РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАТАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗИРУЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА (1950-1980-е гг. ХХ в.)
Галлямова А.Г.
Бурные темпы промышленного развития Татарской республики в советский период обусловили стремительное развитие в ней системы высшего образования. В послевоенный период при почти неизменном количестве вузов значительно расширилась численность обучавшихся в них студентов. Особенно заметное развитие получило техническое образование. При этом вузы испытывали ощутимые материальные и кадровые трудности.
Ключевые слова: увеличение численности студентов, нехватка помещений, дефицит преподавательских кадров, трудности в обеспечении общежитиями, столовыми, профессиональное образование.
Tatarstan Republic's development of higher education in the context of modernized society.
The acceleration of industrial development of the Tatar Republic during the Soviet period caused the development of the higher education system. After World War II the number of students increased drastically, however the number of universities and colleges remained the same. Vocational education was especially popular. At the same time the universities and colleges had financial and human resource challenges.
Key words: growing number of students, lack of premises, shortage of college instructors and professors, difficulties in supply of cafeterias and dorms.
В истории Советского Союза II половины ХХ в. трудно найти примеры других областей и республик, где наблюдались бы столь высокие темпы индустриализации, как в Татарстане. Сразу же в послевоенный период здесь развернулось строительство новых промышленных предприятий, ориентированных на общесоюзные нужды. Это объяснялось весьма актуализировавшейся в условиях «холодной» войны государственной стратегией, согласно которой республике отводилась роль важной тыловой базы. Немаловажным фактором хозяйственного развития Татарстана в рассматриваемый период являлось промышленное освоение нефтяных месторождений.
Уже в середине 1950-х гг. республика стала в нефтедобывающей отрасли бесспорным лидером. Причем в процесс добычи здешними нефтяниками было внесено много нового, позволившего получать здесь самую дешевую нефть в стране. Известной страницей истории республики явилось создание Камского ТПК, основу которого составляли два крупнейших предприятия «Нижнекамскнефтехим» и «Нижнекамскшина» в Нижнекамске и КамАЗ в Набережных Челнах. На гигантскую строительную площадку, развернутую на закамских черноземах, по оргнабору приезжали люди из самых различных областей и республик. И вскоре северо-восток респуб-
лики вместе с традиционным Казан-ско-Зеленодольским промышленным узлом и нефтяным Юго-востоком стал представлять многонациональный урбанизированный регион.
Бурные темпы промышленного развития обусловили резкий спрос на рабочую силу, который довольно легко удовлетворялся за счет крестьян, охотно покидавших село в поисках лучшей доли в городах. Но по мере усложнения производства требовалась не просто рабочая сила, а профессионалы высокого уровня. Их быстро индустриализировавшейся республике существенно не хватало. Так, в 1960 г. Татарский совнархоз сделал заявку на 1779 специалистов с высшим образованием, а получил лишь 610 человек. В 1961 г. ситуация еще более ухудшилась. Вместо запрошенных 1780 на предприятия, входившие в Татсовнар-хоз, пришло работать 482 человека с высшим образованием[1]. При такой острой нехватке кадров система высшего и среднего образования приобретала ключевое значение в модернизации республики.
Система вузов и техникумов в Татарской республике сложилась еще в 1930-е годы. В 1935 г. в Татарстане существовало 13 вузов[2]. Все они находились в Казани, первый вуз вне столицы республики появился в 1939 году. Это был Елабужский педагогический институт. Сразу после войны в 1945 г. в Казани открылась консерватория европейского образца, первая среди автономных республик и долгое время остававшаяся единственной среди них. В 1946 г. был вновь восстановлен Казанский инженерно-строительный институт. В связи с развитием в Татарстане энергоемких производств в Казани в 1968 г. открывается фили-
ал Московского энергетического института. В это же время в Казани были созданы филиалы Ленинградского института культуры им. Н.К. Крупской, Волгоградского института физической культуры. К началу 1980 гг. в республике имелось 13 высших учебных заведений [3]. Как видим, несмотря на появление некоторых новых учебных заведений в послевоенные десятилетия, за счет слияния некоторых из них общее число вузов не изменилось. Большинство институтов по-прежнему находилось в столице республики.
Практическое отсутствие количественного роста вузов вовсе не означало их качественной стагнации. Вузы неузнаваемо менялись, расширяя свои образовательные возможности, открывая новые факультеты. Одним из крупных событий такого рода стало создание в 1969 г. архитектурного факультета в Казанском инженерно-строительном институте, с чем связывают создание Казанской архитектурной школы, весьма значимой не только для республики, но и для Поволжья. В середине 1960-х гг. обеспеченность Татарской республики квалифицированными архитекторами была одна из самых низких в стране: четыре специалиста на 1млн человек. Укомплектованность штатов архитекторами в проектных институтах республики составляла 1-10%, в составе 35 районных и 8 городских архитекторов не было ни одного дипломированного специалиста [4]. Поэтому власти республики настойчиво добивались возможности готовить архитекторов в республике.
В связи с открытием крупных месторождений нефти и с развертыванием в республике нефтедобывающей промышленности резко возросла пот-
ребность в геологах, инженерах-нефтяниках. Поэтому КГУ, КХТИ стали широко готовить специалистов по геологии нефти, геодезическим методам разведки полезных ископаемых, технологии разработки и эксплуатации нефтяных месторождений. В соответствии с растущими потребностями авиационной, приборостроительной, машиностроительной отраслей увеличивалось число специальностей на физическом, химическом, механико-математическом факультетах КГУ. В авиационном институте стали готовить специалистов по реактивным двигателям, радиолокации и др. В 1980 г. в Набережных Челнах был открыт Камский политехнический институт, готовивший специалистов для КамАЗа. Расширяли свои возможности вузы, готовившие специалистов для сельского хозяйства. В Казани стали готовить мелиораторов, зоотехников и др.
Некоторое развитие наблюдалось и по гуманитарным специальностям. В КГУ к отделениям истории, филологии русского языка, добавились отделения татарского языка и литературы, логики и психологии, был восстановлен также юридический факультет и др. В Елабужском педагогическом институте стали готовить преподавателей иностранных языков.
В соответствии с расширением образовательных возможностей увеличивалась и численность студентов в республике. Особенно высокие темпы роста количества студентов вузов наблюдались в 1950-е годы. С 1952 по 1962 г. он вырос в 2,5 раза: с 17 тыс. до 40 тыс. человек [5]. Самые высокие темпы отмечались в технических вузах: в Казанском авиационном институте - в 8 раз (с 1200 до 9600), в Казан-
ском химико-технологическом - в 5 раз, в остальных вузах - в 2-3 раза [6]. К концу 1980-х гг. в ТАССР из высших учебных заведений выпускалось около 11 тыс. человек, из средних специальных заведений - более 17 тыс. человек. К этому времени в республике на 10 тыс. человек населения приходилось 30 выпускников вузов и 48 средних специальных учебных заведений [7].
Что касается материальной базы высшей школы, то в первые послевоенные десятилетия она явно не поспевала за ростом все более и более увеличивавшегося контингента студентов. В 1940-1960-е гг. проблема помещений, оснащения их необходимым оборудованием остро стояла практически во всех вузах и техникумах Казани. Не хватало даже столов и стульев, бывало, что студенты слушали лекции стоя [8]. В 1940-е гг. были и такие учебные заведения, которые не имели собственного здания. По этой причине, ветеринарный и финансовый техникумы вели занятия только вечером [9]. В ведущих вузах (КАИ, КХТИ) на одного студента приходилось всего 2-3м учебно-производственных площадей при средней норме 10 кв. м. Поэтому они, как и ряд других вузов, работали в три смены с укороченным перерывом. Руководители республики неоднократно обращались в ЦК КПСС с просьбой увеличить ассигнования на строительство вузов, однако, получали отказ с мотивировкой отсутствия средств, которые выделялись в первую очередь для создания научно-образовательной базы Сибири [10].
Заметные подвижки в развитии материальной базы науки и образования произошли лишь во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг.: для Казанского университета было
возведено два современных высотных здания. Появились новые здания и у Казанского филиала Академии наук, авиационного, химико-технологического, сельскохозяйственного, ветеринарного, финансово-экономического, инженерно-строительного институтов, большинства техникумов.
Наряду с проблемой материального оснащения вузов трудной задачей оставалась и обеспеченность их кадрами преподавателей. Почти во всех вузах Татарской республики темпы роста числа студентов опережал соответствующий показатель по профессорско-преподавательскому составу. Так, в КАИ с середины 1950-х до середины 1960-х гг. при десятикратном росте количества студентов количество преподавателей увеличилось в 6 раз [11].
Из-за недостатка преподавателей увеличивалась учебная нагрузка на них. Наметившаяся напряженность в кадровой проблеме вузов была напрямую связана с пресловутым квартирным вопросом. Уходили в прошлое времена, когда профессорско-преподавательский корпус наряду с руководителями крупных предприятий, творческими деятелями относился к привилегированной части общества и обеспечивался жильем в элитных домах в центре города. В условиях бурного процесса индустриализации и урбанизации работники интеллектуального труда подвергались омас-совлению, сталкивались с теми же проблемами, что и так называемые простые горожане. Среди преподавательского состава стала отмечаться новая тенденция - текучесть кадров. Так, только в первой половине 1960-х гг. из вузов республики уволилось 149 кандидатов и докторов наук [12].
Судя по письму секретаря партийной организации консерватории Сафронова, квартирный вопрос для преподавателей вузов в Казани стоял острее по сравнению с другими городами. Так, он сообщает, что профессор Броун, работавший в консерватории со дня ее основания и создавший в Казани виолончельную школу, уехал в Горький, где ему обещали сразу дать квартиру. В письме перечисляется еще около десятка видных деятелей культуры, которые из-за плохих жилищных условий готовы были переехать в другие города, где их жилищная проблема решалась. С просьбой к первому секретарю Татарского обкома КПСС С. Игнатьеву об улучшении жилищных условий преподавателей консерватории, снискавших всеобщее признание в республике композиторов М. Муза-фарова, Х. Валиуллина, А. Валиулли-на, в 1957 г. обращался даже такой авторитетный в СССР деятель культуры секретарь Союза композиторов СССР Тихон Хренников. Чтобы удержать преподавателей консерватории супругов Таубе от отъезда в Новосибирск, где им также предоставляли квартиру, пришлось отдать под жилье учебный класс [13], хотя сама консерватория была обеспечена учебными помещениями на 40-50%. «Из средней нормы 4-часовой самостоятельной работы мы можем предоставить каждому студенту только 1-1,5. Студенты занимаются на лестницах, в коридорах, курилке, в уборных, но и это не может обеспечить все 210 человек, заниматься по специальности», - сообщал в уже упомянутом письме секретарь парторганизации консерватории [14].
Тяжелая ситуация на протяжении всего советского периода была и с предоставлением общежития ино-
городним студентам. Бывали случаи, когда студенты жили на вокзале. Так, в 1960 г. декан геологического факультета КГУ на общегородском совещании работников вузов сказал, что ему нередко звонят из милиции речного порта с просьбой забрать студентов, которые ночуют на вокзале, студенты этого факультета лишь на 25% были обеспечены общежитиями. В целом по Казани лишь 45% студентов были обеспечены общежитиями[15]. Совершенно не имели своих общежитий авиационный техникум, техникум связи, юридическая и фельдшерско-акушерская школы в 1940-начале 1950-х гг[16]. Быт студентов осложнялся и массой других условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Прежде всего, это нехватка столовых и безобразная работа имевшихся. Столовые в студенческих общежитиях, институтских корпусах отличались низким качеством продукции, скудным ассортиментом. В 1960 г в связи с плохой работой буфета и столовой студенты химико-технологического института объявили им бойкот[17].
Таким образом, в 1950-1980-е гг. система высшего образования республики отвечала потребностям бурно развивавшейся в республике промыш-
ленности. При этом материальные и кадровые потребности высшей школы не всегда удовлетворялись на должном уровне, что не могло не сказываться на жизнедеятельности студентов.
Литература:
1. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 37. Д. 90. Л. 79.
2. Казань на пороге тысячелетия. Стат. Сб. - Казань, 2004.
3. 70 лет Татарской АССР. Юбилейный статистический сборник. - Казань, 1990. - С. 225.
4. ЦГА ИПД РТ Ф. 15. Оп. 7. Д. 76. Л.
142.
5. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 37. Д. 102. Л. 29.
6. Там же.
7. 70 лет Татарской АССР. Юбилейный статистический сборник. - Казань, 1990. - С. 229.
8. ЦГА ИПД РТ. Ф. 26. Оп. 88/16. Д. 39. Л. 13.
9. Там же.
10. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 37. Д.102. Л. 29.
11. ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. Оп. 45. Д. 13. Л. 111.
12. Там же. Оп. 42. Д.77. Л.14.
13. Там же. Оп. 38. Д. 473. Л.21.
14. Там же. Л. 87.
15. РГАНИ.Ф. 5. Оп. 37. Д. 90. Л.80.
16. ЦГА ИПД РТ. Ф. 26. Оп. 30. Д. 15. Л. 82 об.
17. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 37. Д. 90. Л. 80.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАТАРСТАНЕ
Туктамышов Н.К., Салехова Л.Л.
В статье рассматривается история возникновения и функционирования высшего образования на билингвальной основе в условиях Татарстана, осуществляемого средствами русского и татарского языков.
Ключевые слова: образование в Татарстане, полилингвизм, обучение на двуязычной основе, медресе, обучение на татарском языке в высшей школе