Научная статья на тему 'Реализация конституционного принципа самоопределения народов'

Реализация конституционного принципа самоопределения народов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1529
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / НАРОД / НАЦИЯ / АВТОНОМИЯ / CONSTITUTION / SELF-DETERMINATION / PEOPLE / AUTONOMY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сосковец Ирина Владимировна

Проанализированы формы реализации принципа самоопределения народов, закрепленного в Конституции Российской Федерации 1993 г., определено соотношение понятий «народ» и «нация». Автор рассматривает автономию как наиболее приемлемую форму внутреннего самоопределения народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The realization of the constitutional principle of national selfdetermenation

In given article forms of realisation of a principle of self-determination of the people fixed in the Constitution of the Russian Federation of 1993 are analysed, the parity of concepts «people» and «nation» is defined. The author considers an autonomy as the most comprehensible form of internal self-determination of the people.

Текст научной работы на тему «Реализация конституционного принципа самоопределения народов»

УДК 342

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ

THE REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF NATIONAL SELF-DETERMENATION

И.В. СОСКОВЕЦ (I.V. SOSKOVETS)

Проанализированы формы реализации принципа самоопределения народов, закрепленного в Конституции Российской Федерации 1993 г., определено соотношение понятий «народ» и «нация». Автор рассматривает автономию как наиболее приемлемую форму внутреннего самоопределения народов.

Ключевые слова: конституция, самоопределение, народ, нация, автономия.

In given article forms of realisation of a principle of self-determination of the people fixed in the Constitution of the Russian Federation of 1993 are analysed, the parity of concepts «people» and «nation» is defined. The author considers an autonomy as the most comprehensible form of internal self-determination of the people.

Key words: constitution, self-determination, people, nation, autonomy.

В ст. 5 Конституции Российской Федерации 1993 г. в числе других принципов федерализма закреплены равноправие и самоопределение народов России, впервые получившие свое юридическое выражение в Декларации прав народов России 15 (2) ноября 1917 г., где провозглашалось равенство и суверенность народов России, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства [1].

Аналогичные положения содержались и в таких официальных документах, как «Обращение к трудящимся» II Всероссийского съезда Советов от 25 октября (7 ноября) 1917 г. и Постановлении ВЦИК и СНК «Об аннулировании Брест-Литовского мирного договора» от 13 ноября 1918 г., подтвердившие право народов на самоопределение.

Принципы равноправия и самоопределения народов рассматривались советской властью в качестве составного элемента пролетарского интернационализма, который, согласно первой главе Конституции РСФСР 1918 г., наряду с ними включал принцип дружбы и братской взаимопомощи всех народов.

В отличие от первых документов советской власти ныне действующая Конституция РФ говорит не о праве на самоопределение, а о «равноправии и самоопределении народов». Категория «право наций» в настоящее время не используется ни в Конституции, ни в международных договорах, ни в документах ООН. Тем не менее фактическим субъектом самоопределения выступает не правосубъектное население, а «коренная», «титульная» нация, этноним которой положен в основу официального наименования государственного образования. Другие же этнические общности, в силу исторических условий проживающие на территории этих образований, при формальном равенстве объявляются «некоренным», а следовательно, второстепенными [2].

В отечественной науке термин «народ» употребляется в различном смысле, в зависимости от позиций автора, предмета и целей исследования. В 1970-х гг. термин «народ» использовался в СССР и для обозначения советского народа как особой исторически сложившейся многонациональной политико-экономической и идейно-культурной

© Сосковец И.В., 2010

общности всех советских людей. Однако к началу 1990-х гг. главным образом усилиями отечественных правоведов стало внедряться аналогичное понятие «многонационального российского народа» [3].

В этническом смысле - это различные исторически сложившиеся типы этнических общностей, в силу чего термин «народ» по существу идентичен термину «этнос». В научных исследованиях они зачастую употребляются как синонимы.

В философско-политическом смысле -им обозначают те слои и классы общества, которые на данном историческом этапе участвуют в решении задач прогрессивного развития [4].

В конституционном праве его значение ещё уже и охватывает лишь избирательный корпус.

Необходимо заметить, что этнические общности возникли значительно раньше государственности, в силу чего ареал их проживания не совпадает с границами соответствующих государственных образований [5].

Определение понятия «нация» долгое время было идентично понятию этнической общности [6].

В России такое определение, близкое к пониманию С.М. Широкогорова [7], дал И.В. Сталин. «Нация, по его мнению, есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности четырех основных признаков, а именно: на базе общности языка, общности территории, общности экономической жизни и общности психического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры» [8].

Данное определение, с точки зрения политической практики, долгое время служило эталоном, которому следовали не только политики, но и ученые как в нашей стране, так и за рубежом [9].

В настоящее время содержательное понимание термина «нация» не одинаково. В Центральной и Восточной Европе его истолковывают преимущественно в этническом аспекте, ставят знак равенства между понятиями «нация», «народ» и «этнос», признавая тем самым нацию этнической общностью.

В Западной Европе, Великобритании и США, согласно законам о гражданстве, на-

ция - совокупность граждан одного государства, т. е. территориально-политическая общность.

Существует также и третье понимание, согласно которому, нация - однонациональное государство. В 1877 г. Э. Ренан попытался соединить этатическую и этническую трактовку понятия «нация», он отнес появления наций к Средним векам, когда в Европе стали складываться национальные государства. Нация - по его определению - это прежде всего выраженное стремление определенной группы людей жить вместе, сохранять наследство, полученное от прежних поколений, и стремиться к общей цели.

Право народов на самоопределение означает предоставление каждому народу возможности свободно и независимо избирать форму своей государственности или другие пути собственного развития, отказ от насильственного удерживания какого-либо народа в составе данного государства. Вместе с тем это право нельзя абсолютизировать, ставить выше всех других прав.

Мировое сообщество признает различные формы реализации права народов на самоопределение. По своему объему оно включает в себя и право на отделение, но не сводится только к отделению.

Реализация народом права на самоопределение имеет непосредственное отношение к проблеме образования и становления как нового независимого государства, так и укрепления уже существующего государства как результата процесса интеграции и мобилизации определенной этнокультурной группы.

Своеобразие и уникальность этнического состава, а также наличие особого комплекса национальных проблем у каждого государственного образования, способствует выработке им собственной системы понимания оптимальных форм реализации права народов на самоопределение [10].

В этой связи нельзя согласиться с Ю. Бойко, который утверждает, что с одной стороны, реализация права на самоопределение в той или иной форме предполагает определенный уровень развития соответствующего народа, т. е. возможность существовать независимо и самостоятельно. С другой стороны, для его самоопределения требуются определенные внешние условия, как мини-

мум, невмешательство внешних сил. Это объясняет тот факт, что «признанное всеми» право народов на самоопределение постоянно требует своего подтверждения [11].

В литературе существует точка зрения, согласно которой, самоопределение народов необходимо рассматривать не только в юридическом и политическом аспектах, но и прежде всего как процесс самоидентификации, осознания своей самобытности и особых интересов, как стремление к консолидации и сохранению этого за счет обретения автономии или создания собственного государства [12].

Данное утверждение поменьшей мере спорно, так как самоопределение предполагает формирование и выражение воли субъекта. Самоидентификация является предпосылкой самоопределения наций, поскольку без осознания себя единой общностью, выделяемой среди других подобных субъектов, коллективное волеизъявление практически невозможно.

В истории Российского государства право наций на самоопределение в форме интеграции было реализовано в создании СССР. В октябре - ноябре 1917 г. была создана первая Советская республика - РСФСР. Вслед за ней образовались: в декабре 1917 г.

- Украинская ССР, в январе 1919 г. - Белорусская ССР, в апреле 1920 г. - Азербайджанская ССР, в ноябре 1920 г. - Армянская ССР, в феврале 1921 г. - Грузинская ССР. Помимо союзных были созданы также автономные республики и автономные области.

Самоопределение других народов (неславянских и не закавказских), в основном осуществлялось путем автономизации в составе РСФСР.

Таким образом, Советский Союз включил в себя всю землю Российской империи (не считая Польши и Финляндии). В данном состоянии просуществовал до 1991 г.

Наиболее радикальная формулировка -«право на самоопределение вплоть до отделения» - предусматривала право этнических общностей на сепарацию и создание собственного независимого государства. Так, руководство РСФСР признало государственную независимость Финляндии 18 (31) декабря 1917 г., Эстляндской Советской Республики - 7 декабря 1918 г., Советской Рес-

публики Латвии и Литовской Советской Республики - 22 декабря 1918 г., Белорусской ССР и других государств, возникших на территории бывшей Российской империи [13].

Примером претворения в жизнь самоопределения в форме сецессии служит распад СССР и образование независимых государств. Однако можно сделать вывод, что «право на выход» из СССР никогда не воспринималось всерьез, наоборот ожидался процесс присоединения к СССР.

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика была переименована в Российскую Федерацию. Четырнадцать остальных советских республик стали независимыми государствами, а некоторые из этнических меньшинств и региональных образований в пятнадцати небольших автономных республиках, оставшихся в составе Российской Федерации, надеялись расширить свою автономию [14].

Проблема сепарации для России более важна и актуальна, чем для множества других стран. Россия в её современной форме сама возникла относительно недавно, в 1991 г., в результате борьбы и победы движения, возглавляемого бывшим Президентом Б.Н. Ельциным, добившимся революционным (не конституционным или «фиктивно конституционным») путём реализации для России «права на самоопределение вплоть до отделения» от СССР. То, что слово «сепаратизм» по отношению к движению, создавшему современную Россию, не употреблялось, принципиального значения не имеет. В правовом отношении антисоюзное движение российских демократов было таким же сепаратистским, как и движения за отделение в других республиках, входивших в СССР. Современная Россия -результат победы сепаратистского движения, причём движения, достаточно слабо аргументированного - факт, о котором в России как-то очень быстро забыли [15].

В Российской Федерации советского периода право этнических общностей на самоопределение осуществлялось в рамках национально-территориальной автономии, со статусом автономных республик, автономных областей и национальных (автономных) округов.

Что же касается национально-культурной автономии, то такая форма самоопреде-

ления народов в рамках негосударственного сектора политической системы применялась в 20-30-е гг. прошлого века, но впоследствии исчезла из арсенала советской национальной политики. В настоящее время национальнокультурная автономия стала возрождаться. В соответствии с Федеральным законом от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии», многие народы России создают свои автономии.

Согласно закону, национально-культурная автономия в Российской Федерации рассматривается как форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. 1). Основными принципами национально-культурной автономии являются: самоорганизация и самоуправление; многообразие форм внутренней организации; сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой; уважение языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; соблюдение законности (ст. 2). Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурной автономии, может осуществляться за счет средств национально-культурных автономий, их учреждений и организаций, частных лиц, а также за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [16].

Предусмотрены организационные формы координации деятельности национальнокультурных автономий - консультативные советы при Правительстве РФ, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Успех работы организаций национальнокультурной автономии на местах во многом будет зависеть от того, как на деле будет реализован один из принципов национальнокультурной автономии: сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой.

Национально-культурная автономия, если её рассматривать как форму национально-

го самоопределения, ни в коем случае не должна замыкаться на культурно-просветительных вопросах, к чему нередко пытаются свести деятельность национальнокультурной автономии региональные органы государственной власти и местного самоуправления.

Одним из её основных направлений должна быть поддержка и развитие различных форм общественно-политической организации народов России, включая деятельность по обеспечению политического влияния и властного представительства на экстерриториальной основе. Необходимо закрепить за организациями и учреждениями национально-культурной автономии право на законодательную инициативу, участие в выборах, осуществление представительства в органах власти [17].

Кроме того, необходимо уделять внимание развитию национально-территориальных форм самоопределения, не связанных с се-цессией. Например, при упразднении автономных округов и включении их в состав вновь образованных краев, бывшую территорию округов не целесообразно полностью интегрировать в систему административнотерриториального устройства субъекта Российской Федерации, а сохранить в статусе национально-территориальных образовании. Тем самым будет обеспечено развитие России в составе единого федеративного государства.

1. Декларация прав народов на самоопределение России. Принята СНК 15 (2) ноября 1917 г. // СУ РСФСР. - 1917. - № 2. - С. 20.

2. Вишняков В. Г. К вопросу о понятиях «территория», «территориальная целостность», «самоопределение народов» в Конституции Российской Федерации. Открытый Интернет источник «НИИ Социальных систем». - иКЬ: http://niiss.ru/mag13_questterrr.shtml (дата обращения 10.03.2009).

3. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 6 / под ред. Ю. В. Бромлея, С. И. Вайнштейна. - М. : ИЭА РАН, 1995. - С. 68.

4. Там же.

5. Об этом см.: Народы мира : историко-этнографический справочник. - М. : Советская энциклопедия, 1988; Васильев В. В. Самоопределение балканских народов и проблемы образования новых государств : автореф. дис. ... к.п.н. - М. : ДА МИД России, 2004.

6. Об этом см.: О понятии «нация» // Вопросы истории. - 1966. - № 1. - С. 33-48.

7. Сергей Михайлович Широкогоров (19 июня (1 июля) 1887, Суздаль - 19 октября 1939, Пекин) - русский этнограф и этнолог. Создатель одной из теорий этноса. Группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп может быть названа этносом, племенем, народностью. Широкогоров С. М. Избранные статьи. - 2000 - Т. 2. -Вып. 4(6); Этнос. Предисловие. - Шанхай, 1923. - С. 3-4.

8. Сталин И. В. Соч. - Т. 11. - С. 333.

9. Об этом см.: Калтахчан С. Н. Марксистско-ленинская теория наций и современность. -М. : Политиздат, 1983.

10. Гранин Ю. Д. Национальное государство и самоопределение наций // Свободная мысль-XXI № 009. 08.09.2003 «Интегрум» - российское информационно-аналитическое агентство. - иКЬ: http://www.integrum.ru (дата обращения 10.03.2009).

11. Бойко Ю. Куда ведет право наций на самоопределение? // Обозреватель Observer. - 2GG6.

- № 2. - С. 23.

12. Бойко Ю. Указ. соч. - С. 1S.

13. Биджева С. Ю. Становление и эволюция самоопределения народов в процессе конституционного строительства в России // История государства и права. - 2GG2. - № 3. - С. 16.

14. Molchanov M. Political Culture and National Identity in Russian-Ukrainian Relations. East European Studies. - College Station : Texas A&M University Press, 2GG2. - P. 35G.

15. Нистен-Хаарала С., Фурман Д. Право на отделение. Открытый интернет-источник «Мемориал Сахарова». - URL:

http://www.sakharov-center.ru/publications/sec/ index.htm (дата обращения 11.G5.2GGS).

16. Федеральный закон 17 июня 199б г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (принят ГД ФС РФ 22.G5.1996) // Российская газета. - 199б. - № 11S. - 25 июня.

17. Тураев В. А. Этнополитология. - М. : Ладо-мир, 2GG1. - С. 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.