УДК 336.61
Михайлюк A. С.
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА: ОБОСНОВАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ
Аннотация
В рамках реализации пакета майских указов Президента РФ и основных направлений Стратегии социально-экономического развития РФ-2020 обоснована целесообразность организации мониторинга эффективности финансового менеджмента услуг здравоохранения. В предлагаемую информационную систему включены блоки показателей, отражающие, с одной стороны, состояние системы здравоохранения региона, уровень развития ее финансового менеджмента как важнейшего условия воспроизводства человеческого капитала и, с другой, состояние экономической и инновационной сферы как базы эффективного функционирования непосредственно сферы здравоохранения. В отличие от применяемых на практике видов мониторинга, предлагаемая система позволяет осуществить анализ: степени эффективности услуг здравоохранения на основе экономической и инновационной составляющей регионального развития; вклада сферы здравоохранения в развитие человеческого капитала с учетом особенностей и специфику развития региона.
Ключевые слова
Мониторинг, информация, финансовый менеджмент, здравоохранение, оценка, человеческий капитал, эффективность, регион.
Mikhailyuk A.S.
MONITORING OF THE EFFECTIVENESS OF REGIONAL HEALTH CARE SERVICES FINANCIAL MANAGEMENT: MOTIVATION AND GROWTH DIRECTIONS
Abstract
Within the scope of Russian Federation Presidential Decrees implementation in May and basic directions of socio-economic development strategy 2020, the expediency of monitoring the effectiveness of regional health care services financial management is proved. The suggested information system includes blocks of indicators, reflecting, on the one hand, the state of health services in the region, the level of development of its financial management, as a vital condition for the reproduction of human capital, and on the other, the state economic and innovation areas, as a basis of public health service effective functioning. Unlike the types of monitoring applied practically, the proposed system allows the following types of analysis: the impact of health services on the basis of economic and innovative component of regional development; the contribution of the health sector in developing human capital with consideration of the peculiarities and specifics of regional development.
Keywords
Monitoring, information, financial management, health, assessment, human capital, efficiency, region.
Опыт прaктичeской дeятeльности в плане рeализации задач поступaтeльного развития экономики и социальной сферы, повышeния уровня жизни населения базируется на качественном информационном обеспечении процессов жизнедеятельности с учетом как временного, так и пространственного аспектов.
Организация мониторинга направлена на получение информации с целью определения тенденций, имеющих место в экономике и социальной сфере регионов и их локальных территориальных образованиях; выявления проблем для обозначения зон влияния государственных структур на их решение1.
Исходя из этого органами исполнительной власти субъектов РФ организован комплексный ежеквартальный мониторинг по реализации пакета майских указов Президента РФ, включающего: Указ № 1199 от 21.08.2012 г., Указы № 596-602 от 7.05.2012 г. и Указ № 1276 от 10.09.2012 г.2
В настоящее время параллельно с проведением ежеквартального мониторинга важнейших направлений регионального развития действует ряд нормативных актов, регламентирующих деятельность системы здравоохранения Российской Федерации и ее субъектов как составляющей условий воспроизводства человеческого капитала. К основным из них относятся: Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения»; распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 г. № 2511-р; План мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здра-воохранения»3, (Федеральная «дорожная карта»); распоряжение Правительства РФ от 28.12. 2012 г. № 2599-р; Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012г. № 1074 «О программе государственных гаран-
1 http://urbaneconomics.ru
2 http://www.who.int/ru/
3 http://www.rosminzdrav.ru/
тий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»4.
С учетом вышеизложенного автором предлагается сформировать информационную систему мониторинга, позволяющую дать оценку эффективности финансового менеджмента услуг сферы здравоохранения, одновременно с обязательным набором показателей по ряду важнейших сфер деятельности региона.
В настоящее время учеными и практиками рассматриваются различные подходы к разработке индикаторов результативности услуг системы здравоохранения; планированию обследований производителей и потребителей медицинских услуг и оценке качества менеджмента данной сферы экономической деятельности. Наряду с отмеченным полагаем, что сбор, обработку, анализ и оценивание показателей региональной и муниципальной систем здравоохранения целесообразно осуществлять в границах единой методологической и правовой основы, которая служит основанием принятия управленческих решений в области эффективности услуг по виду экономической деятельности «Здравоохранение» и реализации целевых государственных программ5.
Результаты мониторинга эффективности финансового менеджмента услуг здравоохранения используются для принятия управленческих решений в данной сфере, при этом мероприятия, показавшие свою результативность, могут воспроизводиться и в рамках новых медицинских программ , а действия, которые не привели к положительным результатам, будут пересмотрены.
4 http://www.who.int/ru/
5 http://urbaneconomics.ru
6 Под мeдицинской программой в контексте эко-номичeского aнaлизa можно понимaть сшью рaзнообрaзныe дeйствия, нaпрaвлeнныe га достижeниe конкрeтной адли, от внeдрeния нового мeгодa лeчeния до широкомaсштaбной рeсгрукту-ризaции системы окaзaния мeдицинской помощи.
Опыт проведения мониторингов по различным направлениям общественного развития показывает, что для получения определенного уровня результативности процедура оценки собранной информации должна быть предусмотрена на начальной стадии мониторинга. В условиях бюджетных ограничений результаты оценки отражают направления рационального использования ограниченных человеческих и материальных ресурсов с целью достижения желаемых результатов.
Оценка результативности менеджмента системы здравоохранения в целом представляет набор мероприятий, направленных на определение значений величин количественного и качественного результатов реализуемых программ1. Таким образом, оценка предполагает установление взаимосвязи между производимыми действиями и конечными или промежуточными результатами. Исследователи выделяют три основные фазы оценки медицинских программ: оценку процесса, оценку результата и оценку влияния, что представлено на рисунке 12.
Для реализации системы мониторинга эффективности финансового менеджмента услуг здравоохранения необходимо определить цели и задачи, которые должны быть поставлены и решены в ходе его проведения.
Цели - это предполагаемые результаты, которых следует достичь в процессе реализации определенных программ. К ним относятся: обеспечение охраны и укрепления здоровья физических лиц; повышение доступности и качества медицинской помощи и медицинских услуг, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
1 Александрова А.Л., Колесник А.Ю., Якимо-вич М.В. Методика мониторинга результативности услуг здравоохранения на муниципальном уровне. - М., 2010.
2 Александрова А.Л., Колесник А.Ю., Якимо-вич М.В. Методика мониторинга результативности услуг здравоохранения на муниципальном уровне. - М., 2010.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач, в частности, для повышения качественных характеристик здоровья населения следует добиться снижения заболеваемости, сокращения больничной летальности; снижения показателей материнской и детской смертности; снижения стоимости медицинских услуг и повышения их доступности. В основе реализации перечисленных задач лежит эффективная система финансового менеджмента учреждений системы здравоохранения3.
Под результативностью понимается степень достижения поставленных целей. Оценка последней предполагает сопоставление фактических значений целевых индикаторов с заданными значениями. Степень достижения поставленных целей может оцениваться и на основании расчета индекса результативности, который отражает фактически достигнутый уровень рассматриваемого показателя к потенциальному (максимально возможному).
Показатели результативности медицинских услуг делятся на три
4
группы : медицинские, экономические и социальные.
Следовательно, алгоритм мониторинга эффективности финансового менеджмента услуг здравоохранения на уровне региона предусматривает: постановку цели; определение задач; формирование информации; анализ показателей (текущая и сравнительная динамика); разработку мероприятий по повышению качества финансового менеджмента.
Источники информации для проведения мониторинга эффективности финансового менеджмента услуг здравоохранения и соответствующие им инструменты сбора информации приведены в таблице 15.
3 ШрУ/игЬапесопоткБ.гц
4 Александрова А.Л., Колесник А.Ю., Якимо-вич М. В. Методика мониторинга результативности услуг здравоохранения на муниципальном уровне. - М., 2010.
5 Разработано автором.
Оценка процесса Оценка результата Оценка влияния
Задачи: Задачи: Задачи:
- о^нга содeржaния про- -оцeнкa нeмeдлeнных - aнaлиз долгосроч-
грaммы; или срeднeсрочных ных эффeктов
- оцeнкa рaмок и сфeры рeзультaтов рeaлизaции про-
дeиствия про^мимы; рeaлизaции прогрaмм грaммы с точки
- оцeнкa кaчeствa и нa основe рaзрaботaн- зрeния основных
послeдовaтeльности ной схeмы дeиствии цeлeи про^м^мы;
рeaлизaции про^м^мы - оцeнкa долгосроч-
ного эффeктa
Рисунок 1 - Оценка кaчeствa процессов реализации мeдицинских прогрaмм
(Составлен по: Aлeксaндровa A.Л., Колссник A.Ю., Якимович М.В. Мeтодикa мониторингa рeзультaтивности услуг здрaвоохрaнeния нa мунициигльном уровне. - М., 2010.
Специфика функционирования учреждений системы здравоохранения обусловливает формирование следующих блоков информации: данные о состоянии здоровья населения; показатели деятельности медицинских учреждений;
информация о материальных и кадровых ресурсах; оснащение, техническое состояние зданий; показатели инвестиционно-инновационной деятельности; показатели финансовой деятельности.
Таблица 1 - Источники информaции и инструмeнты сбора данных
Источники данных Инструменты сбора данных
Федеральное статистическое наблюдение Форма № 1-здрав. «Сведения об организации, оказывающей услуги по медицинской помощи населению»
Текущая официальная медицинская статистика Карты пациентов, учетные записи, сметы
Выборочные обследования домашних хозяйств Анкеты, опросные формы, журналы обследования
Опрос получателей медицинских услуг (может проводиться в ЛПУ, а также на дому или по телефону) Анкеты, опросные формы
Обследования производителей медицинских и страховых услуг Анкеты, опросные формы
Прямое статистическое наблюдение Схема наблюдения, списки вопросов
Составлена автором на основе официальных информационных ресурсов.
Сложившаяся практика информационного обеспечения объема и качества медицинских услуг, а следовательно качества финансового менеджмента, имеет ряд недостатков. Во-первых, затруднена проверка точности получаемой информации, которая существенно зависит от «человеческого фактора». Кроме того, при наличии
больших массивов данных возможны пропуски и технические ошибки. Эти проблемы присущи не только российской медицинской статистике и часто возникают при обработке больших объемов информации.
Предлагаемая автором система мониторинга включает представленные выше три группы показателей в разрезе
видов медицинских услуг, что позволяет определить как экономическую эффективность в виде соотношения объема медицинских услуг с затратами на их производство, так и социальную эффективность в виде обеспечения определенного уровня качества медицинской помощи в рамках имеющегося спектра человеческих и материальных ресурсов.
Отметим, что с учетом проблем оценки качества медицинской помощи наиболее корректному измерению поддается экономическая эффективность. Однако для потребителей медицинских услуг наиболее важное значение имеет их социальная эффективность.
На сегодняшний день не существует единого определения качества медицинских услуг. Исследовательской группой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)1 предложен системный подход, согласно которому качество медицинской помощи оценивается с точки зрения: адекватности, то есть соответствия применяемых медицинских технологий потребностям и ожиданиям населения; экономической эффективности и научно-технического уровня предоставляемых услуг.
В большинстве научных исследований авторами рассматриваются три аспекта качества медицинской помощи: качество структуры; качество процесса; качество конечного результата.2
Система управления, включающая мониторинг и получаемую на его основе оценку, позволяет обеспечить достижение поставленных целей; осуществлять сравнительный анализ показателей системы здравоохранения в динамике; идентифицировать проблемы, в частности обеспечения ресурсами, направления и использования финансовых средств; прогнозирования мер по
1 http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_39/Main.htm
2 http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_39/Main.htm
повышению эффективности финансового менеджмента.
Подчеркнем, стратегия распространения результатов мониторинга должна принимать во внимание информационные потребности различных видов пользователей: получателей медицинской помощи; органов управления здравоохранением всех уровней территориальной агрегации; органов местного самоуправления; министерства финансов; разработчиков социально-экономической политики; средств массовой информации и общественности.
Как отмечено в приказе Минздрава России от 29.12.201 г. № 17063 «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации», необходимым условием является учет особенностей развития региона, исходя из которых производится корректировка объема оказываемой медицинской помощи в расчете на одного жителя субъекта Российской Федерации по условиям ее оказания. При этом обязательным является учет половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта РФ, основанных на данных медицинской статистики, климатических и
географических особенностей региона, плотности размещения населения при условии сохранения тенденций процесса преобразований в системе здравоохранения.
Вышеизложенное подчеркивает целесообразность организации мониторинга эффективности финансового менеджмента услуг здравоохранения региона, в качестве которого был выбран Краснодарский край. В систему мониторинга предлагается включить показатели приоритетных направлений деятельности, способствующих наращиванию человеческого капитала; по-
3 http://www.who.int/ru/
казатели экономической и инновационно-инвестиционной сфер в качестве базы развития системы здравоохранения «вглубь» и «вширь»; финансовые показатели непосредственно системы здравоохранения региона.
Отметим, что в основу предлагаемой системы положены существующие и действующие системы мониторинга качества и эффективности развития здравоохранения на уровне территориального образования, которые дополнены автором рядом показателей исходя из вышеприведенных аргументов. Это позволило акцентировать внимание на оценке эффективности финансового менеджмента системы здравоохранения.
Ниже приведена сводная таблица степени информационной наполняемости показателей состояния приоритетных сфер развития региона, включаемых в предложенную систему мониторинга (табл. 2).
Анализ таблицы 2 показал одинаково высокую степень наполняемости по различным информационным блокам как на уровне отдельных регионов, так и на уровне субъектов РФ. Показатели приведенной таблицы разрабатываются Росстатом и его территориальными органами и регулярно публикуются в их официальных изданиях и носят открытый характер.
Таблица 2 - Динамика наполняемости системы мониторинга эффективности финансового менеджмента услуг здравоохранения Краснодарского края
за 2007-2013 гг.1
Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Демографическая сфера:
Общий коэффициент рождаемости (0/оо) + + + + + + +
Суммарный коэффициент рождаемости (0/00) + + + + + + +
Общий коэффициент смертности (0/00) + + + + + + +
Коэффициент младенческой смертности (0/00) + + + + + + +
Коэффициент материнской смертности (0/00) + + + + + + +
Число умерших детей на первом году жизни от
врожденных аномалий в расчете на 10000 родив- + + + + + + +
шихся живыми за год
Человеческий капитал
Ожидаемая продолжителоность жизни, лет + + + + + + +
Реальные денежные доходы, % + + + + + + +
Реальная начисленная заработная плата, % + + + + + + +
Реальный размер назначенных пенсий, % + + + + + + +
Удельный вес занятых по виду экономической + + + + + + +
деятельности «Здравоохранение», %
Численность студентов, обучающихся по про-
граммам бакалавриата, специалитета, магистратуры + + + + + + +
на 10000 человек населения
Экономическая сфера
ВРП на душу населения, рублей + + + + + + +
Доля ВДС по виду экономической деятельности «Здравоохранение», % + + + + + + +
Стоимость основных фондов, млн рублей + + + + + + +
Степень износа основных фондов, % + + + + + + +
Расходы консолидированного бюджета по виду экономической деятельности «Здравоохранение» в % к ВРП, % + + + + + + +
1 Разработана автором.
Продолжение таблицы 2
Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение
населения, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым ак- + + + + + + +
том представительного органа муниципального образования) о бюджете на отчетный год
Инновационно-инвестиционная сфера
Индекс физического объема инвестиций в основной + + + + + + +
капитал, %
Объем инвестиций в основной капитал по виду
экономической деятельности «Здравоохранение», млн рублей + + + + + + +
Инновационная активность организаций, % + + + + + + +
Затраты на технологические инновации, млн рублей + + + + + + +
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн рублей + + + + + + +
Число используемых передовых производственных + + + + + + +
технологий, единиц
Здравоохранение
Численность населения на 1 больничную койку + + + + + + +
Мощность амбулаторно-поликлинических организаций на 10000 человек населения + + + + + + +
Численность врачей всех специальностей на 10000 + + + + + + +
человек населения
Численность населения на 1 врача + + + + + + +
Численность населения на 1 работника среднего + + + + + + +
медицинского персонала
Заболеваемость на 1000 человек населения + + + + + + +
В целях получения более полной картины эффективности системы здравоохранения региона считаем целесообразным дополнить представленную выше систему мониторинга дополнительным блоком показателей финансовой эффективности организаций по виду экономической деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», формируемым на основе официальных информационных источников Росстата, в частности на основании Федерального статистического наблюдения по форме П-3 «Сведения о финансовом состоянии организаций», и представленным в виде финансового блока предлагаемого мониторинга (табл. 3).
Анализ показателей, приведенных в таблице 3, показал высокую степень наполняемости данного блока системы мониторинга для Краснодарского края.
Отметим, что в разрезе субъектов РФ вышеприведенные показатели также представлены в открытом доступе в полном объеме. Однако для части регионов юга РФ финансовые показатели, приведенные в таблице 3, представлены только за 2011-2014 гг. К их числу относятся: по Южному федеральному округу - Республика Калмыкия и по Северо-Кавказскому федеральному округу - Чеченская Республика и Республика Дагестан. Это обстоятельство затрудняет оценивание эффективности финансового менеджмента Территориальной системы здравоохранения. Однако данный информационный блок, с точки зрения автора, необходимо включить и в системы мониторинга для обобщенного анализа состояния и развития приоритетных сфер территориальных образований в целом.
Таблица 3 - Динамика наполняемости финансового блока мониторинга эффективности
системы показателей финансового менеджмента услуг рая за 2008-2013 гг.
Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Оборотные активы, тыс. рублей + + + + + +
Запасы внеоборотных активов, тыс. рублей + + + + + +
Производственные запасы, тыс. рублей
Внеоборотные активы, тыс. рублей + + + + + +
Краткосрочные финансовые вложения, тыс. рублей + + + + + +
Кредиторская задолженность организаций, тыс. рублей + + + + + +
Дебиторская задолженность организаций, тыс. рублей + + + + + +
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. рублей + + + + + +
Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг, тыс. рублей + + + + + +
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. рублей + + + + + +
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. рублей + + + + + +
Чистая прибыль (убыток), тыс. рублей + + + + + +
Рентабельность проданных товаров, работ, услуг, % + + + + + +
Рентабельность активов, % + + + + + +
Коэффициент автономии, % + + + + + +
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, % + + + + + +
Коэффициент текущей ликвидности, % + + + + + +
В качестве вывода отметим следующее:
- федеральные информационные ресурсы в части информации о демографической, экономической, инновационно-инвестиционной, финансовой сфере, системе здравоохранения и характеристикам человеческого капитала являются достаточно полными и информационно обеспечивают потребности исследуемой сферы экономической деятельности, органов власти и управления и различных групп пользователей;
- в целях получения оценки эффективности финансового менеджмента системы здравоохранения региона считаем целесообразным применять предложенную систему мониторинга, которая методологически и информационно основана на официальных источниках информации. Это позволит без дополнительных материальных и трудовых затрат определить основные направления повышения эффективности финансового менеджмента услуг здравоохра-
нения с учетом специфики регионального и внутрирегионального развития.
Библиографический список
1. Александрова А.Л., Колесник А.Ю., Якимович М.В. Методика мониторинга результативности услуг здравоохранения на муниципальном уровне. - М., 2010.
2. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_3 9/Main.htm
3. http://www.who.int/ru/
4. http://www.rosminzdrav.ru/
5. http://urbaneconomics.ru
References
1. Aleksandrova L.A., Kole-snik A.Y., Yakimovich M.V. Methodology of health services effectiveness monitoring at the municipal level. - M., 2010.
2. http://www.gks.ru/bgd/regl/ b14_39/Main.htm
3. http://www.who.int/ru/
4. http://www.rosminzdrav.ru/
5. http://urbaneconomics.ru