Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ОРГАНАМИ ЗАГС'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ОРГАНАМИ ЗАГС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шадрина К.Л., Хабибуллина Л.Р.

В данной статье рассмотрены проблемы реализации Конституционных прав граждан органами ЗАГС по республике Башкортостан. Проанализирована деятельность органов ЗАГС по республике Башкортостан. Выявлены и обоснованы полномочия Министерства юстиции Российской Федерации, органами ЗАГС в рамках заключенных соглашений осуществляется взаимодействие с Многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). В заключении делается вывод о том, что государственная политика в сфере регистрации актов гражданского состояния исходит из конституционных положений - обеспечение прав граждан, соблюдение государственных интересов при организации соответствующей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шадрина К.Л., Хабибуллина Л.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS REGISTRY BODIES

This article describes the problems of realization of constitutional rights of citizens Civil Registry Office for the Republic of Bashkortostan. Analyze activity registrar bodies of Bashkortostan republic. Identified and justified by the powers of the Russian Federation Ministry of Justice, the Civil Registry Office in the framework of agreements to interact with the multipurpose centers of public and municipal services (MFC). In conclusion, it is concluded that the state policy in the sphere of civil registration is based on the constitutional provisions - ensuring the rights of citizens, respect for the public interest in the organization of the relevant activities.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ОРГАНАМИ ЗАГС»

статей 2-ой Международной молодежной научной конференции (Курск, 2325 апреля 2014г.). - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2014. - С. 257-259. 5.Рафикова, Л.И., Рафиков, Р.И. Анализ и оценка кредитно-инвестиционного потенциала коммерческих банков Российской Федерации / Л.И. Рафикова, Р.И. Рафиков // Будущее науки - 2014: Сборник научных статей 2-ой Международной молодежной научной конференции (Курск, 23-25 апреля 2014г.). - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2014. - С. 259-261.

УДК 35.07

Шадрина К. Л. студент

4 курс, экономике- математический факультет ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Россия, г. Нефтекамск Хабибуллина Л.Р.

старший преподаватель кафедры «Экономики и управления» ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Россия, г. Нефтекамск РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ОРГАНАМИ ЗАГС

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы реализации Конституционных прав граждан органами ЗАГС по республике Башкортостан. Проанализирована деятельность органов ЗАГС по республике Башкортостан.

Выявлены и обоснованы полномочия Министерства юстиции Российской Федерации, органами ЗАГС в рамках заключенных соглашений осуществляется взаимодействие с Многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

В заключении делается вывод о том, что государственная политика в сфере регистрации актов гражданского состояния исходит из конституционных положений - обеспечение прав граждан, соблюдение государственных интересов при организации соответствующей деятельности.

Ключевые слова: права человека, конституционные права граждан, органы государственной власти, территориальные органы Министерства юстиции.

Shadrina K.L.

4th year student of economic and mathematical faculty VPO "Bashkir State University" Neftekamsk city

Khabibullina L.R.

Senior lecturer in "Economics and Management" VPO "Bashkir State University" Neftekamsk city IMPLEMENTATION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS REGISTRY BODIES

Annotation. This article describes the problems of realization of constitutional rights of citizens Civil Registry Office for the Republic of Bashkortostan. Analyze activity registrar bodies of Bashkortostan republic. Identified andjustified by the powers of the Russian Federation Ministry of Justice, the Civil Registry Office in the framework of agreements to interact with the multipurpose centers of public and municipal services (MFC).

In conclusion, it is concluded that the state policy in the sphere of civil registration is based on the constitutional provisions - ensuring the rights of citizens, respect for the public interest in the organization of the relevant activities.

Keywords: human rights, constitutional rights of citizens, public authorities and territorial bodies of the Ministry of Justice.

Органы ЗАГС непосредственно обеспечивают реализацию семейных прав и личных неимущественных прав человека, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Федеральные полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния представлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации с возможностью их делегирования органам местного самоуправления. Полномочия по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния и соблюдения конституционных прав граждан Президента РФ возложены на территориальные органы Министерства юстиции России.

Все основные этапы в жизни человека - как самые счастливые -рождение, заключение брака, так и печальные, связаны с деятельностью органов ЗАГС. Именно они непосредственно обеспечивают реализацию семейных прав и личных неимущественных прав человека, гарантируемых Конституцией Российской Федерации.

Министерство юстиции России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния. Это направление деятельности Министерства является одним из приоритетных.

Полномочия по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния были возложены на территориальные органы Минюста России Указом Президента Российской Федерации от 14.07.2008 № 1079 «О внесении изменений в Указ Президента

Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», что нашло сове отражение и в Положениях об Управлениях Минюста России. В рамках реализации возложенных полномочий территориальными органами осуществляется также необходимое взаимодействие в этой сфере с органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На Министерство юстиции РФ возложено и администрирование платежей в федеральный бюджет за государственную регистрацию актов гражданского состояния, доведение субвенций в пределах до финансовых органов субъектов Российской Федерации и осуществление в пределах своей компетенции контроля за их расходованием. Также на Минюст России возложено полномочие по согласованию назначения руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории региона.

Территориальные органы Минюста России осуществляют контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, принимают решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) средств от платежей во взаимодействии с органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния.

На территории республики Башкортостан полномочия в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния непосредственно осуществляют 72 органа ЗАГС, входящих в структуру исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации с возможностью их делегирования органам местного самоуправления.

В целях обеспечения эффективной реализации конституционных прав граждан органами ЗАГС предоставляется возможность подачи заявки на государственную регистрацию актов гражданского состояния в отдел ЗАГС в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (Единый портал) и Региональные порталы. Посредством Единого портала обеспечена возможность для заявителей осуществлять мониторинг предоставления государственной услуги. В настоящее время наиболее востребований услугой является подача заявлений на регистрацию заключения брака, поскольку эта процедура позволяет предварительно забронировать дату и время регистрации брака без личного обращения в орган ЗАГС.

Для привлечения заявителей к использованию данного ресурса органами ЗАГС размещается информация на сайтах и информационных стендах в отделах ЗАГС.

Также органами ЗАГС в рамках заключенных соглашений осуществляется взаимодействие с Многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), посредством которых осуществляется прием совместного заявления о заключении брака, о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, а также прием в письменной форме запроса о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации актов гражданского состояния и их выдача.

В последние годы перемены в правовом регулировании вопросов государственной регистрации актов гражданского состояния весьма существенны. Фактически регистрация данных актов признана социально значимой государственной услугой, влияющей, в том числе и на качество жизни населения. Государственная политика в сфере регистрации актов гражданского состояния исходит из конституционных положений -обеспечение прав граждан, соблюдение государственных интересов при организации соответствующей деятельности. Как установлено Федеральным законом от 15.11.1997 №143 - ФЗ « Об актах гражданского состояния» государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.

Существенные изменения внесены также Федеральным законом от 31.12.2014 №517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», который вступил в силу 01.04.2015. Согласно этим изменениям запись акта гражданского состояния составляется также в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного работника органа ЗАГС.

Записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, хранятся в информационной системе органа ЗАГС по месту государственной регистрации указанных актов гражданского состояния и (или) в информационной системе органа исполнительной власти региона.

Сведения, содержащиеся в записях актов гражданского состояния, составленных в форме электронных документов, являются сведениями, на основе которых формируются базовые государственные информационные ресурсы.

Требования к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, утверждаются Минюстом России.

Также данными изменениями предусмотрена возможность для граждан обращаться в орган ЗАГС с запросом (заявлением) в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью заявителя.

Таким образом, практика правозащитной деятельностью показывает, что «анализ нарушений прав человека органами государственной власти позволяет вмешиваться в этот процесс и воздействовать на него с целью уменьшения нарушений конституционных прав граждан».

Использованные источники:

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. - М.: Юрид. лит., 2000. - 64с.

2.Федеральный закон от 15 ноября 1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» ( с изменениями и дополнениями)

3.Система ГАРАНТ :httpHYPERLINK "http://base.garant.ru/173972/"://HYPERLINK "http://base.garant.ru/173972/"baseHYPERLINK "http://base.garant.ru/173972/".HYPERLINK "http://base.garant.ru/173972/"garantHYPERLINK "http://base.garant.ru/173972/".HYPERLINK "http://base.garant.ru/173972/"ruHYPERLINK "http://base.garant.ru/173972/,7173972/#HYPERLINK "http://base.garant.ru/173972/"ixzzHYPERLINK "http://base.garant.ru/173972/"3HYPERLINK "http://base.garant.ru/173972/"YIQtGoUR

4.Указ Президента РФ от 14 июля 2008г. № 1079 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», в Положение, утвержденное этим Указом, и о признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» ( с изменениями и дополнениями)

5.Волков Д.Н. Институт уполномоченных по правам человека в правовом поле России / Д.Н.Волков // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб.статей / Под ред. В.Ф.Воловича, А.М.Барнашова, В.М.Зуева. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2009. - Ч. 43. - С. 108-110.

6.Волков Н.А. Защита конституционных прав граждан в деятельности уполномоченных по правам человека / Н.А.Волков // Правовые проблемы укрепления российской государственности : Сб. статей / Под ред. В.Ф.Воловича, А.М.Барнашова, В.М.Зуева. - Томск : Изд-во Том. Ун-та, 2009. - Ч.43. - С. 107-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.