ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
с.а. пиявскии, профессор Реализация
Самарский государственный
архитектурно - строительный К°мпетентн0стн°и
институт ПараДИГМЫ В вузе
Предлагаются мероприятия, необходимые для полноценной реализации компетен-тностной парадигмы, лежащей в основе ФГОС ВПО. К ним относятся включение в учебный план сквозного наддисциплинарного курса и создание автоматизированной информационной Интернет-системы, обеспечивающей еженедельный мониторинг учебной, внеучебной и творческой деятельности студентов.
Ключевые слова: инфокоммуникационная среда, высшее образование, компетент-ностная парадигма, образовательный стандарт.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 года основная цель профессионального образования состоит в подготовке «...квалифицированного работника... конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, который самостоятельно принимает ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способен к сотрудничеству, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны, постоянно повышает собственный образовательный и профессиональный уровни в течение всей жизни».
Компетентностно-ориентирован-ные ФГОС ВПО, стремясь отойти от «знаниевого» подхода, ставят в основу образовательной программы компетенции, всесторонне характеризующие личность выпускника. Например, проект стандарта по направлению подготовки 230200 «Информационные системы и технологии» (размещен на сайте Санкт-Петербургского государственного университета технологии и
дизайна), наряду с обучением, предусматривает воспитание у личности таких качеств, как «. целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, самостоятельность, гражданственность, приверженность этическим ценностям, добросовестность, доброжелательность, коммуникабельность, способность к позитивно-критическому восприятию новой информации, к приращению общих и профессиональных знаний, к выдвижению новых конкурентоспособных идей, к нахождению решения нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач, к использованию знаний для практической реализации новшеств, общекультурные потребности, творческие способности, социальная адаптация, коммуникативность, толерантность». Устанавливается, что при самостоятельной разработке вузом основной образовательной программы (ООП) должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников.
Выполняя требования ФГОС ВПО, «вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности, способствовать развитию
социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. Вуз обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения». При этом ФГОС ВПО обязывает студентов, в целях достижения результатов при освоении ООП в части развития социально-личностных компетенций, участвовать в развитии студенческого самоуправления, в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. Студенты также обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
Таким образом, речь идет о том, чтобы сделать новый шаг в объединении учебной, воспитательной и научно-исследовательской работы со студентами в вузе в единый целенаправленный процесс. Хотя такая задача в советской и впоследствии российской высшей школе ставилась всегда, сегодня, по-видимому, требуется, чтобы она решалась на качественно более высоком уровне. Спрашивается: за счет чего? За счет выделения существенно больших ресурсов? Безусловно, нет. Исключительно за счет переноса акцентов с одних составляющих образовательного процесса на другие? Думается, тоже нет.
По нашему мнению, решение задачи может быть получено лишь путем комплексной модернизации образовательного процесса на базе системного использования возможностей, предоставляемых современными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Основная цель модернизации - привлечь каждого студента к активному индивидуальному управлению
своим компетентностным развитием. Это становится возможным благодаря непрерывному (практически ежедневному!) мониторингу различных составляющих компетенции на основе объективной и доступной информации. Сразу укажем на основные направления модернизации в нашем понимании.
• Введение сквозного (с первого по последний семестр) наддисципли-нарного курса, выполняющего две основные функции:
- развитие общенаучных способностей и профессиональных навыков всех студентов путем выполнения ими индивидуальных творческих работ с элементами исследования под персональным научным руководством преподавателей (для старшекурсников) и старшекурсников (для студентов младших курсов) при координирующей роли преподавателя наддисциплинар-ного курса;
- регулярное привлечение внимания студентов к данным мониторинга их учебной и внеучебной деятельности в сфере науки, культуры, труда, спорта, общественной активности (сопоставительный анализ результатов, советы, стимулирование соревновательных мотивов и пр.).
• Реализация автоматизированной информационной Интернет-системы (АИИС), обеспечивающей возможность массового оптимального управления развитием общенаучных компетенций студентов на базе выполнения ими индивидуальных творческих работ с элементами исследования;
• Реализация АИИС, обеспечивающей мониторинг результатов вне-учебной активности каждого студента с анализом степени развития его социально-личностных компетенций, организацию соревнования студентов и студенческих групп по достижению наиболее высоких результатов в различных областях деятельности;
• Реализация АИИС, обеспечивающей еженедельный мониторинг результатов учебной деятельности каждого студента для своевременного реагирования всех участников образовательного процесса на его ход с учетом индивидуальных особенностей и образовательных траекторий обучаемых.
Рассмотрим каждое направление, опираясь на опыт факультета информационных систем и технологий Самарского государственного архитектурно-строительного университета (ФИСТ СГАСУ).
Сквозной наддисциплинарный курс
Будем реалистами. Современные студенты, при всех их положительных качествах, все же недостаточно мотивированы на получение качественного образования, на свое культурно-личностное развитие, не умеют сосредоточиться на достижении отдаленных целей. Для того чтобы реализовалась основная цель модернизации образовательного процесса, чтобы каждый студент систематически интересовался ходом своего развития и целенаправленно и всесторонне действовал в этом направлении, рядом с ним все время должен находиться зрелый наставник, которому он доверяет и которого искренне уважает. Каким образом осуществить это в условиях массового обучения? Решить эту непростую задачу позволяет введение сквозного над-дисциплинарного курса (два аудиторных часа в неделю в течение всего периода обучения с выполнением в каждом семестре курсовой работы по индивидуальной тематике). Ведет этот курс преподавательский коллектив, который за счет распределения функций между участниками, четкого взаимодействия и использования АИИС имеет возможность ограниченными
силами охватить весь студенческий контингент. В преподавательский коллектив входят:
1) научный руководитель компе-тентностного развития студентов данной специальности (направления). В сферу его деятельности входят все студенты, обучающиеся в данный момент по конкретному образовательному направлению. Как правило, это заведующий выпускающей кафедрой, председатель методической комиссии специальности (направления);
2) преподаватель потока. Его деятельность распространяется на всех студентов потока (например, второго курса), обучающихся по конкретному образовательному направлению. Желательно, чтобы это был преподаватель выпускающей кафедры;
3) индивидуальные научные руководители. Сферой их деятельности являются несколько студентов (в среднем от трех до пяти), выполняющие индивидуальные работы с элементами исследования по предложенной ими по согласованию с преподавателем потока тематике. Ими могут быть преподаватели, аспиранты и магистранты выпускающей кафедры, а для студентов младших курсов - старшекурсники или преподаватели естественно-научных кафедр (математики, физики, химии и пр.);
4) руководитель внеучебной деятельности студентов. В его ведении, как и научного руководителя направления, находятся все студенты, обучающиеся в данный момент по конкретному образовательному направлению. Это заместитель декана по воспитательной работе или ответственный за воспитательную работу на выпускающей кафедре.
Курсовые работы, являющиеся стержнем наддисциплинарного курса, мы далее будем называть исследовательскими. Это означает, что их выполнение предусматривает элементы ис-
следовательской деятельности - в различном объеме в зависимости от возможностей студента. Для наиболее «продвинутых» студентов это могут быть и полноценные научно-исследовательские работы. Увеличение числа «продвинутых» студентов от семестра к семестру является одной из основных задач курса. Содержание курсовых работ приведено в табл. 1.
Аудиторные занятия по наддисцип-линарному курсу должны проходить по подгруппам (10-15 человек) в подключенной к Интернету компьютерной аудитории, имеющей преподавательский компьютер с мультимедиа-проектором. «Исследовательская составляющая» является как бы «несущей частотой» наддисциплинарного курса, но содержание курса ею не исчерпывает-
ся. Организация курса существенно опирается на три автоматизированные информационные системы [1]. Дадим их краткое описание.
АИИС управления выполнением творческих работ
В основе АИИС лежит разработанная нами концепция управляемого развития научных способностей молодежи [2, 3]. Она моделирует оптимальную стратегию формирования в процессе исследовательской деятельности девяти основных научных компетенций:
1) поиск тематики;
2) постановка (рефлексия) темы исследования;
3) формирование ключевой идеи (плана) решения;
Таблица 1
Основное содержание исследовательских работ студентов в рамках наддисциплинарного курса
Семестр Деятельность студентов и содержание работ
1 Включение в вузовский процесс, освоение телекоммуникационной среды вуза и используемых АИС. Введение в виртуальное пространство (реферат о себе, понимание процесса компетентностного развития личности в вузе, создание своей страницы в Интернете, выполнение условной исследовательской задачи с отчетом и презентацией)
2 Первый реферат по итогам активного поиска информации (например, реферат на основе нескольких научно-популярных статей по своей специальности)
3 Творческая работа с упором на программирование по физике, математике, химии и т.п. или на основе научной статьи из журнала
4 Творческая работа с упором на многопараметрическое исследование на базе предыдущего семестра
5 Исследовательская работа с упором на математический аппарат и программирование на основе научной статьи из журнала по профилю специальности
6 Исследовательская работа с упором на математический аппарат и многопараметрические и качественные исследования в сопоставлении с результатами других исследований на основе предыдущего семестра
7 Исследовательская работа по теме научных исследований руководителя с упором на изучение проблематики, постановку задачи и обзор имеющихся результатов. Программирование по теме работы
8 Исследовательская работа по теме научных исследований руководителя с упором на тестирование и доработку программной части, многопараметрический анализ и осмысление результатов
9 Утверждение темы дипломного проекта, желательно связанной с предыдущей исследовательской работой. Написание статей, доклады на конференциях, апробация результатов
10 Выполнение и защита дипломного проекта
4) выбор, освоение и реализация необходимого обеспечения;
5) реализация отдельных элементов исследования (элементов плана решения);
6) синтез решения (собственно исследование);
7) оформление решения;
8) ввод в научный обиход, защита и сопровождение решения;
9) внутренний критический анализ решения.
С ними связывается система 15 критериев оценки выполненных исследовательских работ:
1) работа носит исследовательский характер;
2) работа является частью НИР руководителя, кафедры, лаборатории;
3) работа относится к новому перспективному направлению развития сферы профессиональной деятельности;
4) подготовлена публикация в печати;
5) работа внедрена или подготовлена к внедрению в сторонних организациях;
6) имеется обзор проблематики (содержательное описание и сопоставление методов и подходов) по теме работы;
7) автором предложена собственная формализованная постановка проблемы;
8) получены новые научные результаты;
9) имеются собственные оригинальные идеи автора;
10) проведен анализ литературы по теме работы;
11) освоены новые информационно-коммуникационные технологии;
12) разработаны компьютерные программы, информационные системы и технологии, другие экспериментальные средства;
13) проведено многопараметричес-
кое качественное исследование объекта (процесса);
14) работа качественно оформлена;
15) сделан качественный доклад, даны исчерпывающие ответы на вопросы.
В состав АИИС входит экспертная система, позволяющая по значениям перечисленных критериев оценить уровень развития научных компетенций у автора работы.
Опишем ее использование при проведении наддисциплинарного курса в течение семестра. Первым этапом является распределение студентов по научным руководителям. Научный руководитель направления подготовки совместно с преподавателями потоков распределяет научных руководителей по студентам. Затем преподаватели потоков в предварительном порядке согласовывают с научными руководителями темы индивидуальных исследовательских работ. Эта информация вводится преподавателями потоков в АИИС и на занятии доводится до сведения студентов, которым даются координаты научных руководителей. В течение недели студенты должны обсудить со своими руководителями тематику и содержание предполагаемых исследовательских работ, составить и ввести в АИС аннотации работ.
Второй этап состоит в предварительной оценке творческого уровня предлагаемых работ по указанной выше системе критериев с помощью АИИС. Эта оценка производится на занятии с использованием проектора, причем в обсуждении принимают участие все студенты. Анализируется, насколько выполнение работы повысит творческий рейтинг студента и гармонизирует структуру его творческих компетенций. Содержание работы и, соответственно, аннотация в процессе обсуждения корректируются.
Третий этап, занимающий весь семестр, включает два параллельных сюжета. Во-первых, выполнение студентом запланированной работы с еженедельными консультациями преподавателя потока и научного руководителя. При этом научный руководитель и преподаватель записывают соответственно комментарии и задания в «электронный дневник» студента в АИИС, а сам студент непосредственно до очередного аудиторного занятия заносит в АИИС краткий отчет о ходе работы. Т акая система побуждает студента регулярно заниматься выполнением исследования, дает возможность своевременно его направлять. Кроме того, важно, что анализ хода работы каждого студента буквально «на глазах» его товарищей (с использованием проектора) позволяет заслуженно поощрить или пристыдить его перед одногруппниками, мнением которых он дорожит, возможно, больше, чем оценкой преподавателя.
АИИС мониторинга результатов внеучебной деятельности
Если общенаучные компетенции и отдельные навыки профессиональной деятельности развиваются при выполнении исследовательских работ, то общекультурные и социально-личностные компетенции формируются в многообразной внеучебной деятельности студентов. Модернизация образовательного процесса в вузе должна быть направлена на то, чтобы сделать эту деятельность столь же значимым и управляемым элементом образовательного процесса, как и учебную. АИИС мониторинга результатов вне-учебной деятельности создает необходимую для этого технологическую основу. При ее функционировании в любой момент времени студенты или осведомленные лица имеют возможность через Интернет внести в систе-
му сведения об активности и достигнутых успехах обучаемых в трудовой деятельности, спорте, науке и технике, искусстве, общественной деятельности и пр. Эти сведения оцениваются по определенной шкале, разработанной органом студенческого самоуправления. Таким образом, всесторонняя внеучебная деятельность приобретает измеримый, соревновательный в хорошем смысле слова характер. С этой целью на Интернет-портале ведется еженедельно обновляемая виртуальная доска почета, связанная с общедоступной базой личных достижений. Любая запись о своих или чужих достижениях немедленно становится видной всем. После ее оценки по значимости ответственным членом студенческого совета она автоматически учитывается при расчете рейтинга активности соответствующего студента. Значимость достижения со временем плавно убывает, таким образом, давние достижения имеют меньший «вес».
АИИС позволяет сформировать новое приложение к диплому, выдаваемому выпускнику вуза, - так называемое портфолио. В нем целесообразно указывать, в какую часть выпуска (первую десятку, первые 25%, вторые 25% и т.д.) входит выпускник по учебному, творческому и личностному рейтингам, подсчитываемым в течение всего периода обучения. В портфолио также могут быть внесены основные достижения студента в различных областях деятельности за период его обучения. Мы полагаем, что без этого компетентностный подход никогда не станет живым делом, непосредственно ориентирующим студента на повседневную всестороннюю активность в вузе. Ведь в современном динамичном обществе выпускнику предстоит работать в разных странах, у разных работодателей. Предлагаемое приложение к диплому откроет им вы-
пускника вуза с максимальной полнотой.
Важнейшей формой управления является проведение конкурса на звание «Лучший студент факультета информационных систем и технологий». Это звание присваивается по итогам каждого семестра студенту, стабильно в течение семестра имеющему минимальный коэффициент отставания. При определении победителя конкурса учитываются результаты студентов, хотя бы на одной неделе занявших первые три места в своей студенческой группе. Победителем признается студент, получивший минимальный коэффициент отставания на 15-й неделе семестра.
Победитель конкурса определяется на 16-й неделе каждого семестра и представляется к единовременной стипендии Ученого совета (стипендии ректора) за успехи в учебной и внеучеб-ной деятельности. Делается соответствующая запись в его зачетную книжку. Победитель имеет право досрочной сдачи всех экзаменов и зачетов в течение двух ближайших сессий, переноса, в определенных пределах, сроков сдачи зачетов и экзаменов и пересдачи экзамена на повышенную оценку.
На 16-й неделе определяются и 10% студентов факультета, имеющих наименьший коэффициент отставания. В их зачетные книжки делается запись: «По итогам семестра вошел в число 10% лучших студентов факультета».
При вручении диплома специалиста выпускнику вручают его портфолио, отражающее наивысшие достижения студента в период обучения в вузе.
Еще одной формой управления является проведение конкурса на звание «Лучшая студенческая группа факультета информационных систем и технологий». Ею признается группа, имеющая на 16-й неделе наивысший средний (по студентам группы) комплексный
рейтинг. Староста, профорг, учебный и внеучебный аналитики группы награждаются почетными грамотами факультета. Студенты лучшей группы имеют приоритет при распределении различных форм стимулирования студентов на факультете.
АИИС мониторинга учебной деятельности
Казалось бы, эта система носит традиционный характер, поскольку «просто» обеспечивает непрерывный мониторинг посещаемости и текущей успеваемости студентов и пересчитывает их в учебный рейтинг. Существенное отличие АИСС состоит в том, что она дает студентам возможность гибкого управления их учебным временем, что необходимо для индивидуального распределения усилий между учебной, исследовательской и внеучебной деятельностью. По каждой дисциплине предусматривается около шести контрольных точек в семестре, которые служат для фиксации регулярности и качества работы студента в семестре. При оценке результатов работы студента рекомендуется использовать тестовые системы с ориентацией на федеральный Интернет-экзамен по профессиональному образованию. Результаты аттестации студента по контрольной точке впоследствии изменению не подлежат, т.к. основное ее назначение - именно контроль регулярности работы студента в семестре. Частота промежуточного контроля является отличительной особенностью АИИС. Она становится возможной и необременительной для преподавателей благодаря Интернет-доступу к системе.
Данные для расчета учебного рейтинга получает староста группы на плановом учебном занятии, совпадающем с очередной контрольной точкой у преподавателя каждой дисциплины.
Преподаватель обязан при этом проставить в ведомость число пропусков занятий каждым студентом с начала семестра и аттестовать студента в выполнении им учебного плана на текущий момент. Аттестация проводится по 3-бальной системе: 0 - не аттестован, 1 - аттестован, 2 - аттестован с отличием. Староста группы в тот же день вводит данные в АИИС.
Сведения о пропусках занятий по уважительным причинам вводятся в систему мониторинга на основании документов, представленных студентом ответственному за воспитательную работу выпускающей кафедры не позднее чем через неделю после прекращения действия причины, вызвавшей пропуски. После этого никакие документы во внимание не принимаются. Ответственный за воспитательную работу в течение недели вводит эти данные в АИИС.
Допуская к занятию опоздавшего студента, преподаватель отмечает ему один час пропуска занятия по неуважительной причине.
В исключительных случаях положительно зарекомендовавший себя студент может подать декану факультета заявление на обучение по индивидуальному графику, предусматривающее сочетание различных форм обучения. При наличии согласия преподавателя и разрешения декана для него учет посещаемости по ряду дисциплин может не вестись.
Полагаем, что студенту, аттестованному по всем контрольным точкам по дисциплине, может быть автоматически выставлен зачет или экзамен с оценкой как минимум «удовлетворительно». (Это, в частности, повышает ответственность преподавателя за качество аттестации по отдельным контрольным точкам.) При этом, по усмотрению преподавателя, студенту может быть выставлена и более высокая оцен-
ка по итогам обучения в семестре. При желании студент может сдавать зачет или экзамен на более высокую оценку в обычном порядке.
Студент, имеющий неаттестован-ные контрольные точки по дисциплине, допускается к сдаче зачета или экзамена по этой дисциплине в обычном порядке без дополнительных условий.
Студент может быть представлен к отчислению из вуза за систематические пропуски аудиторных занятий и невыполнение в срок учебного графика без уважительных причин, что является грубым нарушением учебной дисциплины. Мерой такого нарушения является коэффициент отставания студента.
Коэффициент отставания вычисляется как сумма процента часов пропусков занятий и процента неаттестован-ных контрольных точек, из которой вычитаются внеучебные рейтинги студента по всем направлениям внеучеб-ной деятельности. Комплексный учет успеваемости, посещаемости и позитивной внеаудиторной деятельности позволяет успевающим студентам более гибко распоряжаться своим временем с учетом индивидуальных особенностей и интересов в рамках выполнения требований ГОС, предусматривающего гармоничное развитие профессиональных и универсальных компетенций обучаемых.
Меры воздействия на отстающих (вплоть до отчисления из вуза) встречают полное понимание со стороны обучаемых и их родителей, поскольку им доступна вся детальная Интернет-информация, и они имеют возможность реагировать на нее должным образом.
Преподаватели получают регулярный инструмент анализа достигнутого уровня усвоения обучаемыми учебного материала и могут гибко корректировать темп и методы обучения. Од-
новременно повышается их ответственность за качество обучения.
Наличие объективной, оперативной, наглядной и всем доступной информации о качестве учебной деятельности каждого студента создает здоровый климат в его отношениях с преподавателями и руководителями образовательного процесса, устраняет сомнения в предвзятости преподавателей, ликвидирует почву для коррупции.
Технология предусматривает возможность реализации индивидуального графика контроля для студентов, заслуживших такое право. Это особенно важно в современных условиях, когда значительная часть студентов-очни-ков подрабатывают. Такая параллельная работа является существенным положительным фактором в развитии молодого человека, и необходимо ее всячески поощрять, не нарушая целостности учебного процесса и не снижая качества образования.
Необходимые ресурсы
Предлагаемый вариант модернизации образовательного процесса не требует выделения значительных ресурсов, поскольку положительный эффект достигается за счет стимулирования самостоятельной работы студентов и оптимизации ее направленности. Введение наддисциплинарного курса, включая индивидуальное научное руководство выполняемыми исследовательскими работами, при существующих нормативах расчета преподавательской нагрузки занимает для одного направления подготовки с приемом в две студенческие группы не более одной ставки ППС. Это составляет всего около 1% от общих трудозатрат на подготовку специалиста. Указанная нагрузка состоит из ведения аудиторных занятий (по подгруппам) и руководства курсовым проектированием (2 часа на одного студента, которые рас-
пределяются между членами преподавательского коллектива).
Возможно ли обеспечить качественное индивидуальное научное руководство каждым студентом? Ответ будет положительным, если учесть следующие моменты, снижающие нагрузку на преподавательский коллектив.
Во-первых, как указывалось, для руководства работами младшекурсников привлекаются студенты старших курсов. Это связано не только и не столько с необходимостью уменьшения нагрузки на преподавательский коллектив. Мы считаем это важнейшим элементом модернизации учебного процесса. Старшекурсники, ставя темы работ своим подшефным в рамках собственных исследований и руководя выполнением этих работ, приобретают ценнейшие навыки лидерства, руководства, общения, заботы о младших товарищах и ответственности за них.
Что касается преподавателей - руководителей отдельных работ, то полноценное научное руководство необходимо лишь «продвинутым» студентам, выполняющим научно-исследовательские работы. Руководство остальными студентами предполагает лишь консультирование на основе научной статьи, которая выбрана руководителем по близкой ему тематике, а чаще всего написана им самим.
Эксплуатация мощной автоматизированной информационной Интернет-системы, на которую опирается весь образовательный процесс, требует лишь одного системного администратора, причем не с полной загрузкой, поскольку ввод информации осуществляется студентами (является сам по себе органичной составляющей образовательного процесса). Формирование и анализ выходной информации осуществляются всеми участниками
процесса в рамках их основных ролей и обязанностей.
Безусловно, дополнительные ресурсы желательны для расширения спектра и масштабов внеучебной деятельности студентов и их стимулирования, но это уже зависит от конкретных возможностей и намерений вуза.
Заключение
Как мы уже отмечали, студенту (особенно на младших курсах) необходим постоянный авторитетный советчик, наставник, который вовлекал бы его в активную работу по саморазвитию. В предлагаемом подходе такую роль выполняет преподаватель над-дисциплинарного курса. Он связан со студентом постоянной совместной исследовательской деятельностью, в которой, безусловно, проявляет квалификацию, вызывающую уважение и доверие студента. Используя автоматизированные информационные Интернет-системы, он помогает студенту анализировать объективные показатели его компетентностного развития, советует, как наилучшим образом распорядиться своими возможностями, стимулирует соревновательную
мотивацию. Плодотворность такой работы зависит от того, имеется ли в вузе достаточная система стимулов успешной деятельности студентов в семестре, за которые молодым людям было бы интересно бороться. Предлагаемая организация образовательного процесса объединяет студентов и преподавателей в тесно связанный горизонтальными и вертикальными связями коллектив единомышленников, целеустремленно стремящийся к максимальному развитию компетенций студентов.
Литература
1. См.: Пиявский С.А., Савельева Г.П. Систе-
ма управления формированием универсальных компетенций студентов высших учебных заведений. М.; Самара: СГАСУ; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 105 с.
2. Пиявский С.А. Математическое модели-
рование управляемого развития научных способностей // Известия Академии наук. Сер. «Теория и системы управления». 2000. № 3. С. 100-106.
3. Пиявский С.А. Управляемое развитие на-
учных способностей молодежи. М.: Академия наук о Земле, 2001. 109 с.
PIYAVSKY S. COMPETENCE PARADIGM REALIZATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Major organizational activities, that are necessary to fulfill the competence paradigm in full measure, according to the Federal educational standards, are proposed. They include supplementing the curriculum with an end-to-end inter-discipline subject and creation of an informational web-based system, which allows to monitor academic, non-academic and creative student’s activity. The experience of organizing the educational process in info-communicational environment is described on the example of the Informational Systems and Technologies Faculty of Samara State Architecture and Building University.
Keywords: info-communicational environment, higher education, competence paradigm, educational standards.