Научная статья на тему 'Реализация концепций эффективности в финансовом управлении предприятием'

Реализация концепций эффективности в финансовом управлении предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козловская Эра Анатольевна, Кваша Надежда Владимировна

Увеличение текущей стоимости предприятия является индикатором возрастания полезности собственников предприятия. Представленная в статье модель является оптимизационной моделью распределения финансовых ресурсов между группой бизнес-единиц на основе принципа максимизации стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The increase in current cost of the enterprise is the indicator of increase of utility of proprietors of the enterprise. The model presented by clause is оптимизационной model of distribution of financial resources between group business-units on the basis of a principle of maximization of cost.

Текст научной работы на тему «Реализация концепций эффективности в финансовом управлении предприятием»



коммерческие банки, играющие ключевую роль в финансово-кредитных системах своих регионов, зачастую связанных с органами государственной власти, крупнейшими предприятиями. Ориентированность на регион определяет взаимозависимость состояния и динамики экономических показателей региона и финансового положения СРКБ, поэтому именно данные субъекты хозяйствования играют заметную роль в росте макроэкономических показателей за счет:

— развития предприятий промышленности, торговли, сельского хозяйства и т.п. с помощью кредитных инструментов;

— удовлетворения потребностей населения в кредитных средствах на основе взвешенной и консервативной политики размещения средств, что, с одной стороны, формирует более качественный кредитный портфель, с другой, укрепляет имидж кредитной организации в глазах населения;

— перераспределения финансовых ресурсов внутри региона в отличия от межрегиональных

банков, в особенности таких крупных как Сбербанк РФ, которые перераспределяют ресурсы между регионами, задерживая развитие одних территориальных образований и интенсифицируя развитие других;

— и т. п.

СРКБ, с нашей точки зрения имеют как сильные, так и слабые стороны своего положения. К сильным сторонам можно отнести: крупные, в регионе дислокации, масштабы деятельности, опыт работы, учитывающий региональную специфику, часто связь с органами государственной власти. Существенной слабой стороной СРКБ является то, что интегрируясь в экономическую систему региона данные субъекты становятся зависимыми от динамики и направления ее развития, и возможные недостатки такие как, низкий платежеспособный спрос населения, неразвитость, спад, кризис, стагнация того или иного рынка, в полной мере сказываются на положении СРКБ.

Козловская Э.А., Кваша Н.В.

Реализация концепции эффективности в финансовом управлении предприятием

Основной задачей экономики (экономической организации или экономической системы) является наиболее полное с точки зрения полученного результата и наиболее эффективное с точки зрения использования имеющихся для достижения результата ограниченных ресурсов удовлетворение экономических потребностей и интересов общества в целом и отдельных его членов.

Вопросы эффективности деятельности экономических субъектов в мировой экономической теории исследуются довольно давно. В трудах советских экономистов проблема экономической эффективности рассматривалась на уровне общественного производства в целом, что объясняется полной централизацией функций экономического планирования, производства и распределения произведенных материальных и нематериальных благ в руках государства в условиях господства общественной собственности на средства производства при социализ-

ме. Результативность деятельности конкретного предприятия интересовала плановые и контролирующие органы на уровне соответствия возложенным на него в ходе централизованного планирования функциям в системе общественного производства в масштабах всей страны. Промышленность представляла собой часть общественного социалистического производства, а отдельное предприятие являлось основным звеном промышленного производства, его важнейшей составляющей частью. Следовательно, основная цель и критерий эффективности производства для отдельно взятого предприятия совпадали с целью и критерием экономической эффективности для промышленности и общественного производства в целом. Разница заключалась лишь в конкретизации и дифференциации целей и критериев эффективности при соблюдении общего правила непротиворечивости целей и критериев эффективности на уровне отдельного предприятия (более низкого

иерархического уровня) целям и критериям эффективности общественного производства в целом (высшего уровня иерархии).

Проблема эффективности деятельности предприятий в условиях рынка обсуждается в нашей стране сравнительно непродолжительное время. Однако на протяжении этого периода уже появилась довольно обширная литература, уделяющая значительное внимание вопросам определения экономической эффективности, ее содержания, показателям и методике оценки. В обыденном сознании понятие эффективный означает дающий наибольший результат каких-либо действий, деятельности. В экономической литературе по вопросам эффективности деятельности высказываются различные, нередко противоположные точки зрения и единого понимания до сих пор не достигнуто.

В рамках неоклассической экономической теории рассматриваются производственная и экономическая эффективность предприятия. Производственная эффективность определяется как количество выработки на единицу ресурса. Следовательно, предприятие работает эффективно, когда количество выработки на единицу ресурса максимально. Если известна производственная функция предприятия Q = ДХ1, Х2, ...,X) (где Q — объем производства; Х1, Х2, ..., Хп — затрачиваемое количество различных ресурсов) и бюджет для покупки необходимых ресурсов ТС = РХ1 X Х1 + + РХ2 X Х2 + ... РХП X X (где рхр РХП — это

цены потребляемых ресурсов), то необходимо найти такие значения Х1, Х2, ..., Хи, при которых производственная функция Q = Д(Х1, Х2, ..., Хи) достигает своего максимума, при существующих бюджетных ограничениях.

В «Современном экономическом словаре» под экономической эффективностью понимается результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата; достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости [3]. Таким образом, дискуссия по п оводу определения эффективности деятельности предприятий и ее сущности в основном разворачивается вокруг двух вопросов: что принять в качестве экономического результата деятельности предприятия, и каким именно затратам его отнести.

В неоклассической теории экономическая эффективность фирмы определяется как точка, в ко-

торой прибыль фирмы (разность между доходами и расходами) достигает максимума. Если ТС = = р(0) — это функция совокупных издержек (где Q — объем выпуска), а ТЯ = Р X Q — это функция совокупного дохода (где Р — рыночная цена продукта, причем цена и объем продаж связаны между собой функцией спроса на продукт), то прибыль, получаемая фирмой (П), как разница между совокупным доходом и совокупными издержками фирмы П = ТЯ - ТС, будет максимальна

йТЯ йТС „ в следующем случае---= 0.

Следует отметить, что неоклассическая теория не занималась рассмотрением поведения и оценкой результатов деятельности конкретной фирмы. Данная теория позволяла объяснять и предсказывать изменения существующих цен и объема произведенной продукции в результате действия рыночных сил. Кроме того, экономическая эффективность характеризуется не абсолютным значением полученного экономического результата, а отношением данного результата к затратам факторов и ресурсов его обусловившим.

Современные подходы не отрицают положений неоклассической теории, а скорее, на его основе предлагают методики, направленные на практическое применение концепции эффективности в управлении предприятием.

Отход от понимания эффективности предприятия исключительно как максимизации прибыли на вложенный капитал произошел по причине того, что использовании прибыли в качестве показателя результата деятельности предприятия обладает рядом недостатков:

1. Прибыль, является краткосрочным показателем, и ее использование как критерия не позволяет учесть долгосрочный аспект.

2. Показатель прибыли в явном виде не учитывает требуемую цену за использование капитала, и трудности вызывает сравнение показателей в различные периоды времени, например через изучение системы временных предпочтений инвестора.

3. Показатель прибыли (особенно рассчитанный в соответствии с современными бухгалтерскими правилами) слабо отражает фактические объемы и сроки возникновения денежных потоков.

На современном этапе в качестве наиболее комплексного показателя эффективности деятельности используется текущая стоимость капитала предприятия (текущая стоимость предприятия, или просто стоимость предприятия), РУ.

Существующие методы, позволяющие определять стоимость предприятия, условно можно разделить на три группы:

а) методы, базирующиеся на определении стоимости отдельных активов, которыми владеет оцениваемое предприятие (имущественный подход);

б) методы, основанные на анализе конъюнктуры фондового рынка (как биржевого, так и внебиржевого), а точнее сделок, совершенных с акциями или долями уставного капитала предприятий, аналогичных оцениваемому (рыночный подход);

в) методы, основанные на анализе доходов оцениваемого предприятия (доходный подход).

Методы различных групп позволяют рассматривать стоимость предприятия под различными углами зрения, поэтому определение стоимости предприятия как инструмента мониторинга ее изменения должна осуществляться на основе всех существующих подходов.

В то же время для целей разработки инструментария управления стоимостью предприятия сравнительный и имущественный подходы практически не применимы. Основной проблемой применения сравнительного подхода при разработке методического и инструментального аппарата систем управления стоимостью является необходимость выбора предприятий-аналогов для расчета стоимости. В российской экономике фондовый рынок не достаточно развит, финансовая информация, публикуется в отчетах, как правило, искажена в целях ухода от налогообложения. Кроме того, при сопоставлении объекта оценки и предприятия аналога в расчетах должны быть сделаны корректировки на сопоставимость сравниваемых объектов, что в значительной степени является субъективным процессом, и во многом результат оценки зависит от мнения оценщика. Что касается имущественного подхода, то он не может рассматриваться как подход, на основе которого будет строиться управление стоимостью, так как рост стоимостью имущества предприятия не может являться критерием эффективности финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия.

Для целей разработки инструментария управления стоимостью предприятия доходный метод оценки, по нашему мнению, применим в наибольшей степени.

Фундаментальное определение стоимости актива было впервые дано и объяснено И. Фишером. Согласно его определению «Стоимость капитального актива, равняется сумме текущих (при-

веденных) стоимостей всех будущих поступлений денежных потоков, порождаемых данным активом».

Определение И. Фишера было формализовано Д. Вильямсом в модели, согласно которой, капитальный актив имеет две взаимосвязанные абсолютные характеристики: объявленную (рыночную) цену и теоретическую (внутреннюю) стоимость [4]. Под рыночной ценой предприятия понимается рыночная цена капитала предприятия (пакета акций, совокупности паев и т.п.). Внутренняя (теоретическая) стоимость предприятия (именно этот показатель мы называем текущей стоимостью капитала или просто стоимостью предприятия) может быть рассчитана по формуле (1):

'=т

РУ

СЕ

+ 0''

(1)

где С¥( — ожидаемый свободный денежный поток предприятия в 1-м периоде;

— требуемая доходность инвестированного в предприятие капитала;

Т — срок экономической жизни предприятия.

Свободный денежный поток предприятия обычно определяется как фактический денежный поток от основной деятельности предприятия, то есть совокупный посленалоговый денежный поток, создаваемый предприятием и доступный всем поставщикам капитала [1].

Устойчивое равенство рыночной и внутренней стоимости предприятия достигается только на совершенных рынках капитала. В общем случае рыночная цена предприятия является функцией нескольких переменных, а именно: внутренней стоимости предприятия, макроэкономических факторов и субъективных настроений продавцов и покупателей ценных бумаг. В настоящей статье основное внимание уделяется внутренней стоимости, так как только эта составляющая рыночной оценки предприятия определяется факторами самой коммерческой организации.

Можно выдвинуть несколько существенных аргументов в пользу стоимости предприятия как критерия его деятельности. Согласно определению стоимость предприятия является долгосрочным показателем, так как охватывает весь период экономической жизни предприятия, благодаря чему данный показатель дает наиболее адекватную оценку эффективности инвестиционных решений, перспективам предприятия, а также деятельности предприятия, как в финансовом, так и в качественном аспектах.

Как видно из формулы (1), показатель стоимости предприятия учитывает риски получения денежных доходов и, следовательно, цену вложенного капитала, что в свою очередь исключает необходимость изучения системы временных предпочтений инвесторов, например, относительно сроков получения денежных доходов.

Показатель стоимости предприятия, рассчитанный согласно формуле (1), представляет, по сути, показатель текущей стоимости инвестиций в данное предприятие, которая в свою очередь является суммой стоимости первоначально вложенного капитала и чистых текущих стоимостей инвестиций в рамках данного предприятия. Опираясь на теорему разделения И. Фишера можно утверждать, что показатель текущей стоимости денежного потока предприятия (то есть показатель текущей стоимости предприятия) может использоваться независимо от личных временных предпочтений инвесторов: все реальные инвестиции с положительной чистой приведенной стоимостью будут увеличивать полезность инвестора [2]. Обобщая выводы теоремы разделения Фишера, можно заключить, что рост стоимости предприятия являться следствием осуществления инвестиций в рамках данного предприятия с положительной чистой приведенной стоимостью, поэтому увеличение текущей стоимости предприятия является индикатором возрастания полезности собственников предприятия. Таким образом, все решения, в том числе финансовые, должны быть направлены на максимизацию стоимости предприятия при данных характеристиках рынка. Для достижения максимума текущей стоимости на предприятии должны осуществляться все инвестиции с положительной чистой приведенной стоимостью. Иными словами, эффективность инвестирования, то есть соотношение между текущими доходами от инвестиций (РУ) и текущей стоимостью вложенных инвестиционных ресурсов (Р1), должна являться основным критерием при принятии, в том числе и решений по финансирования. При этом целевой функцией модели финансирования должно являться выражение ЫРУ = РУ - Р1 ^ тах.

Взаимосвязь инвестиционных и финансовых решений может быть разнонаправленной. Так согласно традиционной модели финансирования необходимо обеспечивать соблюдение принципа соответствия, согласно которому сроки инструментов финансирования должны соответствовать срокам «жизни» финансируемых активов. То есть в данном случае инвестиционные решения определяют стратегию финансирования: основные средства и нематериальные активы должны фи-

нансироваться за счет собственного капитала, активная часть производственных фондов — за счет кредитов, а оборотный капитал — за счет начисленных обязательств и привлеченных оборотных средств. Задача данной стратегии заключается в том, чтобы уравновесить риски связанные с поступлением денежных средств, рисками, связанными с долгом, который погашается из этих средств, что обеспечивает финансовую устойчивость и ликвидность баланса предприятия. Однако данная модель не позволяет управлять эффективностью инвестиционных программ и проектов при помощи варьирования (в допустимых пределах) структурой капитала. В то же время в правой части баланса скрыт мощный инструмент, разумное применение которого, по нашему мнению, может позволить существенно повысить эффективность инвестирования. Мы также опираемся на основополагающий принцип традиционной модели: сроки инвестиционных инструментов должны соответствовать срокам финансирования (например, сроки привлекаемых кредитов должны соответствовать срокам инвестирования). В то же время, по нашему мнению, необходимо попытаться найти резервы повышения эффективности в структуре привлекаемого капитала.

Процесс определение объема и структуры финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения стратегии развития предприятия является процессом разработки финансовой стратегии предприятия. Разработка финансовой стратегии рассматривается как завершающая часть формирования общей стратегии предприятия. На основе разработанной финансовой стратегии предприятия осуществляется тактическое и оперативное (текущее) финансовое планирование.

Как правило, рассматривается следующий состав источников финансирования предприятия:

— внутренние источники собственных средств (например, фонды накопления, сформированные за счет нераспределенной прибыли и амортизационных отчислений);

— внешние источники собственных средств (то есть средства, привлекаемые за счет эмиссии собственного капитала) и заемные источники (в предположении равных условий привлечения).

Каждому типу общей инвестиционной стратегии предприятия соответствует своя финансовая стратегия, которая определяет максимальный объем и возможные источники финансовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия в рамках выбранной стратегии. Финансовая стратегия позволяет оценить финансовые

возможности предприятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего финансового потенциала и возможность маневрирования финансовыми ресурсами.

Стратегия финансовой поддержки роста предприятия направлена на обеспечение роста его операционной деятельности, в первую очередь объемов производства и реализации продукции. В этих условиях существенно увеличивается потребность в финансовых ресурсах, направляемых на рост оборотных и внеоборотных активов. Соответственно, приоритетной сферой стратегического финансового развития предприятия, является возрастание потенциала формирования финансовых ресурсов.

Стратегия финансовой поддержки стабильного функционирования предприятия направлена на сбалансирование параметров операционной деятельности и необходимого уровня финансовой безопасности предприятия. Стабильная поддержка таких параметров выдвигает в качестве приоритетной сферу обеспечения эффективного распределения и использования его финансовых ресурсов.

Антикризисная финансовая стратегия предприятия, соответствующая базовой стратегии сокращения, призвана обеспечить финансовую стабилизацию предприятия в процессе выхода из кризиса его операционной деятельности, вызывающего необходимость сокращения объемов производства и реализации продукции. В этих условиях приоритетной сферой стратегического финансового развития становится формирование достаточного уровня финансовой безопасности предприятия.

Консолидация собственности, процессы концентрации акционерного капитала, объединение предприятий и реорганизация уже созданных бизнес-групп стали главными тенденциями институционального развития российского корпоративного сектора в 2000-х гг. Корпоративные структуры возникают тогда, когда сложность задач велика и требуется значительная концентрации капитала и объединение различных бизнес-единиц (БЕ) в одно системное целое. Необходимость обеспечения эффективного функционирования корпоративной структуры требует научно-обоснованного системного подхода к проблеме развития предприятия.

Одним из наиболее распространенных принципов формирования корпоративной стратегии является портфельная стратегия, заключающаяся в перекрестном управлении инвестиционно-финансовыми потоками между БЕ. В рамках данной стратегии высокорентабельные, но возможно имеющие низкие темпы роста сегменты корпорации

являются источником инвестиционных средств для пока низкодоходных, но растущих быстрыми темпами сегментов.

Формируя портфель бизнес-единиц корпорации с позиций максимизации стоимости, следует концентрироваться на создателях стоимости и на тех направлениях, которые соответствуют основному бизнесу и могут стать источниками роста стоимости в результате реструктуризации. В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов, актуальным способом обеспечения устойчивого роста является эффективное распределение ресурсов на стратегическом (инвестиционном) и тактическом (операционном горизонте управления), эффективное управление затратами и процессами предприятия. Таким образом, проблема эффективности в рамках формирования корпоративной стратегии может быть трансформирована в задачу эффективного распределения ограниченных финансовых ресурсов корпорации между группой входящих в ее состав БЕ.

Допустим, корпоративная структура включает N БЕ. В рамках разработки деловой стратегии каждой БЕ, на основе анализа информации о внутренней и внешней среде предприятия и в соответствии с генеральной целью деятельности определяются возможные варианты развития БЕ. Существует конечное число вариантов развития каждой бизнес-единицы М.

Первоначально для каждого варианта развития предприятия формулируются планы, определяющие различия в уровне продаж предприятия, а именно продуктово-ассортиментная программа, так как на ее основе формируется план научно-исследовательских работ по созданию новых и усовершенствованию существующих продуктов, и долгосрочный маркетинговый план предприятия.

Тактические планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. В рамках тактического планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования. С одной стороны тактические планы являются детализацией стратегии, а с другой стороны, на их основе осуществляется выбор варианта развития предприятия.

Завершающим этапом тактического планирования является разработка тактических финансовых планов, которая, наряду с оценкой прошлой деятельности, позволяет экономически проанализировать планируемую деятельность предприятия. К реализации должен приниматься вариант, при котором показатель стоимости БЕ будет максимальным [формула (2)]:

T Nim

PVm = Y l,t

St — баланс денежных средств корпорации в

>max

<=1 (1+ Z)

i = [1;N ] m = [1;M ]

(2)

stcum = Zsj=Z

7=1 J=1

C°+ticFiJid*aiid

1=1 d=\

>s™

^alid<l,i = [l,T],T' d=1

0<a,d<l

T NTm

/ = [1;ЛГ] m = [l;M]

► max

(3)

N

целом в периоде t, S = C° + ,t '>

i=1

где NIm. t — чистый доход i-й БЕ в периоде t при m-м варианте развития.

Необходимо решить задачу распределения финансовых ресурсов центральной компании корпорации C0t между БЕ с учетом выбранных вариантов развития. Оценить эффективность конкретной схемы инвестирования для корпорации можно на основе расчета чистой приведенной стоимости инвестирования NPVC.

Экономико-математическое моделирование задачи распределения финансовых ресурсов центральной компании между множеством БЕ корпорации с использованием целевой функции NPV ^ max позволяет оптимизировать процесс принятия решений в системе финансирования корпоративного развития. Общая алгебраическая формулировка данной модели представлена в формуле (3):

т-ЭД? TYLCFu,d*aiid NPVC = У^-= ТММ-max

С^иЛ — финансовый поток 1-й БЕ в периоде t при условии начала финансирования плана раз, = при ^й вития с шага а,^ ;

[ СЕи,а = 0, при с1

СР°. t — финансовый поток г-й БЕ в периоде . со смещением сроков финансирования,

СЦ* = £ С¥и й ■ а, ;

й=1

аё — интенсивность реализации плана развития г-й БЕ в периоде начала финансирования ё;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т — характеризует максимальный сдвиг начала сроков финансирования БЕ;

5 — баланс денежных средств корпорации в периоде I при смещении сроков финансирования

БЕ, Б, = СО + ::СРЦ4 • аы;

I=1 й=1

Бсит1 — накопленный баланс денежных средств корпорации в периоде при смещении сроков финансирования БЕ,

sr = Y^S] = Y c°+YYJcFi>l

j=1

j=1

N T'

i=1 d=1

■ ■ j* a- j

где СР.. — финансовый поток г-й БЕ в периоде СР = - 1 + N1 - ;

Бтшп — минимальный баланс денежных средств г-й БЕ в периоде

— баланс денежных средств г-й БЕ к началу периода Б,. = 5"™" . - 1;

— накопленный баланс денежных '' Т

средств г-й БЕ к началу периода Б СЦт = п;

t=l

Рассмотренная модель позволяет определить динамику реализации стратегии развития корпоративной структуры, в том числе:

— сформировать портфель БЕ, финансируемых центральной компанией корпоративной структуры;

— определить вариант наиболее эффективного развития для каждой БЕ;

— установить сроки корпоративного финансирования сформированного портфеля БЕ;

— учесть возможность самофинансирования БЕ, что особенно важно в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

Таким образом, обобщая можно заключить, что цели коммерческой организации (предприятия) могут считаться достигнутыми лишь при эффективности организационных процессов, то есть при обеспечении получения наилучших результатов на единицу затрат соответствующих ресурсов. Иными словами, эффективность является внутренней целью функционирования организационных систем. Следовательно, любая система управления организацией (предприятием) является системой управления эффективностью. Поскольку система управ-

ления эффективностью предприятия является экономической системой, конкретизацию ее основной функции можно сформулировать на основе экономических показателей. Как было показано, современная экономическая и финансовая теория в качестве показателя, наиболее полно и комплексно отражающего эффективность деятельности предприятия, использует показатель стоимости предприятия, под которой, для целей управления, как правило, понимают стоимость дисконтированного денежного потока предприятия. При этом рост стоимости предприятия являться следствием осуществления инвестиций в рамках данного предприятия с положительной чистой приведенной стоимостью, поэтому увеличение текущей стоимости пред-

приятия является индикатором возрастания полезности собственников предприятия. Следовательно, все решения, в том числе финансовые, должны быть направлены на максимизацию стоимости предприятия при данных характеристиках рынка.

Представленная в статье модель является оптимизационной моделью распределения финансовых ресурсов между группой бизнес-единиц на основе принципа максимизации стоимости. В то же время данная модель дает возможность наиболее рационально и эффективно решать вопросы инвестиционной политики не только корпоративных структур, но и других инвесторов, имеющих возможность финансировать некоторую совокупность инвестиционных проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление/ Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес»/ 1999.

2. Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. Неоклассические основы теории финансов / Пер.

с нем. под общей редакцией В.В. Ковалева и З.А. Сабова. СПб: издательство «Питер». 2000. 400 с.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. Инфра-М. 2002.

4. Williamson O. The Economics of Discretionary Behavior. Chicago, 1967.

Анищенко О.Л.

Основные этапы организации процесса

МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ

Опыт микрокредитования, накопленный в России к концу первого десятилетия XXI века достаточно обширен. Интересные результаты сотрудничества кредитных организаций, местных администраций и населения получены, например, в Ленинградской, Смоленской областях. Опыт позволил выработать некую типовую процедуру организации микрокредитования, включающую следующие основные этапы:

— формирование творческой команды по организации предоставления микрокредитов;

— социально-экономический анализ возможностей организации микрокредитования;

— презентация возможностей повышения уровня жизни населения для потенциальных партнеров-исполнителей программы;

— выбор головной организации-исполнителя;

— определение приоритетов объектов кредитования;

— выделение ресурсов для кредитования заемщиков;

— утверждение порядка и процедур реализации программы микрокредитования;

— объявление конкурса микропроектов и общественная презентация программы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.