Научная статья на тему 'Реализация концепции предпринимательского университета'

Реализация концепции предпринимательского университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное предпринимательство / предпринимательский университет / коммерциализация инноваций / нефтехимический кластер / innovative business / entrepreneurial university / commercialization of innovations / petrochemical cluster

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Султанова Дильбар Шамилевна, Бурылина Галина Григорьевна

В статье проведен обзор зарубежных и отечественных моделей организации инфраструктуры коммерциализации результатов научных исследований ученых. Большое внимание уделено развитию концепции предпринимательского университета в вузах России через призму модели тетраэдра знаний. Модель тетраэдра знаний, состоящая из образовательной, научной, инновационной функции вуза, содержащая в вершине Инноватора как главный продукт инновационной деятельности университета, рассмотрена в связи со структурой территориального инновационного промышленного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Султанова Дильбар Шамилевна, Бурылина Галина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY

The article provides an overview of foreign and domestic models of organization infrastructure commercialization of research. Much attention is paid to the development of the concept of entrepreneurial university in the universities of Russia through the prism of the tetrahedron model of knowledge. Model tetrahedron of knowledge, consisting of educational, scientific and innovative feature of the university, which contains the top innovators, as a major product innovation University examined in connection with the territorial structure of innovative industrial cluster.

Текст научной работы на тему «Реализация концепции предпринимательского университета»

УДК 37.001.89

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Д.Ш. Султанова, Г.Г. Бурылина1

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ «Проектирование и реализация модели интернационализации инженерного образования в Республике Татарстан», проект № 15-16-16003.

Аннотация. В статье проведен обзор зарубежных и отечественных моделей организации инфраструктуры коммерциализации результатов научных исследований ученых. Большое внимание уделено развитию концепции предпринимательского университета в вузах России через призму модели тетраэдра знаний. Модель тетраэдра знаний, состоящая из образовательной, научной, инновационной функции вуза, содержащая в вершине Инноватора как главный продукт инновационной деятельности университета, рассмотрена в связи со структурой территориального инновационного промышленного кластера.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, предпринимательский университет,

коммерциализация инноваций, нефтехимический кластер.

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF

ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY

D. Sultanova, G. Burylina

Abstract. The article provides an overview of foreign and domestic models of organization infrastructure commercialization of research. Much attention is paid to the development of the concept of entrepreneurial university in the universities of Russia through the prism of the tetrahedron model of knowledge. Model tetrahedron of knowledge, consisting of educational, scientific and innovative feature of the university, which contains the top innovators, as a major product innovation University examined in connection with the territorial structure of innovative industrial cluster.

Keywords: innovative business, entrepreneurial university, commercialization of innovations, petrochemical cluster.

В условиях усиления конкуренции на мировых рынках высокотехнологичной продукции роль университетов как поставщиков инновационных разработок стремительно растет. В этих условиях у органов государственной власти возникает соблазн переложить ответственность за

коммерциализацию разработок ученых на исследовательские университеты. Для развития данного направления поощряются

капиталовложения в инфраструктуру коммерциализации инноваций в вузе, активно стимулируется через различные фонды формирование пояса малых инновационных предприятий (МИП). За рубежом индикатором успешности данной деятельности служат доходы, получаемые вузом от продажи лицензий на новые технологии либо от акций спин-офф-компаний. Однако даже в США, признанном мировом лидере данного направления, случаи получения университетами больших доходов из вышеуказанных источников - большая редкость. В России, несмотря на активное стремление

ведущих вузов следовать курсу коммерциализации разработок, индикатором данной деятельности могут служить лишь формальные признаки - наличие объектов инфраструктуры и количество

зарегистрированных совместно с вузом малых предприятий, но не получаемый от них доход. Вторым направлением воплощения

инновационной функции университета является коммерциализация разработок через промышленность. Это направление значительно эффективнее с точки зрения финансовых поступлений, исследования ведутся под конкретного заказчика, промышленность активно пользуется университетскими разработками в настоящее время, исследования приобретают все более прикладной характер. Но в этой ситуации также кроется негативный фактор для вуза, именуемый А.О. Грудзинским и А.Б. Бедным «догоняющая инноватизация» университетов по отношению к промышленности [2, с. 15]. «Догоняющая инноватизация» обусловлена тем, что сегодня

125

промышленные корпорации обладают серьезными исследовательскими структурами, нацеленными на решение их конкретных бизнесзадач и большими финансовыми возможностями для их обеспечения. Вузы же не могут конкурировать с каждым промышленным направлением в их узкоспециализированной области ввиду того, что не обладают ресурсами промышленных гигантов и не могут углубиться в одну сферу в ущерб имеющемуся широкому спектру знаний, присущему исследованиям высшего учебного заведения. Кроме того, часто университет не является полноправным собственником результатов исследований, выполняемых в рамках контрактов с промышленными корпорациями. Таким образом, ввиду объективных причин, вуз зачастую не имеет устойчивых конкурентных преимуществ в области исследований для промышленных предприятий и может играть лишь второстепенную роль на данном поприще. В итоге мы считаем крайне убедительным вывод А.О. Грудзинского и А.Б. Бедного о том, что «если мы рассматриваем вузовский трансфер технологий как основной вклад университета в создание инновационной экономики, то ставим ведущие университеты в бесперспективную ситуацию «догоняющей модернизации», когда они будут пытаться стать тем, чем по своей сути стать не могут, а именно - рыночными промышленными предприятиями» [2, с. 12].

Главная роль университетов в инновационной экономике и их уникальное конкурентное преимущество - производство высококвалифицированных специалистов,

обученных инновационной

предпринимательской деятельности -инноваторов, поскольку «человеческий капитал «производится» только в университетах и является главным фактором успешного развития инновационной экономики» [2, с. 12]. Не пытаясь нивелировать значение университетских инноваций, А.О. Грудзинский в качестве главной функции инновационной

инфраструктуры вузов выделяет использование ее в качестве площадки для подготовки эффективных предпринимателей, имеющих компетенции в инновационной деятельности в своих областях знаний. Таким образом, в контексте данного мнения Инноватор, как основной результат деятельности университета, добавляется к структуре «треугольника знаний» и образуется «тетраэдр знаний», в вершину которого помещен именно Инноватор. Каждой из граней треугольника, лежащего в основании тетраэдра, соответствуют виды деятельности, отражающие взаимосвязь науки, образования,

инноваций в вузе. Грани между наукой и образованием соответствуют классические лекции, практические и лабораторные занятия, грань между наукой и инновациями отражает деятельность по лицензированию и патентованию, созданию МИПов, выполнению контрактных исследований, участию в инновационных грантах, грани между образованием и инновациями соответствует работа по подготовке студенческих бизнеспланов, предпринимательское обучение, привлечение к преподаванию или наставничеству практиков из бизнеса и т.п. Полная реализация трех ключевых функций является условием для подготовки высококвалифицированного

специалиста - Инноватора. Таким образом, предпринимательство в университете не сводится к чистой коммерциализации, модель «тетраэдра знаний» наглядно демонстрирует возможность проникновения предпринимательской культуры в весь спектр деятельности современного вуза.

Данной позиции не противоречит мнение Д.Ш. Султановой и Д. Уильямс, представленное в статье «Направления модернизации инфраструктуры коммерциализации научнотехнических разработок и развития инновационного предпринимательства в университетах» [3, с. 253]. Авторами приведен анализ предпринимательской деятельности ряда университетов США и Великобритании, и представлен вывод о том, что, несмотря на разницу в путях реализации данного направления в разных вузах - от акцента на трансфер технологий и патентование разработок ученых до развития студенческого

предпринимательства в широкой сфере - есть общие факторы, характеризующие становление предпринимательских университетов. Одним из таких факторов является смещение внимания на студенческое предпринимательство - как в виде развития инфраструктуры поддержки студенческих старт-апов, так и в виде обучения предпринимательству студентов всех специальностей на всех этапах обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура). В вузах США наблюдается увеличение числа наукоемких страт-апов, в вузах Великобритании - процесс обратный, развивается

предпринимательство в широком смысле. В обоих случаях присутствует всесторонняя поддержка и стимулирование

предпринимательской деятельности студентов и преподавателей со стороны руководства университетов. Вторым фактором,

характеризующим общие тенденции развития предпринимательских вузов, является то, что «эффективность университетов не

126

ограничивается показателями по

коммерциализации патентов и трансферу технологий, она рассматривается гораздо шире, учитывая развитие навыков трудоустройства среди студентов, влияние на экономическое развитие региона и улучшение качества жизни населения. Все проанализированные университеты играют активную роль как на региональном, так и на национальном уровне»[3, с. 255]. Хотелось бы заострить внимание на последнем положении, поскольку, по нашему мнению, этот вывод о тенденциях развития предпринимательских вузов в развитых странах, крайне актуален для формирования стратегии развития предпринимательских университетов в России. В части определения понятия предпринимательского университета считаем убедительным вывод авторов статьи о том, что университет предпринимательский, доказуемо вкладом вуза в развитие предпринимательства на региональном и национальном уровне. Являясь сторонниками позиции, не позволяющей рассматривать реализацию предпринимательской функции вуза в отрыве от экономического развития региона, считаем, что эффективный путь инновационного развития вуза - развитие вуза как части территориального промышленного кластера либо нескольких кластеров [4, с. 157], в случае если вуз готовит специалистов различного профиля. Крайне убедительная модель «тетраэдра знаний» не может функционально реализоваться без логической связи со структурой промышленного кластера, поскольку если в регионе будет отсутствовать предпринимательская инфраструктура,

объединенные кластером промышленные предприятия, внедряющие инновации, «Инноватор» как главный продукт университета не сможет состояться, выйдя из стен вуза, и дать тот экономический эффект, на который можно было бы рассчитывать.

Так, даже при условии качественной подготовки высококвалифицированных

специалистов - инноваторов по новым учебным программам, учитывающим передовой западный опыт, силами преподавателей, прошедших стажировки в вузах - мировых лидерах в области предпринимательства, использовании инновационных форм обучения, привлечении студентов к участию в международных научных школах и в итоге в подготовке студентами собственных жизнеспособных бизнес-проектов по профилю своего обучения, выпускники не смогут применить свои навыки, а со временем и вовсе их утратят, если не будет функционировать промышленная

инновационная площадка, нуждающаяся в новых подготовленных кадрах.

Для реализации системной работы вуза как субъекта территориального промышленного кластера необходима стимулируемая и финансируемая государством система подготовки предпринимательских кадров в вузах, рабочие каналы их распределения в крупных и малых предприятиях, возможно, посредством объединяющего их консорциума. Для реализации сверхзадачи развития предпринимательского университета -экономического развития региона необходимо, чтобы замкнутая система «тетраэдра знаний» стала открытой и приобрела двухсторонний канал связи с живой, действующей системой территориального отраслевого кластера.

Высококвалифицированный Инноватор как востребованный продукт университета по выстроенному каналу переходит в систему кластера, обеспечивает кластер необходимой кадровой подпиткой, при этом реализует и развивает полученный в вузе потенциал. Кластер, в свою очередь, отвечает университету эффективными площадками для практики студентов, рассматривая их в качестве своих потенциальных сотрудников, помогает в определении перспективных направлений исследования для предприятий кластера и обеспечивает начальное взаимодействие сторон, заказывает курсы по повышению квалификации специалистов, уходя от формального подхода, участвует в подготовке совместных с вузом грантовых заявок и т.п. Таким образом, университет получит поддержку и сможет увеличить финансирование тех направлений своей деятельности, что располагаются в основании «тетраэдра знаний» - инноваций, науки и образования, в свою очередь, обеспечивающих высокое качество подготовки Инноваторов. Разумеется, такая идиллическая картина не сложится при попытке решения задачи лишь административным путем. В части эффективного решения задач по осуществлению коммуникаций между предприятиями и университетом трудно переоценить фактор человеческого доверия и личных контактов. Условием для такого взаимодействия может стать факт работы на предприятиях кластера тех самых Инноваторов, подготовленных предпринимательским университетом, связь вуза с которыми не должна быть потеряна. Зарубежные вузы, вставшие на предпринимательский путь, активно

культивируют работу по поддержанию связи с выпускниками, привлекая их в качестве менторов для старт-апов, вкладчиков эндаумент-

127

фондов и т.п. Формирование сети выпускников является одним из серьезных направлений в работе предпринимательских университетов. Необходимо использовать зарубежный опыт в части технологии организации работы с выпускниками и развивать его в контексте выстраивания системы связи вуза с промышленными предприятиями в рамках отраслевого кластера. Согласно теории признанного во всем мире гуру в области эффективного менеджмента И. Адизеса условием эффективной работы в любой команде служат два фактора - доверие и уважение [1, с. 225]. Такие не поддающиеся математическому анализу и административному регулированию

Литература:

1. Адизес Ицхак. Управляя изменениями, Санкт-Петербург, 2008 г. - С. 224.

2. Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Концепция

конкурентоспособного университета: тетраэдр

знаний. - Нижний Новгород: Издательство

Нижегородского госуниверситета, 2012. - С. 12-15.

3. Султанова Д.Ш., Dina Williams.

Инфраструктура коммерциализации научно-

технических разработок и развития инновационного предпринимательства в университетах США и Великобритании // Вестник Казанского технологического университета, Казань: КНИТУ, 2013. - № 2. - С. 253-256.

4. Султанова Д.Ш. Структурное исследование

инновационной активности промышленных

предприятий. - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - С. 157.

5. Храпаль Л.Р. Организационно-

педагогические условия создания информационнокоммуникационной образовательной среды в системе высшего профессионального образования / Л.Р. Храпаль, К.Ш. Шарифзянова, Ф.Ш.

Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал, 2013. - №4. -С.21-27.

факторы оказывают реальное влияние на результативность любого сотрудничества, хотя и никак не могут быть отражены в нормативной документации, отчетах и прочих документах. Опора на воспитанных в стенах предпринимательского университета

Инноваторов позволит сформировать доверительные, а, следовательно, значительно более эффективные отношения вузов с промышленными предприятиями и

сформировать эффективный канал обратной связи «тетраэдра знаний» с системой отраслевого кластера и вдохнуть жизнь в обе системы.

References:

1. Adizes Itskhak. Upravljaja izmenenijami, Sankt-Peterburg, 2008 g. - S. 224.

2. Grudzinskij A.O., Bednyj A.B. Koncepcija

konkurentosposobnogo universiteta: tetrajedr znanij. -Nizhnij Novgorod: Izdatel'stvo Nizhegorodskogo

gosuniversiteta, 2012, - S. 12-15.

3. Sultanova D.Sh., Dina Williams. Infrastruktura kommercializacii nauchno-tehnicheskih razrabotok i razvitija innovacionnogo predprinimatel'stva v universitetah SShA i Velikobritanii // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta, Kazan': KNITU, 2013. - №2. - S. 253-256.

4. Sultanova D.Sh. Strukturnoe issledovanie innovacionnoj aktivnosti promyshlennyh predprijatij. -Kazan': RIC «Shkola», 2007. - S. 157.

5. Hrapal' L.R. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija sozdanija informacionno-kommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy v sisteme vysshego professional'nogo obrazovanija / L.R. Hrapal', K.Sh. Sharifzjanova, F.Sh. Muhametzjanova // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, 2013. - № 4. - S. 21-27.

Сведения об авторах:

Султанова Дильбар Шамилевна (г. Казань, Россия), доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инноватики в химической технологии ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: [email protected]

Бурылина Галина Григорьевна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры инноватики в химической технологии ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

Sultanova D.Sh. (Kazan, Russia), doctor of economical sciences, head of the “innovations in chemical technology” Department, Kazan National Research Technological University, e-mail: [email protected]

Burylina G.G. (Kazan, Russia), Senior Teacher of the “Innovations in Chemical Technology” Department, Kazan National Research Technological University, e-mail: [email protected]

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.