РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
THE EU’S APPROACH OF IMPLEMENTING AND REALIZING AN INNOVATIVE STRATEGY IN EDUCATION
Курдюмова И.М.
Главный научный сотрудник ИнИДО РАО,
Доктор педагогических наук
Kurdyumova I.M.
Chief scientific officer
of the Institute of Innovation activity in education (Russian Academy of Education)
Doctor of science (Education)
Аннотация. В статье раскрываются особенности реализации инновационной стратегии ЕС в сфере образования. Инновации раскрываются как источник постоянного развития. Рассматриваются региональные и локальные стратегии развития, особенности Лиссабонской стратегии, а также основные приоритеты Года творчества и инноваций в ЕС.
Annotation. The article shows the implementation of innovative strategy of European Union in education. Innovations are described as a source of permanent development. Regional and local development strategies are shown together with peculiarities of the Lisbon Strategy and the main priorities of the “ Year of Creativity and Innovation “ in the European Union.
Ключевые слова. Инновационная стратегия в образовании ЕС, внедрение инноваций, экономика знаний, культурное разнообразие; информационные и коммуникационные технологии; Лиссабонская стратегия,
Год творчества и инноваций в ЕС.
Key words. Innovative strategy for the EU, implementation of innovations, knowledge economy, cultural diversity, information and communication technology, Lisbon Strategy, Year of Innovation and Creativity in the European Union.
В условиях все возрастающей конкуренции в процессе глобализации экономики в мировом масштабе в Европе все большее внимание уделяется развитию и распространению инноваций во всех сферах, и, прежде всего, в образовании. Образование очень важно для создания общества, ориентированного на инновации. Европейский Союз в целом и каждое государство, являющееся членом этого содружества, нацелены на то, чтобы стимулировать модернизацию и реструктуризацию своих образовательных систем таким образом, чтобы они могли обеспечивать умения, необходимые для развития инноваций в разных сферах экономики и бизнеса. Прежде всего, это умения работать в сфере бизнеса, а также базовые умения грамотности, естественнонаучной и математической компетенции, владения языком и компьютерной грамотностью.
Значительную роль в ходе реализации коммуникаций в Европе играют предпринимаемые в последние три десятилетия инициативы в рамках амбициозных образовательных проектов, которые нашли свое законодательное обоснование и значительную финансовую и организационную поддержку не только правительств, но и общественности и бизнес-сообществ стран-участников, заинтересованных в улучшении качества профессиональной подготовки.
Согласно Лиссабонскому соглашению, ЕС действует как единое целое в законодательном плане, провозглашая принципы демократии, верховенство закона, права человека и основные свободы, уважение человеческого достоинства и принципы равенства и солидарности. При этом отрабатываются новые пути и способы коммуникации, усиление кооперации и взаимодействия на самых разных уровнях. Взаимодействие в Европе реализуется как по горизонтали, между странами и раз-
личными провайдерами, как из сферы политики, образования, из бизнеса и промышленности, так и по вертикали, между разными уровнями образовательных систем стран-участниц ЕС.
В ответ на требование Европейского Совета, Коммюнике Комиссии ЕС устанавливает широкую базу для инновационной стратегии в Европе, исходя из рекомендаций «Больше исследований и инноваций - инвестиции для роста и увеличения занятости», а также положений доклада «Создание инновационной Европы». Комиссия считает, что Европейское сообщество должно стать сообществом, основанным на инновациях. Основной задачей является создание модели для продвижения всех типов инноваций и поощрения и развития рынков, использующих инновации. ЕС имеет исключительный инновационный потенциал, однако этот потенциал недостаточно используется и существующие в Европе модели экономического регулирования слабо ориентированы на инновации.
В сентябре 2006 было принято соглашение: «Знания в практику: широко обоснованная инновационная стратегия для ЕС» («Putting knowlege into practice: A broad-based innovaton strategy for the EU»).
Чтобы быть конкурентноспособной, Европа должна стать более изобретательной, более инновационной и лучше реагировать на нужды и потребности потребителей. ЕС уже предпринял некоторые значительные шаги в этом направлении еще в 2005 году:
• Лиссабонская стратегия предполагает реформы, призванные выработать для Европы более благоприятную для инновационного развития модель регулирования экономики;
• в сообщении Комиссии от октября 2005 года «Больше исследований и инноваций» определена программа из 19 областей деятельности для ЕС;
• программы национальных реформ, основанные на Объединенных рекомендациях Лиссабонской стратегии, поощряют государства-члены ЕС реализовывать поставленные перед ними задачи и меры по продвижению инноваций, используя структурные фонды.
Несмотря на эти инициативы, экономика ЕС все еще не является достаточно инновационной, именно поэтому в докладе «Создание инновационной Европы» (the Aho report) предложено принять срочные меры для лучшего использования инновационного потенциала ЕС. В результате инновации должны стать ключевым компонентом социальных ценностей, чтобы граждане понимали направленность инноваций на общественное процветание. Бизнес-среда должна быть более открытой к нововведениям.
На этой основе в указанном выше Соглашении подчеркнута необходимость:
• создания модели для обсуждения инноваций на национальном и европейском уровнях;
• определения новых областей действия;
• введения стратегии стимулирования создания и включения в рынок новых инновационных продуктов и услуг в наиболее перспективных областях.
Особое значение имеют межнациональная и структурная мобильность (между университетами и промышленностью), так как это позволяет исследователям приобретать новые знания и применять их. Следовательно, для исследователей должен быть создан открытый для соревнования рынок труда.
Барьеры на пути реализации инновационного потенциала ЕС в основном возникают на внутреннем рынке в следующих сферах:
• товары и обслуживание;
• потребители, ищущие доступ к этим товарам;
• мобильность рабочих;
• способность вкладывать капитал.
Инновации предполагают предсказуемое, гибкое, простое и эффективное регулирование, которое усиливает уверенность потребителей, защищает интеллектуальную собственность и обеспечивает открытые и взаимодействующие стандарты. Успех европейского бизнеса на мировой арене зависит от быстрой адаптации к этим стандартам. Что касается защиты интеллектуальной собственности, Комиссия видит необходимость принятия общего для ЕС патента.
Все заинтересованные стороны, как общественность, так и частный сектор, должны быть вовлечены в инновационный процесс. Кооперация между ними должна поощряться в следующих формах:
• тематические группы-кластеры, которые образуют бизнесмены для взаимодействия друг с другом. Сообщество поддерживает группы-кластеры, так как они продвигают инновации. Стоит задача развития транснациональных европейских кластеров мирового уровня;
• совершенствование реализации знаний в промышленности;
• развитие стратегического партнерства между бизнесом и университетами. Такое партнерство должно быть усилено для ликвидации разрыва, который существует сегодня между наукой и потребностями бизнеса;
• Европейский Институт инноваций и технологий (EIT), который, по замыслу Комиссии ЕС, должен формировать интегральное партнерство науки, бизнеса и образования для развития новой модели для инновации. Студенты, исследователи и бизнесмены будут работать вместе в сообществах знаний и инноваций, развивая «ноу-хау» в ключевых областях и усиливая управление исследованиями и инновациями.
Становится очевидным, что в рамках ЕС инновации и исследования требуют большой финансовой поддержки. Некоторые меры, предложенные ЕС, направлены на обеспечение лучшего финансирования инноваций:
• седьмая Программа-Модель, которая усиливает финансирование совместных исследований на 2007-2013гг.;
• объединенные технологические инициативы (JTIs), которые должны обеспечить финансирование внедрения результатов исследований в сферах, определяющих конкуренцию в промышленности;
• выделение суммы в 308 миллиардов евро из структурного фонда на инвестиции в знания и инновации;
• инновационные и соревновательные Программы (CIP), обеспечивающие увеличение на 60 % финансовых инвестиций для поддержки предпринимательства и инноваций;
• целый ряд других мер, в том числе и налоговых льгот.
1. Совершенствование управления инновациями в ЕС
(Европейское управление для инноваций).
Существенную роль приобретает создание в ЕС мощной системы внедрения инноваций, построенной на образовании и переносе знаний. Члены ЕС должны продолжать поддерживать инновации в качестве ключевых приоритетов в рамках партнерства и роста. Структурные изменения для обеспечения инноваций определяются политическими лидерами ЕС, а Совет по соревнованию в ЕС должен влиять на национальную соревновательную политику.
Создание и развитие передовой экономики, активизация творчества и инноваций в странах ЕС реализуются на разных уровнях: национальном, региональном, общеевропейском. Соответственно и взаимодействие разработчиков и потребителей педагогических инноваций можно рассматривать с разными целями и на разных уровнях. Формируются соответствующие механизмы, и совершенствуется управление ими. На уровне ЕС реализуется целый пакет образовательных программ и проектов, осуществляется сбор данных о результатах обучения в учреждениях среднего и высшего образования. Так, в рамках Лиссабонского процесса развивается проект «Образование и подготовка 2010», в задачи которого входит реализация таких программ, как Обучение в течение жизни (LLL), Сократ, Леонардо да Винчи, Эразм и др.
Национальные координационные механизмы, созданные в ходе реализации Лиссабонского процесса, государства-члены могут использовать для мониторинга эффективности внедрения инновационных стратегий. Управляющая структура обновленной Лиссабонской стратегии образует форум для политических дискуссий и обмена инновационными практиками на уровне общин. В самое последнее время приняты единые рекомендации на трехлетний цикл по поводу предлагаемых реформ и политики в сфере инноваций.
2. Провозглашение 2009 года Годом творчества и инноваций в ЕС
Ежегодно ЕС выбирает тему кампании, нацеленной на повышение осведомленности общественности и привлечение внимания национальных правительств к тем или иным проблемам. Так,
2006 год был назван Европейским годом мобильности рабочих, 2007 год - Европейский год рав-
ных возможностей и 2008 год - Европейский год межкультурного диалога. Катерина Бацелли назвала эту традицию средством «повышения осведомленности общественности, распространения информации о передовой практике, стимулирования политических дебатов и обменов мнениями, средством активизации общественности».
В 2009 году Европейская Комиссия предложила в качестве темы европейского года усиление роли творчества и инновации в ускорении экономического и социального процветания - как отдельных индивидов, так и общества в целом. Предполагается, что еще многое предстоит сделать в ЕС в этом направлении, особенно в сфере образования, где основой должно стать «обучение в течение жизни». Лозунгом кампании по проведению Года творчества и инноваций (EYCI) стал «Представь. Создай. Изобрети новое» («Imagine. Create. Innovate»). Официальное открытие Года состоялось 7 января в Праге.
Европейский год творчества и инноваций рассматривается как сложное пересечение инициатив, охватывающих не только образование и культуру, но и другие области, такие, как производство, средства информации, исследования, социальную и региональную политику и другие. Он должен включать информационную кампанию, продвижение передовой практики, дебаты, встречи, конференции и обеспечивать широкое разнообразие проектов на региональном, национальном и европейском уровнях.
В 2008 году в Брюсселе был выпущен разъяснительный меморандум по поводу проведения Г ода творчества и инноваций (Explanatory Memorandum). Во введении к этому Меморандуму отмечается, в частности, что «инновационная способность тесно связана с творчеством как характеристикой личности, основанном на культурных и межличностных умениях и ценностях. Особая роль образования и подготовки как определяющего фактора в развитии творческих способностей, инновационной деятельности и соревновательности, подчеркивалась Европейским Советом еще в
2007 году, когда была выдвинута концепция “треугольника знаний”, совмещающего образование, науку и инновации».
Европейская Комиссия считает, что Европе необходимо выдвигать на первый план творческие и инновационные способности, как по социальным, так и по экономическим причинам и делать шаги вперед с целью повысить свой потенциал в ответ на вызовы глобализации. Таким образом, Комиссия выдвигает на первый план Программу обучения в течение жизни, а Европарламент подчеркивает важность поддержки творчества и инноваций. Европейский Год творчества и инноваций (EYCI) является основной инициативой привлечения государств - членов ЕС, институтов ЕС и большого числа учредителей.
Каждое государство выдвигает национального координатора, ответственного за действия в течение года на региональном и национальном уровне. На уровне ЕС координацию осуществляет исполнительный орган ЕС - Европейская комиссия. Как и в предыдущие годы, будут проводиться кампании по продвижению идей, собрания и инициативы на европейском, национальном, региональном и местном уровнях. Специального финансирования для этого Комиссия не требует; все мероприятия укладываются в бюджет существующих программ.
В современном мире делается упор на лучшее использование знаний и инновации. Для этого требуется развитие творческих умений всего населения. В частности, есть потребность в умениях и компетенциях, позволяющих людям встречать изменения как возможность быть открытым новым идеям в культурном разнообразии, в обществе, основанном на знании. Образование и подготовка являются в этом определяющими факторами.
Жан Фигель, ответственный за образование, культуру и подготовку молодежи, полагает, что этот год является «эффективным способом оказания помощи в ответ на вызовы, встающие перед обществом, распространении информации о передовом опыте, стимулировании образования и исследований, творчества и инноваций... Объединяя действия на уровне Сообщества на национальном, региональном и местном уровнях, можно достичь объединения энергии и сфокусировать внимание на важных вопросах».
Целью Европейского года творчества и инноваций 2009 является продвижение творческих и инновационных подходов в различных секторах человеческой деятельности, с тем, чтобы лучше подготовить ЕС к вызовам мира в условиях глобализации.
Более конкретно цели определяются в следующих направлениях:
• усиление художественного и других форм творчества в дошкольном образовании, начальной и средней школе посредством создания специальных потоков (streaming), а также неформального и внеформального обучения;
• занятость в разных формах творчества самовыражения на протяжении всей жизни;
• культурное разнообразие как источник творчества и инноваций;
• информационные и коммуникационные технологии как средство творческого самовыражения;
• развитие активного инновационного мышления посредством математики, естественных и технических дисциплин;
• расширение подходов к инновационным процессам и предпринимательству как к основе процветания;
• рассмотрение инноваций как источника постоянного развития;
• региональные и локальные стратегии развития, основанные на творчестве и инновациях;
• сферы культуры и художественные промыслы, включая дизайн, экономику и эстетику.
Деятельность в течение года должна фокусироваться на создании благоприятной для творчества
и инноваций окружающей среды. Особое внимание следует уделять обучению таким предметам, как математика, естественные дисциплины, информатика и технологии. Привлечение внимания к творчеству должно способствовать решению проблем и практическому применению знаний и идей.
В феврале 2009 года в Брюсселе в рамках проведения Г ода творчества и инноваций состоялись первые дебаты на тему: «Поддержка экономики знаний в Европе». Основное внимание уделялось обществу знания и тому, как направить творческий потенциал Европы на поиск инновационных решений, продуктов и видов обслуживания, способствующих экономическому росту. Особое внимание было уделено формирующемуся Европейскому Институту Инноваций и технологий (EIT). В ходе дебатов были затронуты проблемы образования, постоянного развития, культурного разнообразия, а также искусства и промышленности.
В течение 2009 года Европейская Комиссия совместно с Европейским политическим центром предполагает провести шесть тематических «Брюссельских дебатов», которые станут платформой для обмена идеями, размышлениями и внесут вклад в дискуссию по проблемам творчества и инноваций.
Проведение Европейского Года является эффективным способом оказания помощи в ответ на вызовы современного мира в повышении осведомленности общества, распространении информации о передовой практике, стимулировании исследований, творчества и инноваций. Без образования в качестве основы инновации останутся без поддержки. Программа обучения в течение жизни (The Lifelong Learning Programme) является важным средством поддержки этой инициативы.
Важно также понимать, что творчество проявляется во многих областях - от искусства, дизайна и ремесел до научных открытий и предпринимательства, включая общественную деятельность. Многосторонний характер творчества предполагает, что знания в самом широком спектре областей - как технологических, так и не технологических, могут быть основой для инноваций. Инновации - это успешная реализация новых идей; творчество - это обязательное условие инноваций. Новые продукты, процессы, виды обслуживания, стратегии и организации требуют от людей инициатив, поэтому творческое мышление и продвинутое решение проблем очень важны и в экономике, и в социальной сфере, и в искусстве.
Творческие и инновационные сообщества, искусство, технологии и бизнес не слишком связаны между собой. В задачи Года входит установление такой связи, показывая конкретные примеры ценности такого объединения в ряде областей, а также в школах, университетах, общественных и частных организациях.
Важный и часто не используемый источник инноваций может быть найден вне организации: это потребитель. Именно его потребности могут стать отправной точкой развития, совершенствования и/или создания нового, более конкурентноспособного продукта или услуги. Имея соответствующие компетенции, потребители могут не только создавать окружающую рыночную среду, благоприятную для инноваций, но и решать непредвиденные проблемы и сами участвовать в развитии продуктов и услуг. Производители новых технологий, тесно сотрудничающие с потребителями, имеют успех.
Взаимосвязь между компетенциями и инновациями является динамичной: отношения людей, их знания и умения помогают двигать инновации, а инновации в свою очередь, изменяют требования к умениям. Не существует единого набора умений, пригодного для создания инноваций в любых условиях. Инновационные процессы становятся все более мультидисциплинарными, сетевыми, проблемно ориентированными, определяя все более высокие требования к умению учиться, эффективно взаимодействовать друг с другом.
Фундаментальным качеством поддержки творческих и инновационных способностей являются мотивация и инициатива. Основы этих качеств закладываются на самых ранних этапах развития личности. Творчество занимает значительную часть учебных планов и программ на ранних стадиях обучения, но в дальнейшем значительно сокращается. Поэтому одним из основных вопросов, касающихся системы образования, является то, каким образом удержать ускользающую искру творчества... Ответ обычно ищут, делая упор на творческие предметы, развивая новые подходы к учению, усиливая внепрограммную деятельность.
Межкультурные и межличностные компетенции жизненно важны для эффективного участия индивида в общественной и трудовой жизни, особенно в развивающемся обществе. Гражданская компетенция позволяет людям активно участвовать в общественной жизни, основываясь на знаниях о социальных и политических понятиях и структурах, а также на обязательствах участвовать в демократической партиципации.
Возрастающее стремление развивать творчество, инновационные и критические умения, предполагает, что традиционные методы обучения, основанные на прямом воздействии и лекциях, более не актуальны. Они должны быть заменены другими моделями, ориентированными на ученика, на его вовлечение в процессы рефлексии и интерпретации, обучение совместно с другими, творческий обмен социальными практиками и навыками. Организационная культура, поддерживающая открытость и творчество, является жизненно важным условием успешного учения и инноваций.
Год 2009 позволит подчеркнуть важность межличностных и межкультурных умений в усилении креативности и способности к инновациям в культурно разнообразной среде. Акцент на компетентность, знания и умения в контексте Лиссабонской стратегии поможет создать среду, более благоприятную и восприимчивую к результатам Года.
Задачи акции и предполагаемые меры.
В соответствии с концепцией обучения в течение жизни, поддержанной Резолюцией Совета в 2002 году, поддержка креативности и способности к инновациям должна отслеживаться на всех стадиях обучения - обучение на ранних стадиях обязательного курса, курс подготовки в течение жизни до пенсии или отставки. Эта поддержка применима к формальному, неформальному и вне-формальному образованию.
Меры Европейского Г ода включают информационные и продвигающие кампании, действия и инициативы на европейском, национальном, региональном и местном уровнях, передачу ключевых посылок и распространение информации о передовой практике. Для внедрения инициатив Г ода используются уже существующие программы, в особенности Программы обучения в течение жизни (2007-2013) и культурные программы 2007-2013, а также программы и инициативы в рамках приоритетов, установленных за период до 2009 года. Приоритет отдается таким задачам, как: пробуждение и усиление креативности и инноваций или развитие инновационных педагогических подходов в школе; продвижение «треугольника знаний» в учебных регионах, сконцентрированных на университетах как движущей силе регионального развития; поддержка, развитие и распространение инноваций посредством профессиональной подготовки; личностное развитие взрослых посредством культурной осведомленности и способности к творческому самовыражению и инновациям через образование взрослых; коммуникативная активность и действия по распространению и применению результатов.
Для того, чтобы быть уверенными, что действия в течение Года соответствуют потребностям государств-участников и что из действий на европейском уровне извлекается максимум эффекта, в государствах-участниках назначается национальный координатор, отвечающий за организацию участия стран в течение Года. На европейском уровне их деятельность координирует группа наблюдателей.
3. Пересмотр Лиссабонской стратегии
в рамках инновационной стратегии ОЭСР.
Достоинства и слабости Лиссабонской стратегии
Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) возникла на основе Организации европейского экономического сотрудничества. В 1961 году эта организация пришла на смену Европейской организации по экономическому сотрудничеству (ОЕСЕ), созданной с помощью США и Канады в целях восстановления экономики западных стран Европы сразу же после окончания второй мировой войны. Официальной миссией ОЭСР является содействие укреплению экономики стран-членов с целью улучшения развития и распространения рыночной экономики.
Деятельность ОЭСР с самого начала ее существования была направлена на поиск наиболее эффективных средств по достижению экономического роста, улучшение благосостояния населения. В перспективе развития на первый план выдвигается необходимость уменьшения государственных расходов и увеличение гибкости рынка труда как основных факторов адаптации к экономическим и технологическим изменениям. ОЭСР также уделяет большое внимание усилению роли человеческого капитала в ходе экономического роста.
Понятие «экономика знания» обозначает экономику, где инновация является основным мотором и которая в большей мере интегрирует знание в деятельность по производству товаров и услуг. Сегодня именно производство знаний служит основным источником роста экономики в развитых странах. О темпах развития этой тенденции говорит хотя бы то, что 90% ученых и инженеров, работавших за всю историю развития человечества, - наши современники, а среди всего объема знаний 90% созданы за последние три десятилетия.
В рамках Лиссабонской стратегии была поставлена цель - сделать экономику Европы к 2010 году «наиболее конкурентной, основанной на знаниях экономикой в мире». Сегодня, спустя почти десять лет, по словам П.К. Падоана, до достижения этих целей еще далеко, что объясняется как неполной реализацией предложенной политики, так и изменениями окружающей среды. Перед ОЭСР поставлена задача - подготовить «инновационную стратегию» на пяти основах.
Основа 1. Изменяющаяся природа инноваций
Глобализация и информационные технологии расширяют базу действующих лиц, вовлеченных в инновации как внутри стран, так и за их рубежами. В рамках этой основы рассматривается меняющаяся природа инноваций, потенциальный эффект их воздействия.
Основа 2. Человеческий капитал
Инновационные возможности страны во все большей степени зависят от использования преимуществ человеческого капитала. Работа в рамках этой основы заключается в изучении инновационного воздействия более образованного населения, большей доступности знаний, Интернета и социальных сетей. Культурные и мотивационные факторы также учитываются.
Основа 3. Рынки и управление
Эта основа сфокусирована на рыночных структурах, управленческих механизмах и организационных мероприятиях как ключевых элементах инновационной экосистемы. Она включает три важных тенденции:
• Новые рыночные структуры и инновационные стимулы.
• Изменения рынка, влияющие на границы фирм в инновационном контексте.
• Национальная и региональная политика, влияющая на инновации.
Основа 4 А. Глобальные направления инноваций Стимулирование роста
В первой части этой основы рассматривается география инноваций в странах ОБСЕ (и их вклад в рост и развитие), оценка участников, сетей и связанных с ними инфраструктур. Усилия сконцентрированы на усилении возможностей участия в рынке для фирм всех размеров вне местных и национальных границ, а также на извлечении уроков из развитых стран.
Основа 4 Б. Глобальные направления инноваций Инновации для общества
Во второй части этой основы внимание сконцентрировано на том, как использовать инновации, чтобы ответить на три глобальных политических вызова - поддержка программы развития, ответы на изменения климата и защита здоровья в глобальном масштабе. В ходе работы в этом направлении предстоит определить, как открытость и кооперация, вместе с привлечением новых участников, ICT и центрами по адаптации инновационной деятельности могут помочь в развитии интернациональной стратегии по производству эффективных решений.
Основа 5. Измерение
Измерение играет три важных роли в этой аналитической модели: во - первых, поддерживает работу в других основах по определению пробелов и развитию надежной методологии. Во-вторых, нацелено на создание единого правительственного подхода по идентификации и интеграции измерений в аналитическую модель. В-третьих, осуществляется вклад в сбор микро-данных о росте и экономической деятельности.
Основными темами, связанными с инновационной стратегией ОЭСР, являются:
• «открытость» инноваций;
• центральная роль предпринимательства;
• важность творчества и культуры;
• роль инноваций и инновационной политики в условиях глобальных изменений;
• потребность в новых инструментах измерения.
Открытость
Инновация - интерактивный процесс: во многих случаях новые идеи состоят из комбинации существующих идей. Процессы глобализации и распространение Интернета усиливают этот эффект, делая открытость центральным элементом инновационного процесса:
Новые виды инноваций требуют «открытости», иначе говоря, способности фирм добывать и интегрировать чужие идеи в своих собственных исследованиях; «другие» могут означать другие фирмы, университеты, не приносящие прибыли организации из той же страны или из-за рубежа.
Они также включают новых участников инновационного процесса - пользователей, потребителей, любителей, благотворителей, которые влияют на требования к инновациям. Появление рынков знаний как механизмов поощрения, поддержки и стимулирования мобилизации, обмена информацией и знаниями включает разные механизмы:
• чисто коммерческие, такие, как кооперация между фирмами или обмен лицензиями или патентами;
• частично коммерческие, например, партнерство между университетами и промышленностью;
• некоммерческие, такие, как Википедия (Wikipedia), по распространению результатов исследований.
В новых условиях все более важной для стимулирования научных исследований и инноваций становится роль нетрадиционных участников, таких, как пользователи и потребители. Отсюда возникают новые вызовы образовательной политике и IPR.
Быстро прогрессирует глобализация науки и технологии: соответственно и национальное правительство должно усиливать кооперацию и пересматривать национальную политику на отечественных рынках, основанную на преимуществах получения прибыли на местном уровне от так называемых «избытков».
Применение политики ЕС: большее использование общего рынка, акселерация интеграции и либерализации рынков услуг.
Предпринимательство
Изменения, обновление фирм и целых секторов, динамика бизнеса лежат в основе роста инноваций и продуктивности. Постоянный дефицит в сфере исследований (R&D) в Европе во многом является результатом неудач роста инновационного бизнеса в секторе новых технологий и обслуживания. Финансирование неблагоприятно для новых малых фирм, не развит венчурный капитал,
университеты недостаточно открыты для промышленного внедрения, рынки недостаточно открыты, особенно для новых участников.
Применение политики ЕС: усиление интеграции финансовых рынков ЕС и поддержка венчурного капитала, поддержка взаимодействия университетов и бизнеса, устранение барьеров общественным поставкам.
Творчество и культура
Творчество представляет собой суть инноваций и роста. Работники должны быть творческими, умеющими изменяться и развивать новые знания и умения в течение своего пребывания на рынке труда. Признанным фактором, поощряющим инновации, является организационная культура фирм и общественных организаций. Образовательная система должна быть осовременена для того, чтобы развивать умения и способности быть гибкими в учении и адаптации к новым умениям.
Ключевыми моментами инновационной стратегии являются:
Развитие необходимых умений для оперирования в открытых системах инноваций, когда знания черпаются из самого широкого набора глобальных источников, и где все возрастающее значение приобретают кластеры исследовательской и инновационной активности и междисциплинарные исследования. В этом отношении Европа представляет собой уникальное соединение культур, фундаментальными элементами инновационной стратегии которой являются Европейская интеграция образовательных систем и развитие исследовательской базы в Европе.
Инновационная образовательная система. Если индивиды обладают способностью порождать инновации и адаптироваться к ним, важно понять, каким образом могут быть более инновационными сами образовательные системы, с тем чтобы оперативно отвечать на новые социальные требования и реагировать на появляющиеся новые знания.
Фирмы вполне способны транслировать в ценности свои идеи, играющие ведущую роль в их росте. Они лежат, как правило, в сфере патентов, человеческих ресурсов, новых организационных структур и пр., которые становятся стратегическими факторами для создания ценностей фирмами.
Применение политики ЕС: ускорение интеграции образования в странах ЕС, развитие Европейской исследовательской области, открытый доступ для всех к исследовательским фондам ЕС.
Следует самым активным образом продвигать процесс конвергенции лучшей практики в образовании и исследовательской политике в ЕС, развивать «Европейский инновационный регион», бережно сохраняя культурное разнообразие в Европе, являющееся одним из источников творческой энергии.
Следует также ускорять процесс по координации национальной исследовательской политики, поскольку ЕС финансирует лишь небольшую часть исследовательских проектов, а основной объем финансирования приходится на национальные правительства.
Инновационная стратегия ОЭСР нацелена на развитие: принципов, на которых основывается общий подход к управлению деятельностью систем продвижения инноваций и оценке их воздействия; модели диалога и обзора на национальном и международном уровне; анализа лучшей практики на национальном, межнациональном уровне. Выводы и заключения сфокусируются на методах эффективного продвижения, измерения и оценки инноваций.
Недостатки и слабости реализации Лиссабонского процесса
Несмотря на то, что образовательная политика в Европе постоянно совершенствуется, можно отметить некоторые слабости, как в самой политике, так и в ее реализации:
• недостаточная согласованность - слишком много задач, некоторые из которых работают на противоположные цели;
• недостаточная согласованность с другими политическими процессами и инструментами (Пакт о стабильности, постоянное развитие, бюджет ЕС/структурные фонды);
• недостаток политической воли со стороны национальных лидеров;
• неопределенность политической модели (может ли открытый метод координации - ОМК достичь предполагаемых результатов?);
• недостаточная вовлеченность на национальном уровне (парламенты и социальные партнеры);
• дефицит демократии.
Литература:
1. The Systems of Innovation Approach and Innovation Policy: An account of the state of the art. By Charles Ed-quist Home page: http://www.tema.liu.se/tema-t/sirp/chaed.htm
2. «Putting knowledge into practice: A broad-based innovation strategy for the EU» [COM(2006) 502 final].
3. Бирюков С. О соотношении регионализма и федерализма в ЕС (на примере Бельгии). Бельгия как лаборатория для «Европы регионов» Проект Института национальной стратегии. АПН, 2009.
4. Background, development and future perspectives.
5. Revising the Lisbon Strategy through the OECD Innovation Strategy. Speech by OECD Deputy Secretary-General Pier Carlo Padoan INCOM Workshop on Innovation and Growth Policy in the EU, Prague, 22-23 January 2009
6. www.oecd.org/innovation/strategy.
7. OECD Innovation strategy.
8. OECD/ pillars of work.
9. Жуковский (из дисс. иссл.)
10. M.M. Mirona. Does the Open method of Coordination help delivering Lisbon? Academia de Studii Economice Bucuresti.
11. http ://europa. eu.int/comm/publications/booklets/move/3 4/txt eu.pdf
12. Decision of the European Parliament and of the Council concerning the European Year of Creativity and Innovation (2009).
13. EU website for the European Year of Innovation and CreativityEuropean Festivals Association (EFA) - [email protected] - www.efa-aef.eu
14. 2009 named European Year of Creativity and Innovation. [email protected]
15. European year of Creativity and Innovation home is: http://create2009.europa.eu
16. 7th SPACE Interactive Interactive Web Brussels Debates of the European Year of Creativity and Innovation 2009 (EYCI 2009) take off. http://www.create2009.europa.eu/index en/1st brussels debate.html