Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОМС / HEALTH CARE / PUBLIC POLICY / MEDICAL INSTITUTIONS / INFORMATION SUPPORT / MLA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хабибуллина Л.Р., Фархутдинов А.М.

The Health of the population is considered to be one of the fundamental indicators of the standard of living and quality of socio-economic development and security of the state. Therefore, the health sector is closely connected with other important sectors of our country. The implementation of the state policy in the sphere of health care in Russia should be improved first of all, the normative regulation of the indicators of the health care system and other aspects described in the article

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY IN HEALTHCARE

The Health of the population is considered to be one of the fundamental indicators of the standard of living and quality of socio-economic development and security of the state. Therefore, the health sector is closely connected with other important sectors of our country. The implementation of the state policy in the sphere of health care in Russia should be improved first of all, the normative regulation of the indicators of the health care system and other aspects described in the article

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

УДК 342.55

Хабибуллина Л.Р. старший преподаватель кафедра «Экономики и управления» Фархутдинов А.М. crnудент 4 курса факультет «экономико-математический» Нефтекамский филиал БашГУ Россия, г. Нефтекамск РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Аннотация: Здоровье населения считается одним из фундаментальных показателей уровня жизни и качества социально-экономического развития и защищенности государства. Поэтому сфера здравоохранения близко связана с другими важными отраслями нашей страны.

Реализация государственной политики в сфере здравоохранения в россии необходимо усовершенствовать в первую очередь нормативное регулирование показателей системы здравоохранения и другие моменты описываемые в статье.

Ключевые слова: здравоохранение; государственная политика; медицинские учреждения; информационное обеспечение; ОМС.

Khabibullina L.R., senior lecturer Department of Economics and management» Neftekamsk branch of Bashkir state University

Russia, Neftekamsk Farkhutdinov A.M.

student

4 course, faculty of Economics and mathematics» Neftekamsk branch of Bashkir state University

Russia, Neftekamsk IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY IN HEALTHCARE Abstract: the Health of the population is considered to be one of the fundamental indicators of the standard of living and quality of socio-economic development and security of the state. Therefore, the health sector is closely connected with other important sectors of our country.

The implementation of the state policy in the sphere of health care in Russia should be improved first of all, the normative regulation of the indicators of the health care system and other aspects described in the article.

Key words: health care; public policy; medical institutions; information support; MLA.

На сегодняшний день реформы масштабного уровня, которые предусматривают рост автономии медицинских учреждений, а также решение ряда задач по улучшению системы обязательного медицинского страхования (далее ОМС), а также проведение программ совершенствования государственных организаций здравоохранения на региональном и федеральном уровнях - все это способствует модернизацию государственных целей для совершенствования здравоохранения страны [2].

Сегодня продуктивность деятельности медицинских учреждений напрямую зависит от доступного и правильного информационного обеспечения деятельности медицинских учреждений [6].

Основной проблемой является неусовершенствованное нормативно-правовое регулирование структуры здравоохранения. Необходимо отметить что, Министерство здравоохранения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляет основные задачи на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Постановление от 15 апреля 2014 г. № 294 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;

- Приказ Министерство здравоохранения Российской Федерации от 12 сентября 2014 г. № 503 «Об организации работы по формированию рейтингов государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения». Рейтинг формируется по трем группам объективных коэффициентов, которые характеризуют материальное обеспечение учреждения, процесс и качество оказания медицинской помощи, основанные на современных формах статистического учета и отчетности, учитывающие номенклатуру медицинских организаций, согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 529н.

Также необходимо отметить, что согласно Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июля 2016 г. № 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи с 1.07.17 г.» модернизируются показатели оценки результативности медицинской помощи. Показатели характеризуют качество услуг структуры здравоохранения при оказании медицинской помощи в государственных медицинских учреждениях для оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора способа диагностики и лечения и реабилитации.

Также вышеуказанным нормативно-правовым документом установлены следующие критерии:

- критерии качества оказания медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях и в условиях дневного стационара;

- критерии качества при беременности, родах и послеродовом периоде;

- критерии качества при заболеваниях органов дыхания;

- критерии качества при заболеваниях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ;

- критерии качества при заболеваниях глаза и его придаточного

аппарата;

- критерии качества при заболеваниях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм;

- критерии качества при заболеваниях системы кровообращения;

- критерии качества при некоторых инфекционных и паразитарных заболеваниях;

- критерии качества при заболеваниях мочеполовой системы;

- критерии качества при заболеваниях органов пищеварения, в том числе болезней полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования);

- критерии качества при заболеваниях кожи и подкожной клетчатки;

- критерии качества при заболеваниях уха и сосцевидного отростка;

- критерии качества при симптомах, признаках и отклонениях от нормы, выявленных при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированных в других рубриках и др.

Перечисленные критерии проходят качественную оценку в деятельности медицинских учреждений. Необходимо ввести количественные показатели для данных критерий для полной оценки качества предоставления услуг сферой здравоохранения.

Стоит отметить, что несмотря на нынешнюю актуальность совершенствования нормативно-правового регулирования результативности системы здравоохранения осложнена в связи со снижением на 11,7% финансирования данной сферы в 2017 г. Спад финансирования приводит в свою очередь к оптимизации медицинских учреждений, увеличению количества пациентов на каждого врача, тем самым еще более усложняется реальность ввести контроль качества их деятельности на правовом уровне.

Граждане Российской Федерации в ряде субьектов Российской Федерации имеют возможность оценить уровень деятельности государственных медицинских учреждений на сайтах министерств здравоохранения регионов или на сайтах медицинских учреждений регионов. Это доказывает положительный эффект в сфере здравоохранения. Недостатком же является отсутствие единого контроля эффективности деятельности сферы здравоохранения в нормативных документах на федеральном и региональном уровнях. Кораблев В.Н. [1] утверждает что нормативно-правовых актах Российской Федерации не указаны индикаторы и коэффициенты, которые характеризуют экономическую эффективность деятельности сферы здравоохранения страны. Также не достаточно данных для того, чтобы охарактеризовать результативность использования финансирования сферы здравоохранения, результативность деятельности специализированных служб субъектов Российской Федерации. Оценка работы сферы здравоохранения регионов Российской Федерации осуществляется на основе мониторинга индикаторов и коэффициентов медицинских учреждений и их структурных подразделений. Основной целью такой оценки является правильность и быстрота принятия решений для совершенствования

деятельности сферы здравоохранения страны [1]. Анализ эффективности деятельности системы здравоохранения Российской Федерации и ее субъектов необходимо проводить по каждому региону, учреждению, подразделению, сотрудникам в отдельности.

Многие авторы [3, 5, 7] предлагают усовершенствовать систему оценки результативности деятельности сферы здравоохранения в нормативно-правовых документах всех звеньев следующим образом:

- обратить внимание на индикаторы и показатели, которые характеризуют результативность процессов в сфере здравоохранения;

- анализировать более подробно и детализировано показатели и коэффициенты, характеризующие результативность управления материальными средствами и уровнем образования специалистов;

- обосновать приоритеты целевых групп для правильного анализа качества сервиса и услуг сферы здравоохранения.

Выявленные недостатки снижают уровень оценки результативности деятельности государственной политики в системе здравоохранения. Вследствие чего необходимо усовершенствовать методику оценки показателей и индикаторов медицинских учреждений [5].

Таким образом реализация представленных нормативно-правовых документов и активизация деятельности по разработке методики оценки качества и доступности медицинской помощи, эффективности медицинских технологий, удовлетворенности сервисом и услугами населения, результативности деятельности медицинских учреждений, эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации целей и задач, заявленных в программных документах развития и модернизации сферы здравоохранения способствовала положительным изменениям в демографической ситуации страны. Также необходима дальнейшая модернизации национальной системы здравоохранения и повышение уровня эффективности ее функционирования.

Использованные источники:

1. Кораблев В.Н. Оценка результативности и эффективности системы здравоохранения и медицинских организаций. 2015. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.medHnks.ra/sectюns.php?op=Hstartides&serid=156.

2. Оценка эффективности реализации государственной политики в сфере здравоохранения и структурирование процесса выполнения государственного (муниципального) задания, базирующегося на комплементарности совокупностей видов бесплатной и платной медицинской помощи/ Головина Н.// РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. №2 4. С. 1493. Оценка эффективности управления бюджетным учреждением/ Головина Н.А.// В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика, сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А.А.. 2015. С. 117-120.

4. Оценка эффективности функционирования национальной системы здравоохранения и ее субъектов на основе релевантного учетно-аналитического обеспечения/ Головина Н.А.//Сибирская финансовая школа. 2013. № 5(100). С. 34-45.

5. Развитие инструментария оценки эффективности реализации государственной политики в сфере здравоохранения/ Фадейкина Н.В., Головина Н.А.// Сибирская финансовая школа. 2014. № 5 (106). С. 30-39.

6. Роль учетно-аналитического обеспечения в управлении деятельностью базовых субъектов здравоохранения/ Головина Н.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 2 (12). С. 277. Систематизация методических подходов к оценке эффективности управления бюджетными учреждениями/ Головина Н.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 4 (9). С. 70-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.