Научная статья на тему 'Развитие законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних в советской России (1918-1940 годы)'

Развитие законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних в советской России (1918-1940 годы) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
333
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / КОМИССИИ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СУД ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ТИПА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Окунева А. А.

В статье приведен анализ законодательства, лежащего в основе установления уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних преступников в их историческом изменении и развитии. Автор выделяет несколько периодов в развитии законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних и с учетом объективных факторов того или иного времени анализирует нормативно-правовые акты и систему органов, лежащие в основе каждого такого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEGISLATION ON CRIMINAL LIABILITY OF JUVENILE DELINQUENTS IN SOVIET RUSSIA (1918–1940s)

The article offers an analysis of the legislation underlying the criminalization of juvenile offenders in its historical change and development. The author distinguishes several periods in the development of legislation on criminal liability of minors and, taking into account the objective factors of a particular time, analyzes regulations and congressional establishment which lie at the basis of every period described.

Текст научной работы на тему «Развитие законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних в советской России (1918-1940 годы)»

А.А. Окунева*

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕТСКОЙ

РОССИИ (1918-1940 ГОДЫ)

Аннотация. В статье приведен анализ законодательства, лежащего в основе установления уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних преступников в их историческом изменении и развитии.

Автор выделяет несколько периодов в развитии законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних и с учетом объективных факторов того или иного времени анализирует нормативно-правовые акты и систему органов, лежащие в основе каждого такого периода.

Ключевые слова: уголовная ответственность, несовершеннолетние, комиссии о несовершеннолетних, суд для несовершеннолетних, школы фабрично-заводского типа.

Несовершеннолетние - это один из самых нестабильных социальных слоев общества, регламентация правового положения которого требует большого внимания со стороны государственных органов и должностных лиц. Это обусловлено прежде всего тем, что в силу своего возраста и разнообразных психологических особенностей они еще не в полной мере осознали свое место в общественной жизни и не определили те правила и установки, которыми должна руководствоваться в своих поступках.

Нормы права об уголовной ответственности несовершеннолетних в разные исторические периоды развития уголовного законодательства в России всегда имели свои особенности и специфические черты, и их содержание завесило от тех целей и задач, которые выдвигало в качестве определяющих высшее руководство нашей страны.

В данной статье исследуется процесс развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних начиная с 1918 г., то есть с момента слома старой системы и замены ее новой, которая, по мнению ее создателей, должна была стать более гуманной и более приспособленной по отношению к несовершеннолетним, и заканчивая 1940-ми годами.

Рассматриваемый период можно условно разделить на четыре основных

этапа:

1 этап - 1918-1920 гг. - формирование основ законодательства о несовершеннолетних;

2 этап - 1920-е гг. - закрепление правового положения несовершеннолетних в кодексах;

3 этап - 1930-е гг. - период тоталитаризма и усиления массовых репрессий в отношении всех слоев населения, в том числе и в отношении несовершеннолетних;

* Окунева Алла Андреевна, ассистент кафедры теории и истории государства и права Курского государственного университета, ockuneva. аНаСиуапйех. ги

4 этап - 1940-е гг. - введение чрезвычайных норм, усиливающих уголовную ответсвенность несовершеннолетних, в связи с началом Великой Отечественной войны.

Далее рассмотрим более подробно, какие правовые акты и документы, касающиеся уголовной ответственности несовершеннолетних, были приняты на каждом из этих этапов и каковы их основные положения.

Так со сменой власти в стране после Октябрьской революции 1917 г. и приходом к власти большевиков происходит кардинальное изменение всей правовой системы и начинается постепенное формирование той нормативной базы, которая стала впоследствии основой для всего последующего законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних в нашей стране.

Так одним из первых нормативных актов в этой сфере стал Декрет Совнаркома России от 17 января 1918 года «О комиссиях о несовершеннолетних»1, который упразднил все действовавшие с 1910 года суды для несовершеннолетних и отменил тюремное заключение для данной категории лиц. Последнее положение нашло широкое приветствие со стороны всех слоев общества, особенно среди юридической интеллигенции.

Декрет установил, что «дела несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссий о несовершеннолетних». Более того, все дела лиц этой возрастной группы, которые к тому времени находились в производстве каких-либо судов, а также закончились осуждением, подлежали пересмотру указанными комиссиями.

Созданные комиссии находились в ведении Наркомата общественного призрения, что делало непривычной их ведомственную принадлежность. Комиссии включали представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции. В комиссию обязательно входил врач.

К компетенции комиссии о несовершеннолетних относилось:

- освобождение несовершеннолетних от ответственности;

- направление их в одно из учреждений Наркомата общественного призрения (в зависимости от характера деяния).

30 июля 1920 года была опубликована Инструкция о работе комиссий о несовершеннолетних2. Она представляла собой медикопсихологический и педагогический документ, определяющий основные направления деятельности комиссий и отражающий общую ориентацию уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Однако в отличие от декрета от 17 января 1918 года Инструкция все же предусматривала передачу дел несовершеннолетних народному судье. Происходило это в следующих случаях:

• при упорных рецидивах;

• систематических побегах из детских домов;

• явной опасности для окружающих в случае оставления несо-

1 Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 16. Отд.1. Ст. 227.

2 Собрание узаконений РСФСР. 1920. № 68. Ст. 308.

вершеннолетнего на свободе.

Инструкция предусматривала, что дела о тяжких преступлениях несовершеннолетних в возрасте старше 14 лет поступали в течение 24 часов с момента их задержания народному судье, являющемуся членом комиссии о несовершеннолетних. Судье необходимо было в течение трех суток провести необходимые следственные действия относительно фактической стороны дела, а также определить роль несовершеннолетнего в преступлении (если оно было совершено в соучастии со взрослыми). Затем народный судья передавал результаты в комиссию, которая и выносила окончательное решение по делу.

Инструкция содержала еще одно правило: малолетние в возрасте до 14 лет, а также несовершеннолетние в возрасте до 18 лет не привлекались к уголовной ответственности за совершение действий, не имеющих общественно опасного характера. Эти лица поступали в приемные и распределительные пункты. Комиссии в этом случае лишь утверждали постановления администрации, касающиеся назначения им мер воздействия. После утверждения постановления администрации вступали в силу. Следует обратить внимание на резкое снижение в таких случаях гарантий прав детей и подростков.

Заседания комиссий были публичными. Разрешалось присутствие прессы, однако запрещалась публикация в печати фамилий несовершеннолетних. Таким образом, были установлены определенные гарантии для несовершеннолетних с целью недопущения нарушения их прав, предоставленных им в силу возраста и определенного психологического состояния.

Стоит отметить, что судебное производство в комиссиях о несовершеннолетних было менее урегулировано правовыми нормами, чем аналогичная деятельность в судах для несовершеннолетних дореволюционной России. Однако комиссии о несовершеннолетних все же восприняли опыт указанных судов в части, касающейся организации социальных служб по изучению личности и условий жизни несовершеннолетних правонарушителей.

Комиссии о несовершеннолетних формировались с участием широких слоев общественности, которые не обладали знаниями в области права, и их решения в большинстве случаев исходили из распространенного на тот момент принципа целесообразности в противовес принципу законности. Участие же профессиональных юристов в комиссиях о несовершеннолетних было сведено к минимуму, что являлось неприемлемым для разбирательства дел, в которых решалась дальнейшая судьба подростков.

Однако затем жизненная необходимость вскоре заставила вспомнить о судах. Ведь несовершеннолетние совершали не только малозначительные проступки, но и вполне серьезные и опасные преступления. Поскольку бороться с ними у комиссии о несовершеннолетних не было эффективных средств, должен был действовать совершенно другой механизм - механизм настоящего правосудия, осуществляемого судом.

Следующий этап, а именно 20-е годы, стали периодом широкой кодификационной работы, ознаменовавшийся, с одной стороны, ослаблением, а с - другой ужесточением карательной уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

4 марта 1920 года постановлением СНК РСФСР был утвержден проект декрета «О суде над несовершеннолетними»1. В отличие от декрета от 17 января 1918 года, декрет от 4 марта 1920 года допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в народный суд, если комиссия установила невозможность применения к ним мер медико-педагогического характера. Эго в некоторой степени расширило компетенцию суда в отношении несовершеннолетних, хотя и не носило абсолютного характера.

Данный декрет предписывал народному комиссариату юстиции помещать несовершеннолетних отдельно от взрослых преступников и организовывать для них специальные учреждения. В качестве воспитательных мер несовершеннолетних можно было помещать в реформатории.

Стоит отметить, что данный документ не имел в виду восстановление автономной ювенальной юстиции. Напротив, он сохранял юрисдикцию комиссий по делам несовершеннолетних, которые просуществовали до 1935 г. Судебное вмешательство осуществлялось только в случаях тяжких преступлений несовершеннолетних. Эти дела были отнесены к компетенции общих народных судов, где были организованы специальные составы судей (просуществовали до 1935 г.).

УК РСФСР от 1 июня 19222 года установил, что наказание не применяется к малолетним до 14 лет, а также ко всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых признано возможным ограничиться мерами медико-педагогического воздействия.

Таким образом, к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 17 лет могли применяться те же виды уголовных наказаний, что и ко взрослым, вплоть до смертной казни. Однако в опубликованном вскоре примечании к статье УК говорилось, что высшая мера наказания - расстрел - не может быть применена к лицам, не достигшим в момент совершения преступления 18-летнего возраста. В 1926 году новая редакция УК РСФСР предусмотрела снижение наказания несовершеннолетним в зависимости от возраста:

• от 14 до 16 лет - наполовину;

• от 16 до 18 лет - на треть.

Впоследствии российское уголовное право от этого принципа отказалось, УК 1960 и 1977 гг. его не восприняли.

УК РСФСР 19263 года также исключил несовершеннолетних в возрасте до 18 лет из числа тех, к кому могла быть применена высшая мера наказания.

1 Ленинский сборник. XXIV. М., 1033. С.185-186.

2 Собрание Узаконений РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153.

3 Собрание Узаконений РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.

В октябре 1924 года были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик1, которые заменили термин наказание для несовершеннолетних термином меры социальной защиты, которые применялись только к лицам, не достигшим совершеннолетия. В этом же году исправительно-трудовой кодекс РСФСР2 постановил, что учреждениями для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера являются:

- трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей;

- трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи.

Такие учреждения создавались по всему Советскому Союзу и союзным республикам. Деятельность этих учреждений прежде всего связана с именами двух великих советских педагогов - А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого. Именно они стали организаторами детских трудовых исправительных колоний, где главным методом исправления подростков стало приобщение их к труду в коллективе3.

Таким образом, в 1920-е годы вновь произошла переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних. УПК 1922 года утвердил судебный порядок рассмотрения этих дел наряду с их рассмотрением в комиссиях по делам несовершеннолетних. Однако в тот период был еще очень прочен приоритет комиссии по делам несовершеннолетних в рассмотрении дел данной категории. Об этом свидетельствовало следующее правило: при наличии в деле нескольких обвиняемых, из которых один или несколько несовершеннолетних (менее 16 лет), дело в отношении последних должно быть выделено и передано в комиссию о несовершеннолетних.

УПК в редакции 1923 года предписал рассматривать дела несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет в судебном порядке по постановлению комиссии о несовершеннолетних. Это положение является юридическим нонсенсом: суд - орган правосудия - не может действовать по предписаниям административного органа - комиссии о несовершеннолетних. Очевидно и то, что произошло явное снижение гарантий прав личности в уголовном процессе.

Однако именно в этот период в УПК РСФСР (ред. 1923 г.) были сформулированы требования к профессиональному подбору народных заседателей и к срокам рассмотрения дел этой категории, а также правило о недопустимости рассмотрения дел несовершеннолетних без участия защиты.

Таким образом, 1920-е годы отмечены усилением карательной уголовной политики в отношении несовершеннолетних, которая впоследствии

1 Собрание законодательства СССР. 1924. № 24. Ст. 205.

2 Собрание Узаконений РСФСР. 1924. № 86. Ст. 870.

3 См.: Мельникова Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. М., 1990. С. 13.

несколько ослабла, что позволило даже подумать о формировании особой системы правосудия в отношении несовершеннолетних.

Следующий этап развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних - 30-е гг. - это период массовых репрессий и укрепления тотального контроля над личностью, что шло в разрез с самой демократической конституцией СССР 1936 года и фактическим состоянием отношении между властью и населением в стране.

Анализ всех принятых в этот период нормативно-правовых актов выявляет отчетливую тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних, причем безо всяких на то объективных оснований, поскольку преступность не претерпела особых изменений и ее уровень оставался прежним. При этом попытки представить ее опасной были. В 30-х гг. борьба с преступностью несовершеннолетних использовалась как способ выявление врагов народа, и прежде всего среди родителей подростков.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, введенный постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 01.08.1933 г.1, установил следующую цель всей исполнительно-трудовой политики: перевоспитать и приспособить правонарушителей к условиям трудового общежития путем направления их труда на общеполезные цели, его организации на началах постепенного приближения труда принудительного к труду добровольному на основе соцсоревнования и ударничества.

Что касается несовершеннолетних, то местами лишения свободы: для них, исходя из положений Исправительно-трудового кодекса, являлись школы фабрично-заводского ученичества индустриально-

сельскохозяйственного типа.

Положение об указанных школах было издано Наркоматом юстиции РСФСР по согласованию с Наркоматом просвещения РСФСР.

Основной задачей школ фабрично-заводского типа стала подготовка из несовершеннолетних правонарушителей квалифицированных рабочих промышленности и сельского хозяйства и возможность предоставления им, на основе коммунистического воспитания, знаний, необходимых для активного участия в социалистическом строительстве.

В эти школы направлялись несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет на основании приговоров судов, постановлений комиссии по делам о несовершеннолетних, если они:

1) находились под следствием и судом;

2) были осуждены на срок не свыше трех лет;

3) были осуждены на сроки свыше трех лет, если, согласно приговору, они должны были отбывать лишение свободы в исправительно-трудовых учреждениях Наркомата юстиции РСФСР.

С лиц, оканчивавших данные школы, педагогический совет, образуемый в каждой школе, мог снимать судимость. Кодекс установил также, что в случае, если срок приговора несовершеннолетнего оканчивается ранее окончания обучения в школе и если нет возможности обеспечить его

1 Собрание Узаконений РСФСР. 1933. № 80. № 48. Ст. 208.

дальнейшее обучение, педагогический совет может установить обязательный срок обучения, независимо от срока приговора. Однако все время обучения не должно было превышать трех лет.

В местах лишения свободы несовершеннолетние обязательно размещались отдельно от взрослых.

Данный нормативный правовой акт имел положительное влияние на несовершеннолетних с точки зрения приспособления их к труду и учебе в разрез общепринятому мнению об обязательном отбывании лишения свободы в колониях и тюрьмах. Этот закон позволил несовершеннолетним, совершившим малозначительные правонарушения, приспособиться к жизни и работе в коллективе, предоставил им шанс вернуться впоследствии к нормальной жизни, имея при этом навыки определенной профессии в результате учебы в школах фабрично-заводского ученичества.

Однако дальнейшая переориентация уголовной политики в отношении несовершеннолетних не заставила себя долго ждать. Уже 7 апреля 1935 года вышло постановление ВЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»1. Оно на долгие годы определило отнюдь не демократическую прокурорскую и судебную практику в отношении несовершеннолетних. Постановление действовало в течение 24 лет и только в 1959 году было отменено вместе с другими нормативными актами, утратившими силу в связи с принятием нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Данным постановлением возраст уголовной ответственности по значительной части составов преступлений (убийство, кража, насилие и увечья) был снижен до 12 лет. Был восстановлен принцип применения к несовершеннолетним всех видов наказаний, отменена одна из статей Основных начал уголовного законодательства СССР, в которой закреплялось обязательное применение к малолетним правонарушителям мер медико-педагогического характера и о преимущественном их применении к несовершеннолетним.

Была также ликвидирована статья Уголовно-процессуального кодекса РСФСР о выделении дел несовершеннолетних в отдельные производства и направлении их в комиссии по делам несовершеннолетих. Затем 20 июня 1935 года постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью»2 эти комиссии были и вовсе ликвидированы. Обоснование этого решения выглядело достаточно странно, как и все действия, последовавшие вслед за актом. В соответствии с данным постановлением комиссии упразднялись в целях повышения ответственности самих несовершеннолетних и их родителей. Отказ от комиссий, да еще в период тотальной борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью, свидетельствовал о выдвижении на первый план карательных методов и органов, их применяющих.

1 Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1935. № 81.

2 Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1935. № 127.

Постановление от 7 апреля 1935 года имело и еще один существенный недостаток: оно вступало в противоречие с действовавшим в то время Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1926 года в принципиальном вопросе, имевшем большое значение в уголовной политике отношении несовершеннолетних. Оно установило применение к ним всех видов наказаний, а кодекс закрепил невозможность применения малолетним преступникам смертной казни. Этот парадокс на практике разрешался следующим образом: применялись не нормы Уголовно-процессуального кодекса, а нормы постановления от 7 апреля 1935 года.

Расстрел применялся к несовершеннолетним в отдельных случаях на основании правоприменительных указов Президиума Верховного Совета СССР о разовом применении к несовершеннолетнему высшей меры наказания.

В период 1938-1941 гг. значительно реже стали издаваться правоприменительные акты ведомств, касающиеся несовершеннолетних, а те, что выходили, были в русле карательной политики государства.

С постановлением от 7 апреля 1935 г. тесно связан еще один юридический акт - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г. «Об уголовной ответственности несовершеннолетних за действия, могущие вызвать крушение поезда»1, который также снизил возраст уголовной ответственности до 12 лет за ряд преступлений.

В связи с этим был издан приказ Наркомата юстиции СССР и Прокуратуры СССР от 26 декабря 1940 года № 194/2354. В нем было вновь обращено особое внимание на выявление взрослых подстрекателей и организаторов преступлений несовершеннолетних. Отметим, что в Указе от 10 декабря 1940 года были перечислены такие преступления, как развинчивание рельсов, подкладывание под рельсы разных предметов. В практике часто «организаторами и подстрекателями» считались родители, их вместе с детьми обвиняли в соучастии в совершении диверсионных актов на железнодорожном транспорте.

31 мая 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности несовершеннолетних»2, который установил, что за преступления, не предусмотренные в Постановлении ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» и указе Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 года «Об уголовной ответственности несовершеннолетних за действия, могущие вызвать крушение поездов», несовершеннолетние должны привлекаться к уголовной ответственности начиная с 14-летнего возраста. Сделав резкое замечание судебной практике о применении указанных постановлений только к умышленным преступлениям несовершеннолетних, законодатель распространил действие указа и на преступления, совершенные по неосторожности. До этого Пленум Верховного Суда СССР ориентировал

1 Ведомости Верховного совета СССР. 1940. № 52.

2 Ведомости Верховного совета СССР. 1941. № 25.

суды на привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности по постановлению от 7 апреля 1935 года только за умышленные преступления.

Таким образом, за 30-е гг. XX в. произошел абсолютный отход от гуманистических идей перевоспитания несовершеннолетнего правонарушителя, наметившихся на рубеже Х1Х-ХХ вв., а дальше последовал период военного времени, а именно период Великой Отечественной войны. Правовые акты того времени носили в основном чрезвычайный характер. Они имели целью мобилизовать все силы страны, дабы устоять под напором врага.

13 февраля 1942 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве»1, согласно которому для работы на производстве и строительстве привлекались трудоспособные граждане, как мужчины, так и женщины. В случае уклонения от трудовой мобилизации данные лица подвергались, по приговору народного суда, к принудительным работам по месту жительства на срок до одного года. От мобилизации освобождались лица мужского и женского пола в возрасте от 16 до 18 лет, которые подлежали призыву в школы фабрично-заводского обучения, то есть в соответствии с Исправительно-трудовым кодексом РСФСР заменили этим лицам лишение свободы.

После окончания войны акты 40-х годов прекратили свое действие и на смену им пришли ранее действующие законы 30-х годов.

Законодательные акты 30-х годов определили карательную ориентацию правосудия в отношении несовершеннолетних на длительный период - с 1935 года до конца 50-х годов. Они утратили силу с принятием нового уголовного и уголовно-процессуального закодателъства СССР и союзных республик в 1958-1961 гг.

В заключение попытаемся выделить положительные и отрицательные стороны системы законодательства о несовершеннолетних с 1918 по 1941 годы.

Отрицательные стороны:

1. Неэффективность механизма деятельности комиссий о несовершеннолетних с 1918 по 1935 годы:

• отсутствие широкой правовой регламентации деятельности комиссий;

• привлечение к участию в комиссиях о несовершеннолетних широких слоев общественности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Приоритет в решении вопроса об уголовной ответственности несовершеннолетних комиссий в противовес суду:

• участие суда в процессе минимально;

• вынесение окончательного решения о судьбе несовершеннолетнего комиссией.

3. Антигуманная направленность правовых норм:

• применение к несовершеннолетним всех видов наказаний, вплоть до смертной казни;

1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1942. № 6.

• привлечение несовершеннолетних к суду не только за умышленные, но и за неосторожные деяния.

Положительные стороны:

• возможность присутствия на судебном заседании прессы;

• размещение несовершеннолетних отдельно от взрослых;

• создание специальных учреждений для исправления несовершеннолетних преступников;

• применение к несовершеннолетним медико-педагогических мер воздействия в противовес тюремному заключению.

Таким образом, анализ законодательных актов об уголовной ответственности несовершеннолетних позволяет отметить как положительные, так и отрицательные их стороны, которые на современном этапе развития права, а именно в период дискуссии о формировании в нашей стране автономной ювенальной юстиции, становятся все более актуальными и важными.

Библиографический список

1. Уголовный кодекс РСФСР от 1 июня 1922 г. // Собрание Узаконений РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153.

2. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. // Собрание Узаконений РСФСР. 1924. № 86. Ст. 870.

3. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. //Собрание Узаконений РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.

4. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г. // Собрание Узаконений РСФСР. 1933. № 80. № 48. Ст. 208.

5. Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. // Собрание законодательства СССР. 1924. № 24. Ст. 205.

6. Указ Президиума Верховного Совета СССР 1940 г. «Об уголовной ответственности несовершеннолетних за действия, могущие вызвать крушение поезда» // Ведомости Верховного совета СССР. 1940. № 52.

7. Указ Президиума Верховного Совета СССР 1941 г. «Об уголовной ответственности несовершеннолетних» // Ведомости Верховного совета СССР. 1941. № 25.

8. Указ Президиума Верховного Совета СССР 1942 г. «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» // Ведомости Верховного совета СССР. 1942. № 6.

9. Постановление ВЦИК и СНК СССР 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» // Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1935. № 81.

10. Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР 1935 г. «О борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью»//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1935. № 127.

11. Декрет СНК РСФСР «О комиссиях о несовершеннолетних» 1918 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 16. Отд.1. Ст. 227.

12. Декрет СНК РСФСР «О суде над несовершеннолетними» 1933 г. // Ленинский сборник. XXIV. М., 1933. С.185-186.

13. Инструкция о работе комиссий о несовершеннолетних // Собрание узаконений РСФСР. 1920. № 68. Ст. 308.

14. Мельникова Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. - М., 1990. - 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.