Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕОЛОГИИ ШКОЛ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ, В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕОЛОГИИ ШКОЛ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ, В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПОДРОСТКИ / СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ / СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бабикова А.С., Насыбуллина Г.М.

Цель: обосновать систему профилактических мероприятий в спортивной школе. Материал и методы. Проведено проспективное трехлетнее наблюдение за состоянием здоровья 1293 спортсменов, занимающихся массовыми видами спорта. Образ жизни 901 спортсмена изучен путем одномоментного анонимного анкетирования. Полученные результаты сравнивались с таковыми у детей, не занимающихся спортом. Проведена оценка санитарно-гигиенического состояния 14 спортивных школ. Проведено 17 врачебно-педагогических наблюдений. Результаты. У детей, занимающихся спортом, были фиксированы более низкие уровни патологической пораженности (94,5 против 130,6 случая на 100 человек) и темпы ее прироста по отношению к сверстникам, не занимающимся спортом. Они чаще имели массу тела, соответствующую росту (70,8 против 54,8%), средние, выше среднего или высокие значения жизненной емкости легких (94,5 против 65,5%), мышечной силы рук (89,7 против 80,5%), уровня соматического здоровья (53,9 против 21,0%). Дети-спортсмены достаточно удовлетворены организацией тренировочного процесса и психологическим микроклиматом в спортивной секции. Достаточный уровень физической активности установлен у 92% спортсменов, они менее вовлечены в потребление психоактивных веществ. Выявлены недостаточно хорошие санитарно-гигиенические условия в спортивных школах. Заключение. Обоснована необходимость развития сети спортивных школ, улучшения их санитарно-гигиенического состояния и медицинского сопровождения тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бабикова А.С., Насыбуллина Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE IDEOLOGY OF SCHOOLS PROMOTING HEALTH, IN SPORTS SCHOOLS

Objective: to substantiate the system of preventive measures in a sports school. Material and methods. A prospective three-year observation of the health status of 1,293 athletes involved in mass sports was carried out. The lifestyle of 901 athletes was studied by simultaneous anonymous questionnaire. The results we obtained were compared with the results in children who do not play sports. The assessment of the sanitary and hygienic condition of 14 sports schools was carried out. 17 medical and pedagogical observations were carried out. Results. Children who play sports have lower levels of pathological lesions (94.5 vs. 130.6 cases per 100 people) and its growth rate in relation to peers who do not play sports. They were more likely to have body weight corresponding to height (70.8 vs. 54.8%), average, above average or high values of lung capacity (94.5 vs. 65.5%), arm muscle strength (89.7 vs. 80.5%), somatic health (53.9 vs. 21.0%). Children-athletes are quite satisfied with the organization of the training process and the psychological microclimate in the sports section. A sufficient level of physical activity was established in 92% of athletes, they are less involved in the consumption of psychoactive substances. Insufficiently good sanitary and hygienic conditions in sports schools were revealed. Conclusion. The necessity of developing a network of sports schools, improving their sanitary and hygienic condition and medical support of the training process is substantiated.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕОЛОГИИ ШКОЛ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ, В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ»

УДК 613.955 Оригинальная статья

EDN ACYMWZ

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕОЛОГИИ ШКОЛ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ,

В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ

А. С. Бабикова — ФГБОУ ВО «Уральский ГМУ» Минздрава России, доцент кафедры гигиены и экологии, кандидат медицинских наук; Г. М. Насыбуллина — ФГБОУ ВО «Уральский ГМУ» Минздрава России, заведующий кафедрой гигиены и экологии, профессор, доктор медицинских наук.

IMPLEMENTATION OF THE IDEOLOGY OF SCHOOLS PROMOTING HEALTH,

IN SPORTS SCHOOLS

A. S. Babikova — Ural State Medical University, Assistant Professor of the Department of Hygiene and Ecology, PhD; G. M. Nasy-bullina — Ural State Medical University, Head of the Department of Hygiene and Ecology, Professor, DSc.

Дата поступления — 01.08.2022 г. Дата принятия в печать — 29.08.2022 г.

Для цитирования: Бабикова А. С., Насыбуллина Г.М. Реализация идеологии школ, содействующих укреплению здоровья, в спортивных школах. Саратовский научно-медицинский журнал 2022; 18 (3): 438-442. EDN ACYMWZ.

Аннотация. Цель: обосновать систему профилактических мероприятий в спортивной школе. Материал и методы. Проведено проспективное трехлетнее наблюдение за состоянием здоровья 1293 спортсменов, занимающихся массовыми видами спорта. Образ жизни 901 спортсмена изучен путем одномоментного анонимного анкетирования. Полученные результаты сравнивались с таковыми у детей, не занимающихся спортом. Проведена оценка санитарно-гигиенического состояния 14 спортивных школ. Проведено 17 врачебно-педаго-гических наблюдений. Результаты. У детей, занимающихся спортом, были фиксированы более низкие уровни патологической пораженности (94,5 против 130,6 случая на 100 человек) и темпы ее прироста по отношению к сверстникам, не занимающимся спортом. Они чаще имели массу тела, соответствующую росту (70,8 против 54,8%), средние, выше среднего или высокие значения жизненной емкости легких (94,5 против 65,5%), мышечной силы рук (89,7 против 80,5%), уровня соматического здоровья (53,9 против 21,0%). Дети-спортсмены достаточно удовлетворены организацией тренировочного процесса и психологическим микроклиматом в спортивной секции. Достаточный уровень физической активности установлен у 92% спортсменов, они менее вовлечены в потребление психоактивных веществ. Выявлены недостаточно хорошие санитарно-гигиенические условия в спортивных школах. Заключение. Обоснована необходимость развития сети спортивных школ, улучшения их санитарно-гигиенического состояния и медицинского сопровождения тренировочного процесса.

Ключевые слова: здоровье, образ жизни, спортивные школы, спортсмены, подростки

For citation: Babikova AS, Nasybullina GM. Implementation of the ideology of schools promoting health, in sports schools. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2022; 18 (3): 438-442. (In Russ.). EDN ACYMWZ.

Abstract. Objective: to substantiate the system of preventive measures in a sports school. Material and methods. A prospective three-year observation of the health status of 1,293 athletes involved in mass sports was carried out. The lifestyle of 901 athletes was studied by simultaneous anonymous questionnaire. The results we obtained were compared with the results in children who do not play sports. The assessment of the sanitary and hygienic condition of 14 sports schools was carried out. 17 medical and pedagogical observations were carried out. Results. Children who play sports have lower levels of pathological lesions (94.5 vs. 130.6 cases per 100 people) and its growth rate in relation to peers who do not play sports. They were more likely to have body weight corresponding to height (70.8 vs. 54.8%), average, above average or high values of lung capacity (94.5 vs. 65.5%), arm muscle strength (89.7 vs. 80.5%), somatic health (53.9 vs. 21.0%). Children-athletes are quite satisfied with the organization of the training process and the psychological microclimate in the sports section. A sufficient level of physical activity was established in 92% of athletes, they are less involved in the consumption of psychoactive substances. Insufficiently good sanitary and hygienic conditions in sports schools were revealed. Conclusion. The necessity of developing a network of sports schools, improving their sanitary and hygienic condition and medical support of the training process is substantiated.

Keywords: health, lifestyle, sports schools, athletes, adolescents

Введение. Состояние здоровья подрастающего поколения характеризуется увеличением с возрастом заболеваемости, выявляемой по данным медицинских осмотров, снижением возрастного ценза формирования хронической патологии, а также существенным негативным влиянием некоторых факторов образа жизни (низкая двигательная активность, недостаточно рациональное питание, увеличение экранного времени, агрессивные формы поведения) [1-3]. Двигательная активность, осуществляемая в течение дня и в школе, является недостаточной для достижения уровня рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения [4]. Занятия в спортивной секции позволяют снизить негативное влияние избыточной статической нагрузки в школе, чрезмерного времени использования сотового телефона

Ответственный автор — Бабикова Анастасия Сергеевна Тел.: +7 (922) 1298814 E-mail: sunny.babikova@list.ru

и других факторов риска в образе жизни [5, 6]. В соответствии с паспортом государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» (утвержденной решением Правительства РФ от 23.12.2021 № ММ-44-19192) одно из стратегических направлений — привлечение детей к систематическим занятиям спортом, развитие массового спорта. Занятия в спортивной школе как способ укрепления здоровья отражены и в инструменте Всемирной организации здравоохранения «Организация национального аудита оздоровительных спортивных клубов» [4].

Занятие в спортивной школе предполагает освоение определенной программы спортивной подготовки, включающей не только постепенное и безопасное освоение новых двигательных навыков, но и обучение самоконтролю за нагрузками, рациональному питанию, личной гигиене, антидопинговым правилам. Однако в спортивной школе, как и в общеобразовательной школе, на обучающихся действует комплекс факторов внутренней среды при том, что занимаю-

щиеся испытывают значительные физические нагрузки [7, 8]. Соответственно, для сохранения и укрепления здоровья посредством занятий в спортивных школах необходим комплексный подход в организации профилактической среды, во многом основанный на принципах школ, содействующих укреплению здоровья [2, 9].

Цель исследования — обосновать систему профилактических мероприятий в спортивной школе.

Материал и методы. Состояние здоровья у 1293 юных спортсменов на протяжении трех лет (739 мальчиков и 554 девочки) изучено по данным углубленных медицинских осмотров, проводимых в Городском центре спортивной медицины ГАУЗ СО «Детская городская поликлиника №13 г Екатеринбурга». В исследование включены спортсмены, занимающиеся в спортивных школах массовыми видами спорта (футболом, волейболом, баскетболом, плаванием, лыжными гонками, легкой атлетикой, настольным теннисом, художественной гимнастикой, хоккеем, фигурным катанием, единоборствами) на тренировочном этапе спортивной подготовки. Выборка сформирована пропорционально генеральной совокупности с учетом пола и численности занимающихся в различных видах спорта. При выкопировке данных из «Врачебно-контрольной карты физкультурника и спортсмена» формы 061 /у использовался кодификатор Международной классификации болезней 10-го пересмотра. Показатели физического развития (рост, вес, жизненная емкость легких, сила рук) оценивались в соответствии с региональными стандартами физического развития детей и подростков Свердловской области. Физическая работоспособность оценивалась по Гарвардскому степ-тесту, уровень соматического здоровья — по методике ГЛ. Апа-насенко на основе комплекса показателей: индекса массы тела, силового индекса, индекса жизненной емкости легких, индекса Робинсона и времени восстановления частоты сердечных сокращений после 20 приседаний [10]. Проведена комплексная оценка здоровья и распределение обучающихся по группам здоровья в соответствии с приказом Минздрава России от 30.12.2003 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

Данные об образе жизни, самооценке здоровья, удовлетворенности занятиями спортом получены методом одномоментного анкетного опроса 901 спортсмена (585 мальчиков и 316 девочек). Анкета разработана на основе опросника HBSC-исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (2017). Показатели здоровья и образа жизни юных спортсменов сравнивались с показателями школьников, не занимающихся спортом.

Проведено санитарно-гигиеническое обследование 36 отделений 14 спортивных школ на соответствие требованиям действующего санитарного законодательства: СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Изучены архитектурно-планировочные решения, параметры микроклимата, световой среды, режим уборки и медицинское обеспечение. В каждой спортивной школе проведен анализ расписания тренировок и 17 хронометражных наблюдений за тренировочным процессом.

На исследование получено положительное заключение локального этического комитета ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России.

При статистической разработке материалов рассчитывали экстенсивные и интенсивные показатели. Анализ материалов проведен в возрастно-по-ловом аспекте. Обработка полученных результатов производилась с использованием программы Excel Microsoft. Заболеваемость в изучаемых группах представлена в виде показателей распространенности (превалентности) (Р) и ошибки этих показателей (m). Значимость различий в группах сравнения по показателям физического развития и данных опроса оценивалась при помощи критериев х2 Пирсона — для порядковых признаков, f-критерия Стьюдента — для бинарных признаков. Для оценки статистической значимости трехлетней динамики заболеваемости использован критерий Мак-Немара.

Результаты. Тренировочный процесс в спортивной школе способствует повышению двигательной активности обучающихся. Большинство детей (92%), занимающихся в спортивных школах, имеют уровень двигательной активности, рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения. По данным углубленных медицинских осмотров дети, занимающиеся в спортивных школах на тренировочном этапе, имеют более низкий уровень патологической пораженности по сравнению с детьми, не занимающимися спортом (94,5 против 130,6 случаев на 100 человек), и более низкие темпы ее прироста (табл. 1). Приоритетными заболеваниями являются болезни костно-мышечной системы (25,6 на 100 человек), болезни системы кровообращения (15,8 на 100 человек) и болезни глаза и его придаточного аппарата (11,6 на 100 человек). Заболеваемость у юных спортсменов отличается

Таблица 1

Патологическая пораженность у спортсменов и детей школьного возраста, на 100 человек (Р±т)

Возраст, лет Спортсмены Дети школьного возраста Темп прироста, сп/шк*, %

мальчики девочки оба пола мальчики девочки оба пола

От 6 до 9 98,5±1,2 70,2±0,8 84,2±0,8 97,1±0,11 87,3±0,2 92,2±1,4 -

От 10 до 14 109,7±1,0 80,4±1,4 95,3±0,5 133,8±0,4 135,7±0,4 134,8±0,1 13,2/46,2

От 15 до 17 117,4±1,9 92,2±1,7 104,8±1,0 158,9±1,1 169,6±1,0 164,8±0,6 24,5/78,7

В среднем 108,5±1,2 80,5±1,0 94,5±0,8 129,9±0,5 130,8±0,7 130,6±0,2 -

Примечание: *сп/шк — спортсмены/школьники; темп прироста указан по отношению к показателю заболеваемости в группе от 6 до 9 лет.

от школьников более высокой частотой болезней системы кровообращения (19,1 против 3,7 случаев на 100 человек) за счет нарушений сердечного ритма и миокардиодистрофии.

При изучении показателей физического развития установлено, что средний рост имеют 59,8% спортсменов, 71,9% — соответствующую росту массу тела, 79,2% — жизненную емкость легких среднюю или выше средних значений, 88,7% — силу рук среднего и выше средних значений (р<0,001). Показатели физического развития у юных спортсменов выше, чем у школьников, не занимающихся спортом (рис. 1).

Физическая работоспособность у спортсменов выше, чем у школьников. В динамике трех лет наблюдений у спортсменов наблюдается увеличение показателей работоспособности по величине прироста пульса и скорости восстановления после физической нагрузки.

Уровень соматического здоровья у спортсменов также выше по сравнению с не занимающимися спортом. На протяжении трех лет наблюдения уровень соматического здоровья у спортсменов повышается (табл. 2).

В динамике трех лет наблюдений у 61,7% спортсменов группа здоровья не изменилась, у 11,9% наблюдалась положительная динамика здоровья (переход из 3-й группы здоровья в 1-ю или 2-ю, из 2-й группы — в 1-ю), у 26,4% обследованных состояние здоровья ухудшилось.

По данным опроса, у спортсменов выше самооценка здоровья по сравнению со школьниками, не занимающимися спортом. Так, 75,3% спортсменов сообщают об отсутствии хронических заболеваний (против 60,1 %, р<0,001), 15,5% испытывают симптомы плохого самочувствия раз в неделю и реже (против 23,9%, р<0,001), но при этом 33,7% юных

Рис. 1. Частота отклонений в физическом развитии среди спортсменов и школьников, не занимающихся спортом, %

спортсменов имели травмы на тренировках, сборах и соревнованиях в течение последнего года.

Обучающиеся в спортивных школах чаще имеют благополучные взаимоотношения с окружающими, чем школьники, не занимающиеся спортом: друзьями (90,4 против 88,2%, р=0,03, х2), одноклассниками (75,2 против 62,8%, р=0,008, х2), учителями (60,2 против 51,3%, р=0,006, х2), родителями (85,9 против 82,1%, р=0,02, х2). Спортсмены меньше, чем их сверстники, не занимающиеся спортом, вовлечены в потребление психоактивных веществ (табака и алкоголя) (рис. 2). С увеличением возраста вовлеченность в потребление табака и алкоголя у школьников уве-

Употребляют алкоголь в настоящее время

Употребляли алкоголь когда-либо Курят в настоящее время Курили табак когда-либо

_| 9,5

] 42,8

TÜJ

] 80,3

] 23,6

1,2

58,4

□ Школьники, не занимающиеся спортом

□ Спортсмены

23,2

0 50 100

Рис. 2. Частота потребления табака и алкоголя среди спортсменов и школьников, не занимающихся спортом, %

Таблица 2

Распределение спортсменов и школьников, не занимающихся спортом, по уровню соматического здоровья

в динамике трех лет наблюдений (Р±п!), %

Исследуемая группа Уровень соматического здоровья Р

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

I осмотр 11,2±0,9 38,8±1,5 43,8±1,5 4,6±0,6 1,5±0,4

Спортсмены II осмотр 10,2±1,0 35,1±1,5 45,8±1,6 6,4±0,8 2,5±0,5 Р13<0,001

III осмотр 11,3±1,2 29,5±1,8 49,8±1,9 7,5±1,0 1,9±0,5

Школьники, не занимающиеся спортом 49,7±4,0 29,3±4,9 20,7±5,2 0,3±0,1 0 Р <0,001 сп-шк '

Примечание: Р13 — значимость различий между I и III осмотрами; Рсп-шк — значимость различий между спортсменами и школьниками, не занимающимися спортом.

личивается, а у детей-спортсменов не значимо изменяется. Среди спортсменов выше информированность о вреде психоактивных веществ.

Тем не менее спортсмены имеют недостаточно сбалансированный рацион питания. В частности, овощи и мясо каждый день употребляет только каждый третий из них, половина всех респондентов (50,2%) ежедневно употребляет молоко, примерно 70% подростков недостаточно часто или никогда не употребляют рыбу. В некоторых видах спорта девушки-спортсмены вынуждены контролировать вес: например, 29,5% опрошенных девушек стремятся снизить вес.

Сеть спортивных школ в Екатеринбурге достаточно распространена, всего работают 32 школы; в каждом административном районе имеются спортивные школы, где представлены услуги для занятий различными видами спорта. Согласно полученным нами данным хронометражных наблюдений, организация и режим тренировочного процесса обеспечивают у обучающихся повышение функциональных возможностей и физической работоспособности. Во всех обследованных спортивных школах тренировочный процесс структурирован, имеется вводная, основная и заключительная части, моторная плотность тренировки соответствует гигиеническому нормативу (не менее 70%). Наиболее высокие спортивные нагрузки (по продолжительности тренировки) испытывают занимающиеся хоккеем, художественной гимнастикой, спортивной гимнастикой.

В то же время при обследовании спортивных школ было выявлено большое количество нарушений санитарно-гигиенических нормативов, применяемых к условиям тренировочного процесса, это: отсутствие спортивных площадок для занятий на открытом воздухе (47,2% отделений), неполный набор помещений спортивных отделений (38,9%), недостаточные площади спортивных (44,4%) и тренажерных залов (27,8%), вспомогательных помещений (33,3%), чрезмерно высокая наполняемость секций (31,2%), травмоопасные условия на площадках и в залах (66,6%), нарушения режима влажной уборки (54,1%). Параметры температурного режима не соответствовали нормативам в 36,3% спортивных и в 41,1% тренажерных залов, относительная влажность воздуха — в 54,5% спортивных и в 38,8% тренажерных залов, искусственной освещенности — в 31,8% залов. Питьевой режим не соблюдался в 74,1% случаев. Большая часть выявленных нарушений была обнаружена в спортивных сооружениях, построенных 20 лет и более тому назад.

Отдельной проблемой детского спорта признается обеспеченность спортивной школы медицинскими кадрами (спортивными врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами) и качество их работы. На момент исследования лицензию на осуществления медицинской деятельности имели 8 спортивных школ из 14 обследованных, и они были укомплектованы медицинскими работниками. Медицинские работники спортивных школ наиболее часто сосредоточивают свое внимание на выдаче допусков к соревнованиям, сборе от родителей справок от педиатра о состоянии здоровья. Вместе с тем недостаточно внимания уделяется врачебно-педагогическому контролю за тренировочным процессом, анализу заболеваемости, травматизма воспитанников спортивной школы, контролю за санитарно-гигиеническим состоянием помещений для занятий.

Важным мотивом для занятий в спортивной секции является удовлетворенность от занятий спортом, которая складывается из целого ряда факторов. Так, в ходе опроса установлено, что спортсмены имеют благоприятные взаимоотношения с тренером, между собой (93,6%), и они стремятся улучшать спортивный результат (84,1%). Практически все спортсмены (94,8%) ощущают поддержку родителей в их занятиях спортом. В спортивной школе действуют определенные правила поведения, наиболее распространенные — следующие: уважение к товарищам по команде (88,5%), соблюдение дисциплины (69,4%), запрет на курение, употребление алкоголя (66,1%), соблюдение правил соревнований (65,2%), уважение к сопернику (56,3%). Кроме того, 84% респондентов сообщают, что их обучают навыкам здорового образа жизни.

Обсуждение. Среди исследователей тренировочный этап представляет собой большой интерес наличием именно систематических физических нагрузок, высокой степенью мотивации к занятиям спортом в сочетании с обучением в общеобразовательной школе. Полученные нами результаты о заболеваемости спортсменов и образе жизни согласуются с результатами авторов Д. С. Филатова и М. С. Гурьянова, И. П. Луцкана и соавт., П. Н. Чайникова, а также Д. С. Ярововой, Л. В. Транковской, А. А. Важениной [9, 11-13]. В исследованиях, посвященных состоянию здоровья юных спортсменов, как и в нашей работе, указывается на более высокое ранговое место в структуре заболеваемости болезней системы кровообращения; это может быть связано с более качественным медицинским осмотром у спортсменов и более пристальным вниманием со стороны спортивных врачей. Отметим, что эти работы выполнены в отдельных видах спорта.

Представленные авторы также подчеркивают недостаточную организацию тренировочного процесса, нарушения в режиме дня, медицинского обеспечения спортсменов. Несбалансированность питания, контроль веса тела и его снижение могут привести к появлению симптомов недостаточности питания, нарушению процессов роста и развития. В выполненном исследовании установлено высокое качество организации тренировочного процесса, но недостаточное качество медицинского обеспечения в связи с низкой укомплектованностью медицинскими работниками и недостаточным взаимодействием с тренерским составом. Даже с учетом выявленных проблем в санитарно-гигиеническом состоянии и медицинском обеспечении можно сделать общее заключение о значительном оздоровительном потенциале спортивных школ, который, однако, используется не в полной мере.

Таким образом, спортивная школа обладает необходимыми ресурсами для того, чтобы способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Безусловно, есть вопросы, связанные с санитарно-гигиеническими условиями, которые требуют внимания администрации школ, муниципальных образований и спортивных федераций, более тщательного контроля со стороны санитарной службы, центров спортивной медицины, спортивных федераций. Необходимо обратить внимание на подготовку медицинских кадров со средним специальным и высшим образованием для работы в области спортивной медицины, повысить престиж данной специальности для студентов.

Для привлечения в спортивные школы детей и подростков рекомендуется совершенствование системы детского спорта путем повышения привлекательности занятий физической культурой и спортом, строительство новых современных объектов спорта. Спортивная школа является местом для реализации профилактических технологий, включающих рациональную организацию тренировочного процесса, благоприятный психологический микроклимат, безопасные условия для занятий спортом и воспитательную работу. Данные профилактические мероприятия способствуют формированию среди спортсменов потенциала здоровья и приверженности принципам здорового образа жизни.

Заключение. Спортсмены по сравнению с их сверстниками, не занимающимися спортом, чаще имеют гармоничный морфофункциональный статус, средний или выше среднего уровень соматического здоровья и хорошую самооценку здоровья. Уровень заболеваемости и темп ее прироста у детей-спортсменов ниже, по сравнению со школьниками, не занимающимися спортом. Между тем более высокое ранговое место в структуре заболеваемости занимают болезни системы кровообращения.

Дети-спортсмены имеют меньше рисков в образе жизни по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом. Большинство спортсменов имеет достаточный уровень физической активности (91,5%), высокую степень мотивации и приверженности к занятиям спортом. Среди них ниже, по сравнению со школьниками, не занимающимися спортом, вовлеченность в потребление психоактивных веществ, выше информированность о вреде таких веществ, удовлетворенность взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками, мотивация к учебе в школе. Однако значительная часть спортсменов редко включают в рацион питания мясные, рыбные, молочные продукты, овощи и фрукты.

Учебно-тренировочный процесс в спортивных школах организован с учетом физиолого-гигиени-ческих требований и имеет тренирующую направленность. При этом спортивные школы нуждаются в улучшении материально-технического оснащения, санитарно-гигиенического состояния, медицинском контроле за тренировочным процессом.

Конфликт интересов. Работа не имеет коммерческой заинтересованности, а также заинтересованности иных юридических или физических лиц.

References (Литература)

1. Baranov AA, Albitsky VYu. The state of children's health in Russia, the priorities of its preservation and strengthening. Kazan Medical Journal 2018; 4 (99): 698-705. Russian (Баранов А.А., Альбицкий В. Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления. Казанский медицинский журнал 2018; 4 (99): 698-705).

2. Kuchma VR. Medical and preventive bases for achieving the expected results of the activities of the Decade of Childhood for the period up to 2027. Problems of School and University

Medicine and Health 2021; (1): 11-23. Russian (Кучма В. Р Медико-профилактические основы достижения ожидаемых результатов мероприятий десятилетия детства на период до 2027 года. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья 2021; (1): 11-23).

3. Bogomolova ES, Shaposhnikova MV, Kotova NV, et al. Characteristics of physical health of students of modern educational organizations. Hygiene and Sanitation 2019; 8 (9): 956-61. Russian (Богомолова Е.С., Шапошникова М.В., Кото-ва Н.В. и др. Характеристика физического здоровья учащихся современных общеобразовательных организаций. Гигиена и санитария 2019; 98 (9): 956-61).

4. Johnson S, Vuillemin A, Lane A. Development of the health promoting sports club-national audit tool. Eur J Public Health 2022; 26 (32): 28-37. DOI: 10.1093/eurpub/ckac072.

5. Laramee C, Drapeau V, Valois P, at al. Evaluation of a Theory-Based Intervention Aimed at Reducing Intention to use restrictive dietary behaviors among adolescent female athletes. J Nutr Educ Behav 2017; 49 (6): 497-504.

6. Witt PA, Dangi TB. Why children/youth drop out of sports. Journal of Park and Recreation Administration 2018; 36 (3): 191-9.

7. Neil-Sztramko SE, Caldwell H, Dobbins M. School-based physical activity programs for promoting physical activity and fitness in children and adolescents aged 6 to 18. Cochrane Database Syst Rev 2021; 23 (9): CD007651. DOI: 10.1002/14651858.CD007651.pub3.

8. Guo Z, Xu Y, Li S, Qi C. Association between urban built environments and moderate-to-vigorous physical activity of adolescents: A cross-lagged study in Shanghai, China. Int J Environ Res. Public Health 2022; (19): 8938. DOI: 10.3390/ijerph19158938.

9. Filatov DS, Guryanov MS. Age-related features of the health of athletes engaged in martial arts. Medical Almanac 2015; 5 (40): 178-80. Russian (Филатов Д. С., Гурьянов М. С. Возрастные особенности состояния здоровья спортсменов, занимающихся единоборствами. Медицинский альманах 2015; 5 (40): 178-80).

10. Apanasenko GL. Individual health: theory and practice. Valeology 2006; (1): 5-13. Russian (Апанасенко Г. Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика. Валеология 2006; (1): 5-13).

11. Lutskan IP, Savvina, NV, Savvina AD, et al. Comprehensive examination of young athletes at the health center as a stage of pre-medical examination during in-depth medical examinations. Vestnik of North-Eastern Federal University. Мedical sciences 2012; 9 (1): 63-8. Russian (Луцкан И.П., Саввина Н.В, Саввина А. Д. и др. Комплексное обследование юных спортсменов в центре здоровья как этап доврачебного осмотра при углубленных медицинских осмотрах. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Сер.: Медицинские науки 2012; 9 (1): 63-8).

12. Chaynikov PN. The state of health of athletes of game sports according to the results of an in-depth medical examination. Perm Medical Journal 2016; 33 (5): 72-6. Russian (Чайников П. Н. Состояние здоровья спортсменов игровых видов спорта по результатам углубленного медицинского обследования. Пермский медицинский журнал 2016; 33 (5): 72-6).

13. Yarovova DS, Trankovskaya LV, Vazhenina AA. Hygienic aspects of health formation of young hockey players (literature review). Hygiene and Sanitation 2019; 98 (4): 443-8. Russian (Яровова Д.С., Транковская Л. В., Важенина А. А. Гигиенические аспекты формирования здоровья юных хоккеистов (обзор литературы). Гигиена и санитария 2019; 98 (4): 443-8).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.