Научная статья на тему 'Реализация личностно ориентированного и компетентностного подходов к обучению в условиях вуза'

Реализация личностно ориентированного и компетентностного подходов к обучению в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плещёв Владимир Васильевич

В статье приводится описание личностно ориентированного подхода в американской и российской системах высшего образования. Определяются понятия компетентностного подхода, потенциальной компетентности и др. Приводится описание концепции личностно ориентированного и компетентностного подходов в условиях вуза, назначение и структура разработанной АИС «Вариант + ВУЗ», реализующей предложенную концепцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плещёв Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация личностно ориентированного и компетентностного подходов к обучению в условиях вуза»

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры информационных систем в экономике Уральского государственного экономического университета

ПЛЕЩЁВ Владимир Васильевич

Реализация личностно ориентированного

и компетентностного подходов к обучению в условиях вуза

Пример личностно ориентированного подхода к обучению дает американская система высшего образования, которая Отличается от российской следующим (элементы индивидуально ориентированного подхода выделены в тексте курсивом). В США абитуриент сначала поступает в вуз и только потом определяется с выбором дальнейшей специальности (тогда как в России вчерашний школьник делает свой выбор еще до поступления в вуз). Срок обучения не ограничен - можно в любой момент прервать обучение и продолжить его через несколько лет. Основной формой учебных занятий является лекция, которая читается для потоков. Понятия «академическая группа» (в российском понимании) в американских вузах не существует. Каждый студент учится по индивидуальной программе и посещает лекции по своему выбору. Лекции длятся от 50 минут до 2 часов с переменой в 10 минут. Кроме лекций есть еще занятия в небольших группах, или семинары. Обычно в них участвуют от 5 до 30 студентов. Семинар, как правило, проводится на продвинутых уровнях обучения и предполагает тесное взаимодействие между студентами и преподавателем. Почти все вузы предлагают студентам возможности индивидуальных занятий с преподавателем. Часто занятия в классе представляют собой дискуссию между преподавателем и студентами. От того, насколько активно студент участвует в дискуссиях или обсуждениях, может зависеть итоговая оценка. За 4 года обучения студент обязан прослушать цикл дисциплин, после чего ему может быть присвоена академическая степень бакалавра. Для этого студент должен набрать определенное число зачетных единиц и сдать требуемые экзамены. Традиционными дисциплинами, подлежащими изучению, являются общенаучные предметы, а также дисциплины по выбору. Выбор предметов изучения зависит от студента. При поступлении в американский университет или колледж нет необходимости сразу выбирать будущую специальность, важнее выбрать основной предмет изучения. Можно выбрать и двойную специализацию

(например, математика и экономика). Раз в полгода или чаще студент встречается с куратором (академическим советником), который рекомендует, какие дисциплины избрать по данной специальности, консультирует и направляет студента. От куратора в процессе обучения зависит многое - именно он помогает студенту составить индивидуальную программу обучения, соответствующую его жизненным планам. Первые год-два обучения - это преимущественно общее образование и знакомство с широким спектром научных дисциплин, что позволяет студенту сориентироваться в многообразии различных областей знаний и увидеть связь между ними. Сначала студент присматривается и решает, что ему ближе: например, экономика или программирование. На первом году обучения студент может выбрать самые разные курсы по любой дисциплине. На втором году обучения происходит специализация. К концу этого года студент уже знает, какую дисциплину он будет изучать углубленно, и в соответствии с этим записывается на потоки. В течение последних двух лет обучения основное внимание уделяется специальным предметам. Экзамены в американских вузах обычно сдают два раза в течение одного семестра: один в середине, второй - в конце. Форму проведения экзаменов выбирает преподаватель. Это может быть письменный или устный экзамен либо зачет. Экзамены и зачеты можно пересдавать несколько раз (отчислению американские студенты не подлежат). Если степень бакалавра свидетельствует о приличном общем образовании, то магистерская степень в США ориентирует на специализированную деятельность. Этот уровень обучения относится к последипломному образованию. Получив магистерскую степень, специалист может продолжить обучение по докторской программе. Данные программы ориентированы на четко специализированное обучение и самостоятельное научное исследование. По окончании докторантуры (от 2 до 3 лет) соискатель представляет свою научную работу, защищает ее, и ему присваивается степень доктора философии.

Практически невозможно реализовать в полном объеме такой подход в условиях российского образования без его кардинального изменения, но отдельные элементы - можно. К таким элементам можно отнести следующие: для различных форм (индивидуальное, дистанционное, заочное, дополнительное, ускоренное, переподготовка и др.) и ступеней (бакалавр, специалист, магистр, аспирант, докторант) обучения применять различные средства и методы обучения; делить академические группы на небольшие подгруппы по уровням подготовки и потребностей студентов; проводить дифференциацию учебного материала (при обязательном соблюдении требований ГОС) по уровням изучения (например, начального, основного и углубленного) или по ступеням обучения, по отдельным академическим группам (подгруппам), формам обучения или для отдельных студентов (особенно это необходимо при внебюджетных дистанционных, заочных и индивидуальных формах обучения или переподготовке специалистов). Требования ГОС достаточно общие, что позволяет в широком диапазоне по объему и содержанию формировать учебный материал для изучения при составлении индивидуальных учебных программ по дисциплинам.

Введем следующие основные термины и понятия, которые используются при оценке и оптимизации индивидуальных вариантов обучения по отдельным дисциплинам или циклу (возможно охватывающему всю специальность) учебных дисциплин (далее - просто индивидуальных вариантов обучения):

компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для продуктивной деятельности в отношении них [2];

компетентность - деятельные индивидуальные способности и качества личности, владеющей компетенциями, определяющие возможность личности принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ней в процессе продуктивной деятельности, а также умение ориентироваться в организационной среде [1];

условная цена учебного элемента - количественная экспертная оценка (по десятибалльной шкале) вероятности использования в будущей профессиональной деятельности полученных знаний, навыков и умений [1];

потенциальная компетентность - компетентность, формируемая в процессе обучения, существующая в скрытом виде, проявляющаяся в практической деятельности и равная произведению уровня изучения учебного элемента и значения его условной цены. Компетентность как интегральная характеристика личности может проявляться только в процессе практической деятельности будущего специалиста. Но она не может возникнуть на «пустом месте». Будучи результатом обучения, она формируется из результатов изучения отдельных учебных элементов: обучаемый получает новые знания, навыки и умения (формируются элементы профессиональной компетенции) и развивает свои способности принимать правильные решения и профессионально решать задачи, эффективно используя полученные знания и навыки в учебном процессе, максимально приближенном к практической работе (формируются элементы будущей компетентности). Поэтому учебные элементы можно оценивать с точки зрения их значимости в формируемом результате обучения как потенциальной теоретической возможности формирования компетентности будущего специалиста. Оценку этой значимости будем называть потенциальной компетентностью, формируемой учебным элементом. Логично предположить, что знания, получаемые на более высоких уровнях изучения, имеют большую ценность при формировании компетентности, так как отражают их глубину (компетентный специалист имеет глубокие знания в некоторой области) [1];

учебная рентабельность - частное от деления условной цены на нормативное учебное время, затрачиваемое на изучение учебного элемента. Этот показатель характеризует эффективность использования учебного времени с точки зрения получения новых знаний и навыков (вне зависимости от уровня изучения) наподобие показателя уровня экономической рентабельности, в котором затратами является учебное время, а прибылью - получаемые новые знания, умения или навыки, оцененные значением показателя условной цены. Учебная рентабельность косвенно отражает сложность учебного элемента (очевидно,

что сложный учебный материал требует больше времени на изучение и освоение, чем более простой, с большей учебной рентабельностью) [1];

уровень потенциальной компетентности - частное от деления значения потенциальной компетентности на нормативное учебное время, затрачиваемое на изучение учебного элемента. Это понятие аналогично понятию учебной рентабельности, но уже по отношению к потенциальной компетентности. Оно характеризует эффективность использования учебного времени с позиции получения потенциальной компетентности [1].

Л. Н. Толстой совершенно справедливо отмечал: «Мудрость не в том, чтобы много знать, - всего знать мы никак не можем. Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания - самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны». Компетентностный подход как раз и направлен на то, чтобы при ограниченных временных ресурсах на обучение студент мог получить максимально возможный объем не любых, а именно нужных знаний и умений необходимых в будущей профессиональной деятельности, т. е. потенциальной компетентности. Введение вышеперечисленных терминов и показателей позволяет построить математическую модель максимизации по требуемым показателям (обычно формируемой потенциальной компетентности) при ограниченных ресурсах (обычно временных) и автоматизировать процесс формирования и оценки оптимального индивидуального варианта обучения.

Совмещение этих подходов неизбежно приводит к необходимости формирования в короткое время для каждого студента или небольшой группы студентов индивидуальных учебных планов, программ и учебно-методичес-ких комплексов (УМК), максимально возможных по уровню потенциальной компетентности (или других показателей). Без информатизации практическая реализация этих подходов невозможна. Одним из вариантов решения этой задачи может быть использование нового класса методических систем обучения - адаптивных методических систем формирования компетентности (АМСФК) [1]. Под АМСФК понимается: совокупность взаимосвязанных компонентов критериального, целевого, содержательного, инструментальнотехнологического, операционно-деятельностного, контрольно-регулировочно-го и оценочно-результативного назначения, обеспечивающих построение и реализацию индивидуальной траектории обучения и формирование максимально возможной потенциальной компетентности будущего специалиста при заданных условиях.

Применение АМСФК реализует следующую педагогическую технологию: формирование базовых вариантов (наиболее полных, фундаментальных и избыточных для конкретных вариантов) обучения по учебным дисциплинам; автоматическое формирование из базовых или других вариантов новых индивидуальных вариантов и их автоматизированная или автоматическая адаптация и оптимизация; обучение по индивидуальным вариантам; контроль степени сформированности потенциальной компетентности и уже по его результатам корректировка текущих или формирование новых индивидуальных вариантов для следующего этапа обучения и т. д.

Данная концепция реализована в разработанной автором статьи (при финансовой поддержке РГНФ: проекты 05-06-06069а, 06-06-00276а) автоматизированной информационной системе (АИС) «Вариант + ВУЗ». Эта система интегрирует уровни «Студент», «Преподаватель», «Кафедра», «Деканат», «Ректорат». Все уровни взаимосвязаны и имеют единую базу данных.

На уровне «Кафедра» формируются учебные планы по специальностям с указанием итоговой учебной нагрузки по видам занятий по семестрам (в принятом в Минобрнауке Шахтинском варианте формы учебного плана) и по неделям, контрольных мероприятий, ведущих кафедр и преподавателей по дисциплинам и др. Предусмотрены средства импорта-экспорта учебных планов и программ. При необходимости могут формироваться индивидуальные учебные планы для отдельных студентов или групп студентов. В соответствии с учебными планами автоматически формируется учебная нагрузка по кафедрам и преподавателям.

На уровне «Преподаватель» на основе ГОСов и учебных планов по специальностям преподавателями создаются базовые учебные программы (в которых для каждого детального учебного элемента (пункта программы) указываются: учебное время по видам занятий, номер уровня изучения и условная цена) и базовые электронные УМК (учебные пособия, презентации, тесты, экзаменационные вопросы и др.), а из них в автоматизированном режиме формируются далее оптимальные индивидуальные рабочие программы и электронные УМК для отдельных студентов или группы для различных форм обучения. Для дополнительного анализа и оценки качества учебных программ и планов формируются аналитические таблицы со значениями, выбираемыми пользователем, показателей оценки (всего около 70): учебного времени по видам занятий; условной цены, потенциальной компетентности; уровней учебной рентабельности, потенциальной компетентности; рейтингов различных видов и уровней и др. Анализ проводится по уровням учебной программы (например, по первому уровню - темы или главы) и по дисциплинам учебного плана. По результатам подобного анализа можно скорректировать вариант обучения в нужном направлении (например, исключить из варианта обучения малоценные или низкорентабельные учебные элементы, дополнить его новыми, более ценными учебными элементами, пересмотреть экспертные оценки условных цен учебных элементов). Процесс можно повторять до тех пор, пока параметры варианта обучения не станут оптимальными с точки зрения преподавателя, формирующего этот вариант. Если вариант обучения охватывает всю специальность, то можно найти наилучший по выделенным показателям индивидуальный учебный план по специальности. Учебные программы формируются (при этом учебное время по видам занятий и учебным элементам автоматически перераспределяется за счет самостоятельной работы так, чтобы фактические итоги по дисциплине совпадали с соответствующими значениями нагрузки из учебного плана) и выводятся в виде документов с общепринятыми или расширенными формами, которые содержат дополнительные учебные параметры оценки. Автоматически формируются экзаменационные билеты по дисциплинам и государственного итогового комплексного экзамена.

На уровне «Студент» студент получает индивидуальный электронный УМК, который представляет собой локальную базу данных (с СУБД Access). В мультимедийных полях базы данных хранится учебный и дополнительный материал (УМК) в виде документов Word, презентаций, рисунков, видеороликов и т. д. Эта база формируется путем автоматического импортирования из общей базы данных нужных для студента индивидуальных вариантов обучения и УМК. Для ориентации в учебном процессе студент может посмотреть учебный план по дисциплине за весь период обучения или за отдельный выбранный (обычно текущий) семестр. Студент выбирает дисциплину и пункты варианта обучения по этой дисциплине. Для каждого учебного пункта студенту выводится учебный и контрольный материал для изучения и выполнения практических и любых других работ, предусмотренных учебными планами и программами. После изучения материала студент самостоятельно тестируется, по результатам тестирования ему выводится содержание пунктов плохо усвоенного учебного материала для повторного изучения, и так до тех пор пока учебный материал не будет усвоен. Варианты ответов могут задаваться в виде объектов мультимедиа. Предусмотрено несколько типов анализаторов ответов - выбор одного или нескольких верных из списка предложенных или ввод ответа. Имеются средства шифрования, анализа и контроля тестов, сбора и статистической обработки результатов тестирования. Для подготовки студентов к экзаменам выводится список экзаменационных вопросов. Наличие и применение электронного УМК особенно необходимо при дистанционной и заочно-вечерней формах обучения, в которых велика доля самостоятельного изучения.

На уровне «Деканат» создается база данных с информацией о студентах, группах, специальностях, преподавателях, подразделениях; на основе учебных планов по специальностям формируются экзаменационные и аттестационные ведомости и листы, списки и экзаменационные листы для должников по успеваемости; сводные ведомости успеваемости; статистические и аналитические документы и справки о студентах и их успеваемости и др. Результаты аттестаций и экзаменационных сессий вводятся в базу данных. Все выдаваемые учебные документы и справки автоматически нумеруются и регистрируются в электронном журнале регистрации и выдачи документов и справок.

На уровне «Ректорат» формируется итоговая аналитическая информация в целом по вузу и его подразделениям.

Для защиты от несанкционированного доступа предусмотрены средства шифрования информации; блокировки изменения параметров запуска; задания имен пользователей, паролей и номеров вариантов обучения и учебных планов, доступных пользователю, с соответствующими полномочиями на администрирование, удаление, корректировку и добавление новых вариантов.

Основными отличиями от других систем информатизации учебного процесса являются: реализация личностно ориентированного и компетентност-ного подходов к обучению; хранение учебных планов и программ в текстовом виде, а не в виде отсканированных документов; наличие средств автоматизированного формирования базовых и индивидуальных электронных УМК,

учебных планов и программ, оценки их качества по различным показателям (уровням потенциальной компетентности и учебной рентабельности, условной цене и др.); наличие обратной связи (определение по результатам тестирования плохо усвоенного учебного материала для повторного изучения); интеграция всех уровней учебного процесса в единую АИС «Вариант + ВУЗ».

К главным трудностям при внедрении можно отнести психологический барьер: привычку преподавателей и сотрудников подразделений работать с отдельными бумажными документами, в лучшем случае на уровне Word или Excel; неверие в то, что в конечном итоге их работа по созданию учебных планов, программ, электронных УМК, учебной и другой документации будет автоматизирована и они получат дополнительные возможности по улучшению качества учебного процесса; необходимость обучения (обычно в пределах нескольких часов) на компьютере применению предлагаемой системы. Для преодоления этого барьера нужны соответствующие организационно-административные, обучающие и поощрительные меры.

Внедрение данной системы позволит создать единую для образовательного учреждения автоматизированную инструментально-технологическую и информационно-педагогическую среду, которая обеспечит унификацию учебных документов, электронных УМК, информатизацию всего процесса обучения с применением личностно ориентированного и компетентностного подходов.

Литература

1. Плещвв В. В. Проектирование и реализация адаптивных методических систем формирования компетентности специалистов в области разработки компьютерных приложений. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2005.

2. Хуторский А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2.

***

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.