Научная статья на тему 'Развитие женского образования на Урале в период с XIX В. До начала XX в'

Развитие женского образования на Урале в период с XIX В. До начала XX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
811
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие женского образования на Урале в период с XIX В. До начала XX в»

УДК 370(09)

А. А. Пономарева

РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРАЛЕ В ПЕРИОД С XIX В. ДО НАЧАЛА XX В.

Серьезные социально-политические изменения в России не могли не повлиять на развитие уральского региона в начале XIX в. Почти весь XVII в. на Урале шло освоение земель. Найденные медная руда, золото, а также лес привели к появлению первых крупных уральских заводов — Невьянского и Каменского. Следствием появления заводских селений стало развитие необходимых социально-бытовых учреждений: почты, рынка, церкви, больниц — найденные ценные минеральные воды заложили начало курортной деятельности. Но основным фактором развития региона являлась промышленность, что привело к появлению потребности в большом количестве грамотных, квалифицированных кадров (рис.).

Деятельность первых школ, зарождение которых связано с развитием горнозаводской промышленности на Урале в первой четверти Х~УШ в., была направлена преимущественно на формирование технических навыков. По инициативе В. Н. Татищева с 1721 г. стали создаваться бесплатные государственные школы, в которых должны были обучаться и крестьянские дети. Татищев самостоятельно разработал положения первой программы, объединяющей в себе общее и профессиональное обучение в школе. Он впервые сформулировал четыре принципа профессионального обучения:

• введение практических занятий в определенный период общеобразовательной подготовки (связь теоретических и практических знаний);

• взаимосвязь между школьными и практическими занятиями (межпредметные связи);

• учет склонностей и возможностей детей при выборе ими ремесел (индивидуальный подход в обучении);

• внедрение дополнительных услуг для слушателей — оплата ученического труда, трудоустройство по окончании курса обучения.

Данные положения являются актуальными и на современном этапе как общего, так и профессионального образования.

Важным показателем развития образования служит то, что уральские школы «для народа» были открыты на несколько лет раньше, чем в столице — Петербурге.

К лету 1728 г. в словесной и арифметической школах города обучалось 85 человек, а согласно «Ведомости состояния школ ведомства канцелярии главного правления сибирских заводов 1737 г.» в Екатеринбурге насчитывалось уже учеников — 669 человек.

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

ЦЕЛЬ — формирование элементарной грамотности населения

ЦЕЛЬ — подготовка специалистов в области горной промышленности и социально-бытовой сферы

Рис. Развитие сети школ на Урале под влиянием социально-экономических факторов

Стоит отметить, что на Урале большой вклад в развитие начального народного образования внесло Ирбитское земство. В отчетах об его деятельности за двадцать лет (1871—1890 гг.) отмечено увеличение общего числа школ более чем в 3 раза: с 24 до 69.

Важным показателем был рост численности двухклассных училищ Министерства народного просвещения, одноклассных земских училищ, школ грамотности, а так же церковноприходских школ. Общее количество учащихся возросло в 5,5 раза, из них

мальчиков в 4 раза, девочек в 17 раз [5. С. 635]. Изучая историю формирования земской школы на Урале, мы приходим к выводу, что она стала ведущим типом начальных учебных заведений, позволившая увеличить уровень грамотности населения в несколько раз.

Потребность в устройстве женских учебных заведений, чувствовавшаяся на Урале, помогла реализовать частично казна, а преимущественно дворянство и купечество, что дало возможность в начале 60-х гг. XIX в. расширить сеть женских училищ. Среди учащихся народных

училищ в России девочки составляли около 10%, на Урале данный показатель был значительно ниже — 3%.

Военно-промышленная специфика уральского региона послужила началом возникновения учебных заведений для обучения девочек в рамках военного ведомства.

Оренбургское девичье училище для дочерей служащих низших чинов отдельного Оренбургского корпуса было утверждено в апреле 1832 г. Основная цель училища заключалась в воспитании будущих жен и матерей, способных формировать лучшие нравственные качества у своих детей, т. е. воспитание девочек носило нравственный характер.

Основными факторами возникновения училища были:

• усиление роли образования среди сословия военнослужащих (так как обучение мальчиков было на достаточно высоком уровне, то и элементарная грамотность женщин стала необходимым элементом в развитии гармоничной семьи);

• наличие достаточного объема средств у военного ведомства, которое и являлось основной финансирующей организацией.

В училище принимались девочки с 7 до 14 лет. Срок обучения зависел от уровня полученных знаний и навыков учениц.

Став первым женским учебным заведением на Южном Урале, Оренбургское девичье училище внесло неоценимый вклад в развитие женского просвещения, особенно в привилегированных слоях.

Расширение сети женских гимназий в уральской губернии проходило быстрыми темпами. В начале XX в. женские гимназии были открыты и в небольших уездных городах — Кунгуре, Камышлове, Красноуфимске.

Учебные заведения открывались и существовали за счет средств городского общества, платы за обучение и частных

пожертвований (ГАСО. Ф. 90. Оп. 1. Ед. х. 109). Гимназии и прогимназии были предназначены для приходящих учениц всех сословий и вероисповеданий. Курс обучения состоял из семи классов (по одному году), в конце которого выпускницы получали аттестат об окончании полного курса учения. В данном проекте, также предусматривалось устройство дополнительного — восьмого — педагогического класса, по окончании которого выпускницы получали удостоверение, признающее право на получение звания домашней наставницы или домашней учительницы по истории, русскому языку или арифметике. Кроме того, ученицы, получившие свидетельство об окончании курса прогимназии или трех низших классов гимназии, имели возможность дополнительно пройти испытания на специальность — аптекарская ученица (ГАСО. Ф. Р-1331. Оп. 1. Ед. хр. 1) либо по достижении шестнадцати лет приобретали право на получение звания учительницы народного училища.

Основным руководящим органом гимназий и прогимназий были советы:

• Попечительский — организация развития и взаимодействия с обществом, основная деятельность которого заключалась в выборе попечительницы и начальницы, изыскании средств для улучшения материального положения учебного заведения, отслеживание системы расходов, организации помощи отличившимся ученикам, а также контроль за порядком в учебном заведении. В совет входили лица обоего пола, содержащие учебное заведение за свой счет, а также почетное лицо города;

• Педагогический — разрешение вопросов, относящихся к учебной и воспитательной части, функции которого реализовывались в приеме и переводе слушателей, выдаче документов об образовании, определении

наград для отличившихся учениц, организации библиотеки. В состав педагогического совета входили учителя мужских гимназий и прогимназий, домашние наставницы и учительницы, преимущественно женского пола (ГАСО. Ф. 70. Оп. 1. Ед. хр. 44). Воспитательная работа опиралась на «Правила для учащихся в средних учебных заведениях г. Екатеринбурга» и контролировала посещаемость учащихся, их ответственность при работе с личными и школьными предметами, вежливость и корректность при общении со взрослыми и другими детьми. Слушателям строго запрещалось приносить в учебное заведение вещи, не относящиеся к учебному процессу, посещать публичные увеселительные места (кинотеатры, клубы и т. д.), выходить из дома вечером после установленного времени (ГАСО. Ф. 4. Оп. 1. Ед. хр. 67).

В курс обучения прогимназий входили следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык, арифметика, русская история и география в сокращенном виде, чтение, чистописание, рукоделие. В гимназии значительно расширялось количество предметов: всеобщая география и история, гигиена, домашнее хозяйство, география. Появились необязательные дисциплины: рисование, иностранный язык, музыка, танцы, что давало возможность ученицам получать хорошее образование и развивать свои способности. В дополнительном классе основное направление было в сторону педагогических дисциплин, таких, как основы воспитания, приемы и методы преподавания в женских гимназиях, педагогическая практика (ГАСО. Ф. 70. Оп. 1. Ед. хр. 44).

Базовыми учебниками в образовательных учреждениях были «Родное слово» Ушинского, «Отечественная история» Рождественского, «Начало линейного черчения» Главинского (ГАСО. Ф. 70. Оп. 1. Ед. хр. 44).

28 декабря 1860г. открылось Мариинское женское училище первого разряда в г. Перми. С 1871 г. училище было преобразовано в гимназию. С преобразованием училища в женскую гимназию, управление его разделилось между Попечительным советом, на который легла вся хозяйственная часть заведения и куда вошли члены от городского общества, и Педагогическим советом. В соответствии с новым статусом произошли изменения в программе — были введены латинский и греческий языки, методика преподавания, бухгалтерия [3. С. 123].

Вопрос о взаимодействии семьи и учебного заведения остро стоял перед руководителями гимназии (родители либо вообще не интересовались успехами девочек, а следовательно, не занимались их развитием, либо обращали внимание только на какой-то один показатель развития ребенка — умственный, нравственный, физический, забывая о всестороннем развитии). Для решения данной проблемы был создан родительский комитет, занимавшийся, помимо этого вопроса, благотворительной деятельностью, дополнительными занятиями с отстающими ученицами [Там же. С. 124].

Еще одним представителем женского учебного заведения в Перми стала Частная женская гимназия Дрекслер-Голынец. Выпускница Мариинской гимназии А. И. Дрекслер-Голынец на средства мецената открыла первую частную гимназию для девочек из малообеспеченных семей (о социальном составе свидетельствуют аттестаты выпускниц, среди которых были дочери из крестьянских семей, мещан) [4. С. 22]. В программу обучения входили те же предметы, что и в государственных учебных заведениях, расширяя старший курс только бухгалтерией и счетоводством. Большое распространение в процессе образования получила такая форма урока, как экскурсия, которая способствовала повышению интереса учениц к обучению (Кунгур, экскурсия по Каме и т. д.) [Там же].

В Екатеринбурге немаловажную роль в развитии женского образования сыграла Екатеринбургская первая женская гимназия, основанная во второй половине XIX века, первоначально носившая название Екатеринбургское женское училище 1-го разряда.

Общее количество учениц было строго ограничено от 100 до 120 человек в год. Но, несмотря на нехватку мест, Попечительный совет отводил огромное значение профессиональной подготовке и переподготовке девушек.

Так, в 1860-х гг. были открыты дополнительные педагогические курсы при гимназии. Подготовка велась по трем специальностям — домашние наставницы, домашние учительницы, сельские учительницы.

При поступлении на курсы учитывался уровень подготовки слушательниц, лица, окончившие учебные заведения принимались без экзаменов, а не имевшие начального образования — на основе экзаменов. Учебный год делился на два семестра, в первом шло теоретическое освоение материала, во втором — практическая отработка. Курс включал в себя в основном общие дисциплины: Закон Божий, русский язык, арифметику, естествознание, географию, историю, гигиену, иностранный язык, а также несколько специальных: педагогику и дидактику, наглядное обучение, педагогическую практику (ГАСО. Ф. 70. Оп. 1. Ед. хр. 42).

Помимо вышесказанного в 1912г. на основе Екатеринбургской первой женской гимназии было организованно общедоступное женское училище с пансионом, задача которого заключалась в подготовке опытных, бережливых хозяек, способных самостоятельно вести домашнее хозяйство (ГАСО. Ф. 70. Оп. 1. Ед. хр. 42).

В продолжение и усиление образовательной деятельности в уральском регионе была открыта Екатеринбургская вторая женская гимназия. В связи с вы-

сокой платой за право учения в прогимназиях и частных учебных заведениях родители переводили своих дочерей во вторую гимназию, где обучение было бесплатным. Примером может служить выписка из протокола заседания Педагогического совета от августа 1909 г.: «Принимая во внимание тяжелое семейное положение Марковой, могущее лишить дочь ее возможности продолжать образование, Педагогический совет постановил обратиться с ходатайством к Попечителю Оренбургского Учебного Округа о разрешении принять сверх нормы в число учениц III класса Е. Маркову» (ГАСО. Ф. 4. Оп. 1. Ед. хр. 1).

Однако следует отметить, что многим претенденткам отказывали, так в 1909 г. из 74 человек в гимназию было принято 40 девочек. До поступления в Екатеринбургскую вторую женскую гимназию девочки проходили дополнительное начальное обучение в гимназии, дома, школе, училище или прогимназии (ГАСО. Ф. 4. Оп. 1. Ед. хр. 17).

Ученицы восьмого класса, согласно предложению Попечителя Оренбургского Учебного Округа от 10 августа 1909г., посещали начальное горное училище, с целью практического ознакомления с приемами первоначального обучения (ГАСО. Ф. 4. Оп. 1. Ед. хр. 17).

При проведении исследований основных сословий, обучающихся в гимназиях, следует выделить служащих, крестьян, духовенство, мещан. В основном к концу XIX века в учебных заведения обучались девочки крестьян и мещан.

Все сказанное о женской гимназии свидетельствует о том, что с каждым годом несомненное развитие данных учреждений принесло неоценимый вклад в развитие общества, не только города в частности, но и всего края.

В конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. появились новые школы отечественного просвещения, занимающиеся проблемой образования и воспитания дочерей пра-

вославного духовенства. В Екатеринбурге в 1893 г. была открыта Казанско-Богородицкая школа грамоты с религиозными занятиями для девочек бедных родителей, которая была на самообеспечении (за счет занятий ремеслом, девочки самостоятельно обеспечивали себя одеждой и питанием) [2. С. 3].

С середины XIX в. создаются епархиальные училища — средние учебные заведения для дочерей духовенства

В Екатеринбурге организовано два училища — Екатеринбургское епархиальное женское училище и Зауральское епархиальное женское училище. В данных учебных заведениях было шестиклассное обучение, в основе которого лежало религиозное и нравственное воспитание.

Основным требованием к педагогическому составу было высшее образование, что, несомненно, влияло на качество образования девочек [1. С. 3].

В первой половине 1860-х гг. Министерство народного просвещения активно занималось разработкой проблем организации подготовки учительских кадров для начальных сельских училищ. Во второй половине 1860-х — начале 1870-х гг. учреждаются педагогические курсы при ряде уездных училищ, существовавшие как на государственный, так и на земской счет; затем, после их закрытия, в первой половине 1870-х гг. были организованы учительские семинарии и школы для подготовки учителей, а также педагогические классы в женских гимназиях и прогимназиях; в конце 1890-х — начале 1900-х гг. временные педагогические курсы возрождаются в виде одногодичных курсов при нескольких городских училищах.

5 октября 1912 г. организован Екатеринбургский учительский институт и при нем городское училище. Цель института заключалась в подготовке учителей для городских училищ, а училища — в подготовке слушателей для поступления в институт. В курс входили в основ-

ном общеобразовательные предметы. В феврале 1918 г. институт реорганизован в Уральскую высшую педагогическую школу для подготовки учителей средних учебных заведений.

В 1914 г. для повышения уровня знаний и педагогической подготовки преподающих учителей в городских и высших реальных училищах были открыты краткосрочные курсы в Уфе и в Екатеринбурге (ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 35).

Краткосрочные курсы столкнулись с проблемой, заключающейся в нехватке педагогических кадров, способных преподавать методику предметов. Для решения данного вопроса было решено активно использовать дополнительную литература всех учебных заведений Министерства народного просвещения, находящихся в г. Екатеринбурге.

Официальное открытие курсов состоялось 21 июля, а 23 июля по распоряжению Попечителя они были закрыты и переведены на базу Уфимского учительского института.

В 1915 г. Министерство народного просвещения постановило к 1 января 1916 г. разработать план сети высших начальных школ в екатеринбургском уезде, согласно которому должно было быть открыто пять новых высших начальных училищ в Екатеринбурге и двадцать в уезде. Срок реализации данного плана составлял десять лет. Дополнительно при каждой школе должны были быть открыты профессиональные классы для детей обоего пола. Осуществление данного плана было остановлено после Октябрьской революции.

Гражданская война, Октябрьская революция послужили причиной резкого увеличения числа беспризорных детей. В начале 20-х гг. стали появляться детские приемники и детские дома, численность которых за 2 года увеличилась в 2 раза.

Вопрос о женском образовании в следующие десятилетия больше не стоял.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ОТДЕЛ официальный / / Екатеринбургские

епархиальные ведомости. — 1890. — № 6.

2. ОТДЕЛ официальный / / Екатеринбургские

епархиальные ведомости. — 1894. —

№ 27—28.

3. ПЕРМСКИЙ край: старая Пермь (1723— 1917) : краеведческий сборник / сост.

ИСТОЧНИКИ

ГАСО — Государственный архив Свердловской

Т. И. Быстрых. — Пермь : Пермская книга, 1992.

4. ТРЕТЬИ Смышляевские чтения. — Пермь, 19935. ЧТО сделало Ирбитское земство в области начального народного образования // Екатеринбургская неделя. 1891. — № 29.

Получено 15.09.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.