УДК 94(47)07
Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2012. Вып. 4
Н. В. Рыжкова
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОГО ЗОДЧЕСТВА В УЕЗДНЫХ ГОРОДАХ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (на примере г. Слободского)*
В конце XVIII — первой половине XIX столетия в России государству и государям принадлежала самая активная роль в области архитектурно-строительной практики городов. Государственная регламентация архитектурно-строительного дела по сравнению с предыдущим периодом не претерпела принципиальных изменений, изменился только ее размах. Ведущее место среди проектно-строительных учреждений России принадлежало «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», созданной еще в 1762 г. в Петербурге. Имея почти полувековой опыт застройки городов (в первую очередь Санкт-Петербурга и Москвы) по типовым проектам, во второй половине XVIII в. правительство предприняло меры для его распространения на все прочие города России. Их перестраивали по западному образцу на принципах «регулярного» строительства с применением единообразного стиля, геометрически правильных генеральных планов городов и «образцовых» проектов. Эти три составляющие, жестко регламентируемые центром на данном этапе, позволили в довольно короткий срок средневековым, в большинстве случаев деревянным городам России придать более цивилизованный вид и стимулировать каменное строительство. Рассмотрим механизм реализации градостроительной политики государства.
Первоначально Комиссия должна была заниматься перепланировкой столиц, но в 1763 г. случился пожар в Твери, который полностью уничтожил город, и этому учреждению было поручено его восстановление. После этого Комиссии был дан указ «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Масштабы деятельности Комиссии значительно расширились после опубликования еще одного указа — «О строении во всех городах каменных публичных зданий», который повлиял на застройку центров большинства поселений. Сектор пла-нировочно-архитектурных работ Комиссии с 1774 г. возглавлял Иван Лем. Им были подписаны те «образцовые» проекты и планы 13 городов Вятской губернии, которые были присланы в губернскую Вятку. Их реализацией на месте занялся губернский архитектор Ф. М. Росляков.
Следует отметить, что после того, как стала очевидной невозможность полной централизации работ ввиду ее большого размаха, в 1785 г. появилось «Положение о городах». В соответствии с этим документом был учрежден институт губернских архитекторов, занимавшихся исполнением присланных из столицы генпланов, реализа-
* Статья подготовлена в рамках выполнения работ по соглашению, заключенному с Министерством образования и науки РФ по заявке № 2012-1.4-12-000-3001-005 «Актуальные вопросы истории Российской государственности: IX-XX вв.», мероприятия 1.4 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. © Н. В. Рыжкова, 2012
цией «образцовых» проектов и самостоятельным проектированием. Эта работа была огромной и разносторонней.
Помимо плана в губернию была прислана серия «образцовых» проектов, которые регламентировали процесс застройки. Одним из самых известных альбомов «образцовых» проектов стала серия «Собрание фасадов, его императорским величеством опробованных для частных строений в городах Российской империи», выпущенная в 1809-1812 гг. в пяти частях. Авторами проектов выступили архитекторы А. Захаров, Л. Руска, В. Гесте и В. Стасов. «Собрание фасадов» было введено в действие 31 декабря 1809 г. В конце каждого года в Министерство внутренних дел посылались ведомости по особо утвержденной форме об использовании проектов, где указывалось число построенных за отчетный период зданий с обязательной ссылкой на номер «образца». В реальности в каждой из губерний имело хождение ограниченное число проектов. В Вятской их было не более 5-6. Видимо, недостаток экземпляров альбома для удовлетворения нужд застройщиков, особенно остро ощущавшийся в первые годы после указа, привел к практике предварительного отбора «образцов» в городнических правлениях, а в ряде случаев — к отправке на места лишь отдельных листов, учитывая социально-экономическую обстановку в населенных пунктах.
Итак, после учреждения Вятского наместничества в 1780 г. г. Слободской становится уездным городом. Первый регулярный план г. Слободского разрабатывался в Санкт-Петербурге. Его застройка по регулярному плану началась в период утверждения русского классицизма, и единственный тогда в губернии архитектор Ф. М. Росляков перерабатывал «образцовые» проекты 1770-х годов в соответствии с изменившимися художественными вкусами конца века.
На дорегулярную планировку г. Слободского накладывалась регулярная прямоугольная сеть улиц и кварталов, началась работа по привязке этого плана к городской местности. Детальное изучение плана, несмотря на некоторый схематизм (присущий, впрочем, регулярности), убеждает в том, что архитектор учитывал сложившуюся градостроительную ситуацию города. По замыслу И. Лема, в плане 1784 г. глубинная духовная идея получила классическую регулярную упорядоченность, ясную перспективу развития города на десятки лет вперед [1, с. 184]. Работы по практическому перенесению проектного плана в натуру были многоуровневыми и включали в себя разбивку новых улиц и главных площадей, отвод участков, подбор и привязку «образцовых» проектов домов.
Перепланировка и застройка г. Слободского осуществлялась под оперативным государственным контролем, об этом свидетельствуют многочисленные ежегодные отчеты архитектора о построенных зданиях в губернии. Работа шла достаточно активно, поэтому уже в 1794 г. Ф. М. Рослякову пришлось осуществлять корректировку конфирмованного плана г. Слободского. Новый план 1805 г. свидетельствует о том, что за 21 год новая планировка почти окончательно сформировалась в пределах до-регулярного города. Исключение составляли кварталы, примыкающие с юга к главной площади, северная граница которой пока не была упорядочена. Со временем площадь обстраивалась гражданскими и общественными зданиями. В начале XIX в. на южной ее окрестности сооружаются торговые ряды. Западную границу площади очерчивает ул. Глазовская.
Застройка велась комплексно, появлялись четкие линии улиц, город застраивался новыми домами. Открытость новой структуры ориентировала все улицы на архитек-
турные доминанты, на природный ландшафт, включая его в городской ансамбль. За восемь лет, с 1796 по 1804 гг., в Слободском было построено по «образцовым» проектам 174 жилых дома. Несомненно, важнейшим этапом в организации строительной деятельности Российской империи были «образцовые» проекты именно жилых домов. Их главной целью было ускорить процесс регулярного переустройства городов и стимулировать каменное строительство. Трудно недооценить значение этого мероприятия: жилая застройка, преимущественно деревянная, всегда была потенциальным источником пожаров. В большинстве русских провинциальных городов, как и в Слободском, каменные здания были единичными, а основная масса жилых строений представляла собой бревенчатые избы, иногда, правда, выделявшиеся своими размерами и резным декором.
Как правило, при реализации проектов губернские и городские архитекторы вносили в них некоторые изменения в соответствии с требованиями заказчика, характером застраивающегося участка и вкусом самого проектировщика. В циркулярном предписании, разосланном в 1811 г. министром полиции А. Д. Балашовым гражданским губернаторам, был определен характер отклонений, допустимых при реализации проектов: «строение домов по апробованным фасадам может быть производимо в большей или меньшей величине, с уменьшением числа окон и размера их», но при этом вменялось в обязанность следить за соблюдением нечетного количества осей, выдерживать определенную высоту зданий (не ниже 4 аршин) и оконных проемов в них (не менее 2% аршин), а также четко соразмерять ширину проемов и простенков между ними (простенки должны быть шире).
Чаще всего изменения касались увеличения или уменьшения количества оконных осей, повышения высоты верхнего этажа (в значительной части образцовых проектов он трактован как антресольный) и упрощения фасадного декора. Однако иногда городской архитектор, наоборот, дополнял исходный проект новыми деталями.
Казенные здания (т. е. построенные на средства государства) в это время в значительно меньшей степени подвергались типизации и лишь в отдельных случаях использовались где-то вторично.
Следует отметить, что одновременно с введением «образцовых» проектов для жилья было запрещено ремонтировать старые деревянные дома, особенно не вписывающиеся в новую сетку улиц. Оставляя старый дом, горожанин получал новый участок для строительства, местоположение которого зависело от достатка владельца. Для наиболее капитальных каменных зданий были предназначены центральные кварталы, к облику застройки которых предъявлялись самые жесткие требования.
В 1802 г. заведывание строительными делами было передано из Сената в Министерство внутренних дел, усилиями которого и был выпущен первый Строительный устав. Однако в 1832 г. согласно новому Уставу вся гражданская строительная тематика из Министерства внутренних дел была передана Главному управлению путей сообщения и публичных зданий, где ее разделили между несколькими департаментами — Департаментом рассмотрения проектов и смет, Департаментом искусственных дел и Департаментом хозяйственных дел [2, с. 248]. В 1864 г. строительная часть гражданского ведомства была вновь передана в Министерство внутренних дел, в подчинении которого и находилась до 1917 г.
По мере развития строительных правил и норм на протяжении XVIII — первой половины XIX в. появилось несколько основных направлений законодательной де-
ятельности, постоянно пополнявшихся новыми указами: 1) противопожарная безопасность; 2) конструктивная прочность строений и другие технические требования; 3) промышленное строительство. Эпоха классицизма с ее ориентацией на нормативную эстетику ввела в законодательство еще один вид строительных регламентаций, которые можно было бы назвать «художественными» [2, с. 248]. К ним можно отнести единые высотные параметры застройки, ограничение ее цветовой гаммы и необходимость придерживаться «образцовых» проектов. Интересно, что некоторые указы, в дальнейшем вошедшие в Строительный устав, внешне связанные не столько с художественным оформлением построек, сколько с их большей пожаростойкостью, сыграли большую роль в облике города. К примеру, статья 365 Строительного устава гласила, что «при устройстве в частных домах балконов и террас наблюдается общее правило, чтобы решетки около оных делаемы были железными или чугунными». Эта однозначная рекомендация обусловила расцвет целой художественной отрасли — обработки металла, украсившей не только Вятскую губернию, но и многие российские города первоклассными произведениями искусства.
Замысел И. Лема, архитектурные идеи Ф. М. Рослякова преемственно и последовательно воплощали все последующие губернские архитекторы г. Слободского. В разное время облик города создавали А. С. Андреев, В. М. Дружинин, И. А. Чарушин. В результате их профессионального мастерства логичность регулярной упорядоченности не нарушала пространственной гармонии города. В источниках упоминается описание г. Слободского 1862 г.: «....г. Слободской расположен на правом берегу р.Вятки, первый уездный город Вятской губернии. Здесь 5 церквей и 2 монастыря — мужской и женский. Из зданий замечательной архитектуры выделяется гостиный двор и несколько каменных очень хорошей архитектуры домов. [3, л. 42-42 об.]
Последовательно и планомерно формировался единый архитектурный ансамбль города, впитавший в себя гармонию разных эпох. К середине XIX в. основные градостроительные преобразования были завершены.
Своего пика распространенность «образцовых» проектов достигла при Николае I в 1830-1850-е годы. Именно тогда они и стали использоваться во всех без исключения областях архитектурного творчества. Благодаря экономичности и удобству в применении «образцовые» проекты позволили в короткое время изменить облик российских городов. Интересно отметить, что использование образцов 1809-1812 гг. можно встретить даже после появления новой серии «образцовых» проектов, разработанных в 1840-е годы и пропагандирующих различные направления эклектики.
С течением времени менялись цели, вызванные конкретно-историческими условиями, видоизменялись и содержательно-идеологические и утилитарные стороны процесса, но неизменным оставалось одно — темы архитектурного творчества оставались вечной заботой государства [2, с. 180]. К их числу относились устройство, регламентация и упорядочивание поселений, обеспечение нормальной связи между частями Российской империи (сооружение дорог и придорожных зданий), устройство системы управления (сооружение административных зданий), организация системы образования, просвещения, здравоохранения, организация религиозной жизни общества и рациональной среды обитания. Все это отразилось в политике государства в области гражданского и культового зодчества и отчасти материализовалось в создании генеральных планов, «образцовых» проектов, соответствующих единому стилю и их реальном воплощении в архитектурно-строительной практике российских городов.
Постановлением 1858 г. обязательность строительства частных домов в городах по «образцовым» проектам была отменена и больше не возобновлялась, как не возобновлялось и проектирование «образцовых» фасадов. Закончилась целая эпоха в истории российского градостроительства. Но отмена обязательного использования «образцовых» фасадов не отменила нужды в альбомах «образцовых» проектов. Теперь это были частные издания новейших направлений и стилевых исканий, наполненные образцами построек самого разнообразного стиля.
Источники и литература
1. Безверхова Л. Б. Градостроительство на Вятской земле // Энциклопедия земли Вятской. Т. 5. Архитектура. Киров: Российская энциклопедия, 1996. 383 с.
2. Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX-нача-ла ХХ века. НИИ теории архитектуры и градостроительства / под общей ред. Е. И. Кириченко. Кн. 1. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 340 с.
3. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 170. Вятская губернская ученая архивная комиссия. Оп. 1. Д. 72.
Статья поступила в редакцию 16 июня 2012 г.