Научная статья на тему 'Реализация идеологии гражданской идентичности в сфере образования: правовой аспект'

Реализация идеологии гражданской идентичности в сфере образования: правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская идентичность / образование / законодательство / русский язык / адаптация и интеграция иностранцев / образовательные организации / обучающиеся / civil identity / education / legislation / Russian language / adaptation and integration of foreigners / educational organizations / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлана Евгеньевна Титор

Система образования признана одним из важнейших общественных институтов, способствующих сохранению и развитию национальных культур и языков, действенным инструментом культурной и политической интеграции российского общества. Признаются важными на современном этапе Российской Федерации обеспечение гражданского мира и социальной стабильности, создание благоприятных режимов социализации новых поколений, которые происходят в условиях нарастающей изменчивости современного мира. Система образования должна отражать интересы российского общества и государства, связанные с формированием российской гражданской идентичности. В связи с этим актуально проанализировать законодательное закрепление роли образования в решении вопросов национальной политики. По результатам исследования сформулированы предложения по совершенствованию законодательства об образовании в части закрепления его роли в формировании гражданской идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the ideology of civic identity in the field of education: legal aspect

The education system is recognized as one of the most important public institutions contributing to the preservation and development of national cultures and languages, an effective tool for cultural and political integration of Russian society. It is recognized as important at the present stage of the Russian Federation to ensure civil peace and social stability, the creation of favorable socialization regimes for new generations, which occur in conditions of increasing variability of the modern world. The education system should reflect the interests of Russian society and the state related to the formation of Russian civic identity. In this regard, it is relevant to analyze the legislative consolidation of the role of education in addressing national policy issues. Based on the results of the study, proposals were formulated to improve the legislation on education in terms of consolidating its role in the formation of civic identity.

Текст научной работы на тему «Реализация идеологии гражданской идентичности в сфере образования: правовой аспект»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 132—137. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):132—137.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 342.725

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-132-137 EDN: https://elibrary.ru/PFJOFW

NIION: 2007-0062-1/24-022 MOSURED: 77/27-004-2024-01-222

Реализация идеологии гражданской идентичности в сфере образования: правовой аспект

Светлана Евгеньевна Титор

Государственный университет управления, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Система образования признана одним из важнейших общественных институтов, способствующих сохранению и развитию национальных культур и языков, действенным инструментом культурной и политической интеграции российского общества. Признаются важными на современном этапе Российской Федерации обеспечение гражданского мира и социальной стабильности, создание благоприятных режимов социализации новых поколений, которые происходят в условиях нарастающей изменчивости современного мира. Система образования должна отражать интересы российского общества и государства, связанные с формированием российской гражданской идентичности. В связи с этим актуально проанализировать законодательное закрепление роли образования в решении вопросов национальной политики. По результатам исследования сформулированы предложения по совершенствованию законодательства об образовании в части закрепления его роли в формировании гражданской идентичности.

Ключевые слова: гражданская идентичность, образование, законодательство, русский язык, адаптация и интеграция иностранцев, образовательные организации, обучающиеся

Для цитирования: Титор С.Е. Реализация идеологии гражданской идентичности в сфере образования: правовой аспект // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 132-137. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-132-137. ЕЭЫ: https://elibrary.ru/PFJOFW.

Svetlana E. Titor

State University of Management, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The education system is recognized as one of the most important public institutions contributing to the preservation and development of national cultures and languages, an effective tool for cultural and political integration of Russian society. It is recognized as important at the present stage of the Russian Federation to ensure civil peace and social stability, the creation of favorable socialization regimes for new generations, which occur in conditions of increasing variability of the modern world. The education system should reflect the interests of Russian society and the state related to the formation of Russian civic identity. In this regard, it is relevant to analyze the legislative consolidation of the role of education in addressing national policy issues. Based on the results of the study, proposals were formulated to improve the legislation on education in terms of consolidating its role in the formation of civic identity.

Keywords: civil identity, education, legislation, Russian language, adaptation and integration of foreigners, educational organizations, students

For citation: Titor S.E. Implementation of the ideology of civic identity in the field of education: legal aspect // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):132—137. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-132-137. EDN: https://elibrary.ru/PFJOFW.

© Титор С.Е., 2024

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

Implementation of the ideology of civic identity in the field of education: legal aspect

Специалисты считают [1], что все сферы общественно-экономической деятельности человека, включая образование, должна пронизывать идеология. Изменения в идеологии являются причиной любых институциональных трансформаций и реформ [2]. Образование формируется как продукт идеологии и в процессе само становится главенствующей идеологией. Система образования призвана поддерживать стабильность в обществе и является фактором, стимулирующим его развитие [3].

Отмечается, что современному обществу нужны образованные, нравственные и предприимчивые люди [4]. Необходимо воспитывать поколение людей, способных стать достойными гражданами своей страны, любящих свою семью, свое Отечество, свое дело. Острота проблемы вызвана также бесконтрольностью потоков информации в условиях глобализации общественных процессов, открытой пропаганды распущенности нравов, культа насилия. Отсюда вытекает задача усиления гражданских начал в школьном, вузовском воспитании обучающихся, поскольку образовательные учреждения являются одним из важнейших институтов социализации личности [5]. Классики традиционного образования считают, что школа должна давать детям хорошие знания истории, языка, искусства, религии и преемственности человеческих устремлений [6]. Государство должно брать полную ответственность за достойное образование граждан.

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. предусматривает задачи по формированию у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России; по воспитанию культуры межнациональных общений, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Составляющей частью гражданской идентичности является патриотическая направленность, посредством которой осуществляются преемственность прошлого и нового в российской идентичности, взаимосвязь досоветской, советской и новейшей истории [5].

Специалисты определяют гуманитарную подготовку в образовательных учреждениях, включая дисциплины «История России», «Основы российской государственности», «Русский язык» как один их эффективных механизмов развития гражданской идентичности [7].

В связи с этим в законодательство об образовании [8] были внесены соответствующие изменения, укрепившие воспитательную составляющую на всех этапах образовательного процесса, определив общие направления и требования к организации воспитания обучающихся.

Основные направления воспитания обучающихся в сфере национальной политики, гражданского единства закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах [9] и образовательных программах общего образования [10].

В 2022 и 2023 г. Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации выработаны рекомендации, направленные на обеспечение первой из приведенных выше задач государственной национальной политики.

С 2022/23 учебного года во всех школах и колледжах страны каждый понедельник начинается с занятия «Разговоры о важном», патриотической, нравственной и экологической направленности [11]. Среди тем «Разговоров о важном» обращают на себя внимание такие темы, как «Символы России», «День матери», «День Героев Отечества», «День Конституции», «Традиционные семейные ценности», «День защитника Отечества», «День воссоединения Крыма с Россией», «День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками», «Про счастье», «День Победы» и др.

Кроме того, в первый учебный день каждой учебной недели перед первым учебным занятием (уроком) в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях согласно утвержденному церемониалу [12] осуществляется подъем Государственного флага Российской Федерации.

Формирование гражданской идентичности молодежи — это качественно новая ступень в развитии образования [13]. С 1 сентября 2023 г. в образовательные стандарты по всем направлениям подготовки бакалавров и специалистов установлен обязательный минимум зачетных единиц (4 зачетные единицы, 144 академических часа) на изучение дисциплины «История России» [14]. При этом объем контактной работы обучающихся с педагогами должен составлять в очной форме обучения не менее 80%, а в очно-заочной и заочной формах — не менее 40%.

С 1 сентября 2023 г. [15] на первых курсах в первом семестре для всех обучающихся всех направлений подготовки бакалавриата и специа-литета вводится дисциплина «Основы российской государственности» объемом не мерее 72 ака-

демических часов, в том числе 54 часа аудиторных. В качестве основной цели преподавания дисциплины «Основы российской государственности» определено формирование у обучающихся ценностей, правил и норм поведения, направленных на осознание принадлежности к российскому обществу; развитие чувства патриотизма и гражданственности; формирование духовно-нравственного и духовного фундамента развитой и цельной личности, осознающей особенности исторического пути Российского государства, самобытность его политической организации и сопряжение индивидуального достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины.

Большое внимание в образовании уделяется вопросам сохранения и поддержки русского языка и языков народов России. Законодательно закреплено [16] право получения образования на родных языках из числа языков народов России, изучение государственных языков республик Российской Федерации. С недавнего времени выбор языка обучения осуществляется в заявительном порядке родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Изменения законодательства по этим вопросам прекратили практику обязательного изучения государственных языков республик РФ учащимися, для которых этот язык не является родным.

В целом законодательство об образовании не противоречит принципам национальной политики, отражает все ее аспекты, однако не лишено некоторых пробелов.

Анализ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [17] (далее — Закон об образовании) показал целесообразность внесения ряда изменений и дополнений в целях его совершенствования относительно отдельных положений, затрагивающих аспекты национальной политики.

Так, вопросы реализации национальной политики в сфере образования следует возвести в уровень основных принципов государственной политики в этой сфере. В настоящий момент вопросы национальной политики в принципах государственной политики в сфере образования отражены лишь в следующем:

■ недопустимость дискриминации в сфере образования;

■ приоритет прав и свобод личности, гражданственности, патриотизма;

■ защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов России в условиях многонационального народа.

Предлагается усилить принципиальный подход сферы образования по решению национальных

вопросов, внеся следующие изменения в ст. 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»:

■ пункт 6 изложить в следующей редакции: «светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, направленную на реализацию государственной национальной политики»;

■ пункт 2 изложить в следующей редакции: «обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, обеспечение сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей на всех уровнях образования»;

■ в пункт 4 добавить фразу «создание условий для сохранения национальной идентичности и социокультурной интеграции каждого обучающегося».

В целях повышения ответственности обучающихся по реализации основных направлений государственной национальной политики предлагается закрепить их соответствующие обязанности. В связи с этим п. 4 ст. 43 Закона об образовании предлагается изложить в следующей редакции: «уважать честь, достоинство, этническую самобытность других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися, проявлять толерантность, не допускать агрессии по отношению к участникам образовательных отношений».

Следует повысить ответственность образовательных организаций в деле решения национальных вопросов. Предлагается предусмотреть в законодательстве об образовании соответствующую обязанность: дополнить п. 3 ст. 28 Закона об образовании подп. 15.2. следующего содержания: «Содействие иностранным обучающимся, представителям этнических групп в адаптации к российской образовательной системе, формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся и работников».

Предлагается также предусмотреть ответственность образовательных организаций за создание психологически комфортной образовательной среды с учетом национально-культурных особенностей и национального многообразия обучающихся и работников. Соответствую-

щие изменения необходимо внести в п. 7 ст. 28 Закона об образовании.

В сфере образования должна найти свое отражение и Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 гг. [18], в которой одними из приоритетных направлений адаптации иностранных граждан в российское общество определены:

■ создание условий для иностранных граждан и их несовершеннолетних детей по освоению ими русского языка, норм и правил поведения с учетом социальных и культурных особенностей территорий России, где они проживают;

■ формирование у них правосознания и правовой культуры, присущих российскому обществу;

■ обеспечение мер, направленных на недопущение любых форм дискриминации иностранных граждан, включая права на образование;

■ обеспечение равного доступа иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, к государственным и муниципальным услугам, включая образовательные услуги.

Эти задачи по адаптации иностранных граждан в российское общество могут быть решены посредством сферы образования. Для этого необходимо предусмотреть соответствующие права образовательных учреждений по организации образовательного процесса. Предлагается дополнить пунктом 9 ст. 78 Закона об образовании следующего содержания: «9. Образовательная организация вправе организовывать учебный и воспитательный процесс с учетом необходимости освоения иностранными обучающимися, лицами без гражданства, российскими гражданами из числа носителей иностранного языка и культуры русского языка и основ российских духовно-культурных ценностей».

Наметившаяся в России тенденция присоединения новых территорий и, как следствие, приобретение лицами, проживающими на этих территориях, гражданства России диктуют необходимость обеспечения возможностей изучения русского языка, культуры, истории, основ законодательства, духовно-нравственных ценностей России натурализованными российскими гражданами. В этих целях предлагается дополнить гл. 11 Закона об образовании статьей 78.1. под названием « Организация получения образования российскими гражданами из числа носителей иностранного языка и культуры» следующего содержания:

«1. Российские граждане из числа мигрантов, иных носителей иностранного языка и культуры (далее — натурализовавшиеся граждане ) имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Образовательная организация вправе предоставить данной категории обучающихся возможность изучения русского языка и основ российских духовно-культурных ценностей по соответствующим дополнительным образовательным программам.

3. В местах компактного проживания натурализовавшихся граждан могут быть организованы курсы для изучения русского языка, основ российских духовно-культурных ценностей, истории и законодательства Российской Федерации за счет бюджетных средств субъекта федерации и органов местного самоуправления».

Поскольку образовательные учреждения являются основной площадкой для воспитания детей и молодежи, то вносимые изменения в законодательство об образовании будут способствовать реализации национальной политики воспитания детей [19], приоритетами которой является в том числе формирование уважения к русскому языку как государственному языку России, являющемуся основой гражданской идентичности россиян.

Создание в сфере образования атмосферы адаптации иностранных граждан в российское общество, сохранения и поддержки русского языка и языков народов России, повышение ответственности обучающихся и образовательных организаций в решении этих проблем будут способствовать формированию российской гражданской идентичности.

Список источников

1. Головчин МА. Спорные решения для «Нового образования» // Журнал институциональных исследований. 2022. Т. 14. №№ 4. С. 70—82.

2. North, D.C. Institutional Competition. Germany: Munich. 1994.

3. Овсянников А.А. Система образования в России и образование России // Мир России. Социология. Этнология (3): 73—132.

4. Лепешев Д.В. Социально-философские основы воспитания как проект модели евразийской идентичности. М., 2016.

5. Гайнутдинова ЛА. Роль системы образования в формировании российской гражданской идентичности // Символ детства в политике: от холодной войны к современности: тезисы научной конференции. М., 2019. С. 45—48.

6. Postman, N. Teaching as a Conserving Activity. NY: Delacorte Press. 1979.

7. Алексеев С.Л. и др. Развитие гражданской идентичности молодежи в процессе непрерывного образования: монография. Казань, 2017.

8. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 74351950/.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) // URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421b bdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.

10. URL: https://docs.cntd.ru/document/130 1798826?ysclid=lmj7z361ss724441715.

11. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июня 2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном» // URL: https://base.garant.ru/405015629/?ysclid= lkcuyixxha934857330.

12. Письмо Минпросвещения России от 17 июня 2022 г. № АБ-1611/06 О направлении Стандарта церемониала (вместе со «Стандартом Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации», утв. Минпросвещения России 06.06.2022) // URL: https://legalacts.ru/doc/ pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-17062022-n-ab-161106-o-napravlenii/#100013.

13. Менлибаев К.Н., Киреева У.Т., Бектурга-нова Б.И., Серимое Е.Е. Роль высшей школы в формировании гражданской идентичности молодежи в Республике Казахстан. Караганда, 2021.

14. Приказ Минобрнауки России от 19 июля 2022 г. № 662 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» // URL: https:// docs.cntd.ru/document/351812617?ysclid=lmk88g 132i820606082/

15. Президент утвердил перечень поручений по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 22 декабря 2022 года // URL: http://kremlin.ru/acts/ assignments/orders/70421.

16. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/00012018080300 79?index=2.

17.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Феде-

рации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

18. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 годы» // URL: https://base.garant. ru/72092260/.

19. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // URL: https:// base.garant.ru/.

References

1. Golovchin MA. Controversial solutions for "New education" / / Journal of Institutional Research. 2022. Vol. 14. No. 4. pp. 70—82.

2. North, D.C. Institutional Competition. Germany: Munich. 1994.

3. Ovsyannikov AA. The education system in Russia and education in Russia / / The world of Russia. Sociology. Ethnology (3): 73—132.

4. Lepeshev D.V. Socio-philosophical foundations of education as a draft model of Eurasian identity. M., 2016.

5. Gainutdinova LA. The role of the education system in the formation of Russian civic identity // The symbol of childhood in politics: from the Cold War to modernity: abstracts of a scientific conference. Moscow, 2019. pp. 45—48.

6. Postman, N. Teaching as a Conservation Activity. NY: Delacorte Press. 1979.

7. Alekseev S.L. et al. The development of the civic identity of youth in the process of continuing education: a monograph. Kazan, 2017.

8. Federal Law No. 304-FZ dated July 31, 2020 "On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the education of students" // URL: https://www.garant.ru/pro-ducts/ipo/prime/doc/74351950/.

9. Federal State Educational Standard of Basic General Education (approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 17 2010, No. 1897) // URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89 421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.

10. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 1301798826?ysclid=lmj7z361ss724441715.

11. Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated June 17, 2022 No. 03-871 "On the organization of classes "Conversations about important things" // URL: https://base. garant.ru/405015629/?ysclid=lkcuyix xha9348 57330.

12. Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated June 17, 2022 No. AB-1611/06 On the direction of the Ceremonial Standard (together with the "Standard of the Ceremony of Raising (Lowering) the National Flag of the Russian Federation", approved Ministry of Education of Russia 06.06.2022) // URL: https:// legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-17062022-n-ab-161106-o-napravlenii/#100013.

13. Menlibaev K.N., Kireeva U.T., Bekturgano-va B.I., Serimov E.E. The role of higher education in the formation of the civic identity of youth in the Republic of Kazakhstan. Karaganda, 2021.

14. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated July 19, 2022 No. 662 "On Amendments to Federal State educational standards of higher education" / / URL: https: //docs. cntd. ru/document/351812617?ysclid= lmk88g132i820606082/

15. The President approved the list of instructions following the meeting of the State Council of the Russian Federation held on December 22,

2022 // URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/ orders/70421

16. Federal Law No. 317-FZ dated August 3, 2018 "On Amendments to Articles 11 and 14 of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" // URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201808030079? index=2.

17. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2012. No. 53 (part 1). Article 7598.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Decree of the President of the Russian Federation dated October 31, 2018 No. 622 "On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019—2025" // URL: https://base.garant.ru/72092260 /.

19. Decree of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 No. 996-r "On approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025" // URL: https://base.garant.ru/.

Информация об авторе

С.Е. Титор — доцент кафедры частного права Государственного университета управления, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

S.E. Titor — Associate Professor of the Department of Private Law at the State University of Management, Candidate of Law, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 12.01.2024; одобрена после рецензирования 12.02.2024; принята к публикации 12.03.2024.

The article was submitted 12.01.2024; approved after reviewing 12.02.2024; accepted for publication 12.03.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Психология

ОПЕРАТИВНО-

РОЗЫСКНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психология оперативно-розыскной деятельности. 3-е изд., пе-рераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований / Под ред. В.Л. Цветкова, Н.А. Кузьмина; под общ. ред. И.Б. Лебедева, А.Ю. Федотова. 391 с.

ISBN 978-5-238-03631-1

Учебное пособие включает систему основных понятий психологии оперативно-розыскной деятельности, рекомендации эффективного самоопределения в ситуациях взаимодействия с лицами, представляющими оперативный интерес, а также основы психотехники решения профессиональных задач сотрудниками органов внутренних дел. Его содержание соответствует рабочим программам учебной дисциплины для обучающихся по специальностям 40.05.02 "Правоохранительная деятельность" и 40.03.02 "Обеспечение законности и правопорядка".

Для курсантов, слушателей, студентов, преподавателей образовательных организаций, практических работников и всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.