УДК 37.04
Т. С. Лебедева, Л. Ф. Тихомирова
Анализ эффективности формирования реабилитационного пространства
для безнадзорных детей
Статья посвящена вопросам эффективности формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей в муниципальном районе, содержит критерии оценки этой деятельности.
Ключевые слова: безнадзорные дети, реабилитационное пространство, эффективность деятельности, муниципальный район.
T. S. Lebedeva, L. F. Tikhomirova
Analysis of Effectiveness of the Work on Creating Rehabilitation Environment for Neglected Children
ТЪе article analyzes the effectiveness of the work on creating rehabilitation environment, the criteria and indicators of the work are stated.
Key words: neglected children, rehabilitation environment, the effectiveness of the work, a municipal district.
Многообразие социальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, сложная социально-экономическая ситуация в стране, распад духовных и нравственных ценностей в большой степени затронули современную семью. Множественность проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Увеличение числа социально-неблагополучных семей, рост жестокости и насилия в обществе, поток низкопробных произведений массовой культуры, незанятость подростков в свободное время, отсутствие планомерного процесса организации досуга детей - все это приводит к росту числа безнадзорных и беспризорных детей. Резкое изменение ценностных ориентаций, происходящее в обществе, приводит к психологической дизадаптации подростков, которая проявляется в широком спектре отклоняющегося поведения подрастающего поколения (бродяжничество, детский алкоголизм, наркомания, токсикомания, нарушения морали, неправомерные действия) и приводит к безнадзорности.
По различным данным, беспризорных детей в России на сегодняшний день от 2 до 4 миллионов. Цифру, определяющую количество безнадзорных детей, назвать невозможно. Если принимать во внимание только данные Министерства внутренних дел, то это будут показатели на уровне нижнего порога. В Ярославской области к концу 2006 г. на учете в подразделе-
© Лебедева Т. С., Тихомирова Л. Ф., 2011
ниях по делам несовершеннолетних состояли 663 подростка, в 2007 г. - 190, а в 2008 г. - 173 подростка. Уменьшилось число семей, находящихся в социально опасном положении, но цифры остаются еще высокими: 2006 г. - 5041, а в 2008 г. - 3917. За 2008 г. удельный вес преступлений несовершеннолетних и при их соучастии в общей структуре расследований составляет 8,3 %. Он выше, чем по Центральному Федеральному округу (6,6 %). В 2008 г. рост подростковой преступности отмечен в Большесель-ском, Борисоглебском, Брейтовском, Гаврилов-Ямском, Некоузском, Некрасовском, Тутаев-ском муниципальных районах.
Преступления преимущественно совершают безнадзорные подростки. Безнадзорные дети -это те, у которых вследствие нарушения процесса социализации, как отмечают многие ученые, происходит деградация личности и наблюдаются различные отклонения в поведении. Для того, чтобы восстановить нарушенные адекватные социальные связи ребенка с обществом, систему его ценностных ориентаций, необходимо создать систему социально-педагогической реабилитации, сформировать реабилитационное пространство для безнадзорных детей.
Научная база для разработки вопросов социально-педагогической реабилитации безнадзорных детей и подростков формировалась отечественными и зарубежными исследователями в этой области (Л. С. Выготский, А. С. Макарен-
ко, Я. Корчак. И. С. Кон, С. Т. Шацкий). Анализ научно-методической литературы и диссертационных исследований (Б. Н. Алмазов, И. П. Башкатов, С. М. Беличева, Л. Т. Дулинова, Г. М. Иващенко, Ю. А. Клейберг, М. А. Коваль-чук, М. И. Рожков, В. В. Терехина, И. Ю. Тарханова, Б. Ю. Шапиро и др.) свидетельствует о том, что в последнее время активизируется работа по рассматриваемой проблеме.
На сегодняшний день ни в психолого-педагогической науке, ни в практике деятельности различных образовательных учреждений не разработана эффективная система такой работы и технология ее реализации, эффективная модель формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей в муниципальном районе с привлечением всех социальных институтов.
В то же время анализ практики показал, что наиболее сложной для педагогов, занимающихся в муниципальных районах решением проблемы профилактики безнадзорности, является осуществление взаимодействия с другими социальными институтами.
Для того, чтобы оценить эффективность процесса реабилитации безнадзорных детей, нами были установлены характеристики реабилитационного пространства для безнадзорных в муниципальном районе. С нашей точки зрения, реабилитационное пространство будет сформировано, если:
1) обозначена структура реабилитационного пространства, входящие в нее социальные институты;
2) сформулированы направления деятельности, прописаны функции специалистов для каждого института, входящего в структуру реабилитационного пространства, описаны механизмы взаимодействия специалистов;
3) создана нормативная база осуществления реабилитации безнадзорных детей.
Оценка эффективности реабилитации детей в реабилитационном пространстве должна проводиться по следующим критериям:
1) социальный;
2) дидактический;
3) психологический;
4) воспитательный. Показатели:
1) число безнадзорных, состоящих на учете в КДН и ЗП, число безнадзорных, прошедших реабилитацию, число безнадзорных, совершивших правонарушения, число семей, находящих-
ся в социально-опасном положении и воспитывающих детей, находящихся на учете в КДН и ЗП;
2) число безнадзорных детей, состоящих на учете в общеобразовательных учреждениях, показатели посещаемости безнадзорными детьми образовательных учреждений;
3) изменение личностных качеств безнадзорных, прошедших реабилитацию (ценностные ориентации, отношение к учебе, труду, изменение самооценки);
4) изменение личностных качеств безнадзорных, прошедших реабилитацию (ценностные ориентации, отношение к учебе, труду, и др.).
Базой исследования явились отделы по делам несовершеннолетних и защите их прав территориальной администрации Дзержинского и Даниловского муниципальных районов. В диссертационном исследовании представлены функциональные обязанности специалистов отдела, а также законодательные и нормативные акты, регламентирующие эту деятельность.
С целью выявления понимания сущности взаимодействия и его значения в социально-правовой защите детства, в том числе в сфере реабилитации безнадзорных детей, нами были опрошены 36 специалистов различных ведомств, являющихся субъектами системы социально-правовой защиты детства Дзержинского района г. Ярославля. Результаты опроса показали, что все специалисты (100 % опрошенных) осознают важность и необходимость взаимодействия для повышения эффективности профилактической работы и реабилитации безнадзорных детей. Среди важнейших признаков взаимодействия в первую очередь были названы: обмен информацией (85,7 %), согласованность проводимых мероприятий (73,3 %), наличие личных контактов (64,2 %). Вместе с тем такие важнейшие признаки как: наличие общей цели и принятие взаимной ответственности за полученные результаты выбрали немногие специалисты (26,7 % и 19, 6 % соответственно), что свидетельствует о недостаточном понимании сущности самого понятия «взаимодействие». Проведенный нами опрос также выявил наличие готовности специалистов к взаимодействию. Так, 91 % опрошенных заявили о намерении участвовать в совместных заседаниях субъектов профилактики и межведомственных рейдах. Вместе с тем, готовность проявлять инициативу и брать на себя организацию совместных меро-
приятий показали менее половины опрошенных (48,2 %).
Дальнейшее изучение мотивации проводилось с использованием методики «Источники мотивации» Барбута-Сколла. Леонард, Бивайс и Сколл предложили модель, интегрирующую взгляды различных ученых на мотивацию. В этой модели выделяются 5 источников мотивации:
1) идущая изнутри;
2) инструментальная;
3) внешняя самоконцепция;
4) внутренняя самоконцепция;
5) интернализация цели.
Нами установлено, что основными мотивациями специалистов являются инструментальная мотивация и внутренняя концепция Я. Это говорит о том, что основными мотивирующими факторами для них являются внешние осязательные результаты, такие как оплата, продвижение по службе, премии и т. д. Также эти специалисты внутренне ориентированны. Они сами устанавливают внутренние стандарты черт, компетентности и ценностей, которые становятся основанием для идеала Я. Впоследствии они мотивируются к такому поведению, которое подкрепляет эти стандарты и позволяет достичь более высокого уровня компетентности. Для них характерна высокая потребность достижения и внутренняя мотивация преодоления вызова. Но данный параметр скорее снижает эффективность взаимодействия, еще больше дифференцируя понимание проблемы специалистами различных ведомств.
Также у опрошенных обнаружились низкие показатели по внешней концепции Я. Это говорит о том, что для них не являются мотивирующими внешние источники: субъекты взаимодействия не ориентированны на других, не ищут у них подтверждения своих черт, компетентности и ценностей. Они не стремятся быть принятыми взаимодействующей группой.
Из всего вышесказанного можно сделать общий вывод о том, что представители различных субъектов системы профилактики района работают каждый как бы сам по себе и преследуют только ведомственные профессиональные интересы. Основой мотивации специалистов вовлеченных в комплексный процесс профилактики составляет не удовлетворение собственных потребностей, а скорее потребностей своего ведомства.
В связи с полученными результатами, нами были организованы «круглые столы», семинары для специалистов, осуществляющих социально-правовую защиту несовершеннолених, с целью координации действий и корректировки программ реабилитации безнадзорных детей. В заседаниях приняли участие 18 специалистов субъектов системы профилактики, 22 представителя образовательных учреждений района.
Тематикой данных мероприятий стали следующие вопросы:
- категория «взаимодействие» как научно-методическая основа организации совместного решения проблем оказания помощи семьям группы социального риска;
- пути развития взаимодействия субъектов системы профилактики Дзержинского района;
- организация информационного обмена между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений района;
- методы профилактической работы с семьями группы социального риска.
Результаты повторного опроса показали, что все специалисты (100 % опрошенных) осознают важность и необходимость взаимодействия для повышения эффективности профилактической работы.
К важнейшим признакам взаимодействия отнесены: обмен информацией (97,2 %), согласованность проводимых мероприятий (81 %), наличие общей цели (76,5 %), наличие личных контактов (58 %), принятие взаимной ответственности за полученные результаты (47 %). Как видим, значительно возросло осознание целевого единства взаимодействия (с 26,7 % до 76,5 %) и принятия взаимной ответственности за полученные результаты (с 19, 6 % до 47 %).
Повторный опрос также выявил рост готовности специалистов к взаимодействию. Так, 100 % опрошенных заявили о намерении участвовать в совместных заседаниях субъектов профилактики и межведомственных рейдах, повышении готовности проявлять инициативу и брать на себя организацию совместных мероприятий (с 48,2 % до 76,5 %).
Как видно из рисунка, в ходе эксперимента по организации системы взаимодействия субъектов профилактики произошел существенный рост важнейших показателей взаимодействия -внешней ориентации (на партнера) и интерио-ризации цели. Что, на наш взгляд, свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Таким образом, эффективными организационно-педагогическими условиями формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей являются реализация механизмов взаимодействия социальных институтов,
занимающихся реабилитацией безнадзорных детей и подростков, а также организация их деятельности на основе интегративно-межведомственного подхода.
35-| 30 25 20 15 10 5
0
гь
-г
внутренние процесы
внешняя Я-конц
интериоризация цели
Рис. Сравнительный анализ источников мотивации специалистов