УДК 33 ББК 65
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10044 © В.И. Авдийский, О.В. Коновалова, В.И. Прасолов, 2020
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВУЗА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЛОКАЛЬНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА1
Владимир Иванович Авдийский,
декан факультета анализа риска и экономической безопасности имени профессора В.К. Сенчагова, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации Финансовый университет при Правительстве РФ (125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49)
E-mail: [email protected]; Оксана Владимировна Коновалова, доцент кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность», кандидат экономических наук, доцент Финансовый университет при Правительстве РФ (125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49)
E-mail: [email protected]; Валерий Иванович Прасолов, доцент кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность», кандидат политических наук, доцент Финансовый университет при Правительстве РФ (125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Обосновывается роль локального нормотворчества в вопросах противодействия коррупции в системе высшего образования на уровне образовательной организации (вуза). Проведен контент-анализ локальных нормативных актов в сфере противодействия коррупции некоторых университетов страны. Авторами исследуются несовершенства локальных актов вузов России и предлагается ряд рекомендаций по их исправлению.
Ключевые слова: коррупция, высшее образование, нормотворчество, локальное нормотворчество, антикоррупционная политика.
IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION POLICY OF THE UNIVERSITY THROUGH THE DEVELOPMENT OF LOCAL RULEMAKING
Vladimir I. Avdiyskiy,
Dean of the Faculty of Risk analysis and Economic security professor V.K. Senchagov, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Moscow, Leningradskiy prosp., d. 49);
Oksana V. Konovalova,
Associate Professor of the Department «Risk analysis and economic security», Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Moscow, Leningradskiy prosp., d. 49);
Valery I. Prasolov,
Associate Professor of the Department «Risk analysis and economic security» Candidate of Political Sciences, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Moscow, Leningradskiy prosp., d. 49)
Abstract. Substantiated the role of local rule-making in combating corruption in the system of higher education at the level of an educational organization (University). The content analysis of local regulations in the sphere of anti-corruption of some universities of the country is carried out. The authors investigate the imperfections of local acts of Russian universities and offer a number of recommendations for their correction.
Keywords: corruption, higher education, rulemaking, local rulemaking, anti-corruption policy.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Авдийский В.И., Коновалова О.В., Прасолов В.И. Реализация антикоррупционной политики вуза через развитие локального нормотворчества. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):231-5.
1 Статья подготовлена по результатам исследований ГЗ 19-19, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.
Насущное решение задач в вопросах нетерпимости российского общества к коррупции невозможно без эффективного правового обеспечения. Нормотворчество имеет огромное значение в деятельности государства, так как оно определяет уровень развития культуры и демократии в обществе. Демократическому государству свойственно наличие ценностей, определяющих высокую степень защиты гражданских прав и свобод наряду с полным обеспечением национальной безопасности в вопросах суверенитета и национальных интересов.
Законодательство должно обеспечить повсеместное и надлежащее воздействие на соответствующие области общественных отношений, прямо или косвенно связанных с коррупционными проявлениями [5]. Несмотря на усилия государства по декриминализации жизни общества и реализации мер, направленных на снижение уровня преступлений коррупционной направленности, ситуацию коррупциогенного поведения должностных лиц и граждан следует считать сложной. Сфера высшего образования, являясь одной из основных в формировании личности современного гражданина и участника деловых отношений, который, в свою очередь, представляет собой фундамент успешного развития государства, к сожалению, также подвержена коррупционным проявлениям. По данным опроса Левада-Центра, десять лет назад треть россиян были уверены, что система образования, в том числе и высшего, в сильной мере подвержена коррупционным отношениям [3]. Сравнивая результаты данного исследование с отчетами правоохранительных органов, можно с уверенностью сказать, что ситуация не сильно поменялась, хотя тенденция к улучшению имеет место быть.
Как показывает исследование система по противодействию и профилактике коррупции в сферах государственного управления и правоохранительных органов, а также на уровнях начального и среднего образования значительно отличается от формирования антикоррупционного поведения в высшей школе. В высшей школе существует специфический состав субъектов: с одной стороны, студент, который поступив в университет уже, как правило, является совершеннолетним гражданином общества, и его родители, особенно случае оказания платных услуг,
так как договор об оказании образовательных услуг, как правило, оформляется на родителя студента, и, с другой стороны, персонал вуза, представленный профессорско-преподавательским персоналом и административно-хозяйственными сотрудниками, отвечающими за различные функции в процессе реализации образовательной деятельности учебного заведения. При взаимодействии между студентами и их родителями и сотрудниками вуза возникают разнообразные отношения, которые могут включать коррупционные проявления при поступлении в вуз, в учебном процессе и при решение бытовых вопросов. Также административно-хозяйственный персонал может выступать посредником в решении проблем, возникавших в учебном процессе, а также профессорско-преподавательский состав может оказывать ряд услуг в сговоре с административно-хозяйственным персоналом в вопросах организации быта студентов и пр.
Не стоит забывать, что в соответствии со ст. 69 Закона «Об образовании» целью высшего образования является «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации». Воспитание высоконравственной личности является одной из целей высшего образования наряду с подготовкой высококвалифицированного специалиста. На деле же студент, сталкиваясь с проявлениями коррупции во время обучения, с легкостью может переносить данный опыт преступных взаимоотношений и в свою профессиональную жизнь, будучи уверенным, что данный тип поведения является нормой во «взрослой жизни».
Проведенное авторами статьи исследование факторов коррупциогенного поведения в сфере высшего образования РФ приводит к выводу, что проблема остается, и ее влияние на жизнь общества огромно. Следовательно, политика в вопросах коррупции, ее содержание и форма декларирования являются одним из главных регулирующих локальных документов современного вуза в формировании антикоррупционной культуры участников образова-
тельного процесса и процессов его хозяйственной жизни. Локальный нормативный акт вуза по противодействию коррупции или их система является в этой связи достаточно эффективным инструментом законодательного механизма в антикоррупционной борьбе.
В системе правового регулирования общественных отношений локальное нормотворчество занимает серьезное место. В локальном правовом акте с учетом специфики деятельности субъекта правовых отношений указываются их потребности и интересы [4]. Соблюдение прописанных норм показывает, насколько они воздействуют на регулируемые ими отношения. Следовательно, на современном этапе правового регулирования коррупционных проявлений значительно выросла роль локального нормотворчества как способа воздействия на коррупционные проявления в поведение людей, представляющих собой целостный рабочий коллектив, на основе тех норм, которые сам же коллектив и разработал для исполнения.
Большое внимание понятию локального нормотворчества в своей диссертационной работе уделяет Ухина С.В., определяя его как «...деятельность управомоченных субъектов, являющаяся частью механизма правового регулирования, осуществляемая на делегированной или компетенционной основе и направленная на разработку, принятие и установление норм (правил) общего характера, регламентирующих разнообразные сферы деятельности организации, а также взаимоотношения, складывающиеся между ее членами» [7]. По ее мнению, локальная норма же представляет собой «.правило поведения, принимаемое в организации ее коллективом (органами его представляющими), является обязательной для исполнения всеми представителями трудового коллектива» [7].
Стоит обратить внимание на ряд моментов, которые могут существенно снизить эффективность применения локальных актов:
- не в полной мере раскрываются последствия применения локальных нормативных актов;
- не всегда точно и четко определен предмет локального акта;
- не учтено в полной мере общественное мнение;
- формулировки могут иметь двойное толкование и/или быть неисчерпывающими, особенно при
использовании словосочетании «и т.д.», «и др.», «и пр.»;
- круг специалистов, вовлеченных в разработку локальных актов не является исчерпывающим, что может привести к тому, что в нем не все вопросы будут раскрыты;
- недостаточный уровень квалификации у разработчиков локальных нормативных актов в вопросах использования навыков и приемов юридической техники, особенно в вопросах соблюдения требований законности;
- трудности с формированием эффективных механизмов по воплощению локальных норм правоприменительной деятельности. Особенно на этапах обобщения информации в результате применения локального акта, его анализа и закрепления, в случае, если опыт оценивается как положительный.
Локальный акт в образовательной организации обеспечивает эффективное регулирование жизни трудового коллектива и студенчества на постоянной основе. В случае, когда руководство сталкивается с ситуацией, при которой на лицо факт, что регулятивная функция ослабевает, оно должно обеспечить своевременную разработку и внесение необходимых изменений в локальные нормативные акты учреждения, о чем в своей работе говорит P.O. Халфи-на: «локальные нормы, не остаются неизменными, они весьма подвижны. Локальные нормы наиболее оперативно отражают происходящие в жизни изменения» [6, с. 67].
Кашкаров А.А. и Заброда Д.Г. в своей работе уделяют большое внимание формированию антикоррупционной политики вуза, основанной на продуманном и хорошо спланированном локальном нормотворчестве [2]. По их мнению, в качестве основы антикоррупционной политики вуза необходимо разработать и утвердить план (программу) реализации антикоррупционных мероприятий с обязательным указанием сроков проведения и ответственных за их исполнение лиц. Стоит согласиться с авторами, что антикоррупционная политика вуза представляет собой «... базирующуюся на международном и национальном антикоррупционном законодательстве, урегулированную локальными нормативными правовыми актами систему мер, которые формируются и реализуются корпорациями (предприятиями, учреждениями, организациями)
с целью предотвращения коррупционных проявлений, как в середине соответствующих организаций, так и при возможном участии их работников (сотрудников), а также восстановления корпоративных интересов, нарушенных в результате коррупционных правонарушений» [1].
Сегодня на сайте каждого учебного учреждения высшего образования можно увидеть ряд обязательных документов, раскрывающих антикоррупционную политику вуза, начиная от федерального закона «О противодействии коррупции», указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и приказов Министерства науки и высшего образования РФ до большого числа локальных нормативных актов вуза. Образовательные организации высшего образования стремятся обеспечить доступность заинтересованных лиц к нормативной и справочной информации, сделать легким обращение на «горячую линию» с информацией о коррупционном деянии, формируют планы мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции. Руководство вуза стремится заявить общественности о своем нетерпимом отношении к проявлениям коррупции в образовательной и хозяйственной деятельности учреждения.
Анализ локальных нормативных актов образовательных организаций высшего образования показал, что необходимо учесть следующие рекомендации при их разработке:
1. Сократить не редко избыточное количество декларированных норм, абстрактные положения, уделить больше внимания детальному правовому регулированию в антикоррупционной политике вуза.
2. Соблюсти полное соответствие правовых норм, особенно при использовании терминологии, заявленных в локальном документе федеральному и региональному законодательству.
3. Исключить дублирование правовых норм федерального, регионального и муниципального законодательства в локальном акте вуза.
4. Уделить больше внимания в методических рекомендациях порядку мониторинга и отчетности по проводимому мониторингу фактов коррупционных правонарушений в вопросах: приема, перевода и отчисления обучающихся из образовательного учреждения; оказания населению платных образова-
тельных и иных услуг, эффективного использования дорогостоящего оборудования; приема пожертвований от граждан и организаций и пр., с учетом специфики выявленных правонарушений и направлений развития вуза.
5. Проводить мониторинг целевой антикоррупционной программы не реже одного раза в год и вносить советующие обновления с учетом выявленных недостатков и изменений в общественном и правовом поле жизни страны (чаще встречается «План мероприятий по противодействию коррупции»).
6. Уделять больше внимания совершенствованию мероприятий системы внутреннего контроля и аудита образовательной организации, особенно в отношениях, характеризующихся повышенной кор-рупциогенностью, на основе специфики детальности вуза, выявленной за ряд периодов реализации антикоррупционной программы.
7. Определить наиболее эффективные средства информации для антикоррупционной агитации с учетом специфики деятельности вуза.
8. Определить антикоррупционные компетенции студентов и работников вуза, с целью разработки более востребованной антикоррупционной пропаганды.
9. Больше уделять внимание формированию антикоррупционного мировоззрения у работников и студентов вуза, закрепляя данные мероприятия в советующих локальных актах. Проводить их оценку целью использования полученных статистических данных в дальнейшей работе.
10. Уделить внимание образовательным программам антикоррупционной наполненности для всех категорий обучающихся и работников вуза.
11. Выстраивать межвузовское и межорганизационное взаимодействие на различных уровнях отношений по вопросам антикоррупционной пропаганды.
12. Закрепить лиц, ответственных за разработку и реализацию советующих мероприятий, и определить формы сроки и формы отчетности.
13. Больше внимания уделять информированию работников, студентов и общественности о проводимых антикоррупционных мероприятиях.
14. Внести изменения в трудовые договоры сотрудников, указав обязанности по соблюдению
норм локальных актов антикоррупционной направленности.
15. Исключить наличие неэффективного механизма реализации норм, предусмотренных локальном актом вуза.
16. Исключить формальный подход при формировании кодекса поведения работника.
Таким образом, средством, определяющим и регулирующим нормы антикоррупционного поведения работников высшего образовании, можно по праву считать локальное нормотворчество. Локальные акты вуза необходимо формировать с целью предупреждения коррупционных проявлений в сфере высшего образования, посредством проработки детальных процедур, направленных на исключение возможности проявления и развития коррупционного поведения. Безусловно, качество локальных актов вуза зависит от уровня их подготовки, оправляемого профессионализмом разработчиков документа.
Литература
1. Заброда Д.Г. Антикоррупционная корпоративная политика: понятие и содержание // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции, 29 мая 2015 г. / ред кол. В.В. Грицай, В.В. Денисенко, О.В. Шкеля, М.Е. Труфанов, А.С. Шиенкова. Краснодар: Краснодарский университет МВД, 2015.
2. Кашкаров А.А., Заброда Д.Г. Локальное нормотворчество как средство формирования и обеспечения реализации корпоративной антикоррупционной политики // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 3 (25). URL: https:// cyberleninka.ru/artide/n/lokalnoe-normotvorchestvo-kak-sredstvo-formirovaniya-i-obespecheniya-realizatsii-korporativnoy-antikorruptsionnoy-politiki (дата обращения: 23.11.2019).
3. Коррупция и взяточничество: Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр). [Электронный ресурс]. 14.07.2008. URL: https://www.levada.ru/2008/07/14/korruptsiya-i-vzyatochnichestvo/ (дата обращения: 23.11.2019).
4. Котляр И.А. Нормативно-правовые основы противодействия коррупции в образовательных организациях высшего образования // Уголовная юстиция. 2017. №10. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/normativno-pravovye-osnovy-protivodeystviya-korruptsii-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 23.11.2019).
5. Плюгина И.В. Правовые механизмы предупреждения коррупции в сфере образования // Журнал российского права. 2016. № 12 (240). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-mehanizmy (дата обращения: 23.11.2019).
6. Халфина P.O. Право, как средство социального управления. М., 1988.
7. Ухина С.В. Локальное нормотворчество: Вопросы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 Коломна, 2005.