Научная статья на тему 'Развитие взаимодействия государства и бизнеса в условиях смешанной экономики'

Развитие взаимодействия государства и бизнеса в условиях смешанной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА / MIXED ECONOMY / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР / PRIVATE SECTOR / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / PUBLIC SECTOR / СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ / THE SCOPE OF PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иголкина Людмила Михайловна

Обосновывается необходимость развития взаимодействия государства и бизнеса в условиях формирования смешанной экономики. Эффективность взаимодействия подтверждается конкретными примерами реализации как международных, так и российских проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иголкина Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of cooperation between the state and business in a mixed economy

The necessity of the development of cooperation between the state and business in the conditions of formation of a mixed economy. The interaction efficiency is confirmed by concrete examples of the implementation of both international and Russian projects.

Текст научной работы на тему «Развитие взаимодействия государства и бизнеса в условиях смешанной экономики»

Теоретические основы экономики и управления

УДК 330.111.62

Л.М. Иголкина

РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ

L.M. Igolkina

THE DEVELOPMENT OF COOPERATION BETWEEN THE STATE AND BUSINESS IN A MIXED ECONOMY

Обосновывается необходимость развития взаимодействия государства и бизнеса в условиях формирования смешанной экономики. Эффективность взаимодействия подтверждается конкретными примерами реализации как международных, так и российских проектов.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА. ЧАСТНЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОРЫ. СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ.

The necessity of the development of cooperation between the state and business in the conditions of formation of a mixed economy. The interaction efficiency is confirmed by concrete examples of the implementation of both international and Russian projects.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS. THE MIXED ECONOMY. THE PRIVATE AND PUBLIC SECTORS. THE SCOPE OF PROJECTS.

Взаимодействие частного и государственного секторов дает картину смешанной экономики, характерной для развитых стран. При этом главным источником формирования потенциала экономического развития является генерируемая частной собственностью мотивация к эффективной деятельности и экономическому росту. Однако в силу абсолютного доминирования мотиваций к максимизации прибыли рамки частной собственности не позволяют обеспечить полное использование всех факторов экономического роста с высокой степенью концентрации рисков, с долго -временными сроками окупаемости инвестиций, характерными для крупномасштабных инвестиционных проектов, наиболее значимых для технологического прогресса, которые остаются за пределами экономических интересов субъектов частной собственности.

Кроме того, вне зоны внимания частных собственников оказывается фундаментальная наука, а также факторы социального характера, цель которых обеспечивать новый уровень и новое качество воспроизводства человеческого капитала, стабильность и социальное равновесие в обществе. То есть для частного капитала факторы экономического роста, которые призваны обеспечивать максимизацию прибыли не непосредственно, а опосредованно, через обеспечение условий эффективной деятельности в масштабах всей экономики, являются малопривлекательными. Более того, определенная ограниченность частной собственности проявляется в ее неспособности противостоять без вмешательства государства объективной, характерной для рынка, тенденции к формированию монополистических структур, подавляющих

конкуренцию как основной источник позитивного потенциала частной собственности.

Отмеченное несовершенство частной собственности объясняет объективную востребованность государства, с тем чтобы защитить рынок от монополизации, обеспечивая тем самым возможность использования факторов экономического роста, «недоступных» частному капиталу, а также выполняя другие, не менее важные, экономические, социальные и политические функции.

В то же время государственная собственность, как и частная, не лишена существенных противоречий и определенной ограниченности, заключающихся в том, что она по причинам объективного характера не генерирует действенных мотиваций к ее эффективному использованию в силу высокой степени отчужденности ее подлинного собственника — общества от принятия решений по распоряжению ею: общество практически является лишь номинальным собственником, поскольку функции реального, фактического собственника выполняют органы государственной власти, которые согласно конституции уполномочены управлять государственной собственностью [1, с. 22—23].

В связи с этим возникает проблема недостатков (провалов, фиаско, изъянов) государства как результат его неэффективных действий, проявляющихся в неспособности обеспечить эффективное распределение ресурсов в соответствии с социально-экономической политикой и представлениями о справедливости, принятыми в обществе.

Поскольку социально-экономическую основу смешанного общества создают разнообразие и взаимодействие различных форм хозяйствования, то важнейшим способом такого взаимодействия выступает государственно-частное партнерство (ГЧП) с его разнообразными возможностями. Все это и позволяет определить ГЧП как одно из направлений становления общественных систем смешанного типа. Такое партнерство государства и частного бизнеса за счет применения разнообразных форм, учитывающих конкретную специфику, обеспечивает выбор наиболее эффективных путей использования как

государственной, так и частной собственности, что особенно актуально в условиях мирового экономического кризиса [2].

То есть система партнерских отношений государства с частным сектором является одним из проявлений смешанной экономики. В ГЧП государство отказывается от не свойственных ему хозяйственных функций, перекладывая управление принадлежащей ему собственностью на частный сектор, который привносит свой организационный опыт, знания, ноу-хау, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности. Экономический эффект для общества в этом случае составляют более качественные товары и высокий уровень обслуживания при низких издержках [3].

В источниках информации - экономической литературе - существует множество различных определений государственно-частного партнерства при описании теоретических его основ. ГЧП — «элемент смешанной экономики, который существовал всегда» [4], однако при этом единого определения этого понятия в мире нет.

В контексте нашего исследования мы разделяем точку зрения профессора А.Г. Зельд-нера, который к пониманию ГЧП как института смешанной экономики подходит с позиции системного подхода, учитывая различные его аспекты и рассматривая его как процесс, формирующий толерантное отношение между государством, бизнесом и институтами гражданского общества, направленный на достижение социально-экономической стабильности и национальной безопасности. При этом приоритетной функцией частно-государственного партнерства должно выступать участие партнеров не только в интеграционной схеме по созданию конечной продукции, но и в производственной цепочке по созданию добавленной стоимости. Это позволит использовать все те преимущества, которые обеспечивает процесс интеграции и кооперации, позволяющий за счет сложения сил и средств не только снизить риски каждого из партнеров по ГЧП, но и обеспечить синергетический эффект, который возникает в процессе партнерства [5].

Заметим, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной думе РФ находится законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в РФ», который позволит сформировать правовое поле для реализации проектов ГЧП в различных социально-экономических сферах через объединение государственных и частных ресурсов и компетенций.

В России, как и в большинстве стран Западной Европы, проекты ГЧП реализуются в инфраструктурных отраслях, где исторически сложились и потребности, и возможности такого взаимодействия при осуществлении крупномасштабных социально-экономических задач (табл. 1). При этом принципиально важен комплекс вопросов, связанных с перераспределением правомочий собственности, неизбежно возникающих в процессе перерастания преимущественно административно-властных отношений между государством и бизнесом в отношения партнерства, закрепляемого соответствующим соглашением. Партнерство в строгом смысле институционально преобразует сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства, например в таких отраслях, как транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. [6].

Как следует из табл. 1, которая составлена на основе [7], частные инвестиции в большинстве случаев превышают 50 %, что свидетельствует о высокой привлекательности таких проектов.

Заметим, что важную роль в финансировании указанных проектов играет Инвестиционный фонд РФ. С момента его создания (2006 г.) государственную поддержку получили 16 проектов общегосударственного значения и 34 региональных инвестиционных проекта. Их общая стоимость составляет более 1 трлн 244 млрд р., общий объем государственной поддержки проектов - 336,6 млрд р. (из них средства Инвестиционного фонда РФ — 305 млрд р.), объем частных инвестиций - 908 млрд руб. Из указанных средств по состоянию на 1 июля 2012 г. частными инвесторами освоено 471,7 млрд р., за счет средств

государственной и муниципальной поддержки выполнено работ в объеме более 164,5 млрд р. В 2012 г. объем бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, предусмотренный Законом о бюджете на 2012 г., составил 37,9 млрд р. [8].

Сегодня в мире накоплен значительный опыт реализации проектов в различных отраслях. Многочисленные проекты ГЧП осуществляются в производственной инфраструктуре, инновационной сфере, а также в отраслях социальной инфраструктуры, в области государственных и муниципальных услуг. Представим в табличной форме секторный анализ проектов государственно-частного партнерства стран Европы (табл. 2).

Из табл. 2 следует, что реализации проектов на основе партнерства государства и бизнеса в Европе связана, главным образом, со строительством транспортных магистралей и дорог, что также справедливо и для России.

Особое значение ГЧП имеет для экономики регионов, где на его основе происходит развитие местных рынков капитала, товаров и услуг. Поскольку региональные инвестиционные проекты, в отличие от масштабных (комплексных), характеризуются менее длительными сроками реализации и окупаемости, следовательно, они и оказываются более эффективными, что особенно важно для снижения негативных последствий кризиса в субъектах РФ. Так, сроки реализации инвестиционных (комплексных) проектов варьируются от 4 до 15 лет, а региональных инвестиционных — от 2 до 10 лет [10].

В Российской Федерации сформирована государственная политика ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Принята государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья» (утверждена распоряжением Правительства РФ № 466-р от 29.03.2013 г.), которая предусматривает развитие, диверсификацию экономики и улучшение социально-демографической ситуации на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе.

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 4 (175) 2013

Таблица 1

Крупнейшие российские проекты, реализуемые при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации

Проект Общая стоимость проекта, млрд руб. Источник финансирования Срок реализации проекта, гг.

Инвестиционный фонд Внебюджетные источники Бюджет субъекта РФ

1. Строительство в Санкт-Петербурге автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» 212,725 50,710 107,863 54,153 2004—2014

2. Строительство в Санкт-Петербурге Орловского тоннеля под р. Невой в рамках развития Волго-Балтийского водного пути 47,741 15,578 16,695 15,468 2005—2015

3. Строительство выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск 23,661 13,172 10,489 0 2008—2012

4. Строительство скоростной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке 15—58-й км 66,081 29,487 36,594 0 2008—2012

5. Комплексное развитие Нижнего Приангарья 273,727 41,192 232,535 0 2006—2015

6. Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края 104,598 24,18 80,418 0 2007—2016

7. Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске 130,297 16,512 113,785 0 2006—2012

8. Строительство железнодорожной линии Кызыл — Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва 131,622 49,272 82,35 0 2008—2014

9. Строительство и последующая эксплуатация многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2» в морском торговом порту Усть-Луга 8,502 1,953 6,549 0 2005—2010

10. Организация производства интегральных микросхем на пластинах диаметром 300 мм с проектными нормами 65—45 нм 58,43 26,92 31,5 0 2008—2010

11. Промышленный комплекс в г. Новомосковске Тульской области 45,59 7,968 37,023 0,6 2007—2016

12. Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Бусловская Октябрьская железная дорога 79,486 27,777 51,709 0 2007—2011

13. Реконструкция участка Оуэн — Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская гавань 59,584 17,264 42,32 0 2008—2016

14. Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения хлебо-заготови водоотведения в г. Ростов-на-Дону и на юго-западе Ростовской области 37,125 6,66 24,542 5,923 2004—2021

Таблица 2

Секторный анализ реализации проектов государственно-частного партнерства стран Европы [9]

Сектор

Страна е ы н н е тве Оборона о тв о § Здравоохранение и больницы и ы н ур ^ я и г о р о д и Школы и университеты г ус о д я и дц оа « а

Государс здания нл | Р 5 я ло II- £ ° X Й К £ Порты Тюрьмы ы н з е ел * Дороги и т р о п О ои а § | § 5 а « к

Австрия ✓ ✓ ✓

Бельгия ✓

Дания ✓

Финляндия ✓ ✓ ✓ ✓

Франция ✓ ✓ ✓ ✓

Германия ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓

Греция ✓

Хорватия ✓ ✓

Ирландия ✓ ✓ ✓ ✓ ✓

Италия ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓

Нидерланды ✓ ✓ ✓ ✓ ✓

Норвегия ✓ ✓

Португалия ✓ ✓ ✓

Румыния ✓ ✓ ✓ ✓ ✓

Испания ✓

Швеция ✓

Великобритания ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓

Япония ✓ ✓ ✓ ✓

Сегодня, когда отсутствует федеральный закон о ГЧП, в шести из девяти регионов Дальнего Востока сформирована и действует нормативно-правовая база, регулирующая отношения между властью и бизнесом, а именно: 1) Закон Хабаровского края от 23.11.2011 г. № 130 «О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае» и Постановление Правительства Хабаровского края от 14.03.2012 г. № 55-пр «О мерах по реализации на территории Хабаровского края инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства»;

2) Постановление Правительства РС(Я) от 15.05.2013 г. № 135 «О Концепции развития государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия)»;

3) Закон Амурской области от 26.08.2010 г. № 379-ОЗ «О государственно-частном партнерстве в Амурской области»;

4) Закон Еврейской автономной области от 28.03.2012 г. № 47-ОЗ «Об участии Еврейской автономной области, муниципальных образований Еврейской автономной области в проектах государственно-частного партнерства»;

5) Закон Магаданской области от 04.03.2008 г. № 980-ОЗ «Об инвестиционной деятельности в Магаданской области»; Постановление мэра г. Магадана от 22.06.2006 г. № 1100 «О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории муниципального образования " Город Магадан"» и др.;

6) Закон Камчатского края от 09.10.2012 г. № 133 «О государственно-частном партнер -стве в Камчатском крае».

При этом необходимо заметить, что в Приморском крае, Сахалинской области и Чукотском автономном округе нормативно-правовая база находится пока в стадии формирования. К тому же на Дальнем Востоке в силу особых климатических и географических условий, существующей системы расселения и размещения производительных сил рыночный механизм реализации индустриальных проектов функционирует недостаточно эффективно.

В связи с тем, что ни одна компания, какой бы крупной она ни была, не может себе позволить в рамках одного проекта построить сотни километров дорог, линий электропередач, поскольку такие затраты отразятся на цене, а следовательно, и на конкурентоспособности конечной продукции и снижении эффективности проектов, то необходимы особые формы государственно-частного партнерства, при этом государство должно выступить в роли координатора или инициатора запуска крупных инфраструктурных проектов.

Анализом практики взаимодействия государства и бизнеса на Дальнем Востоке нами установлены сферы, в которых реализуются проекты государственно-частного партнерства: добыча полезных ископаемых; транспорт, строительство мостов, тоннелей и железных дорог; строительство нежилых объектов и инфраструктуры; развитие территорий; ЖКХ, водоснабжение; культура и др. (табл. 3).

Таблица 3

Сферы реализации проектов государственно-частного партнерства на Дальнем Востоке [11]

Сфера партнерства государства и бизнеса Проекты

Добыча полезных ископаемых Шельфовые проекты «Сахалин-1», «Сахалин-2». Строительство первой очереди рудника «Пионер» в Амурской области. Освоение Наталкинского золоторудного месторождения в Магаданской области. Комплексное развитие Южной Якутии

Строительство мостов, тоннелей и железных дорог Строительство железнодорожного моста через р. Амур в ЕАО. Строительство мостового перехода через р. Лену в районе г. Якутска. Реконструкция участка Оуэн — Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская гавань

Жилищно-коммунальное хозяйство Реконструкция системы теплоснабжения в 227-м квартале г. Благовещенска. Реконструкция котельной в п. Моховая Падь Амурской области. Модернизация существующего полигона твердых бытовых отходов в г. Магадан. Развитие системы водоснабжения и водоотведения Находкинского городского округа в Приморском крае

Строительство жилых и нежилых объектов; инфраструктура Проектирование и строительство жилого дома и здания автовокзала в г. Елизово и строительство газодизельной электростанции в Соболевском муниципальном районе Камчатского края. Реконструкция привокзальной площади и ж/д станции г. Хабаровска. Строительство манежной автостоянки на привокзальной площади г. Хабаровска

Здравоохранение и культура Строительство диализного центра в г. Хабаровске. Строительство кинотеатра «Дружба» в г. Хабаровске

Инновационная Инновационный территориальный кластер авиа- и судостроения Хабаровского края

В Дальневосточном федеральном округе наблюдаются процессы формирования ГЧП посредством заключения двух или многосторонних договоров о сотрудничестве между органами государственной власти или органами местного самоуправления и субъектами бизнеса, хозяйствующими на территории, подведомственной указанным органам. Практика заключения подобных соглашений полностью оправдала себя, и ее следует продолжить и использовать при реализации крупнейших инвестиционных проектов, таких как «Комплексное развитие Южной Якутии», шельфовые проекты «Сахалин-1», «Сахалин-2» и др.

Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, государственно-частное партнерство как элемент смешанной экономики за счет реализации разнообразных его форм, учитывающих конкретную специфику и степень участия государственного и частного секторов, обеспечивает выбор наиболее эффективных путей использования и государственной и частной собственности.

Во-вторых, развитие государственно-частного партнерства в России возможно за счет возрастающей роли государства, которое должно выступать не только как инициатор в

сотрудничестве государственного и частного секторов, но и как главный регулятор, формирующий законодательную среду, т. е. «правила игры» в рамках партнерства.

В-третьих, анализ отечественного и зарубежного опыты показывает, что государство, как правило, инициирует и поддерживает проекты государственно-частного партнерства, имеющие инфраструктурный характер.

В-четвертых, особое значение ГЧП имеет для экономики регионов. Российские и зарубежные компании готовы к реализации инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли, в тепло- и гидроэнергетике, угольной промышленности. Однако несмотря на это, проблема реализации проектов государственно-частного партнерства в социально-значимых сферах экономики России существует и заключается в том, что эти сферы малоинтересны частному бизнесу для целей инвестирования. В связи с чем для успешного привлечения частных инвестиций в социально-значимые сферы, в отсутствии федерального закона, необходимо формировать и развивать региональную нормативно-правовую базу, способствующую разрешению спорных вопросов, возникающих в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зельднер, А.Г. Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики [Текст] / А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская. М.: Наука, 2006. С. 187.

2. Зельднер, А.Г. Смешанная социально-устойчивая экономическая система: проблемы собственности [Текст] / А.Г. Зельднер // Экономические науки. 2010. № 1 (62). С. 24.

3. Варнавский, В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика [Текст] / В.Г. Вар-навский [и др.]. М.: Изд. дом Гос. унт-та — Высш. шк. экономики, 2010. С. 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Варнавский, В.Г. Интервью. Процессы институциональной адаптации частно-государственного партнерства к реальной экономике очень сложны [Электронный ресурс] / В.Г. Варнавский. Режим доступа: http://www.concession.ru/parseDocu теп!рЬр?ВосРМате=116

5. Зельднер, А.Г. Концептуальные основы становления и функционирования государственно-частного партнерства [Текст] : [науч. доклад] / А.Г. Зельднер. М.: Ин-т экономики РАН. 2010. С. 11—13.

6. Левитин, И.Е. Развитие государственно-частного партнерства на транспорте [Текст] / И.Е Левитин. М.: ВИНИТИ РАН, 2010. С. 49.

7. Об инвестиционных проектах, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации [Текст] : Распоряж. Правительства РФ № 1708-р от 30.11.2006 г. (в ред. от 10.12.2012 г.).

8. Инвестиционный фонд Российской Федерации — эффективный инструмент государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]: Офиц. сайт Министерства регионального развития. Режим доступа: http://www.minregion. ru/invest_phound/

9. Button, M. (ed.). A Practical Guide to PPP in Europe [Text] // Working, City & Financial Publishing, 2006.

10. Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России [Электронный ресурс] : федер. портал. Режим доступа: http://www. pppi.ru/regions/russian/

REFERENCES

1. Zel'dner A.G., Vaslavskaia I.Iu. Transformatsiia roli gosudarstva v usloviiakh smeshannoi ekonomiki. M.: Nauka, 2006. S. 187. (rus)

2. Zel'dner A.G. Smeshannaia sotsial'no-ustoichivaia ekonomicheskaia sistema: problemy sobstvennosti. Ekonomicheskie nauki. 2010. № 1 (62). S. 24. (rus)

3. Varnavskii V.G. i dr. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teoriia i praktika. M.: Izd. dom Gos. unt-ta — Vyssh. shk. ekonomiki, 2010. S. 23. (rus)

4. Varnavskii V.G. Interv'iu. Protsessy institutsion-al'noi adaptatsii chastno-gosudarstvennogo partnerstva k real'noi ekonomike ochen' slozhny. Rezhim dostupa: http://www.concession.ru/parseDocument.php7DocF-Name=116 (rus)

5. Zel'dner A.G. Kontseptual'nye osnovy stanovleniia i funktsionirovaniia gosudarstvenno-chast-nogo partnerstva : nauch. doklad. M.: In-t ekonomiki RAN. 2010. S. 11 — 13. (rus)

6. Levitin I.E. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva na transporte. M.: VINITI RAN, 2010. S. 49. (rus)

7. Ob investitsionnykh proektakh, realizuemykh pri gosudarstvennoi podderzhke za schet sredstv Investit-sionnogo fonda Rossiiskoi Federatsii: Rasporiazh. Pravitel'stva RF № 1708-r ot 30.11.2006 g. (v red. ot 10.12.2012 g.). (rus)

8. Investitsionnyi fond Rossiiskoi Federatsii — effektivnyi instrument gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: Ofitsial'nyi sait Ministerstva regional'nogo razvitiia. Rezhim dostupa: http://www.minregion. ru/invest_phound/ (rus)

9. Button M. (ed.). A Practical Guide to PPP in Europe. Working, City & Financial Publishing, 2006. (rus)

10. Infrastruktura i gosudarstvenno-chastnoe part-nerstvo v Rossii : feder. portal. Rezhim dostupa: http://www.pppi.ru/regions/russian/ (rus)

ИГОЛКИНА Людмила Михайловна — доцент кафедры «Мировая экономика и коммерция» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, кандидат технических наук. 680021, ул. Серышева, д. 47, г. Хабаровск, Россия. Тел. 8(4212)40-70-22. Е-mail: igolkinalm@mail.ru

IGOLKINA Liudmila M. — Far Eastern State Transport University. 680021, Serysheva str. 47. Khabarovsk. Russia. Е-mail: igolkinalm@mail.ru

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.