Научная статья на тему 'Реабилитация крепиды кургана Еврисивия и Ареты в национальном историко-археологическом заповеднике "Ольвия"'

Реабилитация крепиды кургана Еврисивия и Ареты в национальном историко-археологическом заповеднике "Ольвия" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛЬВИЯ / РЕСТАВРАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ОLBIA / RESTORATION / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серов Юрий Николаевич

В статье идет речь о реабилитации крепиды кургана Еврисивия и Ареты, датируемой второй половиной II в н. э., в Национальном историко-археологическом заповеднике «Ольвия». Раскрываются технологии процесса восстановления памятника, выполненные специалистами Киевского филиала института «НИИпроектреконструкция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REHABILITATION OF THE RETAINING WALL OF EURESIBIOS AND ARETHA'S KURGAN IN THE NATIONAL HISTORICAL-ARCHEOLOGICAL RESERVE 'OLBIA"

The article is devoted to rehabilitation of the retaining wall of Euresibios and Aretha's Kurgan, dated to the 2nd c. AD, that is located in the National Historical-Archeological Reserve "Olbia". The article also reveals restoration techniques employed by experts of the Kiev Branch of Research Institute "Proectreconstructsiya".

Текст научной работы на тему «Реабилитация крепиды кургана Еврисивия и Ареты в национальном историко-археологическом заповеднике "Ольвия"»

Ober J. 2004: Athenian Revolution of 508/7 B.C.: Violence, Authority and the Origins of Democracy // Athenian Democracy /P. J. Rhodes (ed.) Edinburgh, 260-286. Osborne R. 1985: Law in action in classical Athens // JHS. 105, 40-58 Ostwald M. 1969: Nomos and the Beginnings of the Athenian Democracy. Oxford. Ostwald M. 1993: The Areopagus in the Athenaion Politeia // Aristote et Athènes / M. Piérart (ed.). Paris. 139-153.

Piccirilli L. 1981: Arisitide di Egina? Per l'interpretazione degli Ostraka Agora Inv. P. 9945 e P 5978 // ZPE. 51, 169-176.

Rhodes P. J. 1972: The Athenian Boule. Oxford. Rhodes P. J. 1979: Eisangelia in Athens // JHS. 99. 1979, 103-114. Rhodes P. J. 1992: The Athenian Revolution // Cambridge Ancient History D. M. Lewis, J. Boardman, J. J. Davies, M.Ostwald (eds.) .Vol. V. Cambridge, 1992, 62-95.

Rhodes P. J.1993: A Commentary on the Aristotelian Athenaion Politeia. Oxford. Rhodes P. J. 2005: A History of Classical Greek World. 478-323 B. C. London. Sealey R. 1976: A History History of the Greek City-States.700-338 B. C. Berkeley & Los Angeles.

THEMISTOCLES AND ARISTIDES: ADVERSARIES OR ALLIES?

V. P. Goushchin

The main subject of this article is a study of the policy pursued by Themistocles and Aristides who were very often labeled by ancient authors as political opponents. They began their political careers as prostates tou demou, which makes it possible to say that they followed the same political line, though the latter does not rule out the contest between them. After the battle of Salamis there came a dramatic shift in their relations from rivalry to cooperation.

Key words: Ancient Greece, Athens of the 5th c. BC, Aristides, Themistocles.

© 2010

Ю. Н. Серов

РЕАБИЛИТАЦИЯ КРЕПИДЫ КУРГАНА ЕВРИСИВИЯ И АРЕТЫ В НАЦИОНАЛЬНОМ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ "ОЛЬВИЯ"

В статье идет речь о реабилитации крепиды кургана Еврисивия и Ареты, датируемой второй половиной II в н.э., в Национальном историко-археологическом заповеднике «Ольвия». Раскрываются технологии процесса восстановления памятника, выполненные специалистами Киевского филиала института «НИИпроектреконструкция».

Ключевые слова: Ольвия, реставрация, реабилитация.

Автор проекта реабилитации крепиды кургана Еврисивия и Ареты на приёмке работ.

Ольвия Понтийская, одно из четырех наиболее крупных античных государств Северного Причерноморья, была основана греческими переселенцами из мало-азийского города Милета во второй четверти VI в. до н. э. Она расположена на высоком правом берегу Бугского лимана, неподалеку от его соединения с Днепровским лиманом (с. Парутино Очаковского района Николаевской обл.). Ольвия (с древнегреческого — «счастливая») просуществовала почти тысячу лет — до 70-х годов IV в. н. э. А потом город как-бы «потерялся». Его месторасположение было установлено лишь в 1790-х годах.

На протяжении всей своей истории Ольвия была тесно связана с античным миром. В середине V в. до н. э. ее, вероятно, посетил «отец истории» Геродот, а в конце I в. н. э. здесь побывал известный философ и оратор Дион Хрисостом из города Прусы, который оставил яркое описание некогда могущественного города. Известно, что философ Бион Борисфенит был выходцем из Ольвии. Многие античные авторы — Страбон, Плиний и другие — упоминали Ольвию в своих описаниях Северного Причерноморья. Во второй половине V в. до н. э. Ольвия входила в Афинский морской союз, а в 331 г. до н. э. подверглась осаде войск Александра Македонского во главе с полководцем Зопирионом. В конце II в. н. э. Ольвия вошла в состав провинции Римской империи — Нижней Мезии.

Ольвия сыграла большую роль в истории региона, в культурной и экономической жизни скифов, сарматов, племен Черняховской культуры.

Что касается римского периода, то он ознаменовался расцветом строительства в городах Северного Причерноморья. Прежде всего, восстанавливались оборонительные сооружения, разрушенные войнами, возводились новые общественные, жилые и культовые комплексы и др.

Парадное зодчество Римской империи оставило след и в развитии архитектуры Ольвии. Строятся храм Зевса, храм Аполлона Простата, другие культовые дома и сооружения. Наличие таких зданий подтверждается многочисленными находками архитектурных деталей, которые относятся к разным ордерным системам.

Для этого периода на территории Ольвии характерно и возведение декоративных каменных крепид — подпорных стенок, опоясывающих основания погребальных курганов.

Первые археологические раскопки Ольвии были проведены еще в XIX в. (в середине XIX в. здесь работал граф А.С. Уваров). Систематические широкомасштабные исследования города и некрополя начались в 1901 г. В 1921 г. территория Ольвии и ее некрополя взяты под охрану государством. В 1926 г., тут был открыт историко-археологический заповедник, который с 1938 г. входит в состав НАН Украини. В 2002 г. заповеднику был присвоен статус национального. Его территория составляет 267,5 га (30 га — городище и затопленная часть нижнего города, 237,5 га — некрополь).

Археологические исследования города-государства проводились в основном тремя поколениями ученых: Б.В. Фармаковским и его сотрудниками в 1902— 1926 гг.; Л.М. Славиным, А Н. Карасевым, Е.И. Леви в 1936-1971 гг.; с 1972 г. в Ольвии работает Ольвийская экспедиция Института археологии НАН Украины под руководством С.Д. Крыжицкого и В.В. Крапивиной. Значительный вклад в изучение Ольвии и ее сельской округи (хоры) внесли А.В. Бураков, С.Б. Буй-ских, А.В. Буйских, В.И. Гошкевич, Я.В. Доманский, Ю.И. Козуб, Н.А. Лейпун-ская, К.К. Марченко, В.М. Отрешко, В.А. Папанова, А.С. Русяева, Т.Л. Самойлова, Ф. М. Штительман и др.

Научная деятельность ученых-археологов, предоставление заповеднику статуса национального, и улучшение финансирования на его содержание, обеспечение надежной охраны городища и некрополя античного памятника мирового масштаба, а также комплекс других факторов создали возможность для реализации интересного широкомасштабного проекта — полное восстановление крепи-ды кургана над склепом Еврисивия и Ареты. Проект был завершен летом 2006 г. Диаметр каменной стены, опоясавшей по всему подножию земляную насыпь над античной могилой, составляет 28 метров. Ее высота — более одного метра.

Таким образом, в экспозиции заповедника появился объект, дающий полное представление о кургане как архитектурном сооружении в целом.

Археологическое обоснование этой реконструкции принадлежит члену-корреспонденту НАН Украины, доктору архитектуры Сергею Крыжицкому, многие годы своей жизни посвятившему изучению древней Ольвии.

Необходимые инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания на месте, архитектурно-строительный проект реконструкции, а также организация реабилитации крепиды кургана были выполнены специалистами Киевского филиала Института «НИИпроектреконструкция», большей частью — автором

Встроенные аутентичные блоки

Крепида Зевсового кургана

представленной статьи, тогдашним директором филиала — Юрием Серовым, имеющим многолетний стаж обмерных работ раскопок Ольвии и её периферии, а также обмерных работ при ведении раскопок скифских курганов. Еще в 1970-х годах, будучи студентом Одесского инженерно-строительного института, он пришел в полное восхищение от строительного мастерства жителей древней Ольвии и ее хоры.

По согласованию с автором статьи каменные блоки для реконструкции изготовило и поставило ЗАО «Никстрой». 41 кубометр известняка-ракушечника взяли из слоя, относящегося к мезозойской эре, с 18-метровой глубины. Пришлось проявить немалое мастерство, чтобы вместо обычного камня добыть сотни плит нестандартного проектного размера, самые большие из которых весили до 350 кг. Для этого на карьере была разработана специальная технология, внесены временные изменения в рабочие органы распиловочного комбайна для поставки плит нужного размера. Важно отметить и то, что прочность новогригорьевского камня одна из самых высоких. Подгонку блоков и кладку элементов крепиды искусно выполнили местные мастера из села Парутино, под руководством известного украинского художника Владимира Бахтова, творчество которого насыщено ольвийскими мотивами.

Крепида кургана Зевса

Следует сказать, что примыкающий к городу курганный некрополь площадью около 300 гектаров представляет собой важную часть экспозиции Национального историко-археологического заповедника «Ольвия». Эта территория в свое время получила название «Урочища ста могил». По уровню сохранности некрополь представляет собой уникальное явление среди наиболее крупных античных центров Северного Причерноморья. Его территория после прекращения жизни в Ольвии никогда не застраивалась. В результате до нашего времени сохранилось около сотни курганов различной высоты и площади многих исторических

периодов античной эпохи. Наиболее крупные из них (диаметром более 30 метров) в древности, по-видимому, имели каменные крепиды. Однако, по данным исследователя Уварова, к середине XIX ст. такие стенки сохранились у пяти курганов.

К началу XX ст. сохранился фрагмент лишь одной крепиды — Зевсова кургана, расположенного в центре заповедника. Данная могила с каменным склепом, также открытая Б. Фармаковским, датируется половиной II ст. — половиной III ст. н. э. Именно этот фрагмент крепиды и являлся единственным объектом показа посетителям памятника такого рода. Однако в силу своей фрагментарности он дает слабое представление о монументальности подобного сооружения в целом, имевшего диаметр по крепиде 37 м, высоту каменного «пояса» — 1,68 м. Первоначально насыпь предположительно вздымалась на 14,5 м, осевши к нашему времени вдвое.

Как видим, исследователи Ольвии имели фрагмент крепиды Зевсового кургана и сведения о таких же циркульных каменных декоративных оградах еще у четырех ольвийских курганов, в том числе и на кургане Еврисивия и Ареты, расположенного у входа в заповедник (под ним расположен уникальный двухкамерный каменный склеп, датированный II ст. н. э.). В свое время Борис Фармаковский убедительно сопоставил этот курган со склепом с более ранней находкой - мраморным жертвенным столом с надписью на нем: «Еврисивий Каллисфенов и Аре-та Папиева этот памятник соорудили себе при жизни в продолжение 17 дней».

Итак, перед разработкой проекта воссоздания крепиды ученые и проектировщики имели два объекта для проведения реставрации — Зевсов курган и курган Еврисивия и Ареты.

Курган Еврисивия и Ареты. Вид с востока

Реставрация крепиды и насыпи Зевсова кургана, распологающегося на остатках города более раннего времени, была признана нецелесообразной. Ведь в таком случае, пришлось бы полностью засыпать остатки дома из раскопок 1902-1903 гг. Б. Фармаковского (первый объект профессионального исследования городских слоев Ольвии). Кроме того, состояние сохранившегося фрагмента крепиды Зев-сова кургана потребовало бы его полной перекладки, что с учетом реставрации крепиды по всему периметру привело бы к полной утрате аутентичности объекта. И, наконец, восстановление столь внушительного сооружения, в результате чего по сути имели бы «новодел», с учетом расположенных рядом раскопанных остатков жилых домов, алтарей и храмов западного и восточного теменосов Ольвии, существовавших на несколько столетий ранее, привело бы к резкому диссонансу в общей экспозиции музея-заповедника. Лучше сохранить то, что открыли здесь ученые-первопроходцы в исследовании Ольвия.Исходя из этого, почти идеальным объектом для реконструкции стал курган Еврисивия и Ареты. Во-первых, он находится за пределами античного города, однако в начале экскурсионного маршрута. Во-вторых от его крепиды до наших дней на дневной поверхности in situ ничего не осталось, а земляная насыпь не раз была перекопана. Другими словами, вследствие работ по восстановлению крепиды аутентичность строительных остатков не была бы нарушена в силу ее отсутствия. В-третьих, когда крепида кургана Еврисивия и Ареты в свое время упала, ее элементы легли в правильном порядке друг за другом: первой от фасада наружу лежала плита цоколя, затем -блоки из орфостатного ряда, дальше — элементы карниза. Всего археологами было найдено 19 крупных плит. Вот их габариты: карнизы — толщина 25-28 см, длина — до 1,12 м, орфостатные блоки имели соответственно размеры 22-30 см и до 1,34 м. Эти находки были очень ценными, поскольку помогли не только при обосновании реконструкции, но и определении объекта для нее. Коллегиально были приняты решения об установлении всех найденных аутентичных составных крепиды в общем орфостатном ряду крепиды кургана.

В-четвертых, хорошо сохранился двухкамерный склеп с полуцилиндрическими сводами и со ступенчатым дромосом, ведущим в склеп от уровня почти современной дневной поверхности. Этот склеп является наиболее показательной частью экспозиции заповедника и важной составляющей экскурсионного маршрута и реставрация крепиды и насыпи будет способствовать комплексному восприятию подобного погребального памятника.

Изучение данных исследования склепа, сделанных в частности, в начале XX ст. Б. Фармаковским, показало — сама крепида кургана никогда не раскапывалась. В то же время изучение документов свидетельствовало, что в древности курган Еврисивия и Ареты имел стену вокруг своего основания. Однако ее конкретное местоположение, глубина заложения и характер кладки оставались загадками. Чтобы получить ответ на них, было решено провести охранные раскопки по периметру кургана с целью поиска остатков крепиды. В 1990-1991 гг. их осуществила Ольвийская археологическая экспедиция. Ее участники нашли остатки крепиды: отдельные камни, три фрагмента развала от рухнувшего фасада, часть нетронутого фундамента, следы траншей, образовавшиеся после выборок камня (очевидно, жителями Парутино), а также щебеночный отес, образовавшийся при строительстве стенки. Археологи полагали, что причиной первичного разрушения крепиды

мог стать ее распор изнутри насыпью. Не выдержав давления, она рухнула, в результате чего земля прикрыла каменные развалы из плит. Именно это уберегло их от местных жителей, сохранило для науки.

Находки, сделанные уже упомянутой Ольвийской экспедицией 1990-1991 гг., изучение их, а также других материалов, предоставили достаточную информацию для ответа на конструктивные вопросы, связанные с реабилитацией крепиды кургана Еврисивия и Ареты с довольно высокой степенью достоверности. Это — прежде всего местоположение стены в плане и по вертикали, ее общая конструкция, система кладки, высота.

В частности, в 2003-2004 гг., за год до начала проектирования, автором проекта и специалистами Киевского филиала Института «НИИпроектреконструкция» были тщательно исследованы аутентичные остатки фрагментов крепиды кургана Еврисивия и Ареты, вымерены геометрические размеры всех существующих блоков для дальнейшего компьютерного моделирования воссоздания крепиды, выбора технологии монтажа ее составных, вариантно отработанны элементы стыков блоков и тому подобное.

Неоднократно осуществлялось визуальное обследование существующей крепиды Зевсова кургана — праобраза будущего воспроизведения крепиды кургана Еврисивия и Ареты. Было сделано большое количество обмеров и фотофиксаций стыков элементов существующей крепиды для изучения античной технологии возведення таких культовых сооружений массового строительства.

В полевых условиях во время археологических исследований в заповеднике «Ольвия» автором данной статьи было выявлено следующее:

— во-первых, в блоках крепиды как кургана Еврисивия и Ареты, так и блоках крепиды Зевсова кургана, отсутствуют прорезы для установки элементов крепления одного блока к другим;

— во-вторых, в блоках крепид обоих курганов отсутствуют выборки, которые бы создавали «замки» самозакрепления орфостатного ряда;

— в-третьих, щиты обеих крепид по вертикали и горизонтали были значительно стесаны внутрь так, что создавали острый угол при примыкании к ребрам крепиды;

— в-четвертых, кромки щитов орфостатного ряда Зевсова кургана были плотно подогнаны к ребрам крепиды, что дало основание для утверждения, что швы между элементами крепиды отсутствовали.

— в-пятых, характер обработки элементов крепид указывал на то, что каменные блоки были изготовлены явно индустриальным способом при каменоломнях и доставлялись на места строительства в комплекте (об этом могут свидетельствовоть и следы ремонта каменного щита крепиды Зевсового кургана).

Вышесказанное, в частности, стало основой проекта реабилитации крепиды кургана Еврисивия и Ареты и воспроизведения технологии ее возведення.

Воспроизведение технологической карты строительства сооружений типа крепиды Зевсова кургана выдвинуло на повестку дня и проблему: каким образом в античные времена древними зодчими осуществлялась единая целостность крепиды, какой материал соединял эти массивные блоки?

Монтаж фундаментных блоков

Обработка торнов блока на острый угол

Оказалось, что распор от насыпи кургана держали плоские фундаментые плиты, вертикальные ребра которых глубоко входили в тело кургана. Щиты крепиды в определенной степени сдерживали вес насыпи при помощи фундаментных плит снизу и карнизов сверху.

Однако остатков каких-либо элементов крепления блоков между собой не было выявлено ни в крепиде Зевсова кургана, ни в крепиде кургана Еврисивия и Ареты. Инженерные расчеты давали положительный результат прочности кре-пиды лишь при наличии в швах такой конструкции клеевого заполнителя. В старину таким заполнителем могла быть заливка свинцом. Как свидетельствуют расчеты, при отсутствии такого свинцового крепления крепида могла со временем упасть под напором массы кургана.

Во время установки на заранее смонтированные бетонные фундаменты довольно тяжелых блоков из известняка-ракушечника смоделированная проектировщиками старинная технология позволила рабочим довольно быстро, почти без усилий, четко подгонять их один к другому. Ведь каменщики срезали у щитов не всю вертикальную толщу, а только их острые углы (а это — 1-2 см, не больше). Итак, можно довериться надписи на упомянутом мраморном жертвенном столе, что этот памятник — комплекс кургана Еврисивия и Ареты — действительно был сооружен в течение 17 дней.

По нашему мнению, и в античные времена была возможность доставки на место строительства уже готовых для укладки, заранее заготовленных сборно-разборных каменных конструкций (сооружений). В данном случае, возможно, свод склепа укладывался на естественную опалубку — подготовленный материковый грунт. После возведения склепа грунт из под сводов вибирался. Относительно крепиды, то все ее составляющие блоки (фундаменты, щиты, ребра, карнизы) подвозились на место уже явно готовыми. Оставалось лишь установить их, приладить друг к другу и залить свинцом.

Относительно земляной насыпи кургана, то автор проекта согласился с мнением С. Крижицкого и решил ничего не сочинять, сделав вершину полукруглой. Насыпь кургана крепиды, которая первоначально была срезанной, конусообразной и имела высоту не менее чем 4,5 метра, стала более выразительной и организованной. В то же время, как известно, на вершинах ольвийских курганов могли быть надгробные стелы, алтари, антропоморфные изваяния. Курганы могли иметь и форму конуса. Все это по отдельности встречается при раскопках античных некрополей. Подобные сооружения на вершинах могли иметь относительно большие размеры, чтобы они хорошо просматривались издали.

Таким образом, коллегиально принятое решение относительно восстановления декоративной крепиды вокруг кургана Еврисивия и Ареты с включением в нее всех найденных аутентичных архитектурных элементов древней крепиды, было реализованно. Новые рустованные блоки из известняка-ракушечника были заранее обработаны аналогично блокам Зевсова кургана. При этом аутентичные элементы крепиды не подвергались обработке. Зазоры между ракушечными блоками были минимальными, почти без швов. Новые карнизные плиты выполнялись четко по аналогии профилей аутентичных карнизов.

В связи с тем, что ракушечник по определенным параметрам, прежде всего — высоким уровнем гигроскопичности, не может выполнять роль подпорной

Общий вид кургана Еврисивия и Ареты. Вид с востока

стенки, было предложено сначала изготовить и установить ^-образный сборный бетонный фундамент по кругу кургана. Затем на внешней полке смонтировать декоративные элементы крепиды с применением современных методов крепления. Грунт основания под крепидой по заключению геологических изысканий позволил установить фундаментные блоки прямо на грунт с мелким заложением на заранее спланированную площадку. Фундаментные блоки между собой скреплялись путём замоноличивания шпонок по их торцам. Для исключения возможного случайного опрокидывания элементов фундамента по верху фундаментных блоков устроено сплошное круговое армирование, закрепленное к монтажным скобам сборного фундамента.

По завершении этих работ пазухи между телом кургана и фундаментом сразу были засыпаны грунтом из отвалов самого кургана. Этим же грунтом надсыпали курган до проектной высоты.

После возведения фундаментов окончательная обработка камня велась во временно организованной мастерской. Прямоугольным ракушечным блокам придавались окончательные формы: боковые края щитов заострялись для дальнейшей подгонки их друг к другу. Выполнялась рустовка камня. Подготовленные блоки подвозились к фундаменту подручным способом. Установка и стыковка ракушечных блоков выполнялись вручную.

Монтаж цокольного ряда ракушечника производился на подушку из цемент -но-песчаного раствора. При стыковке цокольных блоков вплотную друг к другу образовывался пустотелый сегмент, куда и заливался цементно-песчаный раствор (вместо свинца). Монтаж плит орфостатного ряда крепиды кургана проводился с применением невидимого снаружи цементно-песчаного шва. При этом щиты и ребра орфостатного ряда с торцов внизу дополнительно крепились к цокольному ряду стальной шпилькой вставленной в просверленное под углом отверстие. Таким же способом крепились друг к другу и верхние стороны щитов и рёбер. Образовавшиеся пустотелые сегменты между ребрами и щитами забивались тощим цементно-песчаным раствором. В связи с тем, что ребра орфостатного ряда по глубине превышали толщину щитов, то образовалась пазуха между фундаментом и самим щитом.

После проведения монтажа всего орфостатного ряда образовавшуюся пазуху забили смесью из местного песка и глины. Самые ответственные работы по установке карнизных плит проводились после нивелировки орфостатного ряда. Карнизы укладывались на цементно-песчаный раствор вплотную друг к другу с применением описанного выше незаметного цементно-песчаного шва. Карнизные плиты дополнительно соединялись стальными шпильками как между собой, так и с элементами орфостатного ряда и с фундаментными блоками как мероприятие антивандального характера. Необходимо сказать, что все установленные в крепи-ду новые каменные блоки были цельными и не имели изъянов очевидно, в виду того, что камня было в избытке. После выполнения всех работ по периметру цоколя была устроена бетонная отмостка как дополнительный антираспорный элемент конструкции в целом. Впоследствии подразумевалась засыпка отмостки местным грунтом с посыпкой из битой керамики античных времён.

Притирка карнизов

Установка карнизов

Установка цокольного ряда блоков

Фрагмент крепиды со встроенными аутентичными блоками

Фрагмент крепиды со встроенными аутентичными блоками

Важно отметить, что во время строительства под крепиду были установлены железобетонные балки длиной шесть метров над дромосом для избежания передачи дополнительных нагрузок на конструкции существующего склепа.

Итак, кропотливая, тяжелая и вместе с тем интересная работа — позади. Кре-пида возрождена. Насыпь восстановлена. Обновившись, курган над могилой Ев-рисивия и Ареты как-бы стал моложе на восемнадцать столетий. В дальнейшем планируется реконструкция входа к склепу и реставрация самого склепа Евриси-вия и Ареты.

Как мы уже убедились, возведение таких архитектурных сооружений в старину свидетельствует о существовании разветвленной строительной индустрии в городах-государствах Северного Причерноморья. Очевидно, уже тогда массово изготовляли зборно-разборные конструкции из камня «на вывоз», а технологический уровень и культура строительства были достаточно высокими даже за пределами метрополий.

ЛИТЕРАТУРА

Крапивина В. В., Крыжицкий С. Д., Охотников С. Б. и др. 2001: Античные памятники Северо-Западного Причерноморья. Киев.

Крыжицкий С.Д. 2003-2004: Археологическое обоснование к проекту реставрации кургана над склепом Еврисивия и Ареты в Ольвии // Археолопчш дослщження в Укрш'ш. Киев, 425-433.

Пичикян И. Р. 1984: Малая Азия — Северное Причерноморье: античные традиции и влияния. М.

Фармаковский Б. В. 1902: Склеп Еврисивия и Ареты в Ольвии // ИАК М., 1-20.

Явтська О.М., Серов Ю.М. 2007: Новина стародавньо! Ольви: Здшснено ушкальний проект реконструкцп античного пам'ятника // Науковий свiт. Киев. 7; 2, 10-12.

Явтська О. М., Серов Ю. М. 2007: Реабштащя кретди кургану Cврисивiя та Арети в Нацюнальному юторико-археолопчному заповщнику "Ольвiя" // Реконструк^ житла: Науково-виробниче видання. Киев. 8, 191-203.

Явтська О. М., Серов Ю. М. 2008: Ушкальний проект реабштацн антично! пам'ятки в Ольви // Вщлуння вЫв. Киев. 1, 20-25.

REHABILITATION OF THE RETAINING WALL OF EURESIBIOS AND ARETHA'S KURGAN IN THE NATIONAL HISTORICAL-ARCHEOLOGICAL

RESERVE "OLBIA"

Yu. N. Serov

The article is devoted to rehabilitation of the retaining wall of Euresibios and Aretha's Kurgan, dated to the 2nd c. AD, that is located in the National Historical-Archeological Reserve "Olbia". The article also reveals restoration techniques employed by experts of the Kiev Branch of Research Institute "Proectreconstructsiya".

Key words: Olbia, restoration, rehabilitation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.