Л.Ф. Тихомирова, Т.С. Лебедева
Реабилитация безнадзорных детей в муниципальном районе
Статья посвящена проблеме формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей, изложены принципы и направления деятельности, функции реабилитационного пространства.
Ключевые слова: безнадзорные дети, реабилитационное пространство, принципы формирования реабилитационного пространства, муниципальный район.
L.F. Tikhomirova, T.S. Lebedeva
Rehabilitation environment for neglected children in a municipal district
The article is devoted to the problems of creating rehabilitation environment for neglected children; it states the principles and directions of the work and functions of the rehabilitation environment.
Key words: neglected children, rehabilitation environment, principles of creating rehabilitation environment.
Непростая социально-экономическая ситуация в стране, социальный кризис, который проявился и в нарушении экологии детства, привели к тому, что появились миллионы безнадзорных детей. Алкоголизм и наркомания, семейная жестокость усугубили бедствие. Только 14% детей, поступающих в школу, признаются практически здоровыми.
Подростки сегодня составляют самую криминальную часть населения: ежегодно несовершеннолетними или при их участии совершается 300 тысяч преступных деяний (в том числе детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности), 700 тысяч административных правонарушений. При этом усиливается жестокость, общественная опасность, учащаются хищения оружия и взрывчатых веществ, участие в сбыте наркотиков. Число больных наркоманией за десятилетие увеличилось в семь раз. Девиантно-сексу-альное поведение подростков также вызывает серьезную тревогу: каждый 10-й аборт приходится на девочек подросткового возраста. Среди поставленных на учет ОВД подростков каждый третий имеет лишь зачатки среднего образования. Десять тысяч подростков, по официальной статистике, полностью неграмотны.
Степень так называемой «педагогической запущенности» детей зачастую такова, что не дает возможности отличить ее от умственной отсталости. Пренебрежение нормами социально приемлемого поведения, возрастающая популярность «социальных вредностей» становятся все более стойкими чертами молодежной, школьной и уличной среды. Безнадзорные дети из неблаго-
© Тихомирова Л.Ф. Лебедева Т.С., 2010
получных семей все чаще становятся объектами эксплуатации, в том числе сексуальной, жертвами жестокого обращения, предметом торговли и на удары жизни отвечают дезадаптацией, правонарушениями, алкоголизмом, наркоманией, самоубийствами, уходом в секты.
Все это подтверждает необходимость новых принципов работы по профилактике безнадзорности и реабилитации безнадзорных детей. Для того чтобы восстановить адекватные социальные связи ребенка с обществом, необходимо создать систему социально-педагогической реабилитации, сформировать реабилитационное пространство для безнадзорных детей.
В этом направлении работы нами выявлен целый ряд противоречий:
- между нормативно-правовой базой на федеральном и региональном уровне и практикой ее применения;
- между работой ведомств, занимающихся ранней профилактикой семейного неблагополучия, и имеющимся уровнем безнадзорности детей;
между объективными потребностями практики в создании целостной системы социально-педагогической реабилитации безнадзорных детей и отсутствием рекомендаций по формированию устойчивого реабилитационного пространства в муниципальном районе.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: при каких условиях будет сформировано пространство реабилитации для безнадзорных детей и процесс реабилитации будет наиболее эффективным.
Цель исследования: выяснить социально-педагогические условия, при которых будет
90
Л.Ф. Тихомирова, Т.С. Лебедева
сформировано реабилитационное пространство для безнадзорных детей в муниципальном районе.
В нашем исследовании мы решали следующие задачи:
- выяснить сущность социально-педагогической реабилитации безнадзорных детей;
- определить содержание понятия реабилитационного пространства муниципального района;
- выяснить педагогические условия, при которых процесс формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей в муниципальном районе будет наиболее эффективным;
- разработать основные требования к его организации;
- разработать механизмы взаимодействия социальных институтов, обеспечивающих социальную и правовую реабилитацию безнадзорных детей;
- организовать деятельность социальных институтов, обеспечивающих реабилитацию детей, на основе разработанной модели;
- разработать систему критериев оценки эффективности деятельности по формированию реабилитационного пространства для безнадзорных детей в муниципальном районе, используя при этом действующее законодательство.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: наблюдение, обобщение опыта, экспериментальная работа, тестирование, беседа, анкетирование, опрос, метод экспертных оценок.
База исследования: в связи с тем, что исследование предполагало поиск путей эффективного управления процессом формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей в муниципальном районе, экспериментальная работа была организована на базе Даниловского муниципального округа.
Методологическую основу исследования формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей в муниципальном районе составили философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов в окружающем мире, о взаимодействии личности и общества, о социально-педагогической сущности процесса реабилитации.
Научная база для разработки вопросов социально-педагогической реабилитации, создания
реабилитационного пространства для безнадзорных детей формировалась отечественными и зарубежными исследованиями в этой области (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, Я. Кочак, И.С. Кон, С.Т. Шацкий). Анализ научно-методической литературы и диссертационных исследований (Б.Н. Алмазов, И.П. Башкатов, С.М. Беличева, М.И. Рожков, В.В. Терехина и др.) свидетельствует о том, что в последнее время активизировалась работа по рассматриваемой проблеме.
Однако в настоящее время ни в психолого-педагогической науке, ни в практике не разработана достаточно эффективная модель формирования и создания реабилитационного пространства для безнадзорных детей с привлечением всех социальных институтов, механизмами их взаимодействия и критериями оценки эффективности. Наличие в каждом муниципальном районе сформированного реабилитационного пространства для безнадзорных детей является необходимым. Формирование действенного реабилитационного пространства в муниципальном районе может произойти только тогда, когда скоординирована политика в этой области на федеральном, региональном и муниципальном уровне, когда отсутствует дублирование полномочий и функций государственных органов власти, органов местного самоуправления, различных ведомств и организаций по защите прав одного и того же ребенка. Кроме того, соблюдение государственных гарантий по защите прав детей и наличие в действующем законодательстве единых федеральных стандартов являются объективными потребностями практики в создании целостной системы социально-педагогической реабилитации, формировании устойчивого реабилитационного пространства и его эффективности.
В процессе работы над литературой по проблеме и в результате экспериментальной работы нами было сформулировано определение понятия «реабилитационное пространство».
Реабилитационное пространство представляет собой территориальную систему учреждений, служб, ведомственных структур, общественных инициатив и организаций, принимающих участие в профилактике социальной дезадаптации безнадзорных детей и их реабилитации.
Цель реабилитационного пространства -обеспечение единства и непрерывности реабилитационного процесса, включающего профилактику и выявление социально дезадаптированных несовершеннолетних, реабилитационные меро-
приятия, направленные на их позитивную социализацию.
Аспектами формирования реабилитационного пространства являются следующие:
Правовой: создание ювенальной специализации российской юстиции. Ювенальное правосудие позволяет решать проблему преодоления межведомственных барьеров и реально осуществлять защиту и охрану прав детей.
Информационный: сбор информации, ее анализ, составление базы данных, организация и регулирование информационных потоков, информационное обеспечение процессов в реабилитационном пространстве. Общее информационное пространство позволяет всем участникам реабилитационного пространства говорить на одном языке и действовать скоординировано.
Организационный: создание функционального модуля, призванного обеспечить эффективность и качество профилактического и реабилитационного процесса. Это цепь, звеньями которой являются различные учреждения и организации реабилитационного пространства [1].
Нами сформулированы основные принципы формирования реабилитационного пространства.
Принцип субъектности, определяющий направленность всех действий на развитие и самореализацию безнадзорного ребенка, его восстановление как полноценного члена общества. Этот принцип реализуется при следующих условиях:
- все структуры, участвующие в реабилитации, будут осуществлять индивидуальный подход;
- с безнадзорными детьми будут формироваться доверительные отношения;
- для каждого безнадзорного ребенка будет создано поле самореализации.
Принцип интеграции заключается во взаимодействии ресурсов реабилитационного пространства и может быть реализован при следующих условиях:
- наличие механизмов, координирующих или воздействующих на совместные действия структур;
- субъекты сотрудничества должны обладать определенными знаниями в вопросах реабилитации безнадзорных детей;
- субъекты, организующие процесс формирования реабилитационного пространства, должны владеть технологиями синергетиче-ского воздействия на воспитательные системы.
Принцип многофакторности формирования реабилитационного пространства для безнадзор-
ных детей в муниципальном районе предъявляет следующие требования:
- при разработке реабилитационных программ любого уровня необходимо учитывать политическую, социальную и экономическую ситуацию в стране и регионе;
- вести на научной основе выявление и изучение факторов, влияющих на появление безнадзорности и соответственно позволяющих разрабатывать реабилитационные программы.
Принцип системности, означающий необходимость всестороннего анализа как самой проблемы социальной дезадаптации, так и каждого конкретного случая. Реализуется при условиях:
- применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике;
- взаимодействия разных институтов в решении каждой проблемы.
Принцип соответствия содержания реабилитационных программ и материальной базы структур, участвующих в реабилитации безнадзорных детей в муниципальном районе, требованиям, предъявляемым региональной системой реабилитации безнадзорных. Этот принцип реализуется при следующем условии - содержание деятельности всех структур, участвующих в реабилитации безнадзорных детей, должно быть направлено на осуществление одной цели: их позитивная социализация.
Принцип развития, означающий готовность системы к развитию, включению в нее новых структур, изменению функциональной наполненности уже существующих структур в зависимости от требований социальной ситуации.
Таким образом, реабилитационное пространство не является административно-бюрократической системой с четко определенными границами, иерархической подчиненностью и закрепленными полномочиями. Это функциональное объединение, структура которого определяется потребностями эффективности реабилитационного процесса.
Реализация цели и принципов реабилитационного пространства предполагает приближение социальных услуг к нуждающимся безнадзорным детям, координацию деятельности различных структур в процессе реабилитации, выявление существующих потребностей в социальных услугах и инициирование появления новых структур, механизмов, законов.
Функции реабилитационного пространства: 1. Реализация межведомственного подхода к реабилитационному процессу безнадзорных де-
92
Л.Ф. Тихомирова, Т. С. Лебедева
тей, подчиненному единой логике, основанному на едином информационном массиве.
2. Разработка структуры реабилитации дезадаптированных детей и подростков.
3. Реализация международных правовых и нравственно-этических норм защиты интересов безнадзорных детей в реабилитационном пространстве.
4. Содействие законотворческой инициативе в сфере защиты прав детей.
5. Исследование и всесторонний анализ явления дезадаптированности несовершеннолетних, в том числе и безнадзорности; выявление специфики, характерной для территории реабилитационного пространства.
6. Формирование активной позиции населения территории реабилитационного пространства по отношению к защите прав детства.
Таким образом, описав сущностные характеристики процесса формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей в муниципальном районе, можно определить структуру реабилитационного пространства, разработать механизмы взаимодействия социальных институтов, входящих в эту структуру.
Библиографический список
Зыков, О., Солдатова Т., Баушева И. Из группы риска в пространство реабилитации // Нет наркотикам [Электронный ресурс]. - 2008. - С. 1-14 http://www.narkotiki.ru\expert 5035.htm