Научная статья на тему 'Реализация инновационных дидактических моделей в процессе модернизации школьного образования Швеции'

Реализация инновационных дидактических моделей в процессе модернизации школьного образования Швеции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ (РЕФОРМИРОВАНИЕ) СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ МОМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ / REFORMATION (MODERNIZATION) OF THE SYSTEM OF EDUCATION / INNOVATIVE EDUCATIONAL MODEL / CRITICAL CREATIVE MOMENT / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / INTERACTIVE EDUCATIONAL PROCESS / CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стуколова Е. А.

Описаны основные инновационные дидактические модели в школьном образовании Королевства Швеция, дается краткий анализ причин их эффективности в условиях модернизации шведской системы среднего (обязательного) образования, обосновывается необходимость поиска новых дидактических моделей в процессе реформирования системы образования России с учетом опыта развитых стран на современном этапе развития общества, занимающих первые позиции в мировом рейтинге по внедрению инноваций в системе образования; делается вывод о возможном использовании опыта Швеции в области реализации инновационных дидактических моделей школьного образования в процессе модернизации российской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTIC OF THE SCHOOL EDUCATION OF SWEDEN

The article deals with innovative educational models of school education in the kingdom of Sweden, gives the short analyses of reasons of their effectiveness in the development of the Swedish system of compulsory education, proves the reasons of possible usage of the experience of the countries, most successful in the sphere of compulsory education, in the reformation and development of the school education in Russia; concludes the idea of potential application of the Swedish experience in the innovative educational models’ implementation in the process of the development (modernization) of the systems of school education in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Реализация инновационных дидактических моделей в процессе модернизации школьного образования Швеции»

УДК 373.1.013 (14.25.07)

Е. А. Стуколова

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШВЕЦИИ

Описаны основные инновационные дидактические модели в школьном образовании Королевства Швеция, дается краткий анализ причин их эффективности в условиях модернизации шведской системы среднего (обязательного) образования, обосновывается необходимость поиска новых дидактических моделей в процессе реформирования системы образования России с учетом опыта развитых стран на современном этапе развития общества, занимающих первые позиции в мировом рейтинге по внедрению инноваций в системе образования; делается вывод о возможном использовании опыта Швеции в области реализации инновационных дидактических моделей школьного образования в процессе модернизации российской школы.

Ключевые слова: инновационная дидактическая модель, модернизация (реформирование) системы образования, критический творческий момент, педагогические технологии, интерактивность процесса обучения, интегрированное овладение языком.

Процессы глобализации и интернационализации, взаимной интеграции стран, происходящие в современном мире, инициируют существенные изменения во всех сферах общества. Осуществляется переход от экономики потребления к экономике знаний, обществу, основанному на знаниях, «обучающемуся» обществу. В данном контексте возникает необходимость реформирования системы образования как одного из важнейших компонентов общественной жизни, поиска новых эффективных дидактических моделей, форм и методов обучения, учитывающих мировой педагогический опыт. Исследования направлений развития педагогических систем зарубежных стран, инновационных дидактических моделей становятся все более актуальными, имеют значительный теоретический и практический потенциал. Несомненно, наиболее успешные примеры образовательных практик принадлежат странам Европы: мощные социокультурные, политические и социально-экономические преобразования определили изменение целей и задач обучения, а также основные образовательные стратегии данных стран. Модернизация образования предполагает обновление содержания образования и экономики образования, повышение общедоступности и эффективности образования. В большинстве развитых стран этот процесс является перманентным, отвечающим изменяющимся потребностям общества в целом.

Особый интерес в сфере реформирования и модернизации систем образования, по мнению многих ученых, представляет Швеция. На протяжении долгого времени Швеция считается законодателем прогрессивного реформирования образования, является одним из признанных лидеров по разработке и внедрению инноваций. Согласно многим объективным показателям скандинавские страны имеют самый высокий рейтинг на Европейском инновационном табло, позволяющем оценивать нацио-

нальные инновационные системы и эффективность инновационной политики около 40 (развитых) стран мира. По версии исследователей Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Королевство Швеция по индексу лучшей жизни опережает многие другие страны - участницы ОЭСР [1]. По уровню качества образования Швеция также занимает одну из первых позиций индекса лучшей жизни. (Если королевство и опускается в рейтингах образовательных достижений несколько ниже некоторых своих коллег по ОЭСР, то во многом из-за своей открытости для иммигрантов.) Не случайно на образование выделяется почти 7,3 % валового внутреннего продукта королевства (в среднем на образование уходит 5,8 % ВВП стран - участниц ОЭСР), следовательно, образование является приоритетом (социальной) политики Швеции, одновременно залогом и показателем благосостояния страны [2].

Общеизвестно, что именно школа как социальный институт закладывает основной фундамент современного непрерывного образования, определяет дальнейшее развитие индивида, степень его нормального функционирования в социуме. Деятельность школы, признаки эффективности процесса обучения, нововведения и традиции, инновационные дидактические модели, применяемые в процессе обучения, несомненно, заслуживают внимания со стороны ученых [3]. Под дидактической моделью следует понимать комплекс процедур и операций, подчиненных общей цели, реализуемых поэтапно, в динамике раскрытия содержания обучения, с опорой на обратную связь, выражающуюся через результаты деятельности учащихся. В основе стандартов и учебных планов, дидактических моделей развитых стран лежат следующие принципы:

- вовлечение субъектов обучения во все этапы подготовки и реализации процесса обучения (в процесс моделирования и целеполагания, отбора

содержания обучения, рефлексии, коррекции и контроля);

- создание условия для саморазвития, самоидентификации, интеллектуального взросления и становления личности учащихся;

- создание творческого педагогического процесса, творческой атмосферы в процессе учения;

- максимально приближенный к ситуации прак-

тико-ориентированной, коммуникативно-успеш-

ной, творческой интерактивности процесс обучения;

- ориентация на личность учащегося, его индивидуальные способности;

- повышение уровня эгалитарности, равноправия в процессе обучения [4].

Результаты анкетирования, проведенного среди учителей школ, вузов и студентов-практикантов педагогического университета г. Оренбурга, показали, что реализацию перечисленных принципов большинство участников считают наиболее важными в процессе обучения. Большинство опрошенных в качестве известных им инновационных дидактических моделей называли уже применяющиеся в российской школе метод проектов, метод кейсов, метод веб-квеста, технологию обучения в сотрудничестве и т. д. [5]. Инновационная дидактическая модель, входя в образовательную среду, приводит к ряду модификаций внутри этой среды, дает некий толчок к усовершенствованию системы обучения, повышению ее эффективности. В Швеции, как и в большинстве развитых стран, научные исследования в области образования в совокупности с передовым педагогическим опытом предлагают все более актуальные модели для применения в условиях модернизации [6].

Рассмотрим несколько современных, теоретически обоснованных и уже доказавших свою эффективность дидактических моделей из практики шведской школы.

Одной из ярчайших дидактических моделей, представляющей собой средоточие достижений коммуникационных и педагогических технологий, является модель перевернутого урока. В основе данной модели лежит концепция американских педагогов Шр-Ше-с1а88гоот (концепция перевернутого урока). Обучение «вверх ногами» - это новый тренд в педагогической практике, обеспечивающий реализацию самых сложных педагогических задач. Учитель математики из Стокгольма Даниель Бейкер - один из первых учителей Швеции, активно использующий преимущества данной модели в своей работе. Суть ее заключается в следующем: учитель записывает теоретическую часть занятия (часть, на которой необходимо происходит объяснение материала, где неизбежна низкая активность учащихся) на видео, выкладывает видео в Сеть

(локальную или глобальную, главное - полный и постоянный доступ для учащихся). Ученики перерабатывают полученную информацию дома. Среди возможных видов работы с материалом - вопросы, не требующие помощи учителя задания, поиск конкретной информации. Приходя на занятия, учащиеся имеют одинаковый уровень подготовки в рамках данной темы, ведь знакомство с новым теоретическим материалом происходило в темпе, удобном каждому из них. Если какая-то часть материала непонятна, к ней можно вернуться, не боясь пропустить ту информацию, что следует за ней. Учащиеся меньше нуждаются в помощи родителей. Время урока, таким образом, посвящено закреплению полученных знаний, формированию навыков, применению знаний на практике в различных видах деятельности. Учитель может использовать разнообразные интерактивные задания, формы и виды работы, совершенствуя выбранный подход в обучении. Поддержка с его стороны, наличие обратной связи, выбор необходимого режима в соответствии с потребностями учащихся - в числе положительных опций данной модели. Благодаря модели перевернутого урока сопровождение отстающих учащихся, нуждающихся в помощи, не требует дополнительных занятий во внеурочное время. Ученики безболезненно входят в общий рабочий ритм, пробелы в знаниях ликвидируются за счет совместных усилий учителя и учащегося. Модель flip-the-classroom имеет некоторые общие черты с моделями дистанционного обучения, в связи с чем может возникнуть вопрос об отдалении субъектов педагогического процесса (учителя и учащегося) друг от друга. Однако именно с помощью данной технологии достигается экономия времени для интерактивного сотрудничества с учащимися в классе, для реализации полученных ими знаний на практике, повышения уровня интеллектуального саморазвития учащихся, их самостоятельности в освоении информации, в ее логической переработке, для повышения мотивации к учению под чутким контролем, часто скрытой координацией учителя [7].

Большой заслугой шведских ученых и педагогов является совмещение психологических методик с дидактическими принципами, задачами и закономерностями воспитания. Модель творческих критических моментов (creative critical moments) пришла в шведское школьное образование из психологии. Данная модель предполагает серьезную подготовку учителя. От него, как от организатора образовательного процесса, зависит то, насколько эффективной окажется модель творческих критических моментов в каждом конкретном случае ее использования. Основная задача учителя - создать такие условия образовательной среды, которые бы

способствовали возникновению самого критического момента, с одной стороны, и давали бы импульс для творческого акта мышления учащихся -с другой. Момент урока становится критическим и творческим, когда перед учащимися ставится задача, требующая принципиально нового решения. Имеющиеся в запасе у учащихся операции для выхода из сложившейся ситуации не подходят, и требуется выполнение известных действий в новой последовательности, новый взгляд на проблему, творческое переосмысление имеющихся в арсенале учебных возможностей и т. д. Ученики находятся в затруднении, ведь основная характеристика критического момента - его спонтанность. Для учителя чрезвычайно важно правильно сформулировать задачу, создать неравновесную ситуацию, при которой новое знание не вписывается в уже выработанные у учащихся мыслительные схемы и конструкции. Если задача слишком сложна, если ученик не ощущает поддержки учителя, модель обречена на провал. Именно поэтому использование модели творческих критических моментов требует четкой организации, тщательной разработки каждого этапа работы, сохранения интереса учащихся в процессе обучения. Критический творческий момент напрямую связан с тем, что Л. С. Выготский называет зоной ближайшего развития. Модель творческих критических моментов способствует усложнению, усовершенствованию учебной деятельности учащихся. Творческость (креативность) понимается авторами концепции, на которой базируется данная модель, как продуцирование принципиально новых путей восприятия и объяснения фактов действительности (в том числе себя, своего я, своих собственных знаний, умений, практических действий, которыми овладевают учащиеся). Причем продуцирование подразумевает значимость, ценность новых знаний, умений и способов деятельности, их новые комбинации, трансформации (новые и для окружающих, и (или) для самого субъекта), являющихся результатом творческого критического момента. Реальность процесса обучения видится как система, совокупность возможностей ее интерпретации и переработки. Однако следует отличать творческий аспект в музыке, живописи или поэзии от творческой деятельности учителя и учащихся в рамках данной модели. Творческий момент в данном случае должен быть смоделирован, описан, проанализирован. По результатам применения модели творческих критических моментов должна быть проведена рефлексия с целью повышения ее эффективности в дальнейшем использовании [8].

Дидактическая модель интегрированного овладения языком и содержанием обучения (Content and Language Integrated Learning - CLIL) является пря-

мым потомком модели обучения SPRINT (SPR -spraesk - language (шв.) и int. - integrated - модель языковой интеграции). Изучаемый язык (как для иммигрантов шведский, так и для коренных шведов, например, английский) становится средством овладения способами деятельности и информацией по другим дисциплинам [9]. С помощью изучаемого языка учащиеся раскрывается содержание школьных предметов (это может быть математика, физика, литература и т. д.), сам же язык осваивается параллельно, в контексте не относящихся к изучению языка видов деятельности. Акцент с его изучения переносится на общение, решение внутри- и междисциплинарных задач. Однако само применения модели интегрированного овладения языком и содержанием обучения не ведет автоматически к максимально успешному процессу обучения. Инструменты, которые учитель использует в процессе ее реализации, определяют уровень ее успешности. Эффективность данной дидактической модели во многом зависит от того, насколько на этапе планирования занятия учитывается механизм четырех «С» (the 4Cs-Framework). Данный механизм в первую очередь фокусирует внимание учителя на содержании (content - предмете, теме, междисциплинарном подходе), затем на взаимоотношениях содержания и коммуникации (communication), процессе познания (cognition) и культуре (culture - культурном самоопределении через осваиваемый язык и осознание ценности чужой культуры). В модели интегрированного овладения языком и содержанием обучения основой является синергия интегрированного обучения и изучения языка, междисциплинарный и интеркультурный подходы [10]. В странах Центральной Европы модель применяется в течение нескольких лет и считается достаточно эффективной. По сравнению с традиционными моделями обучения иностранному языку в школах CLIL помогает развивать дискурсивные способности и умения, учащиеся овладевают приемами обработки информации на более сложном уровне, очевидна связь с реальной жизнью и практическая направленность обучения [11].

Высокий потенциал описанных дидактических моделей в повышении эффективности процесса обучения в рамках модернизации шведской школы очевиден. Чтобы убедиться в возможностях данных моделей в модернизации российской системы школьного образования, авторы предложили учи-телям-респондентам опробовать их в оренбургских школах в рамках изучения одной темы учебного предмета. По результатам применения учителя констатировали повышение интереса учащихся, высокие баллы результатов тестирования по теме, экономию времени. Однако нестандартные учебные

процедуры и виды работы вызывают затруднение у ничества и развития, проведенного пилотажного

многих учащихся, в процессе применения сказыва- анкетирования и первичного применения некото-

ется недостаточная техническая оснащенность и рых моделей в российской школе авторы пришли к

новизна моделей для самих учителей. выводу о возможности использования шведского

Таким образом, на основе анализа научной ли- опыта в области образовательной деятельности

тературы, нормативно-правовых документов, отра- для сравнительно-сопоставительного анализа, вы-

жающих законодательство в области образования явления наиболее подходящих для адаптации ин-

Швеции, отчетов об образовательной политике новационных дидактических моделей Швеции при

скандинавских стран (а также стран Европы) учете особенностей современной российской си-

ЮНЕСКО, Организации экономического сотруд- стемы образования.

Список литературы

1. OECD better life index. URL: http://www.oecdbetterlifeindex.Org/ru/#/33355555535 (дата обращения: 09.04.2013).

2. Education at a Glance: OECD Indicators 2012. SWEDEN. URL: http://www.oecd.org/sweden/EAG2012%20-%20Country%20note%20-%20 Sweden5.pdf (дата обращения: 29.04.2013).

3. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Семенкова Т. Н. Психолого-физиологические подходы к созданию образовательной адаптивно-развивающей среды // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 13 (115). С. 254-259.

4. Swedish national Agency for Education. Skolverket. Curriculum for the compulsory school, preschool class and the leisure-time centre 2011. Stockholm: Ordforradet AB, 2011. 264 p.

5. Баёва Ю. В. Метод проекта как современная педагогическая технология // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 2 (117). С. 117-120.

6. Sweden's 2011 report on the implementation of the strategic framework for European cooperation in education and training (et2020). The Ministry of Education and Research. Sweden, Stockholm: Ministry of education and Research, 2011. p. 25-27.

7. Flip Teaching - new trends in education technology. URL: http://www.slideshare.net/Yossisv/new-trends-in-educational-technology (дата обращения: 29.04.2013).

8. Hoff E. V., Carlsson I. Critical Creative Moments in Swedish Classrooms // Creative engagements with children: International perspectives and contexts. Oxford: Inter-disciplinary Press, 2012. P. 33-43.

9. Content and Language Integrated Learning (CLIL) at School in Europe. URL: http://ec.europa.eu/languages/documents/studies/clil-at-school-in-europe_en.pdf (дата обращения: 09.04.2013).

10. CLIL 2010 Conference Blog and CLIL Cafe. URL: http://clil2010.wordpress.com. Дата обращения 29.04.2013.

11. The practice and theory of CLIL. URL: http://clilingmesoftly.wordpress.com/clil-models-3/the-4-cs-model-docoyle (дата обращения: 29.04.2013).

Стуколова Е. А., ассистент, аспирант.

Оренбургский государственный педагогический университет.

Ул. Советская, 19, Оренбург, Россия, 460844.

E-mail: choosee@mail.ru

Материал поступил в редакцию 30.05.2013.

Ye. A. Stukolova

GENERAL CHARACTERISTIC OF THE SCHOOL EDUCATION OF SWEDEN

The article deals with innovative educational models of school education in the kingdom of Sweden, gives the short analyses of reasons of their effectiveness in the development of the Swedish system of compulsory education, proves the reasons of possible usage of the experience of the countries, most successful in the sphere of compulsory education, in the reformation and development of the school education in Russia; concludes the idea of potential application of the Swedish experience in the innovative educational models’ implementation in the process of the development (modernization) of the systems of school education in the Russian Federation.

Key words: innovative educational model, reformation (modernization) of the system of education, critical creative moment, pedagogical technologies, interactive educational process, content and language integrated learning.

References

1. OECD better life index. URL: http://www.oecdbetterlifeindex.Org/ru/#/33355555535 (09.04.2013).

2. Education at a Glance: OECD Indicators 2012. SWEDEN. URL: http://www.oecd.org/sweden/EAG2012%20-%20Country%20note%20-%20 Sweden5.pdf (29.04.2013).

3. Kazin E. M., Kasatkina N. E., Semenkova T. N. Psychological and physiological approaches to the creation of educational adaptive-developing environment. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 13 (115), pp. 254-259 (in Russian).

4. Swedish national Agency for Education. Skolverket. Curriculum for the compulsory school, preschool class and the leisure-time centre 2011. Stockholm, Ordforradet AB, 2011. 264 p.

5. Baeva Yu. V. Method of the project as a modern educational technology. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 2 (117), pp. 117-120 (in Russian).

6. Sweden’s 2011 report on the implementation of the strategic framework for European cooperation in education and training (et2020). The Ministry of Education and Research. Sweden, Stockholm: Ministry of education and Research, 2011. Pp. 25-27.

7. Flip Teaching - new trends in education technology. URL: http://www.slideshare.net/Yossisv/new-trends-in-educational-technology/ (29.04.2013).

8. Hoff E. V., Carlsson I. Critical Creative Moments in Swedish Classrooms. Creative engagements with children: International perspectives and contexts. Oxford: Inter-disciplinary Press, 2012. Pp.33-43.

9. Content and Language Integrated Learning (CLIL) at School in Europe. URL: http://ec.europa.eu/languages/documents/studies/clil-at-school-in-europe_en.pdf (09.04.2013).

10. CLIL 2010 Conference Blog and CLIL Cafe. URL: http://clil2010.wordpress.com (29.04.2013).

11. The practice and theory of CLIL. URL: http://clilingmesoftly.wordpress.com/clil-models-3/the-4-cs-model-docoyle (29.04.2013).

Orenburg State Pedagogical University.

Ul. Sovetskaya, 19, Orenburg, Russia, 460844.

E-mail: choosee@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.