Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТАПОВ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТАПОВ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ / МЕТОДЫ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ / ЭТАПЫ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бужинская Н.В., Васева Е.С.

Статья посвящена обсуждению возможности реализации идей дизайн-мышления в сфере высшего образования. Цель статьи - рассмотреть условия реализации основных этапов дизайн-мышления в образовательном процессе высшей школы. Метод дизайн-мышления может быть адаптирован под условия организации обучения в высшей школе при соблюдении определенных содержательных и процессуальных требований. К таким требованиям можно отнести: постановку проблемы на основе имеющегося опыта у студентов, возможность организации непрерывного взаимодействия с клиентом, создание атмосферы командной работы, приобретение компетенций в области построения визуальных образов. В дизайн-мышлении принято выделять пять этапов - эмпатию, определение, генерацию идей, прототипирование и тестирование. Реализация данных этапов направлена на организацию практико-ориентированного процесса подготовки, а именно создание ситуаций, максимально-приближенных к будущей профессиональной деятельности выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF STAGES OF DESIGN-THINKING IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER SCHOOL

The article is devoted to the discussion of the possibility of implementing the ideas of design thinking in the field of higher education. The purpose of the article is to consider the conditions for the implementation of the main stages of design thinking in the educational process of higher education. The design thinking method can be adapted to the conditions of the organization of education in higher education, subject to certain substantive and procedural requirements. These requirements include: posing a problem based on the experience of students, the ability to organize continuous interaction with a client, creating an atmosphere of teamwork, acquiring competencies in the field of building visual images. In design thinking, it is customary to distinguish five stages - empathy, definition, idea generation, prototyping and testing. The implementation of these stages is aimed at organizing a practice-oriented training process, namely, creating situations as close as possible to the future professional activity of a graduate.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТАПОВ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

DOI 10.26105/SSPU.2021.1.70.009 УДК 378.147

ББК 74.480.26

Н.В. БУЖИНСКАЯ Е.С. ВАСЕВА

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТАПОВ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

N.V. BUZHINSKAYA E.S. VASEVA

IMPLEMENTATION OF STAGES OF DESIGN-THINKING IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER SCHOOL

Статья посвящена обсуждению возможности реализации идей дизайн-мышления в сфере высшего образования. Цель статьи — рассмотреть условия реализации основных этапов дизайн-мышления в образовательном процессе высшей школы. Метод дизайн-мышления может быть адаптирован под условия организации обучения в высшей школе при соблюдении определенных содержательных и процессуальных требований. К таким требованиям можно отнести: постановку проблемы на основе имеющегося опыта у студентов, возможность организации непрерывного взаимодействия с клиентом, создание атмосферы командной работы, приобретение компетенций в области построения визуальных образов. В дизайн-мышлении принято выделять пять этапов — эмпатию, определение, генерацию идей, прототипирование и тестирование. Реализация данных этапов направлена на организацию практико-ориентированного процесса подготовки, а именно создание ситуаций, максимально-приближенных к будущей профессиональной деятельности выпускника.

The article is devoted to the discussion of the possibility of implementing the ideas of design thinking in the field of higher education. The purpose of the article is to consider the conditions for the implementation of the main stages of design thinking in the educational process of higher education. The design thinking method can be adapted to the conditions of the organization of education in higher education, subject to certain substantive and procedural requirements. These requirements include: posing a problem based on the experience of students, the ability to organize continuous interaction with a client, creating an atmosphere of teamwork, acquiring competencies in the field of building visual images. In design thinking, it is customary to distinguish five stages — empathy, definition, idea generation, prototyping and testing. The implementation of these stages is aimed at organizing a practice-oriented training process, namely, creating situations as close as possible to the future professional activity of a graduate.

Ключевые слова: цифровая экономика, дизайн-мышление, методы дизайн-мышления, этапы дизайн-мышления, образовательный процесс, высшая школа.

Keywords: digital economy, design thinking, design thinking methods, stages of design thinking, educational process, high school.

ВВЕДЕНИЕ. Цифровая трансформация экономики определяет новые требования к деятельности предприятий. Цифровые технологии позволяют привлекать новых заказчиков, взаимодействовать с конечным потребителем, моментально получать отклики от клиентов, по-новому пересмотреть вопросы спроса и предложения товаров и услуг.

В ближайшем будущем именно эффективное использование новых цифровых технологий в области организации взаимодействия с заказчиками будет определять конкурентоспособность отдельных компаний [11; 13]. На первый план выходят интересы потребителей, их желание использовать предлагаемый продукт или услугу. Идеи дизайн-мышления отражают современные тенденции управления бизнесом, а именно: создание продуктов и предоставления услуг в интересах потребителей. В основе дизайн-мышления лежат нацеленность на понимание пользовательского запроса и создание продуктов при условии постоянного взаимодействия с клиентом.

Включение в содержательном и организационном аспектах в образовательный процесс высшей школы методик и инструментов дизайн-мышления позволят сделать процесс обучения в большей степени соответствующим будущей профессиональной деятельности выпускника.

ЦЕЛЬ СТАТЬИ — проанализировать условия реализации основных этапов дизайн-мышления в процессе подготовки студентов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Термин «дизайн-мышление» впервые был определен в 1969 году Гербертом Саймоном в связи с изучением особенностей рекламы. В 1980 году методология дизайн-мышления стала использоваться в работе консалтинговой компании IDEO, которая занималась вопросами продвижения товаров и услуг. Были обозначены несколько основных направлений разработки успешного продукта — идея-ключ, качество, эстетика и функциональность [5].

Отметим, что в настоящее время отсутствуют однозначная интерпретация данного термина. Каждый исследователь, в зависимости от области, в которой он работает (психология, педагогика, экономика, ИТ-сфера), выделяет определенные особенности дизайн-мышления. Рассмотрим разные точки зрения.

Тим Браун утверждает, что дизайн-мышление — это подход к проектированию инновационных решений, ориентированный на человека. Он основан на инструментах, применяемых дизайнерами, используется с целью интегрирования потребностей людей, потребностей бизнеса и технологических возможностей [3]. Дизайн-мышление позволяет мыслить «на шаг вперед» и разрабатывать продукт, который будет интересен пользователям.

Кемпкенс Оливер подчёркивает, что дизайн-мышление — это результат командной работы, поскольку новые идеи хорошо генерируются в сплоченной, дружной команде. В процессе командной работы каждый человек пытается выразить свою точку зрения, доказать ее, привести необходимые аргументы. Особенностью дизайн-мышления является отсутствие четкого порядка действий, стандартов, шаблонов [7].

Дизайн-мышление — это системный подход к решению проблем, движущей силой которого являются пользователи. Данный процесс начинается с эмпатии — глубокого понимания чувств и мыслей людей, затем наступает стадия изобретения — создания новых идей и планов, и завершается дизайн-мышление итерацией — поиском оптимального решения. При этом главным в дизайн-мышлении является стремление к действиям в постоянно изменяющихся условиях согласно потребностям пользователей [14]. Дизайн-мышление как метод проектирования предполагает интеграцию продуктов, услуг, структуры, пространства, опыта и сложных систем соответствующих объектов, главной целью которого служит удовлетворение потребностей потребителя [10]. Дизайн-мышление базируется на установках, которые диктует современный рынок. Это методика, которая помогает найти нестандартные решения задач, ориентированные на интересы пользователя [2].

Г. Цеплаков считает, что дизайн-мышление — это метод создания продуктов и услуг, ориентированных на человека. Отличительными особенностями метода являются проникновение в опыт пользователя, всесторонний подход к определению проблем и фокуси-

ровка на персональных сценариях поведения и действия. Дизайн-мышление проявляется в работе с проектами [12].

М.В. Канавцев подчеркивает, что дизайн-мышление — это анализ проблемы с нескольких точек зрения, и, тем самым, создание основы для логического и последовательного перехода к непосредственному принятию решений [6].

Дизайн-мышление позволяет по-новому осмыслить процесс работы с таким ценным ресурсом, как информация. С точки зрения концепции дизайн-мышления, ценность имеет информация, которая получена, проанализирована и обработана на основе учета мнения людей, их чувств и поведения. Дизайн-мышление как процесс основан на чувствах, эмоциях, переживаниях. С его помощью исследователь генерирует новые идеи [9]. Н.В.Лясников и Д.И.Усманов подчеркивают, что одним из ключевых принципов дизайн-мышления является способность к эмпатии. Дизайн-мышление называют одним из видов нестандартного мышления или «ориентированным на человека дизайном» [8].

Анализ исследований позволяет сделать вывод, что часть авторов понимают под дизайн-мышлением подход к проектированию товаров и услуг, другая — методы решения задач, которые возникают в процессе работы над проектом. Согласно первой точке зрения, дизайн-мышление выступает «движущей силой», которая дает старт каждому новому проекту. Во втором случае, цель работы определена, а методы дизайн-мышления (анализ проблемы с разных точек зрения, работа с информацией как ценным ресурсом, организация командной работы и т.д.) используются на отдельных этапах деятельности. В рамках данного исследования мы придерживаемся точки зрения Тима Брауна, считаем, что под дизайн-мышлением понимается подход к процессу разработки товара или услуги, которому предшествует тщательный анализ потребностей и желаний потребителей. В основе дизайн-мышления находится генерирование идей человеком, их реализация и оценка полученного результата. В том случае, если этот результат не устраивает пользователя, необходимо пересматривать концепцию разработки. Дизайн-мышление — это достаточно трудоемкий, синтетичный по своей природе процесс, который последовательно реализуется через анализ исходной ситуации, нахождение идеи, разработку плана и непосредственно реализацию замысла [1].

В работе Ж.Лидтка и Т.Огилви [14] обозначены четыре главных вопроса в дизайн-мышлении:

— «что есть?» — исследование существующих проблем;

— «что если?» — как можно решить данные проблемы;

— «что цепляет» — выбор оптимального решения;

— «что работает» — оценка полученных результатов.

Эти вопросы необходимо решать последовательно на разных этапах дизайн-мышления, которые определил Дж.К.Джонс в работе «Методы проектирования» [4]: эмпатии, определении, поиске идей, прототипировании и тестировании. Этап эмпатии предполагает изучение потребностей пользователей, наблюдение за их действиями и эмоциями. На этапе определения происходит формулирование проблемы, которую необходимо решить. Проблема (POV-Point-of-View — точка зрения) выражается на основе полученных данных на первом этапе, с учетом мнения пользователей. В результате реализации этапов эмпатии и определения должно быть выполнено исследование существующих проблем, найден ответ на вопрос «что есть?». Следующий этап направлен на генерацию идей, воплощение которых может стать решением обозначенных проблем — ответ на вопрос «что если?». Этап прототипирования предназначен для реализации одной или нескольких идей, происходит выбор оптимального решения и, как следствие, ответ на вопрос «что цепляет?». На последнем этапе необходимо оценить полученный результат, и, при необходимости, внести изменения, понять «что работает?». На каждом этапе существуют свои методы — беседа

с заказчиками, интервью, анкетирование, мозговой штурм, «Шесть шляп мышления», макетирование, фиксация на видео и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ СТАТЬИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Этапы дизайн-мышления могут быть адаптированы под условия образовательного процесса. Применение данной методологии позволяет сделать обучение более практико-ориентированным, создать ситуации, максимально-приближенные к будущей профессиональной деятельности выпускника. В современных условиях развития рынка, именно сбор и управление требованиями к разрабатываемым продуктам становятся ключевыми факторами, определяющими успешность деятельности компаний. При этом, в образовательном процессе большее внимание уделяется именно технологическому процессу получения определенного результата. Студенты следуют установкам преподавателя или руководителя практики и выполняют четко обозначенные задания. Включение же идей дизайн-мышления в обучение студента высшего учебного учреждения позволит расширить принятые методики обучения в области развития:

— умений выявлять потребности пользователей;

— умений взаимодействовать с пользователями и заказчиками на всех этапах создания и реализации продукта;

— умений работать в команде;

— креативных способностей личности;

— умений осуществлять рефлексию полученных результатов.

Рассмотрим особенности организации обучения в вузе при включении основных идей дизайн-мышления в образовательный процесс. Оценку необходимых начальных условий, способов организации, ожидаемых результатов будем проводить в контексте описанных нами выше этапов дизайн-мышления: эмпатия, определение проблемы, генерация идей, прототипирование, тестирование. Обсуждаемые примеры обеспечения условий организации этапов дизайн-мышления приведены для студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика», выбор обусловлен педагогической деятельностью авторов.

При традиционном подходе к процессу обучения преподаватель предлагает студентам работать по определенному алгоритму — решать задачи в разных областях ИТ-сферы, проектировать программные продукты для конкретных заказчиков в рамках курсовых и дипломных работ и т.д. Реализация этапов дизайн-мышления предполагает самостоятельное знакомство студентов с ИТ-рынком и его структурой, изучение потребностей определенных групп потенциальных потребителей и работу над тем программным продуктом, который будет иметь успех в современном мире. Таким образом, уже на начальном этапе студенты учатся просчитывать риски, которые могут возникнуть в процессе работы над программным продуктом, а также ищут способы сделать свой продукт более конкурентноспособным. Следовательно, уменьшается количество программных продуктов, которые выполняются будущими программистами только ради итоговой оценки, без особого интереса с их стороны, и понимания перспектив дальнейшей работы.

Результатом этапа эмпатии для студентов должно стать полное понимание предметной области. Четкому пониманию предметной области будет способствовать предыдущая практика и опыт студентов. Например, для студента существует «заказ клиента» — разработка образовательного сайта «Офисные технологии». Погружению в предметную область будет способствовать предыдущее изучение дисциплины «Деловая информатика». Обозначенный пример показывает целесообразность внедрения технологий дизайн-мышления на старших курсах, когда студент уже получил «пользовательский опыт». Кроме того, пониманию предметной области будет способствовать решение задач, характерных для повседневной жизни студента,—разработка справочника контактов, системы учета доходов и расходов, автоматизированного расписания транспорта и т.д.

Для понимания предметной области должны быть созданы условия общения и взаимодействия с пользователями. Роль «заказчика» может быть отведена преподавателю, руководителю практики, сокурснику, родственнику — человеку, контакты с которым могут быть достаточно частыми. В рамках этого взаимодействия могут быть применены различные методы — анкетирование, интервьюирование, наблюдение, прохождение опыта пользователя и т.д. При этом важно создать ситуацию неопределенности — «заказчик» не всегда четко понимает, что он хочет получить, его запросы периодически меняются.

В результате этапа определения студенты должны четко сформулировать потребности пользователя, обозначить задачу для решения, для этого выполняется анализ всей информации, полученной на предыдущем этапе. На данном этапе важно создать атмосферу обсуждения, взаимодействия, но уже между участниками команды, работающими над решением одной задачи. В условиях образовательного процесса не всегда есть возможность собрать всех участников команды в одно время в одном помещении (необходимость согласования расписания, наличия свободной аудитории). В этом случае целесообразно атмосферу обсуждения создать средствами информационно-коммуникационных технологий — виртуальных досок, систем проведения телеконференций, систем голосования. Кроме того, для создания условий, приближенных к будущей профессиональной деятельности, имеет смысл устроить ситуацию получения новой информации, изменения существующих сведений.

На этапе генерации идей также важно создать атмосферу обсуждения, поэтому условия, обозначенные на предыдущем этапе, сохраняются. Результатом этапа должно стать принятие решения о концепции разрабатываемого продукта. Действенным инструментом представления и оценки возможных идей является визуализация, поэтому для успешной реализации этапа является необходимостью наличие компетенций у студентов в области разработки визуальных образов, обеспечивающих повышение эффективности восприятия информации на базе современных методов и средств визуализации информации. Решением в данном случае может стать изучение в содержании предшествующих курсов методов и средств построения визуальных образов. Пример визуализации идей по разработке программного продукта студентами, обучающимися по направлению «Прикладная информатика», представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Визуализация идей, в процессе проектирования программного продукта

Визуализация необходима также при воплощении идеи в виде прототипа. На этапе прототипирования может быть создан целый ряд прототипов. Каждый следующий прототип — уточненный вариант предыдущего в результате работы команды, согласования

с пользователем. Поэтому на этапе прототипирования важно продолжить создание условий организации командной работы и взаимодействия с заказчиком. Результатом этапа является практически готовый продукт, незначительные доработки которого возможны на этапе тестирования.

Этап тестирования позволяет проверить работоспособность данного продукта, в том числе и пользователем. Действенным методом проверки продукта является предоставление его пользователю с минимальным количеством информации об его использовании. Например, продуктом, созданным командой студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика», может являться программа, база данных, информационный ресурс. Только в том случае, когда пользователь самостоятельно разобрался с функциями предложенного продукта, увидел и оценил направления его использования, можно говорить, что релиз продукта прошел успешно.

Необходимые для проведения каждого этапа условия и соответствующие особенности реализации, ожидаемые результаты представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Этапы дизайн-мышления в образовательном процессе

Из всех условий следует, что включать этапы дизайн-мышления в образовательный процесс рекомендуется на старших курсах, так как именно в этот период у студентов имеется необходимый набор компетенций в предметных областях, опыт участия в командной работе, умения интерпретировать информацию и строить визуальные образы.

В структуре обучения студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика», реализовать данные этапы можно в рамках одной дисциплины, например, «Программная инженерия» или последовательно во время изучения цикла дисциплин — «Проектирование информационных систем», «Информационный менеджмент» и др.

ВЫВОДЫ. Дизайн-мышление — это методика создания продуктов, ориентированная на конкретного пользователя и включающая ряд этапов. Каждый этап дизайн-мышления может быть реализован в образовательном процессе высшей школы. Построение обучения с учетом методологии дизайн-мышления сопряжено с необходимостью выполнения определенных требований — создание условий погружения в предметную область, непрерывного взаимодействия с «заказчиком», организация командной работы, развитие у студентов компетенций в области представления вариантов решений в виде визуальных образов. Результаты реализации этапов дизайн-мышления при соблюдении обозначенных условий показали приобретение студентами, обучающимися по направлению «Прикладная информатика», компетенций в области формулирования потребностей заказчиков, постановки задач разработки, прототипирования будущего продукта, презентации итогов работы.

Реализация этапов дизайн-мышления направлена на организацию практико-ориентированного процесса подготовки и создание ситуаций, максимально-приближенных к будущей профессиональной деятельности выпускника, что способствует подготовке востребованных специалистов, способных мыслить нестандартно при постоянно-изменяющихся условиях и неоднозначных требованиях заказчиков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альмомани Х. Н., Быстрова Т. Ю. Алгоритмы дизайн-мышления: теория и практика // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2019. № 2 (41). С. 92-97.

2. Беляев Н. М., Смирнова О. П. Совершенствование системы управления человеческими ресурсами на основе внедрения дизайн-мышления // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». 2019. № 44. С. 120-123.

3. Браун Т.Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей. М.: Манн, Иванов и Фербрер, 2012. 256 с.

4. Джонс Дж. К. Методы проектирования: Пер с англ. 2-е изд., доп. М.: Мир, 1986. 326 с.

5. Дмитриева С.А.Дизайн-мышление как новая парадигма корпоративных финансов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). С. 112-115.

6. Канавцев М.В.Системный анализ и дизайн-мышление — новое или давно забытое старое? // В сборнике: Двадцатые Петровские чтения. Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. 2019. С. 241-244.

7. Кемпкенс О.Дизайн-мышление. Все инструменты в одной книге. М.: Бомбора, 2019. 224 с.

8. Лясников Н.В., Усманов Д. И. «Дизайн-мышления» элементов искусственного интеллекта для преодоления барьеров // Проблемы рыночной экономики. 2019. № 3. С. 45-53.

9. Сафарова Э. И.Является ли дизайн-мышление новой парадигмой при решении проблем? // Наука среди нас. 2018. № 6. С. 61-64.

10. Стрельникова В.Э. Дизайн-мышление как современный метод проектирования // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 4. URL: https://obe.ru/journal/vypusk-2019-g-4-16-dekabr/strelnikova-v-e-dizajn-myshlenie-kak-sovremennyj-metod-proektirovaniya/ (дата обращения: 20.10.2020).

11. Фазылзянова Г. И. Дизайн-мышление как философия и методология цифрового общества // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2020. № 1 (25). С. 101-108.

12. Цеплаков Г. Дизайн-мышление и эко-культура. URL: https://prirodnadzor.admhmao.ru/upload/ iblock/2ee/dizayn_myshlenie-i-eko_kultura_-g.tseplakov.pdf (дата обращения: 20.10.2020).

13. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение / Г. И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др. // Докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам

развития экономики и общества, Москва, нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». 9-12 апр. 2019 г. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 82 с.

14. Liedtka J., Ogilvie T. Designing for Growth: A Design Thinking Toolkit for Managers. Columbia University Press. 227 p.

REFERENCES

1. Al'momani KH. N., Bystrova T. YU. Algoritmy dizayn-myshleniya: teoriya i praktika [Design thinking algorithms: theory and practice] // Akademicheskiy vestnik UralNIIproyekt RAASN. 2019. № 2 (41). S. 92-97. (In Russian).

2. Belyayev N. M., Smirnova O.P. Sovershenstvovaniye sistemy upravleniya chelovecheskimi resursami na osnove vnedreniya dizayn-myshleniya [Improving the human resource management system based on the implementation of design thinking] // Sbornik nauchnykh trudov vuzov Rossii «Problemy ekonomiki, finansov i upravleniya proizvodstvom». 2019. № 44. S. 120-123. (In Russian).

3. Braun T. Dizayn-myshleniye: ot razrabotki novykh produktov do proyektirovaniya biznes-modeley [Design thinking: from developing new products to designing business models]. M.: Mann, Ivanov i Ferbrer, 2012. 256 s. (In Russian)

4. Dzhons Dzh. K.Metody proyektirovaniya [Design Methods]. M.: Mir, 1986. 326 s. (In Russian).

5. Dmitriyeva S.A. Dizayn-myshleniye kak novaya paradigma korporativnykh finansov [Design thinking as a new paradigm of corporate finance] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. 2018. № 3 (72). S. 112-115. (In Russian).

6. Kanavtsev M.V. Sistemnyy analiz i dizayn-myshleniye — novoye ili davno zabytoye staroye? [Systems analysis and design thinking — new or long forgotten old?] // V sbornike: Dvadtsatyye Petrovskiye chteniya. Materialy vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. 2019. S. 241-244. (In Russian).

7. Kempkens O. Dizayn-myshleniye. Vse instrumenty v odnoy knige [Design thinking. All tools in one book]. M.: Bombora, 2019. 224 s. (In Russian).

8. Lyasnikov N. V., Usmanov D. I. «Dizayn-myshleniya» elementov iskusstvennogo intellekta dlya preodoleniya bar'yerov [«Design thinking» elements of artificial intelligence to overcome barriers] // Problemy rynochnoy ekonomiki. 2019. № 3. S. 45-53. (In Russian).

9. Safarova E. I. Yavlyayetsya li dizayn-myshleniye novoy paradigmoy pri reshenii problem? [Is design thinking a new paradigm in problem solving?] // Nauka sredi nas. 2018. № 6. S. 61-64. (In Russian).

10. Strel'nikova V. E. Dizayn-myshleniye kak sovremennyy metod proyektirovaniya [Design thinking as a modern design method] // Biznes i dizayn revyu. 2019. № 4. URL: https://obe.ru/journal/ vypusk-2019-g-4-16-dekabr/strelnikova-v-e-dizajn-myshlenie-kak-sovremennyj-metod-proektirovaniya/ (data obrashcheniya: 20.10.2020). (In Russian).

11. Fazylzyanova G.I.Dizayn-myshleniye kak filosofiya i metodologiya tsifrovogo obshchestva [Design thinking as a philosophy and methodology of digital society] // Ekonomicheskiye i sotsial'no-gumanitarnyye issledovaniya. 2020. № 1 (25). S. 101-108. (In Russian).

12. Tseplakov G. Dizayn-myshleniye i eko-kul'tura [Design thinking and eco-culture]. URL: https://prirodnadzor.admhmao.ru/upload/iblock/2ee/dizayn_myshlenie-i-eko_kultura_-g.tseplakov. pdf (data obrashcheniya: 20.10.2020). (In Russian).

13. Chto takoye tsifrovaya ekonomika? Trendy, kompetentsii, izmereniye [What is the digital economy? Trends, competencies, measurement] / G.I.Abdrakhmanova, K.O.Vishnevskiy, L.M.Gokhberg i dr. // Dokl. k XX Apr. mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva, Moskva, nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». 9-12 apr. 2019 g.M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. 82 s. (In Russian).

14. Liedtka J., Ogilvie T.Designing for Growth: A Design Thinking Toolkit for Managers. Columbia University Press. 227 p. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.