РЕАЛИЗАЦИЯ АКТОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МОРОЗОВ Андрей Николаевич, ведущий научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 34
E-mail: [email protected]
В статье на основе анализа международно-правовых и внутригосударственных нормативных правовых актов исследуются вопросы, связанные с реализацией актов Союзного государства в национальных правовых системах Российской Федерации и Республики Беларусь.
Целью статьи является выработка научно обоснованных рекомендаций и предложений по совершенствованию правовых механизмов выполнения государствами-членами актов Союзного государства в национальных правовых системах Российской Федерации и Республики Беларусь.
задачи статьи: анализ положений Договора о создании Союзного государства в 1999 г., касающихся применения и выполнения решений, принимаемых органами Союзного государства; анализ нормативных правовых актов государств — участников Союзного государства, затрагивающих вопросы реализации международных обязательств, вытекающих из международных договоров и решений международных организаций; сравнительно-правовой анализ положений конституций государств — участников Союзного государства о месте международных договоров и решений международных организаций в национальных правовых системах; разработка предложений по совершенствованию правовых механизмов выполнения международных обязательств, принятых в рамках Союзного государства.
При подготовке статьи были использованы такие методы, как диалектический, философский, формально-логический, системно-структурный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, толкование права, экспертное оценивание, правовое моделирование и прогнозирование.
Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере выполнения международных обязательств, источником которых являются решения, принимаемые органами Союзного государства.
Ключевые слова: Союзное государство, правовая система, решения, органы, международное право, интеграция.
THE UNION STATE ACTS' IMPLEMENTATION IN THE NATIONAL LEGAL SYSTEMS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS
A. N. MOROZOV, leading research fellow of the Department of constitutional, administrative, criminal law and international law of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218
E-mail: [email protected]
The article examines issues related to the implementation of the Union State acts in the national legal systems of the Russian Federation and the Republic of Belarus, based on the international legal and domestic regulatory acts' analysis.
The purpose of the article is to develop scientifically-based recommendations and proposals for improving the legal mechanisms for the implementation by member states of the Union State acts in the national legal systems of the Russian Federation and the Republic of Belarus.
The article's tasks are: analyzing provisions of the Treaty on the Establishment of the Union State 1999 regarding the application and implementation of decisions adopted by the Union State's bodies; analyzing normative legal acts of the Union State's member-states affecting the international obligations implementation arising from international treaties and international organizations' decisions; a comparative legal analysis of the provisions in the Union State Members' constitutions on the place of international treaties and decisions of international organizations in national legal systems; development of proposals for the legal mechanisms improvement to implement international obligations undertaken in the framework of the Union State.
Among the methods used to prepare the article, it is necessary to highlight: dialectical method, philosophical method, formal logical method, system-structural method, historical method, formal legal method, legal interpretation method, comparative legal method, expert assessment method, method of legal modeling and forecasting.
Based on the study's results of international legal acts, legislative, subordinate acts of the Union State members and scientific developments, the conclusion formulates proposals to improve Russian legislation in the area of fulfilling international obligations, which source is decisions made by the Union State bodies.
Keywords: Union State, legal system, decisions, bodies, international law, integration.
DOI: 10.12737/art.2019.1.8
Союзное государство России и Беларуси — поистине уникальное межгосударственное объединение. Созданное в непростых политических условиях, несмотря на мировые политические и экономические дивергенции и катаклизмы, Союзное государство не только продолжает развиваться, но и готово к переходу на новый серьезный этап: после почти 20-летнего периода оно, как и любое другое межгосударственное интеграционное объединение, нуждается в развитии и совершенствовании своей правовой базы, учитывая реалии времени и отвечая запросам народов двух дружественных стран.
Действительно, Союзное государство России и Беларуси с момента подписания Договора о создании Союзного государства в 1999 г. прошло уже достаточно большой путь в своем развитии, однако потенциал его международно-правовой регламентации остается в полной мере нераскрытым. Вместе с тем 20 лет — достаточно серьезный срок для того, чтобы международная организация вплотную подошла к раскрытию своей компетенции, накопив солидную международно-правовую базу, принятую в рамках организации для достижения ее целей и задач. Это находит подтверждение в международно-правовой доктрине: ученые-юристы едины во мнении, что одним из важнейших условий развития межгосударственной интеграции является хорошо проработанная международно-правовая база1.
В то же время именно по линии Союзного государства России и Беларуси как наиболее тесно связанных стратегических партнеров возможно достичь высокой степени сближения национальных законодательств в предусмотренных Договором областях сотрудничества.
Однако для Союзного государства в настоящее время характерна недостаточная интенсификация в вопросах развития и совершенствования собственной международно-правовой базы, что отличает данное объединение, например, от Евразийского экономического союза, право которого развивается с момента подписания Договора о ЕАЭС достаточно активно.
При этом международно-правовой основой развития регулирования интеграционного взаимодействия и принятия актов Союзного государства является учредительный международный договор как международно-правовая основа функционирования
1 См., например: Тиунов О. И., Каширкина А. А., Морозов А. Н. Статус международных межведомственных договоров Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. № 1. С. 115—127; Яценко И. С. Формирование и развитие правовой системы Союзного государства // Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства: матер. междунар. науч.-практ. конф. 13—14 декабря 2006 г. М., 2007. С. 130.
любой международной организации или межгосударственного интеграционного объединения.
Что касается реализации актов Союзного государства в рамках национальных правовых систем, то этот вопрос с международно-правовой точки зрения целесообразно решать в первую очередь посредством совершенствования учредительного договора, т. е. Договора о создании Союзного государства, а также внутригосударственных нормативных правовых актов на уровне законодательства.
Раздел VI «Акты Союзного государства» Договора о создании Союзного государства устанавливает наименования и виды актов, их юридическую силу и порядок применения.
Так, согласно ст. 58 органы Союзного государства принимают следующие правовые акты: законы, основы законодательства, декреты, постановления, директивы, резолюции.
Кроме того, органы Союзного государства могут принимать рекомендации и заключения, т. е. акты, не имеющие юридической силы.
Характерной чертой нормативно-правовой регуляции в рамках Союзного государства является разделение актов в зависимости от того, относятся ли они к исключительному ведению Союзного государства или к совместному ведению Союзного государства и государств-участников2.
Несмотря на то что в Договоре предусмотрены различные виды актов Союзного государства, это межгосударственное объединение, по нашему мнению, пока не в полной мере реализовало заложенный в Договоре потенциал, включая разработку международно-правовых актов по различным направлениям интеграционного взаимодействия.
Несомненно, это очень сложная и многогранная проблема, решать которую необходимо с привлечением широкого круга лиц, включая экспертов, ученых, а также всех тех, чьи знания и опыт могут способствовать построению Союзного государства на проработанной международно-правовой основе.
При этом следует согласиться с мнением Г. А. Ва-силевича, который отмечает, что увязка национальной правовой системы с правовой регламентацией в
2 Отметим, что согласно ст. 59 Договора о создании Союзного государства по предметам исключительного ведения Союзного государства принимаются законы, декреты, постановления и резолюции. Декреты и постановления принимаются органами Союзного государства на основании Договора о создании и законов Союзного государства. По предметам совместного ведения Союзного государства и государств-участников принимаются основы законодательства, директивы и резолюции. Нормативные правовые акты Союзного государства по предметам совместного ведения Союзного государства реализуются путем принятия национальных нормативных правовых актов государств-участников по соответствующим вопросам.
рамках Союзного государства — вопрос чрезвычайно сложный и неоднозначный3.
Более того, опираясь на исследование практики функционирования иных межгосударственных объединений, можно утверждать, что невыполнение нор -мотворческой функции Союзным государством, в частности непринятие законов и декретов, приведет к стагнации всего межгосударственного объединения как субъекта международного права, поскольку дееспособность межгосударственного объединения или международной организации во многом определяется принятием международно-правовых актов в рамках установленной компетенции.
И это основная, на наш взгляд, проблема Союзного государства. В самое ближайшее время необходимо наконец-то преодолеть «нормотворческий застой» в части принятия в первую очередь законов и декретов Союзного государства как потенциально наиболее важных регуляторов отношений в рамках рассматриваемого межгосударственного объединения4.
Законы и декреты для Союзного государства — это опорные, базисные элементы всей международной нормотворческой системы, способные продвинуть интеграцию в рамках данного объединения на новый уровень, вывести Союзное государство на новую, более продвинутую парадигму по самому широкому кругу вопросов: политических, экономических, военных, социально-культурных и других.
Потенциал данных правовых инструментов в рамках Союзного государства используется явно недостаточно, а точнее, практически не используется. Так, декреты Высшего государственного совета приняты лишь по вопросу бюджета Союзного государства и его исполнения. Законы Союзного государства на данный момент еще не приняты ни в одной из областей сотрудничества под эгидой этого межгосударственного объединения, что очень осложняет и тормозит интеграцию и не дает ей развиваться в полной мере.
Вторая проблема заключается в том, что согласно п. 3 ст. 59 Договора нормативные правовые акты Союзного государства по предметам совместного веде-
3 См.: Василевич Г. А. Правовые акты Союзного государства и его субъектов: виды и соотношение с учетом юридической силы // Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства: матер. междунар. науч.-практ. конф. 13—14 декабря 2006 г. М., 2007. С. 37.
4 Отметим, что это исключительно важное положение закреплено в п. 1 ст. 60 Договора о создании Союзного государства. Важнейшее положение содержится в ст. 61 Договора, согласно которому положения Договора, поэтапная реализация которых может потребовать внесения поправок и дополнений в конституции государств-участников, вступают в силу после осуществления необходимых внутригосударственных процедур по изменению конституции каждого государства-участника.
ния Союзного государства реализуются путем принятия национальных нормативных правовых актов. Таким образом, Договор напрямую предусматривает внутригосударственную имплементацию актов Союзного государства. В то же время согласно п. 1 ст. 60 Договора законы и декреты Союзного государства предназначены для общего применения, являются обязательными во всех частях и после их официального опубликования подлежат прямому применению на территории каждого государства-участника. При этом общее непосредственное и прямое применение международно-правовых актов международной организации — очень чувствительный вопрос для государств-участников. Специфика правовых систем, в частности конституционные особенности и восприятие актов международных организаций в их «перекрещивании» и иерархии, порождает множество коллизий и требует от государств-участников гармоничного и согласованного применения принятых международно-правовых актов. А для этого во многих случаях необходимо проводить работу по гармонизации национальных законодательств государств-участников в синхронизированные сроки и при высокой степени интегративного сближения и взаимного доверия.
Для решения указанных проблем после тщательного аналитического исследования Договора о создании Союзного государства, актов Союзного государства, других источников, оценки и сопоставления их с практикой других международных организаций региональной интеграции по вопросам разработки и принятия правовых актов различного уровня, учета национального законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы разработка и обоснование предложений по внесению изменений и дополнений в Договор, а также национальное законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь по исследуемому вопросу.
Такой подход соотносится и с положениями Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», согласно которому если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке (ст. 22 «Особый порядок выражения согласия на обязательность для Российской Федерации международных договоров»).
В свою очередь, проведенный анализ показывает, что принятие одной категории актов — декретов и постановлений — находится в непосредственной связи с принятием другой категории актов — Договора о создании Союзного государства и законов Союзного государства. И если не принимаются законы Со-
юзного государства, значит, не будет реализовывать-ся функция по принятию декретов и постановлений.
С точки зрения международно-правового анализа необходимо подчеркнуть, что п. 2 ст. 60 Договора о создании Союзного государства предусматривает приоритет союзных законов и декретов над нормами внутригосударственного законодательства.
При этом приоритет такого рода не распространяется на конституции и конституционные акты государств-участников, т. е. Российской Федерации и Республики Беларусь.
Такой подход, вполне обоснованный, порождает третью проблему — в конституциях Российской Федерации и Республики Беларусь (РБ) по-разному решен вопрос об иерархическом месте решений международных организаций или не закреплен вообще. Кроме того, конституции, как правило, «оберегают» суверенные полномочия государств, и прямое непосредственное действие международно-правовых актов коррелируется с прямым действием Конституции, что также порождает немало трудностей. В связи с этим акты международных организаций как международно-правовые акты прямого и непосредственного действия применяются очень редко, а в большинстве случаев проводятся «сквозь призму» внутригосударственной имплементации.
Представители белорусской юридической школы большое внимание уделяют вопросу соотношения международно-правовых и внутригосударственных нормативных правовых актов. Например, Л. В. Павлова5 считает, что общепризнанные принципы международного права согласно положениям ст. 8 Конституции РБ занимают наивысшее место в правовой системе Беларуси, второе место занимает Конституция Республики Беларусь. По мнению А. В. Щукина, «данные положения не позволяют дать четкого определения средств и способов имплементации международных обязательств Республики Беларусь в национальное законодательство. Вопрос о возможности непосредственного действия норм международного права на территории Белоруссии является дискуссионным»6.
Таким образом, как на уровне конституционного и законодательного регулирования, так и в рамках юридической науки не выработаны общие подходы к определению места решений международных организаций и их органов в национальных правовых
5 См.: Павлова Л. В. Международное право в правовой системе государств // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1999. № 3. С. 6.
6 Щукин А. В. Имплементация международно-правовых обязательств Республики Беларусь в национальное законодательство // Влияние международного права на национальное законодательство. Материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов / отв. ред.
Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М., 2007. С. 55.
системах, что негативно отражается на эффективности применения актов такого рода и, как следствие, на интеграционном строительстве.
При этом важно отметить, что для выполнения международных правовых актов в национальной правовой системе важнейшее значение имеют законы и подзаконные нормативные правовые акты, в том числе акты министерств и ведомств, а также судебная практика7.
Вместе с тем несомненным достоинством Договора о создании Союзного государства с международно-правовой точки зрения является то, что в его тексте детально прописана специфика различных международно-правовых актов, принимаемых под эгидой Союзного государства. Именно эти положения вкупе с разработками международно-правовой науки должны стать отправной точкой для совершенствования порядка применения актов Союзного государства на территориях государств — участников Договора.
Несмотря на качественное разнообразие международно-правового инструментария, включая акты Союзного государства, в том числе законы, декреты и постановления, потенциал по их принятию, как указывалось выше, в настоящее время реализован не в полной мере.
Во многом это объясняется отсутствием четкого понимания механизма принятия таких актов, в том числе законов Союзного государства, их роли и места в иерархической системе международно-правовых и национальных правовых актов двух государств — Российской Федерации и Республики Беларусь, имеющих существенные различия по восприятию актов международных организаций внутри своих правовых систем.
С точки зрения международно-правового и внутригосударственного обеспечения интеграционного строительства в рамках Союзного государства объективно возникает вопрос о сближении и гармонизации национальных законодательств России и Беларуси в сфере реализации актов этого межгосударственного объединения.
В связи с этим вопрос, касающийся в том числе реализации актов межгосударственных объединений и их «стыковки» с внутригосударственными правовыми актами Российской Федерации и Республики Беларусь различного уровня, имеет не только теоретический, но и практический характер.
Так, в Республике Беларусь принят новый Закон от 17 июля 2018 г. № 130-3 «О нормативных правовых актах», который регламентирует вопросы принятия (издания) имплементационных правовых актов, направленных на реализацию международных догово-
7 Подробнее см.: Морозов А. Н. Международно-правовые и внутригосударственные аспекты присоединения России к Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию // Журнал российского права. 2014. № 3. С. 87—95.
ров и иных международно-правовых актов, проведения обязательной юридической экспертизы и иных экспертиз проектов правовых актов и локальных актов, определяя их соответствие международным договорам и иным международно-правовым актам, в том числе требованиям унификации и гармонизации законодательства в рамках интеграционных объединений, участницей которых является Республика Беларусь.
В свою очередь, в Российской Федерации подобный закон не принят, хотя Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ в инициативном порядке был разработан проект федерального закона о нормативных актах в Российской Федерации, где отдельная глава посвящена вопросу определения иерархии решений международных организаций в российской правовой системе. Принятие данного закона могло бы снять определенные коллизии в вопросах соотношения актов межгосударственных объединений с российским законодательством.
Также в пользу принятия указанного закона говорит тот факт, что на уровне Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» не регламентированы вопросы реализации актов международных организаций и интеграционных объединений, принимаемых ими в соответствии с учредительными международными договорами, что несомненно затрудняет процесс имплемента-ции такого рода актов, поднимает вопросы разрешения коллизий с актами национального законодательства и т. д.
Отсутствие указанных положений в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» обусловлено тем, что он определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации и не касается актов межгосударственных объединений. Вместе с тем юридически обязательные решения международных организаций и объединений также содержат международно-правовые обязательства и должны добросовестно исполняться, что следует учитывать и на уровне национального законодательства.
Представляется, что с точки зрения определенности правового регулирования компетенции органов государственной власти по разработке и принятию актов, направленных на выполнение решений органов Союзного государства, а равно и других международных организаций и интеграционных объединений, участником которых является Российская Федерация и которые обладают правом принимать юридически обязательные решения, этот вопрос необходимо урегулировать на законодательном уровне.
Международно-правовой и компаративистский анализы показывают, что действие законов и декретов Союзного государства, а также их прямое при-
менение не закреплены непосредственно на уровне конституционных норм. Акты такого рода входят в национально-правовые системы России и Беларуси посредством международного договора — Договора о создании Союзного государства, и, соответственно, его положения должны толковаться в данном случае в системной связи с нормами Конституции РФ и Конституции РБ.
С точки зрения выработки предложений и рекомендаций по совершенствованию правовых механизмов реализации актов Союзного государства целесообразно проанализировать следующие нормативные правовые акты:
Указ Президента РБ от 1 марта 2001 г. № 113 «О порядке реализации постановлений и директив Высшего Государственного Совета Союзного государства»;
постановление Совета министров РБ от 5 марта 2001 г. № 306 «О порядке реализации постановлений и директив Совета Министров Союзного государства».
Обозначенные нормативные правовые акты регламентируют внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации актов, принимаемых Высшим государственным советом Союзного государства и Советом министров Союзного государства соответственно посредством актов Президента РБ и Совета министров РБ.
Указанные акты Союзного государства действуют в рамках правовой системы Республики Беларусь непосредственно, т. е. являются самоисполнимыми и не требуют для своей реализации принятия внутригосударственных нормативных правовых актов.
При этом следует учитывать, что Конституция РБ имеет ряд принципиальных отличий от Конституции РФ. В частности, в ст. 116 Конституции РБ закрепляется подзаконный характер актов наднациональных органов. Такой вывод можно сделать и в отношении актов, принимаемых Высшим государ -ственным советом Союзного государства и Советом министров Союзного государства.
Проведенный анализ показывает, что одним из способов совершенствования механизмов применения актов Союзного государства в национальных правовых системах государств-участников может быть закрепление соответствующих норм на уровне специальных законодательных актов, как это уже реализовано в Республике Беларусь посредством принятия нового Закона «О нормативных правовых актах».
Говоря о проблеме имплементации актов Союзного государства в национальных правовых системах государств-участников, следует не только анализировать вопросы правового характера, возникающие на внутригосударственном уровне, но и рассматривать варианты и возможности совершенствования учредительного международного договора — Договора о создании Союзного государства, поскольку именно этот международно-правовой акт является осно-
вой всей системы принятия и реализации актов органов Союзного государства.
При этом не следует опасаться, что внесение определенных изменений в учредительный договор будет в какой-то мере расшатывать всю международно-правовую базу функционирования Союзного государства.
Как известно, в учредительные международные договоры Европейского Союза вносились изменения, которые положительно повлияли на эффективность его функционирования и качественно повысили уровень международно-правового обеспечения интеграционного строительства. В связи с расширением состава государств — членов ЕАЭС в базовый международный договор также были внесены дополнения8.
В частности, специфика Маастрихтского договора и особенности европейского законодательства создали ту уникальную архитектонику Европейского Союза, где наднациональный характер регламентов и директив ЕС не вызывает особых сложностей при их реализации на территориях государств-членов.
Без внесения многочисленных изменений, направленных на различные аспекты интеграции, гармонизации и реализации актов Европейских Сообществ, а затем и Европейского Союза, вряд ли государствам — членам ЕС удалось прийти к сегодняшней международно-правовой модели интеграционного объединения.
Представляется, что для развития международно-правовых основ Союзного государства может быть использован опыт как ЕС, так и межгосударственных интеграционных объединений, функционирующих на постсоветском пространстве, а именно — Евразийского экономического союза.
Из опыта ЕАЭС особый интерес представляет категория «право Евразийского экономического союза», используемая в Договоре о ЕАЭС.
На наш взгляд, дополнение Договора о создании Союзного государства положением о том, что юридически обязательные акты, принимаемые его органами, в совокупности составляют право Союзного государства, должно положительным образом отразиться на международно-правовом обеспечении сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь по всем направлениям интеграции, предусмотренным учредительным международно-правовым актом.
Категорию «право Союзного государства» должны составлять законы Союзного государства, основы законодательства Союзного государства, декреты, постановления, директивы и резолюции, т. е. юридически обязательные международно-правовые акты.
Очевидно, что подобные изменения потребуют внесения корректив в текст Договора о создании Союзного государства. При этом в соответствии со
8 См. подробнее: КаширкинаА. А. Евразийский экономический союз: расширение границ и правовая реальность // Журнал российского права. 2016. № 11. С. 160—171.
ст. 66 такое дополнение будет именоваться поправкой, оформляться отдельным договором, подлежащим ратификации государствами-участниками в соответствии с их национальным законодательством.
Сближение и гармонизация законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере определения и иерархии решений международных организаций и их органов в национальных правовых системах представляют собой важнейший канал формирования единого правового пространства.
Представляется, что наиболее оптимальным способом сближения и гармонизации законодательства указанных стран могли бы стать разработка и заключение специального международного договора.
Что касается вопроса о возможности включения в текст Договора о создании Союзного государства положений, касающихся соотношения актов, принимаемых под его эгидой, с актами, действующими в рамках иных межгосударственных объединений, то здесь следует учитывать, что такого рода положения, как правило, не включаются в учредительные международные акты, поскольку наделение приоритетом актов одного объединения может привести к нарушению международно-правовых обязательств, вытекающих из членства в ином межгосударственном объединении. Вместе с тем этот вопрос очень важен как для практики функционирования международных организаций, так и для науки международного права. Однако в международном праве он не урегулирован, ввиду того что здесь невозможно принять единые для всех решения.
Для минимизации возможных коллизий, которые могут возникнуть между актами различных межгосударственных объединений при регулировании сходных отношений, целесообразно осуществлять координацию разработки такого рода актов, что может быть урегулировано в соглашениях, например в форме меморандумов, заключаемых между самими межгосударственными объединениями.
Полагаем, перспективным направлением является внедрение института правотворческого консалтинга на уровне Союзного государства. Такое внедрение может осуществляться, в частности, посредством предоставления права соответствующим органам Союзного государства обращаться к профессиональным юридическим экспертам или экспертным организациям за проведением оценки разрабатываемых проектов правовых актов Союзного государства и последствий их принятия. Для реализации правотворческого консалтинга, например, Постоянным комитетом Союзного государства могут заключаться меморандумы о сотрудничестве с ведущими юридическими научно-исследовательскими учреждениями России и Беларуси.
По итогам проведенного анализа отметим следующее:
необходимо дальнейшее проведение работы по формированию имплементационных механизмов
актов Союзного государства, которые в системной взаимосвязи должны формировать единое правовое пространство;
на внутригосударственном уровне следует проводить мониторинг процессов разработки международных документов под эгидой Союзного государства в целях обеспечения эффективного интеграционного строительства;
важным каналом имплементации актов Союзного государства является национальное законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь, которое, в свою очередь, подлежит дальнейшему развитию и совершенствованию.
Проведенное исследование международно-правового и внутригосударственного регулирования специфики актов Союзного государства и особенностей их имплементации позволяет сформулировать следующие предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Беларусь, а также в Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.:
дополнить ст. 60 Договора о создании Союзного государства п. 6, касающимся определения порядка официального опубликования актов Союзного государства;
закрепить порядок опубликования актов Союзного государства на уровне декрета Высшего государственного совета;
разработать специальный международный договор, направленный на гармонизацию и сближение законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в целях определения места и иерархии
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
решений международных организаций и их органов в национальных правовых системах;
возможно дополнить текст Договора о создании Союзного государства новой категорией — «право Союзного государства»;
возможно принять в Российской Федерации законодательный акт, регулирующий порядок применения и реализации актов межгосударственных интеграционных объединений. В связи с этим особое значение приобретает подготовленный в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации»;
в случае принятия аналогичного закона в Российской Федерации целесообразно учесть положения Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», что послужит важным корреспондирующим каналом гармонизации законодательства России и Беларуси в части восприятия наднациональных актов Союзного государства. Законы и декреты должны появиться в «матрице» права Союзного государства, как и сама категория «право Союзного государства». Без такой нормотворческой деятельности международно-правовая база Союзного государства не может являться наполненной, а сами акты во многом «проигрывают» актам других межгосударственных объединений.
Кроме того, необходимо учитывать, что двусторонний формат Союзного государства позволяет проводить изменения в учредительный договор данной организации в значительно более сжатые сроки, чем в многосторонних организациях, и это следует использовать для совершенствования и развития международно-правовой базы Союзного государства России и Беларуси.
Василевич Г. А. Правовые акты Союзного государства и его субъектов: виды и соотношение с учетом юридической силы // Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства: матер. междунар. науч.-практ. конф. 13—14 декабря 2006 г. М., 2007.
Каширкина А. А. Евразийский экономический союз: расширение границ и правовая реальность // Журнал российского права. 2016. № 11.
Морозов А. Н. Международно-правовые и внутригосударственные аспекты присоединения России к Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию // Журнал российского права. 2014. № 3.
Павлова Л. В. Международное право в правовой системе государств // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1999. № 3.
Тиунов О. И., Каширкина А. А., Морозов А. Н. Статус международных межведомственных договоров Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. № 1.
Щукин А. В. Имплементация международно-правовых обязательств Республики Беларусь в национальное законодательство // Влияние международного права на национальное законодательство. Материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов / отв. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М., 2007.
Яценко И. С. Формирование и развитие правовой системы Союзного государства // Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства: матер. междунар. науч.-практ. конф. 13—14 декабря 2006 г. М., 2007.
REFERENCES
Kashirkina A. A. Yevraziyskiy ekonomicheskiy soyuz: rasshirenie granits i pravovaya realnost [Eurasian Economic Union: Borders Extension and Legal Reality]. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2016, no. 11, pp. 160—171.
Morozov A. N. Mezhdunarodno-pravovye i vnutrigosudarstvennye aspekty prisoedineniya Rossii k Konventsii o grazhdansko-pravovoy otvetstvennosti za korruptsiyu [International law and domestic aspects of Russia's accession to the Civil Law Convention on corruption]. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2014, no. 3. pp. 87—95.
Pavlova L. V. Mezhdunarodnoe pravo v pravovoy sisteme gosudarstv [International law in the legal system of states]. Belorusskiy zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnykh otnosheniy, 1999, no. 3, pp. 3—9.
Shchukin A. V. Implementatsiya mezhdunarodno-pravovykh obyazatelstv Respubliki Belarus v natsionalnoe zakonodatelstvo [Implementation of international legal obligations of the Republic of Belarus into national legislation]. Vliyanie mezhdunarodnogo prava na natsionalnoe zakonodatelstvo. Materialy zasedaniya Mezhdunarodnoy shkoly-praktikuma molodykh uchenykh-yuristov. Ed. by T. Ya. Khabrieva, Yu. A. Tikhomirov. Moscow, 2007. 486 p.
Tiunov O. I., Kashirkina A. A., Morozov A. N. Status mezhdunarodnykh mezhvedomstvennykh dogovorov Rossiyskoy Federatsii [The status of international interagency treaties of the Russian Federation]. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2007, no. 1, pp. 115—127.
Vasilevich G. A. Pravovye akty Soyuznogo gosudarstva i ego subektov: vidy i sootnoshenie s uchetom yuridicheskoy sily [Legal acts of the Union State and its subjects: types and correlation taking into account legal force]. Aktualnye problemy stroitelstva i razvitiya Soyuznogo gosudarstva: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 13—14 dekabrya 2006 goda. Moscow, 2007. 400 p.
Yatsenko I. S. Formirovanie i razvitie pravovoy sistemy Soyuznogo gosudarstva [Formation and development of the legal system of the Union State]. Aktualnye problemy stroitelstva i razvitiya Soyuznogo gosudarstva: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 13—14 dekabrya 2006 goda. Moscow, 2007. 400 p.
♦