Научная статья на тему 'РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с расстройством аутистического спектра / коммуникативные способности / комплексная коррекционно-развивающая программа. / children with autism spectrum disorder / communication abilities / comprehensive correctional and developmental program.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касимова М.В.

В статье рассматривается теоретикометодологический аспект развития коммуникативных способностей детей с расстройством аутистического спектра, представлены результаты диагностического обследования, содержание комплексной коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

The article examines the theoretical and methodological aspect of the development of communicative abilities of children with autism spectrum disorder, presents the results of a diagnostic examination, the content of a comprehensive correctional and developmental program aimed at developing the communicative sphere of children of senior preschool age with autism spectrum disorder.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 376.4-053"465.00/.07"

Касимова М.В. студент магистратуры Донской государственный технический университет

Россия, г.Ростов-на-Дону

РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматривается теоретико -методологический аспект развития коммуникативных способностей детей с расстройством аутистического спектра, представлены результаты диагностического обследования, содержание комплексной коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: дети с расстройством аутистического спектра, коммуникативные способности, комплексная коррекционно-развивающая программа.

Kasimova M. V. master's student Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER: PSYCHOLOGICAL AND

PEDAGOGICAL ASPECT

Annotation. The article examines the theoretical and methodological aspect of the development of communicative abilities of children with autism spectrum disorder, presents the results of a diagnostic examination, the content of a comprehensive correctional and developmental program aimed at developing the communicative sphere of children of senior preschool age with autism spectrum disorder.

Key words: children with autism spectrum disorder, communication abilities, comprehensive correctional and developmental program.

Детский аутизм - в настоящее время распространённое явление. Дефектологи, логопеды, детские психиатры и педиатры встречают детей с РАС часто. По данным организации «Autism Speaks", в мире диагностируется один случай аутизма на 44 детей раннего возраста.

Опубликованные в 2021 году данные, которые были получены в результате исследований, проведенных в 2016 году, показывают на тенденцию повышения числа детей, получивших этот диагноз различных популяционных исследований по всему миру. Согласно данным Министерства здравоохранения РФ за 2018 год, в России проживает 31 685 детей с аутизмом, примерно 0,1 % детского населения. Тенденция по увеличению численности детей с аутизмом указывает на необходимость создания особых образовательных условий для данной категории детей и их закрепление на государственном уровне.

К сожалению, в нашей стране это особое нарушение психического развития недостаточно изучено специалистами. При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи со стороны профессионалов, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих, большая часть детей в результате оказывается необучаемой и не адаптированной в социуме. Ученые (Е. Р. Баенская, Ю. В. Бессмертная, К. С. Лебединская, О. С. Никольская и др.) указывают, что именно несформированные либо искаженные навыки коммуникации являются одним из главных препятствий в адаптации и социализации детей с РАС. К недостаткам коммуникации относят прежде всего отсутствие мотивации к общению с людьми и наличие психологического дискомфорта от процесса личностного общения, что вторично вызывает избегание контактов, неумение вступать в диалог, поддерживать и заканчивать его. Это усугубляется непониманием чужих переживаний, неспособностью посочувствовать собеседнику, а также неумением попросить о чем -то или выразить свои ощущения в процессе общения.

Анализ научной литературы позволил нам сформулировать цель экспериментальной части исследования: разработать и апробировать психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей детей с РАС. В качестве объекта исследования выступили дети 5 - 6-летнего возраста в количестве 10 человек с диагнозом расстройство аутистического спектра, посещаемые ДОУ, г. Ростова-на-Дону. В ходе эксперимента были систематизированы критерии, подобранные диагностические методики, позволяющие выявить у дошкольников уровень развития коммуникативных способностей. В качестве диагностических процедур мы использовали методику Н.Ф.Комаровой «Изучение уровня развития коммуникативных способностей и умений детей».

Критериями сформированности коммуникативных способностей у старших дошкольников мы выделили следующие компоненты: информационно-коммуникативный компонент (умение принимать и передавать информацию) с использованием методики «Интервью» О.В. Дыбиной [2]; интерактивный компонент (умение взаимодействовать с партнёром в ходе деятельности и готовность к взаимодействию) с

использованием методики «Метод наблюдения» Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова [4]; перцептивный компонент (восприятие другого, не-Я, восприятие межличностных отношений) Методика «Лабиринт» Л.А. Венгера [5], Методика «Отражение чувств» О. В. Дыбиной [3]

Количественный и качественный анализ констатирующего этапа эксперимента показал: что у большинства дошкольников был выявлен низкий уровень развития коммуникативных способностей. Из полученных результатов можно сделать вывод, что у 60% детей недостаточно сформированы коммуникативные способности и при этом проявляются трудности в умении слушать и выражать свои мысли ясно для собеседника. Анализ полученных результатов диагностики развития интерактивного компонента показал, что у значительного количества детей (51,5 %) на находятся на низком уровне способности к сотрудничеству и помощи окружающим людям. Проанализировав результаты изучения уровня развития перцептивных способностей, мы видим, что у 43,3% детей данный компонент на низком уровне.

Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили нам сформулировать цель формирующего этапа эксперимента, которую мы видим в разработке комплексной коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Программа разработана на основе следующих научных принципов: комплексности; пошагового увеличения нагрузок и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»; соблюдения интересов ребёнка; системности; вариативности.

Данная коррекционно-развивающая программа включает следующие разделы: диагностический; коррекционно-развивающий; консультативный; информационно-просветительский.

К основным технологиям реализации программы мы отнесли: познавательные технологии (например беседы, игровые ситуации и упражнения, диалог, моделирование, ИКТ создание сюжетных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, лексические упражнения и др.); игровые технологии («Найди меня», «Интервью», «Рукавички», «Давай дружить», «Письмо другу» и др.); продуктивные технологии (совместное выполнение рисунка, поделки, аппликации «Веселое солнышко», «Подарок для любимого друга» и др.); трудовые методы и приемы (совместные поручения «Уборка в книжном шкафу, «Починка книг», индивидуальные поручения «Отнеси тетрадь, «Принеси пособие и др.); коммуникативные технологии («Сочиняем вместе сказку», «Письмо заболевшему другу», «Поздравления для любимой мамочки и др.).

Предполагаемые результаты реализации программы мы видим в следующем: у дошкольников сформировано умение вступать в процесс общения; умение соотносить средства вербального и невербального

общения; умение принимать информацию, делиться своими чувствами, интересами; умение взаимодействовать в ходе деятельности и готовность к взаимодействию; сформировано восприятие другого, не-Я, восприятие межличностных отношений.

Далее результаты формирующего эксперимента дали нам возможность сформулировать цель и задачи контрольного этапа эксперимента. Цель мы видим в выявлении динамики в уровне развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Количественный и качественный анализ контрольного этапа эксперимента показал: положительную динамику в развитии коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Развитие коммуникативных способностей проходит более успешно при осуществлении разработанной коррекционно - развивающей программы. Мы видим, что уменьшилось количество детей с низким уровнем развития информационно-коммуникативных способностей на 35%, интерактивный компонент коммуникативных способностей повысился на 13,7%, развитие перцептивных способностей повысилось на 10%.

Таким образом, исследование доказало, что процесс развития коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра будет осуществляться эффективно если: направления коррекционной работы будут зависеть от личностных особенностей дошкольников с РАС, в том числе и уровень развития коммуникативных навыков и преград, которые мешают социальной адаптации и коммуникации дошкольников с РАС; осуществляется реализация содержания программы развития коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра используются игровые технологии, направленные на развитие навыков общения детей с РАС.

Использованные источники:

1. Аутичный ребенок. Пути помощи /О.С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - Изд. 7-е. - М.: Теревинф. - 2012. - 288 с.

2. Дыбинина О. В. / Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста / О. В. Дыбинина и др. Тольяти: ТГУ, 2009. 114 с.

3. Дыбинина О. В./ Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/ О. В. Дыбина, С. Е. Анфисова, А. Ю. Кузина, И. В. Груздова; под ред. О. В. Дыбиной. - М: Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с.

4. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М., Межличностные наблюдения ВЛАДОС, 2005г.

5. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка [Текст]: учеб. -методич. пособие / А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000 - 88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.