IMPLEMENTATION OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY WITHIN THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
OF ORGANIZATION 1 2 Zorinova A.K. , Sorokina E.V. (Russian Federation)
Email: [email protected]
1Zorinova Alina Konstantinovna - Master of Management, 2Sorokina Elena Vladimirovna - PhD Candidate in Politics, Assistant Professor, INTERNATIONAL INDUSTRIAL MANAGEMENT AND COMMUNICATION DEPARTMENT, BALTIC STATE TECHNICAL UNIVERSITY, SAINT-PETERSBURG
Abstract: this article analyzes the emergence history of the CSR concept and reviews the existing approaches to the implementation of this concept. The main purpose of the article is to show the interconnection between CSR and sustainable development concepts, as well as to identify what organizations could be considered to be socially responsible ones. The article examines the national peculiarities of CSR in Russian organizations. In the conclusion it is said about the role of CSR in management of organization. Keywords: corporate social responsibility, CSR, socially responsible business, social policy, corporate governance, sustainable development, stakeholder theory, stakeholder, organization, triple bottom line concept, CSR in Russia.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РАМКАХ УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 12 Зоринова А.К. , Сорокина Е.В. (Российская Федерация)
1Зоринова Алина Константиновна - магистр по менеджменту, 2Сорокина Елена Владимировна - кандидат политических наук, доцент, факультет международного промышленного менеджмента и экономики, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье проанализирована история возникновения понятия «корпоративная социальная ответственность» и произведен обзор существующих подходов к реализации данной концепции. Главная цель статьи заключается в том, чтобы показать взаимосвязь КСО и устойчивого развития, а также выявить, какие организации можно определить как социально ответственные. В статье рассматриваются национальные особенности КСО, которые свойственны организациям в России. Сделан вывод о роли КСО в экономической деятельности организации. Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность (КСО), социальная ответственность бизнеса, социальная политика, корпоративное управление, устойчивое развитие, теория стейкхолдеров, стейкхолдер, организация, концепция тройного критерия, КСО в России.
На фоне интенсивного развития процессов глобализации, роста экологических проблем и переоценки роли бизнеса в обществе, ученых различных социальных и гуманитарных дисциплин заинтересовал такой феномен как корпоративная социальная ответственность (КСО) [4, с. 104]. История концепции КСО началась еще в середине XX века, и на сегодняшний день существуют различные подходы к ее определению.
Первое упоминание о социальной ответственности бизнеса было зафиксировано в работе Г. Боуена в 1953 году. На данном этапе ответственность перед обществом
посредством благотворительности и меценатства нес предприниматель (как физическое лицо), который воспринимался отдельно от предприятия [1, с. 35].
Далее, в период с 1960 по 1967 годы, в работах К. Дэвиса и К. Волтона происходит расширение границ социальной ответственности с предпринимателя на его компанию в целом. К. Дэвис дает следующее определение КСО: это «обязанность лиц, принимающих решения, осуществлять действия, ориентированные не только на удовлетворение их собственных интересов, но также на защиту и приумножение общественных богатств» [8, с. 23].
Выдающийся ученый М. Фридман (1970) считал, что ответственность бизнеса перед обществом заключается в увеличении прибыли своих акционеров. Он обуславливал это тем, что увеличивая прибыль, часть социальных задач компании решается автоматически, и дает такой пример: выплачивая налог за свою деятельность, предприятие помогает государству в осуществлении социальных программ и предоставлении населению рабочих мест. Данный подход получил название «теория корпоративного эгоизма» [6, с. 159].
В противовес теории М. Фридмана, Комитет экономического развития США в 1971 году представил «теорию корпоративного альтруизма», которая объединила экономическую и социальную составляющие корпоративной ответственности бизнеса. Согласно данной точке зрения, основная цель бизнеса и его социальные функции заключались в том, чтобы «плодотворно служить потребностям общества» [4, с. 11].
Теория, сформулированная А. Кэроллом в 1979 году, считается одной из наиболее значимых на сегодняшний день и представляет собой комплексный подход к определению КСО. Согласно данному подходу, КСО можно представить в виде пирамиды, состоящей из четырех уровней ответственностей [7, с. 39-48]:
• Экономическая ответственность - отождествляется с базовой функцией бизнеса на рынке товаров и услуг - удовлетворением потребностей потребителей и получением прибыли.
• Правовая ответственность - заключается в соблюдении бизнесом законов, зафиксированных в правовых нормах.
• Этическая ответственность заключается в том, чтобы деятельность бизнеса соответствовала ожиданиям общества и помимо правовых норм следовала нормам морали.
• Филантропическая ответственность - заключается в добровольном участии организации в осуществлении социальных программ и содействии развитию благосостояния общества.
Э. Фриман (1984) предложил одну из наиболее актуальных в настоящее время теорий - «теорию заинтересованных сторон» или «теорию стейкхолдеров». Согласно данной теории организация несет ответственность не перед всем мировым обществом в целом, а лишь перед той его частью, которая непосредственно тем или иным способом причастна к деятельности организации [9, с. 27]. К ним относятся: государство, организации, местное сообщество, СМИ, инвесторы, акционеры, сотрудники, конкуренты, поставщики, потребители и др. Учитывая интересы всех сторон, компания вырабатывает подходящую стратегию поведения. Отсюда следует, что стейкхолдеры оказывают влияние на разработку управленческих решений организации и в то же время сами оказываются под их воздействием. В свете данной теории КСО представляет собой «рациональный отклик компании на систему противоречивых ожиданий заинтересованных сторон, направленный на устойчивое развитие компании» [3, с. 22].
На сегодняшний день, как на глобальном уровне, так и на локальном общепризнанной целью стало достижение устойчивого развития, которое обуславливается сохранением окружающей среды в единстве с обеспечением социального и экономического благополучия. Как отмечает Ю.Е. Благов, концепция
КСО представляет собой интерпретацию концепции устойчивого развития на микроэкономическом уровне [2, с. 169]. Другими словами, концепция устойчивого развития обращена к проблематике формирования уравновешенной глобальной системы, в то время как концепция КСО направлена на изучение и достижение устойчивости на меньшем уровне - уровне организаций/предприятий.
Основываясь на пирамиде КСО предложенной А. Кэроллом, можно сказать, что социально ответственной считается та организация, которая выполняет минимальный набор обязательств, предусмотренных законодательством, таких как: своевременная уплата налогов, регулярная выплата заработной платы, уважение прав человека, соблюдение законов по охране окружающей среды и трудового права. А так же принимает на себя исполнение дополнительных или добровольных обязательств, отвечая общественным запросам и своим интересам, а именно [1, с. 91]:
• Экологические обязательства: переработка отходов производства и очистка сточных вод; ограничение вредных выбросов в атмосферу; использование энерго и ресурсосберегающих технологий; экономия потребления ресурсов и принятие мер по их поддержанию и восстановлению.
• Социальная политика: осуществление социальных инвестиции, профессиональное развитие персонала, участие в локальных и международных проектах спонсорского и благотворительного характера, связанных с поддержкой спорта, культуры, образования, ведение диалога со стейкхолдерами и повышение прозрачности своей деятельности посредством регулярной социальной отчетности (экологический отчет, отчет о КСО и экологической ответственности и отчет по устойчивому развитию).
• Корпоративное управление (экономика): поддержка малого и среднего бизнеса, поддержание деловой репутации организации за счёт надежных отношений с поставщиками и клиентами, улучшение качества своих продуктов и услуг, разработка собственной деловой этики.
Следует отметить, что концепция КСО, как и концепция устойчивого развития, находится в процессе своего формирования. Для каждой страны, с учетом влияния ее культурных особенностей, характерна своя национальная модель КСО.
На основании особенностей исторического развития, национального менталитета и иных экономических, социальных и политических факторов, реализация КСО в России отличается от моделей, представленных выше. Анализируя историю нашей страны, можно сказать, что истоки социально ответственного поведения исходят со времен Российской империи, правда тогда целью предпринимателей было достижение собственной выгоды - авторитета и репутации в обществе. В советский период государство играло большую роль в обеспечении благ общества, а также предоставляло работникам предприятий льготы на медицину и образование [5, с. 29].
В настоящее время за счет увеличения числа зарубежных компаний, функционирующих на территории Российской Федерации, происходит закрепление концепции КСО в нормах государственного права, и, в силу возрастающей конкуренции, российские организации начинают развитие в области КСО. Для них свойственно сужение круга заинтересованных лиц до владельцев компании, работников и правительства. Потребители, поставщики и местное сообщество отходят на второй план. Социальная отчетность зачастую осуществляется на нерегулярной основе и ориентирована в основном на государство и акционеров. Однако главной проблемой невозможности полноценного осуществления КСО является недостаточный уровень осведомленности общества об этом феномене, а также недопонимание предприятиями значимости данного процесса и его полезности для достижения устойчивого развития. На сегодняшний день организации, осуществляющие КСО, сами обозначают пределы реализации своей социальной ответственности, ставя в приоритет удовлетворение личных интересов [5, с. 30].
В качестве заключения, можно сказать, что КСО является своего рода философией организации экономической и социальной деятельности компании, которая стремится к собственному развитию, заботится об обеспечении достойных условий работы и оплаты труда своих сотрудников, проявляет содействие развитию общества и принимает меры для сохранения окружающей среды для будущих поколений.
Список литературы /References
1. Белоусов К.Ю. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании // ПСЭ. № 1 (45), 2013.
2. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010.
3. Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегического управления. Российский журнал менеджмента. № 3, 2004.
4. Петухов Константин Алексеевич. Феномен корпоративной социальной ответственности в странах Запада // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 2010. № 3.
5. Симонова Л.М., Аникеева О.П., Бердина Л.А. Модели корпоративной социальной ответственности // Всероссийский журнал научных публикаций, 2013. № 5 (15).
6. Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2006. Carroll A.B., 1991. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders. Business Horizons. 34 (4).
7. Davis K., Blomstrom R. Business and Society: Environment and Responsibility. McGraw_Hill: N.Y., 1975.
8. Freeman E. Strategic management: A stakeholder approach. Boston: Pitman., 1984.
9. Social Responsibilities of Business Corporations. New York: Committee for Economic Development, 1971.