92
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 4(34)
УДК 35.075.8 (470.344)
РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Т.Н. Вязовская, О.Н. Мирошниченко, В.В. Садовская
Статья посвящена анализу проблем борьбы с коррупцией на региональном уровне. Обозначены проблемы реализации государственной антикоррупционной политики в регионе и намечены пути их преодоления. В статье рассмотрена деятельность Администрации Главы Чувашской Республики по реализации антикоррупционной политики. Особое внимание уделено совершенствованию нормативно-правовой базы. Авторы отмечают необходимость уточнения понятия «коррупция» на уровне федерального законодательства и, в соответствии с ним, скорректировать положения нормативно-правовых актов остальных уровней, в том числе уставов муниципальных образований. Акцент сделан на привлечении граждан к решению данной проблемы. Низкая правовая грамотность населения расценивается как потенциальная угроза безопасности страны, так как препятствует эффективному использованию правовых средств для борьбы с коррупцией. В статье также рассмотрен опыт решения данных проблем в некоторых странах мира, в том числе система онлайн-контроля процедуры рассмотрения заявлений граждан для предупреждения коррупционных правонарушений.
Ключевые слова: государственная антикоррупционная политика; антикоррупционная пропаганда; коррупционные правонарушения; антикоррупционная проверка; дисциплинарные нарушения.
T.N. Vyazovskaya, O.N. Miroshnichenko, V.V. Sadovskaya. IMPLEMENTATION OF ANTICORRUPTION POLICY BY GOVERNMENT BODIES AT THE REGIONAL LEVEL
The article is devoted to the analysis of problems in the fight against corruption at the regional level. It outlines the problems of implementation of the state anti-corruption policy in the region and outlines ways to overcome them. The article describes the activities of the Administration of the Head of the Chuvash Republic in the implementation of anti-corruption policy. Particular attention is paid to improving the regulatory framework. The authors note the need to clarify the concept of «corruption» at the level of federal legislation and, in accordance with it, adjust the provisions of the regulatory acts of other levels, including the charters of municipalities. The emphasis is on attracting citizens to solve this problem. Low legal literacy of the population is regarded as a potential threat to the security of the country, as it impedes the effective use of legal means to combat corruption. The article also describes the experience of solving these problems in some countries of the world, including - the system of online control of the procedure for considering applications of citizens to prevent corruption offenses.
Keywords: state anti-corruption policy; anti-corruption propaganda; corruption offenses; anticorruption check; disciplinary violations.
Проблема борьбы с коррупцией остается актуальной практически во всех странах мира. На всех уровнях органов власти повышенное внимание уделяется вопросам создания эффективной правовой основы и действенных механизмов противодействия коррупционным проявлениям.
Администрацией Главы Чувашской Республики проводятся регулярные проверки обеспечения органами исполнительной власти Чувашской Республики соблюдения гражданскими служащими требований ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также других нормативных актов по противодейст-
вию коррупции федерального и регионального уровня [1-5]. К дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения в 2017 г. привлечены два лица, замещающие государственные должности Чувашской Республики, 40 гражданских служащих и 174 муниципальных служащих.
Можно выделить следующие проблемы реализации антикоррупционной политики:
1. В Федеральном законе «О противодействии коррупции» [1] ключевым моментом в определении понятия «коррупция» является факт получения материальной выгоды «в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имуществен-
ных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Однако в принятой в октябре 2003 г. Конвенции ООН против коррупции наряду с указанной выше материальной заинтересованностью к данному явлению отнесены также обещание, предложение или предоставление какого-либо неправомерного преимущества публичному должностному лицу или любому другому лицу, лично или через посредников, так называемая нематериальная коррупция, что соответствует мировым стандартам понимания рассматриваемого нами феномена.
2. Отсутствие единой нормативно-правовой базы в сфере противодействия коррупции. Местное самоуправление в Российской Федерации, будучи независимым в рамках своих полномочий, самостоятельно реализует политику в обозначенной сфере, в то же время она является составной частью рассматриваемой программы.
Национальная стратегия противодействия коррупции была утверждена Указом Президента Российской Федерации в 2010 г., однако ряд ее положений до сих пор не осмыслен должным образом как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Особенно справедливо данное утверждение в отношении реализации антикоррупционных мер на муниципальном уровне.
3. Более того, как на региональном, так и на федеральном уровне отсутствует нормативно-правовая база по защите прав заявителей о коррупции. Во многих странах существует специальное законодательство, защищающее заявителей о коррупции.
4. «Горячей линией» для приема устных обращений граждан по фактам коррупции в органах исполнительной власти Чувашской Республики не рассматриваются анонимные обращения. Данная ситуация приводит к нерешительности граждан сообщать о фактах коррупции в органах исполнительной власти Чувашской Республики.
5. Низкая правовая грамотность населения по вопросам противодействия коррупции препятствует эффективному использованию правовых средств для компетентного участия в управлении государственными и общественными делами, а потому приводит к коррупционным проявлениям.
Целесообразны следующие пути совершенствования антикоррупционной политики:
1. В целях наиболее последовательной и эффективной реализации мер по противодействию коррупции необходимо провести уточнение понятия «коррупции» на уровне феде-
рального законодательства и, в соответствии с ним, скорректировать положения нормативно-правовых актов остальных уровней, в том числе уставов муниципальных образований.
2. Общие результаты анкетирования служащих показали, что необходимо продолжить реализацию мероприятий по антикоррупционному просвещению, разъяснительную и консультационную работу среди служащих с применением наглядной агитации (буклеты, брошюры, специализированные информационные стенды, плакаты и другие информационные материалы).
3. Эффективность и ориентированность на результативность должны стать основными принципами деятельности государственной службы. По словам Владимира Путина, в течение шести лет практически все госуслуги необходимо перевести в режим реального времени с использованием дистанционных информационных технологий сервисов, а документацион-ный оборот между государственными структурами - на цифровые формы.
4. В связи с этим информирование граждан по правовым вопросам является одной из важнейших мер прямого противодействия коррупции и противоправным явлениям в целом. Также важно понимание гражданами ответственности за совершение ими противоправных действий.
5. Создание антикоррупционной программы, которая позволит гражданам контролировать работу государственных служащих и их доходы в любое время.
Проанализировав зарубежный опыт в области противодействия коррупции, можно обратиться к примеру Южной Кореи. В 1999 г. по инициативе мэра Сеула Гох Куна была разработана антикоррупционная программа под названием «OPEN», благодаря которой граждане могли реально контролировать работу государственных служащих. Система онлайн-контро-ля продемонстрировала политическую волю вести решительную войну с коррупцией. Граждане подробно информируются о деятельности государственных служб в этом направлении.
Программа «OPEN» построена на двух принципах, которые являются базовыми для всей антикоррупционной стратегии в Сеуле. Во-первых, доступность, которая выражается в следующих аспектах:
- территориально-временной: граждане могут отслеживать через сеть Интернет процесс рассмотрения их обращений в администрации в любое время и из любого места;
- информационный: граждане могут получить информацию в предметных областях, затрагивающих их права;
94
Вестник Российского университета кооперации. 2018. № 4(34)
- оперативно-функциональный: благодаря данной программе становится легче осуществлять контроль за качеством работы органов власти и быстрее реагировать на обнаруженные нарушения.
Во-вторых, прозрачность, подразумевающая:
- обеспечение программой открытой системы наблюдения - появляется возможность просмотра документов, отслеживания сроков рассмотрения;
- ясность процедурных моментов в деятельности администрации: доступ к детальной информации процедуры рассмотрения обращений граждан.
Основная задача данной системы онлайн-контроля процедуры рассмотрения заявлений граждан заключается в предупреждении коррупционных правонарушений с помощью предоставления гражданам необходимой информации, установления прозрачности и исключения личного общения чиновников и граждан, как необходимого условия существования коррупции. Личные контакты в данной системе между работниками государственных органов власти и гражданами не подразумеваются. В связи с этим опасность возникновения ситуации предложения взятки для ускорения процедуры принятия решения исчезает.
Процедура обращений граждан через систему «OPEN» представляет собой следующий процесс: к примеру, гражданин подает заявление о получении разрешения на определенный вид деятельности, а сотрудники соответствующего отдела администрации помещают данную информацию на сайт «OPEN». Гражданин может узнать в реальном времени статус заявления (зарегистрировано оно должным образом или нет), имя сотрудника, который ведет данное дело, и срок его разрешения. В случае если просьба не удовлетворена, гражданин может также узнать, на основании чего дело не было рассмотрено, т.е. причины.
Важно отметить, что реализация мер по предотвращению и противодействию коррупции никогда не может являться самоцелью. Это только способ, направленный на решение ключевой задачи, положенной в основу существования системы органов власти в Российской Федерации в целом, - обеспечение и поддержание необходимого уровня качества жизни населения на местах.
Список литературы
1. О противодействии коррупции: федер. закон Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_82959 (дата обращения: 29.10.2018).
2. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федер. закон Российской Федерации от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89553 (дата обращения: 29.10.2018).
3. О мерах по противодействию коррупции: указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 г. № 815. URL: http://base.garant. ru/12160468 (дата обращения: 29.10.2018).
4. О противодействии коррупции: закон Чувашской Республики от 04.06.2007 г. № 14. URL: http://gov.cap.ru (дата обращения: 29.10.2018).
5. О республиканской целевой программе по противодействию коррупции в Чувашской Республике на 2007-2020 годы: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.04.2007 г. № 82. URL: http://docs. cntd.ru/document/473610470 (дата обращения: 29.10.2018).
References
1. O protivodejstvii korruptsii: feder. zakon Rossijskoj Federatsii ot 25.12.2008 g. № 273-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_82959 (data obrashcheniya: 29.10.2018).
2. Ob antikorruptsionnoj ekspertize normativ-nykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov: feder. zakon Rossijskoj Federatsii ot 17.07.2009 g. № 172-FZ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89553 (data obrashcheniya: 29.10.2018).
3. O merakh po protivodejstviyu korruptsii: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 19.05.2008 g. № 815. URL: http://base.garant.ru/12160468 (data obrashcheniya: 29.10.2018).
4. O protivodejstvii korruptsii: zakon Chuvash-skoj Respubliki ot 04.06.2007 g. № 14. URL: http:// gov.cap.ru (data obrashcheniya: 29.10.2018).
5. O respublikanskoj tselevoj programme po protivodejstviyu korruptsii v Chuvashskoj Respub-like na 2007-2020 gody': postanovlenie Kabineta Ministrov Chuvashskoj Respubliki ot 24.04.2007 g. № 82. URL: http://docs.cntd.ru (data obrashcheniya: 29.10.2018).
ВЯЗОВСКАЯ Татьяна Николаевна - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры частного права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
МИРОШНИЧЕНКО Оксана Николаевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления. Чебоксарский филиал Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
САДОВСКАЯ Валерия Викентьевна - консультант сектора государственных наград. Управление государственной гражданской службы, кадровой политики и государственных наград Администрации Главы Чувашской Республики. Россия. Чебоксары. E-mail: lerysic12@ yandex.ru.
VYAZOVSKAYA, Tatyana Nikolaevna - Doctor of Science (History), Candidate of Science (Law), Associate Professor, Professor of the Department of Private Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
MIROSHNICHENKO, Oksana Nikolaevna - Candidate of Science (Sociology), Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration. Cheboksary Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
SADOVSKAYA, Valeria Vikentyevna - Consultant of the sector Of State Awards. Management of the State Civil Service, Personnel Policy and State Awards of the Administration of the Head of the Chuvash Republic. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 346.34
ИЗМЕНЕНИЕ РАЗМЕРА И СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА В ХОДЕ ЕГО ИСПОЛНЕНИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Г.В. Галиева, Д.В. Змиевский
В статье рассмотрены отдельные проблемные аспекты, возникающие в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта. В свете реализации государственной политики по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства с целью создания эффективных механизмов участия их в размещении государственного (муниципального) заказа рассматриваются вопросы правового регулирования изменения размера и способа обеспечения исполнения контракта. В ходе исследования установлено, что действующая редакции ст. 96 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не только не содержит подробной правовой регламентации механизма изменения размера и способа обеспечения исполнения контракта, но и содержит в себе элементы правовой неопределенности. В частности, в законе не регламентированы вопросы пропорциональности изменения размера обеспечения в случае частичного исполнения обязательств по контракту. Также, по мнению авторов, действующее законодательство необоснованно ограничивает право поставщика (подрядчика, исполнителя) на изменение способа обеспечения исполнения контракта при отсутствии фактов его частичного исполнения. В связи с этим предлагается внести изменения в ч. 7 ст. 96 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приводится проект предлагаемых изменений.
Ключевые слова: федеральная контрактная система; обеспечение исполнения обязательств; банковская гарантия; обеспечительный платеж; гражданско-правовой договор.
G.V. Galiyeva, D.V. Zmievsky. CHANGE OF THE SIZE AND METHOD OF ENSURING THE PERFORMANCE OF A STATE (MUNICIPAL) CONTRACT DURING ITS EXECUTION: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE
The article deals with some problematic aspects arising in the course of execution of the state (municipal) contract. In the light of the implementation of the state policy to support small and medium-sized businesses in order to create effective mechanisms for their participation in the placement of the state (municipal) order, the issues of legal regulation of changes in the size and method of ensuring the execution of the contract are considered. It was established that the current version of the article 96 of