МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
типичность своих героинь, Лесков замечает: «У нас много есть таких женщин по селам, что вырастает она в нужде да в загоне, так после терпит все, словно каменная, и не разберешь никак: не то она чувствует, что терпит, не то и не чувствует» [1, с.269]. Но подчеркнув близость главной героини к другим крестьянским женщинам, писатель указывает на ее отличие: «Настя тоже была терпеливой, только эта все горячо чувствовала» [там же].
Настя не только чудесно поет народные песни, она обладает даром понимать и глубоко чувствовать чужой талант. Недаром, еще не видя Степана, а лишь слыша его голос, Настя проникается к нему чувством симпатии. С песенного соревнования и начинается любовь главных героев.
О. В. Васильева отмечает, что мотив пения выполняет в повести характерологическую, сюжетообразующую и этико-эстетическую функции. При этом он не только передает любовную тематику, но и сопровождается фольклорными мотивами-действиями встречи, узнавания. Исследовательница выделяет целый ряд сюжетных мотивов, повторяющих структуру волшебной сказки [4].
Отметим, что наряду с ними в повести присутствуют и социальные мотивы. Кажется, намеренно сгущая краски, Лесков проводит Настю через все этапы мученической жизни: безрадостное существован6ие в доме нелюбимого мужа, издевательства брата, побег с любимым, роды в остроге, смерть ребенка и Степана, сумасшествие и, наконец, страшная гибель самой героини. Если в начале повести она выступает робкой и безропотной, то когда к ней приходит большая любовь, она находит в себе сила бороться за нее. Тяжелые испытания меняют ее характер. Защищая мертвого ребенка, эта некогда тихая, кроткая, безответная женщина, «как бешеная кашка», бросается к двери. «Злодей! Черт! Чтоб тебя гром разбил! Чтоб ты своих детей не взвидел, анафема! - кричит она, «без слез, дерзко глядя в глаза смотрителю» (курсив наш - Н. Ф.) [1, с.366].
Конечно, читатель отдает себе отчет в том, что этот протест вызван крайними обстоятельствами. Следуя логике сюжета и правде жизни, Лесков показывает, что самоотверженная попытка Насти отстоять свое право на любовь заканчивается трагически. Но Лескову удалось вызвать к своей героине не только сострадание, но и уважение, что вполне соответствовало взглядам молодого писателя, который в эти же годы в качестве начинающего публициста требовал «уважать в женщине свободного человека» [5, с.689]. Список использованной литературы:
1. Лесков Н. С. Собр. Соч. в 11-ти томах, ГИХЛ, М., 1956.
2. Поздина И. В. Повести Н.С Лескова 1860-х годов в аспекте жанрового синкретизма, мифопоэтики и народной культуры / Автореферат дис. ... канд. филол. наук, Екатеринбург, 2009.
3. См.: Галяутдинова Г. Р. Фольклорно-мифологические традиции в повести Н. С. Лескова «Житие одной бабы» / Г. Р. Галяутдинова // Фольклор народов России: Фольклор. Миф. Литература: межвуз. науч. сб.: (К 90-летию Л.Г. Барага). - Уфа, 2001. - С. 196-203.
4. Васильева О. В. Мотивный комплекс раннего творчества Н. С. Лескова / Автореферат дис. ... канд. филол. наук, Киров, 2009.
5. «Русская речь», 1861, №44, с. 689.
© Филимонова Н. Ю., 2016
УДК 811.11-112
Щербакова Ирина Владимировна
Преподаватель, кафедра иностранных языков Ростовский государственный строительный университет г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА - «СТРАХ» ("ANGST") В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация
Страх является одним из ключевых, эмоциональных концептов культуры, который обладает
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
экзистенциональной значимостью как для отдельного человека, так и для всего общества. Совокупность концептов образует концептосферу в сознании отдельного человека, группы, народа в целом.
Ключевые слова Концепт, эмоция, страх.
«Страх» («Angst») является одним из ключевых, эмоциональных концептов культуры, который обладает экзистенциональной значимостью как для отдельного человека, так и для всего общества. Под концептом мы понимаем этнокультурно обусловленное, вербально оформленное образование, включающее, помимо понятия, культурную ценность и замещающее человеку в процессе рефлексии и коммуникации однопорядковые элементы мира. По мнению Ю.С. Степанова, концепт принадлежит сознанию и включает, в отличие от понятия, не только описательно-классификационные, но и чувственно-волевые и образно-эмпирические характеристики. Концепты не только мыслятся, но и переживаются [3; с. 190].
Концепт «Angst» относится к ключевым, т.е. экзистенциально значимым концептам и принадлежит к сфере эмоций, т.е. его можно считать эмоциональным концептом. Эмоциональный концепт - этнически, культурно обусловленное, сложное структурно-смысловое, лексическое или фразеологическое образование, базирующееся на понятийной основе. Оно включает в себя, помимо понятия, образ и оценку и замещает человеку в процессе рефлексии и коммуникации множество однопорядковых предметов, вызывающих пристрастное отношение к ним человека. Эмоциональные концепты неоднородны по структуре, так как они отражают реалии, различные по своей природе [1; с. 98]. Концепт «Angst» - это концепт абстрактного имени, он не носит фиксированного характера, текуч, более индивидуален, чем концепты конкретных имен и определяется морально-нравственными нормами и традициями общества. Согласно лингвокультурологическому подходу, ядро концепта наиболее полно отражает семантика ключевого слова, т.е. имя концепта. Как отмечает А. Вежбицкая, «Angst» - это особо немецкое понятие. Согласно целому ряду исследователей, немецкий «Angst» представляет собой «невыразимый страх», или «страх», связанный с жизненными обстоятельствами как таковыми, а не с какими-то конкретными опасностями [2; с. 103]. Особое разнообразие смыслов понятия «Angst» реализуется в философии экзистенциализма: здесь различают, прежде всего, два важных явления: ситуативный страх-боязнь и страх-тревогу, страх-ужас, страх-тоску. В отличие от многообразия ситуативных страхов, страх-ужас - это фундаментальное экзистенциональное переживание. Рассмотрим семантические признаки, которые позволят определить, в чем заключается основное смысловое различие между «Angst» и «Furcht».
Семантические признаки лексемы «Angst»: 1) Основная сема - негативное эмоциональное состояние, характеризующееся неопределенной причиной (каузатором): Sie war von grundloser, unerklärlicher Angst ergriffen.
2) Постоянное, гнетущее чувство страха, тоски (связанное, например, со свойствами характера): Um ihr Kind war sie immer in Angst, da es sehr schwächlich war.
3) Интенсивное, длительное, эмоциональное переживание; ощщение беспомощности, панический безумный страх: Und so wusste er auch nichts davon, wie Müttern zumute sein kann in dieser ewigen, nie abreißenden Angst.
4) Экзистенциональный страх, страх перед миром, благоговейный страх, вызванный уважением и изумлением перед величественной силой: Angst vor Gott haben.
5) Образ страха (Angst), часто представляемый как «сидящий внутри» человека, согласуется с представлением о страхе (Angst), как о длящемся внутреннем состоянии, не обязательно связанном с какими-либо сознательными мыслями о конкретных объектах, на которые направлен страх: j-m sitzt die Angst im Nacken, in den Knochen.
Из приведенных словарных дефиниций можно сделать вывод, что сема лексемы Angst - сильная, в целом отрицательная эмоция с неустановленной или нечетко установленной причиной. Angst - вездесущ, рассеян повсюду; человек не знает, что случится, но знает, что может случиться что-то плохое; не знает, с какой именно проблемой придется иметь дело (но придется) - все это внушает гораздо больший страх, чем подлинная, «осязаемая» опасность. Angst - это неизвестность (das Unbekannte) и повсеместное присутствие
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
(неопределимое и неясное).
Список использованной литературы:
1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. - М.: Русский язык, 1980. — 320 с.
2. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 288 с.
3. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. - М.: Академический проект, 2004. - 991 с.
© Щербакова И.В., 2016