Научная статья на тему 'Реализация государственной программы развития пищевой и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики'

Реализация государственной программы развития пищевой и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПИЩЕВАЯ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / THE GOVERNMENT PROGRAM / MANUFACTURING INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карбекова А. Б., Мамыралиева А. Т.

В статье раскрываются основные результаты, полученные в ходе реализации государственной программы развития обрабатывающей промышленности Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals the main results obtained during the implementation of the government program for the development of manufacturing industry in the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной программы развития пищевой и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики»

Л, 2014. - 74 c.

3. Ефремова А.А., Бошкова В.Д. Потребность предприятия в оборотном капитале // Ceteris Paribus. 2016. № 2. С. 15-17.

4. Зотов В.В. Ассортиментная политика фирмы. Московская финансово-промышленная академия. - М.: Эксмо, 2014. - 240 с.

5. Караванова Б.П. Разработка стратегии управления финансами организации. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 14 c.

6. Лавлинская А.Л. Нормирование собственного оборотного капитала как важнейший инструмент обеспечения финансовой устойчивости аграрных предприятий // Вестник аграрной науки. 2017. № 3. С. 90-98.

7. Оганова М.А. Источники формирования и методика расчета потребности в оборотном капитале // Таврический научный обозреватель. 2016. № 4. С. 159-165.

8. Шинкарева Л.И. К вопросу определения величины чистого оборотного капитала предприятия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 3. С. 43-49.

Карбекова А.Б., Мамыралиева А. Т.

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Жалал-Абадский государственный университет

Аннотация. В статье раскрываются основные результаты, полученные в ходе реализации государственной программы развития обрабатывающей промышленности Кыргызской Республики.

Abstract. This article reveals the main results obtained during the implementation of the government program for the development of manufacturing industry in the Kyrgyz Republic.

Ключевые слова: государственная программа, пищевая и перерабатывающая промышленность.

Key words: the government program, manufacturing industry.

Экономическая теория и практика убедительно свидетельствуют, что одним из самых важных общественных рычагов рыночной экономики является государственное регулирование. Невозможность эффективного функционирования рыночной экономики без активной регулирующей роли государства подтверждается практическим

опытом развитых стран мира. В нашей стране при переходе к рынку государственное регулирование в сфере сельскохозяйственного производства и продовольственного обеспечения оказалось гораздо слабее по сравнению с потребностями, обусловленными экономическими процессами и явлениями.

Государство не обеспечило эффективной поддержки субъектов рынка. Не использованы накопленный опыт государственного регулирования сельского хозяйства. Именно поэтому среди всех отраслей экономики наибольший ущерб от финансово-экономического кризиса нанесен аграрному производству. Рынок не стал саморегулируемой системой, пропагандировалось в начале развития рыночных преобразований. Поэтому сегодня и развитие пищевых продуктов, и развитие производства сельскохозяйственной продукции требуют эффективного государственного регулирования.

Стратегический курс на интеграцию в мировое сообщество требует эффективных управленческих решений на общегосударственном и секторальном уровнях, использование отечественного, в том числе аграрного потенциала для получения конкурентных преимуществ и повышения благосостояния. Несмотря на то, что АПК относится к традиционным видам деятельности, учитывая благоприятные природные условия, позволяющие развивать собственную эффективную сырьевую базу и способствовать экономическому росту смежных отраслей, формирование и реализация уникальной стратегии развития пищевой промышленности в современных условиях приобретает особую актуальность. Построение абсолютно новой, сверхсовременной, технически совершенной области, не только удовлетворит потребности внутреннего рынка, но и достойно смогла бы представить нашу страну на международных рынках - главная задача на сегодня

Первый опыт государственного регулирования обрабатывающей промышленности был предпринят министерством экономики Кыргызской Республики в 2013 году, когда была разработана Программа развития обрабатывающей промышленности Кыргызской Республики на 2013-2015 годы. Целью Программы являлось:

- рост производства и экспорта промышленной продукции;

- обеспечение конкурентоспособности кыргызской промышленной продукции на рынках Таможенного союза;

- увеличение удельного веса промышленной продукции в ВВП;

- создание дополнительных рабочих мест в промышленности;

- защита местных производителей, развитие отечественного рынка для отдельных промышленных товаров;

- повышение промышленного и технического ноу-хау через привлечение инвесторов в Кыргызскую Республику.

В условиях рыночной экономики, одной из самый важных составляющих национальной экономики любой страны, является интеллектуализация промышленности, формированием контуров знаниевой экономики.

То есть, пищевая отрасль является системообразующей и одной из наиболее динамичных отраслей промышленности КР. Высокая социально-экономическая значимость продукции пищевых предприятий и наличие большого количества проблем в обеспечении ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках обусловливают необходимость государственного регулирования и стимулирования развития инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности.

На сегодняшний день, реализация вышеуказанной государственной программы привела к решению проблем в следующих направлениях.

1) Развитие внешней торговли. Одним из важных аспектов внешней торговли является вступление Кыргызской Республики в Таможенный союз и ЕАЭС. При этом, наиболее уязвимым для республики является вопрос таможенных пошлин.

2) Налоговая политика. Наряду с инициативами частного предпринимательства, одну из основных ролей играет государство, которое должно создавать благоприятные условия для развития бизнеса и производств, в частности, обеспечить благоприятный налоговый климат [1].

3) Содействие инвестициям, экспорту и кооперации. Кыргызстан добился значительных успехов в области совершенствования рамочных условий (законодательства) в сфере экономической деятельности. Одним из инструментов привлечения инвестиций является создание промышленных (индустриальных) зон, предоставляющих специальные условия для ведения бизнеса [4].

4) Стимулирование развития переработки отечественного сырья [5]. В Кыргызской Республике существенная часть пищевой промышленности ранее перерабатывала сырье, произведенное внутри страны. Восстановить прежние межотраслевые связи в данное время представляется задачей трудновыполнимой.

В то же время, доля объемов продукции в первичных отраслях экономики относительно высока (до 30%). Это означает, что переработка продукции имеет потенциал.

5) Подготовка кадров.

В последние годы инженерно-технические профессии, вследствие

низкой оплаты, не являются престижными. Нет взаимодействия между учебными заведениями и работодателями, в результате, большинство выпускников не могут устроиться на работу по специальности. Совершенно очевидно, что престиж инженерно-технических специальностей напрямую зависит от возрождения и укрепления промышленности.

6) Внедрение экологических стандартов.

В 2003 году Кыргызстан ратифицировал Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. Как и большинство развивающихся стран, Кыргызстан еще не разработал механизмы по реализации Киотского протокола. Данный документ можно использовать как инструмент для стимулирования притока иностранных инвестиций для модернизации различных областей экономической деятельности.

7) Продвижение исследований, разработок и инноваций.

Авторы считаеют, что эффективное стимулирование и экономическая поддержка инновационной деятельности пищевой промышленности предоставит значительный толчок для развития предприятий данной отрасли и обеспечит переход от количественных к качественным показателям пищевой продукции. Обеспечение конкурентоспособной продукции станет поводом для увеличения присутствия пищевых продуктов на внешних рынках, существенно повысив структуру экспорта продукции [2].

8) Усиление общественных организаций в сфере промышленности.

Общественные организации, создаваемые в сфере

промышленности, в виде ассоциаций должны сыграть ключевую роль в координации действий государственных органов и производственников [3].

9) Развитие инфраструктуры пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе создание региональных торгово-логистических центров (ТЛЦ) и кластеров отдельных видов продукции. На начало 2017 года в республике уже функционируют 4 крупных ТЛЦ из 15 зарегистрированных в министерстве сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР: в Чуйской области (г. Бишкек, с. Сокулук) и в Нарынской области.

Первостепенное значение для обеспечения эффективного развития производителей на современном этапе общественных трансформаций приобретает качество институциональной среды их функционирования. Считаем, что модернизация институциональной среды функционирования сферы производства должна опираясь на опыт проведенных реформ в передовых странах и базироваться на

глубинных национальных особенностях и комплексно охватывать все аспекты, то есть обеспечивать рамочные условия и правила функционирования не только пищевой промышленности, а всего АПК.

Необходимость эффективного использования указанных рычагов следует также из значения пищевых отраслей и для торгового баланса и бюджетных поступлений, поскольку доля их в бюджете составляет одну шестую, а в местных бюджетах - одну четвертую часть общего объема поступлений. Анализ развития пищевой отрасли свидетельствует, что реформирование пищевой и перерабатывающей промышленности, имеет лучшие условия для развития различных форм собственности и хозяйствования по сравнению с другими отраслями промышленности, вызвали ослабление государственного регулирования.

Отсутствие взвешенной кредитной политики, нерешенные проблемы в налогообложении и недостаточно эффективное ценообразование привели к значительному торможению ее развития. Сегодня восстановления объемов производства продукции по отдельным отраслям происходит на фоне недостаточного уровня развития материально-технической базы для износа основных фондов и низкой эффективности производства.

Следует отметить, что хотя в последние годы и происходит незначительное наращивание объемов производства основных видов пищевых продуктов и улучшение технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий, обострились проблемы относительно проявлений недобросовестной конкуренции, усиление монопольной власти на рынках отдельных пищевых продуктов, несбалансированной структуры производства, усиление тенденций перехода отечественных предприятий в зависимость от иностранного капитала, а также относительной замкнутости продовольственных рынков разрушает базу рациональной специализации, и из-за снижения платежеспособного спроса приводит невостребованности продукции в зонах ее наиболее благоприятного производства.

Сегодня без органического сочетания мер государственного регулирования и поддержки на всех уровнях управления с одновременным всесторонним использованием внутренних резервов не обойтись. Однако сложность и специфика государственного регулирования рынка пищевых продуктов заключается в том, что оно должно сочетать, с одной стороны, меры, направленные на формирование конкурентной среды, развитие предпринимательства и предоставление возможности субъектам хозяйствования

самостоятельно принимать решение о финансово-экономической деятельности, а с другой - обеспечивать социальную защиту населения.

Инновационная деятельность находится в неудовлетворительном состоянии и характеризуется низким уровнем активности, чего нельзя сказать о ряде «новых» отраслей пищевой промышленности. Руководствуясь проведенным анализом, дальнейшее развитие регуляторных механизмов активизации инновационной деятельности должен быть акцентирован традиционных отраслях пищевой промышленности. Это позволит сбалансировать рацион питания, обеспечить реализацию целей устойчивого развития, а также устойчивое развитие определенных институциональных организаций пищевой промышленности.

Данные реализованные меры дают надежду на дальнейшее развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Кыргызстана и необходимость активизировать работу по разработке и реализации государственной программы уже до 2020 года.

Список литературы

1. Аблаев И.М. Методологические основы формирования и функционирования системы государственного регулирования экономики региона: автореф. дисс. ... докт. экон. наук. -Москва, 2006. - 54 с.

2. Воронов А.С. Оценка национальной модели государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Научное обозрение. 2014. № 10-2. С. 465-469.

3. Гаджиева З.Н. Роль государства в укреплении материально -технической базы сельского хозяйства дагестана в 60-70-е годы хх века // В сборнике: Дагестан в российском историческом процессе Материалы Международной научной конференции, посвященной Году Российской истории. Ответственный редактор: Э.М. Далгат; составитель: О.Б. Халидова. 2013. С. 443-446.

4. Дубиновский М.З., Балдов Д.В. Административно -территориальное управление продовольственной безопасностью // Вестник НГИЭИ. 2017. № 8 (75). С. 48-55.

5. Ильичева О.В., Михайлова А.А. Значение государственного регулирования в инновационном развитии АПК // Вестник НГИЭИ. 2014. № 11 (42). С. 47-52.

6. Пизенгольц В.М. Развитие молочного скотоводства в регионе: автореф. дисс. ... докт. экон. наук. - Москва, 2010. - 34 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.