Мир науки и образования. 2015. № 4
УДК 349
РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Алямкин Сергей Николаевич
канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры государственного и административного права ЧУ ВО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск
Е-mail: [email protected]
REALIZATION OF FUNCTIONS OF CUSTOMS AUTHORITIES OF
AT THE PRESENT STAGE
Sergey Alyamkin
сandidate of philosophy, senior Lecturer, Department State and Administrative Law of Mordovian humanitarian institute, Saransk
АННОТАЦИЯ
В статье выделены и проанализированы международные, организационные, правоохранительные, финансовые, информационно-консультативные, протекционистские функции таможенных органов Российской Федерации. Акцентируется внимание на проблемных аспектах реализации названных функций на современном этапе и перспективных направлениях развития таможни.
ABSTRACT
The article identified and analyzed international, institutional, law enforcement, financial, information and consulting, protectionist functions of customs bodies of the Russian Federation. The attention is focused on the problematic aspects of the implementation of these functions at the present stage and perspective directions of development of customs.
Ключевые слова: международные функции, организационные функции, правоохранительные функции, финансовые функции, информационноконсультативные функции, протекционистские функции, таможенные органы Российской Федерации.
Кеу^Мэ: international functions, organizational functions, law-enforcement functions, financial functions, information and advisory functions protectionist function, the customs authorities of the Russian Federation.
Мир науки и образования. 2015. № 4
Комплексный характер таможенного дела предопределяет многоаспект-ность функций таможенных органов РФ. Основные из них закреплены в федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Среди функций таможенных органов в области международного сотрудничества, можно выделить: способствование развитию внешней торговли РФ в целом и ее субъектов; обеспечение соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Россию и вывозимых из нее; обеспечение выполнения международных таможенных обязательств РФ; сотрудничество с иностранными таможенными органами.
Приоритетом в международном сотрудничестве является коллективная работа таможенных служб России, Белоруссии и Казахстана по развитию Евразийского экономического союза. С участием ФТС России Евразийской экономической комиссии совершенствуется функциональная часть Договора о ЕА-ЭС.
Проблемные вопросы, касающиеся единообразного применения таможенного законодательства решаются Объединенной коллегией таможенных служб государств - членов Таможенного союза. Таким образом, осуществляется оперативное взаимодействие таможенных служб по всем вопросам таможенного сотрудничества.
ФТС России принимает активное участие в деятельности международной рабочей группы при Евразийской экономической комиссии по доработке Таможенного кодекса Таможенного союза. Постоянно развивающиеся интеграционные процессы способствуют появлению новых вопросов, требующих обновления таможенного законодательства.
К организационным функциям таможенных органов относятся: проведение таможенного контроля, совершенствование методов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федера-
Мир науки и образования. 2015. № 4
цию и вывозе товаров из Российской Федерации; обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза.
ФТС России для создания более лучших условий для ведения внешнеэкономической деятельности, создания благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации постоянно совершенствует таможенное администрирование.
Продолжается работа по развитию системы управления рисками в соответствии с международными стандартами риск-менеджмента, повышению автоматизации процесса управления рисками, обеспечению выявления рисков по всем направлениям таможенного контроля при совершении различных таможенных операций.
Формированию единых подходов к применению системы управления рисками в таможенных органах способствовало утверждение решением коллегии ФТС России 29 мая 2014 года Концепции управления рисками в таможенных органах Российской Федерации (приказ ФТС России от 18 июля 2014 г. № 1385). В соответствии с данной концепцией определены основные стратегические цели применения системы управления рисками, которыми являются обеспечение эффективности таможенного контроля путем выбора объектов, форм и объемов таможенного контроля на основе оценки рисков, а также оптимизация ресурсов таможенных органов, сокращение сроков и издержек законопослушных участников ВЭД на совершение таможенных операций.
Реализованы мероприятия по повышению степени автоматизации системы управления рисками путем модернизации программных средств, обеспечивающих разработку профилей рисков и выявление рисков при различных таможенных операциях, а также внедрения новых видов динамических и семантических индикаторов риска.
Мир науки и образования. 2015. № 4
Проведена значительная работа по совершенствованию применяемого субъектно-ориентированного подхода к управлению рисками на основе отраслевого и автоматического категорирования участников ВЭД.
Применение субъектно-ориентированного подхода приводит к сокращению сроков совершения таможенных операций с товарами, перемещаемыми в адрес участников ВЭД с низким уровнем риска, и снижению количества партий товаров, в отношении которых применяются меры по минимизации рисков.
К правоохранительным функциям таможенных органов относятся: выявление, предупреждение, пресечение таможенных преступлений и административных правонарушений; противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу; обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении таможенного контроля.
За три квартала 2015 г. на основании материалов, оформленных оперативными таможенными подразделениями, возбуждено 1379 уголовных дел. Из них - 444 дела возбуждены по делам об уклонении от уплаты таможенных платежей. 246 дел возбуждены по результатам выявления фактов контрабанды наркотических и психотропных веществ (их прекурсоров или аналогов). 412 дел возбуждены по фактам контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, вооружения и военной техники, стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов возбуждено
[5].
Кроме того, за 9 месяцев 2015 года российской таможней при проведении таможенного контроля и оперативно-розыскных мероприятий изъято из незаконного оборота более 1142 кг наркотиков.
Мир науки и образования. 2015. № 4
В 2014 году стоимость выявленных незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу РФ товаров составила - 1,7 млрд. руб. Сумма неуплаченных таможенных платежей -3 млрд. руб. Не было возвращено из-за границы средств в иностранной валюте и валюте РФ на сумму 40 млрд. руб. Переведено денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов на сумму 8,7 млрд. руб. Размер незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов составил 228 млн. руб. Размер легализованных денежных средств или иного имущества составил 97 тыс. руб. [5]
К функциям финансового характера таможенных органов относятся: взимание таможенных пошлины, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов; контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных платежей, осуществление контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу, а также с ввозом (вывозом) товаров.
По итогам 2014 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 7 100,6 млрд. рублей, что на 535,2 млрд. рублей (или на 8,2%) больше, чем в 2013 году. В том числе: за счет НДС - 1 631,0 млрд. руб.; ввозных таможенных пошлин-568,1млрд. руб.; вывозных пошлин - 4637,1 млрд. руб.; акцизов при ввозе товаров - 60,1 млрд. руб.; таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами - 24,4 млрд. руб.; таможенных сборов - 16,4 млрд. руб.; утилизационных сборов - 43,7 млрд. руб. [6]
За три квартала 2015г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 3637,9 млрд. руб.
В настоящее время реализуется Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года, утвержденная приказом ФТС России от 27 декабря 2012 г. № 2709. Акценты таможенного контроля постепенно
Мир науки и образования. 2015. № 4
смещаются на этап после выпуска товаров. Создаются условия, исключающие использование разнообразных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых осуществляется таможенными органами.
Информационно-консультативная функция таможенных органов включает: разъяснения заинтересованным лицам их прав и обязанностей в области таможенных правоотношений, оказание содействия в пределах своих полномочий участникам ВЭД в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки; осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела, обеспечение государственных органов, организаций и граждан информацией по вопросам таможенного дела.
Разъяснения заинтересованным лицам их прав и обязанностей в области таможенных правоотношений может быть отнесено к области правовой коммуникации. Такое взаимодействие между носителями субъективных прав и правовых обязанностей основано на интерпретации правовых текстов в области таможенного дела [8], которая возможна только при наличии соответствующих навыков у специалистов таможенных органов [4].
Деятельность Федеральной таможенной службы России осуществляется на основе принципа открытости, что основано на Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93-р.
Некоторые ученые отмечают, что в условиях роста нелегальной внешнеэкономической деятельности актуальными становятся контролирующее, правоохранительное, административно-регулятивное направления государственной деятельности таможенных органов [7].
Рост нелегальной внешнеэкономической деятельности свидетельствует и о низком уровне социальной ответственности бизнеса, базовый уровень кото-
Мир науки и образования. 2015. № 4
рой включает требование полной и своевременной уплаты налогов и сборов [1, 2].
С другой стороны, в условиях функционирования Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства избыточные проверочные мероприятия однозначно воспринимаются участниками внешнеэкономической деятельности как барьер на торговых путях [3].
В настоящее время распространение получила идея «сервисной таможни»: таможни для участников ВЭД. Согласно этой концепции таможенные органы - это публичные образования, нацеленные на оказание качественных услуг в области таможенного дела как государству, так и участникам ВЭД [9]. Все это способствует эффективному содействию внешнеторговой деятельности, ускорению и упрощению таможенных процедур.
Важной новеллой российского таможенного законодательства стало закрепление в главе «Таможенные органы» Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» критериев оценки работы таможенных органов. В их числе: скорость совершения таможенных операций при ввозе и вывозе товаров, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций; своевременность и полнота поступления таможенных платежей; эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям. Достижение по результатам работы достаточного уровня указанных критериев возможно лишь в случае использования действенного механизма таможенного контроля.
Особую актуальность сегодня приобретает реализация протекционистской функции таможенных органов РФ, включающей защиту интересов отечественных товаропроизводителей с использованием средств таможенного регулирования.
Список литературы:
Мир науки и образования. 2015. № 4
1. Алямкин С.Н. Социальная ответственность бизнеса в сознании современного российского общества (синергийно-антропологический подход) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 1. С. 17-21.
2. Алямкин С.Н. Сравнительный философско-правовой анализ конституционных моделей социальной ответственности бизнеса в Российской Федерации и Республике Беларусь // Социально-политические науки. 2012. № 3. С. 149-151.
3. Бакаева О.Ю. Государственный контроль и надзор как основные функции таможенных органов // Ленинградский юридический журнал. 2012. № 4 (30). С. 34-42.
4. Реброва Т.П. Компетентностный подход к подготовке бакалавров по направлению «Юриспруденция» в НОУВПО «МГИ»: опыт работы кафедры государственного и административного права // Культурологический подход в экономико-правовом развитии региона XIV Макаркинские научные чтения. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский гуманитарный институт". 2014. С. 376-380.
5. Результаты правоохранительной деятельности подразделений Федеральной таможенной службы за 9 месяцев 2015 года [электронный ресурс] : Официальный сайт Федеральной Таможенной службы. - Режим доступа: http://www.customs.ru. Дата обращения : 10.11.2015.
6. Статистика перечисления таможенных платежей в доход федерального бюджета за 2014 год [электронный ресурс] : Официальный сайт Федеральной Таможенной службы. - Режим доступа: http://www.customs.ru. Дата обращения : 10.11.2015.
7. Табаков А.В. Фискальная функция - основное направление деятельности таможенных органов или смысл их существования? // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 3 (51). С. 43-55.
Мир науки и образования. 2015. № 4
8. Усманова Е.Ф., Шерстнева А.А. Состояние и перспективы развития законодательных основ правовой коммуникации // Вопросы современной юриспруденции. 2014. № 33. С. 73-77.
9. Хапилин С.А. Сервисная функция таможенных органов в контексте теории общественных благ // Инженерный вестник Дона. 2013. Т. 26. № 3 (26). С. 67.