Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гартвиг Кристина Евгеньевна

Представленная работа посвящена исследованиям в области экономики, а именно рассмотрению реализации государственной политики в области развития человеческого потенциала. Выбранная тема является крайне важной и актуальной на сегодняшний день, так как государство определяет основные ориентиры для дальнейшего развития, принимает необходимые для этого меры и оказывает необходимую поддержку всем слоям населения, что очень ценно в столь непростое время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF HUMAN POTENTIAL DEVELOPMENT

The presented work is devoted to research in the field of economics, namely, the consideration of the implementation of state policy in the field of human potential development. The chosen topic is extremely important and relevant today, as the state determines the main guidelines for further development, takes the necessary measures for this and provides the necessary support to all segments of the population, which is very valuable in such a difficult time.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 323:331

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Гартвиг Кристина Евгеньевна,

студент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Представленная работа посвящена исследованиям в области экономики, а именно рассмотрению реализации государственной политики в области развития человеческого потенциала. Выбранная тема является крайне важной и актуальной на сегодняшний день, так как государство определяет основные ориентиры для дальнейшего развития, принимает необходимые для этого меры и оказывает необходимую поддержку всем слоям населения, что очень ценно в столь непростое время.

Ключевые слова: человеческий потенциал, государственная политика, социальная политика, уровень бедности, правовое обеспечение, индекс человеческого потенциала, ожидаемая продолжительность жизни, демографическая политика, образование.

IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF HUMAN POTENTIAL

DEVELOPMENT

Hartwig Kristina Evgenievna,

student

Katanov Khakass State University (Abakan)

The presented work is devoted to research in the field of economics, namely, the consideration of the implementation of state policy in the field of human potential development. The chosen topic is extremely important and relevant today, as the state determines the main guidelines for further development, takes the necessary measures for this and provides the necessary support to all segments of the population, which is very valuable in such a difficult time.

Key words: human potential, state policy, social policy, poverty level, legal support, human potential index, lifetime expectancy, demographic policy, education.

Со временем заинтересованность экономики к человеку увеличивается, так как с ростом экономического кризиса приходит понимание того, что главным богатством и достоянием государства являются люди, а также их потенциал. Именно поэтому одна из самых основных целей антикризисных мероприятий - это выполнение социальных задач и максимально возможное сохранение рабочих мест. Одним из основополагающих критериев социально-экономического прогресса общества выступают достижения в сфере развития человеческого потенциала и удовлетворения его потребностей. Человеческий

потенциал - это сформированная во взаимодействии с социальной средой система некоторых потребностей и способностей, а также создание новых продуктов и усовершенствование уже ранее созданных, свойства которых формируют новые возможности в решении самых разных проблем. Его развитие состоит из системных преобразований двух типов:

- повышение конкурентоспособности рабочей силы, потенциала кадров и социальных секторов экономики;

- улучшение качества условий жизни людей и самой социальной среды.

Все они охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты, а также основные направления демографической политики, политики модернизации образования и здравоохранения, совершенствования пенсионной сферы, социальной помощи, формирования эффективных рынков труда и жилья, развития культуры и так далее.

Совершенствование социальной сферы, а также создание безопасной и комфортной среды тесно связаны со снижением уровня преступности, стимулированием эффективности деятельности системы защиты граждан от различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которая включает создание и принятие важных регламентов данной сферы, а также улучшение системы страхования гражданской ответственности.

К основным направлениям развития человеческого потенциала принято относить:

1. Демографическую политику - политику народосбережения. Ее целью является сокращение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности и создание благоприятных условий, которые способствовали бы её росту, а также увеличение продолжительности жизни и повышение самого качества жизни.

2. Развитие здравоохранения. Для того, чтобы Россия могла претендовать на место глобального лидера мировой экономики, а также достигла уровня социального благосостояния развитых стран, необходимо соответствовать новым требованиям в сфере здравоохранения.

3. Развитие физической культуры и спорта. Для физического, а также духовного развития населения большое значение имеет популяризация спорта. Главная цель государственной политики в данной сфере - это обеспечение условий для здорового образа жизни и повышения уровня российского спорта, его дальнейшего выхода на международную арену.

4. Развитие образования. Для формирования инновационной экономики необходима модернизация системы образования, что является фундаментом динамичного экономического роста, а также социального развития общества и некоторым фактором повышения уровня жизни населения, безопасности самой страны.

5. Развитие культуры и средств массовой информации. Одну из ролей в формировании человеческого потенциала, создании экономики знаний играют сфера культуры и средства массовой информации. Целью государственной политики в сфере культуры является развитие и реализация культурного и духовного потенциала всего общества, а в условиях перехода экономики нашей страны на инновационный путь развития достижение этой цели становится крайне важным.

6. Развитие рынка труда. Основной целью данного направления является формирование правовых, экономических и институциональных условий, которые могли бы обеспечить гибкость, а также эффективность функционирующего рынка труда, возможность преодоления структурного несоответствия спроса и предложения на рабочую силу, сокращение доли нелегальной занятости, повышение мотивации трудовой деятельности и её мобильность.

7. Повышение доступности жилья. Невзирая на создание правовой базы функционирования рынка жилья, его приобретение, строительство и наём с использованием рыночных механизмов на практике доступны лишь ограниченному кругу семей, а именно - с высокими доходами.

8. Социальную политику и развитие социальных институтов. Для повышения уровня экономики и поддержания его стабильности необходимо содействовать формированию и улучшению механизмов адаптации и поддержки населения страны, а также снижению социального неравенства общества.

9. Молодёжную политику. Главная цель -это создание и поддержание условий для социализации и самореализации молодёжи, а также формирование её потенциала, который можно использовать для инновационного развития государства.

10. Развитие пенсионной системы. В рамках данного направления целью является повышение уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров, а также проведение финансовой сбалансированности функционирования этой системы.

11. Экологическую безопасность экономики и экологию человека. Россия располагает огромными пространствами нетронутых территорий, лесами и запасами пресной воды. Уровень экономической нагрузки на экологию относительно невысокий, в сравнении с развитыми странами. Однако на протяжении долгого времени в нашей стране создаются полюса экологического неблагополучия, что крайне отрицательно сказывается на здоровье проживающих там людей, продолжительности и самом качестве их жизни.

Человеческий потенциал - это фундамент всего общества, без которого сложно представить его социальное и экономическое развитие. Именно поэтому крайне важно иметь объективное представление и достоверные знания

о нём, которые будут соответствовать действительности. Для этого существует «индекс человеческого развития» (ИЧР), который представляет собой среднюю величину достижений по трём основным измерениям человеческого развития, таких как здоровье (продолжительность жизни), уровень образования и уровень жизни населения.

ИЧР России в 2020 году составил 0,824. Занимая по этому показателю 50 место среди 189 государств мира (согласно отчету по «Программе развития ООН»), Россия относится к группе стран с очень высоким уровнем человеческого развития. Это говорит о том, что страна постепенно развивается, происходит улучшение многих показателей.

Ещё одним из важнейших показателей человеческого потенциала является средняя (ожидаемая) продолжительность жизни граждан страны.

Из таблицы 2 очевидно, что самая низкая продолжительность жизни (71,5 год) была в 2020 году. На снижение данного показателя повлияло увеличение смертности людей, связанное с пандемией коронавируса. Наиболее подвергнуты риску оказались люди более старшего возраста. Так, около 57% умерших -это люди 70 лет и старше, 83% - старше 60 лет.

Таблица 1

Индекс человеческого развития Российской Федерации на период 2018-2020 гг.

Год Индекс человеческого развития

2018 0,816

2019 0,824

2020 0,824

Таблица 2

Средняя (ожидаемая) продолжительность жизни населения Российской Федерации

на период 2018-2021 гг.

Год Средняя (ожидаемая) продолжительность жизни населения РФ

2018 72,9

2019 73,3

2020 71,5

2021 73,6

Следует сказать, что государство стремится оказать поддержку всем гражданам, но особые меры направлены на уязвимые группы населения. К основным видам помощи можно отнести выплату специальных пособий, распределение продовольствия, поддержку занятости, практически бесплатное медицинское обслуживание и создание таких условий, которые снизят риск заражения. Осуществление всех вышеперечисленных мер способствовало повышению уровня средней продолжительности жизни в 2021 году практически на 2 года.

Неотъемлемым показателем человеческого потенциала является индекс образования, который в России составил следующие значения (табл. 3).

Данный показатель является крайне важным, так как отражает благосостояние и используется для оценки степени экономического развития, а также для оценки уровня жизни населения страны. Индекс находится в диапазоне от 0 до 1 и общепринятым значением именно для развитых стран - 0,800. Следовательно, можно сделать вывод о том, что Россия относится к развитым странам и старается увеличивать данный показатель каждый год.

Что касается доходов населения, то можно рассмотреть такой показатель, как среднедушевой доход.

По результатам, которые представлены в таблице 4, можно заметить, что доходы население растут, хоть и незначительно, однако с

их увеличением растут и другие показатели, например такие, как нагрузка налогового бремени, цены и так далее. Также в нашей стране крайне выражена дифференциация величины заработной платы по видам трудовой деятельности, с чем государство старается бороться последние несколько лет.

Рассмотрев некоторые основные показатели развития человеческого потенциала, можно сказать, что в последнее время крайне много ресурсов идёт на поддержание населения, а также на развитие разных сфер экономики. Однако в нашей стране остро стоит вопрос о бедности населения. В России данная проблема всегда актуальна, так как рост бедных слоёв населения - это фундамент социальной напряжённости, представляющий реальную угрозу для безопасности не только личности, но и для всей страны. А отсутствие должного внимания к этому явлению со стороны государства может повлечь за собой ряд серьёзных проблем: от сильнейшего расслоения общества до риска политических потрясений.

На данный момент границей бедности является уровень прожиточного минимума. Под величиной прожиточного минимума принято понимать стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания и продовольственных товаров и услуг, которая нужна для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности.

Таблица 3

Индекс образования Российской Федерации на период 2018-2020 гг.

Год Индекс образования в РФ

2018 0,814

2019 0,807

2020 0,832

Таблица 4 Среднедушевые доходы населения Российской Федерации на период 2018-2020 гг, в тыс. руб.

Год Среднедушевые доходы населения, тыс. руб.

2018 33178

2019 35247

2020 35361

По данным «Росстата» можно рассмотреть динамику численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (табл. 5).

Число людей с доходами ниже прожиточного минимума в 2020 году несколько сократилось. Росстат связывает это с ростом среднедушевых доходов населения, повышением среднемесячной номинальной зарплаты и пенсий по старости. В том же году количество семей без детей, которые живут ниже уровня бедности, во время пандемии увеличилось более чем в два раза (с 3,8% до 8,3%). Однако материально положение семей с детьми совсем немного изменилось в лучшую сторону за счёт финансовой поддержки государства (материнский капитал, пособие на детей от трёх до семи лет, увеличенное пособие по уходу за ребёнком, выплаты на первого и второго ребёнка до трёх лет и так далее).

Еще одной крайне важной причиной бедности населения является безработица. Данное явление актуально практически во всех странах мира, и Россия не стала исключением (табл. 6).

Из таблицы 5 видно, что с 2018 по 2019 год наблюдалось сокращение безработицы, однако в 2020 году она значительно увеличилась, так как в результате пандемии многие предприятия и организации приостановили свою деятельность, а некоторые и вовсе прекратили свое существование, из-за чего многие граждане потеряли места работы и столкнулись с этой проблемой. С каждым годом риск попадания в категорию бедных увеличивается не

только для уязвимых слоёв населения, но и для молодых социально-активных граждан. Причём чем дальше от крупных областных центров, тем ниже уровень доходов населения.

Среди большинства бедного населения, проживающего в отдалённых регионах, очень много неполных семей, которые состоят из пенсионеров и инвалидов, а в состав каждой четвёртой семьи входит либо безработный, либо работающий не на постоянной основе. Многие бедные живут в крайне тяжёлых условиях, им не хватает мебели, бытовых приборов и продуктов питания.

Для преодоления этой проблемы государство оказывает социальную помощь и минимальные социальные гарантии (от установления минимальной заработной платы до определения минимальных разовых выплат).

Так, Правительство РФ в 2020 году прибегло к следующим мерам по поддержке безработного населения:

- максимальный размер пособия по безработице в марте 2020 года составил 12130 рублей, прежде был 8000 рублей. Такой размер сохранился до конца 2021 года и не имеет зависимости от стажа и заработной платы на предыдущем месте работы;

- кредитные каникулы. Данная мера распространяется не только на тех, кто потерял работу, но и на заёмщиков, доход которых из-за ограничительных мер сократился более чем на 30%. Такие «каникулы» имеют срок до полугода, и в этот период заёмщик вправе вносить ту сумму, которую он может позволить, или же вовсе не вносить;

Таблица 5

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в РФ

на период 2018-2020 гг.

Год Численность населения, млн. человек В процентах от общей численности населения Величина прожиточного минимума в месяц, тыс. руб.

2018 18,4 12,6 10287

2019 18,1 12,3 10890

2020 17,8 12,1 11312

Таблица 6

Уровень и динамика безработицы в РФ на период 2018-2020 гг.

Год Уровень безработицы (от общей численности трудоспособного населения), % Темп роста (к предыдущему году), % Темп прироста (к предыдущему году), %

2018 4,8 92,3 -7,69

2019 4,6 95,8 -4,16

2020 5,8 126,08 26,08

- в период пандемии стали осуществляться единовременные выплаты тем семьям, где растут дети школьного возраста, в размере 10 тысяч рублей. Такое мероприятие проводится уже второй год и направлено на оказание помощи по сбору детей в школу;

- упрощён порядок получения пособия по безработице.

Следует отметить, что огромную поддержку государство оказало малому и среднему бизнесу в такое непростое время:

- выданы льготные кредиты на выплату зарплат;

- установлено снижение страховых взносов с 30% до 15%;

- бизнес в наиболее пострадавших отраслях получил по одному МРОТ на каждого работника (12 792 рубля).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные меры позволят сохранить и поддержать более 5 млн рабочих мест, что очень важно, так как большое количество людей занято именно в этом секторе экономики.

Преодоление бедности - это очень сложный и долгий процесс, который требует особого осмысления и внимания со стороны государственных органов власти. Их деятельность хоть и даёт свои плоды, но этого недостаточно, чтобы хотя бы наполовину решить проблему бедности в нашей стране.

Как уже говорилось ранее, экономика любого государства во многом зависит от уровня развития человеческого потенциала. Именно поэтому в последнее время ему уделяется всё большее внимание и направляется огромное количество ресурсов на его рост и поддержание. Данный показатель зависит от трёх основных факторов:

- уровня жизни населения;

- ожидаемой продолжительности жизни (индикатор здоровья);

- уровня образования.

Уровень жизни населения - это некий комплекс социально-экономических категорий, отражающий уровень его развития, а также степень удовлетворения основных потребностей.

Одной из главных проблем в данном направлении является дифференциация доходов и сильно выраженное расслоение общества. Согласно данным Росстата, по итогам 2020 года на долю 10% наиболее обеспеченных россиян приходилось 29,9% общей суммы денежных доходов, в 2019 году - 30,2%. На долю 10% наименее обеспеченных граждан пришлось 2,1% общей суммы денежных доходов населения РФ, а в 2019 - 2,0%. Можно заметить небольшие положительные изменения, однако этого ничтожно мало. Практически каждый шестой гражданин России в трудоспособном возрасте не способен обеспечить не только свою семью, но и самого себя, имея доходы ниже прожиточного минимума.

Решением данной проблемы может послужить эффективная социально-экономическая защита населения, которая будет включать в себя повышение размера социальных пособий, а также различного рода пенсий. Немаловажным является и поддержка тех лиц, которые относятся к категории бедных, путём предоставления специальных льгот. Разработка государством социальных программ для наиболее уязвимых слоёв населения и поддержка института семьи также являются неотъемлемой частью проводимых мер.

Ожидаемая продолжительность жизни или индикатор здоровья - этот показатель является одним из слабых звеньев на протяжении долгого времени. В результате многих исследований были выявлены следующие факторы, которые тесно связаны с данной проблемой:

- прожиточный минимум;

- уровень и качество жизни;

- экологическая обстановка;

- структура и характер питания.

Есть ряд проблем, которые напрямую оказывают влияние на продолжительность жизни населения:

- увеличение смертности в результате заболеваний;

- большой уровень заболеваний СПИДом и туберкулезом;

- проблемы с алкоголизмом, наркотическими веществами, а также с их дальнейшими последствиями;

- заболевания, связанные с ухудшением экологии и многое другое.

Для того, чтобы сократить масштаб данных проблем и в дальнейшем вовсе их искоренить, необходимо обеспечить качественный прорыв

в системе здравоохранения и социального развития, то есть нужны инновационные разработки, эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров и, конечно же, современные высокотехнологичные информационные системы.

Что касается проблем в сфере образования, то здесь можно выделить следующие:

- отсутствие профильного обучения в школах (то есть интересы и склонности конкретного ученика не учитываются, и он тратит время на изучение ненужных ему предметов);

- устаревшие методы работы преподавателей, не соответствующие требованиям настоящего времени;

- недостаточное финансирование системы образования;

- нехватка молодых специалистов.

Для решения вышеперечисленных проблем государству следует стремиться не только соответствовать международным стандартам, но удовлетворять нужды российского общества в необходимых квалифицированных специалистах, а также повышать уровень их грамотности.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (последняя редакция) // Консуль-тантПлюс: справ.правовая система. URL: http://wwwxonsultantru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения: 10.03.2022).

2. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении: Федеральная служба статистики (Росстат). URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31293/ (дата обращения: 08.03.2022).

3. Среднедушевые доходы населения РФ: Федеральная служба статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397?print=1/ (дата обращения: 03.03.2022).

4. Орловский А. А. Развитие человеческого потенциала как приоритетное направление государственного управления в РФ // Вестник государственного и муниципального управления. М., 2016. № 2. С. 34.

5. Кузнецова Е. И., Осипова А. Н. Оценка влияния качества социальной среды на развитие человеческого потенциала // Вестник экономической безопасности. М., 2021. № 1. С. 64.

6. Арапко В. В. Уровень бедности в России // Инновационная наука. М., 2018. № 5. С. 56.

7. Кузнецова М. П. Бедность и неравенство в России // Интерактивная наука. М., 2017. № 22. С. 143.

© Гартвиг К. Е., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.