Научная статья на тему 'Реализация функционально-семантической категории эмотивности в тексте'

Реализация функционально-семантической категории эмотивности в тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
836
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОТИВНОСТЬ ТЕКСТА / ЭМОТИВНАЯ СЕМАНТИКА СЛОВА / ЭМОТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ЭМОТИВНЫЙ ФОН / ЭМОТИВНАЯ ОКРАСКА / ЭМОТИВНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Изосимова Инна Валерьевна

В данной статье рассмотрена проблема реализации семантической категории эмотивности в тексте и раскрыты ее функциональные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация функционально-семантической категории эмотивности в тексте»

УДК 81’371

РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

ЭМОТИВНОСТИ В ТЕКСТЕ

ACTUALIZATION OF FUNCTIONAL SEMANTIC CATEGORY OF EMOTIVENESS IN TEXT

И. В. Изосимова I. V. Izosimova

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема реализации семантической категории эмотивности в тексте и раскрыты ее функциональные особенности.

Abstract. The article considers the problem of actualization of semantic category of emotiveness in text and reveals its functional characteristics.

Ключевые слова: эмотивность текста, эмотивная семантика слова, эмотивное содержание, эмотивный фон, эмотивная окраска, эмотивная тональность.

Keywords: text emotiveness, emotive semantics of a word, emotive content, emotive background, emotive colouring, emotive tonality.

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время возрос интерес к изучению эмоционального аспекта человеческого мышления. Это обусловлено тем, что в науке человек стал рассматриваться как единое целое. Получение углубленных знаний о человеческой природе возможно благодаря изучению эмоциональных процессов его жизнедеятельности.

Проблема текстообразования является одним из основных вопросов теоретической лингвистики. Актуальность проблемы заключается в том, что на сегодняшний день текст представляет собой объект активного изучения, поскольку отражает человеческую сущность. Также следует отметить, что теория текстопостроения недостаточно разработана в лингвистике. Несмотря на большое количество научных работ, посвященных проблемам текста, создание единой теории текста является областью лингвистических исследований.

Материал и методика исследований. В ходе исследований данной проблемы был проведен анализ научно-методической литературы, изучен ряд трудов известных лингвистов.

Результаты исследований и их обсуждение. Последние десятилетия вопрос эмотивной стороны речи привлекает все большее внимание лингвистов. Природа эмо-тивности текстов обсуждается в различных работах, в которых эмоциональность объяс-

няется не с помощью анализа эмотивных единиц, а благодаря выявлению текстовых элементов, таких как эмоционально-смысловая доминанта, эмотивная тема, субъективный смысл.

Некоторые результаты, достигнутые в области исследования эмотивной структуры текста, используются на сегодняшний день при анализе текста, его структуры.

Интерес представляет модель толкования названий эмоций А. Вежбицкой. Она разработала модель толкования названий эмоций в различных языках через универсальные семантические понятия. По мнению А. Вежбицкой, «врожденные и универсальные понятия должны выявляться в описании многих языков мира (генетически и культурно различных)» [2, 233].

Проблемами эмотивности языка занимается также профессор В. И. Шаховский. По его мнению, эмоции тесно связаны с квалификативно-оценивающей деятельностью человека и являются компонентами структуры его мыслительной деятельности. «Эмоции формируют в некоторых понятиях индуктивно-прагматический сектор, находящий отражение в эмотивной семантике слова, соотносимого с данным понятием» [5, 96].

Он установил три типа эмотивности слова: собственно эмотивность, эмотивность как одна из реализаций семантики слова и контекстуальная эмотивность. Также выделил три уровня выражения эмотивности: «1) эмотивное значение; 2) коннотация как компонент, сопряженный с логико-предметным компонентом значения; 3) уровень эмотивного потенциала» [5, 131].

Эмотивные единицы языка могут быть объединены в лексико-семантическое поле эмотивов, что подтверждает системность эмотивной лексики и наличие эмотивной функции. Эмотивная семантика текста способна реагировать на любую ситуацию и психологические особенности коммуникантов. Отсюда следует вывод о том, что эмотивная семантика слова представляет собой определенную коммуникативную ценность, поскольку несет в себе некую смысловую информацию.

Под эмотивностью В. И. Шаховский понимает «имманентно присущее языку семантическое свойство выражать системой своих средств эмоциональность как факт психики, отраженный в семантике языковых единиц, социальные и индивидуальные эмоции» [6, 24].

Эмотивность текста характеризуется двумя аспектами: планом содержания и планом выражения. Эмотивное содержание определяется всем текстом: посредством эмотем и прагматической интенции автора. План выражения в тексте определяется набором языковых и текстовых маркеров эмоций. План содержания эмотивности выражает субъективную оценочность, план выражения представлен категорией экспрессивности, благодаря чему осуществляется прагматическая функция языковой единицы, что обеспечивает ее эмоциогенность.

Функционально-семантическая категория эмотивности в тексте может быть представлена такими понятиями, как эмотивный фон, эмотивная тональность, эмотивная окраска. Эмотивный фон и эмотивная тональность определяют эмотивное содержание текста и находят отражение с помощью эмотивной окраски. Эмотивность как лингвистическая категория присутствует в текстах различных типов. «Эмотивная специфика текстов может быть определена через соотношение эмотивного фона, эмотивной тональности и эмотивной окраски и регламентируется функционально-стилевыми нормами» [3].

Особенности эмотивного фона, эмотивной тональности и эмотивной окраски текстов определяют критерии разграничения таких понятий, как «эмотивность текста» и «эмотивный текст» в пределах отдельного функционального стиля.

Различные элементы эмотивного содержания текста, а также их функциональные особенности обусловливают наличие различных функций текстовой эмотивности: дублирующей, компенсирующей, замещающей, эмоциональной оценки, эмоционального воздействия на адресата.

Понятия «эмотивность текста» и «эмотивный текст» не тождественны. «Эмотив-ным считается такой текст, который отвечает следующим базовым параметрам: передает информацию об эмоциях, а не о фактах; характеризуется эмоциональными коммуникативными целями; содержит в поверхностной структуре языковые и речевые эмотивные знаки, кодирующие эмоции» [6, 44]. Эмотивность текста отражает не только эмотивное содержание, но и эмоциональную информацию.

Основным источником эмотивности текста являются эмотивные языковые средства. Способы описания эмотивных ситуаций в тексте разнообразны: от свернутых (слово) до развернутых (словосочетание, предложение, текст) структур.

Основываясь на коммуникативном подходе, В. А. Маслова считает, что эмотив-ность текста определяется его содержанием. Она утверждает, что «содержание текста является потенциально эмоциогенным, потому что всегда найдется реципиент, для которого оно окажется личностно значимым. Эмоциогенность содержания текста - это, в конечном счете, эмоциогенность фрагментов мира, отраженных в тексте» [4, 21].

Эмотивность - это лингвистическая категория, актуализирующаяся в тексте. Эмо-тивное пространство текста, по мнению Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильева, Ю. В. Казарина, представлено двумя уровнями - уровнем персонажа и уровнем его создателя-автора: «целостное эмотивное содержание предполагает обязательную интерпретацию мира человеческих эмоций (уровень персонажа) и оценку этого мира с позиции автора с целью воздействия на этот мир, его преобразования» [1, 167]. На этих уровнях и происходит передача эмотивного смысла. «Совокупность эмоций в тексте (в образе персонажа) - своеобразное динамическое множество, изменяющееся по мере развития сюжета, отражающее внутренний мир персонажа в различных обстоятельствах, в отношениях с другими персонажами» [1, 169]. При этом в тексте выделяется «эмоциональная доминанта» - преобладание какого-то эмоционального состояния. «Конфликтность эмоциональной сферы персонажа, с одной стороны, и наличие эмоциональной доминанты, с другой, не противоречат законам художественного текста и положению дел в мире вообще; напротив, первое отражает общие законы организации художественного текста, а последнее соответствует особенностям психологии человека: психологи давно отмечали в качестве основополагающих черт личности ее эмоциональную направленность, т. е. тяготение каждого человека к той или иной системе переживаний» [1, 269]. В разных текстах, в зависимости от интенции автора, возможно преобладание того или иного эмоционального свойства персонажа.

Эмотивность текста отражает понятие эмотивной семантики текста, которая, в свою очередь, представляет собой определенную коммуникативную ценность и содержит некую эмоциональную информацию. «Эмотивная лексика в художественном тексте выполняет несколько функций, основными из которых являются создание эмотивного содержания и эмотивной тональности текста» [1, 283].

Резюме. Эмоционально-оценочные лексемы, реализующиеся в тексте, осуществляют определенные функции. Совокупность данных лексем определяет роль эмоционально-оценочной лексики в стиле писателя в целом. При этом следует помнить, что любой текст является выражением мировосприятия автора и формируется сквозь призму его собственного восприятия объекта описания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика : учебник / Л. Г. Бабенко. - М. : Флинта ; Наука, 2009. - 496 с.

2. Вежбицкая, А. С. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики / А. С. Вежбицкая. -М. : Языки славянской культуры, 2001. - 272 с.

3. Колобаев, В. К. Функциональный анализ слов широкой семантики в английской научной литературе / В. К. Колобаев // Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». - М. : Образование, 2006. - С. 43.

4. Маслова, В. А. К построению психолингвистической модели коннотации / В. А. Маслова // Вопросы языкознания. - 2009. - № 1. - С. 19-22.

5. Шаховский, В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В. И. Шахов-ский. - М. : Либроком, 2009. - 208 с.

6. Шаховский, В. И. Эмоции - мысли в художественной коммуникации / В. И. Шаховский // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. - Волгоград ; Саратов : Б. и., 2008. - С. 81-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.