Научная статья на тему 'Реализация единой информационно-логистической платформы в рамках взаимодействия видов транспорта с пользователями транспортных услуг'

Реализация единой информационно-логистической платформы в рамках взаимодействия видов транспорта с пользователями транспортных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
единая информационно-логистическая платформа / смешанная перевозка / единая транспортная система / информационные технологии / транспортный комплекс / пользователь транспортной услуги / unified information and logistics platform / multimodal transportation / unified transport system / information technology / transport complex / transport service user

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бауэр А.В.

В статье рассмотрен вариант информационно-логистической платформы единой транспортной системы. В условиях глобализации транспортной отрасли система, основанная на применении передовых информационных технологий различных видов транспорта в едином информационном поле, обеспечит качественное обслуживание клиентов, гарантируя при этом прибыльность самих транспортно-логистических компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бауэр А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of a unified information and logistics platform in the framework of the interaction of modes of transport with users of transport services

The article considers a variant of the information and logistics platform of a unified transport system. In the context of the globalization of the transport industry, a system based on the use of advanced information technologies of various modes of transport in a single information field will provide high-quality customer service, while guaranteeing the profitability of the transport and logistics companies themselves.

Текст научной работы на тему «Реализация единой информационно-логистической платформы в рамках взаимодействия видов транспорта с пользователями транспортных услуг»

УДК 656.078

БАУЭР А.В., старший преподаватель (Донецкий институт железнодорожного транспорта)

Реализация единой информационно-логистической платформы в рамках взаимодействия видов транспорта с пользователями транспортных услуг

Bauer A.V., Senior Lecturer (DRTI)

Implementation of a unified information and logistics platform in the framework of the interaction of modes of transport with users of transport services

Введение

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной системе Донецкой Народной Республики. Его дальнейшее развитие на основе инновационных принципов и гарантированное стабильное положение на рынке транспортных услуг должно базироваться на достижениях научно-технического прогресса. Ориентируясь на путь развития одного из крупнейших мировых железнодорожных холдингов «Российские железные дороги», основное внимание необходимо уделять повышению качества обслуживания клиентов за счет внедрения инновационных ресурсов, цифровых информационных технологий. Согласно одному из положений «Стратегии научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года (Белая книга)» [1], одним из направлений усиления конкуренции на рынке транспортных услуг для железнодорожного транспорта является необходимость создания и развития интегрированной информационно-

управляющей системы в области взаимоотношений с потребителями услуг. Однако учитывая, что железнодорожный транспорт не является монополистом в области предоставления полного комплекса услуг потребителям, возникает необходимость в кооперации его с другими видами транспорта, что и происходит в рамках взаимодействия видов транспорта в единой транспортной системе (мировой, государственной, региональной).

Наиболее эффективной и высокоточной платформой для улучшения параметров взаимодействия различных видов транспорта, включая промышленный, городской и альтернативные виды транспорта, может выступить единая информационно-логистическая платформа единой транспортной системы (ЕИЛП ЕТС). Такая платформа позволит предоставлять качественные транспортно-логистические услуги клиентам при организации смешанных перевозок в условиях глобализации транспортной отрасли, гарантируя при этом прибыльность самих транспортно-логистических компаний.

Анализ последних исследований и публикаций

Вопросам информатизации

транспортной отрасли уделяется огромное внимание не только со стороны специалистов по транспорту, но и экономистами, специалистами социальной, политической, военной сфер деятельности. В работе [2] авторы отмечают, что транспортная система является основой формирования внутреннего и международного рынков, базой развития российской экономики. Эффективным средством в системе управления транспортом становятся информационные системы, которые способны в разы повысить эффективность работы транспорта.

И.А. Порицкий в своем исследовании [3] отмечает, что, не смотря на множество информационных систем и приложений, на сегодняшний день не существует ориентированного на конечного потребителя единого информационного пространства,

объединяющего все транспортно-логистические предприятия.

Вопросы создания единого информационного пространства

контролируются на государственном уровне. Так, Президент Российской Федерации В. Путин поручил создать в России «единое информационное пространство» в интересах

стратегического управления страной, сообщается на сайте cnews.ru [4]. Поскольку транспортная сфера является стратегически значимым звеном в экономике, она целиком и полностью попадает под программу интеграции в единое информационное пространство региона.

Цель работы

Целью статьи является

рассмотрение проблемы создания эффективной информационно-

логистической платформы единой транспортной системы,

обеспечивающей качественное

обслуживание пользователей

транспортных услуг, в т.ч. при организации смешанных перевозок, и гарантирующей прибыльность

транспортных компаний.

Основная часть

В пункте 4.2. Основные принципы формирования и перспективные направления реализации проекта «Цифровая железная дорога ОАО «РЖД» [1] отмечается, что повышение качества эксплуатационной

деятельности холдинга «РЖД» не может быть достигнуто без применения новых научных и технологических подходов, в основе которых находятся информационные технологии. Научная основа является приоритетной при разработке технологий самого высокого уровня. В табл. 1 приведены основные направления в сфере разработки ИТ на железнодорожном транспорте согласно Стратегии научно-технологического развития [1].

За каждой позицией, приведенной в табл. 1, находятся информационные потоки значительных объемов, которые требуют их обработки, систематизации и упорядочивания в необходимые технологические или отчетно-справочные формы. В настоящее время, когда многочисленные транспортные компании работают в условиях жесткой конкуренции и стремятся к максимально качественному

выполнению требований при организации грузовых и пассажирских перевозок, что гарантирует стабильный приток клиентов и получение прибыли, анализ данных и подготовка

документации для осуществления этих перевозок должны осуществляться в кратчайшие сроки. Для предоставления потенциальному пользователю

транспортной услуги с полным логистическим комплексом необходим

оперативный обмен данными между транспортными предприятиями,

организациями-посредниками, принадлежащими к разным видам транспорта.

Таблица 1

Направления в сфере разработки ИТ на железнодорожном транспорте

Направления в сфере разработки информационных технологий на железнодорожном транспорте согласно [1] Уровень информационной реализации на железнодорожном транспорте и взаимосвязь с объектами других видов транспорта

1 2

^ решения, обеспечивающие поддержку услуги пассажирам в режиме реального времени в любом месте, в любое время, с учетом нескольких видов транспорта, включая планирование маршрута, покупку единых билетов и бронирование, сопровождение по маршруту, оказание дополнительных услуг АСУ «Экспресс-3». В системе отражается вся динамика пассажирских перевозок и изменения пассажиропотоков. Однако отсутствует информационно-логистическая подсистема, обеспечивающая взаимодействие со смежными видами транспорта

> возможность информирования компетентных органов и перевозчика по вопросам безопасности в поезде, в том числе через специальное мобильное приложение Мобильное приложение SafeTrain (Безопасный поезд), которое оповещает пользователя о приближении к железной дороге ближе, чем на 70 м вибрацией и звуковым сигналом, в том числе через внешний динамик или наушники. Не обеспечивает возможность сообщить о возникновении нестандартной ситуации внутри поезда. Ориентировано только на работу в сфере железнодорожного транспорта

^ единые коммуникационные и навигационные платформы для организации мультимодальных грузовых перевозок АСУ на базе Центров фирменного транспортного обслуживания. Ориентированы на обеспечение логистики и технологических процессов в сфере железнодорожного транспорта

> широкая линейка логистических приложений для реализации логистических услуг по выбору клиента, включая уровень 4PL и выше На железнодорожном транспорте отсутствуют системы, позволяющие реализовать транспортно-логистические услуги на уровне 4PL при организации смешанных перевозок (уровень обслуживания 4PL можно назвать принципом работы в «одно окно»: одной фирмой принимается весь пакет услуг)

1 2

> интеллектуальные и гибкие системы управления транспортом, работающие на оптимизацию архитектуры и операционных систем железнодорожной сети на уровне маршрута и отдельного поезда ГИД Урал ВНИИЖТ. Основными функциями АС «ГИД Урал ВНИИЖТ» являются: график исполненного движения; вариантные графики с «окнами»; оперативное планирование пропуска поездов; поездное положение; табло диспетчерского контроля; дислокация и состояние локомотивов; элементы анализа работы локомотивов и локомотивных бригад; учет местной работы; предупреждения на поезда; оперативный анализ поездной работы; взаимодействие с системами АСОУП, АСУСС. Предназначена только для работы в сфере железнодорожного транспорта

^ приложения для взаимосвязи и обмена информацией с обязательной защитой обмена на основе доверенного сертифицированного отечественного программного обеспечения для интеллектуальных транспортных систем Системы принятия решений ERP, системы имитационного и ситуационного моделирования. АС «ИСТРА» ориентирована на исследование и оптимизацию объектов транспорта во взаимодействии с производством. Полагается, что система позволяет строить модели основных видов транспорта, хотя структура понятий и алгоритмов более ориентирована на железнодорожный транспорт

> сквозные цифровые технологии управления эффективностью, безопасностью и надежностью грузовых и пассажирских перевозок 1. Подпрограмма развития «Интеграция и унификация автоматизированных систем управления» в рамках АСУ «РЖД» 2. ИСУЖТ - единая интеллектуальная система управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте. Автоматизирует сквозные процессы для дирекций управления движением, тяги, инфраструктуры и ЦФТО

Целью разработки единой информационно-логистической платформы единой транспортной системы как системообразующего элемента управления смешанными (мультимодальными, интермодальными) международными перевозками является обеспечение эффективной транспортной услуги в

границах «от двери до двери». В этом процессе особенно важны:

- сбор, обработка и коммутация информации на единой базе для всех участников транспортного процесса;

- маркетинговые исследования в интересах участников транспортного процесса;

- анализ возможных маршрутов

движения грузов и обоснование оптимальных грузопотоков с

выделением транспортных узлов, обеспечивающих кратчайший маршрут и минимальные затраты времени при выполнении начально-конечных,

перевалочных и перегрузочных операций;

- выбор кратчайших маршрутов следования пассажиров с минимальными затратами временных и финансовых ресурсов пользователя;

- электронное сопровождение грузов по маршрутам следования с предоставлением необходимой информации в реальном масштабе времени;

- мониторинг движения финансовых ресурсов при оплате транспортной деятельности;

- разработка мобильных приложений, позволяющих взаимодействовать с глобальной системой на расстоянии.

Как отмечалось ранее, наиболее полно и качественно обработать информацию, корректировать ее на всех этапах перевозочного процесса и начально-конечных операций, а также получать информацию при

возникновении форс-мажорных

ситуаций позволяют

автоматизированные системы

управления (АСУ). В условиях необходимости взаимодействия

компаний-перевозчиков, логистических компаний, транспортно-экспедиторских фирм разных видов транспорта в сфере обработки и обмена информационными ресурсами при планировании и осуществлении перевозочного процесса целесообразно сконцентрировать

корпоративные автоматизированные системы на единой информационно-логистической платформе (ЕИЛП ЕТС). Это представлено на рис. 1.

Такая система должна

базироваться на инновационных разработках в сфере транспорта, цифровых и информационно-коммуникационных технологиях,

программном обеспечении с системой поддержки и развития, географии региона, прикладной математике, а также на базе данных, характеризующей состояние экономики региона. Однако основным критерием нормального функционирования системы должен стать открытый информационный обмен между транспортными организациями, предоставляющими услуги по перевозкам, информация должна быть актуальной, своевременно обновляться, находиться в рамках законодательного поля деятельности регионов, затрагиваемых перевозочным процессом. Данная система должна позволять строить модель

взаимодействия различных видов транспорта в оказании услуг по перемещению грузов и пассажиров по требованиям рынка «точно в срок» и «от двери до двери».

Сама информационно-

логистическая платформа представляет собой сложную многоуровневую систему, объединяющую множество подсистем всех видов транспорта в рамках единой транспортной системы региона, а также обеспечивающая диалоговый режим работы с клиентами как показано на рис. 2.

Такая система предусматривает обслуживание пассажиров и

грузовладельцев, поскольку каждый из них является пользователем

транспортных услуг и заказчиком перевозочного процесса. Множество баз данных (БД) различных видов транспорта консолидируют

информацию в соответствующих АСУ, совокупность которых представляет корпоративную информационную среду различных видов транспорта.

— X 2 =

нет

? Я ь В

5 5

1 | s К

- 5

Пассажир Мобильное приложение

Грузовладелец Информационная среда

АСУ железнодорожным транспортом АО-автомобильным транспортом АО' трубопроводным транспортом

АСУ водным транспортом АО" воздушным транспортом

АО" городским транспортом | | АО" альтернативным транспортом

Единая ннформацнонно-.югнстнческая платформа ЕТС

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ

> Построение альтернативных маршрутов следования (перевозки) с участием одного или нескольких видов транспорта

> Расчет стоимости следования (перевозки) по/-ыу маршруту (поэлементно)

> Определение времени в пуп: поу-му маршруту

> Выбор транспортных пересадочных (перегрузочных) узлов нау-м маршруте

> Стыкование транспортных средств по времени в мультимодальном маршруте

> Уточнение возможности доставки пассажира (груза) непосредственно в конечную точку следования по принципу «от двери до двери»

да

Рис. 1. Принципиальная схема информационного взаимодействия между видами транспорта и

пользователями транспортных услуг

Рис. 2. Единая информационно-логистическая платформа в рамках взаимодействия видов транспорта с пользователями транспортных услуг

Для эффективного взаимодействия корпоративных информационных сред на единой платформе предлагается разработать на каждом виде транспорта автоматизированную систему, в которой будет обрабатываться информационный поток,

предназначенный для обеспечения работы ЕИЛП ЕТС - АСУе. Таким образом, информация, поступающая в ЕИЛП, будет актуальной, и будет предназначена именно для онлайн-работы с клиентами - пассажирами и грузовладельцами. Такая система может стать платформой для создания 4PL-провайдера в единой транспортной системе.

Эффективность работы ЕИЛП ЕТС может быть выражена следующим образом. Обеспечение прибыльности функционирования транспортной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компании является основным смыслом влияния управляющего транспортной компании на организационные структуры системы управления. Состав этих структур и их целевых функций могут быть установлены на основе аналитической зависимости для генеральной функции управления. Генеральная целевая функция есть функционал, зависящий от ряда функций, которые численно

характеризуют эффективность

деятельности отдельных управляющих структур транспортной системы. Эти функции могут рассматриваться как целевые функции управления второго уровня и определять эффективность деятельности соответствующих лиц из состава управления транспортной компанией. ЕИЛП ЕТС позволит обеспечить повышение качественного обслуживания клиентов в условиях принятия грамотных и своевременных управленческих решений. Генеральная целевая функция управления транспортной системой в условиях

функционирования ЕИЛП ЕТС может быть выражена как:

Р = (1 - пп )Рк Гд - (¥тр + Рт + Рк + Рб + Ри)

где Пп - число позиций соответствующих эксплуатационных затрат;

¥к - целевая коммерческая функция; Рд - целевая функция управления движением;

Ртр - целевая функция управления трудовыми ресурсами;

Рт - техническая целевая функция; Рк - коммерческая целевая функция; Рб - целевая функция безопасности и экологичности транспортных

процессов;

Ри - информационная целевая функция.

Выводы

В статье рассмотрен возможный вариант создания информационно-логистической платформы единой транспортной системы,

обеспечивающей качественное

обслуживание пользователей

транспортных услуг. Такая платформа позволит предоставлять качественные транспортно-логистические услуги клиентам при организации смешанных перевозок в условиях глобализации транспортной отрасли, гарантируя при этом прибыльность самих транспортно-логистических компаний.

Список литературы:

1. ОАО «Российские железные дороги». Распоряжение от 17.04.2018 года № 769/р «Об утверждении Стратегии научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года

(Белая книга)» [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://cipi.samgtu.ru/sites/cipi.samgtu.ru/fil esZbelaya_kmga.pdf - Загл. с экрана.

2. Акопова, Е.С. Информатизация российской транспортной системы в условиях экономической глобализации / Е.С. Акопова, Л.К. Попова, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017.

3. Порицкий, И.А. Развитие информационных технологий, ориентированных на бизнес-процессы логистических предприятий / И.А. Порицкий // Труды всерос. науч. -практ. конф. «Транспорт-2012», (апрель 2012 г.) В 3-х ч. Ч I. Естественные и технические науки. / Рост. гос. ун-т путей сообщения. - Ростов н/Д., 2012.

4. Путин распорядился создать в России «единое информационное пространство» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.cnews.ru/news/top/2021-11-09_putin_prikazal_sozdat_natsionalnuyu -Загл. с экрана.

5. Бауэр, А.В. Разработка единой информационной системы управления перевозочным процессом при взаимодействии видов транспорта / А.В. Бауэр // Сборник научных трудов Донецкого института

железнодорожного транспорта. -Донецк, ДОНИЖТ, 2021. - №61. - С. 48-57.

Аннотации:

В статье рассмотрен вариант информационно -логистической платформы единой транспортной системы. В условиях глобализации транспортной отрасли система, основанная на применении передовых информационных технологий различных видов транспорта в едином информационном поле, обеспечит качественное обслуживание клиентов, гарантируя при этом прибыльность самих транспортно-логистических компаний.

Ключевые слова: единая

информационно-логистическая платформа, смешанная перевозка, единая транспортная система, информационные технологии, транспортный комплекс, пользователь транспортной услуги.

The article considers a variant of the information and logistics platform of a unified transport system. In the context of the globalization of the transport industry, a system based on the use of advanced information technologies of various modes of transport in a single information field will provide high-quality customer service, while guaranteeing the profitability of the transport and logistics companies themselves.

Keywords: unified information and logistics platform, multimodal transportation, unified transport system, information technology, transport complex, transport service user.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.