Научная статья на тему 'Реализация качества образовательной услуги в рамках внедрения эффективного контракта'

Реализация качества образовательной услуги в рамках внедрения эффективного контракта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / EDUCATIONAL SERVICE / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ / THE SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT IN EDUCATION / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / QUALITY CONTROL / ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / PROCEDURE OF ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES / ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ / EFFECTIVE CONTRACT / ОПЛАТА ТРУДА ПЕДАГОГА / SALARY OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухова О. В., Шестопалова О. Н.

Статья посвящена актуальной на сегодняшней день теме построения эффективной системы образования, отвечающей потребностям современной экономики и стандартам мирового рынка образовательных услуг. Формирование полноценного рынка образовательных услуг в России и развитие цивилизованных форм отношений между его субъектами требуют внедрения стандартов системы менеджмента качества. Авторы подчеркивают, система качества должна охватывать все сферы деятельности образовательных учреждений: педагогическую, научно-исследовательскую, воспитательную, административную, хозяйственную. Только гарантия качества каждой из них позволит достигнуть общего высокого результата, а именно обеспечения конкурентоспособности как образовательных учреждений, так и выпускников, повышения эффективности образования и науки, а также социально-экономического и духовного развития общества в целом. При этом важной задачей развития отечественной системы образования является переход от традиционной концепции контроля к концепции управления качеством. В статье приводится схема управления качеством образовательных услуг. Обеспечение их качества с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, показателей качества государственных/муниципальных услуг необходимо напрямую связывать с ответственностью всех работников образовательных учреждений, которая должна обеспечиваться в рамках внедрения в систему образования эффективного контракта. Эта форма трудового договора призвана увязать результаты и оплату труда каждого педагога всех уровней системы образования с качеством образовательных услуг и целями развития организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухова О. В., Шестопалова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational service quality’s realization in the frames of efficient contract’s introduction

This article is devoted to the urgent problem of efficient educational system development, which can meet all the demands of modern economics and world market of educational services. Formation of the full-fledged world market of educational services in Russia and development of civilized forms of relations between its subjects require introduction of quality management system standards. The authors underline the fact that the quality system should embrace all the activity spheres of educational institutions: pedagogical, scientific and research, upbringing, administrative and economical. Only quality guarantee of each one will allow achieving a general high result, and especially in competitiveness among institutions, graduates, education and science efficiency and also socio-economic and spiritual development of the society in general. Besides, very important objective of domestic educational system development is a transition from traditional control concepts to quality control concept. The article presents the scheme for educational services’ quality management. Supply of educational services’ quality with a glance to federal state educational standards’ requirements and quality indices of state/ municipal services have to be connected directly to responsibility of all the workers of educational institutions, which must be ensured in the frames of introduction in the educational system of efficient contract. This form of labor agreement is created to coordinate results and wages of each pedagogue of all the educational system’s levels with educational service’s quality and goals of organization’s development.

Текст научной работы на тему «Реализация качества образовательной услуги в рамках внедрения эффективного контракта»

О.В. Сухова, канд. экон. наук, доцент,

О.Н. Шестопалова, канд. социол. наук, доцент,

кафедра управления персоналом и социологии,

Уральский государственный

университет путей сообщения,

г. Екатеринбург, Россия,

[email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА

Статья посвящена актуальной на сегодняшней день теме построения эффективной системы образования, отвечающей потребностям современной экономики и стандартам мирового рынка образовательных услуг. Формирование полноценного рынка образовательных услуг в России и развитие цивилизованных форм отношений между его субъектами требуют внедрения стандартов системы менеджмента качества. Авторы подчеркивают, система качества должна охватывать все сферы деятельности образовательных учреждений: педагогическую, научно-исследовательскую, воспитательную, административную, хозяйственную. Только гарантия качества каждой из них позволит достигнуть общего высокого результата, а именно обеспечения конкурентоспособности как образовательных учреждений, так и выпускников, повышения эффективности образования и науки, а также социально-экономического и духовного развития общества в целом. При этом важной задачей развития отечественной системы образования является переход от традиционной концепции контроля к концепции управления качеством. В статье приводится схема управления качеством образовательных услуг. Обеспечение их качества с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, показателей качества государственных/муниципальных услуг необходимо напрямую связывать с ответственностью всех работников образовательных учреждений, которая должна обеспечиваться в рамках внедрения в систему образования эффективного контракта. Эта форма трудового договора призвана увязать результаты и оплату труда каждого педагога всех уровней системы образования с качеством образовательных услуг и целями развития организации.

Ключевые слова: образовательная услуга, система менеджмента качества в образовании, контроль качества, процедура оценки качества образовательных услуг, эффективный контракт, оплата труда педагога.

Образование является ключевой задачей воспитания и становления человека как личности, формирования и развития его социально и профессионально значимых качеств, приобретения умений и навыков познавательной и творческой активности. «Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны» (Н.Г. Чернышевский).

От характера и содержания образования во многом зависит то, в какой социаль-

ной практике в будущем воплотятся способности нового поколения1. Поэтому создание эффективной системы образования, отвечающей потребностям современной экономики и стандартам мирового рынка образовательных услуг, а также обеспечение доступности качественного образования являются приоритетными задачами национальной политики государства.

Это нашло отражение в Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года и других целевых программах реа-

лизации государственной политики в сфере образования и науки. В первую очередь они касаются реализации права каждого человека на образование, что обеспечивается путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения, а также расширения возможностей удовлетворять личные потребности в получении образования разного уровня, содержания и направления в течение всей жизни.

На сегодняшний день образовательным учреждениям всех уровней системы образования необходимо признать свое значение в качестве субъектов рыночных отношений и уделять должное внимание качеству предоставляемых услуг, отражающих как интересы обучающихся, так и запросы общества и государства.

Однако проблема превращения образовательной и воспитательной деятельности в услугу и отнесение ее к сфере потребления — один из наиболее болезненных моментов для российского общества. Тем более что понимание качества образования в «идеологии служения» (воспитания личности в целом) и в «идеологии сервиса» (развития отдельных функций человека) принципиально различаются2. Именно этими причинами исследователи объясняют отрицательное отношение к процессу реформирования российского образования представителей и профессионального сообщества, и широких общественных кругов, нередко предупреждающих о развитии «де-билизации населения»3. _

Тем не менее система образования в реалиях настоящего времени и вектора развития общества должна существенно отличаться от традиционной. Мы полагаем, ее деятельность, ориентированная на формирование и воспроизводство интеллектуально-культурного потенциала общества, принимающая сегодня товарную форму, а следовательно, потребительскую стоимость и цену, должна быть соотнесена с требованиями потребителя и его ожиданиями.

Качество таких процессов, которые должны функционировать согласованно, с ориентацией на достижение общей цели всей системы образования страны -подготовки высококвалифицированного специалиста, связывают с наличием системы менеджмента качества образовательных учреждений на всех уровнях системы.

Вместе с тем образовательные услуги характеризуются неосязаемостью предложения и потребления, сложностью их стандартизации и несохраняемостью4, что, в свою очередь, задает еще одну особенность — отсроченный характер проявления результатов образовательной услуги.

В тоже время формирование полноценного рынка образовательных услуг и развитие цивилизованных форм отношений между его субъектами требует внедрения стандартов системы менеджмента качества. Это та часть общей системы управления образовательным учреждением, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества предоставляемых (образовательных) услуг.

Система качества в образовании должна охватывать все сферы деятельности: педагогическую, научно-исследовательскую, воспитательную, административную, хозяйственную. Только гарантия качества каждой из них позволит достигнуть общего высокого результата — обеспечения конкурентоспособности как образовательных учреждений, так и выпускников, повышения эффективности образования и науки, а также социально-экономического и духовного развития общества в целом.

Реакцией образовательных учреждений на резкое изменение внешней среды и внутренних условий стал поиск путей адаптации к новым условиям, в том числе на основе совершенствования системы управления качеством, базирующейся на управлении качеством основных рабочих процессов, протекающих в образовательном учреждении. Качество таких процессов, которые должны функционировать согласованно, с ориентацией на достижение общей цели всей системы образования страны — подготовки высококвалифицированного специалиста, связывают с наличием системы менеджмента качества образовательных учреждений на всех уровнях системы.

Корректное руководство процессами внутри организации представляет собой основное условие достижения качественных результатов. Попытки достигнуть высокого внешнего качества при низком внутреннем (ошибки в планировании и исполнении, потери, задержки, снижение производительности, чрезмерные затраты, потеря мотивации сотрудников) могут быть иногда и осуществимы, но в долгосрочном плане результаты будут явно безуспешными, поскольку продукция будет неконкурентоспособной. В рамках образовательной системы это даст в обозримом будущем негативный экономический и социальный эффект.

Таким образом, обеспечение качества образовательных услуг возможно только за счет систематизации и упорядочивания всех процессов образовательной организации, а также за счет повышения качества преподавательского состава и качества образовательного контента.

Правильное определение инструментов оценки даст возможность определять слабые и сильные

стороны образовательного процесса, получать достоверную и надежную информацию, которая позволит контролировать и корректировать процесс предоставления услуг и улучшать результаты, то есть управлять качеством.

Контроль качества — основополагающий процесс в системе менеджмента качества. В требованиях к оценке и контролю предоставления образовательных услуг должны учитываться как особенности самих услуг, так и специфика условий образовательной деятельности. Многие характеристики учебной и воспитательной деятельности не имеют количественных параметров. Поэтому правильное определение инструментов оценки даст возможность определять _ слабые и сильные стороны образовательного процесса, получать достоверную и надежную информацию, которая позволит контролировать и корректировать процесс предоставления услуг и улучшать результаты, то есть управлять качеством.

Схема управления качеством образовательных услуг может быть представлена следующим образом (см. рисунок).

Одна из основных задач системы менеджмента качества — обеспечить соот-

АДМИНИСТРАЦИЯ образовательного учреждения и педагогический коллектив

Документы системы качества

Основания и база для оценки и обеспечения качества образовательных услуг

ФГОС, образовательные программы, учебные планы, государственные и муниципальные нормативные требования, ожидания потребителей (семьи, обучающихся, общества, государства), требования по самообследованию

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

О

О

Принятие управленческих решений

Схема управления качеством образовательных услуг

ветствие качества образовательных услуг ожиданиям всех групп потребителей. Каждая из них, имея свое представление о должном уровне обученности, формулирует собственный заказ на него, поэтому современное понимание качества образовательных услуг неотделимо от запроса, формируемого потребителями, и будет выражаться через удовлетворение их потребностей как совокупности требований и ожиданий.

Важной задачей современного этапа развития системы образования является

переход от традиционной концепции контроля к концепции управления качеством. Речь идет о создании систем обратной связи, а результаты подобных форм взаимодействия и полученные оценки становятся основанием для рейтингования образовательных учреждений. В этом случае важным условием корректности процедур оценки качества образования является привлечение к ним общественных структур и выявление позиций разных участников образовательного процесса (заказчиков образования от производства, родителей, представите-

лей последующей ступени образовательного процесса и т. п.)5.

В частности, «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы» от 29 декабря 2014 года предусматривает создание и развитие распределенной сети центров мониторинга качества образования, охватывающей всю территорию страны и все уровни образования — от основного общего до высшего. Подобная система, по мнению авторов проекта модернизации образования в России, должна не только стать инфраструктурным звеном, но и позволить сформировать принципиально новую культуру образования и оценки его качества и достигнутых образовательных ре-зультатов6.

При этом изучение общественного мнения не может быть единовременной, разовой акцией — выявление образовательных пот-

Реформируя систему образования, законодатели решили не просто повысить заработную плату работникам образовательных учреждений, а увязать результаты труда педагога со стимулирующими выплатами ему, что в перспективе должно обеспечить поступательное развитие образовательных организаций, качества услуги и поднять на новый уровень систему образования в целом.

ребностей должно носить регулярный, повторяемый характер, поскольку проявляются и формируются они в меняющихся социальных условиях, в корректируемом нормативно-правовом поле в области образования.

Поэтому идея мониторинговых исследований качества образования (региональных, федеральных и международных) заключается в использовании полученных оценок для своевременной коррекции образовательного процесса: определения направлений деятельности для повышения качества предоставления образовательных услуг и постановки соответствующих целей; осуществления поиска оптимальных решений для их достиже-= ния; реализации модели институциональных изменений и т. д.

В таком понимании качество образовательных услуг должно рассматриваться как результат грамотно спроектированного

и профессионально управляемого процесса предоставления услуги, то есть организации и осуществления образовательной деятельности.

Обеспечение качества образовательных услуг с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, показателей качества го-сударственных/муници-пальных услуг необходимо напрямую связывать с ответственностью всех работников образовательных учреждений, которая должна обеспечиваться в рамках внедрения в систему образования эффективного контракта.

В соответствии с четвертым разделом «Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государ -ственных (муниципальных) учреждениях на 2012—2018 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года, эффективный контракт — это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных/ муниципальных услуг. Таким образом, реформируя систему образования, законодатели решили не просто повысить заработную плату работникам образовательных учреждений, а увязать результаты труда педагога со стимулирующими выплатами ему, что в перспективе должно обеспечить поступательное развитие образовательных организаций, качества услуги и поднять на новый уровень систему образования в целом. Дополнительные расходы, связанные с повышением заработной платы, обеспечиваются частично за счет реорганизации неэффективных организаций и уменьшения неэффективных расходов.

Внедрение эффективного контракта в образовательные учреждения, несомненно, имеет ряд преимуществ. Построенная по принципу КР1, система организации заработной платы позволяет выделить более четкие критерии оценки результатов работы

персонала, что, в свою очередь, повышает управляемость всех организационных процессов.

Однако здесь же перед руководителями образовательных организаций встают вопросы, связанные с корректностью постановки задач сотрудникам. Хорошо показавшая себя система заработной платы в бизнесе, особенно в сфере продаж, на практике оказывается сложно применимой в системе, где результат не имеет материальной оболочки и проявиться может только в весьма отдаленном будущем, а процессы, происходящие в системе, носят перманентный характер и не поддаются оцифровке. Помимо прочего, зачастую руководители образовательных учреждений, не имеющие управленческого образования, сами не готовы к переменам, потому как новая система оплаты подразумевает персональную ответственность руководителя перед каждым сотрудником — как за корректность поставленных задач, так и за обеспечение условий их выполнения. Дополнительные сложности вызывает и ситуация, когда выполнившие показатели сотрудники все равно не знают, каким будет уровень их заработной платы, так как в ситуации хронического недофинансирования организаций руководители образовательных учреждений не могут дать четких ответов — сколько будет стоить тот или иной показатель в следующем периоде.

Пытаясь каким-то образом снять с себя ответственность и решить вопрос ограниченности и нестабильности финансовых поступлений, работодатели вводят коллективное распределение фонда заработной платы, что вызывает еще большее недовольство педагогических работников. Выделение премии из «общего котла» приводит к тому, что начисление премии становится для работника процессом абсолютно неуправляемым, что, соответственно, приводит к отторжению проводимых изменений и соответственно отражается на качестве работы педагога.

На данный момент в образовательных учреждениях происходит ломка старых стереотипов — как для работников, так и для

Новая система оплаты подразумевает персональную ответственность руководителя перед каждым сотрудником - как за корректность поставленных задач, так и за обеспечение условий их выполнения.

руководителей. И каждая сторона понимает необходимость взять на себя персональную ответственность за результат своей работы. По мнению авторов, только после того как система преодолеет кризис «внедрения изменений», общество сможет получить услугу, отвечающую требованиям времени.

Таким образом, реформирование системы образования, призванное обеспечить качество образовательной услуги, получившее свое поступательное развитие сначала через внедрение системы менеджмента качества в процессы образовательного учреждения, а затем введение системы общественного контроля за деятельностью образовательных учреждений в целом и результатами труда педагогов в частности в лице общественных организаций, а впоследствии внедрение инструментов стимулирования труда педагога, должно обеспечить обществу поступательное развитие качества человеческого капитала в лице подрастающего поколения, являющегося непосредственным потребителем образовательной услуги. ^

Литература

1. Шереги Ф.Э., Савинков В.И. Образование как фактор формирования интеллектуального потенциала России. М.: ЦСПиМ, 2011. С. 7.

2. Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образования глазами учителей и преподавателей // Социологические исследования. 2014. № 11. С. 104.

3. См.: Тавокин Е.П. Российское образование под прицелом «реформ» // Социологические исследования. 2012. № 8. С. 139; Хагуров Т.А. Высшее образование: между служением и услугой // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 47— 57; Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образования глазами учителей и преподавателей // Социологические исследования. 2014. № 11. С. 103-107.

4. Сухова О.В., Галюк А.Д., Табуева Е.В. [и др.] Разработка системы управления качеством образовательных услуг с учетом требований ФГОС общего образования, показателей качества государственных/муниципальных услуг, требований и условий эффективного контракта / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования». Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. 324 с.

5. См.: Что такое качество образования? / под редакцией А.И. Адамского. М.: Эврика, 2009. 272 с.

6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ PostPrav/2765.pdf (дата обращения 10.05.2015).

EDUCATIONAL SERVICE QUALITY'S REALIZATION IN THE FRAMES OF EFFICIENT CONTRACT'S INTRODUCTION

O.V. Sukhova, Candidate of economics, Docent, O.N. Shestopalova, Candidate of sociology, Docent, The department of management and sociology, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg, Russia, [email protected]

This article is devoted to the urgent problem of efficient educational system development, which can meet all the demands of modern economics and world market of educational services. Formation of the full-fledged world market of educational services in Russia and development of civilized forms of relations between its subjects require introduction of quality management system standards. The authors underline the fact that the quality system should embrace all the activity spheres of educational institutions: pedagogical, scientific and research, upbringing, administrative and economical. Only quality guarantee of each one will allow achieving a general high result, and especially in competitiveness among institutions, graduates, education and science efficiency and also socio-economic and spiritual development of the society in general. Besides, very important objective of domestic educational system development is a transition from traditional control concepts to quality control concept. The article presents the scheme for educational services' quality management. Supply of educational services' quality with a glance to federal state educational standards' requirements and quality indices of state/ municipal services have to be connected directly to responsibility of all the workers of educational institutions, which must be ensured in the frames of introduction in the educational system of efficient contract. This form of labor agreement is created to coordinate results and wages of each pedagogue of all the educational system's levels with educational service's quality and goals of organization's development.

Key words: educational service, the system of quality management in education, quality control, procedure of assessing the quality of educational services, effective contract, salary of a teacher.

References

1. Sheregi F.E., Savinkov V.I. Obrazovanie kak faktor formirovaniia intellektual'nogo potentsiala Rossii [Education as a factor of formation of the intellectual potential of Russia]. Moscow, TsSPiM Publ., 2011. 288 p.

2. Khagurov T.A., Ostapenko A.A. Reforma obrazovaniia glazami uchitelei i prepodavatelei [Education reform through the eyes of teachers and lecturers]. Sotsiologicheskie issledovaniia Sociological research, 2014, no. 11, pp. 103-107.

3. Tavokin E.P. Rossiiskoe obrazovanie pod pritselom «reform» [Russian education is under the gun «reforms»]. Sotsiologicheskie issledovaniia Sociological research, 2012, no. 8, pp. 134-142; Khagurov T.A. Vysshee obrazovanie: mezhdu sluzheniem i uslugoi [Higher education between the Ministry and service]. Vysshee obrazovanie v Rossii Higher education in Russia, 2011, no. 4, pp. 47-57; Khagurov TA., Ostapenko A.A. Reforma obrazovaniia glazami uchitelei i prepodavatelei [Education reform through the eyes of teachers and lecturers]. Sotsiologicheskie issledovaniia Sociological research, 2014, no. 11, pp. 103-107.

4. Sukhova O.V., Galiuk A.D., Tabueva E.V. [i dr.] Razrabotka sistemy upravleniia kachestvom obrazovatel'nykh uslug s uchetom trebovanii FGOS obshchego obrazovaniia, pokazatelei kachestva gosudarstvennykh/munitsipal'nykh uslug, trebovanii i uslovii effektivnogo kontrakta [Development of a system of quality management of educational services subject to the requirements of Federal state educational standards General education quality indicators of public/municipal services, requirements and conditions effective contract]. Ekaterinburg, GAOU DPO Sverdlovskoi oblasti «Institut razvitiia obrazovaniia» Publ., 2014. 324 p.

5. Chto takoe kachestvo obrazovaniia? /PodredaktsieiA.I. Adamskogo [What is the quality of education? Ed. of A.I. Adamsky]. Moscow, Evrika Publ., 2009. 272 p.

6. The concept of the Federal target program of education development for 2016-2020 (in Russian). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/PostPrav/2765. pdf (accessed 10.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.