Научная статья на тему 'Развивающие модели супервизии (по материалам зарубежных источников). Сообщение 4'

Развивающие модели супервизии (по материалам зарубежных источников). Сообщение 4 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1021
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУПЕРВИЗИЯ / МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ / УРОВНИ / СФЕРЫ / ИНТЕГРАГИВНАЯ МОДЕЛЬ / SUPERVISION / MODELS OF DEVELOPMENT / LEVELS / SPHERES / INTEGRATIVE MODEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Залевский Генрих Владиславович

Автор в основном останавливается на мало известной отечественному читателю «интеграгивной модели развитая» Штоль-тенберга и др. (1987), которая включает три структуры и восемь содержательных сфер развития. Эго соображение является уже четвертым по теме «супервизия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing models of supervision (on the materials of foreign sources)

The author reviews little known for native reader 'integrative model of development' by Stoltenberg et al. (1987), that includes three structures and eight content spheres of the development. This consideration is already the fourth on the topic 'supervision'.

Текст научной работы на тему «Развивающие модели супервизии (по материалам зарубежных источников). Сообщение 4»

В ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГУ: ИССЛЕДОВАТЕЛЮ И ПРАКТИКУ

РАЗВИВАЮЩИЕ МОДЕЛИ СУПЕРВИЗИИ (по материалам зарубежных источников). Сообщение 4*

Г.В. Залевский (Томск)

Аннотация. Автор в основном останавливается на мало известной отечественному читателю «интегративной модели развитая» Штоль-тенберга и др. (1987), которая включает три структуры и восемь содержательных сфер развития. Это соображение является уже четвертым по теме «супервизия».

Ключевые слова: супервизия, модели развития, уровни, сферы, интсгративная модель.

Развивающие модели супервизии исходят из того, что психотерапевты (представители любой профессиональной группы, особенно работающие или помогающие людям) не рождаются сами по себе, но проходят определенные стадии развития, которые начинают с усвоения простых, конкретных компетенций и как по ступенькам двигаются в сторону овладения все более комплексными, обобщенными единицами. Это направление развития при нормальных условиях необратимо; каждая ступень образует основу для последующей ступени (секвенциальная струкгура). В литературе на эту тему чаще всего ссылаются на модель развития, предложенную Штоль-тенбергом и Дельвортом [1]. При определении того, что такое «развитие», они, в свою очередь, опираются на работу Белтса, Рииса и Несельроаде [Baltes, Rees и Nesselroade, 1977], согласно которым «психология развития занимается описанием, объяснением и модификацией (оптимизацией) интраиндивидуальных изменений поведения в течение всей жизни человека и межиндивидуальными различиями (и подобиями) интраиндивидуальных изменений» [2]. Для поведенчески-терапевтической супервизии эта мысль тем интересна, что «развитие» понимается здесь как «научение», что хорошо согласуется с бихевиорально-те-рапевтическими теориями научения.

«Интегративная модель развития супервизии» Штольтенберга и др. [1] основывается на работах предшественников и включает в себя три уровня развития (от «начинающего» до «продвинутого»), три так называемые «структуры» (мотивация / автономия / направление внимания), а также восемь содержательных сфер развития (от интервенционных умений до профессиональной этики) (таблица). При этом

' Сообщения 1,2,3 см.: Залевский Г.В. Сибирский психологический журнал (1998-2000). Вып. 7; 8-9; 13.

супервизору рекомендуется варьировать свой стиль супервизии в зависимости от состояния развития и потребностей супервизируемых.

Если попытаться привести к одному знаменателю три ступени развития супервизируемых, то это могло бы выглядеть следующим образом:

Начальная фаза (уровень 1-й).

На начальном первом уровне / ступени супервизи-руемые относительно сильно зависят от супервизора, не вполне осознают многие ходы и процессы. Из-за сильной неопределенности / раздвоенности и неуверенности они испытывают высокую потребность в структуре, поддержке, инструкциях и позитивной обратной связи. Они еще не достаточно готовы к дискуссиям, более ориентированы на технику. При этом супервизор рассматривается как авторитет, ролевая модель и эксперт. Со стороны супервизируемого совершенно естественным является на этой фазе «страх оценки».

Задача супервизора на этой фазе заключается соответственно в том, чтобы оказать супервизируемо-му поддержку и дать структуру. Чтобы удержать у него «страх начала» на приемлемом уровне, можно прибегнуть к следующим интервенциям: облегчающая отношения коммуникация («facilitative communication»), передача информации, предоставление возможности наблюдать терапевтов или «лучших» («peers»), имитация, дача специфических инструкций, ролевые игры, презентация случая, структурированные программы, ориентация на ведущие линии (метод указания), начинать с «легких» клиентов и т.д. Противопоказаны на этой ступени конфронтативные интервенции, поскольку они могут переживаться су-первизируемым еще как вызывающие страх. Все эти структуру задающие интервенции должны быть встроены в поддерживающую базовую позицию, при этом от супервизора на этой ступени требуется, порой, много терпения.

Сферы

Уровни

1. Интервенционные умения и навыки

Уровень 1-й (начинающий)

Потребность в ясных, четко описанных умениях и навыках в структурированном формате (вопросы индикации или адаптации интервенций остаются актуальными) Страх и двойственность: Я уже адекватно владею техникой? Зависимость от супервизора относительно знаний о технике и ее применении

Желание ясности, структуры и позитивной обратной связи

Уровень 2-й (средняя стадия развития) Более легкое обращение с большим числом интервенций (однако еще не высокоинтегрировано) Клиент стоит больше в центре (это может, конечно, мешать адекватному применению психотерапевтических методов)

Уровень 3-й (продвинутый) Опыт с множеством методов интервенции Лучшее приспособление методов интервенции к ситуации клиента и плану помоши

Возможность модификации планов в зависимости от результатов

Больше творчества при использовании методов

Становится возможным научение новым, непривычным методам

2. Диагностические умения и навыки

Уровень 1-й

Неопытность и ригидное обращение с диагностикой: методы применяются «слишком буквально»; начинающие доверяются интервью-впечатлениям без дальнейшей валиди-зации данных, «втискивают» клиентов в заданные категории, выбор тестов и их интерпретация результатов как рецептов из поваренной книги

Высокая зависимость от супервизора относительно выбора и интерпретации диагностических методов Уровень 2-й

Более совершенные диагностические способности (но еще недостаточное понимание относительно последствий терапии) В центре больше стоит клиент (это в некоторых случаях затрудняет применение диагностических классификаций, поскольку они переживаются слишком «ригидно / косно» и слишком «холодно»)

Уровень 3-й

Крайности уровня первого (гипертрофированное доверие) и уровня второго (негативная установка относительно диагностики) уступают релятивной позиции: Какие виды диагностики и для каких целей пригодны? При определенных обстоятельствах возможно усвоение новых диагностических методов

3. Межличностные коммуникативные процессы

Уровень 1-й

Начинающие так фиксированы на себе, что им с трудом удается использовать свою личность для диагностики межличностных процессов

Проблемы с неожиданными замечаниями / поступками клиентов Супервизор должен валидизировать восприятие суперви-зируемого или предоставлять альтернативные концептуализации

Уровень 2-й

Больше понимания перспектив клиента Проблемы: отделение собственного вклада от профессиональных психотерапевтических интервенций (явления переноса/ контрпереноса) Уровень 3-й

Уход от стереотипов

Индивидуальный взгляд: клиент рассматривается как

неповторимое существо

Адекватное сознание: Я / Самость и т.д.

4. Концептуализация Уровень 1-й

случая Избирательное фокусирование внимания на определен-

ных аспектах (например, на биографии, актуальной ситуации, «личности клиента»); опускается значимая информация; Делаются далеко идущие выводы на основе малых информационных деталей

«Психопатологизация» или «норматизация» случая Супервизор должен присутствовать в качестве «корректива» или формальной помощи при концептуализации случая Уровень 2-й

Фиксирован на точном / полном понимании «мира» клиентов Однако: избирательность внимания, т.е. отдельные аспекты остаются недо- или перепредставлены (теперь очень сильно с позиции клиента) Уровень 3-й

Нет гипертрофированной выраженности чьей-либо позиции (клиента или своей) как «единственно правильной» Индивидуальная концептуализация случая (индивидуальная оценка похожих по диагнозу случаев)

5. Индивидуальные Уровень 1-й

Несмотря на знание о социокультурных различиях, а также различных картинах расстройства, все еще мало понимания об их влиянии на клиента Супервизируемые еще слишком сильно опираются / доверяют своему личному опыту (либо «Все воспринимают мир, как и я» или «Ничего общего», т.е. опять же эмпатия невозможна) Сверхгенерализованные установки, как: «Все расстройства можно устранить с помощью Х-метода / терапии» и т.д. Уровень 2-й

Индивидуальные различия оцениваются уже лучше (но ошибка 1-го вида: стереотипизация а ля «все мужчины и женщины...»; ошибка 2-го вида: конкретный клиент рассматривается как исключение из каждого правила)

Уровень 3-й Прочь от стереотипов

Взгляд и оценка клиентов как индивидуальностей, а также понимание «личности в контексте» (социокультурные влияющие факторы)

Уровень 1-й

Твердое придерживание, цепляние за одну легко понимаемую и принимаемую теорию (хотя это и редуцирует первое замешательство, страх, раздвоенность, но тем самым и зауживает взгляд на «реальность»)

различия

6. Теоретическая ориентация

Нефлексибильность / ригидность

Склонность полагаться на взгляды супервизора или на

нарисованные им перспективы

Уровень 2-й

На место жесткого, ригидного цепляния за одну теорию приходит скорее личностное и эклектическое формирование теорий Отсутствуют еще критерии: Что такое и ковда является адекватной? Как я прихожу на основании моих теоретических положений к определенным техникам?

Уровень 3-й Больше теоретических знании Придерживание одной теоретической позиции Теоретическая ориентация используется как перспектива и инструмент

Другие позиции допускаются и могут быть поняты

7. Терапевтические Уровень 1-й

цели и планы Начинающим трудно привести в соответствие отдель-

ную встречу / сеанс со всей психотерапией (например, с долговременными целями / планами и т.д.) Супервизируемый следует одной структурированной программе (или руководству) без попыток ее проверить или произвести в ней какие-либо изменения Уровень 2-й

Цели / планы теперь труднее специфицировать (слишком сильное принятие перспективы клиента может привести к пессимизму / недостаточности в позиции помощи; путаница из-за слишком смелых или противоречивых концептуализаций; отказ или потеря уверенности в связи с неудачей первого плана и т.д.)

Уровень 3-й

Циклическое вливание друг в друга диагностики, планирования и интервенций в конкретном случае На этой основе возможны и модификации процесса (адаптивность действий)

Планирование терапии и ее осуществление когерентны Цели и планы используются как регулирующие инструменты терапии

8. Профессиональная Уровень 1-й

этика Хотя общие этические линии и известны (например,

через чтение литературы), приведение в согласие с личными ценностями еще не осуществляется При выраженных этических проблемах супервизор должен взять ответственность на себя (защита клиента) Уровень 2-й

Вопросы профессиональной этики понимаются уже лучше, чем на уровне 1-м

Осознается комплексность / сложность этических решений Понята необходимость защиты клиента Уровень 3-й

Широкая база знаний и практического опыта делает возможной личную этику

Полностью ответственное обращение с этически сложными постановками проблем

Средняя фаза развития (уровень 2-й). Вторая стадия обозначается иногда как «стадия растерянности». Супервизируемые чувствуют, что «становление психолога-психотерапевта» - это длительный и трудный процесс. Соответственно этому данная фаза характеризуется перерывами, амбивалентностью, нестабильностью, а потому не следует ожидать линейного прогресса на этой ступени. Супервизируемые демонстрируют флюктуирующую мотивацию, стремление к независимости, начинают осознавать самих себя, меньше подражают супервизору, застревая в то же время из-за еще мало интегрированных умений и навыков в конфликте между зависимостью и автономией. На второй ступени следует ожидать и эмоциональные колебания. Супервизоры на этой ступени должны быть, по мнению ряда авторов, более флексибильными. При этом важна поддержка, выяснение рамок амбивалентности. Супервизируемые могут уже брать на обслуживание более тяжелых клиентов. Супервизор должен теперь более оценочно отслеживать активность супервизируемых.

Важные супервизорские техники на этом этапе следующие: поддерживающие, стабилизирующие отношения техники (как основа), прескриптивные же интервенции, которые содержат специальные указания, используются меньше. Далее к ним относятся «каталитические» интервенции. которые «вещи взбудораживают» и определенные наблюдения супервизора привносят в сознание супервизируемых; кроме того конфронтации, а также попытки концептуализации терапевтических процессов.

«Продвинутая» фаза развития (уровень 3-й). Уровень 3-й представляет собой в определенной степени

«спокойствие после штурма»; супервизируемые на этой ступени в состоянии работать автономно; роль супервизора сменяется скорее на позицию коллеги. Супервизор привносит достаточно мотивации и вызова; его действия флексибильны и личностно ориентированы; супервизор подводит супервизируемого к тщательной и честной оценке своих сил и слабостей; продолжение хороших отношений, само собой, сохраняется. На этой ступени оптимальным является смешение поддержки и конфронтации. Соответственно этому - на основе хороших отношений - используются, прежде всего, «каталитические» интервенции, с помощью которых «вещи приводятся в движение», наряду с ними идет работа с «параллельным процессом»; кроме того, для супервизора становится возможным «самораскрытие / самообнаружение» («зе1Ы15с1озиге»).

Некоторые авторы [3] считают возможным выделение еще одной, более высокой ступени: «Уровень 4-й: «Интегрированный», или «Мастер-терапевт». На этой ступени происходят не основополагающие структурные изменения, а скорее дополнительное развитие. Терапевты этой ступени осуществили полную и комплексную интеграцию всех обозначенных выше рабочих сфер. Но для этого им понадобились 5-6 лет профессионального опыта. Этой ступени редко кто достигает, так как большинство психологических и врачебных психотерапевтов застревают на 3-й ступени.

Некоторые авторы сравнивают эту супервизорскую динамику по уровням с онтогенетическим процессом воспитания человека: детство, подростковый возраст, юношеский возраст, взрослость / зрелость.

Литература

1. Stoltenberg, С. & Delwoith, U. Supervising counselors and therapists Adevelopmental approach. San Francisco, 1987.

2. Schmelzer Dieter. Verhaltenstherapeutische Supervision. Theorie und Praxis. Hogrefe Verlag fur Psychologie / Gottingen*Bern*Toronto, 1997.

3. Hogan R, A. Issues and approaches in supervision. Psychotherapy: Theory, research and practice. 1991. P. 139-141.

DEVELOPING MODELS OF SUPERVISION (ON THE MATERIALS OF FOREIGN SOURCES). THE MESSAGE 4. G.V. Salevsky (Tomsk)

Summary. The author reviews little known for native reader 'integrative model of development' by Stoltenberg et al. (1987), that includes three structures and eight content spheres of the development. This consideration is already the fourth on the topic 'supervision'. Key words: supervision, models of development, levels, spheres, integrative model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.