Герунова Л.К., Бойко Т.В., Герунов Т.В. Реализация компетентностного подхода при изучении ветеринарной токсикологии в Омском ГАУ // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4(7) октябрь - декабрь. - URL http://e-joumal.omgau.rU/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/458-00203. - ISSN 24134066
УДК378:615.9
Герунова Людмила Карповна
Доктор ветеринарных наук, профессор ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск gerliud@mail.ru
Бойко Татьяна Владимировна
Доктор ветеринарных наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск tvboiko@mail.ru
Герунов Тарас Владимирович
Кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск vsed@mail.ru
Реализация компетентностного подхода при изучении ветеринарной токсикологии в
Омском ГАУ
Аннотация. В статье представлен опыт работы преподавателей факультета ветеринарной медицины по реализации компетентностного подхода при изучении ветеринарной токсикологии. Согласованные с работодателем основные образовательные программы по специальности 36.05.01 Ветеринария и направлению подготовки 36.03.01 -Ветеринарно-санитарная экспертиза (бакалавриат) отражают современные требования отрасли к будущему ветеринарному врачу и ветеринарно-санитарному эксперту. Тематические планы и используемые при изучении токсикологии технологии свидетельствуют о компетентностном подходе в реализации программы.
Ключевые слова: ветеринарная токсикология, обучение, компетентностный подход.
Проблема качества подготовки специалистов к профессиональной деятельности в сельскохозяйственной отрасли актуальна во все времена. Быстроразвивающиеся наука и промышленность, новые технологии, в том числе базирующиеся на междисциплинарных связях, требуют от вузов постоянного совершенствования образовательных программ[1]. Не исключением является и Омский ГАУ, в образовательном процессе которого реализуется модульная технология, основанная на формировании компетенций. Согласованные с работодателем основные образовательные программы на основе компетентностного подхода отражают современные требования отрасли к будущему специалисту, в том числе ветеринарному врачу.
В настоящее время в природе циркулирует около десяти миллионов химических соединений. Из них более 60 тысяч широко используются в быту, медицине, на производстве и в сельском хозяйстве. Количество ксенобиотиков продолжает из года в год увеличиваться,
при этом большая их часть при определенных обстоятельствах может причинить вред здоровью животных и человека [2].Изучением механизмов токсического действия веществ на организм человека и животных, закономерностей развивающихся при этом патологических процессов, а также разработкой методов диагностики, лечения и профилактики отравлений занимается наука токсикология. Особенностью ветеринарной токсикологии является изучение действия ядовитых веществ на организм сельскохозяйственных и диких промысловых животных, в том числе птиц, рыб, пчел; а также исследование биотрансформации и накопления токсикантовв органах и тканях животных; выделения их остатков с молоком. Кроме того, в задачу ветеринарной токсикологии входят разработка методов диагностики, профилактики и лечения отравлений животных, установление максимально допустимых уровней остаточных количеств (МДУ) пестицидов и других токсических веществ в кормах и продуктах питания, совершенствование методов их анализа и проведение токсикологической экспертизы продуктов животноводства и кормов.
Безусловно, широкое применение различных химических веществ в сельском хозяйстве, загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий, обострение водохозяйственной обстановки обусловливают повышенный риск отравления животных. В связи с этим возникает сложная задача диагностики острых и хронических интоксикаций. Практика показывает, что вследствие токсикозов в хозяйствах РФ ежегодно погибают и подвергаются вынужденному убою тысячи голов животных, при этом оценить потенциальную опасность различных групп токсикантов не представляется возможным из-за отсутствия специфических клинических и патоморфологических изменений, при этом химико-токсикологический анализ лишь в единичных случаях позволяет выявить причину отравлений. При отсутствии точного диагноза исключается возможность антидотной терапии и снижается эффективность профилактических мероприятий. В связи с этим большое значение имеет экологизация курса ветеринарной токсикологии, в частности развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы при возникновении острых и хронических отравлений животных на основе использования собственного опыта и знания методов аналитических исследований с учетом конкретной экологической ситуации.
На факультете ветеринарной медицины курс ветеринарной токсикологии по направлению подготовки 36.05.01 - Ветеринария (специалитет) студенты изучают на третьем году обучения как раздел дисциплины «Ветеринарная фармакология. Токсикология» (8 ЗЕ, 288 час), а по направлению подготовки 36.03.01 - Ветеринарно-санитарная экспертиза (бакалавриат) предусмотрено изучение отдельной дисциплины «Токсикология» в 5 семестре (5 ЗЕ, 180 час.). При составлении тематических планов лекций и семинарских занятий преподаватели кафедры учитывают прежде всего особенности экологической ситуации в различных регионах Российской Федерации, в том числе в Омской области. С этой целью постоянно ведется мониторинг отчетных документов Министерства сельского хозяйства и Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, в которых представлены основные поллютанты и данные по отравлениям продуктивных животных в регионах.
В Омской области основными загрязнителями атмосферного воздуха являются предприятия энергетики, нефтехимического комплекса и агропрома. Реки и озера загрязнены органикой, соединениями азота, тяжелыми металлами, нефтепродуктами, фенолами и другими ксенобиотиками. Значительная часть сельскохозяйственных угодий ежегодно подвергается обработке пестицидами. В соответствии со сложившейся обстановкой разработан тематический план лекций по ветеринарной токсикологии, включающий изучение отравлений соединениями ртути, свинца, кадмия, меди, железа, мышьяка, алюминия, азота, а также хлор- и фосфорорганическими соединениями, производными карбаминовой, тио- и дитиокарбаминовой кислот, фенилпиразола, мочевины и сульфонилмочевины, синтетическими пиретроидами и авермектинами, зооцидами, диоксинами, полихлорированными бифенилами и другими соединениями.
Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется только объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Безусловно, компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания[3]. При изучении ветеринарной токсикологии на нашем факультете собственный опыт в решении проблем обучающиеся формируют в процессе подготовки и выступлений на семинарах, при разборе конкретных ситуаций (кейс-метод), которые периодически возникают как при промышленном выращивании животных, так и в частном секторе. С этой целью по дисциплине разработаны ситуационные задания с перечнем вопросов. Тематика семинаров с использованием ситуационных заданий предполагает работу в малых группах, так как она дает всем обучающимся возможность участвовать в обсуждении проблемы, а значит практиковать навыки сотрудничества, межличностного общенияи, в частности, умение активно слушать, анализировать, вырабатывать собственное мнение по проблеме, разрешать возникающие разногласия, а главное совместно решать поставленную профессиональную задачу. Результатом такого вида работы является не только высокий интерес обучающихся к проблеме за счет собственного участия в ее решении, но и приобретение профессиональных компетенций по ветеринарной токсикологии.
Общепризнано, что одной из популярных форм ведения семинаров в вузе является семинар-конференция. При организации занятия по этой форме преподаватели дисциплины заранее предлагают обучающимся перечень актуальных тем, дают рекомендации по анализу литературы, оформлению презентации и регламенту представления доклада. На семинаре-конференции в течение пяти-семи минут докладчик представляет основную информацию по вопросу, демонстрируя и мастерство оратора, и профессиональные знания. После окончания доклада обучающиеся задают ему вопросы, отмечают положительные и отрицательные стороны в оформлении презентации и, в целом, по представлению материала. Данная форма ведения занятия помогает формировать у студентов навыки не только сбора и анализа информации и публичного выступления, что, безусловно, важно, но главное - это погружение обучающихся в текущую проблематику и перспективы решения рассматриваемых проблем, участие в дискуссии и ответы на вопросы слушателей семинара-конференции; формирование единого экспертного поля между докладчиками и слушателями, акцентирование внимания на особенно острых вопросах, решать которые предстоит в практической деятельности ветеринарного врача.
Для создания особых условий, приближенных к практике при изучении дисциплины на обоих курсах предусмотрены экскурсионные занятия с выездом в химико-токсикологический отдел Омской областной ветеринарной лаборатории, а также лабораторные занятия. На них, основываясь на знаниях аналитической химии, студенты овладевают алгоритмом проведения и методами химико-токсикологического анализа. Обучающимся представляется возможность самостоятельно проанализировать сопроводительные документы, составить план химико-токсикологического исследования проб, поступивших в лабораторию. Опыт проведения занятий в условиях производства подтверждает, что эффективность аналитических методов контроля во многом зависит от объективности анамнестических данных и экологической осведомленности студента, выполняющего анализ. Качество проведения исследований определяется уровнем подготовки студентов по аналитической химии. Отсюда возникает необходимость междисциплинарного согласования программ в вузе.
Следует отметить, что на факультете ветеринарной медицины Омского ГАУ при изучении курса ветеринарной токсикологии учитывается специфика практической деятельности врачей, именно поэтому обучающиеся по специальности 36.05.01 -Ветеринария подробно рассматривают вопросы патогенеза, диагностики интоксикаций, а также методы оказания помощи животным при отравлении. При формировании профессиональных компетенций ветсанэксперта особое внимание при изучении
токсикологии уделяется вопросам нормирования токсических веществ в продуктах животного происхождения.
Общепризнано, что повышение качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов зависит от квалифицированного использования достижений научно-технического прогресса в сельскохозяйственной и перерабатывающих отраслях и научно обоснованных подходов к системе производства, хранения, контроля и реализации сырья и продукции животного и растительного происхождения. Именно поэтому обучающиеся по направлению подготовки 36.03.01 - Ветеринарно-санитарная экспертиза на семинарах знакомятся с нормативными документами, принятыми в Российской Федерации, а именно Законом Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов», анализируют сведения, приведенные в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормах СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» и Техническом регламенте Таможенного союза.
Подготовка ветеринарных врачей в высших учебных заведениях России проводится по единым программам без учета специфики их практической деятельности. Вместе с тем закон РФ «О ветеринарии» рассматривает эту профессию как государственную, производственную и ведомственную.
Таким образом, реализация программы по ветеринарной токсикологии в целом способствует подготовке специалистов, владеющих соответствующими навыками как в ликвидации и профилактике отравлений животных, так и в решении задач по безопасности продуктов животного происхождения.
Ссылки на источники:
1. Цыдыпов Р.Ц. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущих специалистов сельского хозяйства // Вестник бурятского государственного университета. - № 15. - 2013. С 183-185. [Электронный ресурс]. - точка доступа. -file:///C:/Users/ZALMAN/Downloads/kompetentnostnyy-podhod-v-professionalnoy-podgotovke-buduschih-spetsialistov-selskogo-hozyaystva.pdf
2. Куценко С. А. Основы токсикологии//Санкт-Петербург, 2002. - [Электронный ресурс]. - точка доступа. - http://www.medline.ru/public/monografy/toxicology/p1-preface/p1.phtml
3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. -2004. - № 5. - С.3-1[Электронный ресурс]. - точка доступа. -http://pedlib.rU/Books/3/0389/3_0389-1. shtml
4. ТР ТС 021/2011 от 9 декабря 2011 года N 8801 [Электронный ресурс]. - точка доступа. http://docs.cntd.ru/document/902320560
Lyudmila Gerunova
Doctor of Veterinary Sciences, Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Tatyana Boyko
Doctor of Veterinary Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Taras Gerunov
Candidate of Veterinary Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
The Implementation of the Competence-Based Approach in the Study of Veterinary
Toxicology at Omsk SAU
Abstract. The article presents the experience of Veterinary Medicine Faculty members in the implementation of the competence-based approach in studying veterinary toxicology. Professional degree programme 36.05.01 in Veterinary medicine as well as the bachelor's degree programme 36.03.01 in the Veterinary and sanitary inspection that have been approved and coordinated by the employers meet the up-to-date requirements of the relevant professional organizations for skills development essential in professional environments. Course schedules and learning technologies used in the study of veterinary toxicology indicate competence-based approach in the implementation of the programmes.
Keywords: veterinary toxicology, training, competence-based approach.