Научная статья на тему 'Реакция США на инцидент с убийством топором в корейской демилитаризованной зоне, 1976 г.'

Реакция США на инцидент с убийством топором в корейской демилитаризованной зоне, 1976 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

124
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / КНДР / 38-я параллель / Движение неприсоединения / Объединенная зона безопасности / Пак Чон Хи / U.S. / North Korea / 38th Parallel / Non-Aligned Movement / Joint Security Area / Park Chung-hee

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Садаков Денис Андреевич

В статье рассматриваются подходы США к кризисному реагированию на Корейском полуострове в условиях, когда принятие тех или иных силовых ответных мер кажется неизбежным, но нежелательным исходом конфликта. Неудача при поиске необходимого баланса в этих условиях могла стать спусковым крючком для начала ненужной войны. Материал для анализа предоставляет так называемый «инцидент с убийством топором», произошедший в 1976 г., в ходе которого северокорейские военнослужащие убили двух американских офицеров в Объединенной зоне безопасности в Корее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

U.S. Response to the 1976 Axe Murder Incident at the Korean Demilitarized Zone

This article examines U.S. approaches to crisis response on the Korean Peninsula in circumstances where some form of forceful response seems inevitable, but an undesirable outcome to the conflict. Failure to find the necessary balance in these circumstances could become a trigger for an unnecessary war. Analysis is based on US response on Korean axe murder incident of 1976, in which two U.S. officers were killed by North Korean soldiers in the Joint Security Area in Korea.

Текст научной работы на тему «Реакция США на инцидент с убийством топором в корейской демилитаризованной зоне, 1976 г.»

Д.А. САДАКОВ

РЕАКЦИЯ США НА ИНЦИДЕНТ С УБИЙСТВОМ ТОПОРОМ В КОРЕЙСКОЙ ДЕМИЛИТАРИЗОВАННОЙ ЗОНЕ, 1976 г. *

Denis Sadakov

U.S. RESPONSE TO THE 1976 AXE MURDER INCIDENT AT THE KOREAN DEMILITARIZED ZONE

В статье рассматриваются подходы США к кризисному реагированию на Корейском полуострове в условиях, когда принятие тех или иных силовых ответных мер кажется неизбежным, но нежелательным исходом конфликта. Неудача при поиске необходимого баланса в этих условиях могла стать спусковым крючком для начала ненужной войны. Материал для анализа предоставляет так называемый «инцидент с убийством топором», произошедший в 1976 г., в ходе которого северокорейские военнослужащие убили двух американских офицеров в Объединенной зоне безопасности в Корее.

Ключевые слова: США, КНДР, 38-я параллель, Движение неприсоединения, Объединенная зона безопасности, Пак Чон Хи.

This article examines U.S. approaches to crisis response on the Korean Peninsula in circumstances where some form of forceful response seems inevitable, but an undesirable outcome to the conflict. Failure to find the necessary balance in these circumstances could become a trigger for an unnecessary war. Analysis is based on US response on Korean axe murder incident of 1976, in which two U.S. officers were killed by North Korean soldiers in the Joint Security Area in Korea.

Keywords: U.S., North Korea, 38th Parallel, Non-Aligned Movement, Joint Security Area, Park Chung-hee.

В настоящее время Корейский полуостров продолжает оставаться одним из самых потенциально опасных регионов мира с точки зрения риска возникновения полномасштабной войны. При этом причиной начала боевых действий с большой степенью вероятности может стать не чей-либо предварительно спланированный агрессивный акт, а стихийная эскалация случайного инцидента.

Акты насилия начали происходить в районе 38-й параллели практически с момента фиксирования раскола Кореи на два враждебных государства в 1948 г. Продолжились они и после окончания Корейской войны в 1953 г., периодиче-

*

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-78-10179, https://rscf.ru/proj ей/22-78-10179/.

ски выходя за пределы демилитаризованной зоны (ДМЗ), как то было, к примеру, с захватом северянами американского разведывательного корабля «Пуэбло» в 1968 г.1 При этом ключевым фактором, стабилизирующим ситуацию в послевоенной Корее, неизменно являлись дислоцированные там американские войска. Сценарий развития событий после очередного столкновения находился в прямой зависимости от принимаемых в Вашингтоне решений. Одним из наиболее серьезных событий такого рода стал так называемый «инцидент с убийством топором», произошедший в 1976 г. Жертвами инцидента стали два американских офицера. В англоязычной историографии это происшествие получило название из-за того, что на американцев было произведено нападение с применением данного хозяйственно-бытового инструмента.

Цель данной статьи - проследить процесс кризисного реагирования США на примере данного инцидента и выявить ключевые факторы, не позволившие ситуации развиться по сценарию неуправляемой эскалации.

Инцидент с убийством топором рассматривался в американской историографии2, однако имеет смысл вернуться к обсуждению его истории с учетом ставших доступными в последние годы новых источников.

18 августа 1976 г. два американских офицера были убиты северокорейскими солдатами при попытке срезать закрывающие обзор для наблюдательного пункта ветви растущего в Объединенной зоне безопасности тополя. По заявлению командования ООН один из северокорейских офицеров при этом открыто призывал своих солдат совершить убийство4. По северокорейской версии ин-

1 См. подробнее: Садаков Д.А. Дипломатия США и освобождение экипажа корабля «Пуэбло», 1968 г. Киров, 2021; Юнгблюд В.Т. Непривычная роль: советская дипломатия между Вашингтоном и Пхеньяном в 1968 г. // Quaestio Rossica. 2021. Т. 9. № 4. С. 1490-1502.

2 См. например: DeLateur C. Murder at Panmunjom: The Role of the Theater Commander in Crisis Resolution. Rosslyn, 1987; Koh B. North Korea 1976: Under Stress // Asian Survey. 1977. Vol. 17. № 1. P. 61-70; Winger G. Prospect Theory and Civil-Military Conflict // Armed Forces & Society. 2017. Vol. 43. № 4. P. 734-757; Mobley R. Revisiting the Korean Tree-Trimming Incident // Joint Forces Quarterly. № 35. 2003. P. 108-115.

Предусмотренная Соглашением о перемирии 1953 г. территория шириной 800 м, в которой проводились заседания военной комиссии по перемирию. До 1976 г. вся она являлась нейтральной и по ней свободно перемещались представители обеих сторон конфликта.

4 DeLateur C. Op. cit.; Koh B. Op. cit. P. 62.

цидент спровоцировали американцы: один из участвовавших в обрезке тополя военнослужащих якобы первым метнул топор в лицо требовавшему прекратить операцию северокорейскому солдату5. Спустя насколько часов после атаки Ким Чен Ир, сын северокорейского вождя и представитель КНДР на Конференции движения неприсоединения в Коломбо, сделал заявление о неспровоцированной атаке американцев на северокорейских военнослужащих и внес на голосование резолюцию в поддержку вывода из Кореи иностранных войск и роспуска командования ООН. Документ был принят большинством голосов6.

По сообщениям советского посольства в КНДР, обстановка в ДМЗ начала обостряться еще в 1975 г. Велась активная «радиоперебранка» между сторонами, распространялись листовки, забрасывалась агентура. Имели место и прямые вооруженные столкновения. В апреле 1975 г. лидер КНДР Ким Ир Сен неожиданно совершил официальный визит в Пекин, организованный в кратчайшие сроки, и был необычайно пышно принят китайскими коммунистами. Многие иностранные наблюдатели связали это событие с решающими победами северовьетнамской армии в ходе Весеннего наступления, которое фактически положило конец Вьетнамской войне. Считалось весьма вероятным, что северокорейский лидер привез на согласование план нападения КНДР на Юг. Об этом, в частности, сообщали польские дипломаты. Среди прочего, на это предположение наталкивало содержащееся в итоговом коммюнике заявление, что КНДР является единственным законным суверенным государством корейского народа. Однако поляки пришли к выводу, что китайцы отговорили корейцев от крайних авантюристических шагов, предложив им военную, политическую и

5 Report on a Stay of a GDR Military Delegation in the DPRK in October 1976. History and Public Policy Program Digital Archive, German Federal Archive, Military Archive (BA-MA), AZN 8283. URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/114292 (дата обращения: 15.08.2022).

6 Singlaub J. Operation Paul Bunyan. URL: https://web.archive.org/web/20070929042912/http://www.vfwpost7591.org/Chapter-12.html (дата обращения: 15.08.2022).

дипломатическую поддержку в иных начинаниях. Сходное впечатление произ-

7

вели итоги визита и на американских дипломатов .

В этот период в посольстве СССР также сделали вывод о том, что северо-корейцы так и не смирились с принципом мирного сосуществования, который для них означал фиксирование раскола Кореи на неопределенный срок8. В то же время, советские дипломаты характеризовали сложившуюся на полуострове обстановку как стабильную9. Характерно, что все это время продолжались поддерживаемые Пекином попытки КНДР установить прямой контакт с американцами, которые игнорировались в Вашингтоне10.

Ситуация, однако, со временем деградировала. Пхеньян нервно отреагировал на первые поставки бомбардировщиков F-111 в дислоцированные в Корее американские авиачасти11. Резкие протесты КНДР вызвал инцидент с обстре-

7 Record regarding Kim Il Sung's visit in Beijing (18-26 April 1975), April 26, 1975, History and Public Policy Program Digital Archive, AMSZ, Department II, 56/78, w. 6. URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/208552 (дата обращения: 15.08.2022); Summarized Evaluation of Kim Il Sung's Visit to the PR China (18 to 26 April 1975), May 06, 1975, History and Public Policy Program Digital Archive, Political Archive of the Federal Foreign Office, Berlin (PolA AA), MfAA, C 6857. URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/114125 (дата обращения: 15.08.2022); South Korean Telegrams on Visit to China by North Korean Leader Kim Il Sung, May, 1975. History and Public Policy Program Digital Archive, South Korean Ministry of Foreign Affairs Archives URL:

https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/114589 (дата обращения: 15.08.2022). United States Liaison Office. China. (1975). Kim Il Sung's visit to the PRC. [Доступ по подписке.] URL: https://www.proquest.com/government-official-publications/kim-il-sungs-visit-prc/docview/1679061436/se-2 (дата обращения: 15.08.2021).

8 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 68. Д. 1867. Л. 62.

9 Там же. Л. 36.

10 Telegram from Pyongyang to Bucharest, No. 059.298, October 23, 1975, History and Public Policy Program Digital Archive, Romanian Ministry of Foreign Affairs Archives, Matter 220/Year 1975/Country: Democratic People's Republic of Korea-US, Folder 1642, Concerning the Democratic People's Republic of Korea's Relations with the US, Started on: 11.03.1975, Completed on: 16.12.1975. URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/114105 (дата обращения: 15.08.2022); Telegram from Pyongyang to Bucharest, No. 059.349, December 16, 1975, History and Public Policy Program Digital Archive, Romanian Ministry of Foreign Affairs Archives, Matter 220/Year 1975/Country: Democratic People's Republic of Korea-US, Folder 1642, Concerning the Democratic People's Republic of Korea's Relations with the US, Started on: 11.03.1975, Completed on: 16.12.1975. URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/114106 (дата обращения: 15.08.2022).

11 Telegram from Pyongyang to Bucharest, SECRET, Urgent, No. 067.043, February 28, 1976, History and Public Policy Program Digital Archive, Archives of the Romanian Ministry of Foreign Affairs, Matter 220 - Relations with the Democratic People's Republic of Korea, 1976. URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/114107 (дата обращения: 15.08.2022).

лом северокорейского пограничного поста из 57-мм безоткатного орудия М18, произошедший в конце мая 1976 г. Пхеньян предупредил, что если США и Южная Корея продолжат предпринимать подобные провокации, то «часовые КНА предпримут жесткие ответные меры и заставят провокаторов должным образом расплатиться». Американские эксперты по северокорейской риторике отмечали, что язык заявлений северян стал в этот период более жестким, чем обычно. В аппарате СНБ США допускали, что громкие слова Пхеньяна являются подготовкой почвы для новой провокации, такой как уничтожение американского разведывательного самолета, совершающего облет северокорейского торгового корабля12.

После получения известий об инциденте 18 августа в Вашингтоне задумались о возмездии. Ситуация осложнялась тем, что процедуры согласования внесения изменений в рельеф пограничной зоны сторонами конфликта не были проработаны. Однако в США были склонны видеть в убийстве заранее спланированную акцию, поскольку у северян было достаточно возможностей для того, чтобы попытаться решить спорный вопрос иными путями до применения насилия.

Президент Дж. Форд считал, что ответные меры США должны быть жесткими. Руководство разработкой акта возмездия взял на себя госсекретарь Г. Киссинджер. Рассматривались варианты и тактических, и стратегических ответных мер. К первым относились захват или уничтожение северокорейских рыболовных судов и ответных действий в ДМЗ. Командующий войсками ООН в Корее генерал Р. Стилуэл также настаивал на завершении «операции по обрезке деревьев». На стратегическом уровне Киссинджер предлагал рассмотреть возможность проведения в регионе учений бомбардировщиков В-52 (ранее они были отменены, чтобы не раздражать власти КНР). Кроме того, допускалась

12 Memorandum From Thomas J. Barnes of the National Security Council Staff to the President's Assistant for National Security Affairs (Scowcroft), Washington, May 28, 1976 // Foreign Relations of the United States, 1969-1976, Volume E-12, Documents on East and Southeast Asia, 1973-1976. URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve12/d280 P. 1-2 (дата обращения: 15.08.2022).

возможность приведения в боевую готовность всех военных сил на юге Кореи, размещения на полуострове новых войск. 18 августа были приняты решения о повышении уровня готовности наличных сил, перебазировании в Корею эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F-4 и эскадрильи бомбардировщиков F-111. Также была начата подготовка учений стратегической авиации. Спустя час после приведения войск ООН в состояние повышенной готовности по тре-

13

воге были подняты соединения КНА .

На следующий день состоялось расширенное совещание по вопросу об ответных действиях с участием руководителей госдепартамента, ОКНШ, министерства обороны и ЦРУ. На нем состоялось обстоятельное обсуждение плана по «обрезке дерева», деталей действий В-52, а также обговорены планы нанесения точечного удара по северокорейским объектам в ДМЗ. В качестве цели для последнего были выбраны казармы, в которых должны были размещаться совершившие убийства северокорейские военнослужащие. Оптимальным инструментом для нанесения удара являлась артиллерия. В то же время подобный удар нес в себе риски жестких ответных мер Севера. Также рассматривались варианты тайных операций с целью уничтожения промышленных объектов на территории КНДР, однако эта идея была признана чересчур рискованной14.

13 Transcript of Telephone Conversation between Secretary of State Kissinger and the Undersecretary of State for Political Affairs (Habib), Washington, August 18, 1976, 10:05 a.m. // Foreign Relations of the United States, 1969-1976, Volume E-12, Documents on East and Southeast Asia, 1973-1976. URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve12/d281 P. 1. (дата обращения: 15.08.2022); Minutes of Washington Special Actions Group Meeting, Washington, August 18, 1976, 3:47-4:43 p.m. // Foreign Relations of the United States, 1969-1976, Volume E-12, Documents on East and Southeast Asia, 1973-1976. URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve12/d282 (дата обращения: 15.08.2022); Telegram 206084 from the Department of State to the Embassy in the Republic of Korea, August 19, 1976, 0110Z. // Foreign Relations of the United States, 1969-1976, Volume E-12, Documents on East and Southeast Asia, 1973-1976. URL:

https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve12/d283 (дата обращения: 15.08.2022); Minutes of Washington Special Actions Group Meeting, Washington, August 19, 1976, 8:12-9:15 a.m. // Foreign Relations of the United States, 1969-1976, Volume E-12, Documents on East and Southeast Asia, 1973-1976. URL:

https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve12/d285 P. 5 (дата обращения: 15.08.2022).

14 Ibid.

Идея с артобстрелом также оказалась вскоре отброшенной: Киссинджеру так и не удалось преодолеть сопротивление военных15. В ОКНШ опасались эффективного контрбатарейного огня с севера, особенно опасного в условиях четырехкратного превосходства коммунистов в артиллерии в районе 38-ой параллели. Против прямой военной операции высказывался и президент Республики Корея Пак Чон Хи. По его мнению, чрезмерная ответная реакция сыграла бы лишь на руку северокорейцам16.

19 августа план «обрезки дерева» был принят. Его реализация началась 21 августа и проводилась силами 813 военнослужащих при поддержке трех батарей 105-мм гаубиц. На случай атаки со стороны коммунистов были разработаны планы эвакуации задействованных сил под прикрытием артиллерийского огня. Одновременно начались учения стратегических бомбардировщиков В-52

17

в районе 38-й параллели .

В КНДР тем временем радио транслировало сообщения о готовности страны к войне, проводились учения по противовоздушной обороне, было объявлено чрезвычайное положение. Временно прекратился прием иностранных делегаций. Впрочем, население, по наблюдениям иностранных дипломатов, реагировало на все эти меры довольно спокойно18.

«Операция по обрезке тополя» завершилась успехом, а эскалации конфликта не произошло. Пхеньян занял примирительную позицию, выразил со-

15 Winger G. Op. cit. P. 749.

16 Mobley R. Op. cit. P. 113; Telegram 190720Z From the Commander in Chief of the United Nations Command (Stillwell) to the Joint Chiefs of Staff, Secretary of State Kissinger, and Secretary of Defense Rumsfeld, August 19, 1976, 0720Z // Foreign Relations of the United States, 19691976, Volume E-12, Documents on East and Southeast Asia, 1973-1976. URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve12/d284 (дата обращения: 15.08.2022).

17 Mobley R. Op. cit. P. 113.

18 Telegram from Pyongyang to Bucharest, SECRET, Urgent, No. 067.212, August 21, 1976, History and Public Policy Program Digital Archive, Archives of the Romanian Ministry of Foreign Affairs, Matter 220 - Relations with the Democratic People's Republic of Korea, 1976. URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/114116 (дата обращения: 15.08.2022); Telegram from Pyongyang to Bucharest, SECRET, Urgent, No. 067.219, August 26, 1976, History and Public Policy Program Digital Archive, Archives of the Romanian Ministry of Foreign Affairs, Matter 220 - Relations with the Democratic People's Republic of Korea, 1976. URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/114119 (дата обращения: 15.08.2022).

жаления в связи с произошедшим инцидентом. В ответ на американские требования наказания виновных в убийстве Ким Ир Сен предложил меры для недопущения событий, подобных трагедии 19 августа. По мнению северян, решением могло стать физическое разведение военных с обеих сторон с целью устранения самой возможности их непосредственного соприкосновения. При этом Пхеньян был готов отвести свои посты и заграждения из южной части Объединенной зоны безопасности. Американцы не хотели терять свободу передвижения по нейтральной зоне, а также вносить изменения в условия Соглашения о перемирии 1953 г. Однако Киссинджер предложил взглянуть на предложение Севера как на одностороннюю уступку. Основания для этого давала идея Пхеньяна по отводу охранных постов: у ООН не было аналогичных объектов на севере зоны. Кроме того, госсекретаря не устраивало поведение северокорейцев в Объединенной зоне: военнослужащие ООН постоянно подвергались на этой территории оскорблениям и даже физическому насилию. Характерно, что параллельно американцы продолжали обсуждать идею нанесения ответных ударов по КНДР. Киссинджер отмечал, что никогда не видел северян такими испуганными, как в первые дни после инцидента, и поручил по крайней мере проработать план удара на будущее19.

К сентябрю были согласованы основные параметры пересмотра режима функционирования Объединенной зоны безопасности. Как сообщал Форду заместитель помощника президента по вопросам национальной безопасности У. Хайленд, «то, что началось как вероятная попытка северокорейцев укрепить свои позиции на конференции движения неприсоединения в Коломбо, закончилось - из-за твердости реакции США - явным ударом по международному

19 Minutes of Washington Special Actions Group Meeting, Washington, August 25, 1976, 10:30 a.m. // Foreign Relations of the United States, 1969-1976, Volume E-12, Documents on East and Southeast Asia, 1973-1976. URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve12/d286 (дата обращения: 15.08.2022); Telegram from Pyongyang to Bucharest, SECRET, Urgent, No. 067.220, August 27, 1976, History and Public Policy Program Digital Archive, Archives of the Romanian Ministry of Foreign Affairs, Matter 220/Year 1976/Country: Democratic People's Republic of Korea, Telegrams from Pyongyang to the Romanian Ministry of Foreign Affairs, January - December 1976. URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/114120 (дата обращения: 15.08.2022); Mobley R. Op. cit. P. 114.

~ 150 ~

имиджу Северной Кореи». После подписания документа, которое состоялось 6 сентября, американцы вывели ранее перебазированные эскадрильи F-4 и

F-111, а также снизили уровень боевой готовности дислоцированных на полу-

20

острове сил . Пак Чон Хи, в свою очередь, был скорее разочарован исходом конфликта. Американцы отмечали, что жесткость президента Республики Корея росла по мере того, как рассеивались его страхи21. У американских специалистов по КНДР сложилось впечатление, что Пхеньян возвращается к тактике

22

оказания прямого давления на американские войска в Корее .

В социалистическом лагере иначе видели итоги конфликта. В частности, в ГДР не были склонны связывать инцидент и события вокруг него с конференцией в Коломбо. По мнению немцев, человеческие жертвы не были частью какого-либо плана, а стали следствием фанатической ненависти несущих службу в Пханмунджоме северокорейских военных. Жесткие меры США застали северян врасплох, а их безответность в отношении допущенных США прямых нарушений соглашения о перемирии говорила о нежелании Пхеньяна чрезмер-

23

но обострять ситуацию . СССР занял уклончивую позицию, дабы не усиливать негативный эффект от событий. По мнению Москвы, инцидент также имел локальный характер, а не был инспирирован Пхеньяном. В КНР, в свою очередь, предпочли поддержать позицию Пхеньяна и осудить «агрессивные действия»

24

США . Характерно, что спустя два года после инцидента в ЦРУ также пришли

20 Memorandum from the Deputy Assistant to the President for National Security Affairs (Hyland) to President Ford, Washington, September 5, 1976 // Foreign Relations of the United States, 1969-1976, Volume E-12, Documents on East and Southeast Asia, 1973-1976. URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve12/d288. P. 1-2. (дата обращения: 15.08.2022).

21 Memorandum of Conversation, Washington, September 15, 1976, 2:30 p.m. // Foreign Relations of the United States, 1969-1976, Volume E-12, Documents on East and Southeast Asia, 19731976. URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve12/d289 (дата обращения: 15.08.2022).

22 KohB. North Korea 1976: Under Stress // Asian Survey. 1977. Vol. 17. № 1. P. 63.

23 Report on the 'Axe Murder Incident' from the GDR Embassy in North Korea, August 31, 1976, History and Public Policy Program Digital Archive, Political Archive of the Federal Foreign Office, Berlin (PolA AA), MfAA. URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/114291 (дата обращения: 15.08.2022).

24 Telegram from Moscow to Bucharest, SECRET, Flash, No. 058.014, September 01, 1976, History and Public Policy Program Digital Archive, Archives of the Romanian Ministry of Foreign Af-

к выводу, что события в Объединенной зоне безопасности не являлись заранее

25

спланированной военной провокацией против США . Так или иначе, инцидент стал заметным фактом американо-северокорейской конфронтации, а способствовавшее его возникновению орудие убийства - топор - сегодня экспонируется в северокорейском выставочном зале около района ДМЗ26.

В целом, реагируя на инцидент, Вашингтон сумел проявить сдержанность вопреки сразу возобладавшим взглядам на столкновение как на заранее спланированное. Важными факторами, повлиявшими на принятие это решения, стало локальное военное преимущество КНДР, примирительная реакция северокорейского руководства, а также своевременно проявленная гибкость мышления в американской администрации.

fairs, Matter 220 - Relations with the Democratic People's Republic of Korea, 1976. URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/114121 (дата обращения: 15.08.2022).

25 North Korean Strategy and Tactics: an Appraisal | CIA FOIA (foia.cia.gov). URL: URL: https://www.cia.gov/readingroom/document/cia-rdp08s02113r000100120001-5. P. 5. (дата обращения: 15.08.2022).

26 Ford G. North Korea on the Brink. Struggle for Survival. L., 2008. P. 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.