Научная статья на тему 'Реализация экзистенциальных смыслов в медицинской клоунаде (на материале творчества писателей-экзистенциалистов)'

Реализация экзистенциальных смыслов в медицинской клоунаде (на материале творчества писателей-экзистенциалистов) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинская клоунада / экзистенциализм / концепции Сартра / массовая культура / индивидуальность / пограничные состояния / социология личности / познаваемость / открытость / сознание / medical clowning / existentialism / Sartre's concept / mass culture / personality / borderline state / sociology of the personality / cognition / openness / consciousness

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Назарова Дана Владимировна

Статья посвящена анализу различных аспектов медицинской клоунады и ее корреляции с экзистенциальными смыслами бытия. Исторический контекст существенным образом видоизменил сложившийся архетип ребенка. Изменились и границы бытия-существования маленьких пациентов. Попавшему в трудную жизненную ситуацию маленькому пациенту необходим друг и соратник, который, наряду с врачами, может помочь в преодолении проблем, трудностей и страхов. Таким другом и соратником может стать медицинский клоун. Важнейшими целями медицинской клоунады можно считать стимулирование ситуативно-личностного развития, восполнение недостатка в общении, социализации. В игре с клоуном ребенок через роль может дистанцироваться от собственного «Я» и больничной ситуации, оказываясь в известном смысле в ситуации экзистенции. Медицинская клоунада предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях, расширяя пространство человеческой свободы. От медицинского клоуна зависит, какие именно и насколько подходящие данному ребенку в данных обстоятельствах игры будут предложены, что отсылает нас к вопросу о качестве подготовки кадров для медицинской клоунады. Следует выделить такое необходимое для медицинского клоуна качество, как культурологическая образованность. Попадая в больницу, ребенок погружается в другой, недружественный, мир, со своими жесткими законами и требованиями, которые к нему предъявляет медицинский персонал, лишается общения с друзьями и привычной среды. Современная массовая культура существенным образом видоизменила исторически сложившийся архетип ребенка и, просматривая в большом количестве мультфильмы, он не находит в персонажах истинной силы, дружеской поддержки, сострадательности и всех тех добрых и созидательных качеств, которые питали бы его и поддерживали в сложной жизненной ситуации. Поэтому недостающие поддержку, радость, сопереживание, смелость, живой интерес к реальной жизни, понимание, силу, стремление к познанию, игру, общение ребенок должен найти в медицинском клоуне. В связи с этим требования к личности и подготовленности кадров в сфере медицинской клоунады должны быть отмечены очень высокими стандартами и соответствовать безусловно важной миссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Implementation of Existential Meanings in Medical Clowning (based on the works of local writer-existentialists)

The article is devoted to aspects of medical clowning based on the research of realization of the existential meanings in the writers of existentialism. Modern popular culture has strongly modified the historically developed archetype of the child. Little patient, caught in a difficult situation needed a friend and colleague who will help you to overcome problems, difficulties and fears, and such a friend can be a medical clown. The most important objectives of medical clowns can be considered stimulating situational and personal development of pupils’ lack of communication, of socialization. In the game with a clown a child through the role can distance himself from his own «I» and the hospital situation, they find themselves in a sense in a situation of existence. Medical clowning involves that the person revealed in all of his forms, expanding the space of human freedom. Medical clowning depends on what kind and how suitable to the child, in the circumstances, games will be offered, which brings us to the question of the quality of training for medical clowns, and here should be allocated, necessary for the medical clown, cultural education. Once in the hospital, the child is immersed in another, is not a friendly world with its stringent laws and the requirements that it imposes on the medical staff, deprived of communication with friends and familiar environment. Modern mass culture has significantly changed the historically formed archetype of the child and, looking through a large number of cartoons, the child does not find true strength in the characters, friendly support, compassion and all those good and creative qualities that would nourish him and support him in a difficult life situation. Therefore, the child should find these missing support, joy, empathy, courage, keen interest in real life, understanding, strength, desire to learn, play, communication in a medical clown. In this connection requirements to individual and organisational skills in the field of medical clowning should be noted with very high standards and meet certainly important mission.

Текст научной работы на тему «Реализация экзистенциальных смыслов в медицинской клоунаде (на материале творчества писателей-экзистенциалистов)»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-20022 УДК 008:316.42

Д. В. Назарова

https://orcid.org/0000-0001-9452-0880

Реализация экзистенциальных смыслов в медицинской клоунаде (на материале творчества писателей-экзистенциалистов)

Статья посвящена анализу различных аспектов медицинской клоунады и ее корреляции с экзистенциальными смыслами бытия. Исторический контекст существенным образом видоизменил сложившийся архетип ребенка. Изменились и границы бытия-существования маленьких пациентов. Попавшему в трудную жизненную ситуацию маленькому пациенту необходим друг и соратник, который, наряду с врачами, может помочь в преодолении проблем, трудностей и страхов. Таким другом и соратником может стать медицинский клоун. Важнейшими целями медицинской клоунады можно считать стимулирование ситуативно-личностного развития, восполнение недостатка в общении, социализации. В игре с клоуном ребенок через роль может дистанцироваться от собственного «Я» и больничной ситуации, оказываясь в известном смысле в ситуации экзистенции. Медицинская клоунада предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях, расширяя пространство человеческой свободы. От медицинского клоуна зависит, какие именно и насколько подходящие данному ребенку в данных обстоятельствах игры будут предложены, что отсылает нас к вопросу о качестве подготовки кадров для медицинской клоунады. Следует выделить такое необходимое для медицинского клоуна качество, как культурологическая образованность. Попадая в больницу, ребенок погружается в другой, недружественный, мир, со своими жесткими законами и требованиями, которые к нему предъявляет медицинский персонал, лишается общения с друзьями и привычной среды. Современная массовая культура существенным образом видоизменила исторически сложившийся архетип ребенка и, просматривая в большом количестве мультфильмы, он не находит в персонажах истинной силы, дружеской поддержки, сострадательности и всех тех добрых и созидательных качеств, которые питали бы его и поддерживали в сложной жизненной ситуации. Поэтому недостающие поддержку, радость, сопереживание, смелость, живой интерес к реальной жизни, понимание, силу, стремление к познанию, игру, общение ребенок должен найти в медицинском клоуне. В связи с этим требования к личности и подготовленности кадров в сфере медицинской клоунады должны быть отмечены очень высокими стандартами и соответствовать безусловно важной миссии.

Ключевые слова: медицинская клоунада, экзистенциализм, концепции Сартра, массовая культура, индивидуальность, пограничные состояния, социология личности, познаваемость, открытость, сознание.

D. V. Nazarova

The Implementation of Existential Meanings in Medical Clowning (based on the works of local writer-existentialists)

The article is devoted to aspects of medical clowning based on the research of realization of the existential meanings in the writers of existentialism. Modern popular culture has strongly modified the historically developed archetype of the child. Little patient, caught in a difficult situation needed a friend and colleague who will help you to overcome problems, difficulties and fears, and such a friend can be a medical clown. The most important objectives of medical clowns can be considered stimulating situational and personal development of pupils' lack of communication, of socialization. In the game with a clown a child through the role can distance himself from his own «I» and the hospital situation, they find themselves in a sense in a situation of existence. Medical clowning involves that the person revealed in all of his forms, expanding the space of human freedom. Medical clowning depends on what kind and how suitable to the child, in the circumstances, games will be offered, which brings us to the question of the quality of training for medical clowns, and here should be allocated, necessary for the medical clown, cultural education. Once in the hospital, the child is immersed in another, is not a friendly world with its stringent laws and the requirements that it imposes on the medical staff, deprived of communication with friends and familiar environment. Modern mass culture has significantly changed the historically formed archetype of the child and, looking through a large number of cartoons, the child does not find true strength in the characters, friendly support, compassion and all those good and creative qualities that would nourish him and support him in a difficult life situation. Therefore, the child should find these missing support, joy, empathy, courage, keen interest in real life, understanding, strength, desire to learn, play, communication in a medical clown. In this connection requirements to individual and organisational skills in the field of medical clowning should be noted with very high standards and meet certainly important mission.

Keywords: medical clowning, existentialism, Sartre's concept, mass culture, personality, borderline state, sociology of the personality, cognition, openness, consciousness.

© Назарова Д. В., 2018

Мы не имеем права отделяться от людей; как бы трудно нам ни было, мы все-таки живем в обществе.

Ж.-П. Сартр [6]

В соответствии с основополагающим положением экзистенциализма человеку для осознания собственной «экзистенции» нужно оказаться в «пограничной ситуации», в частности, перед лицом смерти. В такой ситуации человек проявляет способность мыслить и осознавать свое бытие, следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за свое существование. Один из ярких представителей экзистенциализма Жан-Поль Сартр как-то написал: «Экзистенциализм - это гуманизм». Позволю себе, перефразируя Сартра, утверждать, что медицинская клоунада - это тоже гуманизм. Экзистенция бытия -есть постоянный живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия, но именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. Физические предметы обозначаются людьми, наделяются общими характеристиками и обретают смысл индивидуальных человеческих значений. Вне этого, награжденного человеком смысла они - просто формы, пассивные и инертные обстоятельства. Наделяя их тем или иным индивидуально-человеческим значением, смыслом, человек формирует себя и обретает качество очерченной индивидуальности. В романе «Тошнота» Сартр показывает, что «я» не движется к цели, а мир не имеет смысла. Через акт осознания и выбор «я» мир обретает значение и ценность.

Возможно предположить, что феномен медицинской клоунады способен оказать реальное, объективное и ощутимое влияние на психический статус ребенка, проходящего длительное лечение в стационаре. В философской концепции экзистенциализма одним из центральных понятий является понятие «свобода» как нечто абсолютное, раз и навсегда данное человеку. Сартр понимает свободу как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека. Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым он полностью отвечает за себя и свои поступки. Удостоенный Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время», Сартр отказался принять эту

награду, заявив о своем нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. Точно по этим же причинам ранее, в 1945 г., он отказался от ордена Почетного легиона. В новелле «Стена» Сартр раскрывает тему свободы выбора человека («человек осужден быть свободным»), мысль о свободе распространяется на узников, которые, по его мнению, также свободны в выборе - смириться или бороться за свое освобождение. Пациент медицинского учреждения (и ребенок, и взрослый) со своими особенными личностными знаниями, опытом, представлениями и понятиями, отягощенный тяжелым анамнезом, так же свободен в принятии решения - смириться или бороться за свое выздоровление всеми возможными и известными способами. И, «проектируя» самого себя, пациент может получить что-то большее, чем легкое общение, хорошее настроение и игра, значение которой в жизни ребенка невозможно недооценивать.

Отметим, что желание принимать помощь медицинского клоуна должно исходить от пациента, так как из этого следует ее принципиальная польза, открытость воздействию, познаваемость, прозрачность и рациональность как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности. Делая свой выбор, человек, осознающий, для чего он его совершает, подсознательно воссоздает в воображении картину-результат данного воздействия, что само по себе является шагом к будущему выздоровлению или ремиссии. Если же добровольного желания нет и человек отрицает само присутствие медицинского клоуна в его жизни, выдвигая против этого целый ряд аргументов (психологического, гигиенического, социального, субъективного характера), то и пользы от такого насильственного воздействия не будет. Но для подобного осознанного выбора должны быть предпосылки и почва. Здесь тема медицинской клоунады тесно соприкасается с понятиями культурологии и социологии личности пациента, медика, клоуна, родителя или законного представителя пациента.

Россия - особенная страна со своей историей, с особенным менталитетом людей, определенными вехами развития культуры. Так, для культуры общения в учреждениях медицины характерна закрытость, пиетет перед статусом медицинского работника, определенное возвышенное самоощущение медицинского персонала над

«простыми людьми» - пациентами и посетителями. «Это больница! Мы здесь лечим, а не сопли детям подтираем», - слова одного из медицинских работников, с которыми мне приходилось сталкиваться в детских больницах. Также в медицине России существует особо острая, не похожая на открытую культуру общения в сфере медицины Европы и США тайна болезни и диагноза: зачастую даже пациент не знает, чем именно он болеет, а близкие родственники не могут ответить на вопрос, какие именно препараты он принимает и в каких дозах.

В процессе работы в качестве медицинского клоуна я неоднократно имела возможность наблюдать, как дети более охотно, нежели взрослые (медицинский персонал и родители), впускали его в свою жизнь. Я связываю эту открытость ребенка с определенной двойственностью его сознания, как его определял В. С. Библер: «Сознание - это феномен несовпадения индивида с ним самим, форма сопряжения внешних общений и внутреннего общения "Я - мое другое Я" (насущное мне Ты...), причем внешнее общение и общение "Я - мое другое Я" не последовательны, но одновременны, само внешнее общение имеет личностный смысл и присуще сознанию, только если оно принципиально преображено в напряжениях внутреннего само-общения» [2]. Благодаря этой двойственности сознания ребенок отделяет себя, лежащего в больничной палате, от себя, принимающего условия игры клоуна в образе доктора, и вместе с ним осуществляет увлекательное путешествие в мир игры и фантазий. Как верно подмечено Т. П. Авдуловой, в игре ребенок через роль освобождается от слитности с собой, отделяется от действия, ситуации, самого себя. Подобное отделение открывает ребенку его собственную личность. Играя, ребенок не просто себя воображает, но преображает, моделирует свое Я [1]. Важно отметить, что от медицинского клоуна зависит, какие именно и насколько подходящие данному ребенку в данных обстоятельствах игры будут предложены, что отсылает нас к вопросу о качестве подготовки кадров для медицинской клоунады; следует выделить такое необходимое для медицинского клоуна качество, как культурологическая образованность.

Попадая в больницу, ребенок погружается в другой, недружественный, мир, со своими жесткими законами и требованиями, которые к нему предъявляет медицинский персонал, лишается общения с друзьями и привычной среды. Зача-

стую главным другом ребенка в сложившейся ситуации становится компьютер (ноутбук, айпад, планшет, телефон и другие средства связи, игры, просмотра видео и мультимедиа). К сожалению, современная массовая культура существенным образом видоизменила исторически сложившийся архетип ребенка, и, просматривая в большом количестве мультфильмы, он не находит в персонажах истинной силы, дружеской поддержки, сострадательности и всех тех добрых и созидательных качеств, которые питали бы его и поддерживали в сложной жизненной ситуации. «В меняющемся, охваченном процессами глобализации, мире, где архетип ребенка в современной массовой культуре не юнгианский возвышенный младенец-бог, даже не робкий и милый младенец-сирота, не герой-странник, мечтатель, исследователь, путешествующий по миру с узелком, в котором лежит банка малинового варенья для друга, а пародийный боец в скафандре и с пистолетом, насмотревшийся боевиков и "космических" фильмов, переигравший в компьютерные игры; не полный любопытства и радости от встречи с миром ребенок (воплощение архетипа), но существо флегматичное, напуганное и равнодушное (воплощение взрослых "комплексов")» [5]. Поэтому недостающие поддержку, радость, сопереживание, смелость, живой интерес к реальной жизни, понимание, силу, стремление к познанию, игру, общение ребенок должен найти в медицинском клоуне. В связи с этим требования к личности и подготовленности кадров в сфере медицинской клоунады должны быть отмечены очень высокими стандартами и соответствовать безусловно важной миссии, возлагаемой на их плечи.

В повести «Очень легкая смерть» Симоны де Бовуар, соратницы и подруги Сартра, описывается непростая история взаимоотношений дочери и матери на пороге смерти. Только высокая степень искренности позволила Симоне де Бовуар так убедительно говорить о любви, о жизни и смерти, лицо которых одновременно и прелестно и жестоко. Но не только близость смерти или страх возможного расставания с жизнью, а просто длительное пребывание в стационаре способно вызывать пограничные состояния психики, а также нервозы, психическую депривацию. Для полноценного развития ребенка должна быть удовлетворена, по мнению разных авторов, врожденная или приобретенная потребность в любви и признании. Неудовлетворение этой потребности ведет к искажению психического,

эмоционального и интеллектуального развития личности и появлению эмоциональной деприва-ции, наиболее яркое выраженные последствия которой наблюдается у детей, находящихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, а также у детей, проходящих длительное лечение в стационаре. Сенсорная депривация связана с обедненной предметной средой и дефицитом раздражителей органов чувств; госпитализм -ситуация, при которой происходят разнообразные лишения, в медицинских учреждениях. Однако больничная ситуация может сопровождаться и иными негативными влияниями, такими как возможность заражения, кардинальная перемена режима, нарушение сна, повышенная конфликтность при жизни в коллективе, отсутствие полноценного ситуативно-личностного общения, добровольного взаимодействия ребенок - взрослый и, в силу особенностей диагнозов и определенного распределения по палатам, отсутствия общения ребенок - ребенок.

Также негативной является ситуация изоляции ребенка от полноценной среды человеческого общения. Механизм негативного воздействия связан с отчуждением ребенка от определенных отношений с миром людей, предметным миром в целом и вызывается недостаточным удовлетворением основных психических потребностей ребенка, видоизменяющих структуру развивающейся детской личности [4]. Профессор В. В. Голубев выделяет следующие причины, лежащие в основе неврозов у детей: наследственная предрасположенность; отсутствие или нарушение правильного режима; острые и хронические заболевания; длительно действующие раздражители, постоянные или сверхпороговые (длительный шум, нервные родители, подавление инициативы, насмешки со стороны окружающих, чувство страха); отрицательные эмоции, которые могут иметь постоянный характер, психические травмы [3]. Все эти причины в большей или меньшей степени относятся к ребенку в момент пребывания в стационаре: нарушение режима, болезнь, длительно воздействующие раздражители (в том числе медикаментозного свойства), отрицательные эмоции, которые являются побудителями неврозов и могут стать причиной серьезных заболеваний нервной системы. Поэтому важнейшими целями медицинской клоунады я считаю борьбу с неврозами, депривацией в различных ее формах у детей, первично попавших в медицинское учреждение, проходящих

длительное лечение в стационаре и, в общем, у детей, оказавшихся в больнице.

Ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию и оказавшемуся в стационаре, необходим друг и соратник, который поможет в преодолении проблем, трудностей и страхов, и таким другом должен стать медицинский клоун. Личность современного медицинского клоуна в России охватывает и объединяет все материальные обстоятельства и отношения с другими людьми в стационаре и сама творит историю медицинской клоунады. Объективные человеческие, психологические, материальные, экономические и социокультурные структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными элементами личности. Требование медицинской клоунады предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях, расширяя пространство человеческой свободы, так как, по словам Франсиса Понжа, «человек - это будущее человека».

Библиографический список

1. Авдулова, Т. П. Психология игры : современный подход : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Т. П. Авдулова. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с.

2. Библер, В. С., Берлянд, И. Е., Кондратов, Р. Р. Сознание - доминанта психической жизни дошкольника [Текст] / В. С. Библер, И. Е. Берлянд, Р. Р. Кондратов // Современное состояние и перспективы развивающего обучения. - Красноярск, 1990.

3. Голубев, В. В. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / В. В. Голубев. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 240 с. - (Сер. Бакалавриат).

4. Детская практическая психология : учебник, под ред. проф. Т. Д. Марцинковской [Текст]. - М. : Гарда-рики, 2007. - 253 с.

5. Злотникова, Т. С., Горохова, О. В. Отечественная анимация в модусе архетипа ребенка [Текст] / Т. С. Злотникова, О. В. Горохова // Обсерватория культуры. - 2016. - Т. 1. - № 2. - С. 160-166.

6. Сартр, Жан-Поль. Стена [Текст] : сборник; пер. с фр. / Жан-Поль Сартр. - М. : АСТ, 2017. - 285, [3] с. - (Эксклюзивная классика).

Bibliograficheskij spisok

1. Avdulova, T. P. Psihologija igry : sovremennyj podhod : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Tekst] / T. P. Avdulova. - M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2009. - 208 s.

2. Bibler, V S., Berljand, I. E., Kondratov, R. R. Soznanie - dominanta psihicheskoj zhizni doshkol'nika [Tekst] / V S. Bibler, I. E. Berljand,

R. R. Kondratov // Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvivajushhego obuchenija. - Krasnojarsk, 1990.

3. Golubev, V. V. Osnovy pediatrii i gigieny detej rannego i doshkol'nogo vozrasta [Tekst] : ucheb. dlja stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovanija / V V. Golubev. -M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2012. - 240 s. - (Ser. Bakalavriat).

4. Detskaja prakticheskaja psihologija : uchebnik, pod red. prof. T. D. Marcinkovskoj [Tekst]. - M. : Gardariki, 2007. - 253 s.

5. Zlotnikova, T. S., Gorohova, O. V Otechestvennaja animacija v moduse arhetipa rebenka [Tekst] / T. S. Zlotnikova, O. V. Gorohova // Observatorija kul'tury. - 2016. - T. 1. - № 2. - S. 160-166.

6. Sartr, Zhan Pol'. Stena: [sbornik; per. s fr.] / Zhan Pol' Sartr [Tekst] / Zhan Pol' Sartr. - M. : Izdatel'stvo AST, 2017. - 285, [3] s. - (Jekskljuzivnaja klassika).

Reference List

1. Avdulova T. P. Psychology of a game: a modern approach: a book for students of higher educational institutions / T. P. Avdulova. - M. : Publishing Center «Akad-emiya», 2009. - 208 pages.

2. Bibler V. S., Berlyand I. E., Kondratov R. R. Consciousness - a dominant of the preschool child's mental life / V. S. Bibler, I. E. Berlyand, R. R. Kondratov // Current state and prospects of developmental teaching. - Krasnoyarsk, 1990.

3. Golubev V. V Fundamentals of pediatrics and hygiene of early and preschool age children: a book for students of higher professional institutions / V. V Golubev. -M. : Publishing Center «Akademiya», 2012. - 240 pages - (Series. Bachelor degree).

4. Children's practical psychology: the textbook, under the editorship of Prof. T. D. Martsynkovskaya. - M. : Gardarika, 2007. - 253 pages.

5. Zlotnikova T. S., Gorokhova O. V. Domestic animation in the mode of the archetype of the child / T. S. Zlotnikova, O. V. Gorokhova // Observatory of culture. - 2016. - V. 1. - № 2. - Page 160-166.

6. Sartre Jean Paul. Wall: [collection; translated from French] / Jean Paul Sartre. - M. : AST Publishing House, 2017. - 285, [3] p. - (Exclusive classics).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.