Научная статья на тему 'Реализация интегрированного подхода на уроках математики с помощью интерактивных средств обучения'

Реализация интегрированного подхода на уроках математики с помощью интерактивных средств обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. / INTEGRATED APPROACH / INTERACTIVE LEARNING TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Р.Ю., Волкова Е.А.

В данной статье мы рассмотрели возможные методические подходы к изучению одной из тем по математике, а также предложили один из способов реализации интегрированного подхода с помощью средств ИКТ в виде приложения для интерактивной доски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF AN INTEGRATED APPROACH TO LEARNING MATH USING INTERACTIVE MEANS

This article discusses possible methodological approaches to the study of one of the topic in mathematics and shows a way to implement an integrated approach to learning using information and communication technologies in the form of application for the interactive whiteboard.

Текст научной работы на тему «Реализация интегрированного подхода на уроках математики с помощью интерактивных средств обучения»

Алексеев Р.Ю.,

преподаватель информатики ГБПО СО «Нижнетагильский железнодорожный техникум» Волкова Е.А., к.п.н., доцент Филиал РГППУ в г. Нижний Тагил г. Нижний Тагил, Россия

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В данной статье мы рассмотрели возможные методические подходы к изучению одной из тем по математике, а также предложили один из способов реализации интегрированного подхода с помощью средств ИКТ в виде приложения для интерактивной доски.

Ключевые слова: интегрированный подход, интерактивные средства обучения.

Alekseev R. U.,

IT-Teacher Nizhny Tagil Railway College Volkova E. A.,

Ph. D., associate Professor of the Department of it

Rgppu branch in Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia

THE USE OF AN INTEGRATED APPROACH TO LEARNING MATH USING INTERACTIVE MEANS

Abstract

This article discusses possible methodological approaches to the study of one of the topic in mathematics and shows a way to implement an integrated approach to learning using information and communication technologies in the form of application for the interactive whiteboard.

Keywords: integrated approach, interactive learning tools.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали

в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью [4, с.3].

Поиск путей повышения уровня качества процесса обучения в школе все больше привлекает внимание педагогов, ученых и практиков. Одной из актуальных проблем является реализации межпредметных связей.

Актуальность данной темы обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

Современный этап информатизации российского образования характеризуется переходом на качественно новый уровень, характеризующийся реализацией теоретических и методических разработок в области широкого использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим для формирования умения применять знания в области информационных технологий в процессе решения учебных, практических задач из других предметных областей увеличилась роль межпредметных связей в обучении.

Поскольку все отрасли современной науки тесно связаны между собой, из этого следует, что учебные предметы в школе также не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Так как использование информационных технологий при обучении математике предоставляет учителю большие педагогические и визуальные возможности, поэтому именно математика и информатика, и стали основой для рассмотрения реализации межпредметных связей.

Под межпредметными связями на базе реализации возможностей интерактивных технологий (ИТ) будем понимать взаимосвязь содержательных линий учебных предметов, способов организации информационно-учебной деятельности по формированию умения применять знания в области ИТ для решения учебных, практических задач из других предметных областей. [1, с 7]

Например, возьмем одну из самых трудных для усвоения тем «Исследование графика функции» экспериментальным путем покажем, как меняется изображение гиперболы в зависимости от параметров в уравнении.

Исследование графика гиперболы

\ V )

V

\ Л

V \, - —

л / «

/ ^ 1 1 1 \ 1

Т ^ \ 1 1 Г

/\

/

1 *-8|' (Г**)' ... . —— --1-1----1

З1

Э I

еаг 4 'С

а |

т

У V-1:1; 1

V Ру11||допил' г,1 л 11:: г* Н р

С-5

У ЗДои 51ппд : ,

I) - I - I

6

ЭЧАРГ

Рис. 1. График функции №1

Изменив параметры уравнения, мы тут же видим, как меняется сам график функции. Учащиеся легко выявляют особенности графика, и видят как меняется изображение гиперболы.

Также не составит особого труда построить асимптоты и установить центр симметрии. Помимо очевидной наглядности, получаем еще и отличный опыт исследования поведения функции.

Как видно из примера, использовать интерактивные средства обучения на уроке интересно и очень легко, однако сегодня активность ИТ в процессе

обучения сдерживается отсутствием потребности в их применении, не сформированной в процессе индивидуального развития как преподавательского состава, так и обучаемых. Было установлено, что на активное использование педагогами интерактивных средств в обучении слушателей сдерживающее влияние оказывают следующие факторы:

• отсутствие мотивации на использование интерактивных технологий;

• низкий уровень информационной культуры;

• слабое научно-педагогическое, научно-методическое и программно-техническое обеспечение;

• психологическая неготовность взаимодействовать с компьютеризированной интерактивной средой.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы сделали вывод о том, что условиями, оказывающими наибольшее влияние на педагогический процесс, с применением интерактивных технологий, являются:

- компетентность преподавателя в области интерактивных технологий;

- готовность учащихся к обучению с применением ИТ;

- учебно-методическая и научная обеспеченность образовательного процесса, включающего применение ИТ;

- обеспеченность педагогического процесса техническими средствами обучения.

- При этом под компетентностью педагога в области использования интерактивных технологий мы понимаем следующее:

- наличие теоретических знаний в области применения интерактивных технологий;

- применение ИТ во внеурочной работе и деятельности педагога;

- использование цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;

- использование сетевых технологий в образовательном процессе;

- использование ИТ для оценки знаний слушателей;

- готовность к использованию элементов дистанционного обучения

[3].

«Проведенные исследования показали, что использование средств ИТ в процессе обучения может быть эффективным лишь при постоянной потребности педагогов и слушателей в использовании средств ИТ в педагогическом процессе» [3 а 37].

Успешная деятельность учителя по реализации межпредметных связей требует специальных условий. К ним можно отнести координацию учебных планов и программ, координацию учебников и методических пособий, а также разработанную и экспериментально проверенную методику обучения учащихся переносу необходимой информации из одной дисциплины в другую и эффективные способы проверки этого важного умения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Короткова И.И. Разработка и использование учебно-методического комплекса обеспечений межпредметных связей на базе ИКТ / И. И. Короткова. М.: ИИО РАО, 2010. - 157 с.

2. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения / В. Н. Максимова - М.: Просвещение, 1984. - 142 с.

3. Мартиросян Л.П. Использование информационных технологий в процессе преподавания математики в средней школе // Школьные технологии / Л.П. Мартиросян. М.: ИИО РАО, 2007. № 5. С. 167-179.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. М.:АРКТИ, 2008. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.