Научная статья на тему 'Реализация интегрированных технологий на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ'

Реализация интегрированных технологий на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация интегрированных технологий на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ»

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что для пациентов с моторной афазией наиболее характерны нарушения: кинестетического праксиса, а именно воспроизведение различных пальцевых поз; эфферентно-артикуляционного, афферентно-артикуляционного праксиса и орального праксиса, (цоканье и щелканье); кинетического праксиса.

Список литературы

1. Вассерман Л.И., Дорофеева, С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб.: Стройлеспечать, 1997.

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии / Т.Г. Визель. - М., 2005.

3. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. - М.: Владос, 2006.

4. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. - М.: В. Сека-чев, 2011.

5. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Коррекция сложных речевых расстройств / М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова). - М.: В. Секачев, 2011.

Т. Л. Михайловская, Т. В. Рак

Реализация интегрированных технологий на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ

В последнее время значительно увеличилось количество детей, испытывающих трудности при усвоении учебных программ. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение как речевых, так и неречевых функций. Без специально организованной систематической помощи службы сопровождения эти нарушения не могут быть скомпенсированы. Реализация этого направления работы предполагает создание в школе образовательного пространства для предоставления ребенку, независимо от его психологических особенностей, физических способностей и состояния здоровья возможности выбора индивидуального образовательного маршрута. В связи с тем, что логопедическая работа не может и не предполагает полностью реализовать те направления, которые предусматривает психологическая помощь детям, и исходя из опыта работы с учащимися речевых классов общеобразовательной школы, мы пришли к выводу о необходимости внедрения интегрированных форм коррекционно-развивающих занятий. Предполагаемые занятия призваны в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционных логопедических и психологических занятиях, или затрагивается косвенно, опосредованно.

Отличительной особенностью данных занятий является то, что каждое из них имеет комплексную цель: повышение уровня общего

216

речевого развития, формирование культуры речи, развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения) и устойчивого интереса к обучению. Изучение новых тем обусловлено актуальными проблемами, с которыми ежедневно встречаются учащиеся начальной школы на уроках письма, чтения, математики, ознакомления с окружающим миром. Полученные умения и навыки позволяют ребенку стать более активным, уверенным, почувствовать ситуацию успеха и обрести способность самостоятельно справляться с трудностями в процессе обучения. Развивающий материал опирается на особенности сензитивного периода и зон ближайшего развития, но не дублирует учебный материал, который ребенок получает на уроках. В этом возрасте открываются новые возможности для обогащения словарного запаса. С этой целью нами выбрана определенная тематика занятий, которая мало отражена в программе «Окружающий мир. Развитие речи»: «Спорт», «Семья», «Прогулка по родному городу», «Разговор о настроении», «Мировой океан», «Лекарственные растения», «В мире музыкальных звуков», «Космос» и др. Данные занятия предполагают реализацию индивидуально ориентированного подхода в применении психолого-логопедических технологий, широкое использование занимательного, игрового материала, нагляднопрактических методов.

Как для учеников, так и для педагога, занятие интересно только тогда, когда оно современно и актуально. Так как современная школа ориентирована на внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), занятия проходят с использованием компьютерных презентаций - электронных конспектов, позволяющих быстро скорректировать последовательность заданий, их виды и сложность. Организация деятельности с использованием мультимедийных средств вовлекает учащихся в процесс обучения, дает возможность им проверить задания сразу после выполнения, помогает формировать самоконтроль. Электроннообразовательные ресурсы удобны, мобильны, легкообновляемы в соответствии с особенностями детей и новыми учебными программами, помогает специалисту создать собственную медиатеку. Такие занятия не только вооружают ребенка знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но и вызывают у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, развивает

познавательную активность, формирует их творческое сознание.

При составлении упражнений и заданий учитываются индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка. В структуру занятий входят релаксационные приемы и упражнения, закладываются умения работать с современными ин-

217

формационными технологиями, применяются элементы музыкотерапии.

Дети любят выполнять задания с музыкальным сопровождением: рисовать под музыку, анализировать характер музыкальных отрывков, проводить звуковой анализ музыкального текста. Например, в песенке «Пойте с нами» дети считают, сколько слогов со звуком [Ж] они услышат. Так как дети обладают врожденной способностью движения и деятельности - физической и умственной, мы подбираем задания, сочетающие развитие мышления, внешних чувств и дара слова: пальчиковая и артикуляционная гимнастика, движения, сопряженные с проговариванием под музыку, двигательные задания на внимание. Например, игра «Футбол», когда группы детей в зависимости от движений правой или левой руки водящего выполняют команды.

Учащиеся начальной школы проявляют потребность в совместных играх и общении в процессе деятельности, поэтому в структуру занятий нами были включены подвижные игры, элементы сюжетных игр, работа в парах и подгруппах, например, чтение диалогов с мимическим выражением эмоций. Одновременное воздействие на различные органы чувств ребенка во много раз увеличивает эффективность обучения.

В систему занятий вошли общеизвестные упражнения, описанные в логопедической и психологической литературе, а также авторские упражнения, разработанные с учетом особенностей учащихся речевых классов. В этом возрасте школьники часто действуют, не подумав, импульсивно, у них плохо получается долго сосредотачиваться. Большое количество упражнений на занятии с включением элементов новизны по содержанию и по форме обусловлено слабостью замыкательной функции коры головного мозга, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления. Поэтому в течение всего занятия, благодаря разнообразию и последовательно усложняющимся заданиям, у детей развиваются навыки самоконтроля и саморегуляции. Некоторые упражнения, на первый взгляд, могут показаться слишком простыми для выполнения, но в данном случае необходимо обращать внимание на то, как ребенок воспринимает словесную инструкцию, умеет оперировать лексическим материалом, как быстро включается в работу и может ли работать самостоятельно.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30-40 минут. Постепенно содержание упражнений и заданий усложняется, чтобы дети не потеряли интерес. Комплекс занятий составлен в соответствии с федеральными государственными стандартами обучения и скорректирован с учетом учебных программ для речевых классов.

218

Результатом работы по данной системе являются положительные изменения в развитии речи и высших психических функций. Для отслеживания динамики два раза в год проводится контрольная диагностика, результаты которой анализируются и сравниваются с предыдущими, что позволяет своевременно скорректировать образовательный маршрут. Данные за последние три года свидетельствуют о том, что к концу обучения в начальной школе в среднем у 75 % учащихся речевое развитие приближается к возрастной норме, значительно улучшаются показатели внимания, памяти, вербального мышления.

Повышение уровня развития детей наиболее ярко проявляется на ставших уже традиционными открытых занятиях для родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и коллег, которые проводятся нами систематически. На таких мероприятиях появляется возможность наглядно проследить динамику формирования речевых и психических функций у школьников. Родители и учителя начальных классов отмечают, что у детей происходит постоянное расширение кругозора, словарного запаса, развитие коммуникативных навыков, что позволяет им легче усваивать общеобразовательные предметы.

При переходе из начальной школы в основную учащиеся речевых классов попадают в общеобразовательные классы. Анализ уровня адаптации к обучению в 5-х классах показал, что школьники, прошедшие обучение по данной системе, легче проходят адаптационный период, не снижают успеваемости, а 20 % детей даже повышают. Разработанная нами система способствует формированию учебных умений и навыков, позволяющих выпускникам речевых классов осваивать большое количество предметов, предполагающих хорошее владение устной речью.

Данный комплекс занятий может быть использован в практической деятельности логопедами, психологами, учителями начальных классов, а также студентами логопедического отделения факультетов коррекционной педагогики.

Т. А. Молодиченко

Сравнительное исследование особенностей психологического консультирования родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

В связи с ростом в последние десятилетия числа детей с ограниченными возможностями здоровья особую значимость приобре-

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.