALITY POTENTIAL / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОДГОТОВКИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION / ESP / COMPETENCY POTENTIAL OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов А.Н.

В статье поднимается проблема реализации личностного потенциала обучающегося при осуществлении образовательной деятельности по программам основной и дополнительной языковой подготовки в техническом вузе. Через призму этой проблемы рассматриваются подходы к проектированию содержательного компонента вариативных форм профессионально ориентированного языкового образования и обобщается опыт ряда технических вузов в осуществлении подобной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of the personality potential of learners within programmes in foreign languages: a case study of technical universities

The paper deals with the concepts and approaches to the realization of the personality potential of a foreign language learner being engaged in programmes of basic and further professional education. The value of the presented materials is in the summation of the relevant experience that has been accumulated at Russian technical universities in terms of the application of various optional formats of language training.

Текст научной работы на тему «Реализация личностного потенциала студентов в процессе обучения иностранному языку в технических вузах»

УДК 378

А. Н.Кузнецов

кандидат педагогических наук, доцент; директор Института профессионального образования и подготовки научно-педагогических кадров для системы ДПО ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»; e-maiL: a.kuznecov@apkpro.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

В статье поднимается проблема реализации личностного потенциала обучающегося при осуществлении образовательной деятельности по программам основной и дополнительной языковой подготовки в техническом вузе. Через призму этой проблемы рассматриваются подходы к проектированию содержательного компонента вариативных форм профессионально ориентированного языкового образования и обобщается опыт ряда технических вузов в осуществлении подобной деятельности.

Ключевые слова: технический вуз; иностранный язык для специальных целей; личностный потенциал; компетентностный потенциал подготовки; дополнительное профессиональное образование.

A. N. Kuznetsov

PhD (Pedagogy), Associate Professor;

Director of the Institute of Professional Education

and Teacher Training for Further Education;

Academy of Professional Development and Re-training of Educators; e-mail: a.kuznecov@apkpro.ru

REALIZATION OF THE PERSONALITY POTENTIAL OF LEARNERS WITHIN PROGRAMMES IN FOREIGN LANGUAGES: A CASE STUDY OF TECHNICAL UNIVERSITIES

The paper deaLs with the concepts and approaches to the reaLization of the personality potential of a foreign language learner being engaged in programmes of basic and further professionaL education. The vaLue of the presented materiaLs is in the summation of the relevant experience that has been accumulated at Russian technical universities in terms of the application of various optional formats of language training.

Key words: technical university; ESP; personality potential; competency potential of training; further professionaL education.

Несмотря на то, что разработка проблематики учета личностного компонента при реализации дисциплины «Иностранный язык» и интеграции иноязычного компонента подготовки в общую канву образования ведется уже несколько десятилетий [Мильруд 1992; Зимняя 2001; Кузнецов 2004 и др.], подготовка по иностранному языку в неязыковом вузе, по сути, всё еще рассматривается в качестве апикального компонента подготовки к профессиональной деятельности [Леднев 1989], т. е. она до сих пор не является структурно и содержательно интегрированной в систему высшего образования, тесно связанной с другими его аспектами.

В ряде ведущих вузов России, в том числе в вузах-участниках «Проекта 5/100» (проекта повышения конкурентоспособности российских университетов) [Распоряжение 2012; Постановление 2013] при обучении иностранным языкам реализуется общегуманистическая направленность подготовки. В качестве цели ставится обучение / освоение иностранного языка как инструмента обеспечения, во-первых, активной общесоциальной коммуникативности и, во-вторых, удовлетворения потребностей личности в межкультурном общении, не связанном с профессиональным взаимодействием. При подобном целеполагании структура содержания подготовки является функционально неполной, в частности, потому, что она не учитывает ни особенности личности учащихся, ни комплекс профессионально значимых умений и качеств, которые могут быть сформированы посредством реализации компетентностного потенциала рассматриваемой дисциплины [Кузнецов 2014].

Влияние обучения иностранным языкам на развитие психики [Мильруд 1992; Зимняя 2001], аксиологические аспекты языкового образования [Аксиология 2013], а также возможность комплексного формирования профессиональной, социальной и учебной компетент-ностей [Кузнецов 2016; Крупченко, Кузнецов 2014] рассматривалась и ранее, но проблема реализации личностного потенциала учащихся в современных условиях требует специального и глубокого исследования.

На наш взгляд, подобные теоретические и практические исследования могут проводиться по двум направлениям:

• проектирование учебных материалов, соответствующих поставленной задаче обучения;

• проектирование методики работы (лингводидактической технологии) с этими материалами.

Ведущими лингводидактическими принципами в данном случае должны стать следующие:

• учет требований компетентностного подхода;

• профессионализации и опережающего профессионального развития;

• комплексного формирования профессиональной иноязычной компетентности;

• ориентированности и мотивированности к предстоящей профессиональной деятельности;

• функциональности подготовки;

• непрерывности подготовки;

• учета индивидуальных траекторий профессионального развития;

• требований к педагогическому составу и уровню компетентности каждого преподавателя [Крупченко, Кузнецов 2014].

Принимая во внимание особенности современно контекста российского образования [Федеральный закон ... 2012; Приказ ... 2017], при обучении иностранным языкам в вузах нелингвистической направленности должны учитываться, с одной стороны, требования стандартов (профессиональных и образовательных), регламентирующих номенклатуру трудовых функций, общекультурных (универсальных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций, и, с другой стороны, действительные потребности личности учащегося (обоснованные и мотивированные) [Кузнецов 2014].

По сути, в языковой подготовке на первый план выходит развитие профессионально значимых качеств личности [Кузнецов 2014]. И в данной связи при проектировании как содержания, так и технологий подготовки по иностранному языку актуальным становится обращение к концепции двойной детерминации содержания подготовки, о которой писал В. С. Леднев еще в 1980-х гг. [Леднев 1989]. Он выделял:

• структуру совокупного объекта усвоения (языковой и речевой материал иностранного языка, переводческая техника, коммуникативные стратегии и пр.);

• структуру предстоящей профессиональной деятельности (сфера профессиональной коммуникации, элементы профессионального дискурса, ценности, система и этика профессионального взаимодействия и др.).

В соответствии с положениями социальной психологии [Кудинов 2016] целесообразно рассматривать проблему реализации личностного потенциала учащихся в соотнесении с двумя следующими уровнями самореализации личности:

• внешним, подразумевающим социализацию как социальное принятие, признание индивидуальности, признание авторитета, в некоторых случаях - подчинение со стороны других;

• внутренним, под котором понимается саморазвитие личности, а также ее самоактуализация (самоосознание и внутреннее позиционирование в структуре сообщества).

Рекомендуется учитывать и характер дисциплины «Иностранный язык» как дидактической области - «беспредметной» [Зимняя 2001], или, точнее, «общепредметной» [Кузнецов 2016]: для реализации потенциала личности обучающихся преподаватели могут закладывать в учебно-методические материалы практически любое содержание и палитру лингводидактических технологий.

В этом контексте важно рассмотрение функций подготовки, роль и место дисциплины «Иностранный язык» в вузе. В качестве основной функции может рассматриваться формирование личности специалиста, в том числе через реализацию компетентностного потенциала иноязычной подготовки. В этой связи нами выдвигается предположение о том, что в неязыковом вузе иностранный язык рационально использовать двуедино: с одной стороны, в качестве средства познания, получения дефицитарной для данной личности информации, которая недоступна на родном языке. С другой стороны, для вооружения студента средством достижения общественного принятия: выпускники, владеющие иностранными языками, имеют и более высокий статус (уровень признания) в обществе, и большие возможности самопозиционирования на рынке труда (трудоустройства).

Необходим пересмотр основ преподавания предмета «Иностранный язык»: этого требует подход, в рамках которого рассматривается феномен современной профессиональной личности. В данном контексте заслуживает, например, внимание позиция Л. В. Яроцкой, рассматривающей личность, полноценно реализующуюся в профессии, через профессию и одновременно созидающую ценности этой профессии [Яроцкая 2016]. Таким образом, в вузе целесообразно формирование мотивационно-личностного аспекта профессионального сознания личности.

В качестве дополнительных функций дисциплины могут рассматриваться следующие:

• формирование профессиональной иноязычной компетентности;

• формирование общекоммуникативной компетентности - способности и готовности к общению;

• формирование частнокоммуникативной компетентности -способности и готовности к общению на конкретном языке;

• способствование усвоению и освоению иноязычной информации;

• формирование культурологической компетентности (посредством анализа лакун и соотнесения концептов в разных культурах);

• профессиональная ориентация;

• повышение мотивированности к учебной деятельности;

• повышение мотивированности к предстоящей профессиональной деятельности;

• когнитивное развитие (развитие механизмов переключения, анализа, синтеза, переноса смыслов, модификации текста и др.)1 .

Для реализации представленных функций дисциплины «Иностранный язык» рекомендуется - наряду с практическими занятиями - организация ряда мероприятий в рамках дополнительного профессионального образования в контексте реализации концепции создания языковой среды вуза. Данные мероприятия призваны способствовать развитию универсальных и общепрофессиональных компетенций. Они должны проводиться системно, на регулярной основе и в объеме не менее 16 часов [Федеральный закон ... 2017]. Приведем несколько примеров.

Пример 1. Работа студенческого научного общества позволяет обучающимся раскрыть не только свой научно-творческий потенциал, но и - через участие в конференциях, методологических семинарах и встречах с ведущими учеными - обрести уверенность в собственных силах, получить признание в сообществе (пусть, возможно, и местном), развить умения в области публичных выступлений. Для нас значимо, что это позволит совершенствовать компетентность студентов в области иностранных языков: используя материалы, публикуемые в международных - преимущественно англоязычных - журналах (что является

1 Более подробное описание перечисленных функций дисциплины см. [Кузнецов 2014].

неотъемлемым компонентом качественной научной работы в современных условиях), обучающиеся развивают умения в области чтения и перевода профессиональных текстов, что дает им возможность в будущем с большей вероятностью самореализоваться в качестве специалистов.

Пример 2. Можно рекомендовать и организацию публичного лектория на иностранных языках, способствующего когнитивному развитию, ознакомлению с научно-технологическими новациями и элементами профессиональной культуры стран изучаемого языка; всё это в определенной степени позволяет выявить предикторы успешности дальнейшей профессиональной деятельности выпускников [Кудинов 2016]: если участник лектория проявляет тенденцию к когнитивному развитию, стремление к освоению новаций и интерес к профессиональным практикам за рубежом, можно констатировать определенную готовность обучающегося к самореализации в профессиональной сфере.

Пример 3. Участие в программах международной академической мобильности, а также в производственных практиках за рубежом позволяет студентам не только получить дефицитарную профессиональную и социальную (межкультурную) информацию, но и самореализовываться в качестве «проводников культуры». При этом важно помнить, что вуз должен организовать специальные программы целенаправленной подготовки к участию в этих мероприятиях; и для обеспечения подобных программ должны быть созданы и использованы специализированные учебно-методические комплексы, такие как, например, «Английский язык для академической мобильности» [Английский язык 2017].

Пример 4. Организация профессионально ориентированных спецкурсов на иностранных языках (особенно ориентированные на совместное обучение российских и зарубежных студентов) создает условия для профессионального развития и студентов, и преподавателей. Представители обоих названных категорий участников этих образовательных форм приобретают дополнительные умения (коммуникативные, презентационные, информационные), общественное признание в соответствующих профессиональных сообществах и ориентированность на межкультурное сотрудничество. А за счет применения в рамках подобных курсов системы смешанного обучения (blended learning), являющегося одним из системных из требований, достигается развитие у обучающихся мотивированности к учебной деятельности и ответственности за собственный профессионально-личностный результат.

Пример 5. Системная подготовка к участию в творческих конкурсах, в том числе в международных конкурсах переводов и проектов на

иностранных языках (существующая, например, в РГАУ-МСХА), создает предпосылки для раскрытия и реализации научно-творческого и общепрофессионального потенциала студентов.

В заключение необходимо еще раз акцентировать внимание на том, что при проектировании содержания и технологий подготовки по иностранному языку в вузе целесообразно учитывать:

• значимость профессионально ориентированной подготовки для раскрытия и развития личностного потенциала обучаемого / учащегося;

• вариативность форм, методов и средств основной и дополнительной подготовки в вузах с целью обеспечения раскрытия и развития профессионально-личностного потенциала обучаемого / учащегося, в том числе через эффективное использование элементов языковой среды вуза;

• значимо сть компетентно стного потенциала содержания дисциплины «Иностранный язык» для развития профессионально-личностного потенциала учащегося.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аксиология иноязычного образования : монография / колл. авт. М. : Изд. АП-

КиППРО, 2013. 150 с. Английский язык для академической мобильности : учебник для студ., преподавателей и администраторов технических университетов / под ред. Т. Ю. Поляковой. М. : Изд. центр «Академия», 2017. 256 с. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. 432 с. Крупченко А. К., Кузнецов А. Н. Современный уровень и перспективы развития профессиональной лингводидактики // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина». 2014. № 1. С. 76-81. Кудинов С. И., Кудинов С. С., Айбазова С. Р. Ценностно-смысловые предикторы самореализации личности : монография. М. : РУДН, 2016. 232 с. Кузнецов А. Н. Как подготовка по иностранному языку способствует развитию профессиональной, социальной и учебной компетентностей студентов // Теория и практика обучения иностранному языку в системе профессиональной подготовки. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016. С. 34-44. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 14 (753). Сер. Педагогические науки.) URL : libranet.linguanet.ru/prk/Vest/14_753.pdf

Кузнецов А. Н. Компетентностный потенциал дисциплины (на материале образовательной области «Иностранный язык») : монография. М. : ФГБОУ ВПО МГАУ, 2014. 114 с.

Кузнецов А. Н. Ориентация содержания и технологии иноязычной подготовки в техническом вузе на личность студента // Психолого-педагогические и методические проблемы управления качеством языковой подготовки в неязыковых вузах. М. : МГЛУ, 2004. С. 103-116. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 497. Сер. Лингводидактика.)

Леднев В. С. Содержание образования: учебное пособие. М. : Высшая школа, 1989. 360 с.

Мильруд Р. П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе : дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992. 541 с.

Постановление Правительства РФ от 16.03.2013 № 211 (ред. от 15.11.2017) «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». URL : минобрнау-ки.рф/документы

Приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». URL : минобрнауки.рф/документы/10620

Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2012 № 2006-р (ред. от 12.03.2016) «Об утверждении плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». URL : минобрнау-ки.рф/документы

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации». URL : www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174

Яроцкая Л. В. Иностранный язык и становление профессиональной личности (неязыковой вуз) : монография. М. : Триумф, 2016. 258 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.