Научная статья на тему 'Реабилитация готической культуры в творчестве Ф. Р. Де Шатобриана'

Реабилитация готической культуры в творчестве Ф. Р. Де Шатобриана Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
517
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф. Р. ДЕ ШАТОБРИАН / ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ / ГОТИКА / ХРИСТИАНСТВО / БОЖЕСТВЕННОЕ / РОМАНТИЗМ / СОБОР / СИМВОЛ / КУЛЬТ РУИН / "ЛЕСНАЯ ТЕОРИЯ" / "АРАБСКАЯ ТЕОРИЯ"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Казакова Гандалиф Хабибовна

Посвящена одному из аспектов творчества известного писателя и философа XIX в. Ф. Р. де Шатобриана. Рассматривается история реабилитации готического искусства во французской литературе эпохи романтизма. Речь идет о создании Ф. Р. де Шатобрианом теории происхождения готики (так называемой «лесной теории») и о той роли, какую она сыграла в развитии интереса к научному изучению и художественному осмыслению одного из забытых в свое время элементов средневекового искусства. В статье затрагивается вопрос культа руин, характерного для творчества многих романтиков, показывается связь культа руин с интересом к готической архитектуре. Ф. Р. де Шатобриан в трактате «Гений христианства» выдвинул и обосновал «лесную» теорию происхождения готики, сравнивая готические храмы с лесами его родной Франции. В статье речь идет о том, как писатель объясняет происхождение первых храмов во Франции, сравнивая их с храмами греческими и египетскими. Так же рассматривается вопрос о том, почему в более поздних своих произведениях Ф. Р. де Шатобриан отступает от теории происхождения готики и высказывает согласие с мнением, по которому готическая архитектура пришла в Европу с Востока в результате крестовых походов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Rehabilitation of Gothic Culture in Work of F. R. de Chateaubriand

The article is devoted to one of the aspects of creation of a famous XIX century writer and philosopher F. R. de Chateaubriand. The article focuses on the history of gothic art rehabilitation in French literature during the Romanticism. It describes how the theory of the Gothic style origin by F. R. de Chateaubriand (the so-called «wood theory») was created and estimates its role in developing interest to scientific analysis and artistic interpretation of the medieval art elements once forgotten. Another problem posed in the article is that of ruins cult, typical for many romanticists, including F. R. de Chateaubriand; it reveals the link between the ruins cult and the interest to Gothic architecture. The author mentions the theories of Gothic culture origin, one of its authors being the pioneering romanticist F. R. de Chateaubriand. The reasons why romanticists together with F. R. de Chateaubriand took interest in Medieval art, its architecture, both laic and ecclesiastic, are mentioned as well. In his «Génie du christianisme» F. R. de Chateaubriand suggested and proved the «wood theory» of Gothic art origin comparing Gothic churches with his native French woods. The article describes how the writer explains appearance of the first churches in France comparing them with Greek and Egyptian temples. Another question discussed in the article is why F. R. de Chateaubriand abandons his Gothic origin theory and supports another one, which states that gothic architecture was brought to Europe from the East as a result of the Crusades.

Текст научной работы на тему «Реабилитация готической культуры в творчестве Ф. Р. Де Шатобриана»

9. Eigel-Teigel bukhatyyr. Olonkhosut M. N. Gorokhov. Zap. A. A. Savvin, 1940. Rukopisnyi fond IGI i PMNS, f. 5, op. 7, d. 124. - 112 l.

10. Kyydaannaakh Kyys bukhatyyr. Olonkhosut M. N. Gorokhov. Zap. T. T. Danilov, 1945. - Rukopisnyi fond IGI i PMNS, f. 5, op. 7, d. 56. - 141 l.

11. Emel'ianov N. V. Siuzhety iakutskikh olonkho. - M.: Nauka, 1980. - 375 s.

12. Chicherov V. I. Shkola skazitelei Zaonezh'ia. - M.: Nauka, 1982. - 178 s.

13. Gil'ferding A. F. Onezhskie byliny, zapisannye Gil'ferdingom letom 1971 g. (Sost. vstup. stat'ia i komment. A. I. Balanlina). - Arkhangel'sk: Sev.-Zap. Kn. izd-vo, 1983. - 337 s.

14. Emel'ianov N. V. Rannie tipy siuzhetov iakutskikh olonkho. - M.: Nauka, 1983. - 246 s.

15. Obraztsy narodnoi literatury iakutov, sobrannye I. A. Khudiakovym. - Vyp. 1, - 1913. - 190 s.; Vyp. 2.

- 1918. - S. 191-258.

16. Pukhov I. V. - Iakutskii geroicheskii epos olonkho. Osnovnye obrazy. - M.: Izd-vo AN SSSR, 1962.

- 256 s.

17. Zhirmunskii V. M. Tiurkskii geroicheskii epos. - L.: Nauka, 1974. - 727 s.

^MSr^Sr

УДК 82(091) Г. Х. Казакова

РЕАБИЛИТАЦИЯ ГОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. Р. ДЕ ШАТОБРИАНА

Посвящена одному из аспектов творчества известного писателя и философа XIX в. Ф. Р. де Шато-бриана. Рассматривается история реабилитации готического искусства во французской литературе эпохи романтизма. Речь идет о создании Ф. Р. де Шатобрианом теории происхождения готики (так называемой «лесной теории») и о той роли, какую она сыграла в развитии интереса к научному изучению и художественному осмыслению одного из забытых в свое время элементов средневекового искусства. В статье затрагивается вопрос культа руин, характерного для творчества многих романтиков, показывается связь культа руин с интересом к готической архитектуре. Ф. Р. де Шатобриан в трактате «Гений христианства» выдвинул и обосновал «лесную» теорию происхождения готики, сравнивая готические храмы с лесами его родной Франции. В статье речь идет о том, как писатель объясняет происхождение первых храмов во Франции, сравнивая их с храмами греческими и египетскими. Так же рассматривается вопрос о том, почему в более поздних своих произведениях Ф. Р. де Шатобриан отступает от теории происхождения готики и высказывает согласие с мнением, по которому готическая архитектура пришла в Европу с Востока в результате крестовых походов.

КАЗАКОВА Гандалиф Хабибовна - соискатель каф. всеобщей истории Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, г. Казань. E-mail: natalin1710@hotmail.com

KAZAKOVA Gandalif Khabibovna - Applicant at the Department of World History of the Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan Federal University. E-mail: natalin1710@hotmail.com

Ключевые слова: Ф. Р. де Шатобриан, французская литература, искусство средних веков, готика, христианство, божественное, романтизм, собор, символ, культ руин, «лесная теория», «арабская теория».

G. Kh. Kazakova

A Rehabilitation of Gothic Culture in Work of F. R. de Chateaubriand

The article is devoted to one of the aspects of creation of a famous XIX century writer and philosopher F. R. de Chateaubriand. The article focuses on the history of gothic art rehabilitation in French literature during the Romanticism. It describes how the theory of the Gothic style origin by F. R. de Chateaubriand (the so-called «wood theory») was created and estimates its role in developing interest to scientific analysis and artistic interpretation of the medieval art elements once forgotten. Another problem posed in the article is that of ruins cult, typical for many romanticists, including F. R. de Chateaubriand; it reveals the link between the ruins cult and the interest to Gothic architecture. The author mentions the theories of Gothic culture origin, one of its authors being the pioneering romanticist F. R. de Chateaubriand. The reasons why romanticists together with F. R. de Chateaubriand took interest in Medieval art, its architecture, both laic and ecclesiastic, are mentioned as well. In his «Génie du christianisme» F. R. de Chateaubriand suggested and proved the «wood theory» of Gothic art origin comparing Gothic churches with his native French woods. The article describes how the writer explains appearance of the first churches in France comparing them with Greek and Egyptian temples. Another question discussed in the article is why F. R. de Chateaubriand abandons his Gothic origin theory and supports another one, which states that gothic architecture was brought to Europe from the East as a result of the Crusades.

Keywords: F. R. de Chateaubriand, French literature, the Christian religion, the art of the Middle Ages, romanticism, divine, gothic style, cathedral, symbol, ruins cult, «wood theory», «arabic theory».

Введение

«Шатобриан оказался первым во французской художественной литературе медиевистом, открывшим неведомые до того объекты средневековой культуры или средневекового варварства, нетронутые пласты местного колорита», - так оценивал роль Ф. Р. де Шатобриана исследователь Б. Г. Реизов в книге «Французский исторический роман в эпоху романтизма», обращаясь к роману Ф. Р. де Шатобриана «Мученики» [1, с. 49-50]. Эти же слова известного исследователя французского романтизма можно отнести и к реабилитации Ф. Р. де Шато-брианом готического искусства, которому писатель одним из первых дал яркое, очень талантливое, эмоциональное и содержательное описание в трактате «Гений христианства» [2], вышедшем в 1802 г. Как известно, до этого времени отношение к готическому искусству во французской литературе было в основном резко отрицательным.

Романтики в своем творчестве попытались вновь переосмыслить искусство средневековья. Ф. Р. де Шатобриан предложил свою трактовку готической архитектуры в трактате «Гений христианства», что встретило неоднозначную оценку среди специалистов. Так, Ж. Мишле (известный французский медиевист) отзывался о шатобриановской трактовке готики крайне отрицательно, а другой французский исследователь, автор «Истории искусства» А. Мишель называл «ее сентиментальной и поэтичной фантазией» [3, с. 4]. В России единственная попытка дать интерпретацию «лесной теории» Ф. Р. де Шатобриана была сделана М. А. Волошиным в неопубликованном при жизни автора и незаконченном труде «Дух готики». Гипотезу историка о происхождении арки из лесистого свода М. А. Волошин назвал «соблазнительной и красивой», но не научной [4, с. 338]. Целью данной работы является реконструирование шатобриановской концепции готики.

Сам термин «готика» впервые появился в эпоху Ренессанса и длительное время использовался в уничижительном смысле: так определяли искусство доренессансное и

неитальянское. Этот термин никогда не был точным и исчерпывающим, так как создатели его не стремились к тому, чтобы он был точным. По сути, он означал «варварский». Во времена возрождения интереса к готике в XVIII в. термин потерял оскорбительный оттенок и стал применяться в отношении всего средневекового искусства вплоть до эпохи итальянского Ренессанса. В начале XIX в. довольно большую часть этого искусства назвали романским. Так, путем довольно нечеткого процесса разграничения готическим стали называть искусство, созданное между романским и ренессансным периодами [5].

Негативное отношение к готическому искусству сохранялось и у просветителей. А. А. Шахов отмечал: «На те готические соборы, глядя на которые сентиментально вздыхали романтики XIX в., просветители не могли смотреть без отвращения. Средневековая хроника, народная легенда - от всего этого несло либо монастырской кельей, либо феодальной деревней: то и другое было ненавистно просветителю. Время между Антонинами и XVI-XVII столетиями являлось в глазах вольтерьянцев эпохой сплошного мрака и варвар -ства. «Готическое» - этим общим термином обозначалось тогда все средневековье, - было тождественно с нелепым. При таком отношении к средневековью не могло выработаться научного взгляда и на весь ход человеческого развития» [6, с. 96].

Романтики предопределили новое отношение и к средневековому искусству, и к самому периоду средних веков.

Культ руин в творчестве романтиков

Интерес к архитектуре прошлого связан с культом руин, столь характерным для романтизма, но начало которому было положено еще в XVIII в. Так, граф Вольней в книге «Руины, или Размышления о смене империй» (1791 г.) описывает свои впечатления от древней Пальмиры и других городов, увиденных им. Одна из гравюр изображает человека в восточной одежде, сидящего на обломке колонны и задумчиво рассматривающего открывшиеся его взору далеко внизу руины Пальмиры. Филипп Ван Тигем, относящий Вольнея к предромантизму, высказал мысль, что Вольней в некоторых отношениях предвосхитил Шатобриана [7]. Яркое описание руин дано Ф. Р. де Шатобрианом в «Гении христианства», в «Рене», в «Замогильных записках» и других его произведениях; он даже делает классификацию руин по времени и месту их существования, в основном подразделяя их на античные и средневековые [2]. Изображение руин в литературе и в живописи прекрасно отражает миро -ощущение романтиков с их стремлением описывать бренность мира, его недолговечность, тленность. Подобное восприятие мира связано не только с разочарованием романтиков в результате Великой французской революции, но и с их увлечением средневековьем, когда мир воспринимался исключительно как божественное творение и подразделялся на божественный, вечный и тварный, преходящий. О том, какое место занимает «поэтика руин» в творчестве Ф. Р. де Шатобриана, писал А. Ю. Чернухин в статье «Место «поэтики руин» в системе религиозных воззрений Шатобриана» [8].

В связи с реабилитацией средневековья романтиками в их среде в начале XIX в. возникает интерес к готике. Готический храм как нельзя лучше отобразил средневековое мышление, стремление к божественному, восприятие мира через христианскую веру. Не случайно Ф. Р. де Шатобриан, создавая трактат, воспевающий христианскую религию, обращается к готической архитектуре. «Войдя в готический собор, невозможно было не испытать некоего трепета и не ощутить в глубине души присутствия Бога. Внезапно человек переносился в те времена, когда монахи, возвратившись из окружавших их монастырь лесов, где предавались размышлениям, падали ниц пред алтарем и в тишине и спокойствии ночи возносили хвалу Господу. Казалось, оживала старинная Франция... Чем дальше от нас были эти времена, тем волшебнее они нам казались и тем настойчивее пробуждали они в нас размышления о ничтожестве человека и быстротечности жизни», - пишет автор «Гения христианства» [9, с. 189].

Обращение к готическому искусству проявляется еще в XVII в. сначала в Англии, затем во Франции. Во Франции всеобщее увлечение готической культурой началось в период

правления Людовика XIV, что было связано с возвеличиванием идеологами абсолютной монархии национальной французской культуры. В XVIII в. интерес к готике проявляется как противовес просветительской идеологии, отрицавшей средневековые ценности, и отношение к готике несколько меняется: в то же время специалисты указывают не только на положительные стороны готической архитектуры, но и на те, которые, по их мнению, являются отрицательными. В 1741 г. Ж. Суффло в Лионской академии изящных искусств прочитал свои «Мемуары о готической архитектуре», где положительные отзывы сочетались с упреками в причудливости украшений, нарушении пропорций. Ф. Р. де Шатобриан также указывал на «причудливые пропорции» готического храма, однако отмечал, что при этом ему присуща «особая, своеобразная красота» [9, с. 189]. В 70-е гг. XVIII в. замки и «руины» в готическом стиле становятся непременным атрибутом вошедшего в моду «живописного» английского сада [10].

Интерес к средневековой архитектуре у Ф. Р. де Шатобриана, видимо, идет еще со времен его детства, когда будущий писатель жил в старинном родовом замке в Комбурге, где все было пропитано средневековьем; интерес этот проявлялся и в период увлечения сентиментализмом, и во время чтения «готических» романов (например, романов Ж. Б. Руссо, о которых он дает положительный отзыв в «Опыте о древних и новых революциях» и «Гении христианства»), и в период создания «Размышлений об истории Франции».

В «Гении христианства» писатель негативно отзывается о всеобщем увлечении архитектурой неоклассицизма (до Французской революции при строительстве зданий использовались античные формы). Ф. Р. де Шатобриан говорит о необходимости сохранения прошлого своей страны, ибо «народ хранит верность нравам предков и не отбрасывает их прочь, как изношенную одежду» и, что «сколько ни строй изящных и светлых храмов в греческом стиле, сколько ни собирай добрый народ Людовика Святого, дабы приучить его поклоняться метафизическому богу, он все равно будет тосковать по соборам Парижской и Реймской Богоматери, по этим поросшим мхом базиликам, где покоятся его усопшие предки... будет вспоминать священную купель, в которой его крестили. Ибо все это неразрывно связано с нашими нравами.» [9, с. 188-189]. Интерес к прошлому, особенно к прошлому своей родной страны, явился отличительным признаком романтического мировосприятия и нашел отражение в творчестве многих романтиков, как и в работах Ф. Р. де Шатобриана [11]. Именно воспетая писателем красота национальной архитектуры и национальных традиций сыграла важную роль в изучении национальной истории, а увлечение романтиков народными обрядами способствовало формированию такой науки, как этнография. Интерес к прошлому своей родной Франции Ф. Р. де Шатобриан пронес через всю жизнь и обращался к истории во многих своих сочинениях (художественных, исторических, политических) [12].

В трактате «Гений христианства» Ф. Р. де Шатобриан посвящает целую главу описанию готических храмов и объяснению их происхождения. «Принято считать, что готическую архитектуру и готическую скульптуру европейцы заимствовали у арабов. С другой стороны, сходство готических соборов с египетскими храмами наводит на мысль о том, что это искусство принесли в Европу первые христиане Восточной церкви. Однако нам милее всего искать ее истоки в природе» [9, с. 189].

До Ф. Р. де Шатобриана различные трактовки возникновения готического искусства давали Ж. Блондель, Ж. Ф. Фелибьен и ряд других исследователей. Ж. Блондель выдвинул «арабскую» концепцию возникновения готики. (Существует также версия, что автором «арабской» теории происхождения готики является А. Шопенгауэр.) Ж. Ф. Фелибьен в «Рассуждении об античной и готической архитектуре» (1699 г.) выводил грубую (более древнюю) готику из подражания пещерам, а готику более современную - из подражания сплетенным из веток хижинам, в которых жили восточные народы. Фактически он пытался объединить «арабскую» и «лесную» теории происхождения готического искусства. Мысль о «лесном» происхождении стрельчатого свода обсуждалась и в некоторых архитектурных

трактатах XVIII в. Сравнение одного из типов «растительной архитектуры» с готикой встречается также у Бернардера де Сен-Пьера [10, с. 434].

Шатобриановская трактовка происхождения готики

Ф. Р. де Шатобриан выдвинул и обосновал «лесную» теорию происхождения готики, причем в отличие от своих предшественников, он указывал на использование лесных мотивов не только в качестве отдельных элементов храмовых построек, но и всего здания в целом. Ф. Р. де Шатобриан сравнивал готические храмы с лесами его родной Франции, считая, что строители этих храмов скопировали их внешний вид с облика лесной природы. «Галльские леса, в свою очередь, передали свой облик храмам наших предков, и поэтому наши дубовые рощи сохранили свой священный ореол. Своды, украшенные каменной листвой, столбы, поддерживающие стены и неожиданно обрывающиеся, подобно срубленным стволам, прохлады святилища, сень алтаря, сумрачные пределы, тайные ходы, низкие двери - все в готическом храме воспроизводит лабиринт лесов, все внушает священный трепет, все исполнено таинственности и напоминает о Боге» [9, с. 190]. Таким же образом он объясняет происхождение греческих и египетских храмов: «Греки создали изящную коринфскую колонну, украшенную капителью из листьев, по образцу пальмы. Старинные египетские колонны огромной высоты похожи на смоковницы, фиговые пальмы, банановые деревья и большинство других азиатских и африканских деревьев» [9, с. 190].

Появление первых храмов писатель объясняет близостью древнего человека к природе: «Леса были первыми храмами Божьими; именно в них люди почерпнули первые представления об архитектуре» [9, с. 189]. Подобная трактовка появления готической архитектуры недаром возникает в самом начале XIX в. и связана она с увлечением молодого Ф. Р. де Шатобриана (как и многих в это время) идеями Ж. Ж. Руссо и других просветителей, провозглашавших интерес к природе. Однако подобная трактовка средневековой архитектуры романтиками идет в разрез с той, что предлагали средневековые мыслители: по мнению Гуго Сен Викторского, искусства предназначены для удовлетворения тех потребностей человека, которые не может удовлетворить природа [13].

Готическое искусство для Ф. Р. де Шатобриана является частью истории, частью средневекового прошлого, столь воспеваемого романтиками. В поэтичном и красочном описании древних храмов проявилось увлечение писателя историей и культурой своей страны, которое для него неразрывно связано с христианской религией: «Зодчий-христианин не только создал храм, подобный лесу внешним обликом: он наполнил его лесной музыкой: вздохи органа вторят вою ветра, а звон колокола перекликается с раскатами грома в чаще. Эта религиозная музыка воскрешает в памяти прошлое; века поют свою древнюю песнь в каменных недрах огромного собора: в святилище раздаются стоны, подобные воплю древней сивиллы.» [9, с. 190]. Именно христианство, по мнению писателя, способствовало развитию архитектуры, и именно культовые строения (церкви с колокольней) придают селениям и городам «тот нравственный облик, которого не имели античные города» [9, с. 186]. По мнению Л. А. Симоновой, в «Гении христианства» Ф. Р. де Шатобриан дал новое понимание христианской религии, получившего эстетическое осмысление и ставшее частью художественного мира. «Христианство для Шатобриана становится образцом нового искусства» [14, с. 108], что противоречило идеям просветителей, для которых христианство в основном играло негативную роль, а искусство оказывалось «главным средством гармонизации человека и преобразования социальных отношений» [15, с. 68].

В более поздних своих произведениях Ф. Р. де Шатобриан несколько отступает от высказанной им в «Гении христианства» точки зрения о «лесном» происхождении готических храмов и высказывает свое согласие с мнением предшественников, согласно которому готическая архитектура пришла в Европу с Востока в результате крестовых походов. В «Размышлениях об истории Франции» писатель дает более детальное описание готических соборов, не столь эмоционально воздействующее на читателя, но более полное и конкретное, здесь же он высказывает мысль о том, что «стрельчатая архитектура

явилась завоеванием крестовых походов Филиппа-Августа и Людовика Святого», вкратце упоминая о сходстве готических соборов с лесами его родной страны [16, р. 88]. В 1831 г. в «Исторических этюдах» писатель вновь пишет о них, но уже высказывает другую точку зрения на происхождение готики: «Восхитительны готическая архитектура, его история. Она, может быть, берет свое начало в Персии. Она была рождением новогреческим, азиатским, принесенным одновременно двумя религиями и тремя дорогами в Европу: в Испанию - маврами, в Италию - греками, во Францию, Англию и в Германию - крестоносцами» [17, р. 60].

Что заставило писателя изменить свою точку зрения на происхождение готики, сказать сложно, возможно, сохранявшееся еще при его жизни негативное отношение к данному стилю искусства ряда современников писателя сыграло свою роль. Однако, изменив свое мнение по вопросу о происхождении готической архитектуры, он не изменил своему восхищению им, что видно по сделанным им описаниям в указанных выше произведениях. По мнению писателя, готическая архитектура вызывает те же чувства и имеет те же характерные черты, что и другие виды искусства указанного времени: «Эта архитектура средних веков представляет смешение трагедии и буффонады, гигантизма и грации как поэмы и романы этой эпохи» [16, р. 89].

Заключение

Вслед за Ф. Р. де Шатобрианом увлечение готикой было подхвачено другими романтиками, в частности, В. Гюго, в знаменитом произведении которого («Собор Парижской Богоматери») готический собор выступает уже главным героем, а не только местом, где разворачиваются события романа, как это было в предшествующие эпохи.

Позднее уже после смерти Ф. Р. де Шатобриана знаменитый французский историк-медиевист Ж. Мишле негативно отзывается о шатобриановской трактовке готического искусства, говоря, что он позволял себе весьма гротескную имитацию.

Негативное отношение к готике сохраняется еще вплоть до середины XIX в. Жак Ле Гофф приводит слова архитектора К. де Кинси, сказанные им в отношении готического храма: «Как, позвольте, после изучения греческого искусства я должен смотреть на эти памятники, стены которых, кажется, вот-вот рухнут и держатся только за счет целого леса раскосов и контрфорсов, оставляющих у меня самое неприятное впечатление?» [18, с. 468].

Однако, как утверждает О. А. Добиаш-Рождественская, заслуга романтиков в том, что утраченный ранее «ключ к пониманию готического собора», был «вновь найден в эпоху романтизма», и главная роль в этом принадлежит именно Ф. Р. де Шатобриану [19, с. 45-46].

Л и т е р а т у р а

1. Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. - Л.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1958. - 567 с.

2. Chateaubriand F. R. de. Génie du christianisme, ou Beautés de la religion chrétienne. - T. 3. - 1816 p.

3. Histoire de l'art depuis les premier temps chéritiens jusqu'à nos jours. Publié sous la direction de André Michel. - T. 2. - Formation, expansion, et évolution de l'Art Gothique. - Paris, 1906. - 520 р.

4. «Дух готики» - неосуществленный замысел М. А. Волошина (Публикация А. В. Лаврова) // Русская литература и зарубежное искусство. Сборник исследований и материалов. - Л.: Изд-во «Наука», 1986. - 391 с.

5. Мартиндейл Э. Готика. - Слово / Slovo, 2001. - 288 с.

6. Шахов А. А. Очерки литературного движения 1-й пол. XIX в. - СПб., 1894. - 369 с.

7. Луков Вл. А. Предромантизм. - М.: «Наука», 2006. - 683 с.

8. Чернухин А. Ю. Место «поэтики руин» в системе религиозных воззрений Шатобриана // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. Сборник научных тру-дов.-Вып.8.-Ч.1.-Т.1.-Общегуманитарныепроблемы. -Ростов-на-Дону:Изд-воРАСЮРГУЭС.-2009.

9. Шатобриан Ф. Р. де. Гений христианства / Пер. с фр // Эстетика раннего французского романтизма. - М.: «Искусство», 1982. - С. 94-220.

10. Мильчина В. А. Комментарии к «Гению христианства» // Эстетика раннего французского романтизма. - М.: «Искусство», 1982. - С. 411-440.

11. Мелешкина Е. А. Романтический стиль как особая категория в искусстве // Система ценностей современного общества. - Новосибирск, 2012. - С. 81-88.

12. Baudoin S. De l'impossible héritage à l'éritage littéraire dans l' oeuvre de Chateaubriand / Studia Univ. Babes - Boiyal. Philologia - Cluj - Napoca, 2008. - Anul. 53. - № 4. - P. 225-238.

13. Эстетика. Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989.

14. Симонова Л. А. «Гений христианства» Ф. Р. де Шатобриана - первый манифест французского романтизма // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - 2012. - № 3. - С. 107-126.

15. Девдараидзе Е. А. Социализация красоты: воспитание вкуса в эпоху Просвещения // Вестник Омского университета. - 2011. - № 3. - С. 68-70.

16. Chateaubriand F. R. de. Analyse raisonnée de l'histoire de France // Oeuvres de Chateaubriand.

- T. 7. - 286 р.

17. Chateaubriand F. R. de. Études ou discours historiques // Oeuvres de Chateaubriand. - T. 8. - 347 р.

18. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 560 с.

19. Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. - М.: «Наука», 1987. - 351 с.

R e f e r e n c e s

1. Reizov B. G. Frantsuzskii istoricheskii roman v epokhu romantizma. - L.: Gos. izd-vo khud. lit-ry, 1958. - 567 s.

2. Chateaubriand F. R. de. Génie du christianisme, ou Beautés de la religion chrétienne. - T. 3. - 1816 p.

3. Histoire de l'art depuis les premier temps chéritiens jusqu'à nos jours. Publié sous la direction de André Michel. - T. 2. - Formation, expansion, et évolution de l'Art Gothique. - Paris, 1906. - 520 r.

4. «Dukh gotiki» - neosushchestvlennyi zamysel M. A. Voloshina (Publikatsiia A. V. Lavrova) // Russkaia literatura i zarubezhnoe iskusstvo. Sbornik issledovanii i materialov. - L.: Izd-vo «Nauka», 1986.

- 391 s.

5. Martindeil E. Gotika. - Slovo / Slovo, 2001. - 288 s.

6. Shakhov A. A. Ocherki literaturnogo dvizheniia 1-i pol. XIX v. - SPb., 1894. - 369 s.

7. Lukov Vl. A. Predromantizm. - M.: «Nauka», 2006. - 683 s.

8. Chernukhin A. Iu. Mesto «poetiki ruin» v sisteme religioznykh vozzrenii Shatobriana // Sotsi-al'no-ekonomicheskie i tekhniko-tekhnologicheskie problemy razvitiia sfery uslug. Sbornik nauchnykh trudov. - Vyp. 8. - Ch. 1. - T. 1. - Obshchegumanitarnye problemy. - Rostov-na-Donu: Izd-vo RAS IuR-GUES. - 2009.

9. Shatobrian F. R. de. Genii khristianstva / Per. s fr // Estetika rannego frantsuzskogo romantizma. - M.: «Iskusstvo», 1982. - S. 94-220.

10. Mil'china V. A. Kommentarii k «Geniiu khristianstva» // Estetika rannego frantsuzskogo romantizma. - M.: «Iskusstvo», 1982. - S. 411-440.

11. Meleshkina E. A. Romanticheskii stil' kak osobaia kategoriia v iskusstve // Sistema tsennostei sovremennogo obshchestva. - Novosibirsk, 2012. - S. 81-88.

12. Baudoin S. De l'impossible héritage à l'éritage littéraire dans l' oeuvre de Chateaubriand / Studia Univ. Babes - Boiyal. Philologia - Cluj - Napoca, 2008. - Anul. 53. - № 4. - P. 225-238.

13. Estetika. Slovar' / Pod obshch. red. A. A. Beliaeva i dr. - M.: Politizdat, 1989.

14. Simonova L. A. «Genii khristianstva» F. R. de Shatobriana - pervyi manifest frantsuzskogo romantizma // Vestnik MGOU. Seriia «Russkaia filologiia». - 2012. - № 3. - S. 107-126.

15. Devdaraidze E. A. Sotsializatsiia krasoty: vospitanie vkusa v epokhu Prosveshcheniia // Vestnik Omskogo universiteta. - 2011. - № 3. - S. 68-70.

16. Chateaubriand F. R. de. Analyse raisonnée de l'histoire de France // Oeuvres de Chateaubriand. -T. 7. - 286 p.

17. Chateaubriand F. R. de. Études ou discours historiques // Oeuvres de Chateaubriand. - T. 8. - 347 r.

18. Le Goff Zh. Tsivilizatsiia srednevekovogo Zapada / Per. s fr. - Ekaterinburg: U-Faktoriia, 2005. - 560 s.

19. Dobiash-Rozhdestvenskaia O. A. Kul'tura zapadnoevropeiskogo srednevekov'ia. - M.: «Nauka», 1987. - 351 s.

^iMSr^Sr

УДК 801.7

Н. И. Никонова, С. Ю. Залуцкая, М. Я. Мишлимович

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ГУМАНИТАРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Раскрываются важнейшие аспекты формирования личности с ярко выраженной гуманистической установкой, развитым духовным миром, диалогическим мышлением, способной к адекватному общению в условиях поликультурного пространства. Опираясь на классические труды русских и зарубежных философов-диалогистов, авторы дали характеристику основополагающего понятия «диалогическое мышление», характерным признаком которого является событийность. Представлены отдельные научные теории диалога как целостного учения, в частности, философские концепции М. Бубера и М. М. Бахтина. Также в исследовании описаны основные положения научной теории диалога культур В. С. Библера. Обосновывается актуальность создания педагогически организованной среды, участники которой находятся в состоянии сомышления, в непрерывном диалоге бытия.

НИКОНОВА Надежда Ильинична - к. п. н., доцент каф. методики преподавания русского языка и литературы СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: nikon_nad@mail.ru

NIKONOVA Nadezhda Ilinichna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor in the Department of Teaching Methods of Russian Language and Literature in the Faculty of Philology, NorthEastern Federal University named after M. K. Ammosov.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: nikon_nad@mail.ru

ЗАЛУЦКАЯ Светлана Юрьевна - к. п. н., проф., доцент каф. методики преподавания русского языка и литературы СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: zs-saha@mail.ru

ZALUTSKAYA Svetlana Yuryevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Teaching Methods of Russian Language and Literature at the Faculty of Philology, NorthEastern Federal University named after M. K. Ammosov.

E-mail: zs-saha@mail.ru

МИШЛИМОВИЧ Мира Яковлевна - к. п. н., проф. каф. методики преподавания русского языка и литературы СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: mira.mishlimovich@yandex.ru

MISHLIMOVICH Mira Yakovlevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Teaching Methods of Russian Language and Literature in the Faculty of Philology, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.

E-mail: mira.mishlimovich@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.