Сведения об авторах: Серикова Лариса Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Нижегородов Денис Геннадьевич,
аспирант кафедры педагогики, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Serikova Larisa Alexandrovna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy, Mordovian State Pedagogic Institute after M.E. Evseviev, Saransk, Russia.
E-mail: [email protected]
Nizhegorodov Denis Gennadievich,
Post graduate student, Department of Pedagogy, Mordovian State Pedagogic Institute after M.E. Evseviev Saransk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 371 ББК 74.00
Е.А. Стуколова, Н.Г. Костина
СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ИННОВАЦИОННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
В статье рассматриваются инновационные стратегии обучения, используемые в процессе школьного образования развитых стран: перекрестное обучение, моделируемое обучение, стратегия оценивания Стелс, стратегия инцидентного учения; приводятся основные требования, предъявляемые к процессу обучения, реализуемые при применении инновационных стратегий в школьном образовании, делается вывод о возможном использовании зарубежного опыта в области реализации современных стратегий школьного обучения в процессе модернизации российской системы школьного образования.
Ключевые слова: инновационные стратегии обучения, педагогические интерактивность процесса обучения, интегрированное овладение языком, моделируемое обучение, стратегия оценивания Стелс, стратегия инцидентного учения.
N.G. Kostina, Ye.A. Stukolova
EDUCATIONAL STRATEGIES ABROAD: INNOVATIONS
AND EFFICIENCY
The article discusses innovative educational strategies involved in the process of compulsory education in developed foreign countries such as cross-learning strategy, computational thinking strategy, stealth assessment strategy, incidental learning strategy. Some essential requirements to learning process are given as implemented with the use of innovative strategies in school education. The
authors suggest the idea of potential application of foreign experience in the process of modernization of the system of compulsory education in the Russian Federation.
Key words: cross-learning strategy, computational thinking strategy, stealth assessment strategy, incidental learning strategy.
Современные динамичные преобразования в системах образования в мире диктуют возрастающие требования как к процессу обучения, так и к его результату - образовательному продукту. Это, в свою очередь, определяет необходимость в повышении эффективности деятельности в сфере образования. Первоочередной задачей социума по отношению к образовательной сфере является создание условий для саморазвития личности, способной к активной жизнедеятельности,готовой к самостоятельности, актуализирует обновление всех ступеней образования.
Стратегии развития образования России, развитых стран мира отражены в следующих документах: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы», «Стратегия сотрудничества стран Европейского Союза в области образования и профессиональной подготовки до 2020 года», «Стратегия образования ЮНЕСКО», где утверждается необходимость применения инноваций в образовательной деятельности как инструментов развития образования [3; 9]. Соглашаясь с Н.Х. Розовым, заметим, что изучение инноваций в образовании зарубежных стран делает возможным расширение инструментария педагогических исследований для решения проблемы совершенствования образовательной деятельности в РФ. Инновационная деятельность в рамках школьного образования предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей [1; 2; 10].
Дидактические инновации в школьном образовании - это управляемые процессы создания, оценки, освоения и применения на практике педагогических
новшеств, которые касаются формирования содержания образования, методов и форм обучения, организации и управления работой общеобразовательных учреждений [4; 5, с. 18].
Не вызывает сомнения тот факт, что именно радикальный подход к перспективам инноваций в образовании (А.Н. Джуринский) может помочь в решении проблемы повышения эффективности образовательной деятельности системы государств, которые выбирают, демонстрируют высокий уровень успешности [1; 2]. По результатам анализа исследований ОЭСР в области инноваций в системах образования развитых стран, проведенного в 2014 году, введение инноваций в образовательной деятельности - эффективный, непрекращающийся процесс, затрагивающий дошкольное, школьное и высшее образование в равной степени. Задачей данной статьи мы ставим выявление основных дидактических инноваций, касающихся общего (школьного) образования, поскольку именно школьное образование — базовое звено всей педагогической системы, закладывающее основной фундамент общественной жизни.
В системах школьного образования в большинстве развитых стран мира наблюдается тенденция переноса основного акцента на учение вместо обучения. Самостоятельность, самоконтроль, самооценивание играют важную роль в учении. Большую роль в становлении личности в современных условиях европейской школы играет понимание важности достижения результатов обучения, тесно связанных с положением о необходимости всестороннего развития ребенка - интеллектуального, социального, личностного. Все актуальнее становится вопрос о национальном многообразии и воспитании личности, готовой к жизни, общению в условиях многонационального социума [6; 7; 8].
л I-
о о
X ш
Ё ф
-&
m
.с I-
о о
X X
о ^
го са о
X X
X
го
X
го
I-
0
X -О X
1
ю го
со
X
ф
т >
ю о
ф
I-
го ^
I-
о
го
X
¡3
о
го ш
о ^
о
О <
и]
В контексте постоянного саморазвития личности определяющую роль играют метапредметные результаты обучения, являющие собой набор интеллектуальных, социальных, личностных умений, которые развиваются у учащихся на глубоком уровне в процессе обучения и позволяют рассматривать окружающий мир с различных точек зрения, видеть связь школьных предметов и явлений действительности, связывать полученные ранее знания с вновь приобретаемыми, а также с собственным опытом. Исследователи в области образования организаций Юнеско, независимых статистических служб Евросоюза включают в список метапредметных компетенций следующие: интеллектуальная; личностная и социальная; коммуникативная компетенции. Будучи взаимозависимыми, эти компетенции отражают комплексный подход к обучению, готовящему учеников к дальнейшей жизни в современном обществе.
В интеллектуальную компетенцию входят умения анализировать, критическое мышление, творческие, рефлексивные умения, познавательные способности.
Творческое мышление подразумевает создание, генерирование идей в новом контексте из уже имеющихся навыков, умений, опыта. В процессе обучения обучающимся предоставляется возможность брать инициативу на себя, искать и предлагать нестандартные решения для сложных, но разрешимых задач, высказывать свою точку зрения, максимальное количество гипотез, работать с разнообразными дидактическими материалами, участвуя в их разработке.
Рефлексивное мышление предполагает умение осуществлять анализ выполненных действий, их успешности (что получается и что нет, каковы причины неудач); видеть связь с предыдущими знаниями и опытом, действовать в похожей ситуации иначе, чтобы получить больше от процесса обучения в целом и в каждом конкретном случае выполнения похожего упражнения. Рефлексирующий ученик способен задействовать критическое и творческое мышление для конструиро-
вания своего собственного понимания процесса учения, сделать его эффективнее для самого себя.
Личностная и социальная компетенция - суть личностных и социальных навыков, готовность к социальной и личной ответственности, а также способности к культурному самоопределению индивида в обществе включают в себя:
• способность выступать в роли члена своей семьи, общины, всего мирового сообщества;
• способность к пониманию собственной значимости, сознательность, - ответственность и умение быть в ответе перед обществом и собой;
• положительную личную и культурную идентификацию;
• социальную сознательность и ответственность.
Сформированность коммуникативной компетенции предполагает развитие способностей, которые используются для обмена информацией, опытом и идеями, чтобы исследовать мир вокруг себя. Коммуникативная компетенция раскрывает связь между личной и социальной самобытностью учащихся, их отношениями, миром, в котором они взаимодействуют. Важную роль играет техническая (компьютерная) грамотность - осознанное, квалифицированное, эффективное использование цифровых средств, ИКТ (информационно-коммуникационныхтехнологий),средств связи как части обучения, элементов общественной жизни и профессиональной подготовки. На новый уровень выходит обучение с привлечением ИКТ. Акцентированное развитие коммуникативной компетенции в условиях глобализации невозможно без изучения иностранных языков - неотъемлемой части содержания обучения в школах любого развитого государства.
Для того чтобы считать то или иное дидактическое явление инновацией, необходимо обозначить критерии иннова-ционности, в которые очевидно войдут и перечисленные выше компоненты мета-предметных результатов обучения. Основываясь на исследованиях, на подробном анализе современных требований
к процессу обучения, продиктованных направлениями развития в образовании развитых стран мира, мы можем сформулировать следующие критерии, которые потенциально раскрываются в процессе применения дидактических инноваций:
• новизна рассмотрения дидактического явления;
• реализация субъект-субъектных отношений в образовательном процессе;
• мотивационный потенциал;
• перспективы для создания среды развития исследовательской активности учащихся;
• создание условий творческой самостоятельности обучающихся;
• самоконтроль / самокоррекция /самооценка со стороны;
• индивидуализация;
• эгалитарность процесса обучения;
• использование информационных технологий;
• развитие компетентности в области коммуникации, командной работы, способностей в аргументации, лидерстве;
• развитие проблемно-поисковых способностей, творческого и логического мышления учащихся;
• развитие универсальных учебных умений;
• метапредметность, междисципли-нарность решаемых задач обучения [9; 11; 16].
Проанализируем с этой точки зрения несколько популярных в странах Евросоюза, Австралии и США рассматриваемых зарубежными исследователями в качестве дидактических инноваций, стратегий в школьном образовании [12-15].
Перекрестное обучение (Crossover learning). В профессиональной сфере, в российском высшем и послевузовском образовании перекрестное обучение персонала - обмен опытом между представителями одной компании, передача опыта от более опытного коллеги к стажерам, интернам, что не исключает внешние тренинги, но увеличивает практический потенциал (будущих) сотрудников. Стратегия перекрестного обучения в европейском школьном образовании предполагает процесс учения в информальной среде (в общем понима-
нии - процесс обучения, самообучения вне стандартной среды образования), когда обучение переносится в музей, клуб, парк, лабораторию, кинотеатр в процессе показа кино с аутентичным иноязычным озвучанием, и содержание обучения усваивается в непосредственной связи с реальной жизнью, но неотделимо от обучения в школе и классно-урочной системы, т.е. не является факультативом или частью внеурочной деятельности.
Алгоритм действий субъектов обучения в процессе реализации стратегии перекрестного обучения (каждый шаг предполагает координацию учителя):
1. Создание неравновесной ситуации, условий явного видения проблемы обучающимися, формулировка недостающих знаний, опыта деятельности, осознание необходимости рассмотрения гипотетических возможностей поиска нового знания, его теоретического и, что в данной стратегии акцентуировано - практического освоения.
2. Постановка учебных, учебно-практических задач учащимися.
3. Выдвижение гипотез учащимися, выбор возможной максимально удобной информальной среды для поисково-исследовательской практической деятельности учащихся.
4. Отбор необходимого дидактического инструментария совместно с учителем.
5. Исполнение поставленных задач в информальной среде через проведение параллели между перекрестным и традиционным обучением и погружение в практическое осмысление осваиваемого содержания и опыта.
6. Рефлексия.
Множественность образовательных сред, таким образом, открывает возможности для учащихся разного уровня успеваемости, позволяет им активно участвовать и проявлять самостоятельность в практической деятельности, видеть не только теоретико-практические связи, но и межпредметные параллели.
Моделируемое обучение (Computational Thinking). Стратегия моделируемого обучения имеет в своей основе кон-
.п I-
о о
X
са s
Ё
ф -&
m
.с I-
о о
X X
о ^
го са о
X X
X
го
X
го
I-
0 ><
.0 X
1
ю го
со
X
ф
т
£
о
ф I-
го
I-
О
го
X s
Ез
о
го ш
о ^
о
о <
ш
цепцию перераспределения информации и учебных задач:
1) более крупная проблема разбивается на мелкие составляющие;
2) между полученными подпроблема-ми и имеющимся прошлым опытом учащихся проводится параллель, формулируются связи;
3) вне необходимых для решения изначально проблемы остаются те детали и нюансы, которые не являются весомыми и важными для ее решения, благодаря проведенной декомпозиции и расчленению проблемы;
4) выстраивание алгоритма решения проблемы пошагово, в соответствии выделенными компонентами-подпроблемами;
5) пошаговая рефлексия правильности решения подпроблемы и объединение готовых решений воедино;
6) рефлексия и самоконтроль по результатам выполнения работы.
Оптимальными формами организации учащихся на уроке являются коллективная и групповая формы. Последняя позволяет создать условия для самостоятельного распределения учащимися под-проблем между группами, в завершении скоординировать достижение единого результата.
Стратегия моделируемого обучения, реализуемая в рамках освоения содержания различных дисциплин, позволяет развивать не только предметные универсальные учебные действия, но и сделать возможным упрощение процесса социализации учащихся, развитие самостоятельности, способностей к самообучению.
Стратегия оценивания Стелс. В современном образовании автоматический сбор информации, играющий важную роль, но проходящий незаметно для обучающихся, может быть использован в процессе так называемого Стелс-оценивания. Данная стратегия заимствует приемы из онлайн RPG (ролевых) игр, например, World of Warcraft (Мир Варкрафта), популярной компьютерной игры, где система постоянно собирает сведения об игроках, их действиях, целях, которые они ставят, задачах, которые они решают. Идея игры была перенесена в виде включенного оце-
нивания в симуляционную среду учения в предметные области химии, истории, как в школьном образовании, так и в образовании взрослых. Основная задача учителя в процессе реализации стратегии Стелс -наложить ее на симуляционную среду, измеряя сложно поддающиеся измерению аспекты деятельности обучающихся без необходимости останавливать их работу, проводить экзамен, тестирование, но при этом получать данные о константном прогрессе, регрессе или стагнации участников (субъектов-обучающихся) образовательного процесса.
Стратегия Инцидентного/ «случайного» учения. Учение в рамках данной стратегии может рассматриваться как незапланированное, схожее с тем, как происходит процесс социализации, узнавания нового в повседневной жизни. Однако для учителя сложность процесса подготовки к работе с данной стратегией заключается как раз в том, чтобы создать условия случайного знакомства с фактами, реалиями, возможностями. С одной стороны, классно-урочная система и обучение в общеобразовательном учебном заведении предполагают последовательное освоение содержания обучения, с другой стороны, необходима ясность спонтанных ситуаций, рождающих интерес к дальнейшему познанию. В процесс применения стратегии «случайного» учения могут быть включены ИКТ, любые мобильные информационно-коммуникационные средства строго не относящиеся к средствам обучения.
Сравнив проанализированные стратегии в соответствии с данными зарубежных исследований, представленными в официальных государственных документах, в научной литературе, по критериям инновационности, представленным в данной статье, можно сделать вывод о возможности рассмотрения выбранных стратегий школьного образования развитых стран мира как инновационных, следовательно, о возможности их апробации в школах РФ с целью выявления затруднений, а также оптимальных педагогических условий реализации выявленных стратегий в современном российском школьном образовании.
Библиографический список
1. Джуринский, А.Н. Инновации и перспективы классно-урочной системы в России и за рубежом [Текст] / А.Н. Джуринский // Сибирский педагогический журнал. - 2014. -№ 5. - С. 76-81.
2. Джуринский, А.Н. Сравнительное образование. Вызовы XXI века [Текст]: монография / А.Н. Джуринский. - М.: Прометей, 2014. - 328 с.
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
4. Щербакова, Е.В. Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе [Текст] / Е.В. "Щербакова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 18-21.
5. Щербакова, Н.А. Профессионально-педагогическая направленность подготовки студентов к реализации инновационных технологий обучения в школе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Щербакова. - Саратов, 2000. - 26 с.
6. Commission staff working document. Accompanying the document communication from the commission to the European parliament, the European economic and social committee and the committee of the regions [Electronic resource]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/re-pository/education/documents/et-2020-swd-161-2015_en.pdf
7. Council Conclusions on a strategic framework for European cooperation in education and training («ET 2020») [Electronic resource]. Режим доступа: http://www.edu21.cat/files/continguts/107622.pdf
8. Dzhurinskiy A. School policy in Russia and the challenges of a multicultural society. Procedia - social and behavioral sciences, 2015. Vol. 186. P. 811-814.
9. Global UNESCO Education Strategic Objectives for 2014-2021 [Electronic resource]. Режим доступа: http://docplayer.ru/41731354-Global-unesco-education-strategic-objectives-for-strategicheskie-celi-sektora-obrazovaniya-yunesko-na.html
10. Innovation union scoreboard [Electronic resource]. Available at: https://era.gv.at/object/ document/1275/attach/20140327-innovation-union-scoreboard-2014.pdf
11. Innovating Pedagogy 2014. Open University Innovation Report 4. [Electronic resource]. Available at: http://www.openuniversity.edu/sites/www.openuniversity.edu/files/The_Open_University_Innovating_ Pedagogy_2014_0.pdf
g
12. Role Models in Education (Symposium Introduction) [Electronic resource]. Режим доступа: http://
digitalcommons.ilr.cornell.edu/ cgi/viewcontent.cgi?article=1628&context=articles
13. Simulation Models in Education [Electronic resource]. Режим доступа: http:// infoz.ffzg.hr/INFuture/2007/PDF/7-02%20Stancic,%20Seljan,%20Cetinic,% 20Sankovic,%20Simulation%20Models%20in%20Information%20Science%20Education.pdf [Last retrieved: 23.02.2017].
14. UNESCO. EDUCATION FOR ALL 2000-2015: achievements and challenges [Electronic resource]. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002322/232205e.pdf
15. UNESCO. Education Strategy 2014-2021 [Electronic resource]. Режим доступа: http://unesdoc. unesco.org/images/0023/002312/231288e.pdf
16. World Data on Education. VII Ed. 2010 [Electronic resource]. Available at: http://www.ibe.unesco. org/fileadmin/userupload/Publications/WDE/2010/pdf-versions/Sweden.pdf
References
1. Dzhurinskiy A. Innovations and perspectives class-and-lesson system in Russia and abroad. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2014. No. 5. P. 76-81. [in Russian].
2. Dzhurinskiy A. Comparative education. Challenges of the 21st century: sonography. M.: Prometey, 2014. 328 p. [in Russian].
3. Federal target program on the development of education in 2016-2020. RF Government decree of May 23, 2015, No. 497. [in Russian].
4. Scherbakova Ye.V. Innovative processes and tendencies in educational process. Urgent questions of the modern pedagogy: IV international scientific-practical conference materials (Ufa, November 2013). Ufa: Leto, 2013. P. 18-21. [in Russian].
X ra x
го ^
I-
0
X .0 X
1
Ю го
со
X
ф
т
&
о
ф
I-
го
н
р
5. Scherbakova N.A. Professional-pedagogical orientation of students' trainingfor the implementation of innovative technologies in school education. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Saratov, 2000. P. 26. [in Russian].
6. Commission staff working document. Accompanying the document communication from the commission to the European parliament, the European economic and social committee and the committee of the regions. Available at: http://ec.europa.eu/dgs/education culture/repository/education/ documents/et-2020-swd-161-2015_en.pdf
7. Council Conclusions on strategic framework for European cooperation in education and training ("ET 2020"). Available at: http://www.edu21.cat/files/continguts/107622.pdf
8. Dzhurinskiy A. School policy in Russia and the challenges of a multicultural society. Procedia - social and behavioral sciences, 2015. Vol. 186. P. 811-814.
9. Global UNESCO Education Strategic Objectives for 2014-2021. Available at: http://docplayer. ru/41731354-Global-unesco-education-strategic-objectives-for-strategicheskie-celi-sektora-obrazovaniya-yunesko-na.html
10. Innovation union scoreboard. Available at: https://era.gv.at/object/document/1275/ attach/20140327-innovation-union-scoreboard-2014.pdf
11. Innovating Pedagogy 2014. Open University Innovation Report 4. Available at: http:// www.openuniversity.edu/sites/www.openuniversity.edu/files/The_Open_University_Innovating_ Pedagogy_2014_0.pdf
12. Role Models in Education (Symposium Introduction). Available at: http://digitalcommons.ilr. cornell.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1628&context=articles
13. Simulation Models in Education. Available at: http://infoz.ffzg.hr/INFuture/2007/PDF/7-02%20 Stancic,%20Seljan,%20Cetinic,%20Sankovic,%20Simulation%20Models%20in%20Information%20 Science%20Education.pdf
14. UNESCO. EDUCATION FOR ALL 2000-2015: achievements and challenges. Available at: http:// unesdoc.unesco.org/images/0023/002322/232205e.pdf
15. UNESCO. Education Strategy 2014-2021. Available at: http://unesdoc.unesco.org/ images/0023/002312/231288e.pdf
16. World Data on Education. VII Ed. 2010. Available at: http://www.ibe.unesco.org/fileadmin/user_ upload/Publications/WDE/2010/pdf-versions/Sweden.pdf
Сведения об авторах: Стуколова Елена Александровна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры английского языка и методики преподавания английского языка, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. E-matt: [email protected]
Information about the authors: Stukolova Elena Aleksandrovna,
Candidate of Sciences (Education), Senior Lecturer, Department of English Language and English Language Teaching Methods, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia. E-mail: [email protected]
Костина Наталья Геннадьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики преподавания английского языка, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Kostina Natalya Gennadyevna,
Candidate of Sciences (Education),
Associate Professor,
Department of English Language
and English Language Teaching Methods,
Orenburg State Pedagogical University,
Orenburg, Russia.
E-mail: [email protected]