Научная статья на тему 'Развитие высшей юридической школы Башкортостана в контексте отечественной историографии российских реформ 1991 – начала 2000-х гг. '

Развитие высшей юридической школы Башкортостана в контексте отечественной историографии российских реформ 1991 – начала 2000-х гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ / ИСТОРИОГРАФИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН / РОССИЙСКИЕ РЕФОРМЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВЫСШАЯ ШКОЛА РОССИИ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ / ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗЫ БАШКОРТОСТАНА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА БАШКОРТОСТАНА / БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Меньшиков Максим Сергеевич, Юсупов Рахимьян Галимьянович

Статья посвящена вопросам историографического освоения темы государственной политики Республики Башкортостан в сфере модернизации высшего юридического образования на рубеже XX – XXI вв. Целью исследования является обоснование научной значимости и актуальности проведения комплексного исторического исследования, раскрывающего процесс институционализации и деятельности системы высшей юридической школы Башкортостана в новейший период. Предметом исследования является процесс формирования отечественной историографии высшего юридического образования Башкортостана. Авторы рассматривают несколько проблемно-тематических уровней историографического материала – от общих вопросов государственной образовательной стратегии до истории конкретных вузов и факультетов университетов. Методология исследования определяется объективным содержанием и многообразием историко-познавательного процесса. В работе применяются сравнительно-исторический, типологический, историко-системный методы историографического анализа. Новизна исследования заключается в аналитическом обзоре отечественной историографии государственной политики в сфере высшей юридической школы в Башкортостане на рубеже XX – XXI вв. Авторы приходят к выводу о том, что во второй половине 1990-х – 2010-е гг. сложился комплекс научной литературы, составляющий теоретическую и фактологическую основу для формирования объективных представлений об историческом опыте и результатах развития профессионального образования в России в новейшее время. При этом тема модернизации высшей юридической школы в Башкортостане практически не получила отражения в исторических исследованиях. Изучение исторического опыта реализации государственной политики развития высшего юридического образования в Башкортостане в 1991 – 2000-е гг. представляет собой актуальную научную задачу, решение которой обеспечено историографическими, архивными и опубликованными историческими источниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие высшей юридической школы Башкортостана в контексте отечественной историографии российских реформ 1991 – начала 2000-х гг. »

Развитие высшей юридической школы Башкортостана в контексте отечественной историографии российских реформ 1991 - начала 2000-х гг.

Меньшиков Максим Сергеевич

преподаватель, Колледж Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы 450008, Россия, республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 3-а

ЕЗ maks_menshikov_1990.@mail.ru

Юсупов Рахимьян Галимьянович

доктор исторических наук профессор, Институт права Башкирский государственный университет 450076, Россия, Башкортостан область, г. Уфа, ул. Заки Вапцци, 32

И yusupovr.g@yandex.ru

Статья из рубрики "Актуальный вопрос"

Аннотация.

Статья посвящена вопросам историографического освоения темы государственной политики Республики Башкортостан в сфере модернизации высшего юридического образования на рубеже XX - XXI вв.Целью исследования является обоснование научной значимости и актуальности проведения комплексного исторического исследования, раскрывающего процесс институционализации и деятельности системы высшей юридической школы Башкортостана в новейший период. Предметом ис с ле до в а ния я в ля е тс я про це с с формиро в а ния о те ч е с тв е нно й ис то рио г ра фии в ыс ше го юридического образования Башкортостана. Авторы рассматривают несколько проблемно-тематических уровней историографического материала - от общих вопросов государственной образовательной стратегии до истории конкретных вузов и факультетов университетов. Методология исследования определяется объективным содержанием и многообразием историко-познавательного процесса. В работе применяются сравнительно-исторический, типологический, историко-системный методы

историографического анализа. Новизна исследования заключается в аналитическом обзоре отечественной историографии государственной политики в сфере высшей юридической школы в Башкортостане на рубеже XX - XXI вв. Авторы приходят к выводу о том, что во второй половине 1990-х - 2010-е гг. сложился комплекс научной литературы, составляющий теоретическую и фактологическую основу для формирования объективных представлений об историческом опыте и результатах развития профессионального образования в России в новейшее время. При этом тема модернизации высшей юридической школы в Башкортостане практически не получила отражения в исторических исследованиях. Изучение исторического опыта реализации государственной политики развития высшего юридического образования в Башкортостане в 1991 - 2000-е гг. представляет собой актуальную научную задачу, решение которой обеспечено историографическими, архивными и опубликованными историческими источниками.

Ключевые слова: историография отечественной истории, историография Республики Башкортостан, российские реформы, образовательная политика, высшая школа России, юридические факультеты, высшее юридическое образование, вузы Башкортостана, академическая наука Башкортостана, Башкирский государственный университет

DOI:

10.25136/2409-868Х.2019.2.29214

Дата направления в редакцию:

12-03-2019

Дата рецензирования:

12-03-2019

Дата публикации:

14-03-2019

Введение

Государственная образовательная политика Российской Федерации является одним из важнейших компонентов постсоветских реформ, кардинально преобразовавших общественно-политическую, социальную и хозяйственно-экономическую сферы жизни России, причем система образования на всех ее уровнях и во всех отраслях была непосредственно вовлечена в этот процесс и как объект трансформации, и как ее непосредственный и активный участник. В частности, исторический опыт развития юридического образования в России в целом и в конкретных регионах наглядно отражает весь сложный комплекс проблем и противоречий, существовавших в 1990-х -начале 2000-х гг. в системе реформируемой высшей школы страны. При этом юридические факультеты университетов и специализированные вузы, формировавшие кадры квалифицированных юристов-практиков и теоретиков права, обладавших новым правосознанием и комплексом профессиональных компетенций, соответствовавших задачам построения в России демократической государственности, безусловно, входят в число ключевых акторов модернизации в образовании, а через своих профессоров и выпускников - в законотворчестве, административной системе, сфере услуг. Данные утверждения в полной мере применимы к высшей юридической школе Республики Башкортостан, представленной в настоящее время несколькими структурами: Институтом права (до 1999 г. - юридическим факультетом) Башкирского государственного университета и его филиалами в Сибае, Стерлитамаке, Нефтекамске и Бирске, Уфимским юридическим институтом МВД РФ, филиалом Уральской юридической академии и Восточной экономико-юридической гуманитарной академией.

Авторы намерены обосновать возможность постановки и решения задачи изучения государственной политики в сфере развития высшей юридической школы Республики Башкортостан в 1991 - 2000-е гг. в рамках научной специальности «Отечественная история», включающей такое тематическое направление исследований как различные аспекты российских реформ новейшего времени.

Для достижения данной цели осуществляется решение следующих исследовательских задач:

- освещение теоретических подходов и тематического спектра основного массива научной литературы, посвященной историческому опыту и реализации государственной образовательной политики в Республики Башкортостан в 1990 - 2000-е гг.;

- выявление круга неизученных вопросов в сфере высшего юридического образования в Башкортостане и их проблемно-тематической связи с процессом российских реформ рубежа XX- XXI вв.;

- рассмотрение уровня обеспеченности предполагаемого исследования историческими источниками.

Предмет исследования составляет становление теоретических и конкретно-исторических основ изучения развития высшей юридической школы Башкортостана в 1991 - 2000-е гг. в отечественной историографии. Объект исследования - научные труды российских авторов, посвященные вопросам эволюции системы высшего юридического образования России и субъектов РФ в контексте модернизационного транзита страны на рубеже XX-XXI вв.

Методологическую основу работы составляют принципы научной объективности и системности, применяемые в рамках модернизационной концепции исторического процесса.

Историография образовательных реформ в России 1991 - 2000-х гг.

Теоретическая платформа рассмотрения опыта институционализации и деятельности центров высшего юридического образования в Башкортостане в 1991 - 2000-е гг. в рамках исторического исследования определяется современным обликом отечественной историографии российских реформ, которая характеризуется расширением глубины и проблематики исследований, затрагивающих «практически все основные сферы

отечественного реформирования»!"1, с-2741.

Вопрос о включении в орбиту исторических исследований различных аспектов государственного строительства, социально-экономической и культурной трансформации российского общества был поставлен И.Д. Ковальченко, Н.И. Смоленским, Л.П. Репиной и другими теоретиками исторической науки в первой половине 1990-х гг. в процессе освоения российскими историками западных теоретических концепций и разработки собственных подходов к теории и методологии исторического знания —3—4;5]. Отечественная историография новейшего времени в этот период решает задачи «развития аналитического исторического подхода к современным процессам в России и

выявления их логики» —Одновременно в конкретно-исторической области проявляется ряд тенденций, которые непосредственно связаны с первыми шагами в освоении проблематики исторического опыта и реализации государственной образовательной политики в Республике Башкортостан. Прежде всего, это появление научных исследований исторического и междисциплинарного профиля, в которых предпринимаются попытки переосмысления советского периода отечественной истории в целом и по отдельным направлениям развития страны, в том числе в сфере

государственной образовательной политики [7; 8].

К середине 2000-х гг., когда стало очевидным завершение переходного периода и проявились первые результаты курса социально-экономической модернизации страны,

тематика российских реформ 1990-х гг. утвердилась как часть отечественной историографии новейшего времени. Как справедливо отмечает О.Ю. Лютых, авторы опубликованных к этому времени работ основное внимание уделяли вопросам

экономической и государственно-политической трансформации России [1, c-274l, однако теоретическое и фактологическое освоение ключевых аспектов постсоветской истории, безусловно, играет существенную роль как методологическая база для историков отечественного высшего образования. Имеется и ряд концептуальных научных публикаций, посвященных непосредственно образовательной реформе. Среди них выделяется высоким аналитическим уровнем и емкостью фактологического материала статья Т.Л. Клячко и В.А. Мау, раскрывающая взаимосвязь образовательной политики и эволюции стратегических основ государственного модернизационного курса России рубежа ХХ - XXI вв.

Историография государственной политики в сфере модернизации образования и науки Республики Башкортостан

В 1990 - начале 2000-х гг. в историографии регионов России, включая Республику Башкортостан, на первый план выдвигаются исследования, связывавшие проблематику общероссийских реформ с национально-государственным строительством и возрождением этнокультурных традиций в национальных республиках Российской Федерации Данная тенденция нашла отражение в трудах Д.Ж. Валеева[11; 12], научных работах Д.Я. Абдрахманова и А.М. Буранчина-^13—в монографиях и вузовских курсах по новейшей истории Башкортостана, подготовленных республиканскими центрами исторической науки в середине 1990-х - 2000-е гг. [15; 16;

17—181 В то же время растет востребованность научных разработок в области интеллектуальной истории национальных регионов России, изучения опыта становления и деятельности образовательных и научно-исследовательских центров Казани, Саранска, Уфы и других университетских городов Поволжья и Приуралья. Интерес научной общественности к историческому опыту отечественной высшей школы проявился, в частности, в подготовке целого ряда диссертационных исследований по специальности «Отечественная история», посвященных развитию профессионального образования в субъектах Российской Федерации в позднесоветский и постсоветский период [19; 20; 21;

а также государственной образовательной политике России в целом на начальном этапе реформ [23; 24].

Новым словом в осмыслении исторических традиций высшей школы и науки Башкирии дореволюционного и советского времени стала книга Хуан Хуна и А.Н. Чувырова «Формирование института образования в регионах России в период смены социального устройства государства (на примере Республики Башкортостан)», в которой раскрывался

потенциал инновационного развития вузов и академических центров Башкортостана Одним из исследовательских проектов, раскрывающих ключевые аспекты формирования и деятельности системы высших учебных заведений России в ХХ веке, явилась работа историков Э.Д. Хадимуллинойи Р.Р. Хадимуллина «История становления и развития высшего образования в Башкирии в 1917-1985 гг.»

В работах уфимских ученых-историков К.К. Каримова, С.Г. Халфина, Р.Г. Юсупова посвященных созданию и деятельности центра академической науки в Башкортостане, воплотились идея преемственности и творческого роста научных школ Республики Башкортостан второй половины ХХ века и их плодотворного взаимодействия с

общероссийской академической и университетской научной общественностью""27' 28' 29]. Ценным дополнением к публикациям по истории академической и вузовской науки Башкортостана является статья В.К Самигуллина «Становление и развитие юридической науки в Республике Башкортостан», включающая наряду с материалами в области теории права, фактологический материал об институционализации и деятельности республиканских структур высшего юридического образования во второй половине ХХ -

начале XXI в.

В 2000-е гг. было выпушено в свет несколько изданий, посвященных историческому пути региональных университетов и их структурных подразделений "31; 32' 331, в которых отразилось стремление российской университетской общественности войти в образовательное пространство XXI века, опираясь на лучшие отечественные традиции высшей школы дореволюционного и советского времени. В контексте настоящей статьи среди этих изданий следует выделить труд М.М. Кульшарипова и А.Г. Низамова «История

Башкирского государственного университета» и публикации Р.З.Янгузина, вводящие в научный оборот ряд новых документально подтвержденных фактов по истории БашГУ Г35: 361.

Историографическое освоение исторического опыта развития высшей юридической школы России в новейший период

В 2000-е гг. выходят в свет публикации, в которых анализируется исторический опыт развития юридического образования в СССР и России 1990-х гг., причем наряду с работами историко-правового и педагогического профиля [37' 38' 39], осуществляется ряд исторических исследований по теме государственной политики в сфере отечественного юридического образования. В частности, было подготовлено несколько работ по истории юридических факультетов Воронежского, Томского и ряда других

классических университетов ""40; 411 и специализированных юридических вузов ""42; 431. в научной публикации Р.Д. Сабирова и Е.В. Ежовой был представлен фактологический материал по истории создания и деятельности Института права Башкирского государственного университета ( с 1949 о 2014 г.) "441.

Особого внимания в данном контексте заслуживают монографии доктора исторических наук В.В. Ганина, воссоздавшего историческую панораму эволюции системы подготовки юридических кадров в России в период с конца XIX в. до середины 1990-х гг.[45' 461. В работах В.В. Ганина отмечалась недостаточная изученность российской государственной доктрины подготовки юридических кадров и развития системы образовательных учреждений юридического профиля за последние три десятилетия ХХ века, включая «период конца 1980-х - 2001 гг. исключительно важный для отечественной юридической

науки и образования»!"47, с-111. Данное утверждение не утратило своей актуальности и в настоящее время, в том числе в отношении историографии государственной образовательной политики в Республике Башкортостан, поскольку имеется лишь небольшое количество научных работ в области истории высшей юридической школы Башкортостана. Кроме того, в данных исследованиях не уделяется существенного внимания многим ключевым аспектам темы, необходимым для воссоздания рельефной и всесторонней исторической картины развития высшего юридического образования в Республике Башкортостан в контексте российских реформ 1990 - 2000-х гг.

Высшая юридическая школа Республике Башкортостан в 1991 - 2000-е гг.: перспективы научно-исторического изучения

Исторический опыт деятельности центров высшего юридического образования Республики Башкортостан представляет интерес в контексте таких актуальных направлений отечественной историографии, как история российских реформ 1990-х -начала 2000-х гг., исторический опыт и реализация государственной образовательной и кадровой политики России и субъектов Российской Федерации, научно-образовательная и культурная эволюция отечественных университетов. Кроме того, в настоящее время возможно подведение определенных итогов реализации государственной политики России в сфере подготовки квалифицированных юридических кадров в первом десятилетии XXI века, что позволило бы показать процесс интеграции высшей юридической школы Башкортостана в процесс социально-экономических и культурных преобразований страны на новом этапе модернизационного транзита.

Постановка данной проблемы обусловлена наличием предметной области изучения, включающей все основные институционально-правовые типы высшей юридической школы, действующие в России в рассматриваемый период (классический университет, специализированные государственные вузы, негосударственный вуз, а также филиалы вузов), деятельность которых в 1991 - 2000-е гг. до настоящего времени не стала предметом исторического исследования.

Комплексное рассмотрение развития высшей юридической школы Республики Башкортостан предполагает научное изучение широкого круга вопросов, в том числе: регулирование деятельности юридических вузов Башкортостана федеральными, республиканскими и ведомственными органами управления образованием, эволюция внутренней жизни центров высшего юридического образования Республики Башкортостан в период 1990 - 2000-х гг., участие педагогических и студенческих кадров в межвузовском и академическом диалоге, а также в правовом просвещении граждан, в создании и функционировании юридических кабинетов, адвокатских бюро и других элементов, отражающих процесс трансформации сферы юридических услуг в условиях рыночных реформ. Комплексное рассмотрение исторического опыта реализации государственной образовательной политики России в сфере высшей юридической школы требует проведения компаративного анализа инфраструктурной, учебно-методической, кадровой динамики структур университетского и специализированного юридического образования на различных этапах модернизации отечественного высшего образования в новейший период.

Следует также отметить, что изучение данной темы хорошо обеспечено историческими источниками. Деятельность органов исполнительной власти, осуществлявших управление университетами и отраслевыми вузами России в первой половине 1990-х гг., когда происходила демократизация образования и становление негосударственного сектора высшей школы отражена в документах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Центрального государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Центрального государственного архива Республики Башкортостана (ЦГИА РБ) Материалы формирования государственной политики в сфере высшей юридической школы Башкортостана в последующие годы представлены в текущих архивах Министерства образования РФ, Министерства юстиции РФ, МВД РФ, Правительства Республики Башкортостан, Государственного собрания - Курултая Республики Башкортостан, Башкирского государственного университета и других вузов республики. Имеется также широкий круг опубликованных источников, необходимых для проведения исторического исследования: государственные программы, нормативные документы, материалы учебно-методической и научной деятельности структур высшего юридического образования, публицистические источники.

Выводы

Во второй половине 1990-х - 2000-е гг. отечественными авторами был создан комплекс научных исследований, отражавших исторический опыт формирования и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития высшего образования в период модернизационного транзита рубежа XX - XXI веков. Основной массив данных разработок был выполнен на основе методологических подходов и методов исторической науки, включая проекты по истории конкретных отраслей высшего образования - педагогического, исторического, инженерно-технического. В исследовательских проектах обобщающего характера, а также в изданиях, посвященных истории российских университетов, раскрывались и отдельные аспекты развития высшей юридической школы России в новейший период.

Тема институционализации и деятельности центров высшего юридического образования в Республике Башкортостан в 1991 - 2000-е гг. не ставилась и не изучалась в качестве самостоятельной научно-исторической задачи в рамках историографического освоения проблематики российских реформ рубежа XX - начала XXI веков. Возможность постановки и научного изучения данной темы обусловлена наличием научно-теоретической базы и смежных исторических исследований, объемной и разнообразной источниковой базой, включая малоизученные и не введенные в научный оборот архивные документы.

Исследование исторического опыта и результатов государственной политики в сфере развития высшего юридического образования Республики Башкортостан является актуальной научной задачей в контексте дальнейшего осмысления многогранного процесса российских преобразований XX - XXI вв.

Библиография

1. Лютых О.Ю. Реформы в России на рубеже ХХ-ХХ! веков // Вестник КрасГАУ. 2011. № 12. С.271-276.

2. Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований. Заметки и размышления о новых подходах // Новая и новейшая история. 1995. № 1. С.3-33.

3. Заболотный Е.Б., Камынин В.Д. Историческая наука России в конце ХХ - начале XXI века. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,, 2004. -208 с.

4. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. - М.: Академия, 2008.

5. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже ХХ - XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М.: Кругъ, 2011. - 560 с.

6. Согрин Владимир. Политическая история современной России. 1985-1994. От Горбачева до Ельцина. М.: Прогресс-Академия, 1994. - 192 с.

7. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы. М. Союз, 1998. -327 с.

8. Козловская Г.Е. Российское образование на рубеже веков. М.: Московский учебник, 2001. - 283 с.

9. Клячко Т.Л., Мау В.А. Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации // Вопросы образования. 2007. № 3. С.46-64.

10. Кульчик Ю.Г. Этнополитические процессы в Башкортостане (информационно-

аналитический обзор). М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. -117 с.

11. Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. Уфа: Китап, 1994. - 156 с.

12. Валеев Д.Ж.: История башкирской философской и общественно-политической мысли: Основные тенденции развития. Уфа: Китап, 2001. - 348 с.

13. Абрдахманов Д.Я., Буранчин А.М.. Трансформация государства и общества в условиях глобализации: модель Башкортостана / Институт гуманитарных исследований АН Республики Башкортостан. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. - 228 с.

14. Буранчин А.М. Общественно-политическое развитие Республики Башкортостан в конце 1980-х-1990-е гг. Уфа: БашГУ, 2007. - 195 с.

15. Проблемы становления и развития государственности Республики Башкортостан: Коллектив. моногр. / Ю.Н. Дорожкин, М.А. Аюпов, И.Ш. Муксинов и др.; Редкол.: М.А. Аюпов и др.; Башк. акад. гос. службы и упр. при Президенте Респ. Башкортостан. Науч.-исслед. информ.-аналит. центр, Акад. наук Респ. Башкортостан. Отд-ние соц. наук. - Уфа: БАГСУ, 2000. - 308 с.

16. Юлдашбаев Б.Х. Новейшая история Башкортостана. Уфа: Китап, 1995. - 286 с.

17. Алмаев Рустам, Ямалов Марат. История Башкортостана в ХХ веке. Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - 308 с.

18. История Башкортостана. 1917-1990 годы. В 2-х т. / отв. ред. Р.Н. Сулейманова. Т. 2. 1945-1990. - Уфа: Гилем, 2005. - 599 с.

19. Никонова С.И. Подготовка кадров для строительного комплекса республик Среднего Поволжья в 80-е гг. (на материалах Марин Эл, Татарстана и Чувашии): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 1992. - 16 с.

20. Мещангина Е.И. Государственная политика в области высшего педагогического образования в условиях становления новой России: 1990-2000 гг.: Дис. канд. ист. наук. Екатеринбург, 2006. - 22 с.

21. Волкова Т.А. Развитие высшего образования в восточных районах Республики Татарстан в 1990-е гг.: Дис. канд. ист. наук. Казань, 2009. - 216 с.

22. Арсланбаева А.А. Развитие образования и культуры Башкирской АССР в годы перестройки: Автореферат дис. канд. ист. наук. Уфа, 2013. - 26 с.

23. Козловская Г.Е. Российское образование в постсоветский период, 1991-1999 гг.: Дис. ... докт. ист. наук. М., 2003. - 430 с.

24. Феоктистов П.А. Реформирование высшего профессионального образования Российской Федерации в 90-е годы XX века: Автореферат дис. канд. ист. наук. М.: РУДН, 2006.-25 с.

25. Чувыров А.Н., Хун Хуан, Миннеханова А.Х. Формирование института образования в регионах России в период смены социального устройства государства (на примере Республики Башкортостан). Уфа: Вагант, 2005.-143 с.

26. Хадимуллина Э.Д., Хадимуллин Р.Р История становления и развития высшего образования в Башкирии в 1917-1985 гг. / М-во образования и науки Российской Федерации, Уфимский гос. нефтяной технический университет. -Уфа: РИЦ УГНТУ, 2014. - 171 с.

27. Каримов К.К. Наука Башкортостана: от исследователей одиночек до академических центров // Народное образование. 2000. № 6. С. 51-53.

28. Халфин С.А., Юсупов, Р.Г. Академическая наука в Башкортостане: становление и развитие (1951-2001 гг.) /Академия наук Республики Башкортостан. Отделение гуманитарных наук, Академия наук Республики Башкортостан. Отделение

социальных наук, Уфимская государственная академия экономики и сервиса, Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН. Под общ. ред. д.э.н. А.Н. Дегтярева. - Уфа: Издательство Уфимской государственной академии экономики и сервиса, 2006. - 220 с.

29. Юсупов Р.Г.. Развитие основных направлений исследований в башкирском филиале АН СССР и координации науки (вторая половина XX в.) // XIX Уральские Бирюковские чтения. Культура и образование в регионах: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году учителя в России, 21-22 сентября 2010 / Под ред В.В. Латюшина. - Челябинск: Изд-во Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ), 2010. С. 113-122.

30. Самигуллин В.К. Становление и развитие юридической науки в Республике Башкортостан // Проблемы востоковедения 2016. № 4 (74). С.9-34.

31. История Казанского университета. 1804-2004 / Гл. ред. И. П. Ермолаев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. - 651 с.

32. Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова: 40 лет. Чебоксары, 2007. - 343 с.

33. Истина в слове: прошлое и настоящее Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева / Арсентьев Н. М., Богатырев Э. Д., Винтин И. А., Григорькин В. А. и др. - Саранск Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2014. - 477 с.

34. Кульшарипов M.M., Низамов А.Г. История Башкирского государственного университета. - Уфа: Издательство БашГУ, 1997. - 200 с.

35. Янгузин Р.З. Датировка основных этапов становления Башкирского государственного университета // Вестник Башкирского университета. 2004. № 3. С. 4-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Янгузин Р.З. История Башкирского университета в документах // Вестник Башкирского университета. 2004. № 3. С. 8-58.

37. Смыкалин А.С. Юридическое образование в СССР и Российской Федерации: исторический аспект // Юридическое образование и наука. 2000. № 2. С.41-42;

38. Ящук Т.Ф. Очерки по истории юридического образования. Омск: Издательство ОмГУ, 2004. - 167 с.

39. Остапович И.Ю., Мусинов П.А. Этапы развития юридического образования в России // Credo Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2014. Декабрь. № 3 (12). URL: http://ce.if-mstuca.ru

40. Сазонникова Е.В. Юридический факультет Воронежского государственного университета: в начале пути. 1918: (исторический очерк). Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2017. - 135 с.

41. Андреева О.И., Аракчеев В.С., Барнашов А.М. Юридический институт (факультет) Томского государственного университета, 1898-2018: история и современность. Томск: Издательство Томского государственного университета, 2018. - 83 с.

42. Кукушкин М. И., Перевалов В. Д. Уральской государственной юридической академии - 70 лет // Правоведение. 2001 № 1 С. 6-12.

43. История, настоящее, будущее: Свердловский юридический институт : Уральская государственная юридическая академия 80 лет СЮИ - УрГЮА / отв. ред. В. А. Бублик, В. Д. Перевалов. - Екатеринбург, 2011. - 799 с.

44. Сабиров Р.Д., Ежова Е.В. Институт права Башкирского университета: прошлое, настоящее, будущее // Lex Russika. Август 2015. № 8 (Том CV). С.7-13.

45. Ганин В.В. Система подготовки юридических кадров в СССР и российском зарубежье. 1917-середина 1980-х гг. М.: Социум, 2001.

46. Ганин В.В. Подготовка юридических кадров в СССР и Российской Федерации в 1985-1990-х гг. (проблемы модернизации). М.: Социум, 2002.

47. Ганин В.В. Государственная политика в области подготовки юридических кадров России, конец Х!Х-ХХ вв. М.: МосГУ, 2003. - 55 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.