Корреляционный анализ «Методики диагностики уровня невротизации» Л.И. Вассермана и «Личностного опросника» Г. Шмишека показал, что наблюдается наличие прямой корреляционной связи невротизации и неуравновешенного типа акцентуации: у студентов 2 курса г = 0,51 при уровне значимости 0,01, у студентов 4 курса г = 0,44, у студентов 6 курса г = 0,48 при уровне значимости 0,05.
При корреляционном анализе было выявлено, что у студентов 2 курса наблюдается прямая связь уровня невротизации и застревающего г = 0,42, дистимического г = 0,37 и экзальтированного г = 0,41 (при уровне значимости 0,05) типов акцентуации.
Для студентов 6 курса также характерно наличие прямой связи уровня невротизации и дистимического (г = 0,47 при уровне значимости 0,05), экзальтированного (г = 0,77 при уровне значимости 0,01) типов акцентуации.
Корреляционный анализ показал наличие прямой связи невротизации и циклотимического типа акцентуации: у студентов 4 курса г = 0,59 при уровне значимости 0,01; у студентов 6 курса г = 0,55 при уровне значимости 0,01. Помимо этого у студентов 6 курса наблюдается прямая связь невротизации и тревожного (г = 0,66 при уровне значимости 0,01), а также демонстративного (г = 0,47 при уровне значимости 0,05) типов акцентуации.
Таким образом, была выявлена прямая связь уровня не-вротизации студентов с застревающим, циклотимическим, демонстративным, неуравновешенным, дистимическим и экзальтированным типами акцентуации характера.
Нами также был проведён корреляционный анализ «Методики диагностики уровня невротизации» Л.И. Вассермана и теста «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева. Выявлено наличие обратной связи невротизации и общего показателя осмысленности жизни: для студентов 2 курса г = -0,46 при уровне значимости 0,05; для студентов 4 курса г = -0,52, для студентов 6 курса г = -0,54 при уровне значимости 0,01. Студенты, имеющие высокий показатель невротизации, считают свою жизнь менее осмысленной.
Также имеется обратная связь невротизации и субшкалы «Цели»: для студентов 2 курса г = -0,41, для студентов 4 курса г = -0,40, для студентов 6 курса г = -0,44 при уровне значимости 0,05. Для людей, имеющих высокий уровень невротизации, характерна безынициативность, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворённостью желаний. Они не ставят перед собой важных целей, которые придавали бы смысл их жизни, не проявляют должной активности в том, чтобы добываться своих целей. У студентов 4 курса отмечается наличие обратной связи невротизации и субшкалы «Процесс» (г = -0,50 при уровне значимости 0,05). Студентам с высоким уровнем невротизации свойственно негативный тон переживаний, в результате чего процесс своей жизни они воспринимают как неинтересный, пустой, лишённый смысла. Обратная связь невротизации и субшкалы «Локус контроля-Я» наблюдается у студентов 2 и 4 курсов: для студентов 2 курса г = -0,43, для студентов 4 курса г = - 0,50 при уровне значимости 0,05.
Отмечается также значимая обратная связь показателей невротизации и субшкалы «Локус контроля-жизнь» у студентов 2 и 6 курсов: для студентов 2 курса г = -0,50, для студентов 6 курса г = -0,59 при уровне значимости 0,01.
У студентов 2 и 6 курсов имеется связь невротизации и субшкалы «Результат»: для студентов 2 курса г = -0,41 при уровне значимости 0,05; для студентов 4 курса г = -0,61 при уровне значимости 0,01. Люди, имеющие высокую невроти-зацию, пассивны в достижении своих целей, поэтому низко оценивают продуктивность своей жизни. Таким образом, отмечается наличие связи уровня невротизации и смысложиз-ненных ориентаций.
Нами был проведён сравнительный анализ результатов по «Методике определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз». Согласно полученным результатам, среди студентов 6 курса процент испытуемых с низким показателем нервно-психической устойчивости больше, чем среди студентов других курсов (2 курс - 43%, 4 курс - 40%, 6 курс - 54%). У данных студентов более выражена эмоционально-волевая лабильность, эмоциональная неуравновешенность, утомляемость, в том числе при умственной деятельности и общении с людьми. У студентов 6 курса риск дезадаптации в стрессовых ситуациях выше.
Был проведён корреляционный анализ «Методики определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» и «Личностного опросника» Г. Шмишека. При корреляционном анализе была выявлена обратная связь нервно-психической устойчивости и неуравновешенного типа акцентуации: у студентов 2 курса г = -0,65, у студентов 6 курса г = -0,52 при уровне значимости 0,01; у студентов 4 курса г = -0,47 при уровне значимости 0,05.
Для студентов 2 курса характерно наличие обратной связи показателей нервно-психической устойчивости и застревающего типа акцентуации (г = -0,41 при уровне значимости 0,05). У студентов 2 курса отмечается наличие обратной корреляции между нервно-психической устойчивостью и дис-тимическим типом акцентуации (г = -0,39 при уровне значимости 0,05).
У студентов 4 и 6 курсов присутствует обратная корреляционная связь нервно-психической устойчивости и циклоти-мического типа акцентуации (у студентов 4 курса г = -0,68, у студентов 6 курса г = -0,62 при уровне значимости 0,01). Также у студентов 4 и 6 курсов присутствует обратная корреляционная связь нервно-психической устойчивости и экзальтированного типа акцентуации (у студентов 4 курса г = -0,41 при уровне значимости 0,05; у студентов 6 курса г = -0,74 при уровне значимости 0,01).
При корреляционном анализе была выявлена обратная связь нервно-психической устойчивости и тревожного типа акцентуации у студентов 6 курса (г = -0,73 при уровне значимости 0,01).
Таким образом, была выявлена связь уровня нервно-психической устойчивости с акцентуациями характера.
Литература
[1]. Красик Е.Д., Положий Б.С., Е.А. Крюков Е.А Нервно-психические заболевания у студентов. - Томск, 1982. - 115 с.
[2]. Фельдман И.Л. Личностное самопознание будущего специалиста: опыт эмпирического исследования -Тула: изд-во ТулГУ, 2014. -191 с.
[3]. Фельдман И.Л. Особенности личностного самопознания студентов- менеджеров //Специальный выпуск № 1-2 журнала «Акме-ология» по материалам IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека». Москва, 1-15 июня 2014 года. - М., 2014. - С. 223-224
FEATURES OF MENTAL HEALTH AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING IN THE UNIVERSITIES
Feldman Inessa leonidovna (Tula, Russia) - Ph.D., Associate Professor, Tula State Unwe^ty; Lenina ave., 92; [email protected]
Annotation
The article describes е the relationship of pereonality characteristics and mental health of students of various courees. The author analyses the effect of mental health to the professional competence of students of the university.
Keywords: mental health, professional competence, neuropsychological stability, accentuation of charade, the level of neuroticism;
УДК 378
РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ1
Фроловская Марина Николаевна (Барнаул, Россия) - доктор педагогических наук, профессор, Алтайский государственный университет; пр. Ленина, 61; [email protected]
Аннотация
Проблема образования взрослых актуализируется пониманием необходимости создания условий самопознания, саморазвития и становления авторской позиции профессионала. Рассматриваются гуманитарные основания взаимодействия со слушателями повышения квалификации, анализируется опыт использования
Статья подготовлена в АлтГУ при финансовой поддержке РГНФ (грант № 13-06-00010, тип проекта «а»)
акмеологических технологий, которые позволяют участникам дополнительного образования уточнить ценности и смыслы, переосмыслить собственную деятельность. Ключевые слова: авторская позиция, акмеологические технологии, саморазвитие.
В последнее время проблема образования взрослых стала одной из обсуждаемых в отечественной и зарубежной педагогике. Страны Европейского Союза принимают «Меморандум непрерывного образования», закладывающий фундамент для «учения длиною в жизнь», что созвучно с позицией М.К. Мамардашвили, который рассматривал образование как возможность человека «быть», становиться в мире.
Актуальность проблемы образования взрослых связана с пониманием необходимости удовлетворения потребностей отдельного человека в самореализации и самосовершенствовании. В.П. Зинченко убеждает, что созидание образа человека, определение горизонта его развития - это дело не «педагогической алхимии», а собственного выбора человека. Задача дополнительного профессионального образования - создать условия для реализации взаимодействия, особой целостной системы, в которой взаимный личностный рост всех участников повышения квалификации приобретёт характер созидания и педагогического поиска. Как организовать процесс обучения взрослых, ориентированный на становление личностной позиции профессионала? Ответ очевиден: в совместной, личност-но значимой для каждого деятельности, чему способствуют акмеологические технологии саморазвития и обеспечения достижения каждым участником педагогического процесса.
В Центре повышения квалификации и переподготовки при Алтайском государственном университете предпринимается попытка организации образования взрослых в контексте ак-меологической педагогики. «...Человеческая деятельность по своему осуществлению, реализации всегда коллективна, а по механизму усвоения (освоения) всегда индивидуальна» [5, с. 135]. Этот тезис П.Г. Щедровицкого конкретизируется в организации взаимодействия, направленного на понимание. Отсюда вытекает необходимость создания ситуаций осмысления каждым участником собственной авторской позиции через включение в деятельность акмеологических технологий [4]. В первую очередь, рефлексия и понимание имеющегося опыта. Для этого организуется презентации опыта «Действую в настоящем-строю будущее»; написание эссе «Мой профессиональный образ мира»; составление коллажа «Ценности профессиональной деятельности»; создание «портретов» участников педагогического процесса в вузе и др. Индивидуальное переосмысление опыта деятельности предлагается для обсуждения, в ходе которого каждый уточняет собственную позицию и выходит на «вопрошание»: определение границ своих возможностей, обнаружение проблем. Затем выявляются пути преодоления обнаруженных барьеров, способы развития. Данный этап деятельности организуется в малых группах, где каждый вносит собственные предложения в коллективный проект. При этом формы взаимодействия проживаются. Движение каждого к внутреннему результату происходит через осознание личного опыта, дискуссию; диалог с самим собой, коллегами, авторами текстов культуры.
В дополнительном образовании взрослому человеку необходимо осмыслить происходящее, увидеть возможные перспективы и поставить достойные цели. Результат будет зависеть от способов работы с аудиторией. Поэтому работа с текстом культуры разворачивается на трех ступенях:
1. Изучение (с максимальной полнотой) и понимание информации по теме: что именно происходило, когда и как.
2. Осмысление нового знания, то есть наделение его смыслом, который способен увидеть в нём участник повышения квалификации - сам по себе или вместе с модератором, группой - это зависит от конкретных учебных задач.
3. Интерпретация в тексте смысла, создание собственного встречного текста, который в эмоциональной форме выражает личное отношение человека к обсужаемой проблеме, позволяет не только рационально оценить или обобщить, но и прожить ситуацию, и, таким образом, принять личное участие в событии, сделать его частью собственной жизни [1].
Приведем некоторые примеры. Так, обращаемся к тексту - признанию Е.Н. Ильина из его книги «Путь к ученику». Слушателям предлагается выявить особенности своей авторской позиции педагога, подтвердить свою точку зрения
ссылками из текста: «Моя эволюция как учителя-духовника складывалась непросто и выражена тремя этапами. Поначалу придерживался формулы: от человека - к предмету; затем перешел дальше: от предмета - к человеку; ныне обе формулы синтезировались: от человека - через предмет - к человеку! Литература стала для меня почвой, куда высаживаю юные ростки; родником, утоляющим жажду; книгой мудрости, способной защитить от многих неверных шагов» [2].
При обсуждении прочитанного высказываются позиции относительно ценностей педагогической деятельности автора. Каждый называет концепты, ценностные для него самого. Определяется сущность метафоры, представленной в тексте (литература - «почва», «родник», «книга мудрости») не только через рассуждения, но и через «вопрошание». Может ли любая учебная дисциплина в вузе стать средством для обнаружения смыслов в научной картине мира и в нас самих? С помощью каких гуманитарных практик выстроить «путь к ученику»? Осмысление педагогической позиции автора текста позволяет преподавателям выявить свои гуманитарные приоритеты: рефлексивность, домината на Другого, предметные знания - средство для понимания себя, собственного образа мира в культуре.
В процессе взаимодействия участников дополнительного образования рождаются акмеологические стратегии понимания, которые связаны с осмыслением текста культуры, культуры Другого и своей [3]. Образование взрослых в смысловой деятельности позволяет решать такие важные задачи, как развитие коммуникации и взаимопонимания; создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству. В таком случае центр повышения квалификации становится центром акмеологического образования, где ведущий курсов является фасилитатором, где существует единый неформальный коллектив, в котором учатся все у всех, и где происходит «выращивание» взрослых людей.
Литература
[1]. Балакина Е.И. Метаморфозы диалога в системе культуры и искусства: монография. - Барнаул: Алтайский дом печати, 2014. - 276 с.
[2]. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988. - 248 с.
[3]. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н. Педагогика понимания. . - 2-ое изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 189 с.
[4]. Фроловская М.Н. Акмеологическая школа становления авторской позиции будущего педагога // Акмеология: научный журнал. - 2014. -№ 1-2. - с. 228-230.
[5]. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции). - М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. - 156 с.
THE IMPLEMENTATION OF THE AUTHOR'S POSITION OF TEACHER IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
Frolovskaya Marina Nikolaevna (Barnaul, Russia) - doctor of pedagogical Sciences, Professor, Altai state University, Lenin Ave, 61; [email protected]
Abstract
The problem of adult education updated understanding of the need for creating conditions for self-discovery, self-development and formation of the author's professional position. Discusses humanitarian grounds interaction with students training, examines the experience of using acmeological technologies that allow participants additional education to clarify values and meanings, to rethink their own activities. Key words: author's position, acmeological technology, self-development.
159.9+316.6
РУКОВОДИТЕЛИ КАК СУБЪЕКТЫ СОВМЕСТНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «ПОМЕХИ» РАЗВИТИЯ
Флоровский Сергей Юрьевич (Краснодар, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет; ул. Ставропольская, 149; [email protected]