УДК 004.92+004.738.52 DOI 10.26293/chgpu.2019.105.5.020
А. Г. Герасимова
РАЗВИТИЕ WEB-ДИЗАЙНА КАК СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассматривается web-дизайн как инструмент моделирования пространства культуры, формирования сознания и мировоззрения обучающихся. В настоящее время web-дизайн считается самой активной и совершенствующейся системой, которая создает специальную графическую среду для представителей творческих профессий (художников, конструкторов, дизайнеров) и преподавателей. Интернет-технологии меняют парадигму web-пространства, быстро и эффективно создают географически распределенные информационные ресурсы. С увеличением количества сайтов web-дизайн будет играть все большую роль в интернет-сфере и становиться эффективным инструментом мотивации пользователей.
Ключевые слова: web-дизайн, информационные технологии, виртуальное пространство, мультимедиа, графическая среда, образовательный процесс, компьютерная графика.
A. G. Gerasimova
DEVELOPMENT OF WEB-DESIGN AS MEANS OF INFORMATIZATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article considers web design as a tool for modeling of cultural envoronment, and formation of consciousness and worldview of students. Currently, web design is considered to be the most active and evolutionary system that helps to create a specialised graphical environment for representatives of the creative profession (artists, engineers, designers), and also for teachers. The Internet technologies change the paradigm of web environment, quickly and effectively create geographically distributed information resources. With the increase in the number of Internet sites, web-design captures a significant role in the Internet sphere and becomes an aeefective tool for motivating users.
Keywords: web design, information technologies, multimedia, graphic environment, educational process, computer graphics.
Актуальность исследуемой проблемы. Во времена динамичного развития информационных технологий в обществе создаются условия для организации целостной среды, направленной на потребности человека. Техника всегда была инструментом реорганизации окружающей реальности. Она лежит в основе формирования человеческой культуры, в этом случае web-дизайн выступает в качестве средства получения информации в виде виртуального проводника, который находится в современной электронной среде и является составным элементом цивилизации.
Дизайн стал новым творческим инструментом, который определяется как осмысленное художественное формообразование предметной среды, целостность художественности и утилитарности. Сегодня он включает в себя промышленный, архитектурный, графический, web-дизайн, текстовый и другие виды. Следовательно, объектами дизайна
предстают разнообразные материальные и информационные ресурсы, которые охватывают среду человека. Цель исследования - рассмотреть воздействие web-дизайна на восприятие человеком образовательного пространства.
Материал и методика исследований. В работах С. В. Коновалова, О. А. Козыревой, В. В. Краевского, М. И. Махмутова, В. Г. Свинаренко, Н. В. Софроновой применялись теоретические положения совместной теории обучения. Исследования социальных функций интернета проводили зарубежные ученые П. Бурдье, Н. Винер, А. Галстон, В. Геринг, М. Кастельс.
А. А. Бельчусов, О. В. Данилова, А. В. Могилев, А. В. Хуторская анализировали теорию и практику применения дистанционного обучения. Информационный подход к педагогическим явлениям был рассмотрен Г. А. Бордовским, В. А. Извозчиковым, И. А. Липским, Т. А. Лавиной, К. Н. Фадеевой. Вопросы теории информатики и использования информационных технологий раскрыты в трудах А. П. Ершова, В. А. Трайнева. Web-дизайн в педагогическом вузе стал предметом изучения в работах Н. Р. Алексеевой [1], А. Г. Герасимовой, И. Б. Государева и т. д.
В современном образовательном процессе интенсивность информационного потока повысилась в несколько раз. Во многих учебных заведениях наблюдается недостаточная техническая укомплектованность для освоения web-дизайна.
Web-дизайн считается средством моделирования культуры, а также воздействия на мышление пользователей. Как одна из самых активных систем разработки, она позволяет создавать графическую информационную среду, которая необходима для работы специалистов творческих профессий (дизайнеров, конструкторов, художников), педагогов, преподавателей [7], [10].
Объединяя мультимедийные средства связи и информации, web-дизайн выполняет роль ссылки для эффективного доступа к универсальной массовой информационной системе. Формирование способности работать с этой информацией является неотъемлемой частью подготовки студентов, которые с первых дней обучения в вузе изучают ИКТ и компьютерную графику [5].
Итак, можно видеть тесную связь между web-дизайном и компьютерной графикой. Они развивают способность перекодировать визуальную форму в словесную или перцептивную, что способствует развитию творческого потенциала обучающихся.
В образовательном процессе у личности формируется обширный диапазон ощущений, интеллектуальных способностей, а также независимое креативное и творческое мышление, миропонимание, эстетическое мировоззрение. Следует отметить, что во многих российских высших и средних учебных заведениях данная возможность медиакуль-туры до настоящего времени остается невостребованной.
Web-дизайн применяет знаки, просто интерпретируемые. С целью формирования психологического слоя информативного интернет-ресурса определяются экспансивные ощущения воспринимаемых типов, чувства иллюзорного характера; при использовании web-дизайна люди получают полное эмоциональное восприятие интернет-пространства.
Для исследования проблемы развития web-дизайна в образовательном пространстве нами применены методы теоретического анализа психолого-педагогической, учебно-методической литературы и практико-теоретического освоения интернета.
Результаты исследований и их обсуждение. К. Клонингер в своей книге [8] приводит следующие «свежие» стили web-дизайна и дает их характеристику:
- органический готический стиль, который имитирует ощущение реального мира благодаря применению органических форм и текстур при оформлении сайта;
- табличный пиктографический стиль, который акцентирует «цифровой» характер сайта;
- гранж низкого качества (получивший свое название от наименования шрифта постеров конца 1960-х гг.), который имитирует «дух аналоговой печати»;
- городской сверхминиатюрный стиль, который формирует цифровое пространство «пиксельных миров» в формате самого сайта, что облегчает его загрузку.
В современном дизайне web-сайтов имеются два направления:
- собственно дизайн (как рабочее поле для творчества);
- эргономичный дизайн (внимание на удобство и обслуживание).
С появлением массового спроса на создание информационной среды возникла необходимость в формировании c помощью web-дизайна комфортных условий для виртуальной жизни. Аналогично дизайну интерьера, выделяются общественные и частные пространства, при разработке web-сайта мы отличаем его дизайн от дизайна страниц индивидуальных пользователей и организаций.
Н. С. Власова [3] раскрыла основные аспекты web-компетентности:
- структурный: уметь проектировать многофункциональную информационную структуру web-сайта;
- эстетический: уметь создавать дизайн web-сайта, применяя при этом инструменты компьютерной графики, способы композиции и колористики;
- технический: уметь реализовывать дизайн web-сайта, используя динамические технологии.
Потребности и предпочтения владельца сайта имеют приоритет. Дизайн сайта должен соответствовать образу жизни клиента и обеспечивать ему чувства комфорта и уюта в виртуальном пространстве. Иллюстрированный символический мир, который создан в интернет-пространстве, направлен на поддержание ощущения привычного ему окружения. Дизайнер должен формировать область сайта, чтобы пользователь мог легко ориентироваться в поиске необходимой информации и не погружаться в активное восприятие его элементов.
Главное содержание виртуального пространства - информация. С внедрением компьютерных технологий было скооперировано web-пространство как подпространство виртуального места для упорядочивания объектов, для чего потребовались формообразующие свойства дизайна.
Web-дизайн - система взаимодействия и представления данных web-страниц. В большом информационном потоке виртуального пространства велика роль web-дизайна в привлечении внимания пользователя к странице или к установленным ее данным, а потом уже и в разработке удобства восприятия сообщения [6].
Web-дизайн стал инструментом для восприятия технических данных виртуальной среды, доступной для большого числа людей. Эксперты изучают также вопросы дизайна интернет-пространства. Они раскрывают историю возникновения понятия «Web 2.0», его значение в графическом дизайне, приводят термины «компьютерный дизайн», «интернет-искусство» [9].
Web-дизайн входит в систему искусств, представители которого работают над созданием эстетической среды. Под влиянием мирового цивилизованного опыта идет модификация web-пространства. Основная задача дизайнера заключается в том, чтобы найти необходимое согласованное сочетание функциональности и эстетического восприятия, без искажения передаваемой информации. Специалисты, которые занимаются разработкой web-дизайна в сфере педагогики, должны владеть необходимыми знаниями в области как дизайна, так и компьютерной графики. Профессионал обязан обладать компетенциями для выполнения следующих задач: определения применяемых дидактических приемов, создания и осуществления концепции [4]. Он также должен давать рекомендации по стилю и форме представления учебных материалов, принимать участие в создании материалов и модели их информационной логики, быть в курсе организации
компонентов образовательных онлайн-ресурсов и разработки пользовательского интерфейса [2]. Он должен выбирать инструменты, программы, обеспечение и формат, необходимые для работы, согласовывать действия программистов ресурса и т. д.
Резюме. Мир сильно изменился с появлением компьютера, а в последствии и интернета и информационных технологий. Сайты, помимо текста и фотографий, начинают включать сложную графику, вспомогательные средства, например, карты и инте р-нет-платежи.
Когда стало необходимо качественное, новое решение внешнего вида сайта, несколько студий, которые занимались их оформлением, стали предлагать свои виртуальные курсы. Существует много курсов, предлагающих получить навыки в сфере web-дизайна. Высшее образование должно реагировать на эту тенденцию и предоставлять нужные знания студентам без необходимости их обращения к сторонним курсам.
Преподаватели не являются истинными специалистами по web-дизайну. Основной акцент ими сделан на техническую поддержку и программное обеспечение компьютерной графики, средств виртуального IP-художника, новейшие мультимедийные технологии.
Работа педагога-дизайнера включает в себя совокупность педагогической технологии, которая обращена на создание методической концепции для конкретной, специализированной области, и технологий, сосредоточенных на осуществлении методической теории с использованием средств техники в интернет-пространстве.
При создании образовательного web-ресурса рационально выделить 4 блока:
1) теория;
2) тестовые задания на использование математических моделей для упорядочивания содержания учебных материалов, элементов дискретной математики;
3) понятия о web-технологиях;
4) начальные знания о программировании web-приложений.
Итак, можно сделать вывод, что web-дизайн - это технология привыкания пользователя к виртуальному web-пространству. Он превратился из фазы виртуального технического руководства пользователя в информационный ресурс, который эмоционально заряжает посетителей сайта. Некоторые принципы web -дизайна были взяты из достижений предыдущих ступеней развития передачи данных, другие были и находятся под влиянием развивающихся технологий. Недостаточность глубины художественного творчества делает сайт удобным пространством для поверхностного восприятия, а web -дизайн, который создает образный и символический мир, является составляющей современной цивилизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Н. Р. Реализация принципов контекстного обучения в процессе подготовки бакалавров к использованию информационных и коммуникационных технологий для создания рекламного продукта // Фундаментальные и прикладные проблемы механики деформируемого твердого тела, математического моделирования и информационных технологий : сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2 ч. Ч. 2 : Математическое моделирование и информационные технологии. - Чебоксары, 2013. - С. 77-82.
2. Андреева Т. Ю., Герасимова А. Г. Основные направления дистанционного обучения и применение средств ИКТ в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 337-343.
3. Власова Н. С. Научно-методическое обеспечение подготовки студентов вузов в области Web-дизайна : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Екатеринбург, 2010. - 243 с.
4. Герасимова А. Г. Вопросы подготовки будущих учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в условиях информатизации образования // Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе : материалы Международной научно-практической интернет-конференции. - М., 2018. - С. 165-167.
5. Герасимова А. Г. Педагогические условия подготовки будущих учителей изобразительного искусства к использованию информационных и коммуникационных технологий // Открытое и дистанционное образование. - 2012. - № 1(45). - С. 62-66.
6. Герасимова А. Г., Фадеева К. Н. Формирование компонентов готовности будущих учителей изобразительного искусства к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.art-education.ru/electronic-journal/formirovanie-komponentov-gotovnosti-budushchih-uchiteley-izobrazitelnogo.
7. Зайцева В. П. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций будущего учителя // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 2(90). - С. 131-138.
8. Клонингер К. Свежие стили Web-дизайна: как сделать из вашего сайта «конфетку». - М. : ДМК Пресс, 2002. - 224 с.
9. Фадеева К. Н. Подготовка студентов сервисных специальностей к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Чебоксары, 2011. - 24 с.
10. Фадеева К. Н. Роль информационной образовательной среды при обучении дошкольников // Никоновские чтения : сборник научных статей II Всероссийского культурологического форума. - Чебоксары, 2017. - С. 74-77.
Статья поступила в редакцию 17.09.2019
REFERENCES
1. Alekseeva N. R. Realizaciya principov kontekstnogo obucheniya v processe podgotovki bakalavrov k ispol'zovaniyu informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij dlya sozdaniya reklamnogo produkta // Funda-mental'nye i prikladnye problemy mekhaniki deformiruemogo tverdogo tela, matematicheskogo modelirovaniya i informacionnyh tekhnologij : sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii : v 2 ch. Ch. 2 : Ma-tematicheskoe modelirovanie i informacionnye tekhnologii. - Cheboksary, 2013. - S. 77-82.
2. Andreeva T. Yu., Gerasimova A. G. Osnovnye napravleniya distancionnogo obucheniya i primenenie sredstv IKT v professional'noj deyatel'nosti uchitelya izobrazitel'nogo iskusstva // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2016. - № 6. - S. 337-343.
3. Vlasova N. S. Nauchno-metodicheskoe obespechenie podgotovki studentov vuzov v oblasti Web-dizajna : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Ekaterinburg, 2010. - 243 s.
4. Gerasimova A. G. Voprosy podgotovki budushchih uchitelej k ispol'zovaniyu informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij v usloviyah informatizacii obrazovaniya // Aktual'nye problemy metodiki obucheniya in-formatike v sovremennoj shkole : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. - M., 2018. - S. 165-167.
5. Gerasimova A. G. Pedagogicheskie usloviya podgotovki budushchih uchitelej izobrazitel'nogo iskusstva k ispol'zovaniyu informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij // Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie. - 2012. -№ 1(45). - S. 62-66.
6. Gerasimova A. G., Fadeeva K. N. Formirovanie komponentov gotovnosti budushchih uchitelej izo-brazitel'nogo iskusstva k ispol'zovaniyu informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij v professional'noj deyatel'nosti [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.art-education.ru/electronic-journal/formirovanie-komponentov-gotovnosti-budushchih-uchiteley-izobrazitelnogo.
7. Zajceva V. P. Interaktivnye tekhnologii kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetencij bu-dushchego uchitelya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Ya-kovleva. - 2016. - № 2(90). - S. 131-138.
8. Kloninger K. Svezhie stili Web-dizajna: kak sdelat' iz vashego sajta «konfetku». - M. : DMK Press, 2002. - 224 s.
9. Fadeeva K. N. Podgotovka studentov servisnyh special'nostej k ispol'zovaniyu informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij v professional'noj deyatel'nosti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Cheboksary, 2011. - 24 s.
10. Fadeeva K. N. Rol' informacionnoj obrazovatel'noj sredy pri obuchenii doshkol'nikov // Nikonovskie chteniya : sbornik nauchnyh statej II Vserossijskogo kul'turologicheskogo foruma. - Cheboksary, 2017. - S. 74-77.
The article was contributed on September 17, 2019
Сведения об авторе
Герасимова Алина Германовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационно -коммуникационных технологий Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Author information
Gerasimova, Alina Germanovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Informatics and Information and Communication Technologies, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]