УДК 323,1
А. А. Слинъко, Е. Б. Кулаков, Ю. И. Лаптева, Т. В. Полянчук
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация: статья поднимает вопросы формирования в Российской Федерации долгосрочной национальной политики, на основе которой осущест вляется координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, их взаимодействие с институт ами гражданского общества. Цель статьи: рассмотреть исторический аспект формирования национальных отношений в Российской Федерации и современный этап их реализации, заострив внимание на деятельности национальных общест венных организаций на региональном уровне.
В статье отмечено, что в Воронежской области сложилась достаточно стабильная ситуация в плане межнациональных или межэтнических отношений, но существует целый ряд этноконфликтогенных факторов, которые могут эту ситуацию изменить. Существует потребность в разработке региональной нормативно-правовой базы, устанавливающей характер и закрепляющей основные направления межнационального взаимодействия в регионе.
Ключевые с лова: государственная национальная политика, национальные отношения, диаспора, национальные общественные организации, Национальная палата.
UDK 323.1
A. A. Slinko, Е. В. Kulakov, Y. I. Lapteva, Т. V. Polyanchuk
IMPLEMENTATION OF THE RUSSIAN FEDERATION'S STATE NATIONALITIES POLICY: THE REGIONAL PERSPECTIVE
Abstract: the article raises the issues of the formation of a long-term national policy in Russia, which determines the coordination of the activities of the state authorities and local government, and their interaction with civil society institutions. The purpose of the article is to examine the historical aspects of the developing national relations in the Russian Federation and. the curren t stage of their implementation, with particular reference to the activities of national public organizations at the regional level.
The article specifies that there is a reasonably stable situation with regard to international or interethnic relations in the Voronezh region, but there are a num ber of ethnical conflict factors that can change this situation. There is a need to develop legal and regulatory frameworks that establishes the nature and sets out the main directions of interethnic interaction in the region.
Keywords: state national policy, national relations, diaspora, national public organizations, the National Chamber.
Введение
Национальная политика Российской Федерации опирается на общие принципы управления национальными процессами и отношениями, она включает демократические правовые механизмы регулирования межнациональных отношений, особенно
конфликтных отношений, также к ее составляющим следует отнести меры, направленные на выявление и превентивное урегулирование межэтнических конфликтов, меры, направленные на обеспечение свободы развития национальной культуры и сохранения национальной самобытности. Субъек-
том национальной политики, прежде всего, является государство — входящие в систему органов государственного и муниципального управления институты центральной, региональной и муниципальной власти. Другие, негосударственные институты политической системы, такие как политические партии, СМИ, гражданское общество в современном демократическом государстве также активно участвуют в формировании национальной политики.
Стратегия государственной национальной политики в РФ на период до 2025 года служит основой для координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации и направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур [1].
Исторический аспект формирования национальных отношений в Российской Федерации
Исторический аспект формирования национальных отношений в нашей стране играет огромную роль. Исследователи национальных отношений, разделяющие представления о том, что современные нации являются ровесниками модернизациоцных процессов, относят к концу XVIII века зарождение русского национализма [2]. Они отмечают, что с этого времени отношение к населению вновь присоединяемых территорий изменяется. Они подвергаются русской колонизации, что закладывает основы для грядущих межэтнических конфликтов и развития сепаратизма.
Российская модернизация, начатая радикальными петровскими реформами, рост национального самосознания, подогреваемый соперничеством с европейскими державами и противостоянием наполеоновскому нашествию стали движущими силами развития русского национализма. Развитие национального литературного языка, национальной модели управления породили распространение различных вариантов национальной идеи в общественном сознании. Их диапазон был достаточно широк — от официальной доктрины «Православие, само-
державие, народность» до славянофильства и панславистских геополитических проектов Н. Данилевского и К. Леонтьева. Самоопределение по отношению к Западу стало стержнем процессов осмысления исторической роли России, что характерно для стран «вторичной» модернизации. При этом преобладающей моделью национализма был над-этнический проект. Но число сторонников гражданского понимания нации, сопряженного с политическим полноправием и приоритетом индивидуальных, а не коллективных прав, было ограниченно умеренными либералами, типичными представителями которых были члены и сторонники партии конституционных демократов, возникшей после революций 1905 г. В своем понимании нации, как объединяющей представителей различных этнических групп общности, они были близки западным либералам того периода, в представлении которых поддерживаемый государством гражданский национализм неизбежно приведет к ассимиляции меньшинств и стиранию различий [3].
В Советском Союзе, несмотря на идеологию, основанную на принципах интернационализма, понятие этнического не было лишено политического смысла. В начале советской истории предоставление автономии политическим единицам на основе этнического самоопределение было избрано в качестве инструмента обеспечения их лояльности новому строю. В дальнейшем национальная политика способствовала созданию этнократий, что многие исследователи считают миной замедленного действия, заложенной под такую сконструированную общность как многонациональный союз братских народов СССР [4].
Зарубежный исследователь национальных проблем на постсоветском пространстве Р. Брубейкер, придерживающийся инструментального подхода к пониманию национализма, писал, что этнофедерализм как форма территориального управления, дополненный принципом личной национальности сделал национальность одной из основ советского строя [5]. Утвердившееся в период правления Сталина понимание нации как общности, вырастающей из этноса, подразумевало и теоретическую возможность возникновения новых наций. Ослабление центральной власти и роли коммунистической партии придало этой
гипотетической возможности реальный политический потенциал,
Дополнительную сложность создавал такой элемент наследия советской национальной политики как сочетание в рамках одного государства территориального и этнокультурного принципов национальности, при котором некоторые этнические группы имели статус «титульных», возможность формирования этнических политических элит и инструменты институциональной поддержки своих языков, а другие могли лишь пользоваться весьма ограниченной культурной автономией. Двойственность национальной политики советского периода отечественной истории предопределила многие сложности, с которым пришлось столкнуться новой постсоветской России.
Деятельность национальных общественных организаций на региональном уровне
Задача достижения национального единства и формирования гражданского самосознания россиян остается актуальной и поэтому продолжает оставаться в политической повестке дня. А управление подобными процессами представляет собой сложную задачу, поскольку «современная идентичность населения России представляет собой сложный конгломерат новой российской, ностальгической советской, социальной, региональной, локальной, этнокультурной, религиозной идентичностей. Естественно, все политические, социально-культурные, экономические трансформации общества находят отражение в государственно-гражданской идентичности» [6]. Гражданская интеграция полиэтнического общества, которое переживает глубокую социальную трансформацию — исключительно сложная задача, требующая постоянного внимания.
Основной задачей национальных общественных организаций является консолидация соотечественников на основании их культурной общности. Естественно, что центральное направление деятельности подобных организаций — это сохранение национальных традиций, культуры, в том числе национального языка и традиционных семейных ценностей.
При губернаторе Воронежской области была создана Национальная палата в це-
лях повышения эффективности реализации государственной национальной политики на территории Воронежской области, укрепления межнационального согласия и взаимопонимания, сохранения и развития национальной и культурной самобытности народов, проживающих на территории Воронежской области [7]. Национально-культурные организации, действующие на территории Воронежской области, содействуют реализации прав граждан на национально-культурное самоопределение, помогают представителям национальных меньшинств в сохранении самобытности, развитии своего языка, образования и культуры, а также в трудоустройстве, правовом консультировании и социальной адаптации.
Реализуется план работы национальных диаспор Воронежской области с вновь прибывающей молодежью и трудовыми мигрантами. В рамках этого плана проводятся встречи лидеров национальных общин с указанным контингентом, активизируется работа диаспор с воронежскими ВУЗами [8]. Работа правительства области и национальных диаспор направлена на обеспечение законности, соблюдение прав человека независимо от национальности и гражданства, способствует укреплению дружбы и взаимопонимания между народами.
Хотя, в целом, можно сказать, что на сегодняшний день в Воронежской области сложилась достаточно стабильная ситуация в плане межнациональных или межэтнических отношений, но существует целый ряд этноконфликтогенных факторов, которые могут эту ситуацию изменить в худшую сторону. В качестве таких факторов можно выделить следующие: во-первых, геополитическое положение Воронежской области, которая находится между южными районами и центральными областями России, во-вторых — это миграция из южных республик России и из бывших стран СНГ. Нелегальная миграция является благоприятной средой для разжигания межнациональных конфликтов, проявлений религиозного и молодежного экстремизма.
Национальные диаспоры указывают на целесообразность разработки и утверждения Концепции национальной политики Воронежской области, модернизации региональной нормативно-правовой базы, уста-
навливаюгцей характер и закрепляющей основные направления межнационального взаимодействия в регионе. Концепция национальной политики на региональном уровне должна отражать опыт взаимодействия органов государственного и муниципального управления и национально-культурных организаций, «болевые проблемы» и механизмы их решения. На её основе необходимо разработать комплексный план мероприятий по реализации национальной политики, который должен содержать: диагностику не только межнациональных отношений, но и этносоциальных процессов в целом; связь задач реализации национальной политики на муниципальном уровне с целями устойчивого развития региона; необходимость решения не только меж-, но и внутринациональных проблем и противоречий; мониторинг не только межнациональных отношений, но и социального самочувствия представителей разных этнических групп.
Выводы
Важными ориентирами реализации национальной политики на региональном уровне являются: сохранение устойчивого единства в ситуации этнокультурного разнообразия; воспитание чувства взаимного уважения к культурам разных народов, с учетом того, что доминантой выступают традиции коренного, местного населения; понимание того, что невозможно достичь благополучия отдельной этнической группы без общего благополучия, что определяет взаимную зависимость и взаимную ответственность.
Практическая сторона реализации мер в сфере государственной национальной цолитики требует повышения роли общественных институтов, в том числе национально-культурных и религиозных организаций. Необходимо обеспечение системного участия институтов гражданского общества в социально ориентированной деятельности, включая вопросы укрепления гражданского и духовного единства российской нации, противодействие экстремизму, воспитание патриотизма, сохранение духовных традиций народов России, интеграцию, адаптацию, социализацию и натурализацию мигрантов различной этнической и религиозной принадлежности и др. [9].
ЛИТЕРАТУРА
1. Исайкин Д. М. Документы программного характера, определяющие государственную национальную политику [Текст] / Д. М. Исайкин // Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической науки: общегосударственный и региональный аспекты : материалы Всероссийской конференции с международным участием. — Пермь : Западно-Уральский институт экономики и права. — 2014. — С. 159—169.
2. Greenfield Liah. Nationalism. Five roads to modernity. — Camb. (Mass); L.: Hard. University press, 1993—XII, 581p.
3. Вдовин А. И. Российская нация. Национально-политические проблемы XX века и общенациональная советская идея : ав-тореф. дисс. доктора исторических наук / А. И. Вдовий, — М„ 1995. — 38 с.
А.Понарин Э. Д. Национальные проблемы на постсоветской территории / Э. Д. Понарин, С. Н. Мухаметшина. — СПб. : Европейский университет, 2001. — С. 77.
5. Брубейкер М. Мифы и заблуждения в изучении империи и национализма / М. Брубейкер. — М„ 2010. — 426 с.
6. Слинько А. А. Проблемы достижения гражданского единства в контексте изменения государственной национальной политики РФ. Новый баланс сил на евразийском пространстве / А. А. Слинько, Е. Б. Кулаков, Т. В. Полянчук // Среднерусский вестник общественных наук. — 2017. — Т. 12. № 2. — С. 77—82.
7.0 создании Национальной палаты при губернаторе Воронежской области : указ Губернатора Воронежской области от 7 сентября 2010 г. № 300-у
8. Культурно-национальные особенности населения Воронежской области. — Воронеж : Центр духовного возрождения Черноземного края, 2013. — 212 с.
9. Слинько -1. А. Усиление роли гражданского общества в процессах становления национального государства / А. А. Слинько // Сучасна политична нащя: духовно-моральш, культурно-етичш та сощально-економ1чш засади розвитку : Maropia.'i и XIV науковопрактично1 конференцп. — К.: ВНЗ «Нащональна академгя управлшня», 2014. — С. 70—72.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Воронежский филиал)
Слинько А. А., доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и политического управления E-mail: [email protected], Тел.: 8 (473) 247-73-75
Лаптева Ю. И., кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры политологии и политического управления E-mail: [email protected] Тел.: 8 (473) 247-73-75
Полянчук Т. В., аспирантка E-mail: [email protected] Тел.: 8-910-243-22-27
Кулаков Е. Б., аспирант
E-mail: [email protected]
Тел.: 8-910-345-74-55
УДК 331.548
В. А. Смышляев, Л. В. Коваль
П РОФОРИ Е H ТА Ц И О H H А Я РАБОТА В ВУЗАХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: СОСТОЯНИЕ И КОНТУРЫ ОПТИМИЗАЦИИ
(Публикация подготовлена при поддержке РГНФ и Правительства Воронежской
области, проект 17-16-36004 а/р)
Аннотация: в статье рассмотрены и проанализированы актуальные проблемы состояния и совершенст вования профориентационной работы в современных российских вузах как объекта социально-экономической политики. Приоритетное внимание уделено анализу взаимосвязи социально-экономической политики, сферы образования и профориентационной работы. Дана авторская характеристика сущности, специфики, структуры и целей профориентационной работы в вузах. Исследованы сложившиеся формы и виды профориентационной работы вузов с абитуриентами и студентами. Определены основные направления оптимизации вузовской профориентационной ра бот ы . Обоснована, необходимость создания в современной России Федерального и региональных профориентационных центров, способных обеспечить эффективное управление системой профориентационной работ ы в РФ и ее регионах.
Ключевые слова: профориентационнаяработа, социально-экономическая политика, профессиональное самоопределение, кадровые потребности, профессиограммы, профори-ентационные центры, социально-трудовые отношения, рынок труда.
UDK 331.548
V. A. Smyshlyaeiv, L. V. Koval
PROFESSIONAL WORK IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AS OBJECT OF SOCIO-ECONOMIC POLICY: STATUS AND CONTOURS OF OPTIMIZATION
(The publication was prepared with the support of RGNF and the Government of Voronezh Oblast, project 17-16-36004 a/p)
Summary: in the article actual problems of a, condition and perfection of professional orientation work in modern Russian high schools as object of social and economic policy are considered and analyzed. Priority attention is paid to the analysis of the interrelationship between social and