Научная статья на тему 'Реализация деятельностного подхода в подготовке учащихся при обучении географии в специальных общеобразовательных школах закрытого типа (эколого-географический аспект)'

Реализация деятельностного подхода в подготовке учащихся при обучении географии в специальных общеобразовательных школах закрытого типа (эколого-географический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАКРЫТОГО ТИПА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SPECIAL BOARDING COMPREHENSIVE SCHOOLS / ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев Станислав Евгеньевич

В статье рассматриваются пути совершенствования географической подготовки учащихся специальных общеобразовательных школ закрытого типа, обосновывается необходимость широкого внедрения деятельностного подхода в учебно-воспитательный процесс на примере школьного курса географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцев Станислав Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realisation of the activity approach in students' training at special boarding comprehensive schools (ecological and geographical aspect)

The article presents the ways of perfecting students' geography training at special boarding comprehensive schools. The author states that it is necessary to introduce the activity approach into the teaching and educational process by the example of the geography school course.

Текст научной работы на тему «Реализация деятельностного подхода в подготовке учащихся при обучении географии в специальных общеобразовательных школах закрытого типа (эколого-географический аспект)»

С. Е. Зайцев

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ ЗАКРЫТОГО ТИПА

(эколого-географический аспект)

Работа представлена кафедрой методики обучения географии и краеведению.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор С. В. Васильев

В статье рассматриваются пути совершенствования географической подготовки учащихся специальных общеобразовательных школ закрытого типа, обосновывается необходимость широкого внедрения деятельностного подхода в учебно-воспитательный процесс на примере школьного курса географии.

Ключевые слова: специальная общеобразовательная школа закрытого типа, деятельностный подход.

S. Zaitsev

REALISATION OF THE ACTIVITY APPROACH IN STUDENTS' TRAINING AT SPECIAL BOARDING COMPREHENSIVE SCHOOLS (ecological and geographical aspect)

The article presents the ways of perfecting students' geography training at special boarding comprehensive schools. The author states that it is necessary to introduce the activity approach into the teaching and educational process by the example of the geography school course.

Key words: special boarding comprehensive schools, activity approach.

В настоящее время специальные общеобразовательные учебно-воспитательные учреждения представляют собой один из перспективных видов реабилитационного учреждения для несовершеннолетних с проблемами в поведении, обучении, развитии, социальной адаптации. Своевременное помещение подростков в подобное учреждение является одним из эффективных способов оказания несовершеннолетним правонарушителям

комплексной помощи, предупреждения совершения ими повторных правонарушений.

Но только обладая высоким уровнем знаний, сформированностью умений и навыков по всем школьным дисциплинам, в том числе и по географии, выпускники специальных общеобразовательных школ закрытого типа могут уверенно адаптироваться в прежнюю школьную среду, покинутую ими несколько лет назад.

Успешно осуществить обучение воспитанников спецшкол с использованием традиционных методов и средств обучения очень трудно, а подчас практически невозможно. Положительные результаты в обучении детей с нарушенным темпом развития дает активное применение деятельностного подхода.

Рассматривая подходы к современному школьному образованию, Г. А. Ягодин утверждает: «... Важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях.» [3].

Безусловно, теоретические знания должны сопровождаться формированием соответствующих умений, применяемых в практической деятельности.

«Для обеспечения всестороннего развития школьников, - считает М. Н. Скаткин, -необходимо организовать их разнообразную деятельность, обеспечить включение в систему постепенно расширяющихся и углубляющихся отношений как внутри школы, так и вне ее, вплоть до включения в производственные организационно-экологические отношения взрослых» [2, с. 28].

Деятельность определяется как специфическая форма общественно-исторического бытия людей. Целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.

В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую деятельность.

Любая деятельность, осуществляемая субъектом или субъектами, включает в себя цель, средство, процесс преобразования и результат.

Школьная география, отражая особенности географической науки, отличается комплексным подходом к изучению природы, общества и характера их взаимодействия, поэтому обладает неоспоримым преимуществом для реализации деятельностного подхода [1 ].

Организация исследовательской, практической и творческой деятельности учащихся при обучении школьной географии, призвана совершенствовать знания учащихся, выработку у них географических умений и навыков.

В исследовании мы столкнулись с тем, что классификация видов деятельности затруднена из-за широкого толкования самого термина «деятельность». Например, в английском языке слово «деятельность» означает любой вид практической или познавательной активности людей. В разных отраслях научного знания существуют различные основания для классификации видов деятельности. В педагогике к основным видам деятельности относят игровую, учебную и трудовую.

Деятельностный подход предусматривает многообразие видов деятельности, таких как аналитическая, прогностическая, исследовательская, учебная, практическая и др.

Современные школьники в достаточной степени информированы о проблемах взаимодействия природы и общества. Эту информацию они получают на уровне фактов. При этом количественные характеристики экологических ситуаций, расчеты последствий воздействия человека на среду, как правило, не рассматриваются. Восполнить этот пробел можно при условии широкого внедрения в учебный процесс расчетов и количественных показателей процессов взаимодействия человека и природы. Эффективным способом получения соответствующих количественных характеристик на уроках географии является составление и решение задач экологического содержания.

В ходе решения задач школьники самостоятельно получают новую для них информацию. Цифровые показатели, выявленные учащимися при расчетах, способствуют формированию у них пространственного мышления - необходимого компонента географического образования.

Широко используются в образовательном и воспитательном процессе ролевые и деловые игры, так как в игре проявляется потребность ребенка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества.

Так, при изучении темы «Природные ресурсы и производство» можно рекомендовать проведение ролевых игр на темы: «Проектирование строительства гидроэлектро-

ПЕДАГОГИКА

станций», «Альтернатива Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», «Охрана и преобразование природы в России» и др.

В процессе приобретения знаний и умений формируется сознание как при формальном обучении, так и за его пределами; а также с помощью знаний, приобретенных эмпирическим путем, в ходе целесообразной практической сознательной деятельности.

Все это является содержанием учебной деятельности школьников на летних полевых практикумах, разработанных автором.

Основной принцип, реализуемый в ходе обучения и активного отдыха на летних полевых практикумах, - это единство сознания и деятельности при формировании географических знаний и умений.

Опыт многолетней работы летних полевых практикумов убедительно показывает эффективность такой формы эколого-краеведческой деятельности в школе.

Вся учебная работа при проведении летних практикумов строится на основе комплексного подхода к изучению территории.

Главные направления работы летних полевых практикумов:

1. Организация обучения и проведения экскурсий в природу, полевых уроков.

2. Отработка со школьниками навыков научно-исследовательской работы.

3. Оценка состояния природной среды района летних практикумов.

4. Географические, экологические и ролевые игры.

Исходя из этих направлений работы, были определены цели и задачи летних полевых практикумов.

Как правило, программные экскурсии в природу из-за недостатка времени и отсутствия поблизости естественных природных полигонов не проводятся. Нам впервые удалось провести для учащихся 4-9-х классов все основные экскурсии и практические работы на местности по школьному курсу географии.

Целью летних полевых практикумов является знакомство учеников с природно-территориальными комплексами (ПТК) зоны, в пределах которой расположен летний полевой лагерь, и создание краеведческой

основы для изучения в курсе географии России природных зон.

Учащиеся знакомятся с природными комплексами своей местности и взаимосвязями их компонентов; на конкретных примерах показывают влияние человека и его хозяйственной деятельности на природные комплексы. Для учащихся старших классов проводится закрепление умений характеризовать природный комплекс и наблюдать, как изменение одного фактора (рельефа, освещенности, почвенно-грунтового увлажнения) отражается на всем комплексе и его отдельных компонентах. С наиболее подготовленной группой учащихся вырабатываются практические умения составлять описание природных комплексов.

Одним из приемов учебной работы является составление схематических моделей природно-территориальных комплексов (табл. 1).

В левой вертикальной графе модели помещены компоненты природного комплекса. В остальных графах отражены взаимосвязи и взаимовлияния компонентов природного комплекса. Количество компонентов учитель может уменьшить в зависимости от обозначенных задач и содержания работы на уроке.

Содержание работы с моделью заключается в изучении многообразия взаимодействия компонентов в природном комплексе. Используя различные источники информации, учащиеся заполняют пустующие клетки таблицы примерами влияния одного компонента на все остальные. При этом учебная работа с моделью включает в себя следующие действия:

1) выявить влияние одного компонента на другие, заполнить соответствующие клетки схематической модели ПТК;

2) составить характеристику природного комплекса по типовому плану, используя содержание заполненных граф модели;

3) оценить последствия человеческого воздействия на ПТК, предсказать возможные изменения в природных комплексах, к которым может привести тот или иной вид природопользования;

Таблица 1

Схематическая модель взаимодействия некоторых компонентов ПТК, измененных деятельностью человека

Компоненты ПТК Воздействие человека Методы отимизации природопользования

на климат на рельеф на внутренние воды на почвы и растительность

Воздух Оврагообразо-вание способствует выдуванию почвы, что вызывает запыле-ние воздуха Водохранилища увлажняют воздух; воздух насыщается испарениями с загрязненных водоемов. Уничтожение растительного покрова усиливают ветры; пыльные бури запыляют воздух 1. Газо- и дымоулавливание для поддержания чистоты воздушного бассейна. 2. Борьба с оврагами. 3. Очистка сточных вод. 4. Пылезащитные лесопосадки (уменьшают запыленность воздуха)

Горные породы и рельеф Загрязненный воздух стимулирует осадки, которые усиливают эрозию Размыв берегов при сооружении водохранилищ; неправильный полив усиливает оврагооб-разование Оврагообразо-вание усиливается при сплошной распашке, так как уничтожается растительный покров 1. Вспашка поперек склона. 2. Поддержание воздуха в чистоте. 3. Соблюдение правил полива и предотвращения оврагообразо-вания. 4. Полезащитные лесопосадки для предотвращения роста оврагов и ветровой эрозии

Внутренние воды Загрязненный воздух вызывает загрязнение поверхностных вод Рост оврагов понижает уровень подземных вод; водная эрозия приводит к заиливанию водоемов Неправильное внесение удобрений приводит к загрязнению поверхностных и подземных вод 1. Борьба с загрязнением водоемов сточными водами. 2. Поддержание чистоты воздуха для предотвращения загрязнения водоемов. 3. Борьба с водной и ветровой эрозией в целях поддержания уровня подземных вод и предупреждения заиливания водоемов

Почвен- но-рас- титель- ный покров Загрязненный воздух губит растения; пыльные бури сокращают урожай Оврагообразо-вание приводит к эрозии почв и сокращению урожая Зарегулирование стока приводит к подтоплению территории; загрязненные воды губят растительность 1. Лесопосадки, снегозадержание, безотвальная вспашка для сохранения почв и увеличения урожая. 2. Соблюдение правил агротехники. 3. Поддержание в чистоте вод, предназначенных для полива

4) определить направления хозяйственной деятельности людей (в том числе природоохранные меры) с целью сохранения свойств природы.

После заполнения таблицы учащимся предлагается определить пути уменьшения негативных последствий человеческого воздействия на природу.

Удобство работы со схематическими моделями состоит в том, что их можно ис-

пользовать при изучении природно-терри-ториальных комплексов любого ранга (локальных, региональных, глобальных).

Таким образом, деятельностный подход в подготовке учащихся при обучении географии в условиях специальных общеобразовательных школ закрытого типа может быть реализован как в урочной, так и во внеклассной и внешкольной работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев С. В. Экологическое образование школьников при обучении географии: монография СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 91 с.

ПЕДАГОГИКА

2. СкаткинМ. Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Педагогика, 1984.

3. Ягодин Г. А. Некоторые рекомендации по созданию системы непрерывного экологического образования // Экология и география: Проблемы подготовки учителя. М.: ТЭКО центр, 1995. С. 32-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.