Научная статья на тему 'Реализация коммуникативной компетенции в учебной проектной деятельности'

Реализация коммуникативной компетенции в учебной проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
721
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Rhema. Рема
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / МУЗЕЙ РУССКОГО БЫТА / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE LEARNING ACTIONS / PROJECT METHOD / PROJECT ACTIVITY AT THE CLASSES OF LITERATURE / EDUCATIONAL PROJECT / MUSEUM OF THE RUSSIAN MODE OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масликова Наталья Евгеньевна

Освещая проблему формирования коммуникативной компетенции учащихся, автор акцентирует внимание на целесообразности использования такой педагогической технологии, как метод проектной деятельности. В статье представлен опыт работы проекта «Мир русского дома».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE IN EDUCATIONAL PROJECT ACTIVITY

This article is devoted to the problem of formation of communicative competence of students. The author focuses on the appropriateness of the use of the project method as educational technology. The article presents the experience of the project «The World of the Russian House».

Текст научной работы на тему «Реализация коммуникативной компетенции в учебной проектной деятельности»

Н.Е. Масликова

реализация коммуникативной компетенции в учебной проектной деятельности

освещая проблему формирования коммуникативной компетенции учащихся, автор акцентирует внимание на целесообразности использования такой педагогической технологии, как метод проектной деятельности. в статье представлен опыт работы проекта «Мир русского дома».

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, коммуникативные учебные действия, метод проектной деятельности, проектная деятельность на уроке литературы, учебный проект, музей русского быта.

Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС) задает направления развития системы образования Российской Федерации. Во ФГОС названы компетенции, являющиеся основными составляющими содержания обучения: языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая. В результате их формирования обеспечивается единство языкового, речемыслительного, интеллектуального, нравственно-эстетического развития школьников.

Коммуникативность - это свойство речи, в котором проявляется способность учащихся связно, полно, логично и последовательно излагать прочитанный / услышанный текст, а также создавать свой. Созданный текст должен соответствовать определенному функционально-смысловому и стилевому типу речи, соответствовать теме, ситуации общения, в нем должны быть правильно использованы необходимее языковые средства.

Коммуникативность носит целенаправленный и мотивированный характер речевой деятельности, определяется наличием определенных взаимоотношений между собеседниками, образующими ситуацию общения.

Коммуникативная компетенция - сумма полученных знаний, умений и навыков, необходимых для речемыслительного процесса: «понимания, порождения и воспроизведения речи в соответствии с целевой коммуникативной установкой» [2, с. 35]. Сформированностью коммуникативной компетенции является умение воспринимать речь и создавать высказывание.

Поэтому одной из главных задач становится задача развития знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для речемыслительного процесса. В процессе обучения речевой деятельности учащиеся должны научиться осознавать сложившуюся речевую практику и на этой основе

Филологические

науки

Методика

корректировать и совершенствовать свою устную и письменную речь. корректировать и совершенствовать свою устную и письменную речь.

Следует добавить, что движущей силой развития речи и навыков общения у детей является потребность в общении.

На современном этапе процесс обучения направлен на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. К коммуникативным универсальным учебным действиям относят действия, развитие которых обеспечит социальную компетентность, умение осуществлять коммуникативную деятельность, использовать правила общения в различных ситуациях, организовывать самостоятельную речевую деятельность и учитывать позиции людей, участвующих в общении и совместной деятельности.

Целесообразно рассматривать коммуникативные универсальные учебные действия со следующих позиций: во-первых, коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника, т.е. коммуникация как взаимодействие; во-вторых, коммуникативные действия, направленные на сотрудничество, т.е. коммуникация как кооперация; в-третьих, коммуникативные действия, служащие средством передачи информации и становление рефлексии, т.е. как условие интериоризации.

Следует отметить, что человек в коммуникации выступает не только как человек говорящий, но и как человек мыслящий. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка. Поэтому когнитивность является компонентом формирования коммуникативных способностей учащихся, влияет на процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся. Плохая речь свидетельствует о несфор-мированности когнитивных моделей, поэтому особое внимание уделяется развитию мыслительных способностей учащихся: умению отбирать, систематизировать, анализировать информацию, трансформировать и интерпретировать ее в соответствии с коммуникативной задачей.

Современный урок является актом коммуникации, в котором происходит передача знаний и умений, обмен информацией учителя и ученика, и одновременно как акт деятельности каждого участника общения, коммуниканта. Коммуникативно-деятельностный подход обеспечивает формирование коммуникативной компетенции. Создание особого учебного пространства способствует тому, что ученик самостоятельно ориентируется в деятельности учения [1]. Смена приоритетов в обучении - от знания к способу его получения, от теоретического типа мышления к эмпирическому - влечет за собой новые подходы к организационным формам обучения.

Большинство ученых сходятся во мнении, что развитие коммуникативной компетенции возможно при реализации таких технологий обучения, которые направлены на самого обучаемого как субъекта в плане формирования и развития его как личности, благодаря целенаправленному творческому поиску в процессе совместной учебной деятельности.

Метод проектной деятельности является одной из оправданных педагогических технологий, личностно ориентированной и обладающей практической направленностью. Превращение ученика в деятеля позволяет ему ориентироваться в деятельности учения и выбирать собственные, доступные и потому продуктивные, способы освоения учебного материала, а задачей учителя становится корректировать зону ближайшего развития ученика, уровень его продвижения в теме, а также обучать способам исследования лингвистического материала и создания речевых произведений.

Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.

В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью - стадия мысленного решения поставленной задачи.

Проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач,

Филологические

науки

Методика

вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Одним из приоритетных направлений в реализации проекта «Мир русского дома» стала коммуникативная направленность учебной проектной деятельности посредством создания ситуаций, направленных на развитие диалогического общения учащихся, позитивной взаимозависимости членов проектных групп, сотрудничества и совместного поиска в процессе всех этапов выполнения проекта; целенаправленного и систематического включения обучающихся в групповые формы учебной проектной деятельности, создающих мотивацию к построению эффективной коммуникации со всеми участниками проекта и позволяющих приобрести опыт результативного построения коммуникативного пространства с целью успешного решения проектных задач.

Практической целью нашей работы стало создание экспозиции музея «Мир русского дома». Для достижения этой цели мы определили следующие задачи:

- расширить и углубить знания о русской мифологии;

- изучить русские народные промыслы;

- изучить русский народный календарь;

- разработать концепцию музея, т.е. продумать содержание;

- собрать и отобрать экспонаты;

- создать экскурсионное сопровождение.

Педагогической целью стало обучение навыкам проектной деятельности, для решения которой мы определили следующие задачи.

Во-первых, сформировать рефлексивные умения - умения осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.

Во-вторых, сформировать поисковые умения - умения самостоятельно генерировать идеи, находить недостающую информацию, запрашивать ее у эксперта, находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.

В-третьих, сформировать умения и навыки работы в сотрудничестве -умения коллективно планировать, взаимодействовать с любым партнером, помогать товарищам при решении общих задач, навыки делового общения, умения находить и исправлять ошибки в работе других участников.

В-четвертых, сформировать презентационные умения и навыки -навыки монологической речи, умения уверенно держать себя во время выступления, артистические умения, умения использовать различные средства наглядности при выступлении.

В-пятых, сформировать менеджерские навыки - навыки проектирования и планирования своей деятельности, времени, ресурсов, умения при-

нимать решения и прогнозировать их последствия, навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

В-шестых, сформировать коммуникативные навыки - навыки ведения дискуссии, умения инициировать учебное взаимодействие со взрослыми: вступать в диалог, задавать вопросы, умения отстаивать свою точку зрения, развивать навыки интервьюирования, опроса.

Предполагаемый продукт проекта «Мир русского дома» - создание экспозиции музея и его экскурсионного сопровождения с элементами театрализации; создание буклета, посвященного экспозиции музея; издание сборника творческих работ; написание сценариев литературных посиделок; создание костюмов, серии календарей «Мир русского дома», компьютерной презентации проекта.

Для реализации проекта созданы рабочие группы сказителей, месяцесловов, умельцев, затейников, травников.

Работа над проектом была рассчитана на два учебных года, реализация проекта проходила в несколько этапов.

Направления работы первого года реализации проекта. На первом, вводном, этапе (октябрь) проходили установочные встречи по определению темы, целей, задач, основных замыслов проекта, формировались проектные группы, распределялись задачи и обязанности между членами групп, составлялся план работы. На втором, поисково-исполнительском, этапе (октябрь-январь) ребята собирали и систематизировали материал, отчитывались о ходе выполнения заданий, обсуждали варианты, возникшие в процессе работы. Наставники проводили индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проекта. На третьем, обобщающем, этапе (февраль-март) ученики оформляли результаты проектной деятельности, участвовали в предзащите проекта, готовились к публичной защите, формировали группы рецензентов, оппонентов. На последнем, заключительном, этапе (апрель) проводился «школьный марафон знаний», на котором проходила публичная защита проекта, презентация музея, был подведен итог и сделан анализ выполненной работы.

Ученики 6 и 7 классов принимали участие в работе кружка «Русская культура». Познакомившись с темой проекта, ребята разделились на команды по интересам. Задания для групп ребята продумывали коллективно, работали в библиотеке, с интернет-ресурсами. Когда был собран первичный материал, его обсудили в группах, подготовили выступления в классах.

Ребята могли переходить из группы в группу, помогать своим товарищам. У каждой группы была своя цель. Так, «Сказители» должны были познакомиться со славянскими мифами, мифами Древней Руси. Ребята

Филологические

науки

Методика

придумали древо древнерусских богов, нарисовали его и с большим интересом рассказывали как старшим, так и младшим школьникам.

Вторая группа, «Месяцесловы», изучала русский народный календарь, находила пословицы и поговорки, проводила конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок, составляла вместе с руководителями программу «Осенние посиделки». Перед составлением программы ребята знакомились с традициями и обычаями проведения русских народных праздников. Также эта группа изготовила календари для недели науки.

Группа «Умельцы» собирала материал по народным промыслам. В классе и на экскурсиях прошли мастер-классы: лепка игрушек из соленого теста, лепка игрушек из глины в Гжели, пошив русских сарафанов для выступлений, изготовление лоскутных кукол.

«Травники» собирали сведения о лекарственных травах Древней Руси. Составляли сборники лекарственных трав.

«Затейники» составляли сценарии, распределяли роли. На Крещенье была подготовлена программа «Крещенские гадания», а ко дню науки -фольклорная программа «Мир русского дома», насыщенная народными обрядами, играми. Также «Затейники» сочинили в форме былины представление проекта на неделе науки.

Нельзя было не включить в проектную деятельность путешествия и экскурсии по древнерусским городам. Спланировали мы их так, чтобы темы экскурсий совпадали с темой проекта, например, «Музей деревянного зодчества под открытым небом» в г. Новый Иерусалим, «Музей игрушки», фабрика «Богородская игрушка» в г. Сергиев Посад, рождественская и крещенская программы в Коломенском, «Фабрика елочной игрушки» в г. Клин, фольклорная программа «Прощание с Масленицей» в г. Дмитров. Перед экскурсиями на занятиях кружка ребята готовили сообщения, например, «Русская изба», «Обрядовая поэзия» и т.д., а после экскурсий писали отзывы.

Проект «Мир русского дома» был представлен на окружной конференции «Отечество» в секции «Культурное наследие», где получил специальный приз. На школьной Неделе знаний проект вызвал огромный интерес и был отмечен грамотой «За оригинальность идеи», получил «Приз зрительских симпатий».

Направления работы второго года реализации проекта.

1. Завершение создание экспозиции музея, подготовка экскурсионного сопровождения.

2. Размещение информации о музее на сайте Letopisi.ru.

3. Введение элективного курса «История русского языка» для учащихся 8 класса.

4. Начало освоения навыков учебно-исследовательской деятельности в рамках элективного курса «История русского языка» (планируемые темы работ: «Илья Муромец как былинный герой», «Значение эпитетов “красный” и “белый” в древнерусской литературе», «Куликовская битва в древнерусской литературе и в цикле А. Блока “На поле Куликовом”» и др.)

5. Подготовка и проведение цикла просветительских лекций по русской мифологии для учащихся 5-6 классов («Боги в мифах Древней Руси», «Мифологические персонажи Древней Руси», «Месяцеслов», «Обряды»).

В рамках проекта работал кружок «Русская культура», программа которого была направлена на реализацию конкретных задач по созданию экспозиции музея.

Работа в творческих группах велась в следующих направлениях.

«Сказители» подготовили цикл просветительских рассказов для учащихся 5-7 классов, совместно с «Затейниками» подготовили и провели акцию «Помоги “Русскому дому”».

«Месяцесловы» продолжили изучение русского народного календаря, находили пословицы и поговорки, составляли вместе с руководителями программу «Народные игры и забавы».

Группа «Умельцы» собирала материал по народным промыслам. В классе и на экскурсиях прошли мастер-классы: лепка игрушек из глины в Великом Новгороде, изготовление каргопольской игрушки, изготовление лоскутных кукол, плетение из ниток, пошив русского сарафана для музея «Мир русского дома».

«Травники» изучали особенности русской кулинарии.

«Затейники» готовили сценарии фольклорных праздников. Так, ко Дню науки была подготовлена фольклорная программа «Мир русского дома», составлен сценарий для открытия музея «Мир русского дома».

Следует отметить такую особенность работы в творческих группах, как возможность перехода из одной группы в другую, что позволяло ребятам попробовать себя в разных направлениях деятельности. Все группы участвовали в субботнике и собирали экспонаты для музея.

Проект «Мир русского дома» был представлен на VII смотре-конкурсе образовательных учреждений участников движения «Москва на пути к культуре мира», где был награжден дипломом II степени.

Из каждой поездки (Троице-Сергиева лавра, Нижний Новгород, Семенов, Гжель, Углич, Мышкин и др.) мы привозили экспонаты для музея. Ценность этих поездок в том, что дети имеют возможность прикоснуться к миру народных промыслов, поучаствовать в изготовлении игрушек, посуды и т.д., познакомиться и пообщаться с мастерами, художниками.

Филологические

науки

Методика

Мы стремимся к тому, чтобы созданный нами музей русской избы стал своеобразным исследовательским центром для наших ребят, где проводились бы интересные встречи, праздники, уроки. Проект «Мир русского дома» ставил своей целью погрузить учащихся в активную учебную проектную деятельность с учетом личностных интересов, создания образовательной среды, характеризующейся партнерскими взаимоотношениями, выступающими средством формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Библиографический список

1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативнодеятельностный подход: Учеб. пособие. М., 2007.

2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: Учеб. пособие для вузов. М., 2006.

3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и обычаи. М., 1993.

4. Короткова М.В. Быт и культура русского города. М., 2006.

5. Русская изба: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост. Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, Е.Л. Мадлевская и др.; Науч. ред. и предисл. И.И. Шанги-ной. СПб., 2004.

6. Соловьев В.М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.