Научная статья на тему 'Развитие взаимодействия между жилищно- коммунальными компаниями и вузом'

Развитие взаимодействия между жилищно- коммунальными компаниями и вузом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LIVING-AND-COMMUNAL SERVICE / ВУЗ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепова Любовь Ивановна, Крылышкова Людмила Юрьевна

Статья посвящена исследованию проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов в области жилищно-коммунального хозяйства через организацию и развитие взаимодействия жилищно-коммунальных компаний и вычшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутепова Любовь Ивановна, Крылышкова Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE INTERACTION BETWEEN A LIVING-AND-COMMUNAL SERVICE COMPANY AND A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article touches upon the problem of training of highly qualified specialists in the field of a livingandcommunal service through the organization and development of the interaction between a living-andcommunal service company and a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Развитие взаимодействия между жилищно- коммунальными компаниями и вузом»

2. Антипьев А. Г. Гуманизация и гуманитаризация образования: состояние и проблемы // Высшее образование в России. - 2009. - № 6. - С. 98-102.

3. Родина Н. М., Протасова Е. Ю. Работа над народными сказками в двуязычном дошкольном учреждении // Языки и культура ребенка: Сб. науч.-практ. ст. [рабочее издание]. - М.: НИИ дошкольного образования им. А. В. Запорожца, 2010. - 105 с. - С. 28-31.

4. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005. - 256 с.

5. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. специальностей / Под общ. ред.

В. С. Кукушина. - М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2006.

- 336 с.

6. Лопсонова З. Б., Малунова Г. С. Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят: Метод. пособие. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2006.

- 104 с.

7. Методика обучению речевому общению детей старшего дошкольного возраста в условиях двуязычия (бурятско-русского и русско-бурятского): Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. А. И. Улзытуева; Забай-кал. гос. гум.-пед. ун-т. - Чита, 2007. - 155 с.

8. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 240 с.

РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ КОМПАНИЯМИ И ВУЗОМ

DEVELOPMENT OF THE INTERACTION BETWEEN A LIVING-AND-COMMUNAL SERVICE COMPANY AND A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Л. И. Кутепова, Л. Ю. Крылышкова

Статья посвящена исследованию проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов в области жилищно-коммунального хозяйства через организацию и развитие взаимодействия жилищно-коммунальных компаний и вычшего учебного заведения.

L. I. Kutepova, L. U. Krylyshkova

The article touches upon the problem of training of highly qualified specialists in the field of a living-and-communal service through the organization and development of the interaction between a living-and-communal service company and a higher educational institution.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, вуз, взаимодействие, внешние и внутренние факторы.

Keywords: living-and-communal service, higher educational institution, interaction, external and internal factors.

В сложившихся условиях одним из приоритетных направлений развития профессиональной подготовки специалиста в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является формирование устойчивой взаимосвязи вуза и тех современных жилищно-коммунальных компаний, где будущим специалистам предстоит работать. Взаимодействие вуза с жилищно-коммунальными компаниями является составной частью социального партнерства как вида общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящихся на согласовании интересов всех участников этого процесса.

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются

жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные на нее задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижение качества жизни населения.

Жилищная сфера испытывает значительные трудности, одной из многочисленных причин возникновения которых -недостаточная квалификация кадров в сфере ЖКХ.

Основной задачей взаимодействия между коммунальными компаниями и профильными учебными заведениями должно стать обеспечение соответствия образовательных программ требованиям модернизации произ-

водства и социальной сферы путем привлечения социальных партнеров к определению необходимых профессиональных компетенций выпускников. Дополнительно необходимо создать систему прогнозирования кадровой потребности в ЖКХ, чтобы число выпускаемых студентов соответствовало реальным потребностям бизнеса.

На развитие взаимодействия жилищно-коммунальных компаний и вуза оказывают влияние различные факторы, представляющие собой совокупность материальных, общественных, духовных явлений и процессов.

В статье сделана попытка осознать многостороннюю взаимообусловленную связь выделенных факторов и учесть их влияние при определении организационно-педагогических условий развития жилищно-коммунальных компаний и вуза.

Были выделены внутренние и внешние факторы. Внешняя среда оказывает существенное влияние на развитие взаимодействия жилищно-коммунальных компаний и учебного заведения - как позитивное, так и негативное.

Внешней средой называют совокупность объектов, находящихся вне системы, изменение которых влияет на систему, а также чьи свойства изменяются в результате изменения данной системы.

К внешним факторам, влияющим на отношения между жилищно-коммунальными компаниями и учебным заведением, мы относим политику РФ в области ЖКХ, изменения нормативно-правовой базы в области ЖКХ и образования, географическое и социально-экономическое положение региона, уровень развития промышленного производства и социальной сферы, уровень доходов населения в регионе, наличие коммунальных служб в районе, наличие соответствующей специальности в вузе.

В концепции модернизации Российского образования в качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориального рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Неизбежная конкуренция среди товаропроизводителей постепенно приводит к росту спроса на квалифицированный труд и формированию соответствующих профессиональных стандартов. Это, в свою очередь, ставит человека перед необходимостью постоянного обучения, стимулирует интерес к знаниям.

Важнейшим фактором, влияющим на развитие социально-партнерских отношений, мы считаем политику государства, которая создает предпосылки для организации взаимодействия работодателей и учебных заведений.

К внутренним факторам, которые влияют на взаимодействие жилищно-коммунальных компаний и вуза, мы относим особенности деятельности сферы ЖКХ, виды профессиональной деятельности специалиста ЖКХ, виды и состояние объектов ЖКХ, традиции и тенденции развития профессиональной образовательной системы, специфика специальности «Сервис», особенности содержания и технологии обучения, научно-образовательные интересы обучающихся и педагогов, готовность к

взаимодействию работодателей и субъектов образовательного процесса.

Проблему развития взаимодействия жилищно-коммунальных компаний и учебных заведений нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономической и политической ситуации страны и региона.

В связи с этим первостепенное значение развитие взаимодействия жилищно-коммунальных компаний и учебных заведений должно основываться на нормативно-правовых документах: Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы»; Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг. В них определены направления развития ЖКХ, реализация которых позволит создать новые рабочие места, что, в свою очередь, требует создания системы качественного кадрового обеспечения. Кроме того, в программе развития ЖКХ подчеркивается необходимость создания основы для развития сектора исследований и научно-исследовательских разработок технологий для ЖКХ.

В качестве одного из приоритетных направлений в оптимизации производственно-образовательных отношений является создание целостной системы всех социальных структур общества, имеющих отношение к проблеме подготовки специалистов сферы ЖКХ и целенаправленное воздействие социально-производственной среды при условии готовности к взаимодействию всех заинтересованных сторон.

Государственная политика в области обеспечения устойчивого функционирования и развития жилищной сферы, обеспечивающая доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, создает предпосылки для организации взаимодействия жилищной сферы и вуза.

Целенаправленно развивая взаимодействие между жилищно-коммунальными компаниями и вузом, важно обеспечить следующее:

- создание единого профессионально-образовательного пространства;

- развитие профессионально-образовательной системы в вузе;

- подготовку педагогов к взаимодействию с работодателями.

Направления развития жилищной сферы определены Концепцией федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы». К ним относятся: создание условий для развития для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платеже-

способным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.

Организационные и содержательные формы деятельности вузов по подготовке кадрового потенциала жилищно-коммунальной сферы зависят от специфики жилищного хозяйства, коммунальной инфраструктуры, особенностей взаимодействия социальных институтов и вуза.

Реализация намеченных мероприятий будет более эффективной при взаимодействии двух важнейших сторон - образовательных учреждений и жилищно-коммунальных компаний. Таким образом, федеральные и региональные программы развития ЖКХ, где определены единые для всех участников рассматриваемого процесса стратегические цели, являются предпосылкой для развития социального партнерства предприятий и вузов.

Готовность к развитию социально-партнерских отношений - это один из важнейших факторов, который выражается в следующих позициях:

- готов (работодатели и педагоги позитивно настроены на взаимодействие друг с другом);

- не готов (участники процесса взаимодействия понимают друг друга, но не стремятся к взаимодействию);

- не хочет (явное нежелание построения отношений друг с другом).

Особое внимание в данном исследовании уделяются организационно-педагогическим факторам, структура которых может быть представлена как единство нормативно-правового, программно-информационного, организационно-управленческого, мотивационно-целевого обеспечения деятельности педагогов.

Одним из факторов организационно-педагогического характера является взаимодействие организационных структур на уровне региона. Данное взаимодействие может осуществляться через механизм социального партнерства.

Следует выделить правовой фактор, под которым мы понимаем совокупность объективных (наличие нормативно-правовых актов) и субъективных (правовая компетентность субъектов) условий, предполагающих знание нормативно-правовых актов и умение реализовать их в профессионально-образовательном пространстве. К ним относятся: нормативно-правовое сопровождение информационно-аналитической документации, правовое обеспечение выбора, мотива, цели, вида деятельности, принятия управленческого решения.

В качестве важнейшего фактора отметим уровень профессионального развития педагогов, которые играют большую роль в обеспечении взаимодействия жилищной сферы и вуза, и его готовность к сотрудничеству.

Практическая работа по развитию взаимодействия вуза и организаций жилищно-коммунального хозяйства

осуществляется по четырем направлениям: учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская и повышение квалификации педагогов. Наиболее эффективная форма взаимодействия вуза и жилищно-коммунальных компаний проявляется в учебном процессе: это прежде всего помощь со стороны организаций ЖКХ в разработке учебных планов и программ по соответствующей специальности, где выявляются требования к объему и специфике содержания обучения, к разработке факультативных курсов и дисциплин по выбору в зависимости от желания студентов, кадрового потенциала вуза и требований работодателей.

По заказу жилищно-коммунальных компаний преподаватели вузов разрабатывают содержание и учебно-методические комплексы спецкурсов, где учитывается специфика региональных особенностей развития ЖКХ.

Специалисты сферы ЖКХ разрабатывают и читают специальные углубленные курсы, организуют и консультируют учебно-исследовательские работы студентов, проводят на базе своих организаций практические занятия, учебные практики и стажировки студентов. Под руководством преподавателей кафедр и специалистов студенты осваивают все стадии учебно-исследовательского процесса: обоснование выбора темы исследования, умение ставить проблему, находить определенную методику выполнения исследования и т. д. Организационно-исследовательская работа включает четыре этапа: подготовительный, обучающий, исследовательский, практический.

Таким образом, на развитие взаимодействия жилищно-коммунальных компаний и вуза с целью формирования единого профессионально-образовательного пространства влияет многосторонняя взаимосвязь определенных факторов и условий.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куприянов В. О важности профессионального обучения в ЖКХ // Коммунальный комплекс России. - 2010. - № 9 (75). - С. 10-12.

2. Распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2010 г. № 102-р Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 20102020 годы».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.